мастер - класс для педагогов
Тема "Тактильные карточки - средство развития образной памяти"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_doshkolnom_vozraste_deti_vosprinimayut_vse_s_pomoshchyu_obrazov_avtosohranennyy.docx | 25.54 КБ |
taktilnye_kartochki.ppt | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги…. Я рада вас приветствовать на своем мастер-классе, темой которого является : «Тактильные карточки - средство развития образной памяти». Цель моего мастер-класс- это распространение собственного педагогического опыта посредством знакомства с возможностями использования тактильных карточек. Задачи: продемонстрировать приемы работы с дидактическим пособием. Донести до участников МК важность использования данных приемов в развитии образной памяти, творческого мышления. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.
Как известно, в дошкольном возрасте дети воспринимают все с помощью образов, поэтому обучение детей, которое опирается на логическое мышление и механическую память не всегда дает результат. Количество запомненного материала зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к запоминаемым объектам. Обычно, дошкольники легче запоминают то, что им интересно, что произвело эмоциональное впечатление.
Развитие памяти тесно связано с развитием воображения. Как вы думаете, можно ли работать над своим воображением? Воображение присуще каждому ребенку, но его надо развивать через игровую и учебную деятельность. Основным орудием овладения воображением становятся сенсорные эталоны. Очень много о тактильном развитии написано в трудах Марии Монтессори, которая учила детей различать материалы на ощупь и запоминать прилагательные, которые описывают тактильные ощущения — гладкий, шершавый, шероховатый, скользкий, ребристый и т.п.
В середине 80-х гг двадцатого века российский ученый Игорь Матюгин разработал игровую систему, которая улучшает восприятие и воспроизведение информации, опираясь на присущее каждому человеку умение представлять и фантазировать.
Скажите, через что мы получаем осязательную информацию? Давайте вспомним, как маленькие дети познают мир? Маленькие дети стараются все потрогать, попробовать на вкус, разобрать и посмотреть, что там внутри. Это самый надежный путь познания мира для маленького человека. С возрастом впечатления от осязания несколько притупляются, и мы присоединяем к своему арсеналу другие механизмы (слух, зрение, обоняние), один из которых становится преобладающим. Многие по незнанию не придают важности чувству осязания, но тактильные чувства у человека могут быть очень развиты. Наверное, многие видели, как читают слепые, для обычного человека это кажется практически за гранью возможного. И все-таки черты кинестетика остаются в нас навсегда. Никто не может ограничиваться одним каналом информации.
Исходя из этого, я в своей работе стала проводить занятия с использованием тактильных карточек. На основе развития тактильных ощущений формируется: творческое воображение детей, мышление, внимание, память, связная речь.
Изготовить карточки ( или так называемые тактильны дощечки) очень легко, а развитие психических процессов у детей с их помощью практически не ограниченно. Пособие не затратное, выполнено в основном из бросового материала, который создает разнообразную поверхность (гладкую, твердую, мягкую, шероховатую,ребристую), поэтому может быть легко изготовлено самостоятельно. Количество и разнообразие карточек зависит от творчества воспитателя. Карточек с однотипным покрытием должно быть не менее двух на одного ребенка.
Пособие выполнено в соответствии с эргономическими требованиями: они легкие, прочные, компактные, и при этом удобные для осязательного восприятия, размер (6х12), что примерно соответствует детской ладошке. Так как карточки выполнены из натуральных материалов, то их цвет не вызывает зрительного дискомфорта. К каждой карточке подобраны характеризующие картинки, которые используются в процессе дидактических игр.
Рассмотрим этапы работы с методическим пособием:
- Первый этап. Знакомство детей с пособием: На данном этапе мы с детьми обследуем карточки на зрительном и тактильном уровне: Учимся описывать находить их по описанию. Формируется умение группировать карточки по их признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений, сравнивать между собой.
- Взаимодействие с карточками: предлагаю соотнести поверхности карточки с определенным предметом, животным, человеком, эмоциональным состоянием, музыкальным произведением.
- Составление рассказов с заданной либо свободной последовательностью. На данном этапе осуществляется процесс бучения выкладывания карточек слева направо по ходу рассказа
Дети учатся пересказывать с опорой на тактильные карточки используя зрительный либо тактильный анализатор.
Для проведения мк мне потребуется 2 человека. Перед началом работы с карточками необходимо провести массаж пальцев рук. Удобно это сделать при помощи су-джок мячей. Определите качество поверхности, найдите такую же. На что или кого похожи данные карточки? — проведите рукой по карточке, сравните гладкую ребристую карточку. Какие эмоции у вас вызывают данные карточки? Пофантазируйте и скажите, на кого из ваших знакомых похожа эта карточки. Подберите к ней сущ., а теперь к данному сущ. как можно больше прилаг. Составьте предложение с данным существительным. Данные игры формируют и развивают такие мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Для развития воображения интересно применять карточки при прослушивании музыки. Прослушайте муз. произведение Брамс «Венгерские танцы» соотнести свое ощущение, впечатление от прослушанной композиции с тактильной карточкой.
Тактильные карточки я применяю как в индивидуальной работе, так и в процессе ОД как элемент занятия. Так, на занятиях по развитию речи можно создать план рассказа - описания. В последствие, ребенок легко может восстановить рассказ. Воспитатель читает рассказ и интонацией подчеркивает слова, на которые необходимо обратить внимание. Прошу участников слушать внимательно.
Рекс
Рекс – лохматый щенок, у него шершавый нос, острые зубы и круглые глаза. Он любит грызть гладкие косточки и спать на шерстяном коврике.
Прошу одного из участников восстановить текст. Следующий этап, восстановить на тактильном уровне. Карточки помещаем в волшебный мешочек. Прошу одного участника восстановить последовательность рассказа, выложив карточки слева направо по сюжету, проговаривая текст. Второго участника прошу помочь. Дети могут читать последовательность в прямом и обратном порядке. Продолжим историю про щенка.
Приключение Рекса
Однажды Рекс вышел из дома и попал на мягкую полянку, пошел по извилистой тропинке, перебежал ребристый мостик, с мостика спустился на гладкие камушки. Но тут он понял, что заблудился…
Помогите Рексу вернуться домой. Прошу одного из участников озвучить обратный путь.
Очень удобно использовать пособие при знакомстве с различными природными и искусственными материалами, (пластмасса, резина, древесина, металл и т.п),изучение лексических тем : животные, птицы, одежда, обувь и т.д. Я предлагаю вам составить рассказ «Как Катя собиралась на прогулку». Примерный план рассказа «Однажды Катя собралась на прогулку, она решила одеть.. Прошу участников не забывать о сезонных явлениях и алгоритме одевания. Можно использовать характеристику через ощущения либо из какого материала изготовлена вещь. Количество карточек не ограничено Игры с тактильными карточками проводятся, как по инструкции воспитателя, так и по собственному замыслу детей в свободной деятельности. Дети либо дублируют игры, с которыми они познакомились в процессе ОД, либо на их примере создают свои. На основе тактильных карточек создан тактильный театр. Здесь необходимо тщательно подбирать материал, для совпадения тактильных ощущений и зрительного анализатора.
Предложенные мной игры развивают не только тактильную память, но и воображение, фантазию, внимание, мышление, речь, мелкую моторику. Они способствуют развитию таких качеств, как уверенность, инициативность, неординарность, креативность, которые необходимы в современном обществе. Что было бы если человек не обладал всеми этими качествами? Мы просто лишились бы великих научных открытий , шедевров произведений искусства.
Важно не только научить ребенка чему- то, но и вселить в него уверенность в себя, сформировать умение отстаивать свою точку зрения.
А сейчас я прошу участников охарактеризовать свое настроение после проведения МК при помощи тактильных карточек. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель Распространение собственного педагогического опыта посредством знакомства с возможностями использования тактильных карточек, как средства развития образной памяти .
Задачи продемонстрировать приемы работы с тактильными карточками донести до участников МК важность использования данных приемов в развитии образной памяти, творческого мышления создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса
Историческая справка Мария Монтессори , первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века Игорь Матюгин , российский ученый, в 80-гг ХХ века разработал игровую систему
Критерии изготовления пособия выполнено в соответствии с эргономическими требованиями изготовлено из натуральных материалов размер дощечек – 6 x 12 см количество карточек с однотипным покрытием не менее 2-х на каждого ребёнка.
Этапы работы с тактильными карточками I этап – знакомство с карточками I I этап – манипулирование карточками I II этап – составление рассказа с опорой на тактильные карточки
Рекс – лохматый щенок, у него шершавый нос, острые зубы и круглые глаза. Он любит грызть гладкие косточки и спать на шерстяном коврике. Рекс
Приключение Рекса Однажды Рекс вышел из дома и попал на мягкую полянку, пошел по извилистой тропинке, перебежал ребристый мостик, с мостика спустился на гладкие камушки. Но тут он понял, что заблудился…
Результаты использования тактильных карточек развитие тактильной памяти развитие воображения, фантазии развитие речи: обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной речи, развитие речевого творчества формирование и развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация ) развитие мелкой моторики
Конкурсант: Метс Анна Яновна воспитатель МК ДОУ №4 «Звездочка» ЗАТО п. Солнечный.