Проект "Лук - здоровью друг"

Метс Анна Яновна

Паспорт проекта в средней группе "Лук - здоровью друг"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Ягодки» «Лук – здоровью друг»

Вид проекта: познавательно-исследовательский
Тип проекта: среднесрочный
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Сроки реализации: 1 месяц 
Актуальность: 

 Проблема укрепления и сохранения здоровья детей остается исключительно актуальной. Каждый год уже к концу осени и в зимний период детские сады заметно пустеют. Дети постоянно заражают друг друга вирусами, универсальных вакцин от всех вирусов не существует. К любым вирусным заболеваниям нужно заранее готовиться, повышая, прежде всего иммунитет у ребенка. Лук  эффективен в профилактике простудных заболеваний, однако маленькие гурманы обычно отказываются от употребления его в пищу. Детей смущает вкус и запах лука. Многие взрослые задаются вопросом: «Как же научить детей любить лук?» Многие родители, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Проблема состоит в том, что дети  дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Цель проекта:

-изучить способы выращивания зелёного лука в зимнее время в комнатных условиях;

-активизировать у ребёнка инициативу, внимание и память;

-обогащение словарного запаса ребёнка;

-привлечь к работе проекта детей, воспитателей и родителей.

Задачи:
-расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (земля, влага, тепло, свет);
- формировать представления детей о здоровом образе жизни, значимости употребления зеленого лука в пищу для здоровья человека.
- развивать познавательный интерес, любознательность.
- учить наблюдать, делать выводы.
- воспитывать желание производить трудовые действия;
- формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями (вовремя полить, взрыхлить почву); 
- развивать творческие способности детей;
- воспитывать у детей умение приобретать опыт исследовательской деятельности;
- вовлекать родителей в педагогический процесс ДОУ. 
Планируемый результат: 

1. Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями его содержания.

2. Дети изучат один из способов посадки лука в комнатных условиях, сформируются знания и представления о строении лука.

3. Дети научатся подмечать пользу и красоту зелёного лука.

4. Активизируется взаимоинформирование родителей и воспитателей по проблеме воспитания у детей потребности быть здоровым.

Итоговое мероприятие: Выставка детских работ «Лук – здоровью друг»

Этапы проекта:

1. Аналитический: Выявление знаний детей о луке, анкетирование родителей
2. Этап подготовительный, теоретический:
Подбор иллюстраций, художественной литературы, изготовление дидактических игр, атрибутов к подвижным играм, составление плана работы. Привлечение родителей к организации и реализации проекта (подготовка земли, луковиц для посадки).
3. Этап практический: 
Разные виды деятельности по теме (Лепка, аппликация, рисование, конструирование) 
Беседы , чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихотворений, пословиц, физкультминуток, организация разных видов игр, просмотр презентаций и видеороликов и обучающих мультфильмов.
Посадка лука разными способами (в воду, в землю, наблюдение за ростом лука в группе), уход за ним.
4. Этап заключительный: 
Сбор урожая, дегустация лука. 
Оформление выставки для родителей детей и педагогов «Лук – здоровью друг»

Приложение

Загадки о луке
1. Сидит дед во сто шуб одет, 
Кто его раздевает, 
Тот слезы проливает.

(Лук)

2. Не умеет он смеяться,
И не любит раздеваться.
Кто кафтан с него снимает,
Часто слёзы проливает.
(Лук)

3. Очень горький - но полезный!
Защищает от болезней!
И микробам он не друг -
Потому что это - ... .
(Лук)

4. Кто на свете всех полезней,
Кто спасёт от всех болезней,
Кто обидит нас без рук? – 
Маленький, коварный... 
(Лук)

5. Никого не огорчает, 
А всех плакать заставляет.
(Лук) 

 Пословицы и поговорки

  • Лук добр и к бою и во щах.
  • Лук, что царь, стрелы, что посланнички.
  • Лук да баня все правят.
  • Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться.
  • Лук семь недугов лечит.
  • Оба луки, оба туги.
  • Надсаженный конь, надломленный лук, да замиренный друг.
  • Изломанного лука двое боятся (и враг и хозяин).
  • Тугой лук — коромыслице, калены стрелы — веретеньица.
  • Тугой лук, — то сердечный друг.
  • Будто с лука спрянул.
  • Кто ест лук, того бог избавит вечных мук.
  • Облупил, как луковку.
  • Миряне — родом дворяне: луковки во щах нет, а пуговка светленькая.
  • Пожилина туга, и лук крепок.
  • Кому до чего, а стрелку до лука.
  • Людской Семен, как лук зелен; а наш Семен в грязи завален.
  • Рожа — клюковка, глаза — луковки.
  • Вот тебе луковка попова, облуплена, готова: знай почитай, а умру, поминай (говорит отец, наделяя сына).
  • Если испечь луковицу прежде, чем лук собран с огорода, то весь лук высохнет.
  • Из лука — не мы, из пищали — не мы, а попить, поплясать — против нас не сыскать.
  • Лук от семи недуг.
  • Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном да запей квасом.
  • Голо, голо, а луковка во щи есть.
  • Хрен да редька, лук да капуста — лихого не попустят.

Сказка «Три брата»

Мальчик Илюшка был на даче. Он сидел на скамейке и болтал ногой. Вдруг к Илюшке подбежали три мальчика: один – маленький и черненький, другой – побольше, в золотистом костюмчике, а третий – самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах с большим зеленым луком в руках.

- Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, — по очереди поклонились они Илюшке и сказали:

- Мы все братья, пришли проверить, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, — известные защитники, как и наш брат Чеснок.

- А кого вы защищаете? – спросил мальчик.

- Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед и болезней, — гордо ответилибратья.

- Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником.

- Это очень просто: нужно только заботиться о тех, кто рядом с тобой, объяснил маленький лук Чернушка.

 — Я, например, самый маленький, простое луковое семя, но без меня наш средний брат — лук Севок не вырастит. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели, что мои перышки любому на помощь прийдти готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука.

 « Без меня наш старший брат – Репчатый лук, никогда не вырастит, — сказал лук Севок. – Как только меня в землю весной сажают, я для медного брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза!»

« Я, все, что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить, — сказал Репчатый лук. – В каждой чешуйке у меня тысячи летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб.»

«А как ты своим братьям добро возвращаешь?» – поинтересовался Илюшка.

- Для того, чтобы наш род не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья – семена-чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает 2-3 лета проходит, прежде чем я смогу семена вырастить.

- Какие вы все дружные, — с уважением произнес Илюшка.

- Нас трое братьев вроде лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, засмеялся лук Репчатый»

Сказка-притча «ЛУКОВАЯ СЕМЬЯ»

(КНИГА "СКАЗОЧНЫЙ СПРАВОЧНИК ЗДОРОВЬЯ" (ТОМ 2))
В воскресный день пошла хозяйка на базар за луком, да никак не могла выбрать, какой же лук ей лучше купить. В конце концов, она купила на пробу все луки, которые продавались в тот день на базаре. Так попали в одну корзинку братья луки из разных луковых семей. Вечером, когда все ушли с кухни, луки разговорились.
— Не расскажите ли, братцы, что-нибудь интересное о себе, — подал голос Репчатый лук с зелеными перьями на макушке. — Скучно лежать молча.
— Да, действительно, жизнь у тебя скучная и вкус горький, — откликнулся Лук-слизун, гордо расправив свои светлые и темно-зеленые длинные листья. Вот мой вкус гораздо более приятный. Когда распускаются мои белые и фиолетовые шары-соцветия, огород превращается в прекрасный сад. Из всех луков я самый красивый и самый урожайный. Ты, Репчатый, — тихоня: по пять лет растешь и всего одну луковицу выращиваешь; а один мой двухлетний куст дает до тридцати луковиц. Дети меня просто обожают. У одной девочки я даже вылечил малокровие.
— Вот расхвастался, — откликнулся Шнитт-лук. — Как будто ты один красив и целебен. У меня листья тоже очень нежные, а ярко-красные и фиолетовые соцветия до того хороши, что глаз не оторвать.
— Все-таки мы, луки, не цветами должны гордиться, а луковицами, — вступил в разговор Многоярусный лук. — Ты, Лук-слизун, хоть и выращиваешь много луковиц, да они у тебя не настоящие, а ложные, как, впрочем, и у Шнитт-лука. Ваши так называемые луковицы — просто небольшие утолщения в нижней части пера. Я же на своем цветочном стебле выращиваю настоящую прикорневую луковицу и множество маленьких деток-луковичек. Представляете, как удобно: не надо ждать, когда семена прорастут — сразу готовые луковички. Они у меня идут на размножение, а прикорневые луковицы едят.
— Братцы, главное в нас не только то, как выглядят наши цветы и луковицы, — примирительно сказал Лук-порей, взмахнув веером своих длинных листьев, — главное, что все мы служим людям нашими витаминами. Особенно мы богаты витамином С, как вы все знаете. Я, например, научился даже в зимний период его не расходовать, а, наоборот, накапливать. Мои молодые листья и стебли в свежем, вареном, сушеном и консервированном виде необыкновенно вкусны и питательны, и укрепляют человеку голос.
Долго братцы-луки своими достоинствами друг перед другом хвастались, пока не устали. Один Репчатый лук все время молчал, будто язык проглотил.
— А ты что молчишь? — обратились к нему братья.
— Да что говорить: обо мне и так все известно, — скромно произнес Репчатый лук. — Вы на огородах — редкие гости, а меня в каждом огороде полным-полно. Не смотря на мой горький характер, люди давно взяли меня к себе на службу, и я помогаю им всем, чем могу.
В эту минуту в кухню вошли хозяйка и ее дочка.
— Ой, как больно, — плакала девочка. — Зачем эта злющая оса ужалила меня? Посмотри, мама, у меня рука опухает.
— Подожди, не плачь, — сказала хозяйка, доставая из корзины репчатый лук. Она разрезала луковицу пополам и велела дочке:
— Скорее натри больное место половинкой луковицы. Старайся, чтобы на укус попало как можно больше лукового сока.
Девочка натерла луком больное место, и боль прошла, а от опухоли и следа не осталось.
— Видишь, как быстро помог тебе репчатый лук, — сказала мама. — Всегда с ним дружи. Когда у нас с твоим папой свадьба была, нам сплели огромный золотистый венок из репчатого лука, на счастье.

— Разве счастье от лука зависит? — засмеялась девочка.
— Счастье, может, и не от лука зависит, но древние обычаи не зря придуманы, — задумчиво сказала мама. — Помню дедушка рассказывал нам о страшной чуме, которая пол города убила. Однако в те дома, где лук был ежедневным гостем, чума не посмела заглянуть. А бабушка рассказывала, как она свою любимую корову от страшной эпидемии спасла. Повесила ей на шею луковый венок, и буренка ее осталась жива, когда другие коровы падали одна за другой. Наши предки не глупее нас были, не зря они детям на грудь луковки вешали, как талисман от всех бед и болезней. Если ты, доченька, каждый день будешь съедать хотя бы по луковке, никакие болезни тебе не страшны.
— Как хорошо, что у нас есть такой защитник, — ласково сказала девочка и вышла вместе с мамой из кухни.
— Вот, оказывается, какой удивительный наш братец, Репчатый лук, — уважительно сказал Лук-порей. — Долго растет, да много пользы приносит.
— Тише едешь, дальше будешь, — тихо прошептал Лук-слизун, и все луки почтительно склонили зеленые листья в сторону своего Репчатого собрата.

Анкета для родителей «Что вы знаете о луке?»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Это поможет правильно организовать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.

1. Лук относится:
А) к фруктам
Б) к овощам

2. Где выращивают лук?
А) В саду
Б) На огороде
В) Другой вариант ответа_______________________________________

3. Какие виды лука вы знаете?
______________________________________________________________

4. Как часто вы используете лук в своем обиходе?
А) Каждый день
Б) Очень редко
В) Не использую

5. Какие целебные свойства лука Вы знаете?
А) Помогает от кашля
Б) Защищает от бактерий
В)Другой вариант _______________________________________________
СПАСИБО!