Дополнительный материал к уроку. Экономика
Тема: Этапы развития экономической науки
Таблица 1
Основоположники экономической науки | Научные школы | Видные представители |
Аристотель (384 — 322 до н.э.) | Древняя Греция | Платон (427 — 347 до н.э.) Ксенофонт (430 —355до н.э.) |
Ж. Кольбер (1619-1683) | Меркантилизм (ХУ-ХУП вв.) | Т. Мен (1571 —1641) А. Монкретьен (1575-1621) А. Тюрго (1727-1781) |
А. Тюрго (1727-1781) | Физиократия (XVIII в.) | Ф. Кенэ (1694 — 1774) В. Мирабо (1715-1789) А. Смит (1723-1790) |
А. Смит (1723-1790) | Классическая школа (XVIII-XIX вв.) | У. Петти (1623 — 1687) Д. Норс (1641 —1691) К. Маркс (1818-1883) Ф. Энгельс (1820-1895) |
К. Маркс (1818-1883) Ф. Энгельс (1820-1895) | Марксизм (XIX —XX вв.) | Г.В.Плеханов (1856-1918) В.И. Ленин (1870-1924) К. Каутский (1854-1938) К. Менгер (1840-1921) |
К. Менгер (1840-1921) | Маржинализм (XIX в.) | У. Джевонс (1835-1882) Ф. Визер(1851 — 1926) А. Маршалл (1842-1924) |
А. Маршалл (1842-1924) | Неоклассическая школа (конец XIX— начало XX в.) | Д. Робинсон (1903-1983) Дж. Кларк (1884-1963) Л. Вальрас (1834-1910) |
Л. Вальрас (1834-1910) | Математическая школа (конец XIX— начало XX в.) | Р.Фриш (1895-1973) Л. В. Канторович (1912-1986) Дж. М. Кейнс (1883-1946) |
Дж. М. Кейнс (1883-1946) | Кейнсианство (XX в.) | А.Хансен (1887—1975) Ф. Хайек (1899-1992) |
Ф. Хайек (1899-1992) | Экономический либерализм (XX в.) | Л.Эрхард (1897—1977) Й. Шумпетер (1883-1950) М. Фридман (р. 1912) |
М. Фридман (р. 1912) | Монетаризм (XX в.) | С. Кузнец (1901 — 1985)В. Леонтьев (1906-1999) |
В. Леонтьев (1906-1999) | Теории экономического роста (XX в.) | Р. Арон (1905—1983) У. Ростоу (р. 1916) |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_osnovnyh_etapov_razvitiya_ekonomich.docx | 12.64 КБ |
etapy_razvitiya_ekonomicheskoy_nauki.docx | 15.39 КБ |
test_etapy_razvitiya_ekonomicheskoy_nauki.docx | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы развития экономической науки
В целях систематизации этапов развития экономической науки от момента становления до наших дней можно использовать табл. I.
Первыми учеными-экономистами считаются выдающиеся греческие философы-мыслители Аристотель, Ксенофонт, Платон.
Аристотель был основоположником экономической науки, так как первым приблизился к пониманию стоимости, природы богатства, денег, сути денежного обращения.
Меркантилисты проповедовали идею накопления в стране денег и развитие внешнеторговых отношений, что полностью совпадало с экономическими позициями периода первоначального накопления капитала.
Физиократы связывали получение богатства с развитием производства в сельском хозяйстве, и это также соответствовало развитию производительных сил в XVIII в., когда промышленность находилась в зародышевом состоянии и основные источники получения доходов общества были связаны с сельскохозяйственным трудом.
Представители классической школы перенесли понимание богатства на стоимость товаров, считая все производство источником прибыли. Период существования этой школы характеризуется первой промышленной революцией и бурным развитием техники во всех отраслях народного хозяйства, что привело к созданию системы рыночных отношений.
Марксизм — это теория, в которой дан анализ капиталистической системы хозяйствования. В своем главном труде «Капитал» К. Маркс продемонстрировал более глубокое по сравнению со своими предшественниками понимание таких категорий, как «стоимость», «труд», «прибавочная стоимость», «капитал», «земельная рента», «эксплуатация», а также продолжил развитие идеи двойственной природы труда.
Маржинализм — учение, объясняющее экономические процессы и явления исходя из предельной производительности и предельных издержек. Это учение часто опиралось на количественный анализ и использовало экономико-математические методы и модели.
Неоклассицизм появился в период второй промышленной революции, когда возникла потребность эффективного использования производственного потенциала капиталистического общества и выбора оптимальных вариантов развития экономики.
Математическая школа представлена российскими экономистами-математиками. Особый интерес представляют работы В. К. Дмитриева и Е. Е. Слуцкого. Дмитриев впервые предложил способы определения полных затрат труда на производство продукции и исчисления полных затрат на ее выпуск. Слуцкий — один из первых разработчиков теории вероятности, автор научно-прикладных работ в области экономики и статистики.
Представители школы кейнсианства требовали активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества.
Экономический либерализм — учение, сущность которого сводится к минимизации государственного воздействия на экономику и предоставлению максимально возможной свободы действия производителям, предпринимателям, торговцам.
Монетаризм — это теория, основной принцип которой состоит в том, что денежная масса влияет на цены, инфляцию и ход экономических процессов. Монетаристы сводят управление экономикой к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, к достижению сбалансированности бюджета, установлению высокого кредитного банковского процента.
Российские ученые внесли существенный вклад в развитие теории экономических учений. Имена И.Т.Посошкова, Н.Г.Чернышевского, Г. В. Плеханова, В. И.Ленина, А. В. Чаянова, Н.Д.Кондратьева, Е. Е. Слуцкого, Л. В. Канторовича занимают достойное место в мировой экономической науке. Работы Н.Г.Чернышевского и А. В. Чаянова составили теоретические основы проведения аграрной политики; В. И.Ленин внес большой вклад в теорию монополии и конкуренции, Н.Д.Кондратьев - в теорию кризисов и экономической нестабильности; Л.В.Канторович явился создателем теории оптимальных решений в экономике и экономико-математическом моделировании (был удостоен Нобелевской премии по экономике); В. Леонтьев разработал метод "затраты-выпуск" (был удостоен Нобелевской премии по экономике). Прогнозирование экономического роста на базе этого меда получило широкое распространение на Западе.
Предварительный просмотр:
Тест: Этапы развития экономической науки
-Установите соответствие
Теоретическая (Научная школа) | Основные идеи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|