Самоанализ

Коржова Оксана Петровна

самоанализ на высшую категорию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz-2014.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    «Чтобы быть хорошим преподавателем,                                                                                

                                                     нужно любить то, что преподаешь,

                                                     и любить  тех, кому преподаешь»

                           Ключевский В. О

Здравствуйте!

Меня зовут Коржова Оксана Петровна.  Родилась 24 июня 1978 года.

Я работаю учителем биологии и экологии Муниципального казённого образовательного учреждения Черновской средней общеобразовательной школы.

В 2000 году окончила естественно-географический факультет Новосибирского  государственного педагогического университета по специальности химия и биология,  получила квалификацию учитель химии и биологии,  диплом ДВС № 0622379. Кроме этого имею диплом квалификации химик-эколог, выданный Новосибирским государственным педагогическим университетом в 2000 году.

   В межаттестационный период  обучалась на курсах повышения  квалификации: 1. С 16 апреля 2012 года по 25 мая 2012 в негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий Ай Ти» по программе «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по биологии» в объёме 108 часов и выполнила итоговую работу по теме «Подготовка плана-конспекта урока с использованием ЭОР по предмету биология»

2.С 25 ноября по 27 ноября 2013 года  в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по биологии по теме  «Итоговая аттестация учащихся по биологии» в объёме 18 часов.

      Общий  трудовой стаж составляет 14 лет,  стаж педагогической деятельности 14 лет, по специальности   14 лет.

        В Черновской средней общеобразовательной школе работаю с 2000 года в должности учителя  биологии.

   В 2009 году присвоена первая квалификационная категория по должности учитель.

В Черновской средней общеобразовательной школе созданы все необходимые условия для достижения современного уровня общего образования обучающихся. Одним из таких условий организации образовательного процесса является создание системы школьных классов или учебных кабинетов.

Особенностью современных учебных помещений является наличие школьной мебели и специального оборудования.  В кабинете, где я преподаю, удобная мебель, которая подобрана с учетом роста учеников и расставлена согласно требованиям.  Она  обеспечивает ученикам нормальные условия для письма и чтения. Имеются стол преподавателя, компьютерный стол. В шкафах размещены книги, учебники, дидактический материал, атласы- определители, энциклопедии о животных и растениях, красная книга Новосибирской области, практические пособия (тесты, сборники упражнений), журналы по предмету.

В кабинете оформлены постоянные и временные экспозиции. Временные содержат информацию,  необходимую учащимся для подготовки к итоговой аттестации и важные даты в области биологии и экологии.

Постоянные экспозиции кабинета – это портретная галерея великих учёных- биологов.

Кабинет оборудован средствами ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, экран для мультимедийного проектора - позволяющими широко использовать презентации и видео на уроках.

Большую роль в организации учебного пространства играет освещение. Свет в моём кабинете равномерно распределяется по всей площади класса, над доской - софит. Окна оснащены жалюзи.

Учебная техника и наглядные средства обучения, которыми оснащён кабинет, помогают по-новому подойти к решению проблемы обеспечения нового качества образования, отвечающего социальным ожиданиям и образовательным запросам родителей и обучающихся.

   В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

           В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

 Проанализировав существующие трактовки понятия компетенции, я пришла к своему пониманию. Под компетенцией я мыслю результат образования, готовность ученика для достижения поставленной цели. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.

 Новый импульс этому процессу придал приоритетный национальный проект «Образование», который ориентирует учителей на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни. Это требует от школы:

- во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться  ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;

- во-вторых, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

   Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта.

Как  же помочь ребёнку стать компетентным?  Этого можно добиться при использовании образовательных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, развитие критического мышления, познавательную активность. Поэтому моя тема самообразования:  «Развитие   общеучебных компетенций на уроках  биологии  с использованием ИКТ и межпредметных  связей».

Цель моей темы самообразования: повысить  качество учебного процесса через развитие компетенций и  использование информационных технологий на уроках биологии и экологии, а также обеспечить развитие познавательной и личностной сферы  учащихся. Задачи: 1) повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения в образовательный процесс ИКТ;  2) развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной  деятельности учащихся;  3) формировать информационную культуру;  4) фиксировать уровень ЗУН на каждом этапе школьного обучения.

В достижении поставленных задач не малая роль, на мой взгляд, отводится рабочим программам. Рабочие учебные программы, разработанные мною на основе примерной программы с учетом  федерального компонента образовательного стандарта 2004 года  и авторских программ, соответствуют положению о рабочих программах.  Содержат методологическое и психологическое обоснование выбора данной программы, цели, сроки освоения, формы, методы обучения, технологию реализации программы, обоснование отбора содержания курса. 

В преподавании биологии я использую УМК под редакцией В.В.Пасечника с 6 по 11 классы, утверждённый Министерством образования Р.Ф. Кроме учебника в составе УМК я использую: методические пособия для учителя, рабочие тетради для учащихся.

На начальном этапе в рамках работы по самообразованию я познакомилась  с обширным теоретическим материалом, так как  на современном этапе важное значение приобретают не только прочные фундаментальные знания, но и  способность оперативно реагировать на запросы динамично  меняющейся действительности, постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж новой информацией, непрерывно заниматься самообразованием и максимально эффективно использовать источники информации для решения образовательных проблем, также  необходимо обладать высоким уровнем культуры работы с информацией, владеть новыми информационными технологиями, действовать в информационной среде, использовать ее возможности и уметь защищаться от негативных воздействий.

Следующий шаг моей работы в рамках темы самообразования – адаптировать и организовать собранный и переработанный материал в методический комплекс блоков:

• теоретический блок (лекционные, справочные, информационные, научные материалы),
• практический блок (задания и материалы из опыта работы учителей),
• контрольный блок (задания и вопросы к итоговому контролю, вопросы для самоподготовки),
• методический блок (рекомендации по реализации образовательного модуля).

   В педагогической науке межпредметные связи рассматриваются как дидактическое условие, способствующее повышению научного уровня обучения и формированию научного мировоззрения учащихся, влияющее на основные компоненты процесса обучения: на содержание учебного материала, на методы преподавания, используемые учителем и методы учения, самостоятельно осуществляемые учащимися. Межпредметные связи способствуют углубленному пониманию законов природы, раскрывают их применение в науке и различных отраслях производства.

    Содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире.             

  Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

   На своих уроках использую различные виды деятельности обучающихся, что делает урок интересным.

Развитию обучающихся способствуют и применяемые мною формы организации обучения. Основной формой является урок. Важным для себя считаю его структурирование. Не отвергая традиционного метода построения урока, применяю и нетрадиционные формы. Урок формирования новых знаний - это урок-исследование, урок-путешествие, конференция. Уроки проверки знаний – зачеты, смотры знаний, викторины.

Применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную.

Одной из форм организации деятельности учащихся является исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание и обучение творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Такая активная форма работы позволяет ученику, опираясь на имеющиеся знания, умения и навыки, учитывая свои индивидуальные особенности, ставить поисковую задачу. Обучающий результат такой работы заключается не только в приобретении  новых знаний, но и овладении исследовательскими навыками. Изменяется роль учителя в обучении: он в большей степени  становится не передатчиком знаний, а  партнером в обучении. Учитель, руководитель исследовательской работы, включен в исследование поставленной  проблемы на равных условиях с обучающимися и одновременно обучает его методике проведения эксперимента. Это дает возможность мне более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, так как невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.

При организации исследовательской деятельности в своей практике я реализую следующие направления:

1)экологические исследования;

2)исследования в рамках предмета.

В рамках данного направления учащиеся нашей школы исследуют экологию села, влияние автотранспорта на окружающую среду, воду из различных источников на территории села (из озера внутри села и реки Карасук), экологию собственного дома.

  Успешно организую социально значимую, творческую деятельность ученика,  привлекаю своих воспитанников  к активному участию в жизни образовательного учреждения; решению проблем местного социума; благоустройству территории школьного двора, осуществляю стимулирование самовоспитания учащихся через ролевые игры и тренинги, при этом учитываю возрастные особенности, личностные характеристики и возможности воспитанников. Учащиеся включаются в разнообразные по содержанию и эмоционально-притягательные по форме виды учебной и культурно - досуговой деятельности с целью интенсивного проживания различных социальных ролей, обогащения индивидуального жизненного опыта и расширения границ их возможностей.

   Одним из условий повышения качества образования я вижу использование на уроках новых информационных технологий. Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь.

     Эффективность работы по данной технологии подтверждается позитивной динамикой успешности по биологии с 64% до 68% (при 100% успеваемости).

  Я считаю, что любой педагог, заинтересованный в совершенствовании своего профессионального мастерства, независимо от преподаваемого предмета, должен обладать высокой информационной культурой, а главное – учить этому детей. 

  В моем кабинете установлен компьютер и мультимедийный проектор, с применением которых провожу более половины уроков. Использую Интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы и собственные электронные методические разработки. Разработанные мной уроки-презентации  вызывают большой интерес у учащихся. Благодаря использованию информационных технологий, удается значительно повысить качество знаний учащихся, сделать процесс обучения более интересным, рационально использовать учебное время

    Для активизации деятельности учащихся на уроках используются презентации в программе MS PowerPoint. Таблицы, схемы,  включаются в презентацию изучения материала на уроках биологии. В презентацию закладывается и  возможность организации контроля на уроках. Большое распространение получили тесты.

Наиболее эффективной тестовой формой проверки знаний может стать контроль после изучения тем школьного курса в форме ЕГЭ.

Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно - ориентированного обучения так как оно предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития.  

   Систематически провожу уроки, в который включены элементы здоровьесбережения. Использую приёмы:

 -  защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).

 - компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, дыхательная гимнастика, тренинги).

В своей работе успешно применяю педагогическую технологию сотрудничества, цель которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития обучающегося. Необходимо дать каждому обучающемуся всестороннее и гармоническое развитие, создать условия для самореализации личности:

  • проведение дискуссии,
  • взаимоопрос  и взаимопроверка,
  •  разработка мини-проекта,
  • групповое и коллективное обсуждение.

В перспективе  запланировано – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов, творческий отчет о ходе самообразования на заседании МО, посещение с обсуждением открытых мероприятий  и другие коллективные формы работы.

Итогом разработки темы самообразования ожидается следующий результат: повышение активности и заинтересованности учащихся в изучаемом материале, умение делать выбор и принимать рациональные самостоятельные  решения в выборе необходимой информации; повышение творческих способностей и качества знаний у учащихся.

Учебные занятия проводятся согласно дидактическим требованиям к соблюдению принципов обучения. На конкретном занятии единство принципов обеспечивает четкую постановку учебных задач и их последовательное решение; оптимальный отбор содержания и учебной информации, выбор форм учебной работы, методов, приемов и средств, направленных на развитие познавательной активности и самостоятельное приобретение знаний под руководством преподавателя.

Условия организации учебного процесса, методы, использование ИКТ способствуют получению высоких результатов.

1. Учебные достижения обучающихся

Учебный

год

Классы

Учебный предмет

Количество

обучаемых

Обученность

Качество знаний

%

%

2011-2012

6

биология

10

100%

85%

2011-2012

7

биология

12

100%

75%

2011-2012

8

биология

11

100%

64%

2011-2012

9

биология

13

100%

34%

2011-2012

10

биология

12

100%

93%

2011-2012

11

биология

14

100%

91%

2011-2012

12

биология

12

100%

100%

2011-2012

10

биология

14

100%

100%

2012-2013

6

биология

9

100%

67%

2012-2013

7

биология

18

100%

89%

2012-2013

8

биология

14

100%

86%

2012-2013

9

биология

14

100%

64%

2012-2013

10

биология

13

100%

54%

2012-2013

11

биология

15

100%

67%

2012-2013

10

экология

13

100%

90%

2012-2013

11

экология

15

100%

95%

2013-2014

6

биология

11

100%

82%

2013-2014

7

биологи

8

100%

50%

2013-2014

8

биология

16

100%

81%

2013-2014

9

биология

13

100%

77%

2013-2014

10

биология

10

100%

90%

2013-2014

11

биология

8

100%

63%

2013-2014

10

экология

10

100%

100%

2013-2014

11

экология

11

100%

90%

2. Результаты итоговой аттестации выпускников

Учебный

год

Биология ЕГЭ

Биология ГИА

всего  сдавало

лучший бал

средний балл

всего  сдавало

на «4» и «5»

средний балл

2011-2012

4

61

55

       2

2

20

2012-2013

5

58

54

3

3

33

2013-2014

-

-

-

6

6

37

                                      3. Результаты участия обучающихся

в предметных олимпиадах, конкурсах

1.Ежегодно учащиеся принимают активное участие в школьном этапе всероссийской  олимпиады школьников по биологии и экологии

2. Победитель школьного этапа являются участниками муниципального этапа, получаю высокие результаты

Ф.И.О.

Учебный год

Класс

Результат

Телицин Роман

2011-2012

7

Победитель

Гайзель Артём

2012-2013

7

Призёр

Скалозуб Артём

2012-2013

7

Победитель

Огиенко Анна

2012-2013

11

Победитель

Михеенко Елена

2013-2014

7

Победитель

Пекушов Эдуард

2013-2014

10

Призёр

Даниляк Виктория

2013-2014

8

Победитель

3.По итогам муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2013 году Огиенко Анна (11 класс) приняла участие в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по экологии и получила свидетельство участника. В 2014 году Пекушов Эдуард (10 класс) по итогам муниципального этапа так же принял участие в региональном этапе в городе Новосибирске.

4. Выпускники принимают участие в итоговом  тестировании «Естествознание- выпускникам», показывая хорошие результаты

Ф.И.

Год/баллы

Результат

Бородин Александр

2012/ 49 баллов

хороший

Ивлев Михаил

2012/ 46 баллов

хороший

Акентьева Яна

2012/ 40 баллов

хороший

Шашкина Катя

2013/40 баллов

хороший

Малая Ольга

2013/42 балла

хороший

Педенко Оксана

2013/42 балла

хороший

4. На протяжении четырёх последних лет учащиеся принимают активное участие во всероссийском игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа», входя в «золотую сотню» в регионе

Ф.И.О.

Год

Класс

Результат в регионе

Телицин Антон

2012

7

92-100

Ковалевич Ольга

2012

9

85-95

Резниченко Вика

2012

10

32-38

Малая Ольга

2012

10

43-45

Педенко Елена

2012

10

79-88

Шашкина Катя

2012

10

79-88

Каун Дарья

2012

10

89-100

Телицин Роман

2013

8

33-39

5.В 2013-2014 учебном году 12 учащихся приняли активное участие в общероссийской предметной олимпиаде по биологии Олимпус Осенняя сессия.

Все получили дипломы участников, Коржов Артём (6 класс) набрал 212 баллов из максимальных 234 и занял 12 место из 10253 участников, а Телицин Роман (9 класс) набрал 198 баллов из максимальных 222 и занял 13 место из 12743 участников.

6.Ежегодно учащиеся принимают активное участие в районных  научно-практических конференциях по биологии, занимая призовые места. В 2011-2012 учебном году Титенко Екатерина заняла призовое место с исследовательским проектом «Изучение экологических проблем и их решение на примере села Черновка».

В 2012-2013 учебном году Воробьёва Нина стала победителем с исследовательской работой  «Бытовой мусор, его влияние на окружающую среду».

7. В 2012 году Воробьёва Нина стала лауреатом ХХХI городской открытой научно-практической конференции Новосибирского научного общества учащихся «Сибирь». В этом же году Воробьёва Нина получила диплом II степени областного тура российского национального конкурса «Научно-исследовательских и прикладных проектов обучающихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов в номинации «Вода и мир»

8. В 2013 году работы Титенко Екатерины и Воробьёвой Нины были опубликованы в социальной сети работников образования nsportal.ru

  1. Личные достижения
  • Сертификаты, свидетельствующий о том, что ежегодно являюсь  школьным организатором Международного конкурса по естествознанию «Человек и природа» (Новосибирский Центр продуктивного обучения) и тестирования «Естествознание выпускникам»
  • Сертификат о создании персонального сайта на nsportal.ru
  • Сертификат о размещении электронного портфолио в социальной сети работников образования nsportal.ru
  • Сертификаты о публикации статей и докладов в социальной сети работников образования nsportal.ru
  • Диплом лауреата ХХХI городской открытой научно-практической конференции Новосибирского научного общества учащихся «Сибирь» - руководитель проекта (диплом лауреата, выданный мэрией города Новосибирска, главным управлением образования, дворцом детей и учащейся молодёжи «Юниор»- 2012 год
  • Диплом II степени областного тура российского национального конкурса «Научно-исследовательских и прикладных проектов обучающихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов в номинации «Вода и мир»- руководитель проекта (грамота ГБОУ ДОД НСО Областной центр дополнительного образования детей- 2012
  • Дипломант областного тура Всероссийской научной эколого-биологической олимпиады образовательных учреждений Новосибирской области – руководитель проекта (диплом III степени Областного центра образования детей- 2011 год)
  • Почётная грамота управления образования 2011-2012 учебный год за творческое внедрение в учебно-воспитательный процесс новых образовательных технологий
  • Благодарственное письмо за участие в региональном этапе Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью
  • Благодарственное письмо секретаря местного политического совета МОП «Единая Россия» в связи с 50-летием МБОУ Черновской средней общеобразовательной школы за добросовестное отношение к выполнению служебных обязанностей и активную политическую позицию

Для подготовки дидактических и методических материалов, конструирования уроков, занятий, мероприятий с применением информационно-коммуникационных технологий широко использую материалы  образовательных сайтов, сайты учителей-предметников, например:

1) int-edu.ru  - сайт «Институт новых технологий»

       2) pedsovet.ru

       На данном сайте давно зарегистрирована и активно общаюсь с                   коллегами, обмениваясь опытом

3) http://www.proshkolu.ru 

4) http://www.nsportal.ru

На данном сайте имею свою страничку http://www.nsportal.ru korzova-oksana-petrovna, где общаюсь с коллегами и помещаю свой материал.

5)http://festival.1september.ru/

6) http://www.s_chern.kochk.edu54.ru/

На сайте нашей Черновской СОШ имею свою страничку, где размещаю свой материал по предмету и внеклассную работу.