Методические разработки
готовые сценарии мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_igra.doc | 60.47 КБ |
stsenariy_dnya_zemli.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра
«Эрудиты в биологии»
1. Этот путешественник совершил великое открытие, которое потрясло весь мир. Со вторым открытием люди борются до сих пор во всем мире. Вопрос: назовите имя этого путешественника и два открытия, о которых знает весь мир.
(Ответ: Колумб является первооткрывателем нового материка, но именно с его экспедицией в Европу был завезен табак. С курением люди борются по сей день.)
2. Этот сложный механизм создала сама природа. Он представляет собой неравноплечий рычаг; сопротивление воздуха заставляет поворачиваться длинное плечо этого рычага, образуя плоскость, давящую на воздух. При обратном токе воздуха это рычаг разворачивается вертикально, оставляя воздуху свободный проток. Вопрос: о каком механизме идет речь?
(Ответ: этот механизм – перо в птичьем крыле)
3. Согласно русской пословице, голову нужно держать в холоде. Вопрос: как, согласно этой же пословице, нужно держать ноги и живот?
(Ответ: Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Именно тогда ты сможешь быстро принимать решения и трезво мыслить, быстро двигаться, и точно не заработаешь простуду, если ноги содержишь в тепле. Именно эта пословица была любимой у известного полководца А. Суворова.)
4. Из этого можно получить муку и крупу. Для этого сырье нужно собрать после первых заморозков и вымочить двое суток, сменяя воду. Затем, нагрев до кипячения, пропустить через мясорубку и полученную массу высушить. Сухую массу размолоть. Из полученного продукта можно варить кашу и печь лепешки. Можно приготовить кофе. Но тем не менее, хотя в России этого продукта достаточно много, он практически не востребован. Вопрос: о чём идёт речь?
(Ответ: желуди)
5. Герои романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта” только собрались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно. “Быть может оно слишком долго лежало?” - озадаченно спросил один из них. Вопрос: Что ответил им Паганель?
(Ответ: “Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало!” - ответил Паганель. Мясо гуанако, убитого во время бега, несъедобно из-за молочной кислоты, накапливающейся во время работы)
6. Изобретение микроскопа совершило революцию во многих областях науки.
Хоть острым взглядом нас природа одарила,
Но близок оного конец имеет сила,
Коль много микроскоп нам тайностей открыл,
Невидимых частиц и тонких в теле жил.
Вопрос: Кому принадлежат эти строки?
(Ответ: эти строки принадлежат М.В. Ломоносову)
7. Известно, что кровь у человека красного цвета. Вопрос: тогда почему аристократов называют “голубой кровью”?
(Ответ: В Испании так говорили о людях со светлой кожей (в отличие от смуглых мавров), вены которых выглядят голубыми (на фоне светлой кожи), будто по ним течет голубая кровь.)
8. Гиппократом было создано учение о соках организма типах телесного строения. В организме, по мнению Гиппократа, есть 4 жидких сока: кровь, черная желчь, желтая желчь, слизь. Основное в типе телесного строения человека то, какой сок преобладает в организме.
Вопрос: Что из себя представляют люди, в организме которых преобладает одна из четырех жидкостей?
(Ответ: Это люди с разными типами темперамента:
Черная желчь – “мелайна холе” - меланхолик.
Желтая желчь – “холе” - холерик.
Кровь – “сангвис” - сангвиник.
Слизь – “флегма” - флегматик.
9. Копринусы – грибы-навозники. Грибы эти обладают интересной особенностью. Молодые и приготовленные сразу после сборки копринусы съедобны и совершенно безвредны, если не … Вопрос: Что делает копринусы ядовитыми?
(Ответ: Алкоголь. Одно из веществ, содержащихся в копринусах, задерживает разложение алкоголя в организме, и образующийся продукт вызывает отравление)
10.У нас плоды этого растения подают на десерт, англичане едят его во время завтрака, в США с него нередко начинают обед, а на Ближнем Востоке их подают к мясу и к рыбе.
Арабы утверждают, что плод этот – плод райских садов и доставил его на Землю один из жителей рая, совершив этим страшное преступление перед Богом. Трещины на поверхности плода считают священными письменами, начертанными самим Аллахом. Поэтому плод этот считают даром небес.
Вопрос: о каком растении идёт речь?
(Ответ: Дыня).
11. Три с половиной тысячи лет назад царь Кипра послал египетскому фараону Аменхотепу письмо, которое начал традиционным пожеланием: «Желаю здоровья Вам, Вашей семье и Вашим…». Далее в письме следовало название домашнего животного. Вопрос: Какого животного?
(Ответ: Лошади. Такое вступление в официальном документе совсем неудивительно: ведь лошадь с древних времен играла важнейшую роль в жизни человека.)
12. В XV веке герцог Бургундский учредил орден. Им награждали за отвагу в боях, и он являлся символом главного богатства Бургундии. Позднее он стал испанским и австрийским. Выглядит этот орден так: на красной ленте — корона, ниже — пламя, а еще ниже — перехваченное кольцом животное. Вопрос: Какое это животное?
(Ответ: Золотой баран. Орден Золотого руна.)
13. В старых арабских медицинских книгах упоминается, что о бодрящих свойствах кофейных зерен люди узнали по подсказке неких домашних животных. Монах одного из эфиопских монастырей подметил, что в те дни, когда эти животные паслись там, где росли кофейные кусты и деревья, они становились особенно оживленными и игривыми. Монах попробовал есть плоды кофе: т. к. ему приходилось, как и прочим монахам, принимать участие в ночных бдениях. И что же? Сон отступил. Вскоре его опыту последовали другие монахи, а затем этот опыт вышел за пределы монастыря. Вопрос: Какие домашние животные подсказали монахам о бодрящих свойствах кофе?
(Ответ:Козы.)
14. Первоначально, когда человек только начал одомашнивать этих животных, они предназначались на мясо. Испанские завоеватели встретили этих животных в Центральной Америке совершенно без шерсти. Мексиканцы откармливали их и ели. Со временем их стали использовать и в других целях. Сейчас эти животные служат в цирке, участвуют в научных экспериментах и даже принимали участие в освоении космоса. Вопрос: о каких животных идёт речь?
(Ответ: Собака.)
15. Об этих животных в священной книге зороастрийцев «Зенд-Авесте» записано: «В них наша сила, в них наша потребность, в них наша пища, в них наша одежда, в них наша победа». Вопрос: о каком животном идёт речь?
(Ответ: Корова. Во многих местах Индии она считается священным животным. Там даже существует закон, запрещающий убивать корову.)
16. Племена папуасов, проживающие на Новой Гвинее, чтят культ этого животного. Их воспитывают, как членов семьи, обращаются к ним по имени, кладут спать рядом с собой, гладят, ласкают и плачут, когда животное заболело. Кормят лучшими блюдами со своего стола. Вопрос: что это за животное?
(Ответ: Свинья.)
17. Это животное помогло французскому исследователю Бернару Куртуа сделать важное открытие — выделить в чистом виде йод, неизвестный в те времена. Вопрос: Назовите это домашнее животное.
(Ответ: Кот. Когда Б. Куртуа завтракал за своим рабочим столом в химическом кабинете, на его плече восседал любимый кот. Неожиданно он спрыгнул на стол и разбил склянки с реактивами. Хранившиеся в них жидкости смешались, и в результате реакции в воздух поднялись фиолетовые клубы пара. Когда они осели, Куртуа заметил на соседних предметах кристаллический налет — это и был йод.)
18. Что такое вермикультура?
(Ответ:Специальное разведение дождевых червей для переработки органических отходов и повышения плодородия почвы.)
19. Ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено Богу науки и искусства Аполлону. Ими награждают художников, артистов и учёных в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Вопрос: Что это за растение ? Где оно используется в настоящее время?
Ответ: Это лавр благородный. В настоящее время его листья используются как приправа, благодаря их приятному аромату.
20. Такие растения как: картофель, виноград, земляника, арбуз относятся к классу двудольных. Вопрос: Что ещё объединяет эти растения?
Ответ: У всех изображенных на открытках растениях многосеменной сочный плод ягода.
21.Вкусные, сочные, душистые… Кто не любит эти ягоды, только что снятые с грядки! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда – любому кушанью они придают аппетитный вид. Вопрос: Какая же это ягода?
Ответ: Огурец. Его плод – ягода.
22.Это плод, употребляемый в свежем виде, сушенном и моченом. Этот плод принадлежит к растениям класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекресноопыляемое (опылители - насекомые), весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до -30 градусов С. Плоды полезны, содержат вещества выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. Вопрос: О каких плодах идет речь?
Ответ: Речь идет о яблоках.
23.Послушайте отрывок из произведения: «Пит подпрыгнул на 2 аршина, издал воинственный клич и заметался по комнате, натыкаясь на мебель, опрокидывая цветные горшки и поднимая страшную возню. Затем он принялся плясать на задних лапах в бешенном восторге, закинув голову назад и вопя на весь дом о своем невыразимом счастье, потом опять заметался по всему дому, неся на своем пути хаос и разрушения. Тетя Полли как раз вошла в ту минуту как он, проделав сальто-морталле (с криком) выскочил в открытое окно, увлекая за собой ещё уцелевшие цветочные горшки».
Вопрос: Назовите художественное произведение, из которого взят данный отрывок. Кто его автор? О каком болеутоляющем, которым угостили животное, идёт речь?
Ответ: «Том Сойер». Марк Твен. Речь идёт о коте. Болеутоляющее- валерианка.
24.Это нечто, что приготовлено из растения семейства сложноцветных. Цветки в корзине двух типов: в центре – трубчатые, коричневые или желтые, краевые – язычковые, оранжевые или желтые, съедобные, их плоды можно добавлять в салаты. Семенники вполне причудливой формы, без каких-либо приспособлений для распространения ветром.
То, что из него получают, применяют для очищения кожи, дезинфекции ран, является чудесным противовоспалительным средством.
Вопрос: о чём идёт речь?
Ответ: Настойка календулы. Более распространенное название – ноготки лекарственные.
25. Это некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его родина Мексика. В 1874 году академик Северин в книге «Царство произрастания» писал : «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережженные семена имеют запах кофе и производят наливку почти столь же приятную». Вопрос: что же это такое?
Ответ: Семечки. Это плоды подсолнечника.
26.Кто и приблизительно когда открыл процесс двойного оплодотворения у покрытосеменных?
Ответ: Сергей Гаврилович Навашин 1898г. – русский ботаник.
27.Это талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей.
Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в среднее века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний. Вопрос: о чём идёт речь?
Ответ: Луковица.
28.Еще древние римляне были неравнодушны к этому цветку. Античные садоводы увеличили число его лепестков с пяти до ста. Среди двадцати пяти тысяч современных сортов есть черные, синие, которые пытался вывести еще Иоганн Гёте. Есть растения с огромными цветками диаметром 24 см. А чем они только не пахнут! Например, свежим сеном, чаем, табаком, корицей, геранью. Вопрос: О каком цветке идет речь?
(Ответ: О розе.)
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника «День Земли» Устный журнал «Земля у нас одна – другой не будет никогда!» Оформление: на стенах зала висят плакаты и рисунки учащихся о защите
природы, афоризмы, призывающие беречь природу, выставка
самоделок из бросового материала, музыка.
Цели: сформировать у учащихся представление о взаимосвязи человека и
природы; воспитать бережное отношение к живой природе, активное
участие в деле защиты окружающей среды.
Страница 1
Из истории праздника
В одиночку мы можем сделать очень мало
Вместе мы можем спасти планету.
Ведущий : Сегодня, отмечая праздник «День Земли» мы приглашаем вас на
устный журнал: «Земля у нас одна - другой не будет никогда!»
Звучит песня «Трава у дома»
Ведущий : 22апреля День Земли – праздник чистой Земли, чистой воды, чистого воздуха. Об истории этого праздника знают немногие. История этого праздника связана с именем жителя американского континента Джона Мортона. В конце 19 века он переехал на территорию пустынной прерии штата Небраска, одинокие деревья которой усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Мортан предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большое количество деревьев, этот день назвали Днем дерева. В 1882году штат Небраска объявил День Дерева официальным праздником. Он отмечался в день рождения Мортана -22 апреля.
Ведущий : Кто не слышал о Санта-Барбаре. А знаете ли вы, что в 1969году в Санта-Барбаре произошли страшные события, побудившие людей активнее бороться за чистоту нашей планеты. Из скважины возле г. Санта-Барбара разлилась нефть, много нефти - миллионы тонн. Пляжи и прибрежные океанские воды покрылись грязным, зловонным слоем жирной слизи. Животные попадали в грязь и погибали. Это событие разбудило сознание людей, и они решили один день в году посвящать защите бедствующей планеты. В 1970 году свыше 20млн. человек в разных странах мира приняли участие в акции, которая получила название День Земли. В 1990 году праздник стал международным, в акции участвовали уже 200млн человек из 141 страны. В России День Земли отмечается с 1992года. Ведущий: 22апреля все, кому не безразлично будущее нашей планеты, а значит и свое собственное будущее, кому не безразлично, какой увидят нашу планету будущие поколения, могут внести свой посильный вклад, приняв участие в международном Дне Земли.
Ведущий : В день Земли в разных странах по традиции звучит Колокол мира, призывая людей Земли ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Первый Колокол Мира был установлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в 1954г. Он отлит из монет, пожертвованных детьми всех континентов. Надпись на Колоколе гласит: »Да здравствует всеобщий мир во всем мире». В России акция «Колокол Мира в День Земли» проводится с 1998 года по инициативе летчика-космонавта СССР А.Н.Березовского. (Презентация «Колокола мира»)
Страница 2
«Стон Земли»
«Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем».
Звучит песня В. Высоцкого «Спасите наши души»
Ведущий : Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почв, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а попросту губят ее. Природа – это самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек это часть природы. Если мы по-прежнему варварски будем относиться к природе, то нас ожидает мрачное будущее.
Ведущий : Мы превращаем мир в бесплодную пустыню с помощью ядов, пил, огнестрельного оружия. Ежегодно с лица Земли исчезает одно животное, а ежедневно одно растение. В минуту вырубаем 20 гектаров тропических лесов, 5 млрд. тон углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли.
Ведущий: Моя планета – человеческий дом.
И как ей жить под дымным колпаком,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: «Больше не могу!» (звучит песня «Аист на крыше»)
Ведущий: А сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя.
И если теперь не спасти нам остатки
Мы завтра в Сахаре проснемся, ребятки.
Ведущий: Давайте посмотрим правде в глаза. Что же мы увидим? Да!, радостного, к сожалению, мало! Посмотрим заголовки газет: «Смертоносные дожди», Авария нефтепровода», Авария на АЭС, «Чернобыль!». Что ждать дальше, «Киты выбросились на берег» и т.д. А заголовки книг ничуть не прибавляют оптимизма и радости!. Вот некоторые из них: «Оскальпированная Земля», «Как спасти Землю», «Сбережем Землю», «На краю пропасти» и другие. Сегодня процессы загрязнения биосферы принимают глобальные. Катастрофические размеры! Что мы выберем пут в никуда, а точнее, в пропасть, или путь к гармонии с Природой, как того требует само наше естество.
Тихо! Слышите: ветер стонет! Тихо! Слышите плач? Очнитесь!
Распахните навстречу души! Помогите Земле! Отзовитесь!
Натыкаясь на небоскребы, Не машите рукой небрежно,
Он таится, как в клетке душной. Вспомните, как она вас ласкала,
А деревья хотят на волю, Как к груди прижимала, нежно,
Корни жжет, на ветвях раны, Колыбельную песню шептала!
Им бы чистой водицы долю , А теперь вот она рыдает,
Но стоят и молчат великаны. Неужели ваше сердце ослепло?
Ведущий : SОS- международный радиосигнал бедствия. Его подают с тонущих кораблей. Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей. Все чаще в природе звучит этот сигнал. Остановитесь! Одумайтесь! шепчут человеку леса. Пощади! вторит Земля , ты вырубаешь деревья, это лишает меня влаги, я иссыхаю…
Дерево, цветок, птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Страница 3
«Войти в природу другом»
Ты на Земле рожден
Не тем ли
Твой долг определен давно:
Храни ее леса и земли,
Моря и реки, сей зерно!
М.Дудин
(Звучит мелодия песни «Я люблю эту Землю»
Ведущий: В природе нет ненужных растений, животных и других организмов. Все живые существа находятся в тесной взаимосвязи между собой. Все в природе находится в экологическом равновесии, и нарушение этого равновесия приводит к очень тяжелым последствиям, к гибели целых экосистем. Люди должны соблюдать правила поведения в гостях у Природы. В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова «Не». Как вы думаете. Что это за советы?
(показ плакатов с правилами)
Все мы должны беречь и охранять природу. (Раздача напечатанных правил)
Подведение итогов проведения конкурса плакатов «Берегите Землю»
Ведущий: Берегите эту землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Наша планета-колыбель человечества, наш дом. Но наша Земля тяжело больна. Ученые считают, что эту болезнь еще можно остановить. За ее здоровье ответственен каждый человек. Так пусть же наш дом всегда будет чистым и уютным.
Ведущий: Когда-то известный французкий писатель Антуан де сент-Экзопери призвал людей поступать так: встал поутру, умылся , привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Каждый из нас должен понимать, что если мы, будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего, нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.
Чтец. Читает стихи Э. Шкваловского «Ты береги нас»
«Ты береги нас»
Смотрю на глобус- шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги».
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги».
Грустит глубокая река, свои теряя берега.
И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги».
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим- не солги,
Ты береги нас, береги» .
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу, я сберегу вас, сберегу…»
1-й чтец Как яблоко на блюдце,
У нас земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.
Звучит песня «Прости, Земля»
Сценка «Плач Волги и ее детей Оки и Камы»
На сцену выходит девочки в костюмах и коронах на головах с надписями Волга, Ока, Кама. Звучит музыка.
Волга. В древности называли меня Ра, - значит радость , река бога Солнца. Еще вчера я радовалась жизни, гордилась знаменитыми волжскими просторами, своими детьми – малыми притоками, своей чистой водицей, которая давала богатырскую силу всем русичам, дарила людям вдохновение для песен и стихов да вкусную рыбу. Испокон веков я была колыбелью, носительницей жизни. А сегодня медленно умираю, потому что люди перестали меня беречь.
Ока. Копают наши берега, срывают перекаты, понастроили плотин, храмы затопили: говорят, что ток России нужен! Но нам с матерью Волгой в бетонных тисках совсем туго!
Кама. А мою водицу разбирают хозяйства- ведомства, заводы уральские. Раньше она была чиста, как слеза, а сейчас может стать сырьем для любого химкомбината.
Волга. А что казанцы думают? Их заводы всю нечисть в меня сливают, в водах моих гибнет рыба, деревца вдоль реки летом стоят с желтыми листьями. Люди, опомнитесь! Поберегите Волгу – матушку!
Песня «Стон Земли».
Наша планета-колыбель человечества, наш дом. Но наша Земля тяжело больна. Ученые считают, что эту болезнь еще можно остановить. За ее здоровье ответственен каждый человек. Так пусть же наш дом всегда будет чистым и уютным.
Ведущий: Когда-то известный французкий писатель Антуан де сент-Экзопери призвал людей поступать так: встал поутру, умылся , привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Каждый из нас должен понимать, что если мы, будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего, нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.
Песня о земле В.Высоцкого
Ведущий: Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Мир спасет надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце. Мы сегодня поговорили, о том, что нужно беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустарник! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда! Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними. Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли.
Песня Как спасти эту Землю
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда.
Литература
1. Назаров В.И. За порогом вражды. М., 1999.
2. Новрузов З.Н. природа не прощает ошибок. М., 1998.
3. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М. : 5за знания,2005.
4. Балабанова В.В, Максимцева Т.А. предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.-Волгоград: Учитель, 2003.-154с.
5. Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы (Пособие) Часть III. Новосибирск: РПО СОРАСХН. 1995-292 ..
Подготовила учитель биологии ОУ ЯМСОШ
Михайлютенко Наталья Викторовна
Яготино 2010г