Проекты

Коржова Оксана Петровна

работы учащихся и мои личные

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проанализировав работу образовательных учреждений Кочковского района по формированию и развитию экологических и здоровьесберегающих навыков и исходя из собственного опыта, мы пришли к мысли о необходимости создания единого проекта по модернизации и содержанию обучения в области экологии, здоровья и безопасности в образовательных учреждениях нашего района.

Наш проект направлен на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Актуальность данного проекта объясняется тем, что в целом по стране, в том числе и в нашем районе, за последние десятилетия наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников, а также ухудшение состояния окружающей среды. Здоровье – первая и основная потребность человека, обеспечивающая гармоничное развитие личности и возможность ее самореализации, а окружающая среда в свою очередь влияет на здоровье.

Цель проекта:  обеспечить  системный  подход  к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей  формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Задачи проекта:

  • сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

 • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;

 • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

 • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

 • сформировать навыки позитивного общения;

• научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

 • сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;

 • научить школьников выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• обучить безопасному поведению в окружающей среде и элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях

Для решения поставленных задач и достижения цели мы предлагаем учителям естественнонаучного цикла всех образовательных учреждений нашего района  интенсивно внедрять и применять в урочной и внеурочной деятельности различные   технологии экологического и здоровьесберегающего  воспитания:

1.Экологические технологии:

1. Исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);

2. Проектные (разработка и реализация различной степени сложности проектов, т.е. использование  метода проектов);

3. Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Окно в природу», проведение экологических олимпиад);

4. Игровые (эко – случай, подвижные игры, ролевые игры, игры -драматизации);

5. Познавательные (уроки-лекции,  уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы);

6. Продуктивные (практические) (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных кабинетов).

2. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ):

- соблюдение правил ТБ на уроках и переменах

3. Здоровьесберегающие образовательные технологии:

А) организационно – педагогические технологии (ОПТ)

- построение уроков согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

Б) психолого–педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников:

- учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся

- создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе

- минутка для шутки

-физкультминутки

- релаксационные паузы.

В) учебно – воспитательные технологии (УВТ), включающие вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек:

- технология сотрудничества,

- групповые технологии,

- интерактивные игровые технологии,

- технология личностно–ориентированного обучения,

- педагогические методы и приемы оптимизации и индивидуализации образовательного процесса.

Г) социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ), включающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности:

- социально-психологические тренинги,

- программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

Д) лечебно – оздоровительные технологии (ЛОТ)

- физминутки

- смена видов деятельности

- аэрация воздуха

- зарядка для глаз.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности учащихся, гармоничных взаимоотношений с природой:

-обустройство пришкольной территории,

- зеленые растения в классе,

- живой уголок,

- участие в природоохранных мероприятиях

Результаты реализации проекта формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся предлагаем оценивать в образовательном учреждении следующим образом:

  • с помощью методики и инструментария, предусмотренных рабочими программами по отдельным учебным предметам и внеурочной деятельности;
  • путем педагогического наблюдения в специально моделируемых ситуациях;
  • в форме мониторинговых исследований;
  •  с помощью психологического инструментария – методик, опросников, тестов

          Успешная реализация возможностей экологического  образования и здоровьесбережения учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеурочная работа, проведение элективных курсов, решение физических, химических и биологических задач с экологическим содержанием, исследовательская работа учащихся по разным предметам, включающая в себя элементы экологии.  Эти формы  работы активизируют познавательную деятельность учащихся, воспитывают бережное отношение к природе.

Безусловно, привлекать внимание учащихся к ценности, значимости своей среды обитания можно, лишь  действуя сообща со всем педагогическим коллективом, родителями учащихся, администрацией.

Работа с учащимися должна быть построена таким образом, чтобы не только приобретать новые знания, но и принимать деятельное участие в преобразовании окружающей среды, иметь активную жизненную позицию, чувствовать себя сопричастным к международному экологическому  движению, развивать навыки  исследовательской деятельности, что  отражено  в ФГОС второго поколения.

           Поэтому учителя кроме реализации рабочих программ по отдельным предметным областям, должны использовать внеурочные формы занятости детей. При этом, под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Образовательные стандарты второго поколения нормативно закрепляют деятельностный подход в системе школьного образования, провоцирующий на  активную самостоятельную работу ученика.

Успех экологического воспитания и образования зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

Первое важнейшее условие – экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

Второе непременное условие – активное вовлечение школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы,  уход за цветниками, сбор плодов и семян овощных культур, охрана и подкормка птиц, охрана муравейников.

Результатом реализации данных технологий  можно считать следующие итоги работы образовательных учреждений нашего района за последние годы.

  1. Ежегодное участие обучающихся школ нашего района в областных научно-исследовательских конкурсах «Эврика», «Сибирь», «Зелёная планета», где ребята занимают призовые места и получают дипломы и благодарности (. В основном это работы экологического характера: «Бытовой мусор, его влияние на окружающую среду», «Экологические проблемы села Черновка, пути их решения», «Качество питьевой воды», «Вода из природных источников села Черновка», «Исследование почвы»)
  2. Участие в областном конкурсе учебно-производственных бригад, в номинации «Эколог» есть также положительные результаты.

      3.Работа педагогов нашего района над самообразованием.    «Формирование экологической культуры у учащихся в процессе обучения биологии»- так звучит тема самообразования моей педагогической деятельности.

4.Внедрение в образовательный процесс элективных курсов, таких как «Фабрика здоровья», «Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье человека», которые в свою очередь формируют экологическую и здоровьесберегающую компетентность.

5.Егодные экологические акции, проводимые в рамках международных акций: «День Земли», «День птиц», «День борьбы со СПИДОМ», выпуск экологических листовок

6.Экологические десанты и субботники по уборке мусора

Современный урок 2016

Проект по теме

«Модернизация технологий и содержания обучения в области экологии, здоровья, безопасности образовательных организаций Кочковского района»

        Руководитель проекта учитель биологии МКОУ «Черновская СШ»

Коржова Оксана Петровна

Участники проекта

учитель географии МКОУ «Новорешетовская СШ»

Крищук Татьяна Сергеевна

педагог-психолог МКОУ «Новоцелинная СШ»

Сивцова Анна Андреевна

учитель географии  МКОУ «Букреевская ОШ»

Крысина Ольга Николаевна