Элективные курсы

Коржова Оксана Петровна

Элективные курсы для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_9_klass.doc499.07 КБ
Microsoft Office document icon rab.pr_._elektivnyy.doc501.13 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                       Стр.  

Пояснительная записка

3

Учебно-тематический план

7

Перечень практических работ

9  

Содержание дисциплины

10

Примерная разбивка материала по занятиям

12

Литература для учителя

       15

Литература для учащихся

        16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов отведено для  тщательной отработки  знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении факультативного  курса особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых  школьниками знаний   из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: биология как наука, признаки живых организмов, система, многообразие и эволюция живой природы,  человек и его здоровье, взаимосвязи организмов и окружающей среды. Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы, учащиеся должны научиться распознавать на рисунках основные органоиды клетки, органы и системы органов растений, животных, человека.

            Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к  ГИА следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных, взаимосвязи организмов и окружающей среды.

           Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

            В ходе занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

Факультативный  курс рассчитан на учащихся 9 классов.

Занятия проводятся  1 раз в неделю по 1 часу.

Курс рассчитан на 0,5  года занятий,  17 часов.

В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ГИА за текущий и прошедший год.

Итого, полный курс включает 17 часов, из них  17 теории совмещены с 12 часоми практики.

 Цель: Подготовка к успешной  сдачи  ГИА учащихся 9 класса.

  Задачи:

  • повторить и закрепить наиболее значимые темы   из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
  • закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ГИА
  • формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
  •  научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕCКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Практи-ческие занятия

1

Тема 1 Биология как наука. Методы биологии (1 ч.)

1

2

Тема 2 Признаки живых организмов (2 ч)

2

  1. Клеточное строение организмов

1

  1. Признаки живых организмов.

1

1

3

Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (4 ч)

4

3.1 Царство Бактерии.

0,5

3.2 Царство Грибы.

0.5

3.3 Царство Растения

1

1

3.4. Царство Животные.

1

3.5 Учение об эволюции органического мира.

1

1

4

Тема 4 Человек и его здоровье (9 ч)

9

4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

0,5

4.2. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

0,5

1

4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

0.5

4.4. Дыхание. Система дыхания.

0,5

1

4.5. Внутренняя среда организма.

1

4.6. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

1

4.7. Обмен веществ и превращение энергии.

0.5

1

4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

0,5

4.9. Покровы тела и их функции.

0,5

4.10. Размножение и развитие организма человека.

1

1

4.11. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

0,5

4.12. Органы чувств, их роль в жизни человека.

0,5

1

4.13. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность

0,5

4.13. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.

0,5

4.14. Приемы оказания первой доврачебной помощи при неотложных ситуациях.

0,5

1

5.

Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (1 ч)

1

Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов

0.25

Экосистемная организация живой природы.

0.25

Учение о биосфере.

0.5

1

6

Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА»

2

2

                                                                               Итого:    17            12

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Темы занятий

1

Тема 1 Биология как наука. Методы биологии ( 1 ч.)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

2

Тема 2 Признаки живых организмов (2 ч)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества. Гены и хромосомы.

Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Мембранные и немембранные органоиды.

Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке.

Вирусы – неклеточные формы жизни.

Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот. Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза.

Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса.

Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Транскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

3

Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (4 ч)

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

Царство Грибы. Лишайники. организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.

Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.

Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об

эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Биологическое разнообразие как основа устойчивости

биосферы и результата эволюции.

4

Тема 4 Человек и его здоровье (9 ч)

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга.

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

Дыхание. Система дыхания.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Структурно-функциональные единицы органов.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные единицы органов.

Покровы тела и их функции.

Размножение и развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные единицы органов. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные единицы органов.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные единицы органов.

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности,темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.

Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения.

5

Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (1 ч)

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.

Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

6

Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (2 ч) 

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности  Время выполнения работы. Выполнение демонстрационных вариантов ГИА. Разбор типичных ошибок. Рекомендации по выполнению.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ п/п

Содержание

Коли-чество часов

Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов»

1

Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения»

1

Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира»

1

Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция организма»

1

Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание»

1

Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма человека», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ»

1

Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека»

1

Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств»

1

Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи»

1

Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

1

Решение демонстрационного варианта ГИА прошлого года

1

Решение демонстрационного варианта ГИА текущего года.

1

                                                                                                   Итого: 12

ПРИМЕРНАЯ РАЗБИВКА МАТЕРИАЛА ПО ЗАНЯТИЯМ

№ п/п

№ заня-тия по теме

Содержание

Коли-чество часов

Тема 1 Биология как наука. Методы биологии ( 1 ч.)

1

1

Биология как наука. Методы биологии

Тема 2 Признаки живых организмов (2 ч)

2

1

2.1. Клеточное строение организмов

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы.

1

2

Нарушения в строении и функционировании клеток. Вирусы.

3

2.2. Признаки живых организмов                                                     Признаки живых организмов. Наследственность и изменчивость. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

1

4

Ткани, органы, системы органов растений и животных.         Практическая работа № 1: «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов»

Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (4 ч)

4

1

3.1. Царство Бактерии                                                                       Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний.

0,5

2

3.2. Царство Грибы.

Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников в природе, жизни человека.

0.5

3

3.3. Царство Растения.

Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные. Ткани и органы высших растений.

1

4

Основные семейства цветковых растений.                              Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения»

5

3.4. Царство Животные

Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных.

1

6

Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

№ п/п

№ заня-тия по теме

Содержание

Коли-чество часов

7

3.5. Учение об эволюции органического мира                                    Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

Практическая работа № 3: «Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира»

1

Тема 4 Человек и его здоровье (9 ч)

9

1

4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.                          Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

0,5

2

4.2. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.                                                                                                      Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция организма»

0,5

3

4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

0,5

4

4.4. Дыхание. Система дыхания.

Дыхание. Система дыхания.

Практическая работа № 54: «Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание»

0,5

5

4.5. Внутренняя среда организма                                                            Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.

1

6

4.6 Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

1

7

4.7. Обмен веществ и превращение энергии                                         Обмен веществ и превращение энергии.                                     Практическая работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ»

0,5

8

4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

0,5

9

4.9. Покровы тела и их функции.

Покровы тела и их функции.

0,5

10

4.10. Размножение и развитие организма человека.                             Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

1

№ п/п

№ заня-тия по теме

Содержание

Коли-чество часов

11

Практическая работ № 7: «Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека»

1

12

4.11. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

0,5

13

4.12. Органы чувств, их роль в жизни человека.                                           Органы чувств, их роль в жизни человека.                                                   Практическая работа № 8: «Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств» 

0,5

14

4.13. Психология и поведение человека. ВНД.

Психология и поведение человека. ВНД.

0,5

15

4.14. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.

Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.

0,5

16

4.15. Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях. Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях. Практическая работа № 9: «Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи»

0,5

Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (1 ч)

1

1

5.1. Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия  видов.  Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция.

0,25

2

Взаимодействия  видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.

3

5.2 Экосистемная организация живой природы.

Экосистемная организация живой природы.

0.25

4

5.3 Учение о биосфере

Учение о биосфере. Практическая работа № 10: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

0,5

Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (2 ч) 

2

1

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Практическая работ № 11: «Решение демонстрационного варианта ГИА прошлого года»

2

Анализ ошибок, допущенных при решение демонстрационного варианта ГИА прошлого года. Практическая работа № 12:  «Решение демонстрационного варианта ГИА текущего года».

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.
  2. Биология ГИА-9 класс – 2012. ./ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону. «Легион», 2011.
  3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.
  4. Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.
  5. Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005.
  6. В.Н.Фросин, В.И. Сивоглазов Готовимся к ЕГЭ. Растения. Грибы. Лишайники. И: Дрофа, 2005 год
  7. В.Н.Фросин, В.И. Сивоглазов Готовимся к ЕГЭ. Биология. Животные., И: Дрофа, 2004 год
  8. В.Н.Фросин, В.И. Сивоглазов Готовимся к ЕГЭ. Биология. Человек., И: Дрофа, 2005 год

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Учебники

  1. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс»/В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2013. – 184 с.
  2. Биология: Живой организм. 6 кл., учебник/ Н.И. Сонин. -2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2014. – 174, [2] с.
  3. Биология: Многообразие живых организмов» 7 кл. : учебник/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин . – 2-е изд., стереотип. –М.:Дрофа, 2016. -255, [1] с. :ил.
  4. Биология. Человек. 8 класс:. учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2012. – 287, [1] с.
  5. Учебник: Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2012.-285, [3] с.
  6. Учебник: Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ В. И. Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. акад.  РАЕН, проф. В. Б. Захарова, – М.: Дрофа: Московские учебники, 2011- 368с.: ил.


Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Черновская средняя школа»

                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного  курса

для подготовки обучающихся 9  класса

к ГИА  (в новой форме ОГЭ)  по биологии

«Подготовка к ГИА (в новой форме ОГЭ)  по биологии»

на 2015 - 2016   учебный год

                                                                                                                                      Автор

Учитель биологии

Коржова О.П.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Черновская средняя общеобразовательная школа

Авторская  программа

элективного  курса для 9 класса по биологии

«Фабрика здоровья».

                                                                                                                        Автор

Коржова Оксана Петровна

                                                                                                учитель биологии и экологии

     

2013  год


Пояснительная записка.

Хорошее здоровье – это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе, отражается на состоянии его здоровья. Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Причем, оно на 50% зависит от социальных условий и образа жизни человека. Следовательно, каждый из нас сам ответственен за свое здоровье.                                                                                                                            

     Поэтому программа «Фабрика здоровья» позволяет углубить и расширить знания учащихся о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, привить интерес и желание больше узнать самого себя и живую природу, глубже познакомиться с причинами, нарушающими здоровье и факторами сохраняющими его.

      Программа способствует формированию здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека. Способствует профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практическими умениями и навыками.

Программа «Фабрика здоровья» рассчитана на 8 учебных занятий в 9 классе (одна четверть)
       
Цель курса:

Формирование у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни и своему здоровью.                                                                                                            Задачи курса:

  1. Углубить и расширить знания учащихся о причинах нарушения здоровья.
  2. Ознакомить учащихся с факторами, сохраняющими здоровье.
  3. Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.              

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  1. Причины, нарушающие здоровье.
  2. Факторы, способствующие сохранению здоровья.
  3. Биологические ритмы и их влияние на здоровье.

Учащиеся должны уметь:

 - Сравнивать, анализировать и делать выводы.

 - Участвовать в дискуссиях, работать в группах, развивать творческие умения.

 - Выполнять и защищать презентации по здоровому образу жизни.

 - Выполнять исследовательскую работы.

Формы отчётности:

  1. Тестовый контроль.
  2. Презентации по здоровому образу жизни.
  3. Исследовательская работа «Определение витамина «С» в некоторых  

          продуктах».

  1. Рефераты по здоровому образу жизни.

Содержание курса

Общее количество часов – 8.

Тема 1. Введение (1 ч)

Здоровый образ жизни – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определённый уровень здоровья. Основные составляющие ЗОЖ. Право человека на здоровье.

Тема 2. Причины  нарушения  здоровья (7 ч)

 Окружающая среда и здоровье человека. Причины, нарушающие здоровье. Курение, его влияние на организм человека. Мифы об алкоголе, его воздействие на организм. Наркотики их свойства, классификация и влияние на человека. Неправильное питание и заболевания, являющиеся следствием неправильного питания. Вирусы, пути их проникновения в организм и заболевания, вызываемые вирусами (грипп, оспа, корь, полиомиелит, герпес). Компьютер, его влияние на здоровье человека.

П/Р «Создание презентаций по причинам нарушающим здоровье». Защита презентаций.

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание учебных разделов (тем)

Общее кол - во часов

в том числе

Форма контроля

теория

практика

Тема 1. Введение (1 ч)

1.

ЗОЖ, его составляющие.

Окружающая среда и здоровье человека

1

1

 

 

Тема 2. Причины  нарушения  здоровья (7 ч)

2.

Курение, мы и наше потомство.

1

1

 

рефераты, тест

3.

Правда, об алкоголе.

1

1

 

дискуссия, тест

4.

Наркотики, зависимость и последствия

1

1

 

сообщения, тест

5.

Вирусы - внутриклеточные паразиты.

1

1

 

творческое задание

6.

Неправильное питание - результат болезней

1

1

 

сообщения

7.

Компьютер и здоровье человека.

1

1

 

рефераты

8.

Составление и защита  презентаций по причинам, нарушающим здоровье

1

 

1

презентации

Рекомендуемая литература

(для учителя)

1. Чумаков Б. Н. «Основы здорового образа жизни». Москва «Педагогическое общество России», 2004г.

  1. Новиков «Природа и человек». Москва «Просвещение», 2000г.
  2. Гурски С.А. «Внимание наркомания». Москва «Медицина»,1999г.
  3. Казьмин В.Д «Курение, мы и наше потомство». Москва «Советская Россия» 1989г.
  4. Копыт Н. Я , Скворцова Е.С. «Алкоголь и подросток. Москва «Медицина». 1994г.
  5. Запороженко В. Г. «Образ жизни и вредные привычки». Москва «Медицина», 1994г.
  6. Донецкая Э. Г, Лунёв И. О., Паноморёва Л. А «Актуальные проблемы биологии». Саратов «Лицёй», 2005г.
  7. Бунин К. В. «Инфекционные болезни».  Москва «Медицина», 2000г.
  8. Маюров А.Н. «Табачный туман обмана».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.
  9. Маюров А.Н. «Алкоголь – шаг в пропасть».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.
  10. Ресурсы Интернет.

Рекомендуемая литература

(для учащихся)

1. Петров Н. Н. «Человек в чрезвычайных ситуациях». Челябинск «Урал книга», 2004г.

  1. Артюхова Ю. А. «Как закаливать свой организм». Минск «Харвест» 1999г.
  2. Ягодинский В.Н «Школьнику о вреде алкоголя и никотина». Москва «Просвещение», 1996г.

4.   Гиляров М. С. Биологический энциклопедический словарь. Москва «Советская энциклопедия», 1994г                                                                                                                      5.   Маюров А.Н. «Табачный туман обмана».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.

6. Маюров А.Н. «Алкоголь – шаг в пропасть».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.

 7.  Ресурсы Интернет.

                                       

Занятие  № 1.

Тема «Здоровый образ жизни, его составляющие».

Цель: Раскрыть понятие ЗОЖ и основные его составляющие. Пропаганда  

          здорового образа жизни.

Оборудование: видеофрагмент по ЗОЖ, схема по ЗОЖ, журналы «ЗОЖ».

Ход занятия.

1. Изучение нового материала.                                                                                            

    1) Понятие ЗОЖ. ЗОЖ – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определенный уровень здоровья. Индивидуальное здоровье на 50 % зависит от образа жизни.

     2) Основные составляющие ЗОЖ:

- Умеренное и сбалансированное питание.

- Режим дня.

- Двигательная активность.

- Закаливание.

- Личная гигиена.

- Грамотное экологическое поведение.

- Психогигиена, умение управлять своими эмоциями.

- Сексуальное воспитание.

- Отказ от вредных привычек.

    3) Человек и его право на здоровье.

    4) Значение здорового образа жизни.

2. Закрепление.

    1) Составить схему с анализом основных составляющих ЗОЖ.

    2) Просмотр видеофрагмента о здоровом образе жизни с последующим анализом.

3. Д/З

    1) Найти высказывание учёных о здоровье.

    2) Рефераты на темы «Воздействие атмосферных загрязнений на здоровье», «Радиация и здоровье».

Занятие № 2.

Тема «Окружающая среда и здоровье человека»

Цель: Формирование у учащихся представлений о влиянии загрязнения  

           окружающей среды на здоровье человека.

Оборудование: Видеофрагмент о загрязнении окружающей среды,  

                            фотографии.

Ход занятия.

  1. Изучение нового материала.
  1. Окружающая среда: природная, антропогенная, социальная, производственная.
  2. Воздействие атмосферных загрязнений на здоровье человека – реферат учащихся.
  3. Влияние на организм загрязнения гидросферы.
  4. Радиация и здоровье – реферат учащихся.

 - степень радиационной опасности (экспозиционная доза, поглощённая доза, эквивалентная доза)

 - патологические последствия от величины получения дозы (лучевая болезнь, лейкозы, местное облучение).

2. Закрепление.

  1) просмотр видеофрагмент о влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье с последующим анализом.

  2) разработать правила охраны окружающей среды.

3. Д/З

Приготовить сообщения на тему «История табакокурения», «Действие табачного дыма на организм человека».

Занятие № 3.

Тема «Курение, мы и наше потомство».

Цель: Формирование у учащихся негативного отношения к курению.

Оборудование: тест «Твоё здоровье и курение», таблица «Органы – мишени  поражения табачным дымом».

Ход занятия.

  1. Изучение нового материала
  1. История табакокурения – сообщение учащихся.
  2. Курение и здоровье. Действие табачного дыма на организм человека – сообщение учащихся.
  3. Дискуссия по вопросам:

 - Почему подросток начинает курить?

(любопытство, пример друзей и взрослых, желание выглядеть взрослым, от нечего делать, за компанию, чтобы успокоится, влияние телевидения).

 - Какие проблемы возникают у подростков, которые курят?

( проблемы с родителями, где взять деньги на сигареты,  говорить неправду).

2.Закрепление

  1. Тест «Твоё здоровье и курение» (см. приложение №1)
  2. Составить таблицу «Влияние курения на организм человека».

Органы - мишени

Нарушение работы органов

  1. лёгкие
  2. кровеносные сосуды
  3. желудок
  4. печень
  5. почки

  1. Д/З

Реферат «Влияние алкоголя на организм человека».

Занятие №4

Тема «Правда, об алкоголе».

Цель: Ознакомить учащихся с понятием алкоголь и его влиянием на организм человека.

Оборудование: Схема «Влияние алкоголя на органы человека», тест «Твоё здоровье и алкоголь».

Ход занятия

  1. Изучение нового материала
  1. Понятие «алкоголь». История появления алкоголя.

(первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году)

  1. Влияние алкоголя на организм человека – реферат (см. приложение 2)
  2. Мифы об алкоголе

(работа по группам: 1 группа приводит доводы о пользе алкоголя, 2 группа доказывает ложность этих доводов). (см. приложение №3)

  1. Алкоголизм общественное зло.                                                                           : (Алкоголизм ведет к деградации личности, слабоумию. В нашей стране в коррекционных школах для слабоумных детей обучается около 300 тысяч школьников. Мировая статистика утверждает, что 50% слабоумных детей рождаются от пьющих родителей. Смертность среди пьющих в два раза выше, чем среди непьющих).

  1. Закрепление
  1. Тест «Твоё здоровье и алкоголь». (см. приложение №4)
  2. Заполнить таблицу «Влияние алкоголя на организм человека»

Органы - мишени

Влияние алкоголя

  1. сердце
  2. печень
  3. лёгкие
  4. желудок
  5. органы чувств
  6. почки

  1. Д/З

1)Реферат «Влияние наркотиков на организм человека».

2) Приготовить антирекламу по наркомании.

Занятие № 5

Тема «Наркотики, зависимость и последствия».

Цель: Сформировать представление о наркомании как факторе, разрушающем здоровье.

Оборудование: тест «Твоё здоровье и наркотики», реферат, антиреклама.

Ход занятия  

                                                                                                           

1.Изучение нового материала

  1. Историческая справка о наркотиках.
  2. Статистические данные.                                                                                                ( - средний возраст приобщения к наркотикам снизился до 14,2 лет у мальчиков, 14,6 – у девочек;                                                                                                                       - 4 млн. людей употребляют наркотики в нашей стране, 76 % молодежь от 14 до 30 лет;                                                                                                               за 10 лет  -  - число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей в 42 раза (65 % – передозировка);                                                                                                                       - к окончанию школы 40 % детей пробовали наркотики, “сидят на игле” – 9% мальчиков, 5 % – девочек;                                                                                                              - 91 % ВИЧ – инфицированных – наркоманы;                                                          1   - наркоман за год втягивает в “порочный круг” до 4 человек).
  3. Влияние наркотиков на организм человека – реферат.
  4. Свойства наркомании:

- Непреодолимое желание или потребность продолжать принимать наркотики и доставать их любыми способами.                                                                                                                                                 - Стремление увеличивать дозы.                                                                                                                    - Зависимость психического, а иногда и физического характера от воздействия наркотиков.

5) Классификация наркотиков. (см. приложение № 5)

  - седативные яды

  -  галлюциногенные средства

  -  вещества, легко получаемые путем химического синтеза

  - яды сна

6) Уголовная ответственность. (см. приложение № 6)

2. Закрепление

1) Антиреклама о наркомании – творческое задание.

2) Тест «Твоё здоровье и наркотики».

3) Придумать 10 убедительных отказов человеку, предлагающему тебе наркотики.

3. Д/З

Сообщение о вирусных заболеваниях (грипп, оспа, корь, СПИД)                                                                                                                                            

Занятие № 6

Тема «Вирусы – внутриклеточные паразиты»

Цель: Формирование у учащихся знаний о вирусах, как источнике инфекционных заболеваний.

Оборудование: таблица «Вирусы», плакат с вирусными заболеваниями.

Ход занятия

                                                                                                           

1.Изучение нового материала

  1. История открытия вирусов (см. приложение №7)
  2. Способы распространения и передача вирусных инфекций:

 - воздушно – капельный путь

 - пищеварительный тракт, кишечник

 - половой контакт

 - через кровь

3) Вирусные заболевания – сообщения учащихся

 - СПИД

 - грипп

 - оспа

 - герпес

 - корь

2. Закрепление

1) Заполнить таблицу «Вирусные заболевания» (см. приложение № 8)

Название заболевания

Возбудитель

Поражаемые области тела

Способы распространения

3.Д/З

Сообщения о заболеваниях вызванных неправильным питанием: сахарный диабет, желчнокаменная болезнь, аллергия, гипертоническая болезнь, инфаркт.

Занятие № 7

Тема «Неправильное питание – результат многих болезней».

Цель: Показать учащимся последствия неправильного питания.

Оборудование: сообщения, плакаты, таблицы.

Ход занятия

  1. Изучение нового материала

1) Главный источник болезней – неправильное питание.

2) Заболевания, вызванные неправильным питанием – сообщения учащихся

 - Сахарный диабет

 - Аллергия

 - Инфаркт

 - Желчнокаменная болезнь

 - Гипертоническая болезнь

 - Болезнь суставов

 - Ишемическая болезнь сердца                                                                                             2. Закрепление

1) Составить схему заболеваний на основе неправильного питания и дать ей анализ.

2) Составить свой режим питания.                                                                                       3. Д/З

Реферат «Влияние компьютера на здоровье человека».

Занятие № 8.

Тема «Компьютер и здоровье человека».

Цель: Раскрыть влияние компьютера на здоровье человека.

Оборудование: реферат, памятка по работе с компьютером.

Ход занятия

  1. Изучение нового материала.
  1. Компьютер «за» и «против» - дискуссия.

(Работа в группах, 1 группа за положительные стороны компьютера, 2 группа – за отрицательные).

  1. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

 - Сидячее положение в течение длительного времени;

 - Воздействие электромагнитного излучения монитора;

 - Утомление глаз, нагрузка на зрение;

 - Перегрузка суставов кистей;

        - Стресс при потере информации

3) Влияние компьютера на здоровье человека – реферат.

4) Рекомендации центра электромагнитной безопасности. (см. приложение № 9)

2. Закрепление

Составьте рекомендации начинающим компьютерщикам.

  1. Д/З

Приготовить материал к созданию презентаций по здоровому образу жизни.

Занятие № 9

Тема «Составление  и защита  презентаций

по здоровому образу жизни».

(практическая работа)

Цель: Закрепить полученные знания; совершенствовать навыки составления презентаций.

Оборудование: компьютер

Ход занятия

Учащимся предлагаются темы презентаций на выбор. Занятие проводится в компьютерном классе.

Примерный перечень тем для презентаций:

  1. «Губительная сигарета».
  2. «Вирусные заболевания».
  3. «Компьютер и здоровье».
  4. «Правда, об алкоголе».
  5. «Наркотики – яд!»

Подведение итогов.