Занятие по природе. Тема: «КАЖДАЯ ПТИЦА СВОЁ ГНЕЗДО ЗАЩИЩАЕТ»
ЗАДАЧИ:
Обогащать содержание речевого общения детей.
Побуждать высказывать своё мнение, рассуждать, формулировать мысль в виде короткого текста.
Произвольно строить предложения разной грамматической структуры.
Образовывать однокоренные прилагательные.
Подбирать слова, близкие по смыслу.
Обогащать словарь образными словами и выражениями.
Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей.
Воспитывать интерес к письму.
МАТЕРИАЛ:
Наборное полотно, доска, магнитные буквы. Карточки со словами ПТИЦА, ПОЁТ, ЛЕТИТ, ПЛЫВЁТ, ГНЕЗДО, ВЬЁТ.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. - Воспитатель загадывает детям загадку:
За море летала,
Весь мир повидала.
Веточку нашла.
Гнёздышко свила. (птица)
- Педагог спрашивает детей:
Как вы догадались, что это птица?
Кто или что ещё умеет летать?
Зачем птице веточка? (Выслушивает рассуждения детей)
- Работа на доске:
Ребёнок выкладывает слово – ПТИЦА (на доске, магнитные буквы)
Воспитатель просит назвать по порядку все звуки в этом слове.
Сколько слогов в слове - ПТИЦА. ( два, ТИ, ЦА)
Назовите все гласные звуки в слове, затем – все согласные. (и, а, п, т, ц)
- Работа детей за столами.
Необходимо выложить на столе предложения со словами - ПТИЦА, ПОЁТ, ЛЕТИТ, ПЛЫВЁТ.
2. - Загадывание следующей загадки:
Без рук, без топорёнка,
Построена избёнка. ( гнездо)
- Работа на доске:
Ребёнок выкладывает слово – ГНЕЗДО (на доске, магнитные буквы)
Необходимо выложить на столе предложения со словами - ПТИЦА, ПОЁТ, ЛЕТИТ, ПЛЫВЁТ
- Воспитатель предлагает детям назвать, чьё гнездо, например:
У орла - (орлиное)
Воробья – (воробьиное)
Сороки – (сорочье)
Лебедя – (лебяжье)
Гуся – (гусиное)
Ласточки – (ласточкино)
- Выложить предложение на столе со словом «гнездо».
Коллективно решают, какое предложение наиболее интересное.
3. – Воспитатель знакомит детей с пословицей:
«Каждая птица своё гнездо защищает».
- Только ли о птицах эта пословица.
- Почему? (Выслушивает рассуждения детей)
4. – Разучивание скороговорки:
«Пара птиц порхала – порхала, да и выпорхнула».
(Соревнуются команды, кто лучше и чётче прочтёт скороговорку)
Подберите по смыслу слова к слову «порхать» - летать, виться, кружиться.
5. - Загадывание детям загадки о скворечнике:
Стоит ствол,
На стволе – кол.
На колу – дворец,
Во дворце – певец.
- Воспитатель предлагает послушать рассказ Юрия Баркова «Незваная гостья» об обитателях скворечника.
Послушайте внимательно рассказ Ю. Баркова «Незваная гостья» о том, кто ещё может жить в скворечнике. Читает рассказ.
Юрия Баркова «Незваная гостья» об обитателях скворечника:
Небо голубое. На дорогах сверкают лужи, а воздух пахнет талой землей и почему-то арбузными корками.
Самое время скворцам прилетать! Но сколько раз я ни вставал спозаранок, сколько ни прислушивался к птичьим голосам, так скворцов и не видел. А как-то поутру подул теплый ветер, показалось солнце, и откуда-то сверху послышался тихий протяжный свист.
«Неужели скворцы?» Я глянул вверх и заметил на березе пять черных птиц. Они неподвижно сидели на ветке у самой вершины. Потом переполошились, закричали, разом поднялись с дерева и полетели к реке.
А потом, спустя полчаса снова пожаловали к нам в сад. Стали проверять свои прошлогодние квартиры, выбрасывать из них сор, куриные перья.
Но что такое?
Один черный вертлявый скворец места себе не найдет. С опаской поглядывает то на меня, то на свой дом на березе, а внутрь залезть побаивается: «Может, там кто поселился?» И правда, вскоре показалась темная мордочка.
Я схватил палку и постучал по стволу: «Вылезай-ка живей!»
И тут из скворечника выпрыгнула белка. Взвилась по стволу кверху, прыгнула на сарай и ускакала. Пусть непоседа в лесу живет. Там, в ельнике, ей места хватит.
Беседа по содержанию:
Воспитатель: Как вы думаете, почему рассказ называется «Незваная гостья»? (Ответы детей).
Воспитатель: Кто эта гостья? Ответы детей.
Воспитатель: В чей домик она забралась? Ответы детей.
Воспитатель: Что там произошло? Ответы детей.
- Предложить детям пересказать этот рассказ своими словами.
( Выслушивают одного ребёнка).
- Скажите пожалуйста, подходит ли к этому рассказу пословица:
- Воспитатель знакомит детей с пословицей:
Подходит ли к этому рассказу пословица - «Каждая птица своё гнездо защищает». (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете только ли о птицах эта пословица? Ответы детей.
Воспитатель: Почему? Ответы детей.
Воспитатель: Объясняет значение пословицы "Каждая птица своё гнездо защищает". Думаю, это пословица означает, что каждый человек склонен защищать свою территорию и то, что ему принадлежит.
На этом занятие закончено. Молодцы.
Рефлексия: Что интересного и нового вы сегодня узнали?
О чем вы можете рассказать другим детям. Своим родителям. (Ответы детей)