В 3 - 4 года ребенок должен уметь:

Мелконьян Анжела Киворковна

 

Внимание.

 

-Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.

-Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например снег. ( Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).

-Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.

-Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.

-Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.

-Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.

-Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.

-Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.

-Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.

 

Мышление.

 

-Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.

-Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.

-Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.

-Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.

-Находить пару каждому предмету.

-Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»

-Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).

-Решать простые логические задачи.

-Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

 

 

 

 

Память.

 

-Повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.

-Точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на стул, взять чашку, принести ее в комнату.

-Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.

-Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.

-Повторить на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.

-Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.

-Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.

-Пересказывать содержание услышанной сказки.

-Запоминать содержание сюжетного рисунка.

-Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни.

 

Мелкая моторика.

 

-Запускать мелкие волчки.

-Показывать отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный и средний).

-Кистями рук делать «фонарики».

-Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.

-Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.

-Застегивать пуговицы, крючки, молнии.

-Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.

-Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.

-Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.

-Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.

-Проводить прямые линии по середине дорожки, не выходя за ее края.

-Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.

 

 

 

 

Математика.

 

-Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.

-Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

-Показывать правую и левую руку.

-Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.

-Показывать, что находится вверху и внизу от него.

-Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.

-Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.

-Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).

-Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.

-Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.

 

Развитие речи.

 

-Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.

-Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).

-После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.

-Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.

-Согласовывать слова в роде, числе, падеже.

-Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.

-Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.

-Употреблять предложения с однородными членами.

-Отвечать на простейшие вопросы.

 

Познание окружающего мира.

 

-Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.

-Сказать, сколько ему лет.

-Назвать город, в котором он живет; свой домашний

-Сказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки.

-Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растений

-Назвать отличительные особенности внешнего вида дома— их и диких животных и их детенышей.

-Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части предметов.

-Различить и назвать погодные явления.

-Назвать несколько профессий.

-Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.

 

Рисовании

 

-Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; названия народных игрушек (матрешка, дымковская игрушка).

-Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам; правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.

 

Лепке

 

-Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы), понимать, какие предметы можно из них вылепить.

-Уметь отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней; лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

 

Аппликации

 

-Создавать изображения предметов из готовых фигур; украшать заготовки из бумаги разной формы; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.

 

Конструирование

 

-Знать, называть, использовать детали строительного материала.

-Уметь располагать кирпичики, пластины вертикально.

-Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

-Различать части постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая).