В 3 - 4 года ребенок должен уметь:
Внимание.
-Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.
-Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например снег. ( Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).
-Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.
-Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.
-Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.
-Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.
-Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.
-Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.
-Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.
Мышление.
-Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.
-Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.
-Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.
-Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.
-Находить пару каждому предмету.
-Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»
-Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).
-Решать простые логические задачи.
-Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Память.
-Повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.
-Точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на стул, взять чашку, принести ее в комнату.
-Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.
-Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.
-Повторить на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.
-Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.
-Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.
-Пересказывать содержание услышанной сказки.
-Запоминать содержание сюжетного рисунка.
-Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни.
Мелкая моторика.
-Запускать мелкие волчки.
-Показывать отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный и средний).
-Кистями рук делать «фонарики».
-Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.
-Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.
-Застегивать пуговицы, крючки, молнии.
-Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.
-Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.
-Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.
-Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.
-Проводить прямые линии по середине дорожки, не выходя за ее края.
-Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.
Математика.
-Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.
-Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
-Показывать правую и левую руку.
-Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.
-Показывать, что находится вверху и внизу от него.
-Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
-Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
-Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).
-Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
-Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.
Развитие речи.
-Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.
-Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).
-После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.
-Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
-Согласовывать слова в роде, числе, падеже.
-Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.
-Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.
-Употреблять предложения с однородными членами.
-Отвечать на простейшие вопросы.
Познание окружающего мира.
-Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.
-Сказать, сколько ему лет.
-Назвать город, в котором он живет; свой домашний
-Сказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки.
-Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растений
-Назвать отличительные особенности внешнего вида дома— их и диких животных и их детенышей.
-Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части предметов.
-Различить и назвать погодные явления.
-Назвать несколько профессий.
-Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.
Рисовании
-Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; названия народных игрушек (матрешка, дымковская игрушка).
-Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам; правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
Лепке
-Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы), понимать, какие предметы можно из них вылепить.
-Уметь отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней; лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
Аппликации
-Создавать изображения предметов из готовых фигур; украшать заготовки из бумаги разной формы; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.
Конструирование
-Знать, называть, использовать детали строительного материала.
-Уметь располагать кирпичики, пластины вертикально.
-Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
-Различать части постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая).