конспект занятия в старшей группе «а» (природа и ребёнок) (интегрированное) тема: «кто где живёт»

Мелконьян Анжела Киворковна

цель:

Формировать представления  о взаимосвязях в природе, о приспособленности животных к разным местообитаниям.

задача:

   Дать детям представление об основных природных сообществах как месте обитания животных и насекомых.

   Закрепить умения сравнивать находить сходства и различие в местах  обитания.

  Учить детей отвечать на вопросы аргументированно и полно. Вызвать интерес к жизни дикой природы.

методические приёмы:

  Беседа, художественное слово, рассматривание, сравнение диких животных и насекомых, загадки, игры, превращение детей в животных.

Оборудование  и  материал:

-  Картинки с изображением разных животных и их домов – мест обитания.

- Карандаш простой.

- Цветные карандаши.

- Карта схема.  («Где, чей дом?»)

- Изобразительная деятельность: зарисовка мест обитания.

место проведения:

- Групповое помещение.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ВОСПИТАТЕЛЬ

Педагог предлагает детям послушать отрывок из стихотворения С. Боруздина «Кто построил этот дом? 

 

НА УЛИЦЕ САДОВОЙ

ДОМ ПОСТРОЕН НОВЫЙ.

В НЁМ СТОЛЬКО СВЕТЛЫХ ОКОН –

СЧИТАТЬ НЕ СОСЧИТАТЬ,

ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ?

НУЖЕН ВСЕМ БЕЗ ИЗКЛЮЧЕНЬЯ.

 

ВОСПИТАТЕЛЬ:

   -   Давайте вспомним, о чём идёт речь в этом стихотворении? (о доме).

-         А что такое  - «дом»? и  Для чего он нам нужен? (В доме можно спрятаться от плохой погоды, поспать, погреться, поиграть)

-         Значит: когда идёт дождь или мы замерзаем, мы убегаем домой. Дома приятно, уютно, безопасно, хорошо.

-         А как вы думаете, есть ли дома у животных, насекомых, птиц?(ответы детей).

-         Какие дома животных вы знаете? Вот, например: лиса – в норе; собака – в конуре; корова – в коровнике; свинья – в свинарнике; курица в курятнике. (молодцы)

-         У каждого животного, насекомого, птицы на земле  есть свой дом, каждое животное, насекомое, птица  может жить только в нём.

   -  А вот о каких домах сегодня пойдёт наш разговор вы сейчас узнаете.

   - Стук в дверь. В группу входят дети в масках (белка, птица, муравей, бобр, пчела).

Каждый из них держит в руке иллюстрацию. Они загадывают по очереди свои  загадки и рассказывают стихи о своих домах.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

   - Давайте попросим  -   БЕЛКУ   (загадать нам загадку).

Рассматривание иллюстрации.

Хвост пушистый, а глазки зорки.

Прыгает по веткам ёлки.

На земле сорвёт грибок

И в дупло с грибочком – скок.     (белка) - дупло

  - Где живёт белка? (в дупле дерева)

  - Что мы знаете о белке?

   -  Ответы детей:   что она беззащитный зверёк, она спасается только тем, что прячется в густых ветках и дуплах. В неволе живёт не долго. Делает в дуплах большие запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников.

 - Давайте попросим –  ПТИЧКУ  (рассказать нам стихотворение).

Рассматривание иллюстрации.

Птичка над моим окошком

Гнёздышко для деток вьёт,

То соломку тащит в ножках,

То пушок в носу несёт.     (птичка)  - гнездо

- Ребятки, вспомните, пожалуйста, из чего строится или (вьётся) гнездо? (соломы, пушка, земли, глины).

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- А сейчас Мы с вами покажем, какие мы строители.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Раз, два, три, четыре! Дети.

Много дел на белом свете.          – дети шагают на месте

Пусть не сердятся родители,       - дети грозят указательным пальчиком

Что измажутся строители,           - отряхивают с одежды воображаемую пыль

Потому что тот, кто строит,         - ударяют кулачком поочерёдно то сверху, то снизу

Тот чего-нибудь да стоит!           - затем выбрасывают вперёд руки

- А сейчас нам – МУРАВЕЙ  - расскажет стихотворение. Слушаем внимательно.

Вот в лесочке у пенёчка

Выросла большая кочка:

Муравьиный это дом,

И жильцов без счёту в нём.    (муравейник)

- Рассматривание иллюстрации.

- Это только часть муравейника, под ней есть ещё подземное гнездо.

- Как вы думаете из чего  состоит муравейник? (больше всего здесь хвоинок, кусочков коры, веточек, комочков почвы).

- Каждый муравей старается что-то нести в большой общий дом.

 

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Для того чтобы узнать чей дом изображён  на этой картинке.

Попросим -  ПЧЁЛКУ  загадать загадку.

Рассматривание иллюстрации.

Над цветами кто летает,

Сок цветочный собирает,

В домик свой его несёт

Из него готовит мёд?    (пчёлка) - улей

- Как называется этот дом?  (называется ульем).

- Кто построил этот дом?   (люди построили им специальные домики – ульи, охраняют их, берегут)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- А знаете ли вы, кто самый известный строитель в мире животных.  (ответы детей)

 А вот сейчас вы узнаете. Попросим   БОБРА  – загадать загадку.

Домик – хатка на реке,

И плотина вдалеке.

Это кто ж такой, скажите,

Архитектор и строитель?      (бобр) - хатка

-Он умеет строить для себя замечательные домики хатки.

- Из чего строит бобр свою хатку? (веток, камней, листьев)

ИГРА:    «Кто где живёт»

(Воспитатель раскладывает  на подносе изображения животных, насекомых, птиц. Просит по очереди вытянут любое изображение и поместить, его на свой домик. Дети помогают найти свой домик).

 

ГОСТИ В МАСКАХ:

- Молодцы ребята. Вы справились с этим  заданием.

- Следующее задание вас ждёт за столами.

- А МЫ С ВАМИ ПРОЩАЕМСЯ.  ДОСВИДАНИЕ.

ЗАДАНИЕ:  «Где, чей дом»

(Детям необходимо найти дом и соединить линию карандашом).

- После выполнения задания дети выходят из - за стола на ковровое покрытие.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

      В заключении воспитатель подчёркивает, что у каждого животного на земле есть свой дом, каждое животное может жить только в нём. Меняться домами животные не любят, да и не могут. Поэтому очень важно охранять не только самих зверей, птиц, насекомых, но и их дома.