конспект занятия в старшей группе «а» (природа и ребёнок) (интегрированное) тема: «кто где живёт»
цель:
Формировать представления о взаимосвязях в природе, о приспособленности животных к разным местообитаниям.
задача:
Дать детям представление об основных природных сообществах как месте обитания животных и насекомых.
Закрепить умения сравнивать находить сходства и различие в местах обитания.
Учить детей отвечать на вопросы аргументированно и полно. Вызвать интерес к жизни дикой природы.
методические приёмы:
Беседа, художественное слово, рассматривание, сравнение диких животных и насекомых, загадки, игры, превращение детей в животных.
Оборудование и материал:
- Картинки с изображением разных животных и их домов – мест обитания.
- Карандаш простой.
- Цветные карандаши.
- Карта схема. («Где, чей дом?»)
- Изобразительная деятельность: зарисовка мест обитания.
место проведения:
- Групповое помещение.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Педагог предлагает детям послушать отрывок из стихотворения С. Боруздина «Кто построил этот дом?
НА УЛИЦЕ САДОВОЙ
ДОМ ПОСТРОЕН НОВЫЙ.
В НЁМ СТОЛЬКО СВЕТЛЫХ ОКОН –
СЧИТАТЬ НЕ СОСЧИТАТЬ,
ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ?
НУЖЕН ВСЕМ БЕЗ ИЗКЛЮЧЕНЬЯ.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Давайте вспомним, о чём идёт речь в этом стихотворении? (о доме).
- А что такое - «дом»? и Для чего он нам нужен? (В доме можно спрятаться от плохой погоды, поспать, погреться, поиграть)
- Значит: когда идёт дождь или мы замерзаем, мы убегаем домой. Дома приятно, уютно, безопасно, хорошо.
- А как вы думаете, есть ли дома у животных, насекомых, птиц?(ответы детей).
- Какие дома животных вы знаете? Вот, например: лиса – в норе; собака – в конуре; корова – в коровнике; свинья – в свинарнике; курица в курятнике. (молодцы)
- У каждого животного, насекомого, птицы на земле есть свой дом, каждое животное, насекомое, птица может жить только в нём.
- А вот о каких домах сегодня пойдёт наш разговор вы сейчас узнаете.
- Стук в дверь. В группу входят дети в масках (белка, птица, муравей, бобр, пчела).
Каждый из них держит в руке иллюстрацию. Они загадывают по очереди свои загадки и рассказывают стихи о своих домах.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Давайте попросим - БЕЛКУ (загадать нам загадку).
Рассматривание иллюстрации.
Хвост пушистый, а глазки зорки.
Прыгает по веткам ёлки.
На земле сорвёт грибок
И в дупло с грибочком – скок. (белка) - дупло
- Где живёт белка? (в дупле дерева)
- Что мы знаете о белке?
- Ответы детей: что она беззащитный зверёк, она спасается только тем, что прячется в густых ветках и дуплах. В неволе живёт не долго. Делает в дуплах большие запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников.
- Давайте попросим – ПТИЧКУ (рассказать нам стихотворение).
Рассматривание иллюстрации.
Птичка над моим окошком
Гнёздышко для деток вьёт,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несёт. (птичка) - гнездо
- Ребятки, вспомните, пожалуйста, из чего строится или (вьётся) гнездо? (соломы, пушка, земли, глины).
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- А сейчас Мы с вами покажем, какие мы строители.
- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Раз, два, три, четыре! Дети.
Много дел на белом свете. – дети шагают на месте
Пусть не сердятся родители, - дети грозят указательным пальчиком
Что измажутся строители, - отряхивают с одежды воображаемую пыль
Потому что тот, кто строит, - ударяют кулачком поочерёдно то сверху, то снизу
Тот чего-нибудь да стоит! - затем выбрасывают вперёд руки
- А сейчас нам – МУРАВЕЙ - расскажет стихотворение. Слушаем внимательно.
Вот в лесочке у пенёчка
Выросла большая кочка:
Муравьиный это дом,
И жильцов без счёту в нём. (муравейник)
- Рассматривание иллюстрации.
- Это только часть муравейника, под ней есть ещё подземное гнездо.
- Как вы думаете из чего состоит муравейник? (больше всего здесь хвоинок, кусочков коры, веточек, комочков почвы).
- Каждый муравей старается что-то нести в большой общий дом.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Для того чтобы узнать чей дом изображён на этой картинке.
Попросим - ПЧЁЛКУ загадать загадку.
Рассматривание иллюстрации.
Над цветами кто летает,
Сок цветочный собирает,
В домик свой его несёт
Из него готовит мёд? (пчёлка) - улей
- Как называется этот дом? (называется ульем).
- Кто построил этот дом? (люди построили им специальные домики – ульи, охраняют их, берегут)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- А знаете ли вы, кто самый известный строитель в мире животных. (ответы детей)
А вот сейчас вы узнаете. Попросим БОБРА – загадать загадку.
Домик – хатка на реке,
И плотина вдалеке.
Это кто ж такой, скажите,
Архитектор и строитель? (бобр) - хатка
-Он умеет строить для себя замечательные домики хатки.
- Из чего строит бобр свою хатку? (веток, камней, листьев)
ИГРА: «Кто где живёт»
(Воспитатель раскладывает на подносе изображения животных, насекомых, птиц. Просит по очереди вытянут любое изображение и поместить, его на свой домик. Дети помогают найти свой домик).
ГОСТИ В МАСКАХ:
- Молодцы ребята. Вы справились с этим заданием.
- Следующее задание вас ждёт за столами.
- А МЫ С ВАМИ ПРОЩАЕМСЯ. ДОСВИДАНИЕ.
ЗАДАНИЕ: «Где, чей дом»
(Детям необходимо найти дом и соединить линию карандашом).
- После выполнения задания дети выходят из - за стола на ковровое покрытие.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
В заключении воспитатель подчёркивает, что у каждого животного на земле есть свой дом, каждое животное может жить только в нём. Меняться домами животные не любят, да и не могут. Поэтому очень важно охранять не только самих зверей, птиц, насекомых, но и их дома.