Проект Времена года
Введение
Тема проекта: «Времена года».
Обоснование выбора темы.
Мир, окружающий ребёнка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, источник познания, творчества. Дети от природы любознательны. Круг их интересов широк. Среди вопросов, которые они задают взрослым, есть и такие, которые вызваны различиями явлений и объектов природы. Чтобы ребятам лучше понять явления окружающей их природы, надо родителям чаще бывать с детьми в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту и заметить необычное, интересное. Как распускаются листья, почему осенью они опадают. От нас, взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него будет развиваться речь. Чем больше ребёнок разглядел, подметил нового для себя, тем ярче и образнее станет и его речь, тем охотнее он будет общаться со сверстниками, взрослыми. Умение излагать свои мысли поможет в дальнейшем лучше учиться в школе. Участвуя в данном проекте, ребёнок на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, не исчезает бесследно. Так как в процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учится думать и отвечать на вопрос «почему?» И пусть эта работа мысли сложная, но именно так в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умения делать умозаключения, выводы.
Актуальность.
В настоящее время ребята стали всё меньше общаться с природными
объектами. Дети все больше времени проводят за компьютерными играми, сотовым телефоном, телевизором. Бесспорно, никакой фильм или компьютерная игра не заменят живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдыхать запах цветов, слушать пение птиц, бегать босиком по траве. Учиться вникать в тайны природы, а затем воплощать свои замыслы в творческих работах (рисование, лепка, аппликация, моделирование).
Во все времена природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка, затрагивает его душу.
Познавательная и творческая деятельность, связанная с познанием явлений природы в их взаимосвязи, интересна и увлекательна, что подтверждает актуальность темы проектной деятельности «Времена года».
Участники проекта: воспитатели, дети группы коррекционной направленности с общим недоразвитием речи, родители.
Вид проекта: групповой.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Цель проекта: воспитание у детей бережного отношения к природе на основе наблюдений за сезонными изменениями. Организация тематических выставок детских работ, воплощающих творческие замыслы ребят, которые основаны на личных наблюдениях.
Задачи проекта:
1. Закрепить знания детей о временах года, взаимосвязи различных явлений природы.
2. Формировать умение воспитанников составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицы по временам года.
3. Стимулировать проявление доброго отношения к окружающему миру в повседневной, образовательной, игровой деятельности дошкольников.
4. Воспитывать любовь к природе при проведении экскурсий по улицам Лазаревского, в парк, выставочный зал с произведениями искусства.
5. Способствовать укреплению сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
Проектные продукты:
v творческая мастерская по направлениям: «Природа - наш дом», «Времена года»;
v компьютерная презентация «Времена года»;
v выставка творческих работ, макетов, альбомов, созданных детьми с помощью педагогов и родителей.
План работы над проектом
№ п/п | Этапы проекта |
Задачи этапов | Сроки реализации |
1 |
Организационный | 1. Выбор темы проекта. 2. Составление плана работы по организации проектной деятельности с дошкольниками с привлечением родителей ребят. 3. Проведение анкетирования родителей по теме: «Экологическое воспитание в семье». 4. Накопление педагогами разнообразной информации по теме проекта.
| Октябрь 2016 |
2 |
Основной | 1. Организовать наблюдения за сезонными изменениями, происходящими в природе. 2. Знакомить дошкольников с познавательной информацией по теме проекта с использованием красочного иллюстративного материала, аудио- и видеофрагментов (пение птиц, звуки явлений природы), фрагментов музыкальных произведений о временах года (на занятиях и при посещении библиотеки детского сада). 3. Создать (при участии родителей) альбомы «Приметы», «Поговорки и пословицы», «Стихи», «Загадки» и макет по теме проекта (использовать их в игровой и образовательной деятельности). 4. Провести занятия по темам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» с использованием подвижных и дидактических игр, мнемотаблиц, викторин, созданием творческих работ ребят по рисованию, лепке, аппликации. Организовать выставки творческих работ воспитанников. 5. Оформить для презентации проектные продукты.
|
Ноябрь – март 2016-2017 |
3 |
Заключительный | 1. Распечатать текстовый вариант проекта, подготовить сообщение к компьютерной презентации проекта «Времена года». 2. Представить проект и проектные продукты на краевой научно-практической конференции дошкольников и педагогов МДОБУ №118 «Приглашение к открытию». 3. Представить проект и проектные продукты на итоговом родительском собрании.
|
Апрель, май 2017 |
Планируемые результаты:
-дети овладеют понятиями «времена года», «признаки», «погода», «как природа рисует красками» и др.
-дети овладеют простейшими приемами организации наблюдений, экспериментирования, выявления причинно-следственных связей.
-у детей сформируется потребность и способность интересно и с пользой проводить время.
- дети проявят активность и творчество в продуктивной деятельности.
Ход работы над проектом
На организационном этапе: была выбрана тема проекта, составлен план работы по организации проектной деятельности с дошкольниками с привлечением родителей ребят, проведено анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание в семье».
На основном этапе: организованы наблюдения за сезонными изменениями, происходящими в природе (см. фото 1).
|
|
Фото 1. Наблюдения за сезонными наблюдениями в природе |
|
Педагоги провели экскурсию в библиотеку (см. фото 2).
|
|
Фото 2.Экскурсия в библиотеку, поиск информации |
Для проекта были подобраны справочники, познавательная, художественная литература, пословицы, поговорки, народные приметы, загадки. Музыкальное произведение «Времена года» П.И.Чайковского, звуки природы (пение птиц, шум дождя, ветра, грома), иллюстративный материал были взяты и в сети Интернет.
Организовали экскурсию в Свирское ущелье и прогулку к морю (см. фото 3,4).
Фото 3.Экскурсия в Свирское ущелье |
Фото 4. Прогулка к морю |
Посетили выставку в ЦНК им. К.С.Мазлумяна «Времена года», где ребята познакомились с произведениями таких художников, как А.Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Большая вода», «Золотая осень», А.Пластов «Первый снег» и др. Посетили выставку в Центральной районной библиотеке им. А.И. Одоевского «Первоцветы» (см. фото 5).
|
|
Фото 5. Посещение выставки «Первоцветы» в Центральной районной библиотеке им. А.И.Одоевского |
Обсуждали с ребятами смысл пословиц, поговорок, примет времен года. К примеру:
«Береги нос в большой мороз»
«Весна красна цветами, а осень пирогами»
«Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь»
«Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна»
Изучение пословиц и поговорок способствует формированию у детей более полной картины окружающего мира: они приучают детей любить и уважать природу, прививают чуткость и внимательность ко всему, что нас окружает.
Познакомили ребят с творческим наследием П.И. Чайковского, наши воспитанники играли и рисовали под музыку из музыкального альбома «Времена года» (см. фото 6).
|
|
|
|
|
|
Фото 6. Игры и творчество наших ребят |
Читали детям и потом беседовали по произведениям: В. Бианки «Синичкин календарь», С. Маршака «Двенадцать месяцев», К. Ушинского «Четыре желания».
Воспитанники представили альбомы «Времена года», созданные с помощью родителей: «Пословицы и поговорки», «Стихи и загадки», «Мое любимое время года» (см. фото 7).
|
|
|
|
Фото 7. Альбомы «Времена года» |
Педагогами были проведены занятия по теме проекта: «Осень. Подготовка птиц к отлету», «Зима. Зимующие птицы», «Весна. Первоцветы» (см. фото 8,9,10).
|
|
Фото 8. Интегрированное занятие по природе и художественному творчеству «Осень. Подготовка птиц к отлету» |
Фото 9. Интегрированное занятие по природе и художественному творчеству «Зима. Зимующие птицы» |
Фото 10. Интегрированное занятие по природе и художественному творчеству «Весна. Первоцветы» |
Провели дидактические игры «Зимующие или перелетные», «Когда это бывает?", «Закончи предложение», «Кто что делает?», «Подбери признак».
Познакомили детей с русской народной игрой-забавой «Снежки», подвижной игрой «Совушка», «Гори, гори ясно!», «Плетень» (см. фото 11).
Фото 11. Подвижные игры |
Воспитанники овладели понятиями «времена года», «признаки», «погода», «как природа рисует красками», они узнали о взаимосвязи человека с окружающей средой. Ребята научились составлять описательные рассказы о временах года, используя мнемотаблицы (см. фото 12)
|
|
Фото 12. Работа с мнемотаблицами |
Была проведена консультация для родителей по теме: «Экологическое воспитание в семье»
Организованы выставки творческих работ, макетов, альбомов, созданных детьми с помощью родителей на тему «Осенняя поляна», «Зимняя поделка», «Весенняя пора», «Летнее настроение» (см. фото 13)
|
|
«Зимняя поделка» | «Весенняя пора» |
|
|
«Летнее настроение» | «Осенняя поляна» |
Фото 13. Выставка творческих работ |
На заключительном этапе работы педагоги оформили текстовый вариант проекта «Времена года». Воспитанники поделились приобретенными знаниями по теме проекта с ребятами средней группы «Мультяшки» (см. фото 14).
Фото14. Описательные рассказы по мнемотаблицам «Времена года», пальчиковая гимнастика |
Проект и созданные проектные продукты будут предоставлены на итоговом родительском собрании.
Цель проекта: воспитывать у детей бережное отношение к природе через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов – достигнута.
Задачи: выполнены.
Работа над проектом будет продолжена, с целью развития коммуникативного навыка у детей, воспитания бережного отношения к природе, дальнейшего формирования у воспитанников навыков познавательной деятельности, содействия сотрудничества воспитанников и их родителей.
Проект и проектные продукты подготовлены к участию в краевой научно-практической конференции дошкольников МДОБУ №118 «Приглашение к открытию».
Проект вызвал интерес у педагогов, воспитанников, родителей, что говорит об актуальности выбранной темы.
Используемые источники и литература
№
|
Автор |
Название книги, журнала |
Город
|
Издание |
Год | |
1 | Воронкевич О. А. | Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь.
| Москва | Издательство «Детство – пресс» | 2016 | |
2 | Горбатенко О. Ф. | Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. | Волгоград | 2-е изд. | 2008. | |
3 | Копцева Т.А. | «Природа и художник», | Москва | «Сфера» | 2001 | |
4 |
Лопатина, А.А. | Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания | Москва | Амрита-Русь 2-е изд. - М.: | 2008. | |
5 | Лыкова И.А.
| «Цветные ладошки» | Москва | М., ИД «Цветной мир» | 2011 | |
6 | Шорыгина Т.А. | «Беседы о природных явлениях и объектах» | Москва | «Сфера» | 2010 | |
Сеть «Интернет». Сайты общего доступа.- www.maam.ru.,www.library.ru, | ||||||