Мастер -класс «Малые фольклорные формы, как средство воспитания младших дошкольников»

Прокопьева Анна Алексеевна

«Малые фольклорные формы, как средство воспитания младших дошкольников»

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я рада приветствовать вас и представляю вам мой опыт работы по теме «Малые фольклорные формы, как средство воспитания младших дошкольников»

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника.

Моя многолетняя практика показывает, что устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, сказках занимают особое место в жизни детей. С их помощью можно эмоционально обогатить образовательную среду, выразить поощрение, выстроить с детьми яркое, эмоциональное общение, сотворчество. Какие малые формы фольклора вы знаете?

Предлагаю окунуться в мир фольклора, прошу выйти 6 желающих.

В утреннем круге с детьми я использую потешку «С добрым утром», внимание на экран. 

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою:

— С добрым утром!

— С ясным днём!

Вот как славно мы поём!

А сейчас мы с вами будем двигаться по кругу и проговаривать потешку, когда она закончится, вы выполняете то задание, которое оказалось на следах около вас (на полу разложены следы с заданиями). Какое настроение нам солнышко сегодня подарило? (веселое, радостное), надеюсь с таким настроением мы с вами и продолжим.

А теперь прошу внимание на экран и желательно повторять движения и слова.

Лапки? Мыли.

Ушки? Мыли.

Хвостик? Мыли.

Все помыли.

И теперь мы чистые,

Зайчики пушистые!

Как вы думаете, чему учит потешка?, Предлагаю вам вспомнить и рассказать потешки. И в каком режимном моменте используются? (в процессе: умывания, кормления, одевания, укладывания ко сну).

Как называются следующие выражения:

«Ябеда-беда, козья борода», «Митя-титя-карапуз, съел у бабушки арбуз!» (Дразнилки).

 Важно понимать, что дразнилка не издевательство, хотя грань между ними очень тонкая. Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.

Перед вами картинки, вам нужно с их помощью отгадать дразнилку «Ябеда-корябеда, зеленый огурец: никто с ним не играет, никто его не ест», «Тили, тили тесто, жених и невеста».

Назовите жанр фольклора, в котором по содержащемуся вопросу надо найти правильный ответ (Загадка)

Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или синего цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку -   близнеца.  Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот даёт ответ.  

1. Не портной, а всю жизнь                           Ползун ползёт,

с иголками ходит.                                        Иголки везёт.

 

2. Длинная шея.                                                В воде купался,

Щиплет за пятки –                                        Да сух остался.

                       Беги без оглядки.                                              

 

                                   3. Ночью не спит,                                                 Мохнатенькая, усатенькая

                          Мышей сторожит.                                        Молочко пьет, песенки поет.

Малыши справляются с заданием, если я им читаю загадку, а они по картинке находят отгадку.

Я вам предлагаю поиграть в игру «Соедини несоединимое». Вам нужно назвать сказку, с которой связаны эти слова:

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

-Огород, дед, лопата. («Репка»).

-Яйцо, курица, мышка. («Курочка -ряба»).

-Избушка, медведь, пироги. («Маша и медведь»).

-Три ложки, три табурета, три кровати. («Три медведя»).

Каждой команде нужно придумать по две загадки посложнее, для старших детей и загадать их друг другу.

А сейчас будем создавать «Модели сказок», поиграем в волшебников. Превратим героев сказок в геометрические фигуры и оживим их так, чтобы стало понятно, сюжет какой сказки изображён на Вашей модели. (каждая подгруппа создаёт модель. После окончания работы команды обмениваются ими и отгадывают название сказки).

Хорошо у вас получилось! Надеюсь, что эти модели окажут вам помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.

Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры. Они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся соотносить свои движения с движениями других.

Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в хороводную игру «Мы по улице гуляли».

Вы увидели сегодня использование загадок, потешек, дразнилок и, надеюсь, по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством и на многообразие фольклора.

Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе и конечно же похвалить. Прошу вас встать в круг, я начну, а у кого в руках зеркало называет своё имя. Затем играющий передаёт зеркало другому игроку. Начинаем хвалилки.

Кто у нас хорошая? …… (называет свое имя) хорошая,

Кто у нас пригожая? …… (называет свое имя) пригожая.

Кто у нас умница? …… (называет свое имя) умница.

Кто у нас разумница? …… (называет свое имя) разумница.

Кто у нас отличница? …… (называет свое имя) отличница.

Кто у нас молодец? …… (называет свое имя) молодец.

Спасибо за внимание!