Консультация для родителей
Консультация для родителей
«Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?»
Для того чтобы ребёнок успешно социализировался в обществе и развился в полноценную личность, он должен слушаться взрослых. Однако не все дети с готовностью соблюдают правила и подчиняются требованиям. В арсенале взрослых есть несколько способов контроля поведения ребёнка:
• негативные способы: наказания, запреты, окрики, приказы, замечания;
• позитивные способы: просьба, похвала, поощрение, модификация поведения.
Какой же из этих способов воспитания эффективней?
Самым демократичным способом воспитания являются просьбы. Однако они не всегда бывают эффективны, особенно при взаимодействии с маленькими детьми. Например, нет смысла уговаривать ребёнка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности.
Без применения запретов и замечаний воспитывать ребёнка практически невозможно. Смысл замечания заключается в том, чтобы эффективно пресечь недопустимое поведение и предложить ребёнку более конструктивные способы выхода из сложившейся ситуации. Но для того, чтобы запреты, требования и замечания взрослых в полной мере подействовали на ребёнка, они должны быть им услышаны и приняты к действию. Как правильно выдвигать свои требования и запреты? Психолог Шейла Айсберг предлагает следовать следующим правилам:
1. Требований и запретов не должно быть слишком много. Наличие большого количества ограничений и запретов, распространяющихся на все сферы жизни, ведёт к развитию безволия и нерешительности у ребёнка.
2. Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка. Например, мы не должны ограничивать потребность ребёнка в движении или его исследовательские интересы только потому, что боимся, что он что-нибудь разобьёт. Лучше создать для него безопасные условия. Исследовать лужи можно, но только в резиновых сапогах. Даже бросать камни в цель можно, если позаботиться при этом, чтобы никто не пострадал.
3. Не давайте смутных, неясных и уклончивых указаний. Все требования, обращённые к ребёнку должны быть конкретными. Это позволит ему лучше понять, что от него хотят. Пример: смутное требование – веди себя прилично, конкретное – пожалуйста, говори тише. Уклончивое требование – иди сядь, конкретное – сядь рядом со мной.
4. Давайте короткие и чёткие указания. Ребёнку проще следовать коротким, нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Пример: короткое требование – положи книжки на полку, сложное – уберись в комнате.
5. Давайте позитивные указания. Говорите ребёнку, что ему делать, а не что ему не делать. Дети негативно относятся к требованиям, начинающимся со слов «прекрати», «не». Пример: негативное требование – прекрати качаться на стуле, позитивное – слезь со стула и подойди ко мне.
6. Проявляйте уважение, не унижайте ребёнка. Произносите требования нейтральным тоном. Не умоляйте и не кричите. Это делает общение между вами и ребёнком более приятным. Требования и запреты, данные в сердитой или властной форме, воспринимается вдвойне тяжелее. Пример: Немедленно встань рядом со мной!!! На вопрос: "Почему нельзя?" - не стоит отвечать: "Потому что я так велю!", "Нельзя, и все!". Нужно коротко пояснить: "Уже поздно", "Это опасно".
7. Давайте ребёнку только те указания, которые он сможет выполнить. Нечестно будет наказывать за непослушание, если ребёнок не в состоянии выполнить ваше требование. Пример: невыполнимое указание – нарисуй знак «стоп», выполнимое указание – нарисуй картинку.
8. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы родителями между собой.
Наказания помогают добиться желаемого и дисциплинируют ребёнка. Но не следует ими злоупотреблять. Поскольку любое наказание вызывает у ребёнка негативные эмоциональные переживания и гнев, либо постоянное подавление этого гнева. Подавляемый гнев может перерасти в пассивно -агрессивные формы поведения. В этом случае, ребёнок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло».
К чему это может привести? Во-первых, к ухудшению взаимоотношений между родителями и ребёнком, а, во-вторых, постоянное ожидание наказания может подавить проявление инициативы у ребёнка. Он будет бояться самостоятельно принимать решения и браться за новое дело, так как у него станет преобладать мотивация «избежания неудач», а не «достижения успеха». Все это может значительно усложнить его жизнь в будущем.
Поэтому наказывать ребёнка можно лишь в крайних случаях, используя при этом конструктивные формы наказания:
1. Используйте "Естественное наказание". Оно представляет собой отказ от помощи ребёнку в ситуации непослушания. Например, когда ребёнок, сидя за столом, балуется со стаканом сока, и, в конце концов, его проливает, не спешите бросаться на помощь. Предложите ему взять тряпку и самому вытереть сок, а затем переодеться. Таким образом, он на личном примере усвоит, почему именно с чашками, тарелками и их содержимым имеет смысл обращаться аккуратно. Постепенно ребёнок сам научится устанавливать причинно-следственные связи между своими поступками и их результатами.
2. Наказание должно быть справедливым. В этом случае самооценка ребёнка не пострадает, а наказание принесёт реальную пользу. Например, если он разлил воду на полу, потому что хотел полить цветы, но не удержал в руках тяжёлую бутылку, – это повод не для наказания, а для покупки маленькой лейки. А вот если ребёнок сознательно совершает какое-то действие, которое ему запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания.
3. Соблюдайте последовательность. Наказание принесет пользу и не причинит вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Поэтому важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершён. Ребёнок должен знать, как и за что он может быть наказан. Он будет чувствовать себя увереннее, зная, что ему можно, а что - нельзя. А вот наказывать ребёнка за то, что он нарушил неизвестное ему правило, бессмысленно и несправедливо. Необходимо объяснить ему, что он поступил неверно, и предупредить, что в следующий раз он будет за это наказан.
4. Наказание должно применяться сразу после совершения проступка, а не спустя какое-то время после него. Ребёнок должен увидеть и оценить результаты своего проступка сразу же, иначе сложившаяся ситуация потеряет смысл и никаких полезных выводов он не сделает.
5. Подход к наказанию должен быть разумным. Наказание должно содержать в себе какие-то возможности для обучения, овладения позитивными навыками. Желательно, чтобы оно было логически связано с проступком. Например, нет смысла в качестве наказания оставлять ребёнка без прогулки, если вместо неё он будет разбрасывать игрушки.
6. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Например, если у вас гиперактивный ребёнок, то дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков и нотаций не приведут к улучшению поведения, а наоборот, ухудшат его. С такими детьми нужно общаться мягко и спокойно.
7. Лучше наказывать ребёнка, лишая его чего-то хорошего, чем делая ему плохо.
Ребёнка ни в коем случае нельзя наказывать:
• когда он болеет;
• перед сном и сразу после сна;
• во время еды (ребёнок буквально "проглатывает" негативные сигналы, это может привести к развитию психосоматических заболеваний);
• непосредственно после душевной или физической травмы;
• когда ребёнок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;
• когда сам воспитатель находится в плохом настроении.
Ни в коем случае нельзя применять физические наказания, поскольку они отрицательно сказываются на личности ребёнка, способствуя возникновению нежелательных свойств характера. Систематическое применение физических наказаний может надломить волю ребёнка, превратить его в покорного и неспособного принимать самостоятельные решения человека.
В процессе воспитания ребёнка необходимо использовать похвалу и поощрение. Психологами доказано, что положительное подкрепление гораздо эффективнее отрицательного, так как оно сразу формирует необходимое поведение, а похвала помогает ребёнку приобрести уверенность в себе. В качестве положительного подкрепления для ребёнка может выступать: внимание и ласка со стороны воспитателя, похвала, положительные эмоции, которые малыш получает, когда достигает поставленной цели.
Похвала складывается из двух компонентов – наших слов и выводов детей. Наши слова должны выражать чёткую положительную оценку детских поступков, намерений и достижений, для того, чтобы ребёнок мог сделать из них реалистический вывод о себе и своих способностях.
Однако не всякая похвала приносит пользу. Как правильно хвалить ребёнка?
1) Не следует хвалить ребёнка за то, что ему даётся легко (за то, что дано ему природой). Похвала не за усилие и достижение, а за наличие способности, не даёт никакого стимула к развитию.
2) Вредно, захваливать ребёнка безо всякой необходимости и неискренне. Это обесценивает похвалу. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребёнок привыкает к ней и ждёт её. Это может привести к развитию эгоизма и чувства превосходства над другими.
3) Похвала и поощрение должны производиться вовремя. Они не должны как запаздывать, так и даваться слишком быстро. Похвала, данная вовремя, приведёт к концентрации усилий, а запоздалое подкрепление не будет иметь должного эффекта.
4) Важно хвалить конкретный поступок ребёнка, а не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него завышенную самооценку и эгоизм. Если в дальнейшей жизни ребёнок столкнётся с тем, что окружающие люди не столь высоко ценят его, как он сам о себе мнит, то это может привести к неврозу.
Например: Правильная похвала: «Спасибо за то, что ты убрал все игрушки». Неправильная похвала: «Ты просто молодец!». Правильная похвала: «Ты нарисовал такой красивый рисунок». Неправильная похвала: «Ты настоящий художник».
5) Нельзя ставить одного ребёнка в пример другому. Ругая одного и хваля другого, вы тем самым навязываете его пример первому, противопоставляете их друг другу. Это отнюдь не вызывает желания «брать пример» с того, кого (несправедливо) хвалят. Противопоставление детей друг другу, может вызвать у них негативизм, нездоровое соперничество, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.
Наиболее эффективным способом воспитания дошкольников является техника модификации поведения. Её суть в том, что за хорошее поведение ребёнок получает поощрение, а за плохое — наказание или лишение привилегий.