Консультация для родителей
Особенности речевого развития детей 2-го года жизни
На протяжении второго года жизни у детей происходят очень значительные изменения, как в физическом, так и в нервно-психическом развитии. Особенно велики достижения в развитии речи, а именно в понимании речи. Запас понимаемых слов быстро растёт и к 1 году 6 мес. дети понимают смысл целых предложений о часто повторяющихся событиях и явлениях, понимают уже названия изображений знакомых предметов и действий с ними, овладевая смысловой стороной речи. Обычно связь между предметами, действиями и словами, их обозначающими, у детей 2 года формируется легко (после 2-10 повторений). Однако нужно обратить внимание на то, что предмет, интересующий ребёнка, находится среди множества других предметов. В этих условиях малыш не всегда может его отыскать. Поэтому необходимо в разумных пределах развивать ориентировку в окружающем, следить, чтобы связь «предмет - его название» сохранялась в изменённой, усложнённой обстановке.
Ребёнка нужно научить отыскивать предмет по просьбе воспитателя (в играх «я спрячу, а ты поищи», во время экскурсий по группе). При этом постепенно увеличивается число предметов, среди которых ребёнку нужно отыскать требуемый, усложняется обстановка. Необходимо отрабатывать чёткий двигательный ответ на предложение «покажи где…», «дай то-то», «принеси», «найди». Эта задача ставится в работе с детьми начала 2 года жизни. На 2 году ребёнок начинает понимать смысл действий, которые он проделывает сам с игрушками или предметами. В 1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев ребёнок при показе ему инсценировки с игрушками понимает её сюжет, т.е. несколько взаимосвязанных действий. Новое действие малыш может выполнить только в случае, если слово сочетается с показом; до 1 года 5 месяцев он выполняет поручение, состоящее из нескольких действий, лишь в случае, если они даются поэтапно. К 2 годам улучшается понимание речи – ребёнок понимает небольшой рассказ и без показа, что свидетельствует о более прочной связи слов с обозначаемыми предметами и действиями и развитии памяти ребёнка.
В процессе игровой, предметной деятельности и общения с окружающими пассивный словарь детей обогащается за счёт определения размера предмета (большой - маленький). К 2 годам они знают название трёх основных цветов, и различают по ним предметы. Они усваивают слова, с помощью которых выражаются простейшие пространственные отношения (там - тут), даётся общая оценка деятельности, поступку, вещи (хороший, плохой, красивый, некрасивый, нельзя). Необходимо, чтобы взрослые, обогащая понимаемый ребёнком словарь, называли предметы из ближайшего окружения малыша, их качества (цвет, размер), действия с ними. Важно, чтобы общаясь с детьми 2 года жизни, взрослые подчёркивали, показывали в первую очередь характерные для предметов действия, движения и чтобы дети сами проделывали их.
Развитие активной речи. Подражание.
В становлении активной речи большую роль играет формирование способности подражать всеми доступными для ребёнка средствами. К концу первого года ребёнок повторяет слоги, лепетные слова, то есть слова, состоящие из повторяющихся слогов (ма - ма), причём это подражание часто проявляется как отсроченное. Ребёнок к 1 году 6 месяцам – 1 году 8 месяцам учится сначала подражать облегчённым словам, затем и правильным, и даже начинает повторять короткие фразы. При правильном воспитании дети к концу второго года, повторяя слова за взрослым, точно воспроизводят число слогов в слове.
Словарь. Активный словарь на втором году жизни характеризуется значительными индивидуальными различиями. У одних детей он обогащается постепенно и относительно равномерно, другие до 1 г.8мес. – 1г.10мес. молчаливы. Они как бы «накапливают» слуховые образы. Потом происходит «скачок»: дети начинают говорить сразу, обо всём, и, зачастую, короткими фразами. Поэтому произношение у них чаще менее совершенно, чем у детей с относительно равномерно развивающейся речью.
До 1 года 6 месяцев ребёнок произносит около 30-40 слов, простых по звуковому составу. Во втором полугодии число произносимых слов увеличивается до 200-300. Облегчённые слова заменяются обычными. В речи детей, кроме слов, обозначающих предметы и действия, появляются названия качеств и отношений, т.е. отдельные прилагательные и наречия. Местоимениями, особенно личными, дети к концу второго года пользуются часто и без особого труда.
Освоение грамматического строя речи. К 1 году 3-4 месяцам дети могут составлять предложения, которые выражаются одним словом и дополняются жестом, а также соответствующей мимикой. К 1 году 6 месяцам появляются двухсловные предложения, облегчённые слова заменяются правильными. К концу второго года в предложениях ребёнка может быть до 3-4 слов. Встречаются повествовательные, восклицательные и даже вопросительные предложения. Но вопросительных слов ещё нет и вопрос выражается интонационно. В конце второго года дети начинают изменять слова в роде и числе. Предложения чаще всего состоят из подлежащего и сказуемого или из сказуемого и дополнения.
Общение со взрослыми. Ребёнок по-прежнему очень подвижен, эмоционален, также нуждается в частом общении со взрослым. Изменяется характер его общения с окружающими – оно становится речевым. Интересующие ребёнка явления, предметы побуждают задавать взрослому вопросы, что свидетельствует о развитии ориентировочно-познавательной деятельности. Ребёнок любит слушать рассказы, часто протягивая книгу, просит «читай». Всё же ребёнок говорит, в основном, только с близкими людьми и, хотя произношение становится лучше, всё-таки легко понимают его только те, которые часто с ним общаются.
Методические приёмы развития речи ребёнка второго года жизни.
Детей необходимо учить понимать слова, обозначающие людей, предметы, элементарные действия, простейшие фразы, учить понимать и выполнять поручения. Расширять запас понятий, связанных с простейшими бытовыми ситуациями. Ребёнок должен знать своё имя, имена близких людей, названия наиболее часто употребляемых предметов обихода, средств передвижения, нескольких животных и растений, находящихся в ближайшем окружении. Его следует учить понимать слова, обозначающие части тела человека и животных, бытовые процессы (умываться, одеваться, есть, пить, спать, гулять), игровые действия (покатай, сними, закрой), а также слова, обозначающие признаки предметов (большой, мяч, красный цветок). Формировать умение подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам, воспроизводить некоторые интонации (удивление, радость, неудовольствие, и т.д.).
Необходимо расширять речевое общение ребёнка, побуждая его вступать в диалог с взрослыми всеми доступными для него средствами, переходить от общения с помощью жестов и мимики к использованию речевых средств: слов и звукосочетаний.
С этой целью в процессе разговора хорошо привлекать к диалогической речи детей, владеющих речевыми навыками и малышей, которые пока плохо владеют активной речью, выразить удовольствие по поводу диалога с активным в речевом отношении ребёнком, создав ситуацию возможного подражания. Таким образом, поощряют и тех и других.
Необходимо так строить фразу, обращённую к ребёнку, чтобы он приобретал навык понимать, а затем и строить предложения, используя предлоги и наречия. Одним из способов активизации речи ребёнка второго года жизни являются поручения. Обучение названиям действий происходит в процессе показа способов действий с предметами игрушками: «что ты делаешь?», «что ты будешь делать?» и т.д.
Побуждая ребёнка к речевому подражанию, следует отчётливо, выразительно произносить слово, фразу, с целью активизации усиленной слуховой ориентировочной реакцией. Приём вопросов является особо действенным, так как вопросы активизируют мыслительную деятельность людей.
Приёмы развития речи детей раннего возраста следует варьировать. Полезно использовать моменты сильной заинтересованности, которые возникают случайно или создаются специально.
Одним из приёмов активизации речи является раскрытие не только способов действий предметами, но и их мотивации («будем одеваться, чтобы идти гулять»). Ребёнок учиться видеть предметы в различных взаимосвязях, понимать целесообразность и направленность действий с ними.
Повседневные целенаправленные разговоры способствуют тому, что во втором полугодии 2 года жизни изменяется характер общения – оно становится обоюдным. Ребёнок активно задаёт вопросы. Так создаются предпосылки для развития диалогической речи.
Иногда используется приём собственного вопроса – ответа: эмоционально обыгрывая бытовые ситуации, задаёт вопрос и даёт образец ответа, как бы отвечая за ребёнка («Что пьёт Оля? – молоко. Вкусное молоко? – Очень вкусное! Оля любит молоко»).
На протяжении 2 года у детей развивается способность выражать словами свои чувства, мысли, впечатления, а также понимать речь взрослого на более высоком уровне, воспринимая его пояснения, требования, объяснения. Постепенно речь становится важнейшим средством познания.
О том, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев, сказал известный педагог В. А. Сухомлинский. Всё дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь, формирование которой способствует развитию мышления. Начинать работу по развитию мелкой моторики следует с самого раннего возраста. Самое простое упражнение – лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка – центр развития речи. Её стимуляция необходима для развития речевого аппарата малыша. Помимо ладошки, очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме присказки « Сорока – ворона», можно использовать и другие. А так же различные упражнения для развития мелкой моторики («разноцветные прищепки», «котёнок», «прищепки на верёвке», «сухой аквариум», упражнения с грецким орехом, упражнения с волчками, упражнение «резиночка», игры с бусинками, игры «мозайка», игры – шнуровки и т. д).
Используемая литература:
1. Н.М. Аксарина «Воспитание детей раннего возраста», М.1977
2. «Воспитание и развитие детей раннего возраста» под ред. Г.М. Ляминой, М.1981
3. Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие», М.2003
4. Б.С. Волков, Н.В. Волкова «Учим общаться детей раннего возраста», М.2013
5. Г.Л. Розенгарт-Пупко «Формирование речи у детей раннего возраста», М.1953