Консультация для родителей
Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности».
Скачать:
pedsovet2022.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детская душа в одинаковой мере чувствительна к родному слову и красоте природы и к музыкальной мелодии и к живописи, ведь каждый ребенок прирожденный художник, музыкант и поэт». В.А. Сухомлинский.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Под речевой творческой деятельностью мы понимаем речевую деятельность направленную на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания, комбинирования уже известных.
Исследования Е. А. Флериной и других авторов дают возможность сделать следующие выводы: основной мотив любой детской деятельности (игра, рисунок, лепка, составление рассказов) - потребность ребенка в действенном, образном освоении впечатлений. В непосредственном, наивном изображении событий жизни можно разглядеть зародыши творчества; ребенок не копирует виденное, он с большой искренностью передает свое отношение к изображаемому или рассказываемому, свои мысли и чувства, мечты и стремления. Творчество проявляется и в замысле - выборе темы рисунка или рассказа и в нахождении способа осуществления задуманного.
Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний. Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению.
Развитие творческих способностей детей проходит на занятиях, в режимных моментах и самостоятельной деятельности. Самовыражению ребёнка помогает среда, включающая наличие материалов для творчества, и возможность в любой момент действовать с ними. Речевое творчество тесно связано с игрой. В группе есть оборудование для игр и конструирования. Наборы детской мебели способствуют организации сюжетно-ролевых игр. Для разных игр подобраны тематические коллекции игрушек, крупный и мелкий конструкторы. Помогают развитию речевого творчества и всевозможные рисунки, схемы, фотографии, альбомы, книги.
В НОД и режимных моментах используются следующие словесные игры:
- «Цепочка» (выделить признаки объекта) яблоко какое? ….
- «Угадай кто (что) это?» (определить по описанию объекта)
- «Что (кто) делает так же?» (выявить признаки, функции, части объекта).
- «Сравни» (цыпленок такой же как…) …. Солнце, одуванчик.
-«Чей же это голос?» (звукоподражание)
- «Про кого (что) я говорю?»
- «Составление рассказов, сказок по картинкам»
- Игровое упражнение "Если бы..."
-"Если бы я был волшебником, то..."
- "Если бы я стал невидимым…
-"Если весна не наступит никогда..."
-«Составление загадок, сказок, рассказов по опорным словам, предложениям».
-«Перепутаница» (хорошо известную сказку рассказывает воспитатель, изменяя детали, дети должны исправить ошибки).
-«Меняем сюжет» знакомой сказки» (придумать новый сюжет или конец сказки).
-«Сказочные слова» (назвать волшебные заклинания: «по щучьему - велению»).
-«Сочиняем свою сказку».
В сюжетно-ролевой игре происходит быстрое и полное развитие детской фантазии. Ребёнок активно участвует в диалогах, придумывает, как можно построить сюжет при его неожиданном повороте (поехали в парикмахерскую, а она закрыта).
Детям очень нравятся игры – театрализации и игры – драматизации. В этих играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. В совместной работе с детьми дают сравнительные характеристики героев, выявляют отличительные признаки предметов, которые оживают в этих играх. Дети не только действуют как сказочные герои, но и импровизируют. Для стимуляции развития речевого творчества формируют поисковую активность детей через вопросы «Почему?», «А что будет, если…?».
Театральная деятельность включает в себя следующие игровые упражнения:
1. Игры-имитации:
- передача отдельных действий: человека, животных, птиц.
- основных эмоций: улыбнись, загрусти.
- цепочка последовательных действий в сочетании с передачей эмоций.
-подражание, изображение знакомых сказочных героев: неуклюжий, косолапый медведь.
2.Игры-импровизации:
- под музыку изобразить веселый дождик, летящие по ветру листья, порхающих снежинок;
- импровизация по небольшому тексту стихотворения, сказки;
3.Постановка небольших этюдов, стихов, сказок.
Особое место в подвижных играх со словом отводят играм, побуждающим детей быстро найти правильный ответ на вопрос персонажа, придумать диалог (игра «Летели кукушки»), составить небольшой рассказ в виде зачина к игре или её концовки, создать рифмованные строки и четверостишия для окончания игры.
Использование возможностей (развивающего потенциала) наглядного моделирования. Использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков дает детям возможность предвидеть возможные результаты собственных действий, проявить способности к перспективной абстракции. В задании «Составим рассказ вместе» дети творчески заканчивают рассказ с опорой на предметные картинки. Применение наглядных моделей в работе над речью детей позволяет успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания, а также сочинению рассказа по замыслу.
Использование настольно-печатных игр помогает развитию образного мышления, связной речи, воображения. Одними из любимых игр являются: «Расскажи сказку», «Рифмочки», «Витражи сказок» и др.
Использование возможностей словарной работы.
В работе используется система упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребёнка.
- Подбор определений и эпитетов (какие бывают мамы?).
- Узнавание предметов по эпитетам (сочный, спелый, бархатный – что это?).
- Подбор действий к предмету (как можно играть?).
- Подбор предмета к действиям (что делает собака?).
- Подбор обстоятельств (На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет?).
- Подбор синонимов (большой, огромный…).
- Нахождение пропущенных слов (дворник взял метлу, он…).
- Распространение и дополнение предложений (дети идут; куда? зачем?).
- Составление предложений с определённым словом.
Использование возможностей фольклора.
Устное народное творчество (малые фольклорные формы) основа развития творческой речевой деятельности. Произведения устного народного творчества и художественной литературы с их ярким, колоритным, образным словом являются неотъемлемой основой для формирования словесного творчества детей.
Целью таких игр и игровых упражнений является развитие творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы посредством коммуникативной деятельности.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.