Учебно-методические пособия
Активно создаю безопасную и психологически комфортную развивающую предметно-пространственную среду в группе через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание пособия | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Чебурашка»
Разработала:
воспитатель
Кудабаева. С.С
Пособие многофункционально. Предназначено для работы с детьми дошкольного возраста (3-7 лет). Представляет собой юбку - панно с клиньями разного цвета, на которые прикрепляются мягкие модули.
Мягкие модули группируются по разделам:
- «Овощи»
- «Фрукты»
- «Сказки»
- «Дети: мальчик, девочка»
- «Времена года»
- «Геометрические фигуры»
- «Деревья»
- «Дома»
Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны, выполнены из экологически чистых материалов.
Пособие разработано с учетом трудностей, которые возникают во время реализации Основной общеобразовательной программы МБДОУ детского сада «Чебурашка».
«Юбка - панно» - учебно-методическое пособие познавательного речевого направления, разработанное с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания.
Рекомендовано к использованию практически в любых видах образовательной и игровой деятельности детей.
Варианты использования юбки - панно:
- Меняющаяся яркая картинка (для детей младшего возраста).
- Драматизация сказок.
- Режиссерская деятельность детей.
- Дидактическое пособие по ФЭМП, счетный материал.
- Дидактические игры и упражнения.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
Сухомлинский.
Цель пособия: Развитие у детей познавательных интересов.
Задачи по работе с пособием для детей 3-4- лет:
- В процессе игр с пособием развивать у детей интерес к окружающему миру.
- Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
- Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
- Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
- Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров.
- Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы.
- Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам величине, форме, цвету.
- Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, справа — слева; различать правую и левую руки.
- Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия.
Задачи по работе с пособием для детей 4-5 лет:
- Расширять представления детей о природе.
- Развивать умение детей замечать изменения в природе.
- Совершенствовать умение детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между)
- Учить употреблять существительные с обобщающим значением.
- Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления; помогать логично и понятно высказывать суждение.
- Способствовать развитию любознательности.
- Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками.
- Помогать детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации.
- Побуждать активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
- Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
- Развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
- Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи
- Формирование элементарных математических представлений в соответствии с возрастными требованиями программы.
Задачи по работе с пособием для детей 5-6 лет:
- Побуждать к самостоятельности в игре, вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, заниматься.
- Развивать умение группировать объекты по нескольким признакам.
- Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету.
- Расширять и уточнять представления детей о природе.
- Формировать представления о чередовании времен года и их некоторых характеристиках.
- Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
- Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.
- Развивать умение поддерживать беседу.
- Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
- Развивать монологическую форму речи.
- Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
- Формирование элементарных математических представлений в соответствии с возрастными требованиями программы.
Задачи по работе с пособием для детей 6-7 лет:
- Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
- Развивать и закреплять сенсорные способности.
- Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года.
- Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
- Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
- Совершенствовать речь как средства общения.
- Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
- Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
- Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
- Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, , потому что, если, если бы и т.д.).
- Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
- Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать культуру речевого общения.
- Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
- Формирование элементарных математических представлений в соответствии с возрастными требованиями программы.
Список примерных дидактических игр, рекомендуемых при использовании пособия
Речевое развитие:
- «Расскажи сказку»;
- «Отгадай сказку»;
- «Сочини свою сказку»;
- «Назови ласково»;
- «Кто это?».
Познавательное развитие:
- «Расскажи о погоде»;
- «Части суток»;
- «Когда это бывает?»;
- «Дерево, куст»;
- «Отгадай, какого цвета»;
- «Назови» (овощи, фрукты);
- «Что не хватает?».
- «Где это?» (слева, сверху и т.д.);
- «Геометрические фигуры»;
- «Найди такой же»;
- «Выше – ниже»;
- «Больше – меньше»;
- «Шире – уже»;
- «Длиннее – короче»;
- «Сколько?»;
- «Который?».
Расскажи сказку
Цель: обучение пересказыванию, постановка правильной речи.
Ход игры:
1 этап: воспитатель показывает, как пользоваться юбкой и рассказывает сказку с последующим приклеиванием нужных модулей.
2 этап: воспитатель предлагает детям рассказать сказку. Дети выбирают нужные модули. Рассказывают сказку и пристегивают модули.
3 этап: самостоятельная деятельность детей.
Отгадай сказку
Цель: закрепление знаний детей о сказках.
Ход игры:
1 этап: на юбке пристегнут один или несколько героев сказок. Детям нужно угадать, из какой они сказки. Ответ дети строят полным ответом.
2 этап: самостоятельная деятельность детей. Ребята загадывают друг другу загадки по сказкам, пристегивая модули героев к панно.
Закончи сказку
Цель: закрепить знания детей о сказках; расширять представления о предметах.
Ход игры:
1 этап: на юбке пристегнуто начало знакомой детям сказки. Ребятам нужно закончить эту сказку.
2 этап: на панно пристегнуто начало знакомой детям сказки. Ребятам нужно придумать свою концовку сказки.
Сочини свою сказку
Цель: расширять представление о предметах, развивать воображение, логическое мышление.
Ход игры:
1 этап: воспитатель предлагает детям выбрать модули героев из разных сказок, рассказать о них, придумать свою сказку, в которой участвовали бы эти герои.
2 этап: в уже известную сказку добавить героя из другой сказки. Попробовать сочинить сказку с участием этого героя.
Назови ласково
Цель: обогащать активный словарь детей существительными и прилагательными, развивать речь.
Ход игры:
1 этап: воспитатель предлагает детям ласково назвать героев сказок.
2 этап: придумать предложения с новыми словами.
Кто это?
Цель: формировать умение отгадывать загадки по описанию, по наглядному изображению.
Ход игры:
1 этап: на юбке - панно пристегнуты модули героев. Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают.
2 этап: воспитатель описывает одного из героев. Дети отгадывают и пристегивают модуль героя на юбку.
3 этап: дети друг другу описывают героя. Затем пристегивают модуль отгаданного героя к юбке.
Расскажи о погоде
Цель: расширить представления о сезонных изменениях в природе; воспитывать интерес к природе родного края.
Ход игры:
1 этап: воспитатель рассказывает о состоянии погоды, сопровождая рассказ пристегиванием модулей.
2 этап: воспитатель предлагает детям рассказать о погоде за окном. Отразить свой рассказ на юбке - панно.
Когда это бывает?
Цель: расширить представление о сезонных изменениях в природе; учить наблюдать за изменениями в природе; называть предметы каждого времени года.
Ход игры:
1 этап: на юбке - панно пристегнуты модули одного из времен года. Детям предлагается отгадать, какое из времен года изображено.
2 этап: на юбке - панно пристегнуты модули определенного времени года, но допущены одна или две ошибки. Детям предлагается найти эти ошибки.
3 этап: по описанию воспитателя (ребенка) назвать время года и пристегнуть к юбке соответствующие модули.
Отгадай, какого цвета. Назови (овощ, фрукт)
Цель: развитие мелкой моторики рук; закрепление основных цветов; развитие зрительного и сенсорного восприятия.
Ход игры:
1 этап: на юбке - панно пристегнуты модули овощей или фруктов. Детям предлагается назвать их, какого они цвета.
2 этап: по описанию дети должны отгадать овощ, фрукт и приклеить его к юбке.
Что не хватает?
Цель: закрепить название и внешний вид овощей, фруктов; формировать умение различать их.
Ход игры:
На юбке прикреплены не все модули овоще (фруктов). Детям предлагается посмотреть внимательно и назвать недостающие овощи (фрукты).
Найди такой же
Задачи: закрепить знания о внешнем виде геометрических фигурах; узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Ход игры:
1 этап: на юбке - панно пристегнуты геометрические фигуры. Детям предлагается назвать их, затем найти в окружающей обстановке похожий предмет.
2 этап: обратный первому этапу.
Выше - ниже
Задачи: закреплять умение сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения; определять на глаз величину предметов.
Ход игры:
На панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.
Больше – меньше
Цель: закреплять умение сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения; определять на глаз величину предметов.
Ход игры:
На юбке - панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.
Длиннее – короче
Цель: закреплять умение сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения; определять на глаз величину предметов
Ход игры:
На юбке пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.
Шире – уже
Цель: закреплять умение сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения; определять на глаз величину предметов.
Ход игры:
На юбке - панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.
Сколько? Который?
Цель: закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10; правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными; формировать умение получать равенство из неравенства.
Ход игры:
На панно пристегнута сказка «Репка» («Теремок»). Детям предлагаются различные задания по задачам игры.
Где это?
Цель: закрепление и расширение пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, вперед, за, между, рядом.
Ход игры:
1 этап: детям предлагается определить нахождение одного из пристегнутых модулей относительно себя: слева, справа, вверху, внизу, рядом и т.д.
2 этап: детям предлагается самим задать вопрос по нахождению одного из модулей, пристегнутого к юбке.
Части суток
Цель: закрепить представление о частях суток; развивать наблюдательность.
Ход игры:
1 этап: воспитатель рассказывает о какой-нибудь части суток, и, по ходу рассказа, пристегивает модули, обращая внимание детей на положение солнца в данное время суток.
2 этап: на юбке - панно пристегнуто одно из частей суток. Детям предлагается отгадать, какое из частей суток пристегнуто на юбке.
3 этап: Дети самостоятельно рассказывают и пристегивают части суток по заданию воспитателя.
4 этап: воспитатель рассказывает о фазах Луны (серп, месяц) и показывает, пристегивая к юбке.
В старшем дошкольном возрасте детям можно предложить самим определить, какая Луна ночью и с чем это связано.