Учебно-методические пособия

Кудабаева Сандугаш Слямовна

Активно создаю безопасную и психологически комфортную развивающую предметно-пространственную среду в группе через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Описание пособия90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Чебурашка»

Разработала:

воспитатель  

Кудабаева. С.С

г. Когалым, 2014

Пособие многофункционально. Предназначено для работы с детьми дошкольного возраста (3-7 лет).  Представляет собой юбку - панно с клиньями разного цвета, на которые прикрепляются мягкие модули.

Мягкие модули группируются по разделам:

  1. «Овощи»
  2. «Фрукты»
  3. «Сказки»
  4. «Дети: мальчик, девочка»
  5. «Времена года»
  6. «Геометрические фигуры»
  7. «Деревья»
  8. «Дома»

Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны, выполнены из экологически чистых материалов.

Пособие разработано с учетом трудностей, которые возникают во время реализации Основной общеобразовательной программы МБДОУ детского сада «Чебурашка».  

«Юбка - панно» - учебно-методическое пособие познавательного речевого направления, разработанное с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания.

Рекомендовано к использованию практически в любых видах образовательной и игровой деятельности детей.

Варианты использования юбки - панно:

  • Меняющаяся яркая картинка (для детей младшего возраста).
  • Драматизация сказок.
  • Режиссерская деятельность детей.
  • Дидактическое пособие по ФЭМП, счетный материал.
  • Дидактические игры и упражнения.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности.

                                                                                                                  Сухомлинский.

Цель пособия: Развитие у детей познавательных интересов.

Задачи по работе с пособием для детей 3-4- лет:

  • В процессе игр с пособием развивать у детей интерес к окружающему миру.
  • Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
  • Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
  • Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
  • Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров.
  • Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы.
  • Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам величине, форме, цвету.
  • Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, справа — слева; различать правую и левую руки.
  • Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия.

Задачи по работе с пособием для детей 4-5 лет:

  • Расширять представления детей о природе.
  • Развивать умение детей замечать изменения в природе.
  • Совершенствовать умение детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между)
  • Учить употреблять существительные с обобщающим значением.
  • Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления; помогать логично и понятно высказывать суждение.
  • Способствовать развитию любознательности.
  • Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками.
  • Помогать детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации.
  • Побуждать активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
  • Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
  • Развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
  • Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи
  • Формирование элементарных математических представлений в соответствии с возрастными требованиями программы.


Задачи по работе с пособием для детей 5-6 лет:

  • Побуждать к самостоятельности в игре, вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, заниматься.
  • Развивать умение группировать объекты по нескольким признакам.
  • Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету.
  • Расширять и уточнять представления детей о природе.
  • Формировать представления о чередовании времен года и их некоторых характеристиках.
  • Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
  • Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.
  • Развивать умение поддерживать беседу.
  • Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
  • Развивать монологическую форму речи.
  • Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
  • Формирование элементарных математических представлений в соответствии с возрастными требованиями программы.

Задачи по работе с пособием для детей 6-7 лет:

  • Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
  • Развивать и закреплять сенсорные способности.
  • Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года.
  • Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
  • Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
  • Совершенствовать речь как средства общения.
  • Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
  • Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
  • Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
  • Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, , потому что, если, если бы и т.д.).
  • Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
  • Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать культуру речевого общения.
  • Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
  • Формирование элементарных математических представлений в соответствии с возрастными требованиями программы.

Список примерных дидактических игр,                                                                           рекомендуемых при использовании пособия

Речевое развитие:

  • «Расскажи сказку»;
  • «Отгадай сказку»;
  • «Сочини свою сказку»;
  • «Назови ласково»;
  • «Кто это?».

Познавательное развитие:

  • «Расскажи о погоде»;
  • «Части суток»;
  • «Когда это бывает?»;
  • «Дерево, куст»;
  • «Отгадай, какого цвета»;
  • «Назови» (овощи, фрукты);
  • «Что не хватает?».
  • «Где это?» (слева, сверху и т.д.);
  • «Геометрические фигуры»;
  • «Найди такой же»;
  • «Выше – ниже»;
  • «Больше – меньше»;
  • «Шире – уже»;
  • «Длиннее – короче»;
  • «Сколько?»;
  • «Который?».

Расскажи сказку        
Цель: обучение пересказыванию, постановка правильной речи.

Ход игры:

1 этап: воспитатель показывает, как пользоваться юбкой и рассказывает сказку с последующим приклеиванием нужных модулей.

2 этап: воспитатель предлагает детям рассказать сказку. Дети выбирают нужные модули. Рассказывают сказку и пристегивают модули.

3 этап: самостоятельная деятельность детей.


Отгадай сказку

Цель: закрепление знаний детей о сказках.

Ход игры:

1 этап: на юбке пристегнут один или несколько героев сказок. Детям нужно угадать, из какой они сказки. Ответ дети строят полным ответом.

2 этап: самостоятельная деятельность детей. Ребята загадывают друг другу загадки по сказкам, пристегивая модули героев к панно.


Закончи сказку

Цель: закрепить знания детей о сказках; расширять представления о предметах.

Ход игры:

1 этап: на юбке пристегнуто начало знакомой детям сказки. Ребятам нужно закончить эту сказку.

2 этап: на панно пристегнуто начало знакомой детям сказки. Ребятам нужно придумать свою концовку сказки.


Сочини свою сказку

Цель: расширять представление о предметах, развивать воображение, логическое мышление.

Ход игры:

1 этап: воспитатель предлагает детям выбрать модули героев из разных сказок, рассказать о них, придумать свою сказку, в которой участвовали бы эти герои.

2 этап: в уже известную сказку добавить героя из другой сказки. Попробовать сочинить сказку с участием этого героя.

Назови ласково

Цель: обогащать активный словарь детей существительными и прилагательными, развивать речь.

Ход игры:

1 этап: воспитатель предлагает детям ласково назвать героев сказок.

2 этап: придумать предложения с новыми словами.

Кто это?

Цель: формировать умение отгадывать загадки по описанию, по наглядному изображению.

Ход игры:

1 этап: на юбке - панно пристегнуты модули героев. Воспитатель  загадывает загадки. Дети отгадывают.

2 этап: воспитатель  описывает одного из героев. Дети отгадывают и пристегивают модуль героя на юбку.

3 этап: дети друг другу описывают героя. Затем пристегивают модуль отгаданного героя к юбке.


Расскажи о погоде

Цель: расширить представления о сезонных изменениях в природе; воспитывать интерес к природе родного края.

Ход игры:

1 этап: воспитатель рассказывает о состоянии погоды, сопровождая рассказ пристегиванием модулей.

2 этап: воспитатель  предлагает детям рассказать о погоде за окном. Отразить свой рассказ на юбке - панно.

Когда это бывает?

Цель: расширить представление о сезонных изменениях в природе; учить наблюдать за изменениями в природе; называть предметы каждого времени года.

Ход игры:

1 этап: на юбке - панно пристегнуты модули одного из времен года. Детям предлагается отгадать, какое из времен года изображено.

2 этап: на юбке - панно пристегнуты модули определенного времени года, но допущены одна или две ошибки. Детям предлагается найти эти ошибки.

3 этап: по описанию воспитателя (ребенка) назвать время года и пристегнуть к юбке соответствующие модули.


Отгадай, какого цвета. Назови (овощ, фрукт)

Цель: развитие мелкой моторики рук; закрепление основных цветов; развитие зрительного и сенсорного восприятия.

Ход игры:

1 этап: на юбке - панно пристегнуты модули овощей или фруктов. Детям предлагается назвать их, какого они цвета.

2 этап: по описанию дети должны отгадать овощ, фрукт и приклеить его к юбке.


Что не хватает?

Цель: закрепить название и внешний вид овощей, фруктов; формировать умение различать их.

Ход игры:

На юбке прикреплены не все модули овоще (фруктов). Детям предлагается посмотреть внимательно и назвать недостающие овощи (фрукты).


Найди такой же

Задачи: закрепить знания о внешнем виде геометрических фигурах; узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Ход игры:

1 этап: на юбке - панно пристегнуты геометрические фигуры. Детям предлагается назвать их, затем найти в окружающей обстановке похожий предмет.

2 этап: обратный первому этапу.

Выше  - ниже

Задачи: закреплять умение сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения; определять на глаз величину предметов.

Ход игры:

На панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.

Больше – меньше

Цель: закреплять умение сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения; определять на глаз величину предметов.

Ход игры:

На юбке - панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.

Длиннее – короче

Цель: закреплять умение сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения; определять на глаз величину предметов

Ход игры:

На юбке пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.


Шире – уже

Цель: закреплять умение сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения; определять на глаз величину предметов.

Ход игры:

На юбке - панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.

Сколько? Который?

Цель: закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10; правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными; формировать умение получать равенство из неравенства.

Ход игры:

На панно пристегнута сказка «Репка» («Теремок»). Детям предлагаются различные задания по задачам игры.

Где это?

Цель: закрепление и расширение пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, вперед, за, между, рядом.

Ход игры:

1 этап: детям предлагается определить нахождение одного из пристегнутых модулей относительно себя: слева, справа, вверху, внизу, рядом и т.д.

2 этап: детям предлагается самим задать вопрос по нахождению одного из модулей, пристегнутого к юбке.

Части суток

Цель: закрепить представление о частях суток; развивать наблюдательность.

Ход игры:

1 этап: воспитатель рассказывает о какой-нибудь части суток, и, по ходу рассказа, пристегивает модули, обращая внимание детей на положение солнца в данное время суток.

2 этап: на юбке - панно пристегнуто одно из частей суток. Детям предлагается отгадать, какое из частей суток пристегнуто на юбке.

3 этап: Дети самостоятельно рассказывают и пристегивают части суток по заданию воспитателя.

4 этап: воспитатель рассказывает о фазах Луны (серп, месяц) и показывает, пристегивая к юбке.

В старшем дошкольном возрасте детям можно предложить самим определить, какая Луна ночью и с чем это связано.