Внеурочная деятельность
Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа на 2009-2010 учебный год курса «Развитие речи».
1 час в неделю, всего 34 часа.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Валерии Ниорадзе «Пути выращивания письменноречевой деятельности», которая является частью учебно – методического комплекса системы «Школа жизни», разработанной академиком РАО Амонашвили Ш.А., с учётом регионального компонента, валеологического аспекта и психолого – педагогических особенностей учащихся.
Учебный комплекс для учащихся:
1) Сост. Ниорадзе В. «Как рассказать всему миру о мире». Сборник художественных текстов. 3 класс. I четверть. – Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007 г.
2) Сост. Ниорадзе В. «Потому что я – человек». Сборник художественных текстов. 3 класс. II четверть. – Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007 г.
3) Сост. Ниорадзе В. «Кто доброе творит, тому зло не вредит». Сборник художественных текстов. 3 класс. III четверть. – Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007 г.
4) Сост. Ниорадзе В. «Чтобы стать лучше». Сборник художественных текстов. 3 класс. IV четверть. – Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007 г.
5) Рассказы в картинках.
Пояснительная записка к курсу
Рабочая программа по курсу «Письменноречевая деятельность» составлена на основе авторской программы Валерии Гивиевны Ниорадзе «Пути выращивания письменноречевой деятельности», которая является частью учебно- методического комплекса для обучения учащихся по системе «Школа жизни», разработанной академиком РАО Шалвой Александровичем Амонашвили.
Это экспериментальный курс, построенный на основе принципов гуманно-личностной педагогики. В нем письменная речь мыслится как путь самопознания и самовоспитания школьников через раскрытие перед ними подлинного смысла и значения человеческого слова, через выращивание в них тех способностей, что изначально заложены в каждом и нуждаются в пробуждении и развитии.
Цель: выращивание в детях способности выражать свои мысли, переживания, чувства
в письменной форме.
Задачи:
- сделать слово экологически чистым инструментом постижения ребенком
своего внутреннего мира;
- сделать слово облагороженным инструментом воспитания личностных
качеств в каждом ученике;
- сделать слово возвышенным инструментом соприкосновения и постижения
красоты речевого звучания, проникновения в глубины художественных
образов читаемых произведений.
Целостное понимание слов осуществляется через:
- полное доверие возможностям детей, через ведение от успеха к успеху;
- понимание того, что рисовать предметы, можно не только используя краски и формы, но рисовать можно также словами, речью.
- раскрытие в детях фантазии, воображения.
Весь комплекс работ, направленных на выращивание в детях письменноречевой деятельности в 3 классе, концентрируется в нескольких компонентах:
1. Беседы о значении Слова, письменной речи в духовно – культурном развитии человечества.
2. Мелодика речи. Интонирование речи в письменной форме.
3. Работа над письмом: красивое письмо; орфографическое письмо; смысловое письмо, творческое письмо.
4. Развитие умения самоконтроля (контроля), самопроверки (проверки), самооценки (оценки) письменных работ.
5. Нравственная основа текстов; восприятие красоты и образности художественного слова.
6. Обогащение речи, чувств и поступков; воображаемые ситуации и их письменное оформление.
7. Работа над выращиванием письменной речи: мы – фантазёры, мы – баснописцы, мы – соавторы, мы – журналисты, мы – стихотворцы, мы – писатели..
Методическое обеспечение:
- Книга для учителя, где раскрывается суть гуманно - личностного подхода к детям, дается разработка содержания каждого урока, а также прилагаются детские творческие работы – « Проба пера».
- Сборники художественных текстов для каждой четверти.
- Сюжетные картинки.
По окончании начальной ступени овладению письменноречевой деятельностью дети должны уметь:
- письменно излагать собственные мысли, переживания и отношения;
- следить полнотой, завершенностью образностью текста с позиции читателя;
- пользоваться пунктуационными и другими графическими знаками в качестве
атрибутики письменной речи;
- править текст литературно, стилистически, содержательно;
- пересказывать содержание прочитанного.
Объем целостного текста в среднем:
в 1 классе - 5 и более предложений;
во 2 классе - 8 и более предложений;
в 3 классе – 12 и более предложений
в 4 классе – в зависимости от содержания.
Ill класс (68 часов)
Знания (даются в виде бесед и обсуждений): письменная речь — качественная речь; качества письменной речи:
- полнота и завершенность текста и описанных в нем ситуаций;
- ясность и образность выражений;
- стилистика текста;
- подбор слов для текста, муки творчества;
- нравственная чистота текста — красота, мудрость и искренность мыслей в тексте;
- понятие адекватности содержания письма;
О чем писать? Что означает текст, контекст и подтекст? Как заключить мысль в подтексте? Как задерживать мысли до их написания, как шлифовать мысль?
- углубление знаний об авторских комментариях;
- форма изложения содержания — от первого лица, от третьего лица;
- диалог и монолог в тексте;
- описание;
- выражение эмоций;
- правка текста;
- дневник — разговор с совестью.
Умения: видеть позиции читателя при письме; заботиться о полноте и ясности текста; адекватно описывать и излагать; чувствовать стиль и целостность текста; желать выпускать книги, заниматься письменноречевым творчеством; находить и исправлять допущенные в тексте разного рода ошибки; править текст; стремиться создавать выразительные письменноречевые образы, активно заниматься перепиской; делать в письменной форме сообщения о своих наблюдениях.
Упражнения: исправление нарушенных стилистических форм в тексте; построение стилистически правильных высказываний; составление планов для будущего текста; правка текстов с точки зрения их полноты, логичности, завершенности; подбор слов для текста; использование в тексте пословиц, поговорок, мудрых высказываний; письмо на свободные темы; описание картин природы, выражения лица человека, собственных переживаний, пересказ прочитанного, услышанного с собственными комментариями; правка ранее написанного текста, написание текста заново; анализ рукописных текстов писателей с их правками; письменное размышление о своих взаимоотношениях с окружающими, о своих качествах", анализ текста, контекста и подтекста; письмо с подтекстом; пробы в написании стихов.
Письменноречевая деятельность: выпуск книг собственного творчества (15—20 книг в течение года); выпуск газет (10—15 газет в течение года) и их рассылка; письмо дневников; письмо сообщений о своих наблюдениях; переписка, поздравления с открытками; выпуск сборников любимых стихов, образцов народного творчества, пословиц и мудрых изречений.
Мотивационное обеспечение письменноречевой деятельности: участие учителя в письменноречевой деятельности детей; исключительная заинтересованность результатами письменной речи детей; практика применения некоторых образцов творчества детей на уроках в качестве учебного материала; переписка с детьми; усиление читательской среды вокруг каждого ребенка; выпуск коллективных сборников, книг.
Предварительный просмотр:
Дополнительный материал
Практика проведения развивающих занятий показала, что часто находятся дети, которые легко и быстро справляются с предложенными основными упражнениями. Наиболее полезным и доступным способом усложнения заданий является самостоятельное составление детьми задач. С другой стороны, и предложенные и составленные задачи построены по одному алгоритму. Поэтому, целесообразно включать поисковые задания с новыми вариантами решений, а также новые виды задач.
Развитие способности анализировать
Игры: «Одинаковое, разное у двух – 1,2,3», ««Одинаковое, разное у трёх – 1,2,3»
Для развития способности анализировать предлагаются поисковые задания с новыми вариантами ответов на материале тетради и новые виды задач:
В-I: Задаются вопросы, где сопоставляются разные изображения с одним образцом:
- вопросы, в которых рассматриваются все имеющиеся у предметов конкретные признаки в утвердительной и отрицательной форме;
- вопросы, в которых рассматривается количество конкретных признаков;
- вопросы, в которых признаки учитываются не в конкретной форме;
- наряду с отдельными вопросами рассмотрение признаков в неконкретной форме полезно проводить серией вопросов.
В-II: Задаются вопросы, где нужно найти два изображения по словесному требованию:
- вопросы, в которых рассматриваются конкретные признаки;
- вопросы, в которых признаки рассматриваются не в конкретной форме.
В-III: Задаются вопросы, где одно изображение сопоставляется с двумя:
- вопросы, в которых рассматриваются конкретные признаки сопоставляемых изображений;
- вопросы, в которых признаки рассматриваются в неконкретной форме.
В-IV: Задаются вопросы, где нужно найти три изображения по словесному требованию:
- вопросы, в которых рассматриваются конкретные признаки;
- вопросы, в которых признаки рассматриваются не в конкретной форме.
В-V: Задаются вопросы, где нужно найти четыре изображения по словесному требованию:
- вопросы, в которых рассматриваются конкретные признаки;
- вопросы, в которых признаки рассматриваются не в конкретной форме.
Предлагаются проверочные и творческие задания (повышают результативность анализа).
Развитие способности комбинировать
Игры «Перестановки – 1, 2, 3», «Передвижения – 1, 2, 3», «Обмены – 1, 2, 3».
Для развития способности комбинировать также предлагаются поисковые задания с новыми вариантами ответов на материале тетради и новые виды задач. Наряду с задачами «на преобразование», помещёнными в тетради и в которых нужно выбирать решение из нескольких данных, можно предлагать задачи тех же родов, но не связанные с таким выбором.
В-1: в задачах первого вида любого рода даны начальное и конечное расположение, но не известно, сколько и каких преобразований было сделано, чтобы начальное положение превратилось в конечное.
В-2: в задачах второго вида любого рода даны начальное расположение фигурок и число его преобразований, но неизвестно, что получилось в их результате.
В-3: в задачах третьего вида любого рода даны конечное расположение фигурок и число его преобразований того начального расположения фигурок, которое нужно предложить.
В-4: задачи с отрицанием. Формулировки любых задач «без выбора» могут включать отрицательные суждения.
В-5: задачи без решения. Для разностороннего развития умения комбинировать целесообразно использовать задачи, вообще не имеющие решения. Можно разнообразно изменять её основные компоненты.
Предлагаются проверочные и творческие задания (полноценное развитие способности комбинировать).
Развитие способности планировать
Игры: «Шаги – 1, 2, 3», «Прыжки – 1, 2, 3», «Шаги, прыжки – 1, 2, 3».
Для развития способности планировать предлагаются поисковые задания с новыми вариантами ответов на материале тетради и новые виды задач.
в-1: выбор нового маршрута на помещенных в тетради игровых полях, не давая сведений или давая их в общем плане.
в-2: выбор нового маршрута на помещенных в тетради игровых полях с подробными сведениями с поиском самого короткого или самого длинного маршрута.
в-3: задачи с отрицанием. В таких задачах можно использовать сведения о маршрутах перемещений общего и конкретного характера.
в-4: задачи без решения. В любой нерешаемой задаче можно разнообразно изменить компоненты. Полезно выяснить, почему задача не имеет решения.
в-5: прыжки «Коня». Наряду с основными задачами, полезно предлагать задачи с прыжками других видов – шахматной фигуры «конь».
в-6: сочетания разных вариантов перемещения: прыжки коня + прыжки зайца + шаги утки.
в-7: освоение нового игрового поля (из 6, 9 клеток).
в-8: задачи на доске для действий в мыслительном плане, «уме».
Предлагаются проверочные и творческие задания (полноценное развитие способности планировать).
Развитие способности рассуждать
Игры: «Что подходит?», «У кого что», «Раньше, позже», «Соседний, через один», «Ближе, левее», «Родственники», «Больше, чем…», «Сходство, отличие», «Так же, как…», «Совпадения», «Старше, моложе», «То ли одно, то ли другое».
Для развития способности рассуждать предлагаются поисковые задания с новыми вариантами ответов на материале тетради и новые виды задач.
в-I: обновление в содержании задачи одного – двух компонентов, относящихся к тому же классу.
в-II: изменение вопроса.
в-III: изменение слов в соответствии с существенными отношениями данных, содержащихся в задаче и сочетание всех перечисленных видов новых задач.
в-IV: задачи на доске.
Предлагаются проверочные и творческие задания (полноценное развитие способности рассуждать).
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование по предмету | |||||
"Интеллектика" 2 уровень сложности | |||||
1 час в неделю. 34 часа в год | |||||
№ | Тема урока | Кол - во часов | Содержание | Деятельность | Результат |
1 четверть | |||||
1 | Диагностика творческих способностей второклассников. Игра "Перестановки - 1". | 1ч | 1. Диагностика. 2.Необычное приветствие. 3. Упражнение «Ассоциации». 4. Упражнение герои приходят на помощь. 5. Знакомство с тетрадью 2 кл. Игра «Перестановки – 1». 6. Рефлексия. Ритуал прощания. | Диагностика психологические игры и упражнения, работа в тетради. | Оценка уровня развития творческих способностей, тетрадь занятие 1. |
2 | Путешествие на Планету Вообразилия. Игра "Одинаковое, разное у двух - 1". | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2.Игра «Волшебные кляксы». 3. Изготовление сказочных атрибутов. 4. Упражнение «Ярмарка волшебных вещей». 5. Игра «Одинаковое, разное у двух – 1». 6. Рефлексия. Ритуал прощания. | Игра на разв. тв. мышления, психологические игры и упражнения, работа в тетради, монотипии, коммуникативная деятельность | Монотипия «Волшебные кляксы», тетрадь занятие 2. |
3 | Сказочные нелепицы. Игра "Так же, как…". | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2.Игра «Сказочные нелепицы». 3. Сочинение сказки «Сказочные нелепицы». 4. Упражнение «Кто ты будешь такой?». 5. Игра "Так же, как…". 6. Упражнение «Продолжи сказку». 7. Рефлексия. Ритуал прощания. | Хороводная игра, психологические игры и упражнения, работа в тетради, сочинение сказки. | Тетрадь занятие 3; сказка «Сказочные нелепицы». |
4 | Необыкновенные сказки. Игра "Шаги - 1". | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2.Игра «Необыкновенные сказки». 3. Ароматерапия. 4. Упражнение «Пять картинок». 5. Игра «Шаги – 1». 6. Коллаж по сказке. 7. Рефлексия. Ритуал прощания. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, изготовление коллажа. | Тетрадь занятие 4; коллаж «Необыкновенные сказки». |
5 | Живая картина. Игра "Передвижения - 1" | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Цветотерапия «Магический знак». 3. Упражнение «Живая картина» 4. Танцевально – ритмическое упражнение «Живая картина». 5. Игра "Передвижения - 1". 6. Упражнение «Самые солнечные». 7. Рефлексия. Ритуал прощания. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, танцевально – ритмические движения. | Тетрадь занятие 5; танец «Живая картина». |
6 | Сказочные планеты. Игра "Одинаковое, разное у двух - 2". | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Упражнение «Кто я?». 3. Цветотерапия «Цветной мир». 4. Игра«Сказочные планеты». 5. Игра "Одинаковое, разное у двух - 2". 6. Упражнение «Встреча с жителями сказочных планет». 7. Рефлексия. Ритуал прощания. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, дорисовывание предметов. | Тетрадь занятие 6; коллективный рисунок «Сказочные планеты». |
7 | Легенда о камне. Игра «Сходство, отличие». | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Упражнение «Разговор с камнем». 3. Упражнение на что похоже?». 4. Рассказ «Легенда о камне». 5. Игра "Сходство, отличие». 6. Упражнение «Что бы вы увидели, если бы смогли взлететь, как птица?». 7. Рисование на камнях. 8. Рефлексия. Ритуал прощания. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, рисование на камнях. | Тетрадь занятие 7, стр. 19– 21; рисунок животных на камнях. |
8 | Разговор деревьев. Игра "Прыжки - 1". | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2.Упражнение «Сказочный мир деревьев». 3. Рассказ М.Пришвина «Разговор деревьев». 5. Игра "Прыжки - 1". 6. Ароматерапия. 7. Рисование «Волшебное дерево». 8. Рефлексия. Ритуал прощания. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, рисование «Волшебное дерево». | Тетрадь занятие 8, стр. 22 – 24; рисунок «Волшебное дерево». |
9 | Четыре желания. Игра "Перестановки - 3". | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Упражнение «Составление загадок». 3. Рассказ К. Ушинского «Четыре желания». 4. Упражнение «Зимние слова». 5. Игра "Перестановки - 3". 6. Рефлексия. Ритуал прощания | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, составление загадок. | Тетрадь занятие 9, стр. 25 – 27; сборник загадок. |
2 четверть | |||||
10 | Чего на свете не бывает? Игра "Одинаковое, разное у двух - 3". | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Упражнение «Лабиринт». 3. Упражнение «Кто – то в городе живёт». 4. Упражнение «Фантазёры». 5. Игра "Одинаковое, разное у двух - 3". 6.Упражнение «Необыкновенный город». 7. Рефлексия. Ритуал прощания. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, строительство необыкновен-ного города. | Тетрадь занятие 10, стр. 28 – 30; постройки необыкновен –ных городов. |
11 | Музыкальная шкатулка. Игра "Передвижения – 3». | 1ч | 1.Необычноеприветствие. 2.Упражнение «Музыкальная шкатулка» 3. Цветотерапия «Волшебный мир музыки». 4. Игра "Передвижения – 3». 5. Упражнение «Рисуем музыку». 6. Рефлексия. Ритуал прощания. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, рисование «Рисуем музыку». | Тетрадь занятие 11, стр. 31 – 33; рисунок «Рисуем музыку». |
12 | В гостях у Винни - Пуха. Игра "Шаги - 2". | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Сказка «Винни – Пух и все – все – все». 3. Упражнение «Волшебная сказка». 4. Упражнение «Плюшевые мишки» 5. Игра "Шаги - 2". 6. Решение проблемных ситуаций. 7. Танцевально – ритмическое упражнение «Танец Бук и Бяк». 8. Рисование «Слонопотам». 9 Рефлексия. Ритуал прощания | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, танцевально – ритмические движения, рисование. | Тетрадь занятие 12, стр. 34 – 36; танец «Бяк и Бук», рисунок «Слонопотама» |
13 | Снежинки. Игра "Обмены – 1». | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Упражнение «Рассказ о путешествии». 3. Сказка «Снежинки». 4. Упражнение «Друзья снежинок». 5. Игра "Обмены – 1». 6. Упражнение «Что хорошего, что плохого». 7. Упражнение «Необычная снежинка». 8. Рефлексия. Ритуал прощания | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, рисование необычных снежинок. | Тетрадь занятие 13, стр. 37 – 39; рисунок необычных снежинок. |
14 | Сказочные приключения Смешка. Игра "Одинаковое, разное у трёх – 1». | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Упражнение «Продолжи сказку». 3. Упражнение «Шкатулка улыбок». 4. Упражнение «Волшебное колечко». 5. Игра "Одинаковое, разное у трёх – 1». 6. Рисование «Удивительные приключения Смешка в сказке». 7. Рефлексия. Ритуал прощания. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, рисование «Удивитель -ные приключения Смешка». | Тетрадь занятие 14, стр. 40 – 42; рисунок «Удивитель -ные приключения Смешка». |
15 | Про снежный колобок. Игра «Обмены – 2». | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2.Отгадывание загадок. 3. Рассказ Н.Калининой «Про снежный колобок». 4. Решение проблемных ситуаций. 5. Игра «Обмены – 2». 6. Сочинение сказки «Снежный колобок в Африке». 7. Рефлексия. Ритуал прощания. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, сочинение сказки «Снежный колобок в Африке». | Тетрадь занятие 15, стр. 43 – 45; сказка «Снежный колобок в Африке». |
16 | Мальчик Огонёк. Игра «Прыжки – 2». | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Упражнение «Найди общее». 3. Сказка Э.Киселёва «Мальчик Огонёк». 4. Лепка «Мальчик – Огонёк». 5. Игра «Прыжки – 2». 6. Упражнение «Выше всех, быстрее всех». 7. Упражнение «Огонь моей души». 8. Рефлексия. Ритуал прощания. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, лепка «Мальчик – Огонёк». | Тетрадь занятие 16, стр. 46 – 48; фигурка из пластилина «Мальчик – Огонёк». |
3 четверть | |||||
17 | Февраль. Игра «Обмены – 3». | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2.Сказка «Февраль» К.Калина. 3. Проблемные вопросы. 4. Упражнение «Кто как зимует». 5. Игра «Обмены – 3». 6. Упражнение «Этажи леса». 7. Упражнение «На что похоже» 8. Упражнение «Продолжи сказку». 9. Рефлексия. Ритуал прощания. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, сочинение продолжения сказки. | Тетрадь занятие 17, стр. 49 – 51; сказка «Февраль». |
18 | На Горизонтских островах. Игра "Одинаковое, разное у трёх - 2". | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Упражнение «Моё воображение». 3. Упражнение «Путешествие на Горизонтские острова» Я.Бжехва. 4. Упражнение «Сочини небылицу». 5. Игра "Одинаковое, разное у трёх - 2". 6. Упражнение «На кого похожа клякса». 7. Рефлексия. Ритуал прощания | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, сочинение небылиц, рисование кляксами. | Тетрадь занятие 18, стр. 52 - 54; сборник небылиц, рисунки кляксами. |
19 | Сказочное путешествие. Игра "Что подходит». | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Упражнение «Сочини сказку». 3. Упражнение «Путь вслепую» 4. Упражнение «Буратино». 5. Игра "Что подходит». 6. Упражнение «Светофор». 7. Упражнение «Отгадай сказочного героя». 8. Рефлексия. Ритуал прощания | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, сочинение сказки. | Тетрадь занятие 19, стр. 55 - 57; сказки о себе. |
20 | Удивительное дело. Игра «Шаги – 3». | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Упражнение «Отгадай кто я». 3. Стихотворение Э.Успенского «Удивительное дело». 4. Упражнение придумай и нарисуй марку. 5. Игра «Шаги – 3». 6. Решение проблемной ситуации. 7. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, рисование марки. | Тетрадь занятие 20, стр. 58 - 60; рисунки марок. |
Рефлексия. Ритуал прощания. | |||||
21 | Почему цаплю цаплей прозвали. Игра «У кого что». | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Печальная история сказочника. 3. Сказка «Почему цаплю прозвали цаплей» П.Мочалов. 4. Упражнение откуда взялись названия животных и птиц». 5. Игра «У кого что». 6. Игра «Вот ладошечка моя – угадай кто она». 7. Танец «ручных» животных. 8. Рефлексия. Ритуал прощания | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, пальчиковая гимнастика. | Тетрадь занятие 21, стр. 61 - 63; танец «ручных» животных. |
22 | Выдумщик. Игра "Одинаковое, разное у трёх - 3". | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Рассказ П.Мочалова «Выдумщик». 3. Игра «Так бывает или нет». 4. Нарисуй небылицу. 5. Игра "Одинаковое, разное у трёх - 3". 6. Рефлексия. Ритуал прощания. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, рисование небылиц. | Тетрадь занятие 22, стр. 64 - 66; рисунки небылиц. |
23 | Куда лето прячется? Игра "Старше, моложе". | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Упражнение «Закончи предложение». 3. Фантазирование на тему: «Если всегда будет лето». 4. Сказка «Куда лето прячется» Б.Сергуненков. 5. Игра "Старше, моложе". 6. Упражнение «Поединок зимы и лета». 7. Упражнение «Куда спрятать лето». 8. Ароматерапия «Как пахнет лето». 9. Рефлексия. Ритуал прощания. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради. | Тетрадь занятие 23, стр. 67 – 69. |
24 | Облачковое молочко. Игра "Прыжки - 3". | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Рисование «Цветов – человечков». 3. Ароматерапия. 4. Сказка «Облачковое молочко» Г.Цыферов. 5. Игра "Прыжки - 3". 6. Упражнение «Чудесные облачка». 7. Медитация «Путешествие на облаке». 8. Рефлексия. Ритуал прощания. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, рисование «Цветы – человечки». | Тетрадь занятие 24, стр. 70 – 72, рисунки «Цветов – человечков». |
25 | Лесная семья. Игра «Ближе, левее». | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Сказка «Лесная семя» М.Скребцова. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Сказочное превращение. 5. Игра «Ближе, левее». 6. Упражнение «Земляника с молоком». 7. Упражнение «Поиск причин». 8. Рефлексия. Ритуал прощания. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради. | Тетрадь занятие 25, стр. 73 – 75. |
26 | Какая бывает роса на траве. Игра «Шаги, прыжки – 1». | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Цветотерапия «Цветок настроения». 3. Рассказ Л. Толстого «Какая бывает роса на траве». 4. Визуализация «Цветок из росинок». 5. Игра «Шаги, прыжки – 1». 6. Ароматерапия. 7. Сочинение сказки «Росинка – путешественница». 8. Рефлексия. Ритуал прощания | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, сочинение сказки. | Тетрадь занятие 26, стр. 76 – 78, сказка «Росинка – путешествен -ница». |
4 четверть | |||||
27 | Зелёный заяц. Игра "Ближе, левее". | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Сказка «Зелёный заяц» Г.Цыферов. 3. Цветотерапия «Зелёный мир». 4. Упражнение «Сочини сказку». 5. Игра "Ближе, левее". 6. Рисование «Зелёная сказка». 7. Рефлексия. Ритуал прощания | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, сочинение сказок, рисование «Зелёная сказка». | Тетрадь занятие 27, стр. 79– 81, сказка, рисунки «Зелёная сказка». |
28 | Тарабарская страна. Игра «Родственники». | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Стихотворение «Где живут Рапуны?» Б.Заходер. 3. Упражнение «Жители Тарабарской страны». 4. Упражнение «Разговор тарабарчан». 5. Игра «Родственники». 6. Коллаж «Необыкновенный пейзаж». 7. Релаксация. 8. Рефлексия. Ритуал прощания. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, изготовлениеколлажа «Необыкно -венный пейзаж» | Тетрадь занятие 28, стр. 82 - 84, коллаж «Необыкновенный пейзаж». |
29 | Космическое путешествие. Игра «Больше, чем…». | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Упражнение «Удивительный мир космоса». 3. Упражнение «Млечный путь». 4. Упражнение «Космические друзья». 5. Игра «Больше, чем…». 6. Релаксация «Возвращение домой». 7. Лепка «Мой новый друг». 8. Рефлексия. Ритуал прощания. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, лепка «Мой новый друг». | Тетрадь занятие 29, стр. 85 – 87, пластилиновые фигурки «Мой новый друг». |
30 | Золотая рыбка. Игра "Шаги, прыжки - 3". | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Упражнение «Я – золотая рыбка». 3. Чтение отрывка из «Сказки о золотой рыбке» А.С.Пушкина. 4. Упражнение «Подарок для золотой рыбки». 5. Игра "Шаги, прыжки - 3". 6. Упражнение «Где находится сила золотой рыбки». 7. Рисование «Золотые волшебники». 8. Рефлексия. Ритуал прощания. | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, рисование «Золотые волшебники». | Тетрадь занятие 30, стр. 88 - 90, рисунок «Золотые волшебники». |
31 | Бал сказочных героев. Игра «Сходство, отличие». | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Цветотерапия «Цвет добрых сказок». 3.Сказка Ш.Перро Золушка». 4. Упражнение «Приглашение на бал». 5. Игра «Сходство, отличие». 6. Танцевально – ритмическое упражнение «Бал сказочных героев». 7. Ароматерапия «Чем пахнет сказка». 8. Рефлексия. Ритуал прощания | Психологические игры и упражнения, работа в тетради, танцевально – ритмические движения. | Тетрадь занятие 31, стр. 91 - 93, танец «На балу». |
32 | Мудрый Змей Горыныч. Игра «Соседний, через один». | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Стихотворение «Дракон» В.Берестов. 3. Упражнение «Хвост дракона». 4. Упражнение «Мудрый Змей Горыныч». 5. Игра «Соседний, через один». 6. Упражнение «В тридевятом царстве». 7. Упражнение «Заколдованная поляна». 8. Рефлексия. Ритуал прощания | Психологические игры и упражнения, работа в тетради. | Тетрадь занятие 32, стр. 94 – 96. |
33 | Итоговое занятие. Прощание с Планетой Чудес. | 1ч | 1. Необычное приветствие. 2. Гимн Планете Чудес. 3. Рисунок «Планета Чудес». 4. Исполнение любимых произведений детьми. 5. Диагностические задания. 6. Рефлексия. Ритуал прощания | Диагностика | Оценка уровня развития мыслительных способностей |
Итого: 33 часа |