Педагогическая разработка

Слепкова Марина Сергеевна

Разработка курса внеурочной деятельности «Спортивный патриотический клуб»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivno-_patrioticheskiy_klub.docx605.23 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Марина\Documents\Scan\Scan_20220207_194711.jpg

Оглавление

I. Пояснительная записка…………………………………………………………..3

II. Учебно-тематический план……………………………………………………..8

III. Содержание программы………………………………………….……………..8

IV.Методическое обеспечение программы………………………….…………...11

V. Список литературы………………………………………………….………….11      

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня в нашей стране проблемы гражданско-патриотического воспитания обострены до предела: экономический кризис, дестабилизация и расслоение общества, коснувшиеся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и юношества; усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности в кризисном обществе, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения: подростки по данным социологических опросов неохотно принимают участие в общественной жизни (70%), не интересуются ею (75%), стремятся уклониться от службы в Российской армии (87%), не желают трудиться в государственном секторе (80%), хотят эмигрировать из страны (46%) и т.д.

Особая роль в решении данных трудностей   отводится  детско-юношеским  военно-патриотическим  организациям  и объединениям. Их деятельность направлена на воспитание и развитие у подрастающего поколения  лучших человеческих качеств, формирование мировоззрения, социально-нравственных ценностей, норм поведения.

В связи с этим и разработана дополнительная образовательная программа.

Программа имеет военно-патриотическую направленность, так как призвана, решать проблему патриотического воспитания и  способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориентаций, готовности к военной службе.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность поставленной задачи и диктует необходимость создания образовательной программы, отвечающей не преходящей конъюнктуре или интересам отдельных групп и ведомств, а интересам общества в целом; программы, которая:

    - имеет военно-патриотическую направленность;

     - отражает общий для всех регионов России содержательный компонент образования – воспитание россиянина, гражданина и патриота;

     - способствует возрождению общественного тонуса, народного духа, общероссийской государственности, региональных традиций.

        Отличие данной программы  заключается в том, что она направлена на реализацию широкого спектра направлений деятельности (общая и специальная физическая подготовка, основы выживания, стрелковая подготовка, история Вооруженных сил России), объединенных общей целью и задачами. Другая особенность программы и ее            новизна заключается в отсутствии ориентации на отдельный вид Вооруженных сил. Программа не ограничивается постановкой одной узкопрактической задачи (именно таким образом действует большинство аналогичных объединений), а решает целый комплекс взаимосвязанных задач. И в то же время, если обучающиеся проявляют повышенный интерес к конкретной дисциплине, то  предусматривается возможность более углубленного изучения и овладения отдельными компонентами на основе индивидуальных планов обучения.

«Защита Отечества, - говорится в Конституции РФ, - есть священный долг и обязанность каждого гражданина России». Вот почему патриотическое воспитание является одним из приоритетных в формировании у молодежи патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель программы – социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества.

Основными задачами программы являются:

Обучающие:

- дать представление о воинском труде и его значении в жизни государства;

- дать знания в области военной истории России, Уставов Вооруженных Сил, строевой, огневой и других видов военной подготовки;

- ознакомить с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина

Развивающие:

- развить познавательную активность;

- развить двигательные навыки, координацию движений, выносливость;

- развить дисциплинированность, ответственность, стремление к лидерству;

- развить чувство товарищества и взаимовыручки.

Воспитательные:

- воспитать целеустремлённость, активность в достижении намеченных целей;

- воспитать уважение к ратному труду;

- сформировать потребность в здоровом образе жизни;

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

    1. представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации;

    2. элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

    3. любовь к образовательному учреждению, Москве, народу, России;

    4. уважение к защитникам Родины;

    5. умение отвечать за свои поступки.

Реализацию программы осуществлять на основе следующих принципов:

*гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков;

*приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;

*непрерывности образования и воспитания;

*комплексного подхода, который предполагают скоординированную, целенаправленную работу с использованием различных форм и методов по патриотическому воспитания юных граждан Российской Федерации;

*дифференцированного подхода, предполагающего использование особых форм и методов работы с учетом  каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп;

*органического единства военно-патриотического воспитания с практической военной подготовкой, означающего неразрывность слова и дела, конкретной работы по обучению граждан военному делу, формированию у них военно-профессиональных качеств.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Сроки реализации.

Программа рассчитана на обучение и воспитание подростков от 13 до 16 лет. Набор  свободный: могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, независимо от физических данных, но, главное, без медицинских противопоказаний.

Год обучения

Возраст обучающихся

Кол-во часов в неделю

Кол-во занятий в неделю

Кол-во часов в год

2021-2022

13 – 16 лет

2

1

68

Прогнозируемые результаты реализации программы

В ходе реализации программы обучающиеся приобретут теоретические знания по   разделам  «История создания и развития Вооружённых Сил Российской Федерации», «Строевая подготовка», «Физическая подготовка», «Правила и приемы стрельбы из пневматической винтовки»  и т.д., получат практические  умения и навыки по физической подготовке, овладеют приёмами стрельбы из пневматической винтовки, смогут оказать первую медицинскую помощь в различных ситуациях и многое другое. Все эти знания, умения и навыки помогут обучающимся в период адаптации в армии, при поступлении в высшие военные заведения. Воспитанники объединения окрепнут физически, станут активными, самостоятельными,  научатся проявлять волевые качества в различных экстремальных ситуациях, жить в коллективе и для коллектива. В совместных мероприятиях обучающиеся познают чувство товарищества,  гордости за своё объединение, за дело, которым  занимаются.  

Узнают:

 - особенности развития избранного вида спорта;

- педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и  воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной  функциональной напряженностью;

- биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;

- физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;

- индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

- способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных площадок и сооружений;

- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Научатся:

- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями. Оказывать первую медицинскую помощь при травмах и несчастных случаях;

-пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.

Формами подведения итогов дополнительной образовательной программы являются: соревнования, сдача нормативов,  комплексное тактико – специальное учение.

  Контроль и механизм оценки по разделу "Общефизическая и специальная физическая подготовка"

Разработана система тестирования по общефизической подготовке, выполнению упражнений. Сравниваются показатели ОФП в начале, середине и конце учебного года, педагогом  выставляется оценка, основываемая на приросте результатов тестов с учетом особенностей физического развития учащихся. По суммарным показателям выставляется общая оценка, отражающая прилежание учащегося и степень освоения учебного материала.

Соревнования  ОФП являются одной из форм контроля за успеваемостью учащихся. Участие в соревнованиях обязательно (матчевые встречи, городские турниры, первентво школы по ОФП)

Контроль по разделу "Стрелковая подготовка"

Учащиеся в начале каждого года сдают зачет по мерам безопасности. Формой оценки степени усвоения материала служат контрольные соревнования. Предполагаемая степень овладения материалом отражена в разделе “Конечный результат”. Кроме того, учащиеся принимают участие в мероприятиях, проводимых отделом: спортивном празднике, посвященном годовщине битвы под Москвой и соревнованиях учащихся Дворца, посвященных Дню защитника Отечества.

Контроль по разделу "История Вооруженных сил и силовых структур России"

Форма контроля – зачет по теоретическому материалу в конце учебного года.

Формы фиксации результатов.

Для определения эффективности образовательного процесса используются следующие способы отслеживания результатов:

  • общеобразовательный аспект – наблюдение,  опрос, тестирование, сдача нормативов физической подготовленности обучающихся и др.
  • развивающий аспект – наблюдение, тестирование и др.
  • воспитательный аспект – наблюдение.

Оценка результатов обучения

В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся:

Тесты на ОФП:

- бег  - 30 , 60 , 100 м;

- прыжки в длину;

- подтягивания;

- отжимания;

- подъемы корпуса;

- прыжки на скакалке.

Итоговый контроль:

- контрольные занятия;

- соревнования;

- зачет;

- собеседование;

- показательные выступления.

Контрольные упражнения

Показатели

Учащиеся

Мальчики

Девочки

Уровень развития

Выс.

Сред.

Низк.

Выс.

Сред.

Низк.

Челночный бег 4x9  м, сек

9,6

10,1

10,6

10,0

10,4

11,2

Бег 30 м, секунд

4,8

5,1

5,4

5,1

5,6

6,0

Бег 1000 м, мин

3,50

4,20

4,50

4,20

4,50

5,15

Бег 60 м, секунд

9,0

9,7

10,5

9,7

10,4

10,8

Прыжки  в длину с места

190

180

165

175

165

156

Подтягивание на высокой перекладине

10

8

5

 

 

 

Сгибание и разгибание рук в упоре

25

20

15

19

13

9

Наклоны  вперед из положения сидя

12

8

5

18

15

10

Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа

48

43

38

38

33

25

Прыжок на скакалке, 25 сек, раз

56

54

52

62

60

58

Итоги проведенных мероприятий анализируются и обсуждаются с обучающимися и их родителями.

  1. Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Общее кол-во часов

1

История создания и развития Вооруженных Сил Российской Армии

14

2

Физическая подготовка

18

3

Строевая подготовка

18

4

Огневая  подготовка

18

Итого часов

68

  1. Содержание программы

Раздел I. История создания и развития Вооруженных Сил Российской Армии. 14ч.

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. 1ч. Виды вооруженных Сил, рода войск. 1ч.  Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России. 1ч.  Роль и место Вооруженных сил Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности страны. 1ч. Реформа Вооруженных Сил. 1ч.  Боевые традиции Вооруженных сил Российской Федерации. 1ч.  Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества. 1ч.  Памяти поколений – дни воинской славы. 1ч.  Дружба, войсковое товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений. 1ч.  Символы воинской чести. 1ч.  Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. 1ч.  Ордена. 1ч. Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. 1ч.  Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России. 1ч.

Раздел II. Физическая подготовка. 18ч.

Общефизическая подготовка (ОФП) 6ч.: Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. 1ч. Различные виды бега. 1ч. Прыжки. 1ч. Метание теннисного мяча. 1ч. Силовые упражнения. 2ч.

Баскетбол 6ч.: Правила игры в баскетбол. 1ч. Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек. 1ч. Броски мяча. 1ч. Тактические и технические действия в нападении. 1ч. Тактические и технические действия в защите. 1ч. Учебная игра. 1ч.

Волейбол 6 ч.: Правила игры в волейбол. 1ч. Прием мяча после подачи. 1ч. Подача мяча. 1ч. Нападающий удар. 1ч. Учебная игра. 2ч.

Раздел III. Строевая подготовка. 18ч.

Строи и управление ими. 8ч. Положение головных уборов. 2ч. Повороты. 2ч. Движение шагом. 2ч. Воинское приветствие. 2ч. Строевые приемы и движения (отработка навыков).. Движение в составе отделения (отработка навыков). 2ч.

Раздел IV. Огневая подготовка. 18ч.

Огневая подготовка. 1ч. Требования техники безопасности при проведении занятий по огневой подготовки. 1ч. Назначение и свойства пневматической винтовки. 2ч. Изготовка к стрельбе. 1ч. Заряжание пневматической винтовки. 1ч. Прицеливание. 1ч. Стрельба из пневматической винтовки. 2ч. Отработка навыков стрельбы из пневматической винтовки из различных положений. 7ч. Сдача нормативов по стрельбе из пневматической винтовки из различных положений. 2ч.

Материально – техническое оснащение программы

  1. Кабинет
  2. Мультимедийная аппаратура
  3. Спортивный зал
  4. Тир
  5. Пневматическая винтовка 4 штуки
  6. Пульки для стрельбы из пнематической винтовки
  7. Турник
  8. Маты 8 штук
  9. Баскетбольные мяч 10 штук
  10. Волейбольные мячи 10 штук
  11. Волейбольная сетка
  12. Футбольные мячи 5 штук
  13. Скакалки 15 штук
  14.  Рулетка
  15. Спортивный зал
  16. Стадион
  17. Форменная одежда

Приемы и методы работы с учащимися

Формы занятий: теоретические и практические.

Теоретические занятия проводятся как самостоятельно, так и в комплексе с практическими занятиями.

Теоретические занятия предполагают: изучение техники безопасности, вопросов теоретической направленности и зачеты.

Основная форма обучения – практическая работа. Основными формами практических занятий являются тренировочные занятия, направленные на  развитие практических навыков по отработке нормативов и задач по специальным дисциплинам.

Основным методом проведения занятий является групповой метод, который позволяет создать на занятии соревновательный дух, стимулирует работоспособность обучающихся и позволяет добиться повышения качества изучаемого материала.

Ведущими методами обучения по данной программе являются:

*репродуктивный;

*словесный;

*метод упражнений;

*метод наглядности;

*соревновательный;

*коллективно-творческий.

       Формы учебных занятий

1. Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей и воспитательной задаче.

2.  Тематические экскурсии. Могут являться разновидностью занятий либо культурно - досуговым мероприятием.

3.  Дискуссии, ролевые игры по тематике программы, досуговые, массовые мероприятия, соревнования, - вахта памяти; походы по знаменательным историческим местам, показательные выступления.

IV. Методическое обеспечение программы

Методика работы по программе характеризуется общим поиском эффективных технологий, позволяющих конструктивно воздействовать как на развитие физических качеств подростков, на решение их индивидуально-личностных проблем, так и на совершенствование среды их жизнедеятельности. Но главным образом, - на поддержку подростка, имеющего проблемы психического, социально-бытового или социально-экономического плана.

Важнейшее требование к занятиям:

  • дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности;
  • формирование у подростков навыков для самостоятельных занятий спортом и получения новых знаний.

           Используются методики, основанные на постепенном изучении программного материала.

Методические приемы выбираются в соответствии с программным содержанием, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения строевыми приёмами, общим развитием ребенка. Целесообразный подбор подготовительных строевых упражнений позволяют воздействовать на все анализаторные системы ребенка, активизировать его внимание, самостоятельность и творчество при выполнении заданий.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Закон Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ (извлечения).
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
  4. Концепция модернизации российского образования.
  5. Федеральная программа развития образования в Российской Федерации.
  6. Программа развития воспитания в системе образования России на 2001-2003 гг. – (Минобразования РФ).
  7. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 гг. (Приказ Минобразования РФ № 193 от 25.01.2002 г.).
  8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2001–2005 годы».
  9. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в обществе (2001–2005 годы)».
  10. Письмо Минобразования РФ от 03.06.2002 г. №30-51-395/16. «Минимальный объем социальных услуг  по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования».
  11. Проект Концепции дополнительного образования детей в Российской Федерации. – М.: ЦРСДДОД Минобразования РФ.
  12. Верхошанский В.Я.  Общефизическая подготовка. Методические рекомендации. - М.: ГЦОЛИФК, 1982.
  13. Дворкин А.Д.  Стрельба из пневматических винтовок. - М., 1985.
  14. Стрелковый спорт и методика преподавания. -  М., ФиС, 1986.
  15. Методические рекомендации по военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи. Авторский коллектив А.А.Волокитин, Н.Н.Грачев, В.А. Жильцов, В.И.Лазуткин, Б.И.Мишикин, М.М.Тулинов .ООО «Дрофа», 2003 г.
  16. Методическое пособие. Методика военно-патриотическое воспитание детей и подростков. Н.К.Беспятова, Д.Е. Яковлева. Москва. Издательство «Айрис-пресс» 2006
  17. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика» 1-11 классы. Б.Н.Серов. Москва. Издательство «ВАКО» 2005 г.
  18. Я – гражданин России! Классные часы по гражданско-патриотическому воспитанию. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапин, Т.В.Ктселева.  Москва. Издательство «ВАКО» 2006 г.
  19. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников ООО «Глобус», 2007 Вырщиков А.Н.; Пашкович А.П.
  20. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол: пособие для учителей и методистов/ Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. - М.: Просвещение, 2011год