Педагогическая разработка

Слепкова Марина Сергеевна

Программа курса внеурочной деятельности «Баскетбол»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6vneurochka_-basketbol_10-11_kl_19g.docx890.03 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Марина\Documents\Scan\Scan_20220207_194321.jpg

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа спортивного кружка «Баскетбол» составлена на основе программы по физической культуре: Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы. Авторы В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва, «Просвещение», 2005 год. Рекомендована Министерством образования РФ.

Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную

деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Баскетбол - это не только средство физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.

Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллектива, класса, команды, взаимопомощь, чувство долга.

Польза от занятий баскетболом огромна - это здоровье детей, это готовность к труду, это подготовка к военной службе.

Важнейшее требование к занятиям - дифференцированный подход к занимающимся, учитывая их состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, а также знание навыков для самостоятельных занятий.

Актуальность физкультурно-спортивного направления деятельности обуславливается тем, что в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка.

Как известно, игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку. Кроме того, игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической силы и способностей. В игре растущий человек познает окружающий мир, жизнь, ищет себя.

Цель программы заключается в гармоничном физическом и духовно-нравственном развитии личности учащихся, воспитании из них достойных представителей своего народа и патриотов своей Родины, граждан своего государства, сознающих ценность явлений жизни и человека.

Основными задачами программы «Баскетбол» являются:

  • укрепление здоровья школьников;
  • содействие правильному физическому развитию детского организма;
  • приобретение учащимися необходимых теоретических знаний;
  • овладение юными баскетболистами основными приемами техники и тактики игры;
  • воспитание у ребят воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного поведения, чувства дружбы;
  • развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию
  • формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом
  • привитие учащимся организаторских навыков
  • организация условий для полезного проведения свободного времени

Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность. Основная задача педагога дополнительного образования состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях по баскетболу в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.

Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной программой являются:

  • словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
  • наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях;
  • практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный.

Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами: - в целом; - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

В основу методики физической подготовки по программе «Баскетбол» положена концепция тренировки, как научно обоснованная теория управления повышением физического потенциала школьников. Высокий уровень развития двигательных качеств и способностей, общей и физической работоспособности могут быть приобретены воспитанниками путем тренировки, путем реализации целенаправленного процесса адаптации их к двигательной деятельности необходимого объема и достаточной интенсивности.

Наиболее распространенными формами работы с детьми при реализации данной программы

являются тренировки, обучающие игры, двусторонние игры, товарищеские встречи, соревнования различных уровней.

Показателями результативности программы являются:

  • Повышение роли атлетической подготовки. Ее направленность определяется морфофункциональными и психологическими особенностями школьников, используется в зависимости от этапа подготовки в развивающем, поддерживающем и компенсирующем режимах.
  • Повышение эффективности средств технико-тактической подготовки;
  • Приобретение опыта борьбы с другими командами;
  • Специализированность всех средств подготовки воспитанников.
  • Основными факторами, обуславливающими эффективность физической деятельности учащихся по итогам реализации программы «Баскетбол», являются:
  • Социальные черты личности, мотивация к физической активности;
  • Технико-тактическая подготовленность;
  • Общая и специальная физическая подготовленность;
  • Психологическая подготовленность;
  • Показатели психических процессов;
  • Особенности темперамента, эмоционально-волевой сферы, типологические свойства нервной системы;
  • Благоприятное функциональное состояние на базе хорошего здоровья;
  • Антропометрические показания;
  • Возраст и стаж физических занятий;
  • Успешность игровой деятельности.

  1. Условия реализации программы

Программа составлена для учащихся 10 – 11 классов.

В течение периода реализации программы путем многократных тренировочных занятий достичь и выработать у баскетболистов наиболее правильное выполнение основных технико-тактических приемов и действий, дающих возможности участвовать в районных соревнованиях по баскетболу.

Настоящая программа включает в себя материал, освоение которого дает возможность детям добиваться хороших результатов не только в баскетболе, но и в духовно-нравственном развитии формирований здорового образа жизни, а также повышения уровня общей физической подготовки в целом.

Продолжительность подготовки детей для участия в соревнованиях на начальном этапе занятий баскетболом должна быть не менее одного учебного года.

Знать


  1. Требования к знаниям и умениям обучающихся

К концу обучения должны:

– технику безопасности при занятиях спортивными играми;

  • историю Российского баскетбола;
  • лучших игроков области и России;
  • знать простейшие правила игры.
  • правила личной гигиены;
  • следить за выступлением краевых команд в Российском чемпионате;
  • знать азбуку баскетбола (основные технические приемы).
  • профилактику травматизма на занятиях;
  • основные этапы Олимпийского движения;
  • правила проведения соревнований.

Уметь

  • выполнять перемещения в стойке;
  • остановку в два шага и прыжком;
  • выполнять ловлю и передачу мяча с места, в шаге, со сменой места после передачи;
  • бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места;
  • владеть техникой ведения мяча по прямой, с изменением скорости.
  • передвигаться в защитной стойке;
  • выполнять остановку прыжком после ускорения и остановку в шаге;
  • ловить и передавать мяч двумя и одной рукой в движении без сопротивления;
  • выполнять ведение мяча с изменением направления в различных стойках;
  • владеть техникой броска одной и двумя руками с места и в движении;
  • играть по упрощенным правилам мини-баскетбола.
  • выполнять броски мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке;
  • владеть технико-тактическими действиями при вбрасывании мяча в игру;
  • вырывать и выбивать мяч;
  • играть в баскетбол по правилам.

  1. Литература:

  1. Уроки физической культуры в 8-11 классах средней школы, «Просвещение», М.,        1986 г. Спортивные игры, «Просвещение», М., 1988 г.
  2. Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000
  3. «Теория и методика физической культуры Спб .издательство «Лань»,2003»
  4. «Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев ИЦ

«Академия»,2008

  1. «Общая педагогика физической культуры и спорта » -М.:ИД «Форум» ,2007

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности (баскетбол)

для учащихся 10-11 классов на 2019-2020 учебный год

Количество часов в неделю: 1        Всего часов: 34 Используемый УМК

  • Физическая культура в школе - Настольная книга учителя Ю.А. Янсон, 2004 г.
  • Официальные правила баскетбола-2004 г. О.С. Чехова
  • Дидактический материал для учителей физической культуры
  • Поурочное планирование 8-11 классы Автор сост. С.Е. Голдомидова.-Волгоград: ИТД «Корифей»- 112 с. 2009 г.-96с.

Используемая программа

Комплексная программа физического воспитания учащихся с 1-11 класс,        В.И.Лях, А.А.Зданевич, М: издательство « Просвещение» 128 с.-2008 г.

Учитель физической культуры: Слепкова Марина Сергеевна

Тематический план

Название темы

Тип подго- товки

Кол-во

часов

Дата

1.

1

Развитие баскетбола в России

Теор.

1

04.09.

2.

2

Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях

Теор.

1

11.09.

3.

Общая и специальная физическая подготовка

Единая спортивная классификация.. ОФП

3

Теор. ОФП

1

. 18.09.

4

Совершенствование техники передвижения при нападении. Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры.

Техн.

1

25.09

5

Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Ведение мяча с изменением высоты отскока.

ОФП.

Такт.

1

02.10.

6

Контрольные испытания.

Учебная игра. Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.

Контр. Интегр.

1

09.10.

7

Костно- мышечная система, ее строение, функции.

Техника передвижения приставными шагами.

Теор. Техн.

1

16.10.

8

Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств.

Такт.

1

23.10.

9

Индивидуальные действия при нападении. Учебная игра. Формы организации занятий в спортивной тренировке.

ОФП. Совершенствование техники броска мяча.

Такт. Интегр.

1

30.10.

10

Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов. ОФП

Теор.

ОФП

1

10.11.

11

Совершенствование техники передвижений.

Специальная физическая подготовка.

Техн.

СФП

1

17.11.

12

Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча.

Такт.

1

24.11.

13

Взаимодействие двух игроков - «заслон в движении». Учебная игра.

Такт.

Интегр.

1

01.12.

14

Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления.

Теор. Техн.

1

08.12.

15

Взаимодействие трех игроков - «скрестный выход». Воспитание нравственных и волевых качеств.

Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку.

Такт.

1

15.12.

16

Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра Физическая подготовка спортсмена.

СФП. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов.

Учебная игра. Ведение мяча двумя руками с отскоком от пола..

Интегр.

1

22.12..

17

Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП

Теор.

ОФП

1

29.12

18

Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол. СФП.

Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2. Учебная игра.

Техн. СФП

1

12.01.

19

Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения. Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении.

Такт.

1

19.01.

20

Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга.

Такт.

1

26.01.

21

Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Учебная игра

Теор.

Интегр.

1

02.02.

22

Контрольные испытания.

Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк). СФП

Контр.

Техн. СФП

1

09.02.

23

Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. ОФП. Командные действия в нападении.

Теор. ОФП

Такт.

1

16.02.

24

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика.

Такт. Интегр.

1

02.03.

25

Самоконтроль в процессе занятий спортом.

Ведение мяча с поворотом кругом. Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону». СФП.

Теор. Техн. ОФП

1

16.03.

26

Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления.

Техн.

1

23.03.

27

Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Учебная игра. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Такт. Интегр.

1

30.03.

28

Противодействие взаимодействию двух игроков –

«заслону в движении». СФП. Инструкторская и судейская практика.

Учебная игра. Совершенствование техники ведения мяча.

Такт. СФП

1

06.04.

29

Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. ОФП. Бросок мяча в движении с одного шага.

Теор. ОФП

Техн.

1

13.04.

30

Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита.

Такт.

1

20.04.

Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва. Учебная игра. Тактическая подготовка юного спортсмена.

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

4

Основы техники и тактики игры

31

Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов.

Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения.

Такт. Интегр.

1

27.04.

32

Общая характеристика спортивной тренировки.

ОФП. Совершенствование техники передачи мяча. Инструкторская и судейская практика.

Учебная игра. Техническая подготовка юного спортсмена. ОФП . Чередование изученных технических приемов в различных сочетаниях.

Теор. ОФП

Техн.

1

12.05.

33

Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Учебная игра. Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Техн. Интегр.

1

18.05.

34

Действия одного защитника против двух нападающих. СФП Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных). Контрольные испытания. Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом.

Учебная игра.

Такт. СФП

1

25.05.

Итого часов:

34 часа