Педагогическая разработка
Программа курса внеурочной деятельности «Баскетбол»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6vneurochka_-basketbol_10-11_kl_19g.docx | 890.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа спортивного кружка «Баскетбол» составлена на основе программы по физической культуре: Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы. Авторы В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва, «Просвещение», 2005 год. Рекомендована Министерством образования РФ.
Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную
деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Баскетбол - это не только средство физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.
Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллектива, класса, команды, взаимопомощь, чувство долга.
Польза от занятий баскетболом огромна - это здоровье детей, это готовность к труду, это подготовка к военной службе.
Важнейшее требование к занятиям - дифференцированный подход к занимающимся, учитывая их состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, а также знание навыков для самостоятельных занятий.
Актуальность физкультурно-спортивного направления деятельности обуславливается тем, что в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка.
Как известно, игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку. Кроме того, игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической силы и способностей. В игре растущий человек познает окружающий мир, жизнь, ищет себя.
Цель программы заключается в гармоничном физическом и духовно-нравственном развитии личности учащихся, воспитании из них достойных представителей своего народа и патриотов своей Родины, граждан своего государства, сознающих ценность явлений жизни и человека.
Основными задачами программы «Баскетбол» являются:
- укрепление здоровья школьников;
- содействие правильному физическому развитию детского организма;
- приобретение учащимися необходимых теоретических знаний;
- овладение юными баскетболистами основными приемами техники и тактики игры;
- воспитание у ребят воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного поведения, чувства дружбы;
- развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию
- формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом
- привитие учащимся организаторских навыков
- организация условий для полезного проведения свободного времени
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность. Основная задача педагога дополнительного образования состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях по баскетболу в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.
Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной программой являются:
- словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
- наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях;
- практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный.
Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами: - в целом; - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
В основу методики физической подготовки по программе «Баскетбол» положена концепция тренировки, как научно обоснованная теория управления повышением физического потенциала школьников. Высокий уровень развития двигательных качеств и способностей, общей и физической работоспособности могут быть приобретены воспитанниками путем тренировки, путем реализации целенаправленного процесса адаптации их к двигательной деятельности необходимого объема и достаточной интенсивности.
Наиболее распространенными формами работы с детьми при реализации данной программы
являются тренировки, обучающие игры, двусторонние игры, товарищеские встречи, соревнования различных уровней.
Показателями результативности программы являются:
- Повышение роли атлетической подготовки. Ее направленность определяется морфофункциональными и психологическими особенностями школьников, используется в зависимости от этапа подготовки в развивающем, поддерживающем и компенсирующем режимах.
- Повышение эффективности средств технико-тактической подготовки;
- Приобретение опыта борьбы с другими командами;
- Специализированность всех средств подготовки воспитанников.
- Основными факторами, обуславливающими эффективность физической деятельности учащихся по итогам реализации программы «Баскетбол», являются:
- Социальные черты личности, мотивация к физической активности;
- Технико-тактическая подготовленность;
- Общая и специальная физическая подготовленность;
- Психологическая подготовленность;
- Показатели психических процессов;
- Особенности темперамента, эмоционально-волевой сферы, типологические свойства нервной системы;
- Благоприятное функциональное состояние на базе хорошего здоровья;
- Антропометрические показания;
- Возраст и стаж физических занятий;
- Успешность игровой деятельности.
Условия реализации программы
Программа составлена для учащихся 10 – 11 классов.
В течение периода реализации программы путем многократных тренировочных занятий достичь и выработать у баскетболистов наиболее правильное выполнение основных технико-тактических приемов и действий, дающих возможности участвовать в районных соревнованиях по баскетболу.
Настоящая программа включает в себя материал, освоение которого дает возможность детям добиваться хороших результатов не только в баскетболе, но и в духовно-нравственном развитии формирований здорового образа жизни, а также повышения уровня общей физической подготовки в целом.
Продолжительность подготовки детей для участия в соревнованиях на начальном этапе занятий баскетболом должна быть не менее одного учебного года.
Знать
Требования к знаниям и умениям обучающихся
К концу обучения должны:
– технику безопасности при занятиях спортивными играми;
- историю Российского баскетбола;
- лучших игроков области и России;
- знать простейшие правила игры.
- правила личной гигиены;
- следить за выступлением краевых команд в Российском чемпионате;
- знать азбуку баскетбола (основные технические приемы).
- профилактику травматизма на занятиях;
- основные этапы Олимпийского движения;
- правила проведения соревнований.
Уметь
- выполнять перемещения в стойке;
- остановку в два шага и прыжком;
- выполнять ловлю и передачу мяча с места, в шаге, со сменой места после передачи;
- бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места;
- владеть техникой ведения мяча по прямой, с изменением скорости.
- передвигаться в защитной стойке;
- выполнять остановку прыжком после ускорения и остановку в шаге;
- ловить и передавать мяч двумя и одной рукой в движении без сопротивления;
- выполнять ведение мяча с изменением направления в различных стойках;
- владеть техникой броска одной и двумя руками с места и в движении;
- играть по упрощенным правилам мини-баскетбола.
- выполнять броски мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке;
- владеть технико-тактическими действиями при вбрасывании мяча в игру;
- вырывать и выбивать мяч;
- играть в баскетбол по правилам.
Литература:
- Уроки физической культуры в 8-11 классах средней школы, «Просвещение», М., 1986 г. Спортивные игры, «Просвещение», М., 1988 г.
- Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000
- «Теория и методика физической культуры Спб .издательство «Лань»,2003»
- «Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев ИЦ
«Академия»,2008
- «Общая педагогика физической культуры и спорта » -М.:ИД «Форум» ,2007
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности (баскетбол)
для учащихся 10-11 классов на 2019-2020 учебный год
Количество часов в неделю: 1 Всего часов: 34 Используемый УМК
- Физическая культура в школе - Настольная книга учителя Ю.А. Янсон, 2004 г.
- Официальные правила баскетбола-2004 г. О.С. Чехова
- Дидактический материал для учителей физической культуры
- Поурочное планирование 8-11 классы Автор сост. С.Е. Голдомидова.-Волгоград: ИТД «Корифей»- 112 с. 2009 г.-96с.
Используемая программа
Комплексная программа физического воспитания учащихся с 1-11 класс, В.И.Лях, А.А.Зданевич, М: издательство « Просвещение» 128 с.-2008 г.
Учитель физической культуры: Слепкова Марина Сергеевна
Тематический план
№ | Название темы | Тип подго- товки | Кол-во часов | Дата | |
1. | 1 | Развитие баскетбола в России | Теор. | 1 | 04.09. |
2. | 2 | Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях | Теор. | 1 | 11.09. |
3. | Общая и специальная физическая подготовка Единая спортивная классификация.. ОФП | ||||
3 | Теор. ОФП | 1 | . 18.09. | ||
4 | Совершенствование техники передвижения при нападении. Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. | Техн. | 1 | 25.09 | |
5 | Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Ведение мяча с изменением высоты отскока. ОФП. | Такт. | 1 | 02.10. | |
6 | Контрольные испытания. Учебная игра. Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий. | Контр. Интегр. | 1 | 09.10. | |
7 | Костно- мышечная система, ее строение, функции. Техника передвижения приставными шагами. | Теор. Техн. | 1 | 16.10. | |
8 | Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. | Такт. | 1 | 23.10. | |
9 | Индивидуальные действия при нападении. Учебная игра. Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники броска мяча. | Такт. Интегр. | 1 | 30.10. | |
10 | Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов. ОФП | Теор. ОФП | 1 | 10.11. | |
11 | Совершенствование техники передвижений. Специальная физическая подготовка. | Техн. СФП | 1 | 17.11. |
12 | Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. | Такт. | 1 | 24.11. | |
13 | Взаимодействие двух игроков - «заслон в движении». Учебная игра. | Такт. Интегр. | 1 | 01.12. | |
14 | Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. | Теор. Техн. | 1 | 08.12. | |
15 | Взаимодействие трех игроков - «скрестный выход». Воспитание нравственных и волевых качеств. Психологическая подготовка в процессе тренировки. СФП. Ведение мяча с переводом на другую руку. | Такт. | 1 | 15.12. | |
16 | Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра Физическая подготовка спортсмена. СФП. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов. Учебная игра. Ведение мяча двумя руками с отскоком от пола.. | Интегр. | 1 | 22.12.. | |
17 | Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП | Теор. ОФП | 1 | 29.12 | |
18 | Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол. СФП. Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2. Учебная игра. | Техн. СФП | 1 | 12.01. | |
19 | Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения. Противодействие игрокам различных игровых функций при разных системах игры в нападении. | Такт. | 1 | 19.01. | |
20 | Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга. | Такт. | 1 | 26.01. |
21 | Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Учебная игра | Теор. Интегр. | 1 | 02.02. | |
22 | Контрольные испытания. Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк). СФП | Контр. Техн. СФП | 1 | 09.02. | |
23 | Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. ОФП. Командные действия в нападении. | Теор. ОФП Такт. | 1 | 16.02. | |
24 | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика. | Такт. Интегр. | 1 | 02.03. | |
25 | Самоконтроль в процессе занятий спортом. Ведение мяча с поворотом кругом. Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону». СФП. | Теор. Техн. ОФП | 1 | 16.03. | |
26 | Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления. | Техн. | 1 | 23.03. | |
27 | Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Учебная игра. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Такт. Интегр. | 1 | 30.03. | |
28 | Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении». СФП. Инструкторская и судейская практика. Учебная игра. Совершенствование техники ведения мяча. | Такт. СФП | 1 | 06.04. | |
29 | Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. ОФП. Бросок мяча в движении с одного шага. | Теор. ОФП Техн. | 1 | 13.04. | |
30 | Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита. | Такт. | 1 | 20.04. |
Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва. Учебная игра. Тактическая подготовка юного спортсмена. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | |||||
4 | Основы техники и тактики игры | ||||
31 | Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов. Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения. | Такт. Интегр. | 1 | 27.04. | |
32 | Общая характеристика спортивной тренировки. ОФП. Совершенствование техники передачи мяча. Инструкторская и судейская практика. Учебная игра. Техническая подготовка юного спортсмена. ОФП . Чередование изученных технических приемов в различных сочетаниях. | Теор. ОФП Техн. | 1 | 12.05. | |
33 | Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Учебная игра. Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. | Техн. Интегр. | 1 | 18.05. | |
34 | Действия одного защитника против двух нападающих. СФП Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных). Контрольные испытания. Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. Учебная игра. | Такт. СФП | 1 | 25.05. | |
Итого часов: | 34 часа |