Логопедическая группа в МБДОУ "Инсарский д.с. "Золотой ключик"комбинированного вида" 2013-2014

Larisa Alexandrovna R.

Предварительный просмотр:

                Отчет о коррекционо-развивающей работе    Родькиной Л.А., учителя – логопеда  

                  МБДОУ «Инсарский детский сад   «Золотой ключик» комбинированного вида»

                                                                 за 2013- 2014 учебный год.

                     

Цель -профилактика и коррекция нарушений устной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности детей логопедической группы;

2. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению общего недоразвития речи детей, зачисленных специалистами ПМПк в логопедическую группу;

3. Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей с тяжёлыми речевыми нарушениями с учётом структуры дефекта;

4.Использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий в логопедической работе, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи.

5. Оказание консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам диагностики, профилактики выявления особенностей развития речи и коммуникации у детей дошкольного возраста.

                                  Содержание деятельности и формы работы учителя-логопеда

                                                        Диагностическая работа

В мае 2013 года учитель-логопед провел сбор медицинских и педагогических сведений о раннем речевом развитии детей 5 лет. На   ПМП консилиум МБДОУ представлены логопедические представления, характеристики на детей с дефектами устной речи.

Данная категория детей обследована специалистами районной ПМП комиссии. Приказом районной ПМП комиссии в логопедическую группу были зачислены-18 детей с ОНР-III, стертая дизартрия.    1 ребенок 13.11.2006  года рождения  выбыл в школу 1.09.2013.

Из них -9 детей с ОНР-III – 1 год обучения и 9 детей с ОНР-III- 2 год обучения. ( 1 ребенок выбыл в школу 1.09.2013 года).

В сентябре 2014 года началось воспитание и обучение детей с нарушением речи по программе  ОНР-III (  Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

В течение  2013-2014 года  проводилось логопедическое, педагогическое и медицинское наблюдение за детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Проводилось еженедельное консультирование 2 детей с ОНР-O (речевое безречие),  1 ребенка с ОНР-I.   1 ребенок с ОНР-I посещал индивидуальные занятия.

                                               Коррекционная работа учителя-логопеда

Содержание коррекционной работы определялось рабочей программой «Коррекция ОНР-III у детей 5-7 в условиях логопедической группы детского сада комбинированного вида», разработанной на основе «Программы для детей с ОНР-III» (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.)

Основная форма работы – фронтальные, подгрупповые, индивидуальные  НОД логопеда.

1) фронтальные НОД-2 занятия по развития лексико-грамматических категорий и связной речи, продолжительность- 30 минут;

2) 2 НОД по развитию фонематической стороны речи и подготовка к обучению грамоте, продолжительность- 30 минут                  3) индивидуальные НОД -10-15 минут.

При планировании фронтальных и индивидуальных НОД  учитывались индивидуальные, возрастные, психофизиологические особенности детей, а также результаты обследования.

У детей с ОНР-III второго  года обучения поставлены, автоматизированы, отдифференцированы звуки речи, развит фонематический слух, грамматический строй, словарь, связная устная речь.  Постановка, автоматизация, дифференциация звуков  проведена с детьми 1 года обучения.  

Дети с ОНР-III  первого года   обучения продолжат  заниматься в логопедическом пункте школы.

2 ребенка с ЗПР  продолжат обучение в логопедической группе  ( 2 год обучения).

   В связи с повышением уровня заболеваемости  в течение года наблюдались многочисленные пропуски занятий связанные с болезнью детей; курсами повышения квалификации логопеда (10 дней), выездами педагога  на республиканские семинары (2 дня), на Всероссийский конкурс логопедов (3 дня). Листок  нетрудоспособности учителя-логопеда ( 10 дней). (Уважительные причины).

                                                   

                                     Взаимосвязь учителя-логопеда со специалистами МБДОУ

1.В течение 2013-2014 года  проводился анализ результатов обследования,  анализ результатов психолого-педагогического и логопедического воздействия.

2.Осуществлялась  плановая работа учителя-логопеда в  ПМП консилиуме МБДОУ.(Протоколы)

3. Участие в педагогических советах МДОУ.

4.  Проводилось консультирование  воспитателей, медсестры по результатам обследования речи детей на тему: «Приемы логопедической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков».

5.Посещались  занятия воспитателей логопедической группы №7 (Якушкиной О.В., Карасевой Н.И.)

6. Работа проводилась по подготовке к праздникам, мероприятиям, проводимых в МБДОУ. Осуществлялась   автоматизация  правильного звукопроизношения в стихах, сценках, песнях, частушках.

7.  Консультирование детей-инвалидов от 0-7 лет и направление их на республиканскую МСЭ комиссию.(Копии).

                                                 Работа учителя-логопеда с родителями

1.Консультирование родителей, индивидуальные беседы на темы:

«Речевые нарушения и причины их возникновения»

 «Пальчиковая гимнастика»

«Элементы логопедического массажа»

«Учим детей произносить гласные и согласные звуки»

 «Как развивать слуховое восприятие у детей»

 «Обучение грамоте будущих школьников»

2.Логопедическое занятие для родителей «Путешествие со звуком Ц»

3.Оформление логопедического уголка для родителей.

«Правила проведения артикуляционной  гимнастики»

 «Самомассаж рук и лица ребенка».

«Играя,  развиваем внимание, память, восприятие, мышление».

4.Родительские собрания, анкетирование, беседы, собеседование, консультации.

№1 Тема «Давайте знакомиться».

№2 Тема: «Итоги за первое полугодие».

№3 Тема « Результаты логопедической работы за 2013-2014 год».

5. Направление родителей с детьми в речевой центр «Медиз», в психоневрологический диспансер

для уточнения диагноза и получения лечения у невролога, психитра (ул.Лесная). 6.Консультирование детей и родителей  педагогом -психологом,  логопедом республиканской  детской  поликлиники  (ул.Р. Люксембург) в  г. Саранске.

                               

                                   

         

    Информационно-просветительская работа и методическая, общественная работа

1. В ходе   организационной работы  оформлялась логопедическая документация.

2.Учитель-логопед организовал  и провел  районные методические объединения учителей-логопедов на базе МБДОУ и школ Инсарского района с привлечением учителей, педагога-психолога, дефектолога, воспитателей детских садов. (Протоколы).

3.В течение года проводилось размещение статей,  рекомендаций, фотографий  на сайте МБДОУ и на личной интернет странице.

4. Сертификат участника республиканской научно-практической конференции «Современная логопедия» на базе МГПИ им М.Е.Евсевьева (Ноябрь 2013).

5.Дипломант Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Учитель-логопед-профессионал». (3-6 декабря 2013 )

6. Участник районной делегации зажжения Олимпийского огня в г.Саранске.  9.01.2014. (Видео республиканских новостей; фото с Олимпийским огнем).

7. Агитатор на выборах депутатов Инсарского района. 2.03.2014.  (Справка партии «Единая Россия»).

8. Сертификат участника Всероссийской конференции по теме: «Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования». (3 апреля 2014) Саранск.

9. 20-21 мая 2014 года учитель-логопед принимал участие в работе районной ПМП комиссии по отбору детей в логопедические группы МБДОУ «Инсарский    детский сад «Золотой ключик» комбинированно вида»,   МБДОУ «Инсарский    детский сад «Светлячок» комбинированно вида».  (Копия приказа).                

   

  10.Организатор ГИА              

                                                                                                                                                                       

                                         Повышение квалификации учителя-логопеда

 

1.С 14-25 апреля 2014 года повышена квалификация на курсах в МРИО (72 часа) по теме: «Психолого-педагогическое  сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС» для специалистов районных ПМП комиссий .(Удостоверение)

2.Курсовой проект по теме: «Заключение психолого-медико-педагогического консилиума».(Справка. МРИО)

3.Проводилась работа по изучению новинок логопедической литературы, разработке новых методических пособий, созданию предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

4.Посещались  занятия в логопедических группах  МБДОУ «Инсарский детский сад   «Светлячок» комбинированного вида»,  МБДОУ «Инсарский детский сад   «Солнышко» с целью обмена опытом.



Предварительный просмотр:

                                Памятка для учителя-логопеда    

                              по заполнению речевой карты

Анамнестические данные

Характер протекания беременности – токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания.

Роды – досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможений, стимуляция, когда закричал ребенок, наблюдалась ли асфиксия.

Перенесенные заболевания – пневмония, простуды, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы.

Слух – норма (N), снижение слуха.

Зрение – N, близорукость, косоглазие, амблиопия, атрофия зрительного нерва, ограничение поля зрения.

Интеллект – соответствует возрасту, ниже нормы.

Раннее физическое развитие – N, с задержкой (начал держать голову – N 2 мес., сидеть – 6 мес., ползать – 5-6 мес.), стоять – 7-8 мес., ходить – 1 год).

Раннее речевое развитие – N, с задержкой (гуление – N

3 мес., лепет – 5 мес., первые слова – 1 год, первая фраза – 2 года, фразовая речь – 3 года).

Особенности артикуляционногоаппарата

Зубы – N, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы.

Прикус – N, ортогнатический, открытый передний, боковой: двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекрестный.

Твердое нёбо – N, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.

Мягкое нёбо – длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное.

Губы – N, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, хейлоскиз (расщелина губы), прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней).

Язык – обычный, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипо-, гипертонус.

Моторная сфера

Общая моторика – N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.

Рекомендуемые исследования

4 года – попрыгать на обеих ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди и поймать его.

5 лет – то же и дополнительно: попрыгать на левой, правой ноге, бросить мяч из-за головы, перепрыгнуть через игрушку.

6 лет – то же и дополнительно: подбросить и поймать мяч, влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее.

Ручная моторика – N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена, неполная).

Ведущая рука – левша, амбидекстр, правша.                                  1

Рекомендуемые    исследования

4 года – сложить в кольцо большой и указательный пальцы, поочередно сгибать и разгибать пальцы, выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой, изменять положение кистей рук (кулак – ладонь).

5 лет – то же и дополнительно: выполнить упражнения «Коза», «Игра на рояле», пробу «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.

6 лет – то же и дополнительно: поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой, выполнить упражнение «Игра на рояле», пробу «Кулак – ребро – ладонь» левой рукой, одновременно обеими.

Психофизические процессы

Внимание

N (достаточно устойчивое), низкая концентрация, неустойчивое, поверхностное, быстро истощается, плохое переключение.

Восприятие

Зрительное – узнавание предметов в условиях наложения, в неполном изображении, в силуэтном изображении.

Тактильное. 4 года – угадывание предмета по контуру. 5, 6 лет – то же и дополнительно: угадывание одинаковых предметов по дифференциальным признакам.

Слуховое – опознание и дифференциация шумов.

Цвет – нет представлений, сличает, различает (выделяет по слову), называет (4 года – крас ный, желтый, синий, зеленый, белый, черный; 5 лет – то же и дополнительно: оранжевый, голубой; 6 лет – то же и дополнительно: фиолетовый, розовый, коричневый, серый).

Форма. 4 года – круг, квадрат, овал, треугольник. 5 лет – то же и дополнительно: прямоугольник. 6 лет – то же и дополнительно многоугольник.

Ритм – восприятие, воспроизведение (4 года – - – ., – . -, . – .; 5 лет – . . . -, – . . -, . – - .; 6 лет – - – . . ., . . – - ., . – - – .).

Временные представления – ориентация хорошая, недостаточная, слабая (4 года – части суток, времена года; 5 лет – то же и дополнительно: дни недели; 6 лет – то же и дополнительно: месяцы, понимание и использование логико-грамматических конструкций).

Пространство. 4 года – показать предметы вверху, внизу, впереди, сзади. 5 лет – то же и дополнительно: слева, справа.

6 лет – то же и дополнительно: слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу.

Схема тела. 4 года – показать правую, левую руку, ногу. 5 лет – то же и дополнительно: правый, левый глаз, правое, левое ухо. 6 лет – то же и дополнительно: правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

Разрезные картинки – самостоятельно, с помощью педагога, по образцу, по подражанию (4 года – 2-4 части, 5 лет – 3-5, 6 лет – 4-8).

Фигуры из палочек. 4 года – «стульчик» из четырех палочек. 5 лет – «домик» из шести палочек. 6 лет – «лодочка» из семи палочек.

Память

Параметры кратковременной памяти: объем и линейность.

Мышление

Обобщение. 1 уровень – обобщение словом. 2 уровень – группировка по субъективным общим признакам. 3 уровень – родовидовое обобщение. 4 уровень – логический уровень обобщения. N – к 7 годам.

Сериация. 4-5 лет – расположение предметов в ряд по нарастанию, убыванию признака. 6 лет – соотнесение между собой по ведущему признаку ряда предметов.                           2

Сравнение. Выделяет существенные признаки, не выделяет, самостоятельно, с помощью, словесно объясняет, без объяснений.

Импрессивная речь

Понимание обращенной речи в полном объеме, на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.

Предложно-падежные конструкции. 4 года – в, на, над, под, у, с, по, до. 5 лет – перед, за, около, в, из, на, с. 6 лет – под, из-под, за, из-за.

Глаголы с приставками.

4 года – выходит, переходит, подходит. 5 лет – вылетает, подлетает, залетает. 6 лет – выезжает, отъезжает, объезжает, въезжает.

Выполнение инструкций.

4 года – одно-, двухступенчатые. 5 лет – двух-, трехступенчатые. 6 лет – покажи ручкой тетрадь, линейкой ручку.

Понимание предложений.

4 года – Где мама дочки? Где дочка мамы? 5 лет – Кого ловит девочка? Чем она ловит бабочку? Кто ловит бабочку? 6 лет – понимание связной речи, логико-грамматических конструкций.

Сенсомоторный уровень речи

Общее звучание речи

Разборчивость – N (достаточная), снижена, речь смазанная, нарушенная, невнятная, мало понятная для окружающих.

Темп – N, быстрый, замедленный, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание (степень, форма).

Ритм – N, дисритмия, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.

Дыхание – свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное, ключичное, нижнее диафрагмальное, ротовой выдох сформирован, не сформирован, носовое дыхание затруднено, отсутствует, при фонации выдох ротовой, смешанный.

Голос – N, тихий, слабый, неполетный, маломодулированный, монотонный, отклонение тембра (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий, наличие носового оттенка).

Оценка

5 – разборчивость речи не нарушена, дыхание свободное, голос модулированный, темп и ритм соответствуют норме.

4 – разборчивость речи несколько снижена. Возможны незначительные единичные нарушения дыхания и голоса.

3 – речь невнятная, смазанная. Возможны нарушения темпа, ритма, дыхания и голоса.

2 – разборчивость нарушена, речь малопонятна для окружающих. Возможно прявление гиперкинезов, заикания, отклонение тембра.

1 – речь понятна только близким.

Артикуляционная моторика

Объем движений – строго ограничен, неполный, полный.

Тонус – N, повышен, понижен.

Подвижность – достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия.

Переключаемость, точность движений – достаточная, недостаточная.

Саливация – N, повышенная.                                    3

Оценка

5 – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения.

4 – все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны.

3 – замедленное и напряженное выполнение.

2 – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы.

1 – невыполнение.

Звукопроизношение

N (в пределах возрастной нормы), фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения).

Оценка

5 – безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях.

4 – один-два звука правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы).

3 – нарушено произношение трех-пяти звуков.

2 – в любой позиции искажаются или заменяются шесть-девять звуков.

1 – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются от десяти звуков.

Слоговая структура слова

N (не нарушена), негрубые дефекты слоговой структуры слова, структура нарушена.

Виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципатии (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены).

Оценка

5 – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления.

4 – воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки.

3 – замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.

2 – искажение слоговой структуры слов.

1 – невоспроизведение.

Фонематический слух

N (сохранный), развит недостаточно, нарушен.

Исследуются звуки:

- звонкие, глухие;

- ротовые, носовые;                                                4

- твердые, мягкие;

-        переднеязычные, заднеязычные;

-        переднеязычные-среднеязычные;

-        среднеязычные, заднеязычные;

-        губные, переднеязычные;

-        губно-губные, губно-зубные;

-        свистящие, шипящие;

-        переднеязычные смычные, переднеязычные щелевые;

-        шипящие аффрикаты, шипящие щелевые;

-        шипящие аффрикаты, смычные переднеязычные;

-        свистящие аффрикаты, свистящие щелевые;

-        вибранты смычно проходные ротовые.

Оценка

5 – все задания выполнены верно.

4 – допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.

3 – ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения.

2 – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение.

1 – невыполнение.

Языковый анализ и синтез

N (сформированы), сформированы недостаточно, не сформированы.

Оценка

5 – все задания выполнены верно с первой попытки.

4 – допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.

3 – задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны.

2 – большая часть заданий недоступна.

1 – неверные ответы, отказ от выполнения.

Грамматический строй речи

N (сформирован), сформирован недостаточно, не сформирован.

Оценка

5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.

4 – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.

3 – большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнения вопроса, подсказка).

2 – большинство заданий не выполняются.                                     5

1 – невыполнение.

Лексика

N (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, резко ограничен.

Оценка: та же, что при исследовании грамматического строя речи.

Словообразование

N (сформированы, соответствуют возрастной норме), в стадии формирования, не сформированы.

Оценка: та же, что при исследовании грамматического строя речи.

Связная речь

N (соответствует возрастной норме), в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована.

Пересказ

4-5 лет

        Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые.

Л.Н. Толстой

        Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала, собрала крошки и высыпала за окно. Прилетели птички и стали клевать кашу. Сыта Наташа и птички сыты.

По И.Д. Сытину

        Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как Шарик.

И.Д. Сытин

5-6 лет

        Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!» «Правда, – отвечал ежик, – но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?» Вместо ответа зайчик только вздохнул.

К.Д. Ушинский

        У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.

- Пора тебе, чиж, петь.

- Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.

Л.Н. Толстой

        Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи – будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко-высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак.

По К.Д. Ушинскому

Оценка

5 – пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передается содержание текста, соблюдаются связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения.                           6

4 – пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно-стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания.

3 – пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений.

2 – пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов.

1 – пересказ даже по вопросам недоступен.

Рассказ по серии картин

6-7 лет

Оценка

5 – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

4 – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов.

3 – раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена.

2 – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов.

1 – рассказ недоступен.

Список использованнойи рекомендуемой литературы

Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. М., 2004.

Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб., 2004.

Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2000.

Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. СПб., 2004.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004.

Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи. М., 2000.



7



Предварительный просмотр:

          Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы в

      МБДОУ «Инсарский детский сад «Золотой ключик» комбинированного вида»

                                    в соответствии с Федеральным законом

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ

                                     Положение о логопедической группе.

1. Общие положения.

1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы в МБДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ;

1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности логопедической группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Инсарский детский сад «Золотой ключик» комбинированного вида»   (далее МБДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 №2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Уставом МБДОУ, положения ДОУ «О нормативно-правовой организации логопедического сопровождения».

1.3. Логопедическая группа создается в дошкольном образовательном учреждении – детском саду компенсирующего или комбинированного вида при наличии условий для функционирования.

1.4 Цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

1.5 Основные задачи логопедического сопровождения дошкольного образовательного учреждения:

– коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

– своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;

– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

– активизация познавательной деятельности детей;

– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).

1.6. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путём ликвидации по решению Учредителя МБДОУ.

2. Организация логопедической работы

2.1. Логопедические группы в дошкольном образовательном учреждении открываются на основании приказа РОО   и комплектуются в соответствии с Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении.

2.2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:

- общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии;

- фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и осуществляется на основе обследования речи воспитанников, которое проводится с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября ежегодно. Обследованные воспитанники, имеющие нарушения речи, регистрируются в журнале регистрации детей, имеющих речевые недостатки.

2.4. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.

2.5. В логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с трех-пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2-3 года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.

2.6. В логопедическую группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-6-летнего возраста с ринолалией, дизартрией, дислалией. Срок коррекционно-развивающей работы один - два года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.

2.7. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:

- недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;

- деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;

- грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;

- нарушения общения в форме раннего детского аутизма;

- задержку психического развития;

- фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждений;

- заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.

2.8. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.

2.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

2.10. Фронтальные (групповые) логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

2.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой занятий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

2.12. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.

2.13. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю:

- с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;

- с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.

2.14. Подгрупповые занятия проводятся:

- с детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю;

- с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю;

2.15. Продолжительность группового логопедического занятия:

- в старшей группе - 20-25 минут;

- в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

2.16. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.

2.17. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.

2.18. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда.

2.19. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

2.20. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

2.21. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением.

3. Руководство.

3.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.

3.2. Заведующая МБДОУ:

- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;

- подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.

- обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой

3.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям-логопедам, координацию работы районного методического объединения учителей-логопедов осуществляет методист-логопед

3.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др.

4. Права и обязанности учителя-логопеда

4.1. В штат муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи.

4.2. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия».

4.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.

4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.

4.6. Учитель-логопед:

- обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;

- обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка;

- комплектует логопедическую группу детей для занятий в логопедическом пункте;

- проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;

- готовит документы для обследования детей в психолого-медико-педагогической консультации с целью определения в специальные группы;

- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;

- представляет администрации дошкольного образовательного учреждения и методисту-логопеду ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи

в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;

- поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;

- информирует педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы логопедического пункта;

- ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;

- участвует в работе городского методического объединения учителей-логопедов и методического объединения муниципального дошкольного образовательного учреждения;

- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

4.7. Учитель-логопед  дошкольного образовательного учреждения пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска- 56 календарных дней, порядок пенсионного обеспечения (льготная пенсия –не менее 25 лет педагогического стажа, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации.

4.8. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда  муниципального дошкольного образовательного учреждения, установлена в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (18 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи и 2 часа для консультативной работы).

4.9. Учитель-логопед ведёт документацию:

- годовой план;

- журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки;

- перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР и ФФН;

- расписание занятий;

- журнал посещаемости;

- журнал учета детей, зачисленных на логопункт;

- речевые карты;

- индивидуальные тетради для занятий с детьми;

- отчет логопеда за год.

 5. Материально-техническое и финансовое обеспечение

5.1 Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольного образовательного учреждения.

5.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение площадью не менее 20 кв.м., отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.

5.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.

5.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного образовательного учреждения.

5.5. Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.

5.6. Оплата труда учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется в диапазоне 8-14 разрядов Единой тарифной сетки, в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

5.7. Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

5.8. Оплата труда воспитателей, работающих в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, производится из расчета 25 часов педагогической работы в неделю.

5.9. Воспитателям, младшим воспитателям (помощникам воспитателей) работающим в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

5.10. Педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 20% за часы занятий, которые они ведут в логопедических группах.

5.11. Врачам, младшему медицинскому персоналу, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 15% за работу с детьми, посещающими логопедические группы.

5.12. Заведующим муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, создавшим необходимые условия для функционирования логопедических групп, производится повышение должностных окладов в размере в зависимости от количества групп:

- при наличии 2-4 групп – 10%;

- при наличии 5 и более групп - 15%.



Предварительный просмотр:

Плановые показатели для расчета ежемесячной стимулирующей выплаты

          учителю-логопеду   муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Инсарский детский сад «Золотой ключик» комбинированного вида»

Учитель-логопед    ______________________________________    месяц   ______________        ___________год  

           

п/п

Наименования  показателей  премирования

Значение показателей

Зна

чи

мость

пока

зате

ля

бал

лов

Оценка выполнения критерия

Учителем-

логопедом

Руководи

телем  МО

Комис

сией

                                                                   

 

1.1.

1.Обеспечение  высокого качества коррекционно-развивающего обучения  и  воспитания.  

Положительная динамика коррекционно-развивающей работы, обследование детей, имеющих речевые трудности.

 

   

    10 баллов

10

1.2

Охват детей, нуждающихся в логопедической помощи.

   10 баллов

10

1.3

Сверхнорма охвата  детей  в логопедической группе.

   В логопедической группе с ФФН- № 12 человек,  в логопедической группе с ОНР-  №  8-10 человек.

  10 баллов

10

1.4

Снижение (отсутствие) пропусков логопедических занятий без уважительной причины.

   10 баллов

10

   

2.1

2.   Внедрение современных образовательных     и ИКТ   технологий.

Наличие собственного сайта учителя-логопеда.

   

Создание учителем-логопедом собственных электронных образовательных ресурсов к занятиям, мероприятиям. Размещение учителем-логопедом на Интернет- сайтах  собственных публикаций, образовательных ресурсов.

 

   10 баллов

 

10

3.1.

3. Результативность логопедической работы  вне занятий

Консультирование детей , родителей, (законных представителей),  воспитателей  по вопросам коррекционной педагогики. Проведение родительских собраний, анкетирований, собеседований.

 Обследование, направление на республиканскую МСЭ комиссию, консультирование детей-инвалидов  от 0-8 лет с дефектами речи.  

    Д /с  -10

Муниципальный

уровень-15

10

15

3.2

Посещение  занятий, мероприятий воспитателей с целью выработки и соблюдения единых требований к речи детей.

        5 баллов

5

3.3

Проведение мастер-классов, семинаров, открытых занятий, мероприятий  различного уровня.

Д /с  - 10

Муниципальный

уровень - 15

10

15

4.1

   4. Здоровьесберегающие технологии

Сохранение и развитие материально-технической базы, содержание логопедического кабинета, обеспечение  требований и норм по соблюдению санитарно-гигиенических условий. Эстетическое оформление предметной среды.

      10 баллов

10

 

4.2

Систематическое использование в  коррекционной работе здоровьесберегающих технологий (физминуток, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, элементов массажа, ароматерапии, музыкотерапии     и  т.п.)

       

 

     10 баллов

10

5.1.

5.  Профессиональные достижения.

Результативное зафиксированное (в дипломах, справках, программках и т.д.) участие в семинарах, педсоветах, конференциях, форумах, педагогических чтениях и т.п.

Публикации учителя-логопеда.

 

Д /с    - 10

Муниципальный уровень - 15

Республиканский уровень- 20

Российский уровень- 25

10

15

20

25

5.2.

Результативное зафиксированное участие в профессиональных конкурсах.

25 баллов –Всероссийский уровень,

20  баллов – региональный уровень,

15  балла – муниципальный уровень,

10 баллов – д /с

25

20

15

10

5.3

Прохождение курсов.

Республиканский уровень-10

Российский уровень- 15

10

15

5.4

 Выслуга лет педагогического стажа.

        

0  баллов-1-4 лет

7 баллов - от

5 до 10 лет,

8 баллов - от

11 до 15 лет,

9 баллов - от

16 до 19лет

 10 баллов-от

20-25 лет

11 баллов –от

26-30 лет

10

5.5

Организация, составление планов, программ, оформление документации, протоколов, отчетов РМО логопедов. Проведение заседаний, круглых столов  районного  МО,    ПМП комиссии,      ПМП консилиума.

 Руководитель районного МО учителей-логопедов,   учитель-логопед  районной  ПМП комиссии, учитель-логопед  ПМП  консилиума МБДОУ.

    10 баллов

   

10

6.

6.1

  Дополнительные критерии.

 

Отсутствие замечаний. Выполнений дополнительных поручений администрации. Высокий уровень исполнительской дисциплины и т.п.

     5 баллов

5

7.

7.1

   Другое.

Участие в общественной жизни детского сада, района, республики т.п.

     10 баллов

10

                                            ИТОГО по учителю-логопеду

320

Итого ____________________                                             _______________баллов                                   ________  %

                                                                                                                                                                                                                                                                     Подпись учителя-логопеда                                                                            ___________________      /Родькина Л.А/

       

 

  Примечание: Если учитель-логопед  набирает свыше 100 баллов, премия начисляется только за 100 баллов,  оставшееся количество переносится на следующий месяц. Учитель-логопед  не набравший 100 баллов,  получает стимулирующую сумму пропорционально набранным баллам.



Предварительный просмотр:

                           Как должен оплачиваться труд учителя-логопеда..?
С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004г. №122-ФЗ тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и порядок её применения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных учреждений – органами местного самоуправления.
На федеральном уровне предусмотрено регулирование вопросов оплаты труда только для работников федеральных государственных учреждений.
При этом статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ определено, что вновь устанавливаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты) не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Следует иметь в виду, в соответствии с пунктом 8 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 апреля 1984 года оплата труда педагогических работников учреждений, в том числе учителей-логопедов, за работу в специальных учреждениях (классах, группах) для детей, имеющих отклонения в развитии, предусматривалась по ставкам заработной платы, повышенным на 15-20%.
С переводом в 1992 году работников учреждений бюджетной сферы на ЕТС право указанных работников на повышенную оплату труда было сохранено, о чем органам управления образования было сообщено письмом Миноброзования России №10/32-т от 10 января 1993 года, согласованным с Минтрудом России.
В целях недопущения снижения после 1 января 2005 года размеров и условий оплаты труда работников образовательных учреждений, предусмотренных по состоянию на 31 декабря 2004 года, Министерством образования и науки РФ и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ в адрес руководителей органов государственной власти субъектов РФ и органов управления образованием направлены Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений (приложение к письму №947/96 от 26 октября 2004г) (далее – Рекомендации), в которых были закреплены все действовавшие на эту дату условия оплаты труда педагогических и других работников образовательных учреждений.
Указанные Рекомендации предусматривают в том числе и случаи оплаты труда работников образовательных учреждений по повышенным ставкам.
Так, в пункте 6.1.1 Рекомендаций определено, что за специфику работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии педагогическим работникам осуществляется повышение ставок заработной платы на 20%.
Следует иметь в виду, что ни в указанном выше постановлении органов власти бывшего Союза ССР, ни в последующих письмах, разъяснениях и рекомендациях не уточнялось, каким образом должны быть сформированы группы для детей (обучающихся, воспитанников) с отклонениями в развитии, за работу в которых оплата труда должна осуществляться по ставкам, повышенным на 15-20%.
Например, если нарушения речи выявлены у воспитанников дошкольного учреждения одного возраста, то из них может быть сформирована логопедическая группа детского сада, в которой наряду с воспитателем работает учитель-логопед. Если в дошкольном учреждении общего назначения нарушения речи выявлены у детей разного возраста, из которых логопедическую группу детского сада сформировать нельзя, то занятия по исправлению нарушений речи могут осуществляться в группе, сформированной из воспитанников разных групп только для проведения логопедических занятий.
И в том и в другом случае учителю-логопеду должна производиться повышенная оплата труда, поскольку он работает с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии.


При решении вопроса о продолжительности отпуска учителя-логопеда, состоящего в штате дошкольного образовательного учреждения, следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 года № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» (с изменениями от 29 ноября 2003 года) (см. пункт 2 примечаний к приложению), в соответствии с которым учителям-логопедам, работающим полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с отклонениями в развитии, основной удлиненный оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 56 календарных дней.
При этом, так же как и в случае с оплатой труда по повышенным ставкам, не определено, в каких группах для воспитанников с отклонениями в развитии учителю-логопеду необходимо работать полный рабочий день, чтобы отпуск предоставлялся продолжительностью 56 календарных дней.
Таким образом, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью
56 календарных дней должен предоставляться учителям-логопедам, работающим в группах для детей с нарушениями речи, в том числе сформированных из воспитанников разных групп только для проведения с ними индивидуальных или групповых логопедических занятий, если они заняты в них полный рабочий день.

При этом полный рабочий день для учителей-логопедов соответствует 20 часам в неделю, то есть норме часов педагогической работы, установленной за ставку заработной платы постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».
Газета «Мой профсоюз» №14 от 7 апреля 2011года