Инновационный педагогический опыт работы
Инновационный педагогический опыт работы Родькиной Л.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновационный педагогический опыт работы Родькиной Л.А. | 73.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление
собственного инновационного педагогического опыта
«Логопедическое сопровождение обучающихся ОВЗ в условиях
инклюзивного образования».
http://nsportal.ru/rodkina-larisa
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА ПНП «ОБРАЗОВАНИЕ» |
1.Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, адрес с индексом | Должность
| Стаж работы |
Родькина Лариса Александровна | 431430 Республика Мордовия г. Инсар, ул. Советская, д.22 МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» | Учитель-логопед высшей квалификационной категории. Руководитель МО учителей-логопедов Инсарского муниципального района | Общий педагогический стаж-23 года Педагогический стаж по специальности- 19 лет |
2. Сущностные характеристики инновационного педагогического опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) 2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия и др.) | «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»
В эпоху усовершенствования образовательного процесса значительно возросли требования к уровням речевой подготовки первоклассников общеобразовательных школ. Одним из результатов гуманистического развития современного общества можно считать инклюзивное образование. Включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс массовых учебных заведений - новый подход для российского образования. Введение ФГОС НОО ОВЗ способствует повышению качества образования обучающихся с недоразвитием речи, является одним из важных направлений коррекционного обучения. Для осуществления этого процесса требуется умело смоделировать, организовывать коррекционное обучение ОВЗ. Успешность в коррекции ОНР- III с ОВЗ (ЗПР) во многом зависит от степени тяжести речевого недоразвития ребёнка. Противоречие между увеличивающимся количеством детей с ОВЗ и их сложными дефектами речи ведёт к необходимости включения новых средств и методов, приемов коррекционного обучения в условиях «Доступная среда» обучающихся с ОВЗ. |
3. Идея изменений (в чем сущность ИО) | Сущность опыта состоит в создании системы работы, основанной на использовании активных методов и приемов организации коррекционной работы. Ведущая идея моего опыта заключается во включении на занятиях-сказках, путешествиях с ИКТ, активного участия обучающихся с ОВЗ в развивающий процесс, создание «ситуации комфорта и успеха». |
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна) | Использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения с целью повышения уровня речи обучающихся, повышение их личностной самооценки, самоуважения и чувства собственного достоинства. Преимущество данного опыта состоит в переходе от установки «формирование» к установке «саморазвитие». Создание положительной мотивации к коррекционным занятиям. Новизна опыта заключается в практической реализации методов и приемов коррекционного обучения, что подтверждается положительными результатами речевой динамики. Реализация в начальной школе содружества образовательного, логопедического, психологического, медикаментозного, внеурочного сопровождения (курс «Звукобуквенная страна») приводит к положительным результатам обучения ОВЗ. |
5.Условия реализации изменений | Условиями реализации изменений является накопленный арсенал форм, приемов и методов развивающего обучения учителя-логопеда для речевой коррекции. Обучение обучающихся с ОНР-III по коррекционной программе, создание благоприятных условий для коррекционно-развивающего обучения обучающихся с ОВЗ. Условиями изменений является соблюдение санитарно-гигиенических требований ОВЗ, наличие материальных и программно-методических ресурсов в классе, в ГПД, в сенсорной комнате, в логопедическом кабинете (компьютер, проектор, диски, электронные программы, игры и т.п.). |
6. Результат изменений | В результате коррекционно-развивающего обучения у детей с ОВЗ повышается интерес к занятиям, корректируется устная речь, развиваются навыки письма и чтения. В конце учебного года отмечается положительная динамика коррекции речи у учеников с ОВЗ в сравнении с уровнем речевого недоразвития в начале учебного года. |
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | Публикации об инновационном педагогическом опыте представлены в Интернет - сообществах, размещены на собственном сайте, в сборнике, в районной газете «Инсарский вестник». |
III. Описание инновационного педагогического опыта учителя-логопеда
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Его значения для совершенствования коррекционно-развивающего процесса.
Одной из основ модернизации образования в России в XXI веке является инновационная деятельность педагогов образовательных учреждений.
Инклюзивное (включающее) образование – это образование, при котором все обучающиеся, несмотря на свои физические, интеллектуальные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками по адаптированным программам.
Инклюзия означает раскрытие каждого обучающегося, учитывает его потребности, специальные условия, сопровождение, необходимые для достижения «ситуаций комфорта и успеха».
Основной принцип инклюзивного образования – все дети должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся
на их пути. Адресатами инклюзивного образования являются дети с ОВЗ.
Инновационный педагогический опыт «Логопедическое сопровождение ОВЗ в условиях инклюзивного образования» основан на осмыслении собственного опыта в результате сравнения, изучения, анализа коррекционной работы учеников с ЗПР (ОНР- III).
Целью инновационного педагогического опыта работы является достижения более высоких результатов коррекции речевых процессов у обучающихся с ОВЗ, внедрения современных разработок в педагогическую практику.
Инновационная работа выполнена на одну из актуальных тем, так как ежегодно возрастает количество обучающихся с ОВЗ со средним и тяжёлым недоразвитием речи в общеобразовательных школах.
Актуальность опыта многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и Государственной политикой в рамках программы «Доступная среда» в области обучения обучающихся с ОВЗ.
Значение инновационной работы для совершенствования обучения заключается в том, что собственный педагогический опыт позволяет организовать коррекционную работу и своевременно оказать логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в МБОУ «ИСОШ №1».
Условия формирования ведущей идеи опыта.
Условия возникновения, становления опыта
Проблема введения логопедического сопровождения ОВЗ в условия инклюзивного образования стала темой моего инновационного опыта.
Цель: выявить эффективные условия для коррекции устной и письменной речи у учеников с ОВЗ логопедическими средствами воздействия.
Работа над уточнением основных понятий помогла поставить задачи коррекционного обучения обучающегося: скорректировать звукопроизношение,
фонематические процессы, грамматический строй, лексику, связную устную речь.
Логопедическое сопровождение осуществлялось и реализовывалось в МБОУ «ИСОШ №1» в 3 этапа: диагностирующего, коррекционного и заключительного.
На диагностирующем этапе в начале учебного года с 1-15 сентября проводилось комплексное логопедическое и психологическое обследование учеников начальных классов. В результате диагностики выявлены обучающиеся с ОВЗ (ЗПР) ОНР-III. Обучающиеся выведены на школьный ПМП консилиум МБОУ «ИСОШ №1», затем направлены на районную ПМП Комиссию для обследования, установления диагноза «ЗПР», установления статуса «Ребёнок с ОВЗ », определения дальнейшего образовательного маршрута и сопровождения, рекомендации варианта адаптированной программы обучения.
ПМП Комиссия Инсарского муниципального района представила заключение, согласно которому школьникам с ОВЗ (ЗПР) рекомендовано обучение в МБОУ «ИСОШ №1» по адаптированной общеобразовательной программе ФГОС НОО ЗПР, вариант 7.1. В результате обучения в МБОУ «ИСОШ №1» осуществлялось комплексное медикаментозное, логопедическое, психологическое, учебно-воспитательское, внеурочное сопровождение обучающихся с ОВЗ.
На заключительном этапе коррекционной работы проведено повторное обследование учеников с ОВЗ.
Теоретическая база опыта
Теоретическая база собственного инновационного опыта формировалась в результате анализа литературы по инклюзивному образованию обучающихся с ОВЗ, педагогической практики, информаций с курсов повышения квалификации «Технологии психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ».
Теория опыта складывалась на основе просмотренного российского вебинара сайта «Мерсибо» «Активизация внимания и памяти у детей с ОВЗ (ЗПР) при формировании чтения и письма», вебинара Министерства образования РФ «Роль семьи в реализации образовательного потенциала ребёнка-инвалида».
Основанием для теории опыта послужили собственные выступления на республиканских семинарах «Современная логопедия: проблемы и перспективы развития» на темы: «Инклюзивное образование детей с ОВЗ» в МБОУ « ИСОШ №1», «Дорожная карта по организации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении».
Сформировали теорию моего собственного опыта выступления на муниципальном МО учителей-логопедов, в том числе на тему: «Логопедическое сопровождение в условиях ФГОС», выступление на педсовете МБОУ «ИСОШ №1» «Обучение по адаптированной ОО программе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ».
Теоретическая копилка позволила приобрести опыт работы по теме: «Логопедическое сопровождение ОВЗ в условиях инклюзивного образования».
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий,
содержание, методы, приёмы обучения.
Весь инновационный материал имеет чёткую структуру и содержит разнообразные обязательные и дополнительные задания, которые, в свою очередь, могут
самостоятельно выбираться учителем-логопедом в зависимости от возраста, структуры дефекта у учеников с ОВЗ, имеющихся у них знаний, интересов и поставленных задач.
Учителем-логопедом доказана система конкретных педагогических действий, методов, приёмов воспитания и обучения и эффективность средств коррекции (программ, игр, заданий, упражнений, ИКТ, музыкотерапии, сказко-терапии, Су-Джок-терапии, аква-терапии, элементов логопедического массажа) в тандеме с медицинским, психологическим, образовательно-воспитательным и внеурочным сопровождением обучающихся с ОВЗ и выполнении рекомендаций со стороны родителей (законных представителей).
Анализ результативности
В результате кропотливой, систематической коррекционной работы добиваемся значительных продвижений в коррекции речевых процессов.
Результативность и эффективность работы подтверждается наличием положительной динамики в коррекционно-развивающем обучении детей с ОВЗ.
Значимость инновационной работы заключается во внедрении в практику развивающего обучения обучающихся с ОВЗ в МБОУ «ИСОШ №1» апробированной системы логопедического воздействия, обеспечивающей коррекцию речевых процессов.
Практический коррекционный материал рекомендован и используется учителями-логопедами методического объединения учителей-логопедов Инсарского муниципального района.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Процесс позитивной интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в социум является для обучающихся сложным этапом социализации.
Несмотря на интеграционные процессы в МБОУ «И СОШ №1», проблема обучения таких детей остается сложной.
С введением инновационного опыта столкнулись с проблемой непонимания некоторыми родителями (в связи с недостатком образования мамы) значимости, важности, своевременности обследования на ПМП Комиссии и дальнейшего оказания полноценного инклюзивного образования и сопровождения. В связи с этим официально написан отказ одной из родительниц от обследования обучающихся на ПМПК и отказа от обучения по адаптированной ОО программе ФГОС НОО ОВЗ в школе. Согласно закону РФ отказ родителя от обследования ребёнка принят к сведению ПМП Комиссией и ПМП консилиумом МБОУ «ИСОШ№1».
Адресные рекомендации по использованию опыта
Инновационный педагогический опыт работы рекомендован педагогам, распространяется на педагогических советах школы, на муниципальных заседаниях МО учителей-логопедов дошкольных, школьных общеобразовательных учреждений, на школьных МО учителей начальных классов и воспитателей ГПД, на республиканских, российских, международных научно-практических конференциях, в Интернет - сообществах, в сборниках, в районной газете «Инсарский вестник».
Автором разработаны коррекционно-развивающие игры, упражнения, задания по развитию фонематического восприятия и слуха, проведена серия занятий с внедрением их в коррекционный процесс.
Инновационный опыт педагогической работы Родькиной Л.А., учителя-логопеда высшей категории МБОУ «ИСОШ №1», адресован творчески работающим учителям-логопедам, находящимся в поиске новых форм и методов коррекции речи, осуществляющих логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
IV.Информационные характеристики опыта. | ||||
Характеристики инновационного опыта** | Обучение.*** | Воспитание.*** | Дополнительное образование.*** | |
1 Ценности и ценностные ориентации | Система установок, убеждений предпочтений, выраженная в стремлении к самосовершенствованию | Формирование познавательного и нравственного отношения к материальным и духовным ценностям на уроках, в ГПД | Формирование культуры ребенка с ОВЗ | |
2. Цели и задачи. | Передача не столько знаний, сколько способности их приобретать, предельно полное достижение развития и совершенствования тех способностей обучаемого с ОВЗ, которые необходимы самой личности. |
Формирование и развитие ученика с ОВЗ | Формирование творчества личности ребенка с ОВЗ | |
3.Содержание коррекционного обучения | Коррекционно-развивающие занятия с ИКТ, занятия-сказки, занятия-путешествия, занятия-игры, занятия-закрепления и т.п. | Внеурочная работа с ОВЗ воспитателей в ГПД, в кружках, с опорой на коррекционный материал | Внеклассные мероприятия учителей с применением коррекционного материала. | |
4.Технологии, в том числе ИКТ. | ИК технологии, конкурсы, мероприятия в коррекционно-развивающем обучении с применением элементов исследований | ИКТ в ГПД с ОВЗ | Факультативные занятия с применением коррекционного материала. | |
5.Средства. | Мультимедиа материалы и авторские разработки коррекционных занятий. Информация сети Интернет. Логопедическая литература. | Научно-популярная литература Информация сети Интернет. |
Информация сети Интернет. | |
6. Организационные формы. | Вводная беседа, вопрос, проблема к занятию, задания на внимание, стихи с действиями и т.п. | Внеклассная работа учителей, воспитателей с детьми с ОВЗ. | ||
7.Образовательная среда. | Создание условий, способствующих организации развивающей среды. Перенос акцента в деятельности учителя-логопеда с активного педагогического воздействия на личность обучающегося с ОВЗ в область формирования «обучающей среды», в которой происходит его самообучение и саморазвитие. | Создание социокультурного пространства, помогающегоребёнку с ОВЗ жить в современном мире. Создание условий способствующих формированию потребности у ребенка С ОВЗ к нахождению своего места в изменяющемся социуме. Создание условий для развития компетентностей школьников. | Создание множества ситуаций, в которых происходит социализация ребенка с ОВЗ. | |
8. Информационно - методическая среда. | Научно-методическая литература, журнал «Логопед», опора на передовой педагогический опыт учителей-логопедов, использование инноваций в образовательном пространстве. | Научно-методическая литература, использование образовательных программ, нормативно-правовая документация. | Методическая литература | |
9. Информационные ресурсы. | Применение информационных технологий: ПК, аудио, видео и т.п. Применение информационных ресурсов сети Интернет | Применение информационных технологий: ПК, видео, аудио, ЦОР | Применение информационных ресурсов сети Интернет | |
10. Мотивационные ресурсы. | Развитие и становление личности ребенка с ОВЗ | Социализация и воспитание личности ребёнка с ОВЗ | Подготовка к осознанному формированию личности ребёнка с ОВЗ | |
11.Кадровые ресурсы | Учитель-логопед Педагог-психолог Медицинская сестра | Учителя Воспитатель ГПД | Социальный педагог ДДТ | |
12.Научно – методические ресурсы | Информационные ресурсы сети Интернет, журналы, методические пособия, курсовая подготовка по обучению детей с ОВЗ. | Информационные ресурсы сети Интернет, предметные журналы, методические пособия, курсовая подготовка по обучению и воспитанию детей с ОВЗ. | ||
13.Материально – технические ресурсы | Коррекционная литература, технические средства обучения, средства ИКТ | Педагогическая литература, технические средства обучения, средства ИКТ |