Работа с родителями, воспитательная работа

Работа с родителями, воспитательная работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей  7 класс

Тема «Причины и последствия детской агрессии»



Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит 
с собой как зло, так и добро.

Никколо Макиавелли


Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли...

Эрих Фромм


Цель: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение семиклассников ; формировать у родителей культуру понимания проблемы  детской агрессии и путей ее преодоления.

Форма проведения: круглый стол

Вопросы для обсуждения анализ проблемы агрессивности; причины детской агрессии; родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка; пути преодоления детской агрессивности; роль семьи в проявлении детской

агрессивности; поощрение, наказание в семье; законы преодоления детской  агрессии; экспресс-анкетирование родителей.

Участники: родители обучающихся, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог.

Подготовительная работа:

  • проведение классного часа «10 моих Я»;
  • анкетирование (см. приложение);
  • подготовка памятки для родителей, выставки рисунков «Мои чувства»;
  • проведение исследования психологической службы по проблеме детской агрессивности.



Ход собрания.

  1. Встречу начинает классный руководитель.

Объявляет тему собрания.

Вступительное слово.
Уважаемые родители, участники круглого стола!

Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления  нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления

 живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Сегодня мы

сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем

пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев

компьютеров.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют

 не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию

проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением

детской агрессии?

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под

контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько

 развито в обществе сопротивление агрессии.

Что же это за явление и стоит ли нам о нем говорить? Вы правы, стоит.

А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы,

взрослые, можем помочь детям преодолёть ее.

Полезная информация. Презентация по теме :

 «Агрессивное поведение детей. Причины. Профилактика. (педагог-психолог школы Колосова С.Ю.)


Что такое агрессия? Агрессия — это поведение, которое причиняет вред

 предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может

проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека

 без физического вмешательства).

В психологических словарях агрессия определяется как мотивированное

деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования

 людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и

неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее

 у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние

 напряженности, страха, подавленности и т.п.).

В психологии различают два вида агрессии:
 инструментальную и враждебную.

Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения

 определенной цели. Она очень часто выражается у маленьких детей

(я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.). У старших, т. е. у наших с вами

детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы

причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, ее проявление, путают с настойчивостью, напористостью.

 Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем

ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость.

Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые

формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т. д.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей

или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы.

Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе,

отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе,

чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как

 враждебное.

К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип,

 культивируется в семье и средствах массовой информации.

Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях:

крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления.

Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни

 в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и она

 стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам

поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей

не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно

 говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им

 удобно говорить другое, что вновь навязывается детям. Это приводит к

растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно

 или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение

 и неприятие.

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребенку:

а) преодолеть трудности;

б) использует в своем арсенале умение слушать ребенка;

в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется

 безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью,

враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит

к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое?

 Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие

в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом,

жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

а) оно следует немедленно за проступком;

б) объяснено ребенку;

в) оно суровое, но не жестокое;

г) оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества. Наказывая

ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

  1. Анализ исследований психологической службы


Выступление педагога-психолога.

Анализ анкетирования

Анализ анкет показывает, что чаще всего школьники анализируют качества

своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются

подчеркивать достоинства своего ребенка не только перед другими людьми,

но и в первую очередь в своем доме, то, безусловно, ребенок будет стараться

проявлять те качества, которые подчеркивают родители в нем.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка,

особенно перед чужими людьми, то ребенку уже нечего терять, порог

стыдливости и ответственности преодолен, следовательно, можно продолжать

повторять делать плохо.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей,

 то они в первую очередь связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению

друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и

 ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать

 это — ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает

уроки мастерства в проявлении агрессии.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей

является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению

 к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель

 никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его

ребенке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать

методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся

 ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания.

Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и

доброжелательной.

Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители

проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно

не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам

 и делать поблажки без нужды. Например, если в школе «легкие уроки» и

 родители считают, что туда можно не идти, не следует писать записку, что

 ребенку плохо. Через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется

за отца или мать.

Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя

требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и

душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются

 посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она

просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование,

если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет

сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого. Разница

только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто,

а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования

к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.

В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку

 родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье

поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в

 воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между

родителями, шантажировать их, врать им.

Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, это приводит

к проявлению агрессивности со стороны ребенка.

             Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она

 оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить

взаимоотношения в своей семье по-новому.

Прослушайте 
«золотые» правила воспитания, которые, надеюсь,

 помогут вам в воспитании вашего ребенка:

Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное

 напряжение.

Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они

предъявляются разумно.

К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность

 семьи.

Вручение памяток родителям по предупреждению детской агрессивности. 

Литература

  1. Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка.
  2.  СПб.: Респекс, 1996.
  3. Дубровина И. В. Мы живем среди людей. - М,, 1989.
  4. Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. — Донецк, 1998.
  5. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник:
  6.  профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера,2006.


Приложение

Анкета для родителей 1

  1. Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
  2. В каких ситуациях он проявляет агрессию?
  3. Против кого он проявляет агрессию?
  4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?



Анкета для родителей 2

Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо отметить

те качества, которые у ребенка наиболее выражены и проранжировать

их по степени выраженности в поведении ребенка:

  1. Доброта
  2. Сочувствие
  3. Покладистость
  4. Терпение
  5. Сопереживание
  6. Безразличие
  7. Упрямство
  8. Агрессивность
  9. Нетерпимость
  10. Эгоизм.
    Анкета для обучающихся

    Чаще всего я радуюсь, когда .

    Чаще всего я смеюсь, когда .

    Чаще всего у меня хорошее настроение, когда .

    Чаще всего я плачу, когда.

    Чаще всего я злюсь, когда .

    Чаще всего я обижаюсь, когда .

    Мне хорошо, когда меня .

    Мне плохо, когда меня .


     Анкета для обучающихся


Если тебя наказывают, то...


Если тебя поощряют, то...


Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают


Тест для обучающихся

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите

те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно

быть не более пяти. Я — добрый Я — злой Я — терпеливый Я — нетерпеливый

 Я — упрямый Я — безразличный Я — хороший друг Я — умный Я —

помощник Я – обидчивый.


Памятка для родителей 1

  1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его
  3.  душу несбыточных надежд.
  4. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
  5. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
  6. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
  7. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду
  8. чему-либо.
  9. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
  10. Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и
  11. слабостями.
  12. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости
  13.  от его учебных успехов.
  14. Помните, что ребенок — это воплощенная возможность!
  15. Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была

реализована в полной мере


 Памятка для родителей 2

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом

и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей

 семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка,

будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте

 над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок во втором классе,

еще не поздно!
                           Агрессивность ребенка проявляется, если:

  1. Ребенка бьют;
  2. Над ребенком издеваются;
  3. Над ребенком зло шутят;
  4. Ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  5. Родители заведомо лгут;
  6. Родители пьют и устраивают дебоши;
  7. Родители воспитывают ребенка двойной моралью;
  8. Родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  9. Родители не умеют любить одинаково своих детей;

    10. Родители ребенку не доверяют;

    11. Родители настраивают ребенка друг против друга;

    12. Родители не общаются со своим ребенком;

    13. Вход в дом закрыт для друзей ребенка;

    14. Родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;

    15. Родители живут своей жизнью, ребенок чувствует,

         что его не любят.
                 Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале

родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение,

 требовательность, честность, открытость, обязательность,

 доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора,

ответственность, терпение.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей  «Отношение родителей к школе»  (1 четверть)

1. Как, по вашему мнению, ваш ребенок относится к школе? (подчеркните или напишите)

— положительно,— затрудняюсь ответить,— безразлично, — негативно,

2. Как вы оцениваете работу школы по сравнению с другими известными вам?

— лучше,— хуже,— наравне с другими,— затрудняюсь ответить,

3. Что удовлетворяет вас в школе?

— все,— отношения между учащимися,— отношения с педагогами,— организация занятий,— качество преподавания,— физкультурная подготовка,— затрудняюсь ответить, — организация досуга,

4. Что не удовлетворяет вас в школе?

— все,— отношение педагогов к детям,— отношения между учащимися,— качество преподавания,— затрудняюсь ответить,— организация досуга.

5. Какое состояние преобладает у вашего ребенка в течение учебной недели?

— подавленное,— чувство уверенности,— удовлетворенность,— безразличие,

— затрудняюсь ответить,

6. Чем вы это объясняете?

— перегрузкой учебой,— перегрузкой тренировками,— отношениями с товарищами,

— отношениями с педагогами,— общей атмосферой в школе,— успехами (или неуспехами) в учебе,— затрудняюсь ответить,

7. Что, по вашему мнению, должна дать школа вашему ребенку?

— задатки здоровья,— подготовить к жизни в условиях рынка,— развить творческие способности,— научить общению,— сформировать независимость,— подготовить в вуз,

— выработать какие-либо черты характера (укажите какие)—

сориентировать на общечеловеческие ценности,— затрудняюсь ответить,

8. Какую роль вы отводите себе во взаимодействии со школой, где учится ваш ребенок?

— воспитывать должна школа,— мне безразличны дела школы,

— могу помочь школе конкретно в — ..........

— хотел бы помочь, но не знаю чем,— затрудняюсь ответить,



Предварительный просмотр:

Методики диагностики сформированности  коллектива.

«Наши отношения» (1.чет)

Цель: выявить степень удовлетворенности обучающихся ,  личными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями, отражающими определенную сферу отношений в классе. Ему нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности  может быть предложена серия утверждений.

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет споров, но каждый существует сам себе.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя.

5. Наш класс недружелюбный, часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружелюбный, трудно учиться в таком классе.

Обработка и интерпретация результатов

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Запись результатов:

Наш класс дружный (вопрос 1, 2)-  (средний   % по классу)

 



Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей на тему:

                     " Проблемы переходного возраста".

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в становлении человека. Нередко и родители, и подростки задаются вопросом – как ускорить переходный возраст, чтобы не застревать в нём на несколько лет? Есть ли какое – то средство, которое помогло бы избежать всех этих сложностей?

Учитель:

        Несколько лет, которые заканчивают одну и начинают другую возрастную группу, называются переходным возрастом. У девочек и у мальчиков они протекают по-разному. Это очень трудный период и для родителей, и для самих детей. Так в это время происходит половое созревание, сопровождающееся большой выработкой гормонов, которые приводят ко всем изменениям (и физиологическим, и психологическим) у подростка. Поэтому, чтобы не разрушить семейные отношения и помочь своему ребенку, каждый родитель должен знать признаки, психологию и в какой момент начинается переходный возраст у мальчиков и у девочек.

Вопрос для обсуждения:   Когда начинается переходный возраст у мальчиков и у   девочек.

 Вопрос для обсуждения:   Каковы симптомы переходного возраста?

                      Симптомы переходного возраста у мальчиков:

обычно он длится с 11 до 15 лет.

- По физиологическим изменениям:

•        интенсивный рост;

•        формирование вторичных половых признаков (изменение цвета мошонки, увеличение половых органов, появление волос);

•        изменение голоса, так называемая «ломка» голоса – он становится более грубым;

•        активное развитие костей, мускулатуры, особенно это заметно в области плеч;

•        постепенное появление темных волос на груди, руках, ногах, подмышках, над верхней губой (пушок);

•        обильная угревая сыпь на лице.

- Среди психологических отмечают следующие изменения:

•        перестают быть аккуратными, не следят за своей внешностью, пренебрегают гигиеническими процедурами;

•        повышенная стыдливость, стеснительность, ранимость и не уверенность в себе;

•        появляется желание совершать «мужские» поступки, быть самостоятельным;

•        проявления грубости, использование матов, постоянное противоречие взрослым или установленным правилам;

•        проявление раздражения и агрессии, когда что-то не получается.

                                 Переходный возраст у девочек:

Как правило, у девочек переходный возраст начинается в возрасте 10-11 лет, когда в организме в большем количестве

•        начинают вырабатываться женские гормоны

•        выглядя  крупнее и выше мальчиков

•        начинает «округляться» тело, проявляются половые признаки;

•        резкие перепады настроения, повышенная раздражительность

•        частые стрессовые состояния

•        усиленно обращает все свое внимание на внешность,

•        стремится в кругу сверстников заполучить свой статус

Педагог-психолог. Вопрос для обсуждения: Каковы проблемы, возникающие в этот возрастной период.

                       Проблемы переходного возраста у мальчиков:

    1.Прыщи – являются проблемой переходного возраста и у мальчиков, и у девочек. После окончания пубертатного периода они проходят, поэтому, чтобы не осталось последствий (шрамов и рубцов), задача родителей заключается в организации правильного питания подростка, обеспечении специальными средствами для ухода за кожей и контроль за состоянием кожи, чтобы в нужный момент успеть обратиться к специалисту.

        2 Чувство тревоги – чаще всего это связано с неудовлетворенностью своей внешностью, внутренними противоречиями и необычностью появившихся ощущений, связанных с сексуальным возбуждением. Родителям, лучше отцу, надо заранее провести подготовительную беседу о предстоящих изменениях в организме мальчика, тогда подросток будет относиться в этому спокойнее.

       3.Грубость, использование нецензурной лексики – очень часто это связано с недостатком общения с отцом или возникшим чувством соперничества с ним. Всю накопившуюся злость, страх, подросток выливает на женщин семьи (мать, бабушку или сестру) в виде грубости в общении с ними. В таком случае надо наладить отношения сына и отца или обращаться за помощью к психологу, который поможет родителям выстроить правильную линию   поведения.

Очень важно в переходный возраст максимально поддерживать, успокаивать, выслушивать мальчика, разговаривать с ним на все темы, интересующие его. И тогда подросток вырастет успешным и уверенным в себе мужчиной.

4. меняется поведение ребёнка и даже его характер. Ещё только вчера ласковый и послушный ребёнок вдруг становится мнительным, обидчивым, грубым, категоричным. У него появляется привычка спорить с вами по любому поводу.

5. изменения во всём, в том числе и в состоянии здоровья подростка. И проблемы психологического плана не могут не оказать дополнительную нагрузку на физическое состояние ребёнка. Основные трудности переходного возраста заключаются именно в этом сплетении физиологических и психологических проблем, которые становятся полной неожиданностью для самого подростка. Вступая на путь взросления, он даже не догадывается, какие испытания ждут его впереди! И очень часто организм подростка начинает давать сбои.

        Переходный возраст у девушек вызывает дополнительные страдания не только из-за прыщей и повышенной сальности волос, но и из-за того, что вместе с обычным в этом возрасте наращиванием скелета и увеличением мышечной массы происходит увеличение жировой ткани. Для девочки – подростка это может стать настоящей трагедией. В это время они начинают придавать большое значение своей внешности, а тут – лишний вес!

        Испугавшись, что станут чересчур толстыми, девочки начинают беспощадно изнурять себя всевозможными диетами, а часто и вовсе начинают отказываться от еды. При темпах роста, характерных для этого возраста, это опасно как минимум тем, что даже если в будущем восстановится нормальный масса тела, то масса костной ткани восстановиться уже не сможет. А более грозная опасность – анорексия. Это страшное заболевание, которое даёт массу осложнений и наносит непоправимый ущерб организму подростка. Поэтому во время переходного возраста у девушки её родителям надо постараться сформировать убеждение в том, что хорошей фигуры нужно добиваться не с помощью голода (ведь худая корова – ещё не газель!), а с помощью занятий спортом.

             Основные проблемы переходного возраста у девочек заключаются в том, что у них очень завышенные требования к самим себе. Им кажется, что и сами они выглядят не хуже, чем остальные, и одежда у них не такая модная, как им того хотелось бы. Формирование комплекса мнимых недостатков – особенности переходного возраста девочек.

        В этом возрасте придаётся огромное значение внешнему виду, ведь именно сейчас отношения с мальчиками из дружбы меняются на влюблённость. Первая любовь чаще всего бывает безответной и даёт дополнительный повод искать причину несчастья в мнимых недостатках. Кроме того, растёт стремление к соперничеству между ровесницами, что часто ведёт к болезненным конфликтам.

        Девочки более чувствительно воспринимают все трудности, с которыми они сталкиваются. Они начинают чувствовать себя взрослыми, и им хочется показать всем, какие они уже самостоятельные, но в то же время у них не всегда есть для этого возможности. И им приходится перешагивать через собственную гордость, обращаясь за помощью к взрослым, и это является одной из наиболее частых причин душевных страданий девушки.

Вопрос для обсуждения: Как родителям помочь ребенку преодолеть трудности данного возрастного периода?

        Родители должны учитывать особенности этого сложного переходного возраста у девочек, а особенно это касается мам. Очень важно лишний раз не травмировать психику ребенка. При общении на «острые» темы с девочкой нужно разговаривать предельно деликатно и тонко.

        Состояние девочки-подростка может вполне перерасти в депрессию. Во избежание осложнений, желательно проконсультироваться у психотерапевта и психолога, который поможет разрешить проблемы, которые возникли. Но к его помощи стоит прибегать уже в особо сложных случаях.

        В принципе, родители могут справиться и сами. Главное проявить терпение, ведь переходный возраст у девочек рано или поздно закончится, а поддержка и понимание родителей в этот период для них является крайне важной.

        В этом возрасте девочки начинают увлекаться гороскопами, сонниками, гаданиями. Они хотят нравиться мальчикам, начинают влюбляться, испытывать симпатии и страдать, если их чувства оказываются не взаимными.

                Очень важно чтобы у мамы был душевный контакт с дочерью, чтобы они могли поговорить по душам, и мама могла поделиться воспоминаниями о собственной молодости. Маме полезно будет рассказать дочке о том, как она справлялась со своими комплексами. Это поможет вам успокоить ребенка, устранить определенные сомнения и переживания.

        В период переходного возраста у девочек родителям стоит привыкнуть к проблемам с ее поведением. Ребенок может резко менять настроение, то смеяться, то плакать. Часто у воспитанных девочек может проявляться грубость и хамство, что является результатом неумения сдерживать эмоции, переполняющие ребенка через край. Девочка вдруг становится агрессивной, неуправляемой, непослушной и упрямой. Родители к этой ситуацией должны подойти с мудростью и решить ее вместе с дочкой. Не стоит зацикливаться на негативных эмоциях.

        Самым надежным и мудрым решением будет стать лучшим другом для собственной дочери, ведь только в этом случае ребенок не отвернется от вас, а сохранит с вами тесный душевный контакт. Да и вам, как родителям, в такой ситуации будет намного проще пережить этот сложный период в жизни вашей дочери.

        Постепенно тема отношений с мальчиками выходит у девочек на первое место, поэтому доверительные отношения между родителями и ребенком играют очень важную роль. Мама должна объяснять своей дочери о негативных последствиях добрачных сексуальных отношений. Воспитывайте свою девочку так, чтобы она знала, что близкие сексуальные отношения возможны только в браке. Из-за недостатка такого воспитания, мы имеем сегодня поколение подростков, которые начинают жить беспорядочной половой жизнью, и не имеют никаких нравственных стандартов.

        В подростковом возрасте нужно приучать девочку к ежедневной гигиене своего тела. Главной бедой подростков становится угревая сыпь, появления которой связано с гормональными изменениями в организме. Учите девочку касаться лица только чистыми руками, пользоваться мягкими средствами для очищения лица, перед сном всегда смывать косметику, а так же следить за своим питанием. Подготовьте своего ребенка к началу месячных.

         Подготавливайте девочку к будущей взрослой жизни, обучая ее готовить пищу, мыть посуду, убирать в доме. Все это должно стать для подростка-девочки обязанностью. А если она будет учиться вышивать и шить, то это повысит ее самооценку и пригодится в дальнейшем.

        Проблемы переходного возраста у мальчиков начинаются чаще всего именно с того времени, как он начинает ощущать увеличение своей физической силы и половой активности. А особенностью переходного возраста у мальчиков можно назвать их постоянное ощущение потребности доказывать всему миру и, главное, самому себе, что он уже взрослый мужчина, а не маленький мальчик. Необходимость постоянно предъявлять доказательства своей мужественности лишает его душевного спокойствия и равновесия. В это время, как правило, кардинально меняется характер мальчика – подростка.

        Взрослея, мальчик ожидает больше привилегированных прав, как у взрослых, но начинает путаться во взрослых ценностях и опять чувствует себя «несамостоятельным» «маленьким» мальчишкой. Это его пугает, а страх приводит к агрессии и нервозности. Он старается что-то изменить, но не знает, как поступать правильно; пытается вести себя по-взрослому, но не понимает меру ответственности за свои «взрослые» поступки. Пытаясь разобраться в противоречиях взрослой жизни и своих внутренних позиций, подросток становится замкнутым, упрямым, застенчивым или, наоборот, агрессивным и совершенно неуправляемым.

        Если подросток растёт в дружной семье с чуткими, понимающими его родителями, то, как правило, его родителям удаётся помочь мальчику осознать и проявить свою мужественность. Ведь можно, например, увлечь его занятиями спортом или другим видом деятельности, где бы он мог развивать свою физическую силу и в глазах окружающих выглядеть вполне мужественным. Если же юноша не чувствует понимания со стороны взрослых, и кроме того, видит, что родители не ждут от него каких-либо достижений, то в таких случаях подростки чаще всего самоутверждаются с помощью безделья, хулиганства, появления вредных привычек.

        Когда у подростка по какой-либо причине существует сильный конфликт с отцом, то, как ни странно, больше всего с проблемами переходного возраста у мальчиков приходится сталкиваться их матерям. Если мальчик с самого детства боялся отца или, наоборот, не имел возможности пообщаться с ним, то свою злость и обиду он будет срывать прежде всего на матери. В такой ситуации лучше всего было бы побывать с парнем у психолога, который помог бы разобраться в своих чувствах этому юному обвинителю «во всех грехах».

        Кроме того, часто, реализуя свою потребность в соперничестве, они постоянно и во всём пытаются быть лучше своих отцов – в спорте, во взаимоотношениях с людьми, в том числе и с противоположным полом – везде они пытаются доказать своё превосходство над отцом. И если сделать это не получается, а отец не сумел ещё с детства выстроить дружеские отношения с сыном, то именно мать становится объектом для выплёскивания агрессии. Переходный возраст у парней вызывает постоянное желание подчёркивать свою независимость от матери, от её «телячьих нежностей». И именно в переходном возрасте у парней появляется тот дух противоречия, который заставляет делать всё назло своей маме: отрастить волосы, когда она призывает к опрятности, завести девушку и проводить с ней всё своё время, когда надо думать об учёбе, начать курить, когда мама рассказывает о том, как это вредно…

        Все знают, что с подростками очень трудно. Но задайте себе вопрос: а подростку разве легко с самим собой? Психология переходного возраста характеризуется преобладанием трагических взглядов, с постоянным ощущением отчаяния. По данным социологов, каждый десятый подросток задумывается о самоубийстве. А от каждого пятого можно услышать: «Так всё плохо, тоскливо и безнадёжно, что хочется забиться в уголок и плакать». Психологический кризис переходного возраста переживается подростками тяжелее всего. Всепоглощающее чувство одиночества и отчаяния страшны для неокрепшей психики подростка.

        Каждый год примерно четыре из ста подростков переживают серьезные депрессии. И если такую депрессию не лечить, то ситуация может ухудшиться, ведь клиническая депрессия – это тяжёлое заболевание. Она может повлиять на мысли подростка, его поведение и на всё его здоровье.

Вопрос для обсуждения:  Что такое психологический кризис переходного возраста, в чем он может проявляться?

Существует два вида подростковой депрессии:

1 всепоглощающее чувство грусти, называемое главной депрессией, или психической, или реактивной депрессией,

      2 маниакальная депрессия или биполярное расстройство, когда на смену расстройству и апатии приходит потребность в активной психической деятельности, которая зачастую приводит к свершению опрометчивых поступков. В частности, к попыткам самоубийства.

В настоящее время подростковое самоубийство стало второй после несчастных случаев причиной смерти. Очень часто попытки суицида оказываются неудачными, но, если девочки в основном после первой неудачной попытки останавливаются, то мальчики пытаются повторить свои попытки по несколько раз.

Если попытаться выявить основные причины, которые служат предпосылкой к подростковому самоубийству, то в первую очередь стоит назвать следующие:

•        глубокая депрессия;

•        семейные трудности, чаще всего – развод родителей;

•        нежелание взрослых принимать участие в подростковых проблемах.

Когда переходный возраст наступает, взрослым необходимо помнить и о не менее грозной опасности, чем суицидальные настроения подростков. Это наркомания. Уже в 10 лет 0.4% детей начинают пробовать наркотики. Пик приобщения к зелью приходится на 13-14 лет. В этом возрасте 5-8% опрошенных подростков уже употребляли наркотики хотя бы один раз. Причём, подростки обычно никогда не начинают принимать наркотики без предшествующего приобщения к курению и алкоголю.

Тревожными признаками можно считать:

•        резкое снижение успеваемости без видимых причин;

•        потеря интереса к прежним увлечениям;

•        потеря аппетита и болезненное состояние;

•        появившаяся потребность в деньгах;

•        появляется замкнутость, отстранённость от друзей и семьи;

•        настроение подростка становится непредсказуемым, хотя преобладает агрессивность и вспыльчивость;

•        появляется асоциальное поведение;

•        сам подросток постоянно пытается делать вид, что ничего не происходит, и ничего странного в его поведении нет.

Начинать бить тревогу следует только в том случае, если все перечисленные изменения в поведении подростка проявляются в совокупности, ведь сам по себе переходный возраст симптомы имеет сходные. Только проявляются они чаще всего по отдельности. Но существуют и такие признаки, по которым уже вполне уверенно можно говорить о наркотической зависимости подростка:

•        полная апатия, которая вдруг резко сменяется на чрезмерно возбуждённое состояние;

•        постоянная ложь, которая не имеет видимой мотивации;

•        резкое ухудшение памяти и появление проблем с логическим мышлением;

•        изменение размера зрачков. От суженных в точку до расширенных с исчезновением радужки – зависит от принимаемого препарата, которое не зависит от освещения;

•        состояние, похожее на опьянение, но без запаха спиртного;

•        появление на языке налёта с коричневым оттенком, покраснение белков глаз, следы от уколов;

•        появление дома закопченной посуды, уксусной кислоты, растворителей, ацетона и т.д., шприцов и игл.

В том случае, если вы обнаружили такие признаки, то без малейшего колебания и как можно скорее необходимо обратиться к наркологу или психологу

С особенностями психологии переходного возраста приходится считаться и тем родителям, которым приходится бороться и с другой зависимостью подростков; не такой грозной, как зависимость от наркотиков, но и не такой уж безвредной, как кажется на первый взгляд – с игровой и компьютерной зависимостью.

В случае появления у ребёнка компьютерной или игровой зависимости стоит подумать о помощи психолога или даже психотерапевта

        У переходного возраста симптомы выглядят пугающе и вызывают у родителей беспокойство. Порой бывает трудно разобраться – где изменения в поведении ребёнка вызваны недостатками воспитания, где – естественным процессом взросления, а где уже необходимо бить тревогу. Вместе с наступлением кризиса переходного возраста наступает кризис в отношениях между родителями и детьми.

        Психологи считают, что в период переходного возраста ребёнку необходима своя собственная территория, его личное пространство. Пока ребёнок был маленьким, родители постоянно контролировали, все ли его игрушки убраны на место, порядок ли в его комнате и т.д. Но сейчас ему необходимо выделить территорию, которая будет неприкосновенна для всех, кроме него.

        Понимать все тайны переходного возраста, подсказать, как переходный возраст пережить без существенных потерь – главная задача взрослых в этот период. Важно не потерять связь со своим сыном или дочерью в этот период, поддерживать доверительные отношения. Необходимо помнить, что преодоление трудностей переходного возраста – тяжёлый этап для обеих сторон, но именно взрослые, как более мудрые и опытные, должны грамотно реагировать на все острые ситуации, и именно на них лежит ответственность за разрешение конфликтов.

        Если вам кажется, что в какой-то ситуации ваш ребёнок ведёт себя неправильно, то постарайтесь поговорить с ним об этом, не переходя на личности. Дайте ему возможность самостоятельно сделать выводы и решить проблему. И ни в коем случае не осуждайте его за неудачи. Наоборот, у детей в переходном возрасте появляется повышенная потребность в одобрении со стороны взрослых.

        Не удивляйтесь тому, что подросток стал постоянно требовать к себе внимания, не считайте его эгоистом. Просто он хочет быть уверен, что родители любят его не за какие-то выдающиеся успехи, а просто за то, что он есть.

        Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в становлении человека. Нередко и родители, и подростки задаются вопросом – как ускорить переходный возраст, чтобы не застревать в нём на несколько лет? Есть ли какое – то средство, которое помогло бы избежать всех этих сложностей?

        Единственное, что можно было бы посоветовать для сохранения здоровья физического – это занятие спортом или любым другим увлечением, которое требует применения физических усилий.

        Для того чтобы осталось как можно меньше душевных травм, необходима чуткость и мудрость взрослых, которая поможет подростку узнать обо всех тайнах переходного возраста с наименьшими потерями. Но вот ускорить переходной возраст невозможно – как невозможно ускорить приход весны после надоевшей зимы!



Предварительный просмотр:

Психологическая атмосфера в коллективе (1 четверть)

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.    

Враждебность

Несогласие

Неудовлетворенность

Равнодушие

Нерезультативность

Холодность отношений

Отсутствие сотрудничества

Разобщенность

Скука

Неуспешность

Ч

Дружелюбие

Согласие

Удовлетворенность

Увлеченность

.Результативность

Теплота взаимоотношений

 Сотрудничество

Взаимная поддержка

 Занимательность

 Успешность

|Ход проведения. Каждому  школьнику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:

Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот.

Анализ результатов показывает субъективные оценки состояния психологического климата и дает возможность вычислить среднюю, по мнению коллектива, оценку атмосферы в классе.

Запись результатов:

Благоприятный психологический климат в классе – (средний бал по классу)



Предварительный просмотр:

Родительское собрание  в 5в классе

Тема. Трудности адаптации пятиклассников.

Задачи:  ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе; предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.

Вопросы для обсуждения: физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе; психологические трудности адаптации; система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению; родительский практикум по проблеме.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово.

Уважаемые папы и мамы!

Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации наших детей к школе. Какие физиологические и психологические трудности есть у пятиклассников, как обнаружить эти проблемы и решить.

  1. Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе».

Психолог школы знакомят родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменениями статуса ребёнка. Обращают внимание на следующие моменты:

- изменение режима дня ребёнка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

- быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

- изменения в питании ребёнка, связанные с его большей самостоятельностью.

  1. Далее предлагаются рекомендации для родителей.
  2. Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления».

- повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребёнка в пятом классе;

- повышение уровня тревожности самого ребёнка. Зависимость степени адаптации ребёнка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

- степень учебной и социальной мотивации пятиклассников, их желание вступать в учебные и внеучебные контакты;

- состояние физического здоровья учащихся, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;

- влияние самооценки ребёнка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе).

  1. Подведение итогов.
  2. Комментарии классного руководителя по проведенному классному часу.

Рекомендации для родителей

  1. Первое условие школьного успеха пятиклассников – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  2. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
  3. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  4. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  5. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  6. Учёт темперамента ребёнка а период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  7. Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля  его учебной деятельности.
  8. Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка.
  9. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6

        

«Согласовано»

Зам директора по УВР

Василенко А.А.  

«31» августа 2020 г.

Программа

внеурочной деятельности «Я – гражданин России»

для 5 класса

                                                                                                                                        Составитель: учитель

высшей квалификационной категории

Кузнецова О. Л.

г. Югорск,

2020 г.

Программа

внеурочной деятельности «Я – гражданин России» по направлению духовно-нравственное и социальное

для обучающихся 5а класса         на 2020/2021 учебный год

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно- нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы МБОУ «СОШ №6» г. Югорска.

Направление программы – духовно-нравственное, социальное.

Актуальность программы:

Современное общество находится под контролем медиа-структур. Именно они оказывают огромное влияние на формирование мировоззрение современного человека. Мышление подростков становится клиповым. Благодаря современным технологиям учащиеся легко получают информацию, не задумываясь о достоверности. Важно научить подростка не только научить получать информацию, но и давать оценку явлениям и событиям.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Согласно Федеральный государственному стандарту основного общего, Образовательной программы школы внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеурочная работа по патриотическому воспитанию является важнейшей составной частью воспитательной и способствует развитию и совершенствованию психологических качеств личности учащихся: любознательности, инициативности, трудолюбия, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Реализация программы кружка базируется на принципах научности, занимательности, связи теории с практикой, доступности, добровольного участия учащихся во внеурочных занятиях, равноправного участия школьников в подготовке и проведении мероприятий.

Курс внеурочной деятельности « Я – гражданин России» продолжает вопросы духовно- нравственного и социального воспитания, начатые в начальной школе, отраженные в ООП ООО

Особенности возрастной группы подростков с 10-11 до 14-15 лет.

Организация работы по программе “Я –гражданин России” в 5-9 классах рассчитана на 170 часов: 35 ч. в год, 4 часа в месяц.

5 класс -35 часа из расчета 1 час в неделю

Цель программы:

формирование личности ребенка как гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;

Задачи:

  • создавать психолого-педагогические условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания обучающихся;
  • развивать у каждого обучающегося потребность деятельности, приносящей пользу обществу и государству;
  • воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к истории и традициям родного края;
  • формировать у учащихся понимание ценности семьи, ее значимость в жизни каждого человека, в жизни всей страны;
  • воспитывать чувство гордости за героическое прошлое Родины, восхищение подвигами предков, их верностью Отечеству

-формировать сознательное отношение к своему здоровью как одной из важнейших человеческих ценностей

-развитие и совершенствование психологических качеств личности учащихся: любознательности, инициативности, трудолюбия, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Формы организации внеурочной деятельности Формы организации видов деятельности Форма организации работы по программе

Теоретические        занятия:        Просмотр,        обсуждение        художественных,        анимационных, документальных фильмов; научно-популярных программ.

Классный час Сообщения

Встречи с интересными людьми Экскурсии (по возможности)

Практические занятия:

Творческие конкурсы Коллективные творческие дела Соревнования

Праздники Викторины

Интеллектуально-познавательные игры Трудовые дела

Тренинги

Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Заочные путешествия

Акции благотворительности, милосердия Творческие проекты, презентации

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к

детям.

Каждое   занятие   -   это   практическая   часть   по        уже изученной   на   уроках   теме.

Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.

Обучение        организовано        на добровольных началах        всех        сторон (дети,        родители, классные руководители ).

Особенность набора детей - свободная.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Я

- гражданин» (5-6 классы)

Учащийся научится:

  1. понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
  2. ориентироваться в историческом времени; 3.определять на карте границы и крупные города России; 4.рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
  1. различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  2. уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения; 7.уважительно относиться к защитникам Родины;

8.читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания; 9.различать художественную и научно-популярную литературу; 10.анализировать ответы товарищей;

11.осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Планируемые результаты . Личностные:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с

учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие современного мира;

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметные результаты:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности

Содержание внеурочной деятельности 5 класс (35 часов)

Я сам. Как поступить. Мои увлечения. Мои права и обязанности. Делова игра «Я – лидер». Человек будущего. Письмо самому себе.

Моя семья. Я и моя семья. Мои обязанности дома. Мой счастливый день с семьей. Путешествие в детство наших бабушек. Наши родители – выпускники нашей школы. Семейный альбом. Мой папа – солдат. Моя родословная. Профессия моих родителей. Здесь работает мой папа (мама).

Мои друзья. Мальчик с девочкой дружил. Мой лучший друг. Друг и враг. Ты знаешь – я рядом. Экзамен на зрелость. Законы класса.

Моя школа. Они сражались за Родину! Школьные традиции. Открыты двери школьного музея. Все работы хороши. Родная школа в лицах.

Мой город. О людях, прославивших наш город. Почему так названа улица. Мой город. Исторические места п. Полетаево, г. Челябинск. Вехи истории. Челябинский областной краеведческий музей. Предприятия моего города. Береги родной край. Посади дерево (цветок) во дворе.

Моя Россия. Что ты знаешь об истории земли русской? Они прославили Родину. Суровые годы войны. Я люблю тебя, Родина! Читайте, завидуйте – я гражданин… Символика страны, области, города.

Тематическое планирование.

5 класс (35 часов).

Название тем и урока

Кол

ичество часов

Основные виды учебной деятельности

Я сам 5 ч.

Как поступить.

1

Понимать, что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался. Определять свое место среди сверстников и взрослых, понимать себя. Высказывать собственное мнение, суждение, анализировать свои поступки, чувства, состояния,

приобретаемый опыт.

Мои увлечения.

1

Сравнение различных точек зрения на проблему. Оценивать собственную урочную и внеурочную деятельности. Выставка работ,

фотографий.

Мои права и обязанности.

1

Объяснять взаимосвязь государства и его граждан; приводить примеры прав и обязанностей гражданина РФ. Составление

памятки «Мои права и обязанности».

Человек будущего.

1

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Анализировать информацию. Формулировать свою точку зрения

на выбор пути достижения жизненного успеха.

Письмо

самому себе.

1

Конкурс сочинений.

Моя семья 9 ч.

Я и моя

семья.

1

Сбор        информации.        Представление

собранного        материала        в        виде        презентаций, сообщений, фотоотчетов.

Мои

обязанности дома.

1

Путешествие в детство наших

бабушек.

1

Наши родители – выпускники нашей

школы

1

Создание

фотоальбома.

1

Семейный

альбом.

1

Мой папа – солдат.

1

Приводить        примеры        проявлений патриотизма        на                примере        ближайших

родственников.

Моя

родословная.

1

Составление родословного древа

Профессия моих родителей.

1

Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать выводы. Находить и извлекать информацию о жизни родителей, нашедших свое призвание в жизни и достигших

успеха, из адаптированных источников различного типа.

Мои друзья 5 ч.

Мой лучший

друг.

1

Выставка работ, фотографий.

Друг и враг.

1

Использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека; оценивать собственное умение

общаться с одноклассниками и друзьями

Ты знаешь – я

рядом.

1

Разработка практического занятия по теме.

Экзамен на зрелость.

1

Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Исследовать практические ситуации, в которых проявились

солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.

Законы класса.

1

Использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Характеризовать и иллюстрировать

примерами групповые нормы.

Моя школа 4 ч.

Они сражались за

Родину!

1

Экскурсия к памятникам героев Великой Отечественной войны.

Школьные

традиции.

2

Создание летописи школьных традиций класса.

Родная школа

в лицах.

1

Создание фотоальбома.

Моя малая Родина8 ч.

О людях, прославивших наш город.

1

Сбор и представление информации об известных людях г. Югорска.

Почему так

названа улица?

1

Формирование        навыков поисковой

деятельности.

Мой город.

1

История возникновения города.

Исторические

места г. Югорска

1

Экскурсия по историческим местам

Вехи

истории.

2

Создание каталога основных дат истории

Г. Югорска, МБОУ «СОШ №6»

Предприятия

1

моего города.

Береги

родной край.

1

Сбор        информации        об        экологических

проблемах края.

Моя Россия 4ч.

Они

прославили Родину.

1

Практикумы        в        библиотеке,        работа        с

документами. Конкурс стихов о Родине.

Суровые годы

войны.

1

Практикумы        в        библиотеке,        работа        с

документами, посещение школьного музея.

Я люблю

тебя, Родина!

1

Составлять        связный        рассказ,

аргументировать свою точку зрения.

Символика страны, области,

города.

1

Сбор информации для презентации. Работа в Интернете.

Тематическое планирование 5 класс

/п

Дата

Наименование разделов и тем

обще е кол-во учебных

часов

в том числе:

тео

рети

чес

ких

пр актическ их

лан

Ф

акт

.

Я сам

5

2

3

.1.

Моя семья

9

3

6

.2.

Мои друзья

5

2

3

.

Моя школа

4

2

2

.1.

Моя малая Родина

8

2

6

.2.

Моя Россия

4

2

2

        Итого:

35

13

22

Учебно-методическое обеспечения образовательного процесса.

Методическая литература для учителя

Методическая литература для учащихся

  1. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В.Программы внеурочной деятельности. Игры. Досуговое общение.-М.:

«Просвещение»,2013.

  1. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В., 2012. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
  2. Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002
  1. Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В. Я – гражданин России. Книга для учащихся. 5-7 классы.- М.:

«Просвещение», 2014.

  1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
  2. Декларация прав ребенка (1959 г.). 4.Конвенция ООН по правам ребенка

(1990 г.).

  1. Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО

«САМОВАР», 1995

  1. Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб.пособие. - М.: Вита- Пресс, 1995
  2. Хрестоматия «Твоя Россия» 8.Данилов А.А. Россия ХХ века в

лицах. Деятели культуры, науки, спорта. –

М.: «Просвещение», 2014.