План профессионального саморазвития
План профессионального саморазвития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_professionalnogo_samorazvitiya.docx | 23.79 КБ |
2016-2021_plan_samorazvitiya.docx | 17.46 КБ |
2016-2021_plan_samorazvitiya.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
План профессионального саморазвития
на 2021-2026 гг. учителя русского языка и литературы МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Югорска
Кузнецовой Ольги Леонтьевны
Методическая тема: «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
В растущем потоке информационного поля на сегодняшний день в процессе обучения возникает весьма острая проблема – проблема развития читательской грамотности школьников – подростков. В свете требований образовательных стандартов, программы Президента РФ, в рамках реализации проекта «Методологии», по оценке качества образования (PISA, PIRLS), которые пройдут до 2024 г. по плану организаторов в каждой школе возникает необходимость по-новому осмыслить взгляд на чтение.
В PISA - 2018 основным направлением стала читательская грамотность, по результатам исследований Россия оказалась в первой тридцатке стран. «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Отметим тот факт, что акцент делается на понимании прочитанного и последующем осмыслении и оценивании информации.
По мнению канд. филол. наук Иноземцевой Н.В., «…уровень читательской грамотности учащихся-подростков не растет, а только снижается». К сожалению, это мировая тенденция. Иноземцева отмечает: «Меньше 20% современных подростков читают книги, газеты или журналы каждый день, но при этом больше 80% из них постоянно сидят в социальных сетях». Снижение интереса к чтению ведет к снижению умения правильно осмысливать информацию, предлагаемую в источниках, книгах, текстах статей. Учащиеся не могут не только интерпретировать предложенный текст, но и понять его. А современное общество требует от школы грамотного человека, умеющего самостоятельно не только извлекать информацию, но и интерпретировать ее, применять полученные знания на практике, находить информацию в источниках, исходя из практических потребностей.
Опираясь на выявленные проблемы, определила для себя тему самообразования: «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Цель: обеспечить развитие читательской грамотности школьников в соответствии с 3 уровнем международной шкалы оценки читательской грамотности.
Задачи:
1. Обеспечить умения находить и извлекать нужную информацию из текста.
2. Совершенствовать умения в интерпретации и интеграции информации
3. Формировать читательский интерес.
В развитии профессиональных компетенций учителя
1. Пройти курсы повышения квалификации по теме «Технологии формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся»
2. Изучить и освоить современные методы и технологии:
- развития умения школьников находить и извлекать информацию из текста;
- совершенствования умения интерпретации и интеграции извлеченной информации.
3. Разработать и организовать систему контроля уровня сформированности показателей читательской грамотности.
4. С помощью диагностики, анкетирования, тестирований проследить динамику формирования читательской грамотности школьников.
5. Обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования и разработать дидактические материалы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.
6. Принять участие в профессиональных конкурсах различного уровня.
Способы организации профессионального развития:
- участие в мероприятиях, направленных на совершенствование педагогического мастерства, проводимых педагогическим сообществом (семинары, вебинары, конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации);
- самостоятельное изучение и исследование материалов по теме самообразования;
- сотрудничество с социальными партнерами, коллегами, родителями в организации совместной деятельности;
- распространение педагогического опыта посредством сетевого взаимодействия, личного сайта в сети Интернет.
Тематика основных направлений самообразования
- подходы к формированию читательской грамотности средствами предмета;
- использование системно-деятельностного подхода в обучении;
- новые подходы к оценке деятельности обучающихся;
- организация проектно-исследовательской деятельности;
- подготовка обучающихся к Государственной итоговой аттестации.
Формы самообразования
- через план повышения профессионального мастерства;
- через участие в работе опрных площадок на базе образовательных учреждений города;
- через участие в работе городского методического объединения учителей русского языка и литературы;
- через работу в сетевых профессиональных сообществах.
Срок реализации: 2021-2026гг.
План мероприятий
Содержание деятельности | Сроки | Содержание |
Изучение современных российских и зарубежных материалов по вопросам развития читательской грамотности. Прохождение курсов повышения квалификации. | 2021- 2026гг. | 1. Изучение статей в сети интернет: https://uchitel.club/events/kniga-vmesto-gadzheta-zachem-sovremennomu-rebenku-chitatelskaya-gramotnost-i-kak-ee-razvivat/ 2. Просмотр вебинара: «Оценка читательской грамотности в рамках международного исследования PISA http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_web3.html 3. Изучение материалов родительского собрания «Как развивать читательскую грамотность» https://www.irro.ru/mobile.php?id=4599 4. Участие в вебинаре « Как мотивировать детей читать: три мощных школьных метода» 5. Использование эталонных заданий компании «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/44218 6. Курс для школьников по работе с информацией в Яндекс.Учебник 7. Участие в вебинаре «Читательская грамотность. Элитарная привилегия посвященных или полезная привычка» https://www.youtube.com/watch?v=p-QBs98_YkU&feature=youtu.be 8. Круглый стол «Читательская грамотность» https://www.youtube.com/watch?v=Kbv4eMA3HSk&feature=youtu.be
е: https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main#tekst-8 10. Прохождение курсов повышения квалификации по теме: Технологии формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся (для учителей русского языка ХМАО - Югры) и др. |
Диагностика Формирования читательской грамотности | 2021-2026 гг. | Ведение систематического мониторинга формирования читательской грамотности обучающихся. |
Методическая работа и деятельность в профессиональном сообществе | 2021-2026 |
|
Реализация ФГОС основного общего образования. | 2021-2026 | Разработка учебных программ основного общего образования, методических материалов в соответствии с требованиями метапредметного подхода при внедрении ФГОС, с учетом формирования читательской грамотности обучающихся. |
Разработка методического обеспечения образовательного процесса | 2021-2026 | Разработка контрольно-измерительных материалов по формированию читательской грамотности. |
Предварительный просмотр:
План профессионального саморазвития
на 2016-2021 гг. учителя русского языка и литературы МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Югорска
Кузнецовой Ольги Леонтьевны
Методическая тема: «Метапредметный подход к формированию универсальных учебных действий средствами предмета»
В соответствии со Стратегией образования ХМАО – Югры до 2020 г., предполагающей модернизацию образовательной системы школы через внедрение ФГОС основного общего образования, основным направлением своей профессиональной деятельности считаю повышение квалификации и саморазвитие в соответствии с требованиями к работникам системы образования, осуществляющим реализацию образовательных программ нового поколения.
Основной задачей учителя русского языка и литературы, работающего в рамках ФГОС, является обеспечение условий для приобщения обучающихся к отечественной литературе и русскому языку, что предполагает разностороннее развитие и воспитание школьников средствами предметов: «Русский язык » и «Литература».
Работа по внедрению ФГОС в 5 и 6 классах выявила несколько проблем, связанных с формированием УУД:
Обучающиеся
- не умеют связывать навыки, полученные на учебных занятиях с жизнью и жизненными потребностями;
– часто не понимают того, какими способами они достигли нового знания и какими способами им нужно овладеть, чтобы узнать то, чего они еще не знают;
- не умеют анализировать и отбирать учебный материал , соответствующий поставленной цели.
Опираясь на выявленные проблемы, определила для себя тему самообразования: «Метапредметный подход к формированию универсальных учебных действий средствами предмета».
Цель : организация учебной деятельности, направленной на формирование универсальных учебных действий средствами предметов русский язык и литература на основе метапредметного подхода в обучении.
Задачи профессионального развития:
1. изучить теоретические основы, связанные с метапредметным подходом в обучении;
2. проанализировать и освоить дидактические принципы организации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы в рамках метапредметного подхода;
3. изучить средства диагностики образовательных результатов при организации метапредметного подхода в обучении;
4. овладеть технологией МДО путём внедрения ее в учебно-воспитательный процесс;
5. обобщить опыт педагогической работы по самообразованию и разработать дидактические материалы в рамках организации метапредметного подхода на уроках русского языка и литературы.
6. принять участие в профессиональных конкурсах различного уровня, работе творческой площадки образовательного учреждения, фестивале «День открытых дверей».
Способы организации профессионального развития:
- участие в мероприятиях, направленных на совершенствование педагогического мастерства, проводимых педагогическим сообществом (семинары, вебинары, конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации);
- самостоятельное изучение и исследование материалов по теме самообразования;
- сотрудничество с социальными партнерами, коллегами, родителями в организации совместной деятельности;
- распространение педагогического опыта посредством сетевого взаимодействия, личного сайта в сети Интернет.
Источники самообразования
1. Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.
2. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке.
3. Махеева Ю. А. «Проектирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий».
4. Скрипкина Ю. В. «Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации».
5. ХуторскойА.В. « Проблемы и технологии образовательного целеполагания».
7. Хуторской А.В. « Что такое современный урок». 8. Хуторской А. В. «Новые образовательные стандарты: метапредметный подход.
Тематика основных направлений самообразования
- метапредметный подход к формированию универсальных учебных действий средствами предмета;
- использование системно-деятельностного подхода в обучении;
- новые подходы к оценке деятельности обучающихся;
- организация проектно-исследовательской деятельности;
- подготовка обучающихся к Государственной итоговой аттествации.
Формы самообразования
- через план повышения профессионального мастерства;
- через участие в работе опрных площадок на базе образовательных учреждений города;
- через участие в работе городского методического объединения учителей русского языка и литературы;
- через работу в сетевых профессиональных сообществах.
План мероприятий
Содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы |
Реализация ФГОС основного общего образования. | 2016-2021г.г. | Разработка учебных программ, методических материалов в соответствии с требованиями метапредметного подхода при внедрении ФГОС |
Знакомство с современными технологиями через методические издания и в сети Интернет | Сентябрь 2016-2017 г. | Изучение технологии МДО (опыт МБОУ «Гимназия №45» г. Екатеринбург, «Созвездие» г. Москва) |
Освоение новых технологий при внедрении ФГОС: -технология совместного обучения; - технология МДО. | 2016г. -2020г. 2016г- Изучение технологии МДО 2017 – участие в «Дне МДО» | Планы-конспекты уроков, мероприятий - разработка «Дневника МДО»; - открытое занятие по итогам дня МДО в рамках фестивального движения - разработка уроков по теме МДО; - создание сборника разработок уроков с с учетом метапредметного подхода к обучению на основе использования технологии МДО. |
Диагностика формирования УУД | 2016-2017г.г. | Результаты мониторинга УУД |
Организация проектно-исследовательской работы с обучающимися | 2017 г. Проект «Монастыри Сибири. Монастыри Тюменской области»; | Участиеобучающихся в Научно-практической конференции март-апрель 2017г |
Представление опыта в рамках фестивального движения, работы опорной площадки «Школа педагогического мастерства» и др. | 2017 | - Урок литературы в 6 классе по теме: «Великая сила человеческой доброты. (Урок- размышление по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор») |
Участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства | 2016-2017 уч.г. | Участие в конкурсе учебно-методических материалов. |
Выступления на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы, участие в работе опроной площадки «Школа педагогического мастерства» | 2016-2017 уч. г. | «Особенности модели построения современного урока литературы в соответствии с технологией МДО» «Новые подходы к оценке деятельности обучающихся при метапредметном подходе к обучению»; |
Предъявление опыта работы на сайте Социальная сеть работноков образования | 2016-2021г.г. |
Предварительный просмотр:
План профессионального саморазвития
на 2016-2021 гг. учителя русского языка и литературы МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Югорска
Кузнецовой Ольги Леонтьевны
Методическая тема: «Метапредметный подход к формированию универсальных учебных действий средствами предмета»
В соответствии со Стратегией образования ХМАО – Югры до 2020 г., предполагающей модернизацию образовательной системы школы через внедрение ФГОС основного общего образования, основным направлением своей профессиональной деятельности считаю повышение квалификации и саморазвитие в соответствии с требованиями к работникам системы образования, осуществляющим реализацию образовательных программ нового поколения.
Основной задачей учителя русского языка и литературы, работающего в рамках ФГОС, является обеспечение условий для приобщения обучающихся к отечественной литературе и русскому языку, что предполагает разностороннее развитие и воспитание школьников средствами предметов: «Русский язык » и «Литература».
Работа по внедрению ФГОС в 5 и 6 классах выявила несколько проблем, связанных с формированием УУД:
Обучающиеся
- не умеют связывать навыки, полученные на учебных занятиях с жизнью и жизненными потребностями;
– часто не понимают того, какими способами они достигли нового знания и какими способами им нужно овладеть, чтобы узнать то, чего они еще не знают;
- не умеют анализировать и отбирать учебный материал , соответствующий поставленной цели.
Опираясь на выявленные проблемы, определила для себя тему самообразования: «Метапредметный подход к формированию универсальных учебных действий средствами предмета».
Цель : организация учебной деятельности, направленной на формирование универсальных учебных действий средствами предметов русский язык и литература на основе метапредметного подхода в обучении.
Задачи профессионального развития:
1. изучить теоретические основы, связанные с метапредметным подходом в обучении;
2. проанализировать и освоить дидактические принципы организации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы в рамках метапредметного подхода;
3. изучить средства диагностики образовательных результатов при организации метапредметного подхода в обучении;
4. овладеть технологией МДО путём внедрения ее в учебно-воспитательный процесс;
5. обобщить опыт педагогической работы по самообразованию и разработать дидактические материалы в рамках организации метапредметного подхода на уроках русского языка и литературы.
6. принять участие в профессиональных конкурсах различного уровня, работе творческой площадки образовательного учреждения, фестивале «День открытых дверей».
Способы организации профессионального развития:
- участие в мероприятиях, направленных на совершенствование педагогического мастерства, проводимых педагогическим сообществом (семинары, вебинары, конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации);
- самостоятельное изучение и исследование материалов по теме самообразования;
- сотрудничество с социальными партнерами, коллегами, родителями в организации совместной деятельности;
- распространение педагогического опыта посредством сетевого взаимодействия, личного сайта в сети Интернет.
Источники самообразования
1. Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.
2. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке.
3. Махеева Ю. А. «Проектирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий».
4. Скрипкина Ю. В. «Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации».
5. ХуторскойА.В. « Проблемы и технологии образовательного целеполагания».
7. Хуторской А.В. « Что такое современный урок». 8. Хуторской А. В. «Новые образовательные стандарты: метапредметный подход.
Тематика основных направлений самообразования
- метапредметный подход к формированию универсальных учебных действий средствами предмета;
- использование системно-деятельностного подхода в обучении;
- новые подходы к оценке деятельности обучающихся;
- организация проектно-исследовательской деятельности;
- подготовка обучающихся к Государственной итоговой аттествации.
Формы самообразования
- через план повышения профессионального мастерства;
- через участие в работе опрных площадок на базе образовательных учреждений города;
- через участие в работе городского методического объединения учителей русского языка и литературы;
- через работу в сетевых профессиональных сообществах.
План мероприятий
Содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы |
Реализация ФГОС основного общего образования. | 2016-2021г.г. | Разработка учебных программ, методических материалов в соответствии с требованиями метапредметного подхода при внедрении ФГОС |
Знакомство с современными технологиями через методические издания и в сети Интернет | Сентябрь 2016-2017 г. | Изучение технологии МДО (опыт МБОУ «Гимназия №45» г. Екатеринбург, «Созвездие» г. Москва) |
Освоение новых технологий при внедрении ФГОС: -технология совместного обучения; - технология МДО. | 2016г. -2020г. 2016г- Изучение технологии МДО 2017 – участие в «Дне МДО» | Планы-конспекты уроков, мероприятий - разработка «Дневника МДО»; - открытое занятие по итогам дня МДО в рамках фестивального движения - разработка уроков по теме МДО; - создание сборника разработок уроков с с учетом метапредметного подхода к обучению на основе использования технологии МДО. |
Диагностика формирования УУД | 2016-2017г.г. | Результаты мониторинга УУД |
Организация проектно-исследовательской работы с обучающимися | 2017 г. Проект «Монастыри Сибири. Монастыри Тюменской области»; | Участиеобучающихся в Научно-практической конференции март-апрель 2017г |
Представление опыта в рамках фестивального движения, работы опорной площадки «Школа педагогического мастерства» и др. | 2017 | - Урок литературы в 6 классе по теме: «Великая сила человеческой доброты. (Урок- размышление по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор») |
Участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства | 2016-2017 уч.г. | Участие в конкурсе учебно-методических материалов. |
Выступления на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы, участие в работе опроной площадки «Школа педагогического мастерства» | 2016-2017 уч. г. | «Особенности модели построения современного урока литературы в соответствии с технологией МДО» «Новые подходы к оценке деятельности обучающихся при метапредметном подходе к обучению»; |
Предъявление опыта работы на сайте Социальная сеть работноков образования | 2016-2021г.г. |