"РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ - ЭТО ВАЖНО"

Белякова Людмила Михайловна

Так что такое уроки «Разговоры о важном: полезное нововведение или плакатный патриотизм? В своё время Мария Монтессори, известный итальянский учёный, автор уникальной педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания,  заметила: «Детей учит то, что их окружает». А это значит, что эффективность проектирования и управления воспитательным процессом «Разговора о важном» зависит от многих компонентов. Проектирование такой среды направлено на создание условий для развития субъектов образовательного процесса, что обеспечивает личностно ориентированные взаимоотношения участников.

Содержание представленного материала, надеюсь, поможет моим коллегам сделать проект фундаментальной основой для формирования мировоззрения учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практика организации внеурочных занятий «Разговоры о важном» в образовательных организациях города Рыбинск Из опыта работы Белякова Людмила Муртазовна, у читель русского языка и литературы СОШ №26 г. Рыбинск; кандидат культурологии, Заслуженный учитель РФ

Слайд 2

Принципы проектирования воспитательной среды занятий «Разговоры о важном» . Детей учит то, что их окружает М. Монтессори Принцип оптимальной дистанции (позиции при взаимодействии) Принцип организованной активности - доминирующая роль педагога (педагог на оптимальной дистанции) - повышение управляемости учащегося - (каждому учащемуся отведено конкретное место) «диктат» и «назидание» - ТВС - заложена возможность управления активностью учащихся (контроль) - рабочие места максимально унифицированы (окружает только необходимый для уроков материал) -ТВС - партнерская позиция педагога (педагог «рядом», «вместе», «глаза в глаза» с учеником) - партнерская позиция ученика (комфортная, оптимальная для каждого дистанция - РВС - заложена возможность формирования активности учащихся и педагога - РВС День музыки в музее фортепиано На концерте, посвящённом 150-летию Сергея Рахманинова

Слайд 3

Сайт «Образовательное пространство городского округа город Рыбинск» ( http://edu.rybadm.ru ) Региональные и муниципальные программы Закон «О праздниках и памятных датах Ярославской области» (2014) «Воспитание и развитие молодого гражданина Рыбинска в муниципальной системе образования» (2019) Рыбинский кадетский корпус Лицей №2 СОШ №26 Награждение победителей квеста Встреча с Героем России лётчиком-космонавтом Награждение волонтёров за участие «Мы – патриоты Родины своей» Алексеем Овчининым в акции «Маскировочные сети для бойцов СВО

Слайд 4

МОЯ СТРАНА - РОССИЯ * Это зависит от любви граждан к своей стране, от желания жить именно в России и разделять с Родиной её беды и радости. Помогать ей! * м оя страна станет одной из лучших стран мира, она будет гордиться своими учёными, спортсменами; *будущее страны зависит от всех граждан РФ, решений правительства и взаимопонимания между властью и народом . * будущее без войн: счастливое, светлое, толерантное, процветающее; ОПЫТ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ОСВОЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ УСПЕШНО, ЕСЛИ ОНИ… - выступают содержанием бесед, диалогов, диспутов, «проговариваются» в классе; - предстают на фоне своих «антиподов» – антиценностей – мещанских, обывательских, корыстных, безответственных, националистических, негуманных и даже бесчеловечных.

Слайд 5

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ФОРМАМ «РАЗГОВОРА О ВАЖНОМ» событийность , эмоциональность, личностно развивающая направленность реализуемого дела; постановка школьников в позиции субъектов – организаторов данной акции; ролевое распределение функций, обеспечивающее личностный рост и возможность самореализации каждого участника; обогащение знаний и наглядно-образных представлений школьников о Родине , ее истории и национальных ценностях; социальная направленность занятия, его вклад в развитие школы, российской территории, помощь ее жителям, развитие региональных традиций; возможность проявить свою гражданско-нравственную позицию , оценить свой собственный социально-личностный рост.

Слайд 6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ? ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ

Слайд 7

«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» -2023-2024 ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА ВАЖНЕЙШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР – ВКЛЮЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЗАНЯТИЙ – ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: СОТВЕТСТВИЕ КАЛЕНДАРНЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ ДАТАМ СООТВЕТСТВИЕ ВАЖНЫМ СОБЫТИЯМ (ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ) СООТВЕТСТВИЕ ИНТЕРЕСАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ . КЛЮЧЕВЫЕ ТЕМЫ – ТЕМА БЛАГОДАРНОСТИ, ТЕМА ГЕРОИЗМА

Слайд 8

Контактная информация: Адрес: Рыбинск. СОШ №26 Тел .: 8-910-663-37-13 Сайт: https:// nsportal.ru/blm555 E- mail : blm555@yandex.ru Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Августовское совещание педагогических и руководящих работников системы образования Ярославской области

24-25 августа 2023 года

Белякова Л.М.

Практика реализации внеурочных занятий «Разговоры о важном»

в образовательных организациях Рыбинска

Слайд 1

Вспоминаю разговор о важном с одним из тележурналистов: «Так что такое уроки «Разговор о важном: полезное нововведение или плакатный патриотизм?»

Сохраню интригу и не скажу сейчас свой ответ.

                                                                  Слайд 2

В своё время Мария Монтессори, известный итальянский учёный, автор уникальной педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания,  заметила: «Детей учит то, что их окружает». А это значит, что эффективность проектирования и управления воспитательным процессом «Разговора о важном» зависит от многих компонентов. Проектирование такой среды направлено на создание условий для развития субъектов образовательного процесса, что обеспечивает личностно ориентированные взаимоотношения участников.

При подготовке к очередной встрече на «Разговоре о важном» необходимо учитывать следующие принципы организации воспитательной среды:

- во-первых, определяется роль классного руководителя (позиция при взаимодействии)

  • доминирующая роль педагога (педагог на оптимальной дистанции)
  • повышение управляемости учащегося (каждому учащемуся отведено конкретное место)
  • «диктат» и «назидание»

ИЛИ:

- партнерская позиция педагога (педагог «рядом», «вместе», «глаза в глаза» с учеником)

- партнерская позиция ученика (комфортная, оптимальная для каждого дистанция - РВС

- во-вторых, каждая тема требует определённой активности учащихся. Насколько дистанцирован ученик от темы и как эту дистанцию нивелировать:

дистанция

  • - заложена возможность управления активностью учащихся (контроль)
  • - рабочие места максимально унифицированы (окружает только необходимый для уроков материал) –ТВС

ИЛИ:

  • - заложена возможность формирования активности учащихся и педагога - РВС

 Как реализуются эти два принципа на практике? В чем особенность этих занятий в образовательных организациях г. Рыбинска?

Слайд 3

Во-первых, наряду с методическими рекомендациями и интерактивами, разработанными ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», при подготовке занятий классными руководителями учитываются целевые документы, реализуемые Департаментом образования области и муниципалитетами. Ярославской областной Думой принят Закон «О праздниках и памятных датах Ярославской области» (2014), который в целях развития патриотизма, любви к своему Отечеству, уважения к чести, доблести и мужеству предыдущих поколений установил знаковые личности и события для истории России и Ярославской области. Это знаковые имена Ф.Ф.Ушакова, П.И.Батова, В.Терешковой и других известных земляков.

Подпрограмма «Воспитание и развитие молодого гражданина Рыбинска в муниципальной системе образования» (2019) привлекает 100% городских образовательных организаций в реализацию проектов и программ гражданско-патриотического и краеведческого воспитания. Старт муниципальным и общешкольным мероприятиям происходит именно с тематических разговоров о важном. Так, празднуя 110-летний юбилей советского писателя и поэта, автора слов гимна СССР и России С.В.Михалкова, в Рыбинском кадетском корпусе разговор о важном по инициативе школьников был продолжен во внеурочное время в литературной гостиной.

Таким образом, считаем, что разговоры, которые проходят в любой локации, а не только в классной комнате, наполняются смыслом тогда, когда слово перерождается в дело. И это может быть коллективное творческое дело (старшеклассники школы №26 после урока «Волонтёры России» приняли решение провести акцию «Маскировочные сети для воинов СВО»).

         Во-вторых,  чтобы диалоги с учениками были наполнены личностным смыслом, педагоги приглашают на занятия представителей предприятий, известных в городе учреждений культуры и спорта. Герой РФ Алексей Николаевич Овчинин, выпускник лицея №2 г.Рыбинска, надолго запомнится его нынешним ученикам. В живой беседе школьники задавали вопросы о том, как происходило становление в профессии, что стало причиной ее выбора, с какими трудностями пришлось столкнуться. И опять же десятиклассники школы №26 встретились с поэтом Юрием Кублановским, читали стихи, участвовали в создании  видеофильма.

Если заглянуть в любой толковый словарь, то найдём определение слова «разговоры» как словесный обмен мнениями, имеющий конкретную цель. Что станет целью для каждого ученика, какие ценности и смыслы он приобретёт на уроке? «Увидит» ли он себя в предложенной теме?

Слайд 4

         Опыт показывает, что освоение ценностей происходит успешно, если это проговаривается, обсуждается, где действует незыблемое правило «Нет неверных ответов, кроме одного – молчания».  

     Тема занятия 12 сентября «Наша страна Россия». Разговор начинался в пространстве класса. В процессе рассуждения логическая цепочка вывела учеников на  маршрут от общего – к частному, а именно «Каким видит каждый из десятиклассников своё будущее в будущем страны». Приведу примеры размышлений:

 Моя страна всегда будет великой, благодаря народу, в ней проживающему;

 Будущее страны вижу в сплочённости с другими странами, в отсутствии изоляции от мира и других народов;

 Народ будет решать главные вопросы развития страны;

 Без войн: счастливым, светлым, толерантным, процветающим;

 Зависит от нас, и тогда будущее мы увидим своими глазами. А значит, оно зависит от нашей честности, сплочённости, преданности своей стране;

 Это зависит от любви граждан к своей стране, от желания жить именно в России и разделять с Родиной её беды и радости. Помогать ей!

 Моя страна станет одной из лучших стран мира, она будет гордиться своими учёными, спортсменами;

 Будущее страны зависит от всех граждан РФ, решений правительства и взаимопонимания между властью и народом.

Продолжением разговора стал старт проекта «Вглядываясь вглубь..» (судьба родного города в судьбе страны) – на слайде фотография экскурсии по исторической части города.

Таким образом, «Разговоры о важном» ставят перед классным руководителем новые задачи: приблизиться к максимальному или наиболее желательному результату при минимуме негативных последствий. Для достижения этой цели важно использовать все ресурсы, которые предложены в сценарном плане каждого занятия, и, конечно, приблизить информацию к ученику, сделать жизненно важной для каждого.

Слайд 5

Какие требования предъявляем мы к занятиям? Памятуя о гармонии формы и содержания, важно не перегружать занятия информацией, с одной стороны, и не увлекаться формой в ущерб событийности, с другой стороны. Отсюда делаем вывод, что содержательно каждое занятие – это событие в жизни ученика, которое может заинтересовать, взволновать, побудить к чему-либо. Так, занятие День добровольца нашло продолжение в акции «Плетём сети для воинов СВО» и акции «Наоми и Смельчак» (помощь бездомным собакам). Приоритетная форма всех занятий – это доверительный диалог. И чтобы дети чувствовали сопричастность к каждой теме, учитель находит связь темы с конкретным учеником, с его семьёй, с его мечтами и планами.

Приведу некоторые примеры:

День отца – встречаемся с одним из пап класса Кудринским Фёдором Романовичем (Трудно ли быть отцом взрослеющей девушки? Наказываете ли вы Катю, и если да, то за что?). Чтобы дети «заговорили» использую материал методических рекомендаций (в данном случае о себе как отце очень интересно рассказал актёр Иван Охлобыстин, отец шестерых детей, а также были сипользованы цитаты из «Писем к сыну» Василия Александровича Сухомлинского).

Конечно, говоря о том, что привнесли в жизнь школы, класса, классного руководителя  и конкретного ребёнка «Разговоры о важном», отмечу трудности.

И первая сложность – это переход от Гимна к теме Разговора (обращаюсь к залу, потом рассказываю о своей практике)

Слайд 6

Гимн России

Темы занятий

 Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Россия – страна возможностей.

Наша  страна – Россия

Мы едины, мы – одна страна

День пожилого человека

Символы России

165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского

Музыкальные и поэтические эпиграфы, плакаты к занятиям.

Слайд 7

Очень интересны мнения коллег учителей, которыми они делятся в сети интернет. Те, кто помоложе, иногда высказывают негативную точку зрения, кто –то, наоборот, пишет, что ничего сложного нет, все готово и разработано. Лично я считаю, что мы возрождаем лучшие традиции, нас воспитывали именно на этих ценностях. За последние 30 лет после распада Советского Союза очень много сделано для того, чтобы не пустыми словами были слова «семья», «семейные ценности», «гордость», «патриотизм» и многое другое. Официально утверждено много новых праздников и памятных дат, дней, посвященных людям различных профессий. А ведь это – наша новейшая история, частью которой мы являемся.

Слайд 8

«Разговоры о важном» обязательно дадут свои результаты. Те семена доброты, искренности, патриотизма, гордости и сопереживания, которые мы «сажаем» на этих занятиях, обязательно дадут всходы. Современное поколение обязательно будет гордиться своей страной, ее историей, любить свой народ. Эти дети вырастут и станут полезными членами общества: профессионалами своего дела, неравнодушными, крепкими духом. А мы, учителя, должны им в этом помочь! «Ребенок – это сосуд», гласит восточная мудрость. А вот чем мы его наполним, зависит сегодня от нас. Очень надеюсь, что кому–то мои рекомендации будут полезны, и их можно будет использовать коллегам в дальнейшей работе.

 

        


Предварительный просмотр: