Интеграция в образовательном пространстве
Автор делится опытом проведения интегрированных уроков в старших классах. Учитывая невероятно интенсивный поток информации, необходимо искать способы, приёмы, средства компановки учебного материала, его дозирования для обучающихся. Интеграция не является чем-то новым в образовании, но найти центр совмещения информации не всегда предоставляется возможным. Как проводить такие уроки и что сделать главным - на эти вопросы можно найти ответы в приложении к странице сайта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integr_po_sholohovu.doc | 34 КБ |
aromat_solnca.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы, истории и обществознания в 11 классе
ХРОНОТОП «ДОНСКИХ РАССКАЗОВ» М.А. ШОЛОХОВА
Цель урока:
- ввести обучающихся в художественный мир Шолохова через осмысление времени и пространства (художественного и исторического).
Задачи урока:
- дать характеристику времени, в которое создавались «Донские рассказы»;
- рассмотреть цикл рассказов как пролог к роману-эпопее «Тихий Дон»;
- совершенствовать навыки сопоставительного анализа реальных событий и их художественного изображения на примере рассказа «Родинка».
Оборудование урока:
- портрет писателя;
Информационная среда урока:
- презентация о быте донских казаков;
- карта России начала XX века.
Урок проводят:
Белякова Л.М., учитель литературы;
Васюхина Ю.К., учитель истории и обществознания.
Все рядком лежат,
Не развесть межой.
Поглядеть солдат:
Где свой, где чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красный был – белым стал:
Смерть побелила.
М.Цветаева
I. (Белякова Л.М.) Михаил Шолохов – фигура в литературе знаковая и значимая. И уже первые произведения «Донские рассказы» становятся прологом не только будущего романа «Тихий Дон», но и прологом всей будущей литературной судьбы писателя.
- О чём же эти рассказы?
Вы правы, лаконично можно сказать, что это произведение о Доне (как географическом пространстве) и про Дон (как месте и времени, где разворачиваются события).
Таким образом, мы предлагаем рассмотреть один из рассказов (он открывает цикл) «Родинку» через осмысление времени и пространства, их роли в изображении и героев, и событий.
Запись темы в тетрадь
II. (Васюхина Ю.К.)
Все рядком лежат,
Не развесть межой.
Поглядеть солдат:
Где свой, где чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красный был – белым стал:
Смерть побелила.
Запись эпиграфа в тетрадь
III. (Белякова Л.М.) Сформулируем учебную задачу.
Один из вариантов
Кто он, писатель Шолохов, - трагический романтик или суровый реалист?
Как хронотоп рассказа помогает проникнуть в идею произведения?
Сформулировать отношение писателя к войне.
IY. (Васюхина Ю.К.) Дон как особое историческое пространство в России.
- используется презентация, рассказывающая о быте казаков;
- работа с картой и систематизация фактов по теме.
Y. (Белякова Л.М.) Работа с текстом «Роль художественного пространства в рассказе «Родинка».
- Прочитайте первый абзац рассказа:
На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба.
Вывод: два мира – война и мир, хлеб и порох.
С одной стороны, пространство ограничено (стол), более того, по мере развития действия оно всё больше и больше сужается:
Стол – анкета – графа «18 лет»
- Перечитайте рассказ по диагонали и определите роль художественного пространства в рассказе.
А) Доказательство, что действие происходит на Дону:
Диалектные слова: яр, хата, летник, пышатки, шлях, цыбарка и т.д.
Б) Антитеза:
Мирное пространство и военное пространство
Хозяйка корову доит, телок мычит – лошадь издохла, которая, не передыхая, пакет везла с тремя крестами.
Вызванивает и колышется хлебный колос – а из-под закрома тянут конные ячмень и пшеницу, под ноги коням сыплют и двор устилают золотистым зерном.
Вывод:
Всё пространство протестует против войны, война уничтожает хлеб, дом, землю.
YI. Отражение исторического времени в рассказе. (Васюхина Ю.К.)
Оформление «исторической лестницы»:
- революция
- Гражданская война
- политика военного коммунизма
- продразвёрстка
- бегство армии за границу
- голод 1920-1924 годов
Вывод:
Шолохов правдиво, сурово изображает историю, обращаясь к самым переломным страницам её, когда брат поднялся на брата, отец на сына, сын на отца.
YII. Изображение художественного времени в романе6
А. Философское время:
Прошлое – настоящее – будущее
Детство Миколки – командир эскадрона красных – нет
7 лет не видал атаман родных куреней: плен, Врангель, банда – банда – нет
Б. Календарное время
Осень – созрел хлеб («У ядрёной пшеницы ус чернеет на колосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти).
В. Движение времени
Время изображено статично, лишь, начиная с 6 главки, время стремительно начинает бежать.
Выпишите из текста те глаголы и деепричастия, которые отражают стремительность времени:
Подскакал – вытянул плетью – выскочил – привстав на стременах – распластавшись, скачет и т.д.
Вывод по уроку
Найдите в тексте сюжетный, идейный, композиционный центр
«Дёрнул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо»
Сформулируйте вывод по уроку, который бы реализовал учебную задачу. Поставленную вами.
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок в 11 классе
«Аромат солнца» в искусстве символизма
Люди Солнце разлюбили,
Надо к Солнцу их вернуть.
К.Бальмонт
Цель урока:
- расширить представление учащихся о сложных духовных поисках искусства
модерн;
- развивать умения сопоставления и интерпретации художественного
произведения, осуществляя при этом герменевтический подход к анализу
дискурса.
Художественное оформление урока:
- репродукции картин М.Чюрлениса
«Соната Солнца. Аллегро».
«Соната Солнца. Анданте».
«Соната Солнца. Скерцо».
«Соната Солнца. Финал».
- графические портреты К.Бальмонта и М.Чюрлениса.
Музыкальное оформление урока:
- музыка И.Стравинского из балета «Жар-птица» и «Петрушка».
Поэтические тексты:
- К.Бальмонт «Соната Солнца»
- К.Бальмонт «Гимн Солнцу. Гл.1»
- К.Бальмонт «Гимн Солнца. Гл.3»
- К.Бальмонт «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце»
Урок ведет Белякова Людмила Михайловна,
учитель литературы и мировой художествен-
ной культуры, учитель высшей категории, Побе-
дитель муниципального конкурса
«Учитель года-2003», Лауреат областного кон-
курса «Учитель года-2003»
г. Рыбинск
Средняя общеобразовательная школа №35
14 декабря 2004 года
-2-
I/ Погружение в урок.
Запах солнца? Что за вздор!
Нет не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы
Все слились в единый хор,
Все сплелись в один узор.
Так утверждает один из поэтов Серебряного века. А вы соглашаетесь или оспариваете мысль о том, что солнце обладает ароматом?
( высказывания учащихся)
Учитель продолжает:
Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной
И смолистою сосной,
Нежно-светлотканными
Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.
В чуть стылый декабрьский день я предлагаю вам для исследования «солнечную» тему. Что есть в мире, сравнимое с солнцем по силе источаемой энергии, по магии обволакивающего тепла, по недосягаемой загадке этой стихии во Вселенной? Но тема урока закрыта. Чтобы ее открыть, вам надо подобрать несколько «ключей». Ими станут ваши правильные ответы на вопросы.
II. Завязка-интрига урока..
-Как вы считаете, какая школа поэтов Серебряного века проявляет значительный интерес к образу Солнца? (Символисты)
- В каких видах искусства заявили о себе символисты? (Музыка, живопись, скульптура, литература).
Таким образом, вы открыли тему урока «Аромат солнца в искусстве символизма». Для исследования вам будут предложены два дискурса: поэтический и живописный. Кто авторы этих дискурсов вам предлагается определить по некоторым штрихам к их творческой судьбе:
-а/ «Если сравнивать с птицами, то это великолепный шантэклер, приветствующий день, свет, жизнь», - сказал о нем Б.Зайцев. Кто он?
-б/ А сам он определил свою миссию так: «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце»; Кто он?
-в/ М.Горький же восторгался: «… дьявольски интересен и талантлив»; Кто он?
-г/ Один из сборников его так и называется «Будем как Солнце». Так кто же он? ( Константин Бальмонт)
Ваши ответы правильны. И эпиграф нашего урока – это цитата «поэта с утренней душой», как сказал о поэте другой поэт, Александр Блок, -
Люди Солнце разлюбили,
Надо к Солнцу их вернуть.
Учитель ( продолжает): Союзником Бальмонта в нашем уроке будет тот, кого
-а/ Ромен Роллан назвал «Колумбом душевного покоя». Кто же он?
-б/ Оценка же Максима Горького была проста и лаконична: «Мне … нравится тем, что он меня заставляет задумываться как литератора!» Кто он?
-в/ Но были критики, считавшие художественное творчество его «работой умалишенного». Так все же кто он?
-г/ И наконец, он так же, как и Бальмонт духовные поиски осуществлял через символ. И это, конечно, литовский художник и композитор Микаэлюс Чюрленис.
Таким образом, предмет исследования обозначен: это картины М.Чюрлениса и К.Бальмонта. Идея сформулирована в вопросе: «Почему в своем духовном поиске художники обратились к образу солнца?»
А разве в искусстве XIX века поэты, художники, композиторы не обращались к этому образу? Над этим вопросом вы работали дома. Поделитесь своими наблюдениями, результатами поисков.
III.Литературная композиция «Образ Солнца в русской поэзии
1 ученик: В поэзии В.А.Жуковского этот образ используется крайне редко. Причем, солнце у поэта – это светило. Там, где оно светит, там жизнь.
2 ученик: У Пушкина солнце – многозначный образ: это и сила, дающая творческую свободу, и разум, просвещение, и, бесспорно, солнце как источник света.
3 ученик: В лирике М.Ю.Лермонтова этот образ почти отсутствует, поэта более привлекает ночь, вечер, сумерки. А в тех немногих стихотворениях, где этот образ имеет место, то солнце – источник света и не более того:
Холм крутой.
Осенним солнцем озарен.
****************
Я видел комнату; в окно светил
Весенний, теплый день.
****************
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
4 ученик: Солнце Тютчева – стихия мироздания, никому не подвластная, вечная, не зависящая от человека. Человека не будет, а природа останется такой же величественно красивой:
Уж солнца раскаленный луч
С главы своей земля скатила.
***************
Неохотно и несмело
Смотрит солнце на поля.
**************
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
5 ученик: В поэзии А.А.Фета солнце же всегда с человеком. Оно наполняет жизнь радостью, сиянием, божественной красотой, ведет человека в мир прекрасного.
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
**************
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
**************
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света.
6 ученик: В лирике Ивана Бунина солнце-труженик. Оно организует жизнь в природе и жизнь человека, создает свои законы, которым подчиняется мир:
Нет, упоенный счастьем жизни,
Я лишь до солнца отдохну!
****************
И солнце ласковое греет,
В затишье гумен и дворов.
Учитель: Как же изменился мотив солнца в искусстве символистов?
«Вся поэтика модернизма оказывается рассчитана на активное соучастие читателя, - пишет В.Гаспаров в статье «Поэтика серебряного века». – Спрашивается, как же должен подходить к таким текстам современный читатель? <...> Как можно проще…». Воспользуемся советом Гаспарова и «прочитаем» картины ( с учащимися договариваемся, что употребляя слово «картина», осознаем – это репродукции) М.Чюрлениса «Соната Солнца», представляющие цикл, состоящий из 4 частей: Анданте. Аллегро. Скерцо. Финал.
( учитель представляет вниманию учащихся названные произведения)
IY. Культурологический комментарий к циклу «Соната Солнца».
-Вам это близко?
( «Любопытно»., «Непонятно», «Затрагивает», «Интригует»)
Краткий комментарий подготовила для вас одноклассница, выпускница художественной школы Ольга Лапшина.
- М.Чюрленис – литовский художник и композитор, который за свою недолгую жизнь написал около 300 картин, многие из которых объединены в циклы : «Знаки зодиака», «Соната моря», «Соната солнца» и другие. Он является основоположником музыкальной живописи, разработав целую науку музыки цвета. Его цикл «Соната солнца» - результат увлечения художника астрономией:
Анданте – из хаоса появляется солнца, планеты;
Аллегро – рождение Земли;
Скерцо – пышно расцветает жизнь: необыкновенной красоты цветы, деревья, подвесные мосты.
Финал – угасание жизни. Звучит суровое предупреждение человеку: нельзя разрушать гармонию, вечная красота – в созидании, а не в разрушении.
Учитель: Экзистенциальное звучание получает эта тема и в поэзии К.Бальмонта. Таким образом, вам предоставляется возможность поработать в группах и ответить на главный вопрос урока: «Почему в своем духовном поиске символисты обращаются к Солнцу?»
Y. Лабораторная работа.
Класс разделен на 4 группы. Каждой группе предложены 2 дискурса для исследования:
1 группа:
-5-
М.Чюрленис «Соната Солнца. Анданте»
К.Бальмонт «Сонеты Солнца»
2 группа:
М.Чюрленис «Соната Солнца. Аллегро».
К.Бальмонт «Гимн Солнцу». Гл.1
3 группа:
М.Чюрленис «Соната Солнца. Скерцо».
К.Бальмонт «Гимн Солнцу». Гл.3
4 группа:
М.Чюрленис «Соната Солнца. Финал»
К.Бальмонт «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце»
Учащиеся работают по следующему алгоритму:
- Что объединяет эти произведения?
- Какова роль символа в каждом из них?
- Приведите примеры яркой образности в произведениях.
-Какую формулу жизни отстаивают К.Бальмонт и М.Чюрленис?
( во время работы учащихся звучит музыка из балетов И.Стравинского «Жар-птица» (Заколдованный сад Кощея) и «Петрушка» (Русская).
YI. Творческие отчеты учащихся.
1 группа
- произведения объединены строгостью формы ( соната и сонет); оба – четырехчастные);
- музыкальность ( чистый небесно-голубой пронзительный цвет в картине и аллитерация сонорных в стихотворении);
- символ солнца – символ рождения новой жизни;
- утверждается формула жизни: жизнь = творчество + красота ( «мед» - творчество; «пчелы» - жизнь; «солнце» - красота).
2 группа
- один символ – Солнце как путеводная звезда, как светлое в жизни, как гармония в мире;
- наполнено жизненной энергией (в картине – четкая композиция, в стихотворении – синтаксический строй: риторические восклицания, использование повелительного наклонения глаголов);
- созидательный пафос (в стихотворении - через ключевые слова: «создатель», «податель» и прозрачно-теплый коричневый цвет в картине).
3 группа
- повышенная эмоциональность;
- тема красоты;
-6-
- идея: красота обладает спасительной силой. Не случайно эпиграфом к стихотворению стали слова Ф.М.Достоевского: «Красотою мир спасется!».
- солнце – символ источника красоты, первооснова жизни.
4 группа
- авторская позиция выражена предельно ясно: звучит суровое предупреждение людям беречь красоту, жизнь, солнце.-
- наполнены произведения торжественной патетикой: в стихотворении через анафору, многократное использование «я» - 11 раз; рефрена «Я буду петь!», а в картине автор обращается к символам «колокол», «паутина». Тем самым, можно утверждать, что обоих авторов объединяет отторжение «футлярной», бессолнечной жизни.
YII. Вывод по уроку в форме алгоритма.
«Аромат солнца» в искусстве символизма .
многозначность изящество
символа формы
красота
музыкальность творчество новизна выразит.
жизнь средств
цельность эстетический
восприятия идеал –
мира красота
О мироздатель,
Жизнеподатель,
Солнце, тебя я пою!
Ты в полногласной
Сказке прекрасной
Сделало страстной
Душу мою!