Открытый урок русского языка
Недавно я подумала, а сколько открытых уроков я дала за всю свою работу в школе? Для учителей-коллег, родителей, руководителей школ? В своей родной школе, во время профессиональных конкурсов, в режиме мастер-классов в Москве, Иванове, Санкт-Петербурге, Владикавказе? Много, очень много. Некоторые и сегодня вспоминаются, как самые яркие странички в жизни учителя. Но открытые уроки любят и наши дети. По прошествии многих лет они приходят в школу и вспоминают именно такие уроки. Я решила опубликовать на сайте некоторые из открытых уроков. Слово РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belyakova_l-rya_v_8_kl.doc | 53 КБ |
belyakova_l-urok_ru_v_9_klasse.doc | 36.5 КБ |
ostanovis__mgnovenie_rya-91.ppt | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Белякова Л.М.,
кандидат культурологии,
учитель русского языка
МОУ СОШ №35 города Рыбинск
Урок русского языка в 8 классе
(Программа С.И. Львовой)
Виды сказуемого. Глагольное сказуемое (простое и составное)
Базовый учебник
С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 8 класс. В 2ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008. – 311с.: ил.
Цель урока
- создать такую образовательную среду, которая будет эффективной в изучении всеми обучающимися новой темы урока.
Оборудование урока
- Использование ЦОРов, интерактивная таблица «Простое и составное сказуемое -
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2acea-0a01-00ee-008c-be7b793370a6/%5BRUS8_170%5D_%5BIA_297%5D.swf;
- Электронный тренажёр «Глагол-связка и смысловой глагол»
мультфильм Гарри Бардина «Гадкий утёнок», 2010 год (фрагмент 51-53,5 мин.
http://kinogor.ru/multfilm-gadkij-utenok-garri-bardina-smotret-onlajn.html
Задачи:
- обучающие
- сформировать у учащихся представление о способах выражения сказуемого;
- отработать навыки, позволяющие отличать простое и составное глагольное сказуемое;
- формировать умение конструировать предложения с разными видами сказуемых.
-развивающие
- развитие аналитического мышления;
- развитие познавательных умений;
- развитие умений учебного труда.
-воспитательные
- развитие требовательности к себе и другим
- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям
- воспитание культуры общения
Тип урока
– урок изучения нового материала
Формы работы учащихся
- фронтальная, индивидуальная, групповая.
ХОД УРОКА
1. Завязка-интрига урока через диалог с детьми.
Учитель:
Я знаю, что все любят анимационные фильмы. А, как вы считаете, озвучивание фильма – сложное или простое дело?
(ответы детей)
А вы хотите создать текст к мультфильму? В таком случае я предоставляю вам такую возможность. Вы посмотрите фрагмент замечательного фильма-притчи, созданного совсем недавно, в 2010 году, российским аниматором Гарри Бардиным «Гадкий утёнок». Фильм получил в 2011 году престижную премию «Триумф». Но ваша задача будет осложнена лингвистическим заданием: использовать различные способы выражения подлежащего.
На ваших рабочих столах есть «подсказки» - слова для справок, но, я предлагаю ими воспользоваться только в случае серьёзных затруднений.[1]
2. Проектная работа – озвучивание анимационного фильма (предлагается фрагмент «Быть, как все»)
(предлагается фрагмент «Быть, как все» с 51.00 до 53.5 мин)
Сочинение[2]
Бедного утёнка не покидала мысль стать таким же, как все. Он страдал от одиночества и решился на отчаянный шаг: выкрасть во что бы то ни стало красивые перья хозяина двора. Победить – вот цель жизни.
И вот ему это удалось. Всё получилось. С гордым видом, не думая о том, как нелепо выглядит он со стороны, расхаживает по двору наш утёнок. Но опять все смеются. Смеётся группа цыплят. Не могут сдержать смеха большинство обитателей двора.
И он опять один.
3. Объяснение нового материала «Виды сказуемого».
А) Пропедевтика
Учитель
Запишите тему урока и оформите в тетради таблицу. Заполните, пожалуйста, левую колонку
Это я знал | Это я узнал |
Б) Просмотровое чтение - работа с учебником – стр.132
Учитель
Прочитайте бегло текст на странице 132 и заполните правую часть таблицы «Это я узнал»
В) Блиц-закрепление (дифференцированные задания: одна группа детей самостоятельно составляют предложения по теме урока, другая группа детей выписывают предложения из параграфа учебника.
Г) Объяснение нового материала «Глагольное сказуемое (простое и составное)»
Учитель
Продолжаем изучение нового материала. Обратитесь к тексту на странице 133, прочитайте текст так, чтобы максимально полно, точно и адекватно понять содержащуюся в нём информацию.
Д) Критическое осмысление лингвистического текста. Составление алгоритма.
Глагольное сказуемое
простое составное
глагол в каком-либо вспомогательный глагол +
наклонении инфинитив
Учитель
Предлагаю желающим объяснить эту тему своим сверстникам.
(дети по желанию выступают в роли учителя)
Е) Аналитическая работа – использование ЭОР (используется ресурс http://files.school-collection.edu.ru
Закрепляются знания обучающихся об отличительных особенностях простого и составного глагольного сказуемого.
4. Практикум – работа с учебником (упр. 282). Выписать грамматические основы с простом глагольным сказуемым и составным глагольным сказуемым:
Простое глагольное сказуемое | Составное глагольное сказуемое |
Дым змеился, Хозяйка пекла, Бегали ребята, Мы спугнули и т.д. | Решился посетить. Не надеялся застать, Осталась дожидаться Начали белеть и т.д. |
5. Заключительный этап урока:
- домашнее задание: упр.283 или 285 на выбор обучающегося; стр.132-133 (комментированный пересказ лингвистического текста);
- оценивание детей
[1] Слова для справок: каждый из цыплят, все, они, ура, всё, большинство птиц, победить, группа утят, всё, это
[2] Урок был проведён 12 декабря 2012 года, поэтому снабжён одной из детских работ.
Предварительный просмотр:
Белякова Л.М.,
кандидат культурологии,
учитель русского языка
МОУ СОШ №35 города Рыбинск
Урок русского языка в 9 классе
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
(2-ой урок)
Базовый учебник
С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 9 класс. В 2ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008. – 359 с.: ил.
Цель урока
- сформировать прочное представление о СПП с придаточным определительным; точное и адекватное понимание такой структуры сложного предложения; учить отделять придаточное определительное от придаточного местоимённо-определительного.
Оформление урока
- компьютер, проектор, ноутбуки
Форма деятельности обучающихся
- коллективная, индивидуальная
Тип урока
- поиско-исследовательский
ХОД УРОКА
1. Шаг 1 – мотивационный
Учитель:
Позавчера в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского состоялась международная конференция журналистов, посвящённая 10-летию со дня создания кафедры журналистики в университете. Ермолин Евгений Анатольевич, заведующий кафедрой, в потоке своей речи высказал мысль о том, что сегодня практически каждый из нас является в некоторой степени журналистом. Общение в Интернете через социальные и профессиональные сети требует от нас навыков письменной речи. Я отношусь к активным пользователям Интернета, пишу сама, пишут мне. И заметила, а точнее, замечаю, насколько небрежно относятся корреспонденты к текстам. Сообщения точечны, огромное количество сокращений, использование символов вместо текста и многое другое, что обедняет речь, а в некоторых случаях и устраняет.
Таким образом, объясните, стоит ли изучать синтаксис сложного предложения?
(Ответы обучающихся)
Учитель:
К речевому портрету, который вы создали, я добавлю ещё один штрих-аргумент: умения осмыслить конструкции сложного предложения – это способ развития логического и аналитического ума, что, в свою очередь. Делает человека интеллектуально свободным.
Значит, продолжаем нашу работу, запишите тему урока и сформулируйте для себя каждый учебную задачу.
2. Шаг 2 – поисковый.[1] Выборочная работа с аудиотекстом.
Учитель:
Прослушайте текст, выделите главную информацию, определив тему и основную мысль.
АУДИОТЕКСТ
(ответы обучающихся)
Учитель:
Какие синтаксические конструкции использует автор этого текста Олег Туберов?
(ответы обучающихся)
3. Шаг 3 – исследовательский. Работа с учебником – упражнение 310
Учитель:
Вы правы, действительно, в тексте автор употребляет значительное количество СПП, в том числе и с придаточным определительным.
Откройте учебник (стр.156-157), найдите и выпишите СПП с придаточным определительным, составьте схемы предложений.
Материал, из которого писатель слагает произведения, - это слово.
[ сущ. , (из которого…), - …]
Материал, которым пользуется художник, - это краски.
[ сущ. , (из которого…), - …]
Мы смотрим на картину, что предстаёт перед нашим взором, и не видим ни холста, ни красок.
[ … сущ. , (что…), - …]
Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник.
[ … сущ.], (которое …)
Мы с удовольствием рассматриваем полотно, где разворачиваются события, и переживаем их.
[ … сущ. , (где…), - …]
Мелодия течёт и изменяется непрерывно, события, за которыми мы следим, читая книгу, следует одно за другим.
[ … ], [ сущ., (за которыми … ), …]
Как будто долго и настойчиво выбирал художник самый значительный момент жизни, который достоин увековечения.
[ … сущ.], (который …)
И красками запечатлел всё, что увидел в этом неповторимом мгновении.
[ … местоим..], (что …)
Учитель:
Встретились ли вам в тексте СПП с придаточными местоимённо-определительными?
(Да. Последнее предложение)
Учитель:
Какими отличительными признаками вы руководствовались, идя к правильному выводу?
(1.Такое придаточное предложение относится к местоимению, употреблённому в значении существительного;
2. Придаточное и главное в таких предложениях можно поменять местами)
4. Шаг 4 – навигационный. Презентация «Снежная» тема в живописи»
Учитель:
«И художник словно приказал времени: «Остановись, мгновение!». И время подчинилось многим талантливым художникам. За окном – зима! Для кого-то это любимая пора, кто-то предпочитает другое время года, а кто-то по-новому посмотрит на зимний пейзаж, встретившись с картинами, посвященными зиме.
(Презентация «Снежная» тема в искусстве»)
5. Шаг 5 – творческий. Сочинение-миниатюра «Остановись, мгновение!»
Учитель:
Сегодня у вас нет под рукой красок, чтобы создать свой зимний пейзаж. Но это можно сделать другими средствами – словом. Напишите. Пожалуйста, небольшое сочинение о той картине, художнику которой удалось остановить время, чтобы зритель мог вдоволь налюбоваться красотой зимы.
6. Шаг 6 - перспективный. Домашнее задание (Повт. §16 , упр. 292 или 293; 297)
[1] В 9 классе формируется готовность обучающегося в экзаменационным испытаниям. На этом уроке отрабатываются приём ознакомительного аудирования: извлечение основной информации аудиотекста, определение его темы, основной мысли, отделения существенной информации от несущественной. Используется материал учебника – упражнение №310.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М. Гермашев. Снег
И. Левитан. Лес
И. Грабарь. Февральская лазурь
И.Шишкин. На севере диком
А. Мещерский. Лунная ночь. Тишина
И. Шишкин. Зима
В. Васнецов. Зимний сон
ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКОЙ СВОБОДЫ!