Открытый урок русского языка

Белякова Людмила Михайловна

Недавно я подумала, а сколько открытых уроков я дала за всю свою работу в школе? Для учителей-коллег, родителей, руководителей школ? В своей родной школе, во время профессиональных конкурсов, в режиме мастер-классов в Москве, Иванове, Санкт-Петербурге, Владикавказе? Много, очень много. Некоторые и сегодня вспоминаются, как самые яркие странички в жизни учителя. Но открытые уроки любят и наши дети. По прошествии многих лет они приходят в школу и вспоминают именно такие уроки. Я решила опубликовать на сайте некоторые из открытых уроков. Слово РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Белякова Л.М.,

кандидат культурологии,

учитель русского языка

МОУ СОШ №35 города Рыбинск

Урок русского языка в 8 классе

(Программа С.И. Львовой)

Виды сказуемого. Глагольное сказуемое (простое и составное)

        Базовый учебник

            С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 8 класс. В 2ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008. – 311с.: ил.

Цель урока

- создать такую образовательную среду, которая будет эффективной в изучении всеми обучающимися новой темы урока.

Оборудование урока

- Использование ЦОРов, интерактивная таблица «Простое и составное сказуемое  -  

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2acea-0a01-00ee-008c-be7b793370a6/%5BRUS8_170%5D_%5BIA_297%5D.swf;

- Электронный тренажёр «Глагол-связка и смысловой глагол»

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d30b14-0a01-00ee-0111-e35911f9f1bd/index_listing.html

           мультфильм Гарри Бардина «Гадкий утёнок», 2010 год (фрагмент 51-53,5 мин.

http://kinogor.ru/multfilm-gadkij-utenok-garri-bardina-smotret-onlajn.html

 Задачи:

- обучающие

  1. сформировать у учащихся представление о способах выражения сказуемого;
  2. отработать навыки, позволяющие отличать простое и составное глагольное сказуемое;
  3. формировать умение конструировать предложения с разными видами сказуемых.

-развивающие

  1. развитие аналитического мышления;
  2. развитие познавательных умений;
  3. развитие умений учебного труда.

-воспитательные

  1. развитие требовательности к себе и другим
  2. воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям
  3. воспитание культуры общения

Тип урока

 – урок изучения нового материала

Формы работы учащихся  

- фронтальная, индивидуальная, групповая.

ХОД УРОКА

1. Завязка-интрига урока через диалог с детьми.

Учитель:

Я знаю, что все любят анимационные фильмы. А, как вы считаете, озвучивание фильма – сложное или простое дело?

(ответы детей)

А вы хотите создать текст к мультфильму? В таком случае я предоставляю вам такую возможность. Вы посмотрите фрагмент замечательного фильма-притчи, созданного совсем недавно, в 2010 году,  российским аниматором Гарри Бардиным «Гадкий утёнок». Фильм получил в 2011 году престижную премию «Триумф». Но ваша задача будет осложнена лингвистическим заданием: использовать различные способы выражения  подлежащего.

На ваших рабочих столах есть «подсказки» - слова для справок, но, я предлагаю ими воспользоваться только в  случае серьёзных затруднений.[1]

2. Проектная работа – озвучивание анимационного фильма (предлагается фрагмент «Быть, как все»)  

  (предлагается фрагмент «Быть, как все» с 51.00 до 53.5 мин)

Сочинение[2]

        Бедного утёнка не покидала мысль стать таким же, как все. Он страдал от одиночества и решился на отчаянный шаг: выкрасть  во что бы то ни стало красивые перья хозяина двора. Победить – вот цель жизни.

И вот ему это удалось. Всё получилось. С гордым видом, не думая о том, как нелепо выглядит он со стороны, расхаживает по двору наш утёнок. Но опять все смеются. Смеётся группа цыплят. Не могут сдержать смеха большинство обитателей двора.

И он опять один.

3. Объяснение нового материала  «Виды сказуемого».

А) Пропедевтика

Учитель

Запишите тему урока и оформите в тетради таблицу. Заполните, пожалуйста, левую колонку

Это я знал

Это я узнал

Б) Просмотровое чтение - работа с учебником – стр.132

Учитель

Прочитайте бегло текст на странице 132 и заполните правую часть таблицы «Это я узнал»

В) Блиц-закрепление (дифференцированные задания: одна группа детей самостоятельно составляют предложения по теме урока,  другая группа детей  выписывают предложения из параграфа учебника.

Г) Объяснение нового материала «Глагольное сказуемое (простое и составное)»

Учитель

Продолжаем изучение нового материала. Обратитесь к тексту на странице 133, прочитайте текст так, чтобы максимально полно, точно и адекватно понять содержащуюся в нём информацию.

Д) Критическое осмысление лингвистического текста. Составление алгоритма.

                             Глагольное сказуемое

                         простое                             составное

                                             

             глагол в каком-либо                   вспомогательный глагол +

                   наклонении                               инфинитив                                                      

Учитель

Предлагаю желающим объяснить эту тему своим сверстникам.

(дети по желанию выступают в роли учителя)

Е) Аналитическая работа – использование ЭОР (используется ресурс http://files.school-collection.edu.ru

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d30b14-0a01-00ee-0111-e35911f9f1bd/index_listing.html)

Закрепляются знания обучающихся об отличительных особенностях простого  и составного глагольного сказуемого.

4. Практикум – работа с учебником (упр. 282). Выписать грамматические основы с простом глагольным сказуемым и составным глагольным сказуемым:

 Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Дым змеился,

Хозяйка пекла,

Бегали ребята,

Мы спугнули и т.д.

Решился посетить.

Не надеялся застать,

Осталась дожидаться

Начали белеть и т.д.

5. Заключительный этап урока:

- домашнее задание: упр.283 или 285 на выбор обучающегося; стр.132-133 (комментированный пересказ лингвистического текста);  

- оценивание детей


[1] Слова для справок: каждый из цыплят, все, они, ура, всё, большинство птиц, победить, группа утят, всё, это

[2] Урок был проведён 12 декабря 2012 года, поэтому снабжён одной из детских работ.



Предварительный просмотр:

                                      Белякова Л.М.,

кандидат культурологии,

учитель русского языка

МОУ СОШ №35 города Рыбинск

Урок русского языка в 9 классе

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным

 (2-ой урок)

        Базовый учебник

            С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 9 класс. В 2ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008. – 359 с.: ил.

Цель урока

- сформировать прочное представление о СПП с придаточным определительным; точное  и адекватное понимание такой структуры сложного предложения; учить отделять придаточное определительное от придаточного местоимённо-определительного.

Оформление урока

- компьютер, проектор, ноутбуки

Форма деятельности обучающихся

- коллективная, индивидуальная

Тип урока

- поиско-исследовательский

ХОД УРОКА

1. Шаг 1 – мотивационный

Учитель:

Позавчера в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского состоялась международная конференция журналистов, посвящённая 10-летию со дня создания кафедры журналистики в университете. Ермолин  Евгений Анатольевич, заведующий кафедрой, в потоке своей речи высказал мысль о том, что сегодня практически каждый из нас является в некоторой степени журналистом. Общение в Интернете через социальные и профессиональные сети требует от нас навыков письменной речи. Я отношусь к активным пользователям Интернета, пишу сама, пишут мне. И заметила, а точнее, замечаю, насколько небрежно относятся корреспонденты  к текстам. Сообщения точечны, огромное количество сокращений, использование символов вместо текста и многое другое, что обедняет речь, а в некоторых случаях и устраняет.  

Таким образом,   объясните, стоит ли изучать синтаксис сложного предложения?

(Ответы обучающихся)

Учитель:

К речевому портрету, который вы создали, я добавлю ещё один штрих-аргумент: умения осмыслить конструкции сложного предложения – это способ развития логического и аналитического ума, что, в свою очередь. Делает человека интеллектуально свободным.

Значит, продолжаем нашу работу, запишите тему урока и сформулируйте для себя каждый учебную задачу.

2. Шаг 2 – поисковый.[1] Выборочная работа с аудиотекстом.

Учитель:

Прослушайте текст, выделите главную информацию, определив тему и основную мысль.

АУДИОТЕКСТ

(ответы обучающихся)

Учитель:

Какие синтаксические конструкции использует автор этого текста Олег Туберов?

(ответы обучающихся)

3. Шаг 3 – исследовательский. Работа с учебником – упражнение 310

Учитель:

Вы правы, действительно, в тексте автор употребляет значительное количество СПП, в том числе и с придаточным определительным.

Откройте учебник (стр.156-157), найдите и выпишите СПП с придаточным определительным, составьте  схемы предложений.

Материал, из которого писатель слагает произведения, - это слово.

[     сущ. , (из которого…), -  …]

Материал, которым пользуется художник, - это краски.

[     сущ. , (из которого…), -  …]

Мы смотрим на картину, что предстаёт перед нашим взором, и не видим ни холста, ни красок.

[    …  сущ. , (что…), -  …]

Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник.

[ … сущ.], (которое …)

 Мы с удовольствием рассматриваем полотно, где разворачиваются события, и переживаем их.

[    …  сущ. , (где…), -  …]

Мелодия течёт и изменяется непрерывно, события, за которыми мы следим, читая книгу, следует одно за другим.

[  …  ], [ сущ., (за которыми … ),  …]

Как будто долго и настойчиво выбирал художник самый значительный момент жизни, который достоин увековечения.

[ … сущ.], (который …)

И красками запечатлел всё, что увидел в этом неповторимом мгновении.

[ … местоим..], (что …)

Учитель:

Встретились ли вам в тексте СПП с придаточными местоимённо-определительными?

(Да. Последнее предложение)

Учитель:

Какими отличительными признаками вы руководствовались, идя к правильному выводу?

(1.Такое придаточное предложение относится к местоимению, употреблённому в значении существительного;

2. Придаточное и главное в таких предложениях можно поменять местами)

4. Шаг 4 – навигационный. Презентация «Снежная» тема в живописи»

Учитель:

«И художник словно приказал времени: «Остановись, мгновение!». И время подчинилось многим талантливым художникам. За окном – зима! Для кого-то это любимая пора, кто-то предпочитает другое время года, а кто-то по-новому посмотрит на зимний пейзаж, встретившись с картинами, посвященными зиме.

(Презентация «Снежная» тема в искусстве»)

5. Шаг 5 – творческий. Сочинение-миниатюра «Остановись, мгновение!»

Учитель:

Сегодня у вас нет под рукой красок, чтобы создать свой зимний пейзаж. Но это можно сделать другими средствами – словом. Напишите. Пожалуйста, небольшое сочинение о той картине, художнику которой удалось остановить время, чтобы зритель мог вдоволь налюбоваться  красотой зимы.

6. Шаг 6 -  перспективный. Домашнее задание (Повт. §16 , упр. 292 или 293; 297)


[1] В 9 классе формируется готовность обучающегося в экзаменационным испытаниям. На этом уроке отрабатываются  приём ознакомительного аудирования: извлечение основной информации аудиотекста, определение его темы, основной мысли, отделения существенной информации от несущественной. Используется материал учебника – упражнение №310.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНИЕ!

Слайд 2

М. Гермашев. Снег

Слайд 3

И. Левитан. Лес

Слайд 4

И. Грабарь. Февральская лазурь

Слайд 5

И.Шишкин. На севере диком

Слайд 6

А. Мещерский. Лунная ночь. Тишина

Слайд 7

И. Шишкин. Зима

Слайд 8

В. Васнецов. Зимний сон

Слайд 9

ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКОЙ СВОБОДЫ!