Программа по формированию познавательных и коммуникативных навыков у детей 2-3-х лет.
Программа предназначена для работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда в пропедевтический период, который представляет собой «упорядочивание ощущений» у «не говорящих» детей.
Упорядочивание ощущений или сенсорная интеграция
· является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);
· организует информацию, полученную от органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положения в пространстве);
· наделяет значением испытываемые нами ощущения; фильтруя и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать взрослого и не обращать внимание на уличный шум);
· позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);
· формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.
В отличие от других программ, Программа имеет кумулятивный подход к занятиям: развитие сенсорной интеграции у детей сочетается с темпо-ритмическими и логоритмическими упражнениями, пропеванием гласных звуков. Высокие требования к речи, мимике и артикуляции педагога.
Так, например, обучение отталкиваться ногами на лошадке сочетается с песенкой Железновых «Но-но-но», взрослый помогает ребенку почувствовать ритм, совершая «скачки» в такт музыке.
Обязательной частью программы является работа с родителями. Главная роль в воспитании ребенка отводится, естественно, семье. Специалисты объясняют родителям, что только при их участии на всех этапах работы с ребенком можно оказать ему эффективную помощь. Разграничивая ответственность, специалисты устанавливают с родителями партнерские отношения, которые становятся платформой для обучения родителей навыкам помощи ребенку и эффективного взаимодействия с ним. В Программе заложено оптимальное сочетание индивидуальных и групповых занятий с детьми , семинаров для родителей, анкетирование родителей в начале и конце курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tuk-tuk-kulachok.docx | 39.11 КБ |
Титульный лист | 89.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность.
Ранний возраст – это период становления функциональных систем, формирования высших корковых функций. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, и особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно-действенного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития. Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого-педагогического воздействия.
В последнее время выявляется все больше случаев ментальных нарушений, сказывающихся на обучении и развитии детей, поэтому все больше специалистов пытаются разобраться в природе этих проблем и нащупать пути помощи таким детям. Первой была установлена связь между обучением, развитием и нарушением слуховой и зрительной перцепции. Потом ученые выяснили, что причиной некоторых слуховых и большинства зрительных проблем, возникающих у детей, является плохая интеграция ощущений, обеспечивающих нас информацией о прикосновениях, положении тела и движениях.
Новизна программы.
Программа предназначена для работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда в пропедевтический период, который представляет собой «упорядочивание ощущений» [1] у «неговорящих» детей.
Упорядочивание ощущений или сенсорная интеграция
- является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);
- организует информацию, полученную от органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положения в пространстве);
- наделяет значением испытываемые нами ощущения; фильтруя и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать взрослого и не обращать внимание на уличный шум);
- позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);
- формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.[2]
В отличие от других программ, Программа имеет кумулятивный подход к занятиям: развитие сенсорной интеграции у детей сочетается с темпо-ритмическими и лого ритмическими упражнениями, пропеванием гласных звуков. Высокие требования предьявляются к речи, мимике и артикуляции педагога.
Так, например, обучение отталкиваться ногами на лошадке сочетается с песенкой Железновых «Но-но-но», взрослый помогает ребенку почувствовать ритм, совершая «скачки» в такт музыке.
Обязательной частью программы является работа с родителями. Главная роль в воспитании ребенка отводится, естественно, семье. Специалисты объясняют родителям, что только при их участии на всех этапах работы с ребенком можно оказать ему эффективную помощь. Разграничивая ответственность, специалисты устанавливают с родителями партнерские отношения, которые становятся платформой для обучения родителей навыкам помощи ребенку и эффективного взаимодействия с ним. В Программе заложено оптимальное сочетание индивидуальных и групповых занятий с детьми , семинаров для родителей, анкетирование родителей в начале и конце курса.
Методологическим обоснованием программы являются личностно-ориентированный подход к организации деятельности ребенка и взятая за основу культурно-историческая парадигма (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), согласно которой движущей силой развития является обучение и деятельность ребенка.
Адресность программы:
Программа предназначена для детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой в психомоторном, познавательном и речевом развитии, с особенностями формирования эмоционально-волевой сферы, аутистическим спектром и для детско-родительских групп.
Цели программы:
1. Развитие сенсорной интеграции у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой в психомоторном, познавательном и речевом развитии, с особенностями формирования эмоционально-волевой сферы и аутистическим спектром.
2. Повышение родительской компетентности в обучающих семинарах и мастер-классах.
Задачи программы:
Развитие зрительного, тактильного и слухового восприятия.
Развитие координации движений и работы мышц (развитие общей и мелкой моторики).
Развитие чувства равновесия.
Осознание направления движения.
Развитие восприятия собственного тела в пространстве и его отдельных частей.
Развитие восприятия пространства и размера тел.
Развитие ощущения времени.
Формирование положительного эмоционального общения со взрослым.
Стимуляция речевой деятельности.
Противопоказания: эписиндром, высокая судорожная готовность.
Форма и режим занятий. Программа предусматривает возможность проведения индивидуальных и подгрупповых (2-3 ребенка) занятий. По усмотрению специалиста, родители могут участвовать в занятии. Также могут проводиться занятия в малых группах (до 6 человек) с участием родителей (или их представителей). В рамках курса проводятся обучающие семинары и мастер-классы для родителей (не менее трех), с анкетированием родителей в начале и конце курса.
Перед началом курса проводится индивидуальное диагностическое занятие, не входящее в Программу, на котором специалист оценивает уровень сенсомоторного развития (реагирование на слуховые, зрительные, тактильные стимулы, сформированность двигательных навыков), какие предпочтения имеет ребенок в действиях с предметами, особенности контакта, границы поля зрения, присутствие или отсутствие глазного контакта, подражательных действий и пр. Данные заносятся в Протокол обследования (см. Приложение 1), только по результатам обследования родителям может быть рекомендован курс занятий по Программе.
Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю плюс три обучающих семинара для родителей.
К концу обучения по программе у детей сформируется эмоциональная потребность в общении, появиться чувство эмпатии;
- потребность подражать действиям взрослого в общей и артикуляционной моторике;
- появиться ориентировочная активность. (Где мячик? –Вот мячик.)
- дети смогут переключаться с одного вида деятельности на другой, освоят алгоритм смены деятельности и структуру занятия.
- проявлять интерес к совместной предметной и игровой деятельности со взрослым в разных видах деятельности (игровой, музыкальной, продуктивной);
- выполнять действия по образцу и по словесной инструкции;
- выполнять простую сортировку по цвету из четырех основных цветов;
- у детей появится речь (отдельные слова или простая фраза).
К концу обучения по программе у родителей появиться понимание особенностей развития их детей, они будут знать «зону ближайшего развития», смогут принимать активное участие в программе коррекции и развития, улучшиться психологический климат в семье. Освоят принципы формирования того или иного навыка у ребенка.
Курс рассчитан на 9 занятий с детьми и 3 обучающих семинара для родителей. В проведении занятия участвуют два специалиста, один ведет занятие, другой выступает в роли кондуктивного педагога (например, при выполнении действий «рука в руке»).
Структура занятия.
- В раздевалке звонит колокольчик. Дети реагируют и строятся на занятие.
- Пришли в кабинет, сели на скамейку, разулись, аккуратно поставили обувь.
- Вводный хоровод под музыку. Стали вставать в круг, практически осваиваем направление движения : направо, налево.
- Сидя в кругу: приветствие, отхлопывание своего имени. «Я»- показывает-Ле-на. Ребенок еще не может себя назвать, но уже пытается отхлопать свое имя.
- Самомассаж массажными мячиками: схема тела + сочетание речи с движением.
- Развитие восприятия.
- Формирование слухового восприятия: на первых порах дети извлекают звуки из звучащих игрушек, затем дифференцируют на слух, затем выполняют подражательные действия с отстукиванием ритма. Главное в этом: ребенок начинает прислушиваться, участвовать в игре.
- Формирование зрительного восприятия. Сортировки, пазлы , действия с предметами.
- Формирование тактильно-двигательного восприятия.
- Двигательная разминка: выкладывание сенсомоторной дорожки и прохождение по ней под музыку.
- Попевки: поем гласные (используем интерактивную доску с играми)
- Опять звук колокольчика приглашает за стол. Дети убирают модули, садятся за стол. Продуктивная деятельность, в которой ребенок учится не только понимать речь, но и использовать ее и т. д.
- Заключительный хоровод, поощрения. Обсуждение с родителями хода занятия, задания на дом.
Первые два-три занятия ориентированы на настроение детей, их сенсорные предпочтения , их психологическое состояние, поэтому в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия, сокращения времени занятия. Главная задача – формирование стойкого положительного эффекта от посещения занятия. В дальнейшем занятия принимают четкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, танцевально-двигательной терапии), системности и преемственности.
Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы. Так как дети раннего возраста быстро устают, то длительность одного задания не должна превышать 2-х -3-х минут.
Стимульный материал предъявляется для эффективного участия всех анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, проприоцептивного). На нескольких первых занятиях выполняются упражнения «Яйцо» и «Тоннель», которые являются аналогией рождения. Они могут выполняться на нескольких первых занятиях или регулярно с детьми, у которых преобладают процессы возбуждения над процессами торможения и призваны активизировать работу стволовых структур мозга и тонизирования всего мозга. Наибольший эффект достигается при выполнении упражнения «Яйцо» ребенком с мамой.
Основным принципом организации окружающей среды является подбор стимулов в интересующей ребенка модальности. Необходимо, опираясь на актуальный уровень развития, учитывать «зону ближайшего развития» ребенка в построении совместной предметно-практической и игровой деятельности , совместно с родителями подбирать стимульный материал и формировать у ребенка «адаптивные ответы».
Другим важным компонентом в организации среды является уровень стимуляции, т.е. необходимо давать воздействия той интенсивности, которое способно не только доставить ребенку удовольствие.
Требования к организации пространства.
- Просторное помещение с минимумом отвлекающих предметов.
- Спортивный инвентарь- обручи, массажные мячи, гимнастические палки, конусы, тактильные коврики, из мягких модулей – горка, труба или арка, канат, надувные лошадки.
- Игрушки и игровое оборудование по тематике занятия.
- Сенсорные игровые средства (черно-белый коврик-пазл, сенсорная панель с тактильными шарами)
- Музыкальные игрушки (звучащие молоточки, колокольчики, по 2 деревянных ложки на каждого ребенка, бубен, рули)
- Стол для выполнения дидактических заданий и занятия творчеством: лепки, рисования, аппликации, детские стулья, скамейка, на которую дети могут сесть и разуться.
- Шкаф для хранения принадлежностей для продуктивной деятельности.
- Мультимедийная доска, компьютер, музыка и видео-материалы.
Календарно-тематический план групповых и (или) индивидуальных занятий
Кол-во занятий с детьми или в детско-родительских группах: 12 часов.
Обучающие семинары для родителей: 3 часа.
№ | Тема занятия, направления работы. | Форма проведения | Кол-во занятий в неделю | Количество часов | |
Групп. | Инд. | ||||
1,2,3 | «Знакомство». Действия с предметами, их свойствами, освоение алгоритма смены видов деятельности, действия «рука в руке». Формирование тактильно-двигательного восприятия. Формирование стойкого положительного эмоционального отклика у детей. | групп | инд | 1 раз в неделю по 45 минут | 2,5 часа |
№1 | Семинар для родителей. «Возможности предметно-развивающей среды», анкетирование родителей. | групп. | ______ | Семинар можно проводить после первого, второго или третьего занятия с детьми | 45 мин |
4 | Формирование положительного эмоционального взаимодействия со взрослым и подражательных действий. Развитие зрительного восприятия. Простая сортировка: цвет. | групп. | ________ | 1 раз в неделю по 45 минут | 45 мин |
5 | Формирование представлений о самом себе и схемы тела. Развитие слухового внимания, неречевые звуки, формирование подражательных действий со звучащими игрушками. | групп. | ________ | 1 раз в неделю по 45 минут | 45 мин |
6 | Развитие чувства ритма. Вызывание голосовых реакций. Лого ритмические упражнения. Пропевание гласных А- У, У-А. | групп. | ________ | 1 раз в неделю по 45 минут | 45 мин |
7 | Формирование и развитие зрительного восприятия на материале сказки «Курочка Ряба». Много-один. | групп. | ________ | 1 раз в неделю по 45 минут | 45 мин |
8 | Активизация зрительного и слухового внимания. Выкладывание дорожки по образцу из кубиков одного цвета при выборе из трех цветов. Поисково-исследовательская деятельность. «Цыпленок». Формирование захвата щепотью. | групп. | ________ | 1 раз в неделю по 45 минут | 45 мин |
9 | Формирование подражания как способа усвоения и присвоения общественного опыта в лого ритмических упражнениях. «Петушок и бобовое зернышко». Формирование пинцетного захвата. «Зернышки на травке». Развитие слуховых дифференцировок «Чей голосок?» | групп. | ________ | 1 раз в неделю по 45 минут | 45 мин |
№2 | Мастер-класс для родителей «Этапы формирования подражательных действий». | групп. | _______ | После 6-го, 7-го занятия с детьми | 45 мин |
10 | Формирование подражания как способа усвоения и присвоения общественного опыта. Сказка «Репка», тянем-потянем, развитие мышечно-суставного чувства. | групп. | 45 мин | ||
11 | Восприятие формы на основе практических способов проб и примеривания. Круг. «Колобок» | групп. | 45 мин | ||
12 | Развитие зрительно-моторной координации и согласованности рук. «Клубочки для киски». Закрепление понятий «большой- маленький» на образовательном материале «Кошечка с котятами». | групп. | 45 мин | ||
№ 3 | Итоговое анкетирование родителей. Предварительная подготовка- оценить уровень освоения программы ребенком по десятибальной шкале. | групп. | 45 мин | ||
Итого: 12 часов |
Литература.
Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Альбом: Наглядный материал для обследования детей, – М: Просвещение, 2009;
Э. Дж. Айрес. «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития», Москва, Теревинф -2013.
У. Кислинг. «Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие», Москва Теревинф- 2010.
Чумакова И.В. «Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта», Москва, ВЛАДОС-2001 г.
[1] «Ребенок и сенсорная интеграция» Э. Дж. Айрес, Москва, Теревинф 2013, стр. 22