Программа по формированию познавательных и коммуникативных навыков у детей 2-3-х лет.

Шпартько Марина Федоровна

Программа  предназначена для работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда   в пропедевтический период, который представляет собой «упорядочивание ощущений»  у «не говорящих» детей.

Упорядочивание ощущений или  сенсорная интеграция

·       является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);

·       организует информацию, полученную от органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положения в пространстве);

·       наделяет значением испытываемые нами ощущения; фильтруя и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать взрослого и не обращать внимание на уличный шум);

·       позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);

·       формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

В отличие от других программ, Программа  имеет кумулятивный подход к занятиям: развитие сенсорной интеграции у детей сочетается с темпо-ритмическими и   логоритмическими упражнениями, пропеванием гласных звуков. Высокие требования  к речи, мимике и артикуляции педагога.

Так, например, обучение отталкиваться ногами  на лошадке сочетается с песенкой Железновых «Но-но-но», взрослый помогает ребенку почувствовать ритм, совершая «скачки» в такт музыке.

Обязательной частью программы является   работа с родителями. Главная роль в воспитании ребенка отводится, естественно, семье. Специалисты объясняют родителям, что только при их участии на всех этапах работы с ребенком можно оказать ему эффективную помощь. Разграничивая ответственность, специалисты устанавливают с родителями  партнерские отношения, которые становятся платформой для обучения родителей навыкам помощи ребенку и эффективного взаимодействия с ним. В  Программе заложено оптимальное сочетание индивидуальных и  групповых занятий с детьми , семинаров для родителей, анкетирование родителей в начале и конце курса.


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tuk-tuk-kulachok.docx39.11 КБ
Файл Титульный лист89.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность.

Ранний возраст – это период становления функциональных систем, формирования высших корковых функций.  Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, и особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно-действенного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития. Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого-педагогического воздействия.

 В последнее время выявляется все больше случаев ментальных нарушений, сказывающихся на обучении и развитии детей, поэтому все больше специалистов пытаются разобраться в природе этих проблем и нащупать пути помощи таким детям. Первой была установлена связь между обучением, развитием и нарушением слуховой и зрительной перцепции. Потом ученые выяснили, что причиной некоторых слуховых и большинства зрительных проблем, возникающих у детей, является плохая интеграция ощущений, обеспечивающих нас информацией о прикосновениях, положении тела и движениях.

Новизна программы.

Программа  предназначена для работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда   в пропедевтический период, который представляет собой «упорядочивание ощущений» [1]  у «неговорящих» детей.

Упорядочивание ощущений или  сенсорная интеграция

  • является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);
  • организует информацию, полученную от органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положения в пространстве);
  • наделяет значением испытываемые нами ощущения; фильтруя и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать взрослого и не обращать внимание на уличный шум);
  • позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);
  • формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.[2]

В отличие от других программ, Программа  имеет кумулятивный подход к занятиям: развитие сенсорной интеграции у детей сочетается с темпо-ритмическими и   лого ритмическими упражнениями, пропеванием гласных звуков. Высокие требования предьявляются к речи, мимике и артикуляции педагога.

Так, например, обучение отталкиваться ногами  на лошадке сочетается с песенкой Железновых «Но-но-но», взрослый помогает ребенку почувствовать ритм, совершая «скачки» в такт музыке.

Обязательной частью программы является   работа с родителями. Главная роль в воспитании ребенка отводится, естественно, семье. Специалисты объясняют родителям, что только при их участии на всех этапах работы с ребенком можно оказать ему эффективную помощь. Разграничивая ответственность, специалисты устанавливают с родителями  партнерские отношения, которые становятся платформой для обучения родителей навыкам помощи ребенку и эффективного взаимодействия с ним. В  Программе заложено оптимальное сочетание индивидуальных и  групповых занятий с детьми , семинаров для родителей, анкетирование родителей в начале и конце курса. 

Методологическим обоснованием программы являются личностно-ориентированный подход к организации деятельности ребенка и взятая за основу культурно-историческая парадигма              (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), согласно которой движущей силой развития является обучение и деятельность ребенка.

Адресность программы:

         Программа предназначена для детей раннего и младшего дошкольного  возраста с задержкой в  психомоторном, познавательном и речевом развитии, с особенностями формирования  эмоционально-волевой сферы, аутистическим спектром и  для детско-родительских групп.

Цели программы:

1. Развитие сенсорной интеграции   у детей раннего и младшего дошкольного   возраста с задержкой в   психомоторном, познавательном и речевом развитии, с особенностями   формирования  эмоционально-волевой сферы и аутистическим спектром.

2. Повышение родительской компетентности в обучающих семинарах  и   мастер-классах.

Задачи программы: 

    Развитие зрительного, тактильного и слухового восприятия.

    Развитие координации движений и работы мышц (развитие общей и мелкой моторики).

    Развитие чувства равновесия.

    Осознание направления движения.

    Развитие восприятия собственного тела в пространстве и его отдельных частей.

    Развитие восприятия пространства и размера тел.

    Развитие ощущения времени. 

    Формирование положительного эмоционального общения  со  взрослым.

    Стимуляция речевой деятельности.

Противопоказания: эписиндром, высокая судорожная готовность.

Форма и режим занятий. Программа предусматривает возможность проведения индивидуальных и подгрупповых (2-3 ребенка) занятий. По усмотрению специалиста, родители могут участвовать в занятии. Также могут проводиться занятия в малых группах (до 6  человек) с участием родителей (или их представителей). В рамках курса проводятся обучающие  семинары и мастер-классы для родителей (не менее трех), с анкетированием родителей в начале и конце курса.

Перед началом курса проводится индивидуальное  диагностическое занятие, не входящее в Программу, на котором специалист оценивает   уровень сенсомоторного развития (реагирование на слуховые, зрительные, тактильные стимулы, сформированность двигательных навыков), какие предпочтения имеет ребенок  в действиях с предметами, особенности контакта, границы поля зрения, присутствие или отсутствие глазного контакта, подражательных действий и пр. Данные заносятся в Протокол обследования (см. Приложение 1), только по  результатам обследования родителям может быть рекомендован курс занятий по Программе.

Занятия с детьми  проводятся 1 раз в неделю плюс  три обучающих семинара для родителей.

          

К концу обучения по программе у детей сформируется эмоциональная потребность в общении, появиться чувство эмпатии;

  • потребность подражать действиям взрослого  в общей и артикуляционной моторике;
  • появиться ориентировочная активность. (Где мячик? –Вот мячик.)
  • дети смогут переключаться с одного вида деятельности на другой, освоят алгоритм смены деятельности и структуру занятия.
  • проявлять интерес к совместной предметной и игровой деятельности со взрослым в разных видах деятельности (игровой, музыкальной, продуктивной);
  • выполнять действия по образцу и по словесной инструкции;
  • выполнять простую сортировку по цвету  из четырех основных цветов;
  • у детей появится речь (отдельные слова или простая фраза).

К концу обучения по программе у родителей появиться понимание особенностей развития их детей, они будут знать «зону ближайшего развития», смогут принимать активное участие в программе коррекции и развития, улучшиться психологический климат в семье. Освоят принципы формирования того или иного навыка у ребенка.

Курс рассчитан на 9 занятий с детьми и 3 обучающих семинара для родителей. В проведении занятия участвуют два специалиста, один ведет занятие, другой выступает в роли кондуктивного педагога (например, при выполнении действий  «рука в руке»).

Структура занятия. 

  1. В раздевалке  звонит колокольчик. Дети реагируют и строятся на занятие.
  2. Пришли в кабинет, сели на скамейку, разулись, аккуратно поставили обувь.
  3. Вводный хоровод под музыку. Стали вставать в круг, практически осваиваем направление движения : направо, налево.
  4. Сидя в кругу: приветствие, отхлопывание своего имени. «Я»- показывает-Ле-на. Ребенок еще не может себя назвать, но уже пытается отхлопать свое имя.
  5. Самомассаж массажными мячиками: схема тела + сочетание речи с движением.
  6. Развитие восприятия.
  • Формирование слухового восприятия: на первых порах дети извлекают звуки из звучащих игрушек, затем дифференцируют на слух, затем выполняют подражательные действия с отстукиванием ритма. Главное в этом: ребенок начинает прислушиваться, участвовать в игре.
  • Формирование зрительного восприятия. Сортировки, пазлы , действия с предметами.
  • Формирование тактильно-двигательного  восприятия.
  1. Двигательная разминка: выкладывание сенсомоторной дорожки и прохождение по ней под музыку.
  2. Попевки: поем гласные (используем интерактивную доску с играми) 
  3.  Опять звук колокольчика приглашает за стол. Дети убирают модули, садятся за стол. Продуктивная деятельность, в которой ребенок учится не только понимать речь, но и использовать ее и т. д.
  4.  Заключительный хоровод, поощрения. Обсуждение с родителями хода занятия, задания на дом.

Первые два-три занятия ориентированы на настроение детей, их сенсорные предпочтения , их психологическое состояние, поэтому в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия, сокращения времени занятия. Главная задача – формирование стойкого положительного эффекта от посещения  занятия.  В дальнейшем занятия принимают четкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, танцевально-двигательной терапии), системности и преемственности.

Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы. Так как дети раннего возраста быстро устают, то длительность одного задания не должна превышать 2-х -3-х минут.

 Стимульный материал предъявляется для  эффективного  участия всех анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, проприоцептивного). На нескольких первых занятиях выполняются упражнения «Яйцо» и «Тоннель», которые являются аналогией рождения. Они могут выполняться на нескольких первых занятиях  или регулярно с детьми, у которых преобладают процессы возбуждения над процессами торможения  и призваны активизировать  работу стволовых структур мозга и тонизирования всего мозга. Наибольший эффект достигается при выполнении упражнения «Яйцо» ребенком с мамой.

Основным принципом организации окружающей среды является подбор стимулов в интересующей ребенка модальности. Необходимо, опираясь на актуальный уровень развития, учитывать  «зону ближайшего развития» ребенка в построении совместной предметно-практической и игровой деятельности , совместно с родителями подбирать стимульный материал и формировать у ребенка «адаптивные ответы».

Другим важным компонентом в организации среды является уровень стимуляции, т.е. необходимо давать воздействия той интенсивности, которое способно не только доставить ребенку удовольствие. 

Требования к организации пространства. 

  1. Просторное помещение с минимумом отвлекающих предметов.
  2. Спортивный инвентарь- обручи, массажные мячи, гимнастические палки, конусы, тактильные коврики, из мягких модулей – горка, труба или арка, канат, надувные лошадки.
  3. Игрушки и игровое оборудование по тематике занятия.
  4. Сенсорные игровые средства (черно-белый коврик-пазл, сенсорная панель  с тактильными шарами)
  5. Музыкальные игрушки (звучащие молоточки, колокольчики, по  2 деревянных ложки на каждого ребенка, бубен, рули)
  6. Стол для выполнения дидактических заданий и занятия творчеством: лепки, рисования, аппликации, детские стулья, скамейка, на которую  дети могут сесть и разуться.
  7. Шкаф для хранения принадлежностей для продуктивной деятельности.
  8. Мультимедийная доска, компьютер, музыка и видео-материалы.

Календарно-тематический план групповых и (или) индивидуальных занятий

Кол-во занятий с детьми или в детско-родительских группах: 12 часов.

Обучающие семинары для родителей: 3 часа.

Тема занятия, направления работы.

Форма проведения

Кол-во занятий в неделю

Количество часов

Групп.

Инд.

1,2,3

«Знакомство». Действия с предметами, их свойствами, освоение алгоритма смены видов деятельности, действия «рука в руке».

Формирование тактильно-двигательного восприятия. Формирование стойкого положительного эмоционального отклика у детей.

групп

инд

1 раз в  неделю по 45 минут

 2,5 часа

№1

Семинар для родителей. «Возможности предметно-развивающей среды», анкетирование  родителей.

групп.

    ______

 Семинар можно проводить после первого, второго или третьего занятия с детьми

 45 мин

4

Формирование положительного эмоционального взаимодействия  со взрослым и подражательных действий. Развитие зрительного восприятия. Простая сортировка: цвет.

групп.

________

1 раз в  неделю по 45 минут

45 мин

5

Формирование представлений о самом себе и схемы тела. Развитие слухового внимания, неречевые звуки, формирование подражательных действий со звучащими игрушками. 

групп.

________

1 раз в  неделю по 45 минут

45 мин

6

Развитие чувства ритма. Вызывание голосовых реакций. Лого ритмические упражнения. Пропевание гласных А- У, У-А.

групп.

________

1 раз в  неделю по 45 минут

45 мин

7

Формирование и развитие зрительного восприятия на материале сказки «Курочка Ряба». Много-один.

групп.

________

1 раз в  неделю по 45 минут

45 мин

8

Активизация зрительного и слухового внимания. Выкладывание дорожки по образцу из кубиков одного цвета при выборе из трех  цветов. Поисково-исследовательская деятельность.  «Цыпленок». Формирование захвата щепотью.

групп.

________

1 раз в  неделю по 45 минут

45 мин

9

Формирование подражания как способа усвоения и присвоения общественного опыта в лого ритмических упражнениях. «Петушок и бобовое зернышко». Формирование пинцетного захвата. «Зернышки на травке». Развитие слуховых дифференцировок «Чей голосок?»

групп.

________

1 раз в  неделю по 45 минут

45 мин

№2

Мастер-класс для родителей «Этапы формирования подражательных действий».

групп.

_______

После 6-го, 7-го занятия с детьми

45 мин

10

Формирование подражания как способа усвоения и присвоения общественного опыта. Сказка «Репка», тянем-потянем, развитие мышечно-суставного чувства.

групп.

45 мин

11

Восприятие формы на основе практических способов проб и примеривания. Круг. «Колобок»

групп.

45 мин

12

Развитие зрительно-моторной координации и согласованности рук. «Клубочки для киски». Закрепление понятий «большой- маленький» на образовательном материале «Кошечка с котятами».

групп.

45 мин

№ 3

Итоговое анкетирование родителей. Предварительная подготовка- оценить уровень освоения программы ребенком по десятибальной шкале.

групп.

45 мин

Итого: 12 часов

Литература.

Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Альбом: Наглядный материал для обследования детей, – М: Просвещение, 2009;

Э. Дж. Айрес. «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития», Москва,  Теревинф -2013.

У. Кислинг. «Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие»,  Москва Теревинф- 2010.

Чумакова И.В. «Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта», Москва, ВЛАДОС-2001 г.


[1] «Ребенок и сенсорная интеграция» Э. Дж. Айрес, Москва,  Теревинф 2013, стр. 22



Предварительный просмотр: