26.10.2012 г «Диагностика уровня сенсорно-моторного развития детей раннего возраста с особыми потребностями. Коррекционная помощь». Мастер-класс для учителей-дефектологов.
Мастер-класс для учителей – дефектологов в рамках участия в «Неделе педагогического мастерства» Окружной Методический центр ОМЦ ЗОУО г М.
26 октября 2012 г. ЦППР и К «Родничок», Сколковское шоссе д. 32,корпус 1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Диагностика уровня сенсорно-моторного развития детей раннего возраста с особыми потребностями. Коррекционная помощь». (интегрированное занятие)
1.Выступление Блохиной Людмилы Валентиновны. Заместителя директора по коррекционной работе, врача-педиатра.
«История развития Ани, 1 год 2 мес. Краткий анамнез. Первичный прием.
2. Выступление Шпартько Марины Федоровны, учителя-дефектолога.
Видеоматериал интегрированного занятия с комментариями.
Краткий анамнез.Девочка Аня, 1г.2 месяца. Семья обратилась к нам в Центр, узнав информацию на сайте. 12 сентября 2012 года семья прошла первичный прием.
Медицинский диагноз: Перинатальное поражение ЦНС. Симптоматическая (фокальная) эпилепсия. Частичная атрофия зрительных нервов. Вторичное сходящееся косоглазие. Двусторонняя сенсоневральная тугоухость: слева 0- I степени, справа I-II степени. ЗПМР. Спастический синдром.
По результатам диагностики, проводимой на первичном приеме с использованием показателей нервно-психического развития детей 1-го года жизни Э. Л. Фрухт, общий уровень развития девочки соответствовал 2 месяцам. Напоминаю, что на момент проведения диагностики возраст девочки 1год 2 месяца.
За два года работы нашего Центра, были разработаны различные формы работы с семьей (см табл. 1)
- однократное консультирование;
- динамическое наблюдение;
- пролонгированное наблюдение;
- сессия;
- комбинированная форма;
- длительный курс для детей с установленным медицинским диагнозом;
- домашнее визитирование;
- дистанционное консультирование.
По итогам первичного приема выбрана форма работы с семьей - длительный курс занятий для детей с установленным медицинским диагнозом.
Семье были рекомендованы интегрированные занятия учителя - дефектолога и врача-педиатра. Почему интегрированные занятия? Почему выбраны именно эти специалисты? Учитель – дефектолог, потому что ребенок имеет серьезный медицинский диагноз и как, следствие, сложную структуру дефекта. Врач-педиатр, потому что ребенок имеет проблемы в двигательном развитии и на занятии врач выполняет функции специалиста по движению.
Кратность встреч – 1 раз в неделю. Почему такая кратность? Меньше 1 раза в неделю не эффективно. При более частых встречах родители менее мотивированы, менее включены в работу.
Как и любое другое коррекционно-развивающее занятие, представляемое вам занятие, имеет структуру:
Приветствие, организационный момент.
Основная часть.
Подведение итогов, прощание.
Приветствие или организационный момент: установление контакта, эмоционально положительный настрой на занятие. (Видеоматериал. Фрагмент 0003).
Основная часть занятия.
Цель: коррекция сенсорно-моторных нарушений.
Задачи:
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие тактильной чувствительности.
- Формирование навыков общей моторики.
- Развитие понимания обращенной речи.
С учетом выявленных у Ани особенностей в развитии и для эффективного решения задач были подобраны:
- Значимые зрительные стимулы (черно-белые картинки, предметы, отражающие свет, игрушки с изображением человеческого лица)( острота зрения 0,03).
Не рекомендовано использовать ярко вспыхивающих и мелькающих зрительных стимулов, т.к. это может спровоцировать приступ судорог.
- Значимые слуховые стимулы. Так как у Ани снижен слух, подобраны звучащие игрушки с высоким и средним звуковым диапазоном. К ним относятся: колокольчик, бубен.
- Разнообразные тактильные стимулы.
- Дополнительные приспособления и укладки. Использование их необходимо для того, чтобы специалист мог взаимодействовать с ребенком, а так же чтобы ребенок чувствовал себя комфортно.
Поэтому ведется большая предварительная работа: подбирается стимульный материал, приносятся укладки.
(Видеоматериал. Фрагменты: 0004(черно-белые стимулы), 0005 (яркий стимул – мишура), 0007 – (слуховые стимулы – колокольчик, бубен), 0008 – игра на боку), 0009 (отдых в пуфе), 0010 (бусы в пуфе).
В продолжении всего занятия обязательно:
- Специалист комментирует все происходящее для ребенка и для мамы.
- Похвала Ане словом и тактильно.
- В течение всего занятия происходит смена поз, в которых находится ребенок.
- Взаимодействие специалистов на занятии строится на основе принципа коммандности и междисциплинарности.
Подведение итогов и прощание. Обратная связь по занятию, домашнее задание, ответы на вопросы, договоренность о следующей встрече.
(Видеоматериал. Фрагменты: 0012 (завершаем занятие для Ани), 0013 (машем пока), 0014 (консультация специалиста, позы)).
2.Выступление Шпартько Марины Федоровны, методиста, учителя-дефектолога «Начальный этап составления индивидуально-развивающей программы для ребенка. Планируемый результат коррекционного воздействия. Сроки выполнения индивидуальной программы».
Индивидуальная, коррекционно-развивающая программа для ребенка с комплексными парушениями (I этап).
Цель: Сформировать у ребенка полисенсорный характер восприятия окружающего мира, подготовить ребенка к осуществлению собственных действий.
Задача первого этапа – образование связей между сохранившимися анализаторами (зрительными, слуховыми, осязательными, вибрационными и другими ), создание базы для полисенсорного восприятия окружающей действительности. Это возможно только в развитии сенсомоторной деятельности.
Здесь также важен четкий распорядок дня: это приучает к организованности, способствует лучшей ориентации малыша во времени.
1.Развитие двигательных функций.
а) Поднимать и некоторое время удерживать голову, лежа на животе. Материал - звучащая игрушка неяркая, чтобы избежать приступа. Методика: ребенка кладут на живот и наблюдают в течение 2 с. Если ребенок не поднимает голову, на расстоянии 30-40 см перед ним ставят игрушку, гремят ею, медленно поднимают ее, говорят с ребенком. Помощь ребенку: если ребенок не поднимает голову, ему помогают: поправляют руки под грудью, придерживают ноги, слегка нажимая, гладят спину вдоль позвоночника от затылка до копчика.Поведение ребенка: поднимает невысоко и удерживает голову не менее 5 с.
б) Удерживать голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
в) При поддержке под мышки крепко упираться о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе или в положении лежа, опора вертикальная.
г) Учить переворачиваться со спины на живот.
е) Обучать обследованию предмета двумя руками, обучать приемам и способам обследования.
- Развивать зрительные ориентировочные реакции:
- Удерживать в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение).
- Длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Материал – черно-белый (игрушка (диаметр - 5-10 см), перчатка). Методика: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушкой, подвешенной на высоте 50-70 см над его грудью, или на этой же высоте неподвижно держат игрушку. Помощь ребенку: если ребенок не смотрит, привлекают внимание, двигая игрушкой, приближая и удаляя ее, вызывая звук. Поведение ребенка: смотрит на игрушку в течение 20-25 с, не двигается;
- Развитие слухового восприятия .
Развитие слуховых ориентировочных реакций.
а) Плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке. Материал - погремушка с сильным звуком. Методика: когда ребенок, лежащий на спине, беспокоен, кричит или плачет, взрослый ласково говорит с ним, гремит погремушкой или хлопает в ладоши, находясь вне поля зрения ребенка. Помощь ребенку: если ребенок не успокаивается и не реагирует, громче говорить с ним или греметь погремушкой, можно 2-3 раза похлопать в ладоши. Поведение ребенка: через 5-15 с успокаивается. Движения заторможены. Слуховое сосредоточение в течение 10-15 с.
б) Ищущие повороты головы при длительном звуке. Материал - громко звучащая игрушка или шуршащая бумага. Методика: гремят погремушкой 3-5с на расстоянии 40-50 см сбоку, вне поля зрения лежащего на спине ребенка. Помощь ребенку: если реакции нет, следует повторно 2-3 раза погреметь погремушкой справа и слева, повернуть голову ребенка в сторону звука. Поведение ребенка: слушает в течение 5 с и после этого или сразу поворачивает голову вправо и влево. Возможен преимущественный поворот головы в одну сторону;
в) Поворачивать голову в сторону голоса взрослого. Методика: взрослый ласково говорит с ребенком, лежащим на спине под подвешенной игрушкой, вне поля его зрения (на расстоянии 40-50 см) в течение 1 мин. Помощь ребенку: если ребенок не поворачивает голову в сторону взрослого, можно или продолжить разговор с ним, говорить более радостно, оживленно или встать перед ребенком так, чтобы он «посмотрел» на говорящего взрослого(тактильно помочь ребенку его руками), а затем опять отойти в сторону, но так, чтобы ребенок не следил за ним. После проверки обязательно, разговаривая, показаться ребенку. Поведение ребенка: сосредоточенно слушает в течение 5-10 с и поворачивает голову в сторону голоса взрослого, ищет глазами, пытается "увидеть".
г) Знакомить ребенка с различными звуками (погремушки, различные по высоте и громкости, шуршащая бумага и т. д.). Помощь: помогать ребенку трясти погремушкой, шуршать бумагой и т. д. Называть игрушку и говорить какой звук она производит.
4.Развитие тактильно-вибрационной чувствительности. Знакомить с контрастным на ощупь материалом, последовательно увеличивая количество. Учить различать. Обязательно говорить, какой на ощупь, используя сравнения (пушистый, как кошечка, колючий как ежик и т.д.). Со свойствами воды (теплая, холодная, журчит, брызги и т.д.)
Знакомить с бытовой техникой, издающей звуки (ладонью почувствовать вибрацию работающей стиральной машинки, стук молотка, приложив ладонь к поверхности и т.д.)
5.Развитие понимания речи.
Постоянно разговаривать с ребенком на доступном для его слуха расстоянии, внимательно следить за ответной реакцией. Оречевлять все действия, которые взрослый производит совместно с ребенком. Голос должен быть спокойным, доброжелательным. Речь нормального темпа, простая, доступная. Пальчиковые игры, потешки. Петь песни, прикладывая ребенка лучше слышащим ухом (потом хуже слышащим) к груди. Вызывать голосовые реакции с помощью тактильно-вибрационной чувствительности.
Подготовительные этапы развития активной речи: издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Методика: взрослый наклоняется над ребенком, лежащим на спине, на доступном для его слухового восприятия расстоянии. Вызывает сосредоточение на своем лице, ласково разговаривает, произносит певучие звуки (до 5 раз).Помощь ребенку: если ребенок не произносит звуки, разговор с ним продлевается до 1-2 мин. Если по-прежнему нет звуков, то надо погладить, потормошить ребенка.(?)
Поведение ребенка: после нескольких обращений взрослого ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).
6 Эмоции и социальное поведение:
а) Первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
Методика: с ребенком, лежащим на спине, ласково говорят, улыбаются, вызывая у него зрительное сосредоточение на лице говорящего взрослого. Повторяют обращение до 4 раз. Не следует тормошить или гладить ребенка. Помощь ребенку: если улыбки нет, можно потормошить, погладить 2-3 раза, руками ребенка ощутить эмоции взрослого. Поведение ребенка: неярко улыбается в ответ на 3-4 обращения к нему.
б)Учить проявлять комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ребенком (разговор).Методика: наклонившись над лежащим на спине ребенком, ласково, улыбаясь ему, оживленно говорят с ним в течение 25-30 с, обращаясь 3 раза. Если ребенок не контактирует, задают вопрос матери, радуется ли ребенок в ответ на общение, как проявляет радость.(?)
Поведение ребенка: смотрит на лицо взрослого. После одного - двух обращений широко улыбается, издает тихие и короткие звуки, сгибает и разгибает ноги и руки. Оживление нарастает и сохраняется после обращения в течение 5-10 с. Может проявлять комплекс оживления без какого-нибудь одного компонента.
Данная программа рассчитана на год, через полгода отслеживается динамика развития девочки.
Результатом коррекционного воздействия станет реализация всех задач, заложенных в данной индивидуальной программе
Используемая литература:
- «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни» (Разработана Э.Л.Фрухт),
- Л.И. Фильчикова,М.Э. Бернадская, О.Парамей «Нарушения зрения у детей раннего возраста».М-2003,
- О.Г. Приходько «Ранняя помощь детям с двигательной патологией», С-П 2006г,
- Ненси Р.Финни «Ребенок с церебральным параличом», М-2009,
- Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко «Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни». М-2001,
- Т.П. Кудрина «Развитие зрительных функций у детей от рождения до трех лет Каролина для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями»,С-П 2005 г