21.05.2014 г. Открытое занятие "Первичный прием " в рамках стажировки доктора философии (PhD), преподавателя факультета медицинских исследований Университета Пардубицы (Чехия, г. Пардубицы) Зденки Шандоровой
Предварительный просмотр:
Открытое занятие «Первичный прием как модель междисциплинарного взаимодействия специалистов ЦППРиК «Родничок». Актуальность оказания помощи детям раннего возраста».
Учитель-дефектолог Шпартько Марина Федоровна
Первичный прием включает в себя несколько этапов:
1.Знакомство. Каждая встреча начинается со знакомства с семьей и представления команды специалистов. Здесь происходит налаживание положительного эмоционального контакта между специалистами, проводящими консультацию, ребенком и его родителями, создание доверительной обстановки. Атмосфера доброжелательности, интереса, внимания, эмоционального тепла позволяет родителям свободно говорить о своих проблемах во время консультации, а это становится базой для дальнейшей продуктивной работы.
2.Выяснение запроса семьи. Специалисты спрашивают у родителей, что привело их в Центр, какие проблемы их волнуют, на какие вопросы они хотят найти ответ, какую помощь ждут от специалистов, кто направил семью в Центр. В процессе беседы специалисты стараются определить приоритеты в родительском запросе. Родители могут обозначить достаточно широкий круг жалоб и проблем. Однако важно выделить именно те, решение которых в данный момент для родителей наиболее значимы. Специалисты в процессе приема стараются в рамках своей компетенции проконсультировать родителей, но при необходимости предлагают провести дополнительное консультирование, с привлечением других специалистов.
3.Ознакомление родителей с планом первичного приема. Специалисты коротко знакомят родителей с предстоящей процедурой первичного приема.
4.Профессиональная оценка специалистов. Здесь происходит обследование ребенка и сбор необходимых данных. Во время первичного приема используются различные методы обследования: беседа, наблюдение за игровой деятельностью ребенка, тестирование с помощью определенного набора диагностического материала. Выбор тех или иных методов и последовательность их применения зависят от запроса родителей, возраста ребенка, его уровня развития и индивидуальных особенностей. Для диагностики детей раннего возраста мы используем методические разработки отечественных ученых Е.А. Стребелевой, Е.М. Мастюковой, Н.Н.Печоры, Э.Л. Фрухт и др. Уровень речевого развития проверяется на протяжении всей консультации. Главная цель диагностики – выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка.
Обследование уровня развития детей осуществляется по следующим сферам:
1. Познавательная деятельность (включает когнитивное и речевое развитие).
2. Мелкая моторика
3. Крупная моторика
4. Социально-эмоциональная сфера.
5. Самообслуживание (выясняется со слов родителей).
Процесс обследования начинает учитель-дефектолог.
Для установления контакта он привлекает внимание ребенка к тем или иным игровым материалам или просто разговаривает с ним. Таким образом, специалист помогает ребенку освоиться в незнакомой обстановке. Постепенно учитель-дефектолог предъявляет ребенку заранее подготовленный материал и игрушки, необходимые для определения функционального развития ребенка. Этот специалист владеет методами организации педагогической работы с детьми с различными видами нарушений, он старается определить уровень развития познавательных способностей ребенка. После завершения обследования создается достаточно отчетливое представление, как о реальных достижениях, так и о потенциальных возможностях ребенка. Подводя итог своим наблюдениям, специалист оценивает такие факторы, как способность ребенка действовать по подражанию, реакция на помощь взрослого и способность ею воспользоваться, уровень интереса к предлагаемым заданиям.
В это время врач беседует с родителями. На первичном приеме его основной задачей является оценка соматического состояния ребенка и степень его влияния на развитие ребенка.
Врач выясняет историю развития ребенка, сведения об акушерском анамнезе, выявляет факторы медицинского риска за весь период развития ребенка, как по
медицинской документации, так и у родителей. Уточняет информацию об этапах и особенностях двигательного развития ребенка от рождения до момента встречи (когда начал удерживать голову, переворачиваться, садиться и т.д.). Очень важным
аспектом работы врача-педиатра на первичном приеме является проведение скрининга зрения и слуха. Цель – выявить детей с нарушением базовых зрительных и слуховых функции. Поскольку с помощью зрения человек получает 80 процентов информации об окружающем мире, важно как можно раньше выявить проблемы зрения и правильно спланировать помощь, а значит, и сохранить способность ребенка видеть. Также врач проводит скрининг слуха с использованием гороховых проб. Это доступный и простой метод. Но важность его заключается в том, что нарушение слуха, выявленное в раннем возрасте, адекватные мероприятия по отношению к ребенку (подбор слуховых аппаратов, наблюдение сурдолога), способствуют становлению речи у этих детей так же, как у здоровых детей того же возраста. Поскольку методика проведения скрининга достаточно проста и информативна, родители сами в процессе проведения скрининга видят результаты: что у малыша получается хорошо, а что не получается. Поэтому охотно обсуждают результаты скрининга и прислушиваются к советам специалистов.
Врач-педиатр консультирует семью по вопросам, касающимся режима дня, сна, грудного вскармливания и т.д. Он предоставляет родителям информацию об особенностях ребенка: как те или иные медицинские проблемы могут влиять на развитие ребенка, и на что, исходя из этого, требуется обратить внимание. Рекомендует при необходимости консультацию тех или иных специалистов: окулиста, невролога, ортопеда и т.д.
Одновременно с учителем-дефектологом работает педагог-психолог. Его задача состоит в том, чтобы выявить факторы риска в психологическом развитии ребенка, например нарушения в раннем взаимодействии младенца и матери, проблемы при грудном вскармливании и отлучении от груди, раннее разлучение и госпитализация. Также он выясняет причину обращения, в чем родители видят проблемы ребенка. Одновременно с этим специалист наблюдает за взаимодействием между ребенком и членами семьи во время встречи, выясняет характер социально-эмоционального развития ребенка и особенности взаимоотношений в семье. Специалист пытается оценить степень понимания родителями чувств ребенка, а также то, как проблемы самих родителей (низкая самооценка, тревожность, депрессия, нарушенные отношения в семье) влияют на их отношения с детьми. Он помогает семье найти оптимальный путь для преодоления эмоциональных трудностей ребенка. Педагог-психолог старается помочь родителям «прочитать» те сигналы, которые подает ребенок, познакомить их с содержанием, обучает родителей правильно на них реагировать. Очень важно умение и желание матери «подстроится» под игру ребенка, уловить направление его интереса и грамотно поддержать его. Также психолог фиксирует интерес ребенка к игрушкам, выясняет уровень его исследовательской активности.
В процессе первичного приема происходит сбор дополнительных данных, неформальное наблюдение за поведением ребенка и родителей, предоставляется родителям обратная связь.
Родители не чувствуют себя сторонними наблюдателями, а являются участниками процесса. Специалисты объясняют родителям, что только при их участии на всех этапах работы с ребенком можно оказать ему эффективную помощь. Так, разграничивая ответственность, специалисты устанавливают с ними партнерские отношения, которые становятся платформой для обучения родителей навыкам помощи ребенку и эффективного взаимодействия с ним. Присутствие родных позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности и поддерживает в нем уверенность. А родители, присутствуя на консультации, знакомятся с возрастными нормами развития, с организацией игровой деятельности ребенка, с приемами, позволяющими привлечь и удерживать внимание ребенка.
5.Представление родителям информации согласно их запросу. Как правило, родители ждут от специалистов их профессионального мнения по тем или иным вопросам или проблемам, которые были заявлены. Поэтому к концу приема специалисты обсуждают результаты обследования, определяют уровень развития
ребенка и предоставляют родителям информацию согласно их запросу. По результатам определяется образовательный маршрут ребенка, план работы с семьей.
6.Родители и специалисты принимают решение о сотрудничестве. В конце первичного приема заключается договор о дальнейшем сотрудничестве семьи с Центром.
7.Планирование помощи. На этом этапе специалисты поясняют родителям дальнейшую программу сопровождения ребенка. Назначают дату следующей встречи.
8.Прощание. На этом этапе специалисты еще раз обобщают результаты встречи, подводят итоги, прощаются с родителями и ребенком, дают им понять, что им было приятно общаться с ними. Если планируются еще встречи, выражают надежду на то, что скоро увидятся вновь.
Первичный прием – это пример командной работы специалистов. В службах ранней помощи работают различные специалисты, которые в процессе оказания помощи семье и детям взаимодействуют между собой как междисциплинарная команда. Все члены команды руководствуются в своей работе едиными принципами. При этом у каждого есть свои обязанности в соответствии с его специальностью. Главное в команде иметь общие ценности, уважать личность ребенка и его родителей, и их право на выбор. Междисциплинарный подход экономит время семьи (не нужно приходить несколько раз к разным специалистам в разные кабинеты) и специалистов (им не нужно каждому самостоятельно собирать анамнез, историю развития ребенка). В процессе работы в команде представители одной специальности делятся с остальными членами команды своими знаниями.
Роль разных специалистов во время проведения междисциплинарного оценивания на первичном приеме.
Роль врача:
1.Выясняет историю развития ребенка.
2.Выявляет факторы медицинского риска за весь период развития ребенка, как по медицинской документации, так и у родителей.
3.Собирает информацию об этапах и особенностях двигательного развития ребенка от рождения до момента встречи.
4.Проводит скрининг слуха (гороховые пробы), проверяет базовые зрительные реакции.
5.При необходимости осматривает ребенка, проводит двигательные пробы в зависимости от возраста ребенка.
6.Участвует в командном обсуждении результатов обследования и предоставляет родителям информацию согласно их запросу.
7.Заполняет необходимую документацию.
Роль учителя - дефектолога:
1.Подготавливает соответственно по возрасту и развитию ребенка диагностический материал.
2.Проводит скрининговую оценку состояния сенсорных систем ребенка. Скрининговая оценка состояния сенсорных систем ребенка включает в себя определение уровня развития зрительного и слухового восприятия ребенка. Это дает представление об уровне его познавательного развития и специфике нарушений.
3.Определяет уровень развития ребенка, перспективы его ближайшего развития, используя разнообразные методики.
4.Участвует в командном обсуждении результатов обследования и предоставляет родителям информацию согласно их запросу.
5.Заполняет необходимую документацию.
Роль педагога-психолога:
1.Организует игровое пространство. Основной вид деятельности ребенка – это игра. Поэтому так важно правильно организовать игровое пространство, подобрать игрушки, с учетом возраста ребенка.
2.Выясняет у родителей вопросы, связанные с социально-эмоциональным развитием ребенка, особенности отношений в семье.
3.Наблюдает за взаимодействием между ребенком и членами семьи во время встречи.
4.Устанавливает контакт с ребенком, осуществляя игровое взаимодействие.
5.Участвует в командном обсуждении результатов обследования и предоставляет родителям информацию согласно их запросу.
6.Заполняет необходимую документацию.
Таким образом, к завершению первичного приема в файле ребенка находятся следующие обязательные документы: «Регистрационный лист», «Анкета для родителей», «Результаты первичного обследования ребенка», медицинские заключения о состоянии здоровья и развития, а также – дополнительные документы – справка об инвалидности, протоколы дополнительного обследования и т.п.
Бланк первичного приема специалисты заполняют после завершения работы с семьей. В графах бланка специалисты последовательно описывают, что ребенок делал на первичном приеме, его двигательную активность, эмоциональное состояние, как вступал в контакт со специалистом, как взаимодействовал с родителями, как играл, как говорил, насколько понимал обращенную к нему речь. Если какой-то навык не демонстрировал на приеме, а родители отмечают, что ребенок это делает, то в бланке делается запись: «Со слов мамы». Также помечаются какие-либо важные особенности, выявленные у ребенка на приеме. В бланке отмечается, понимает ли ребенок обращенную речь, выполняет ли инструкции, ориентируется в пространственном расположении предметов, понимает ли предложно-падежные конструкции. В графе «активная речь» записываются слова, (звукоподражания, фрагменты слов), которые употребляет ребенок, а также наличие фразы (простой, развернутой), количество слов в предложении. В графе «Рекомендовано» специалисты записывают все рекомендации, которые были даны семье. В целом бланк первичного приема позволяет зафиксировать важную информацию о семье, о развитие ребенка, результаты игр и наблюдений, рекомендации, которые были даны. Все данные в краткой форме заносятся в карту обследования. Такая карта позволяет составить объективную характеристику уровня развития ребенка и отразить динамику при повторных обследованиях. После завершения приема на этапе оформления документации мы обсуждаем эффективность проделанной работы, обменивается своими впечатлениями, делимся опытом.
Определяем, на что в следующий раз следует обратить более пристальное внимание.
На сегодняшний день наш первичный прием посетило 80 детей с разными нарушениями в развитии, либо риском нарушений. Самому младшему на момент
приема было 4 месяца, а самому старшему 6,5 лет. На данный момент, к нам чаще обращаются родители, которые получили информацию о нас от других родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии. Они составляют примерно половину из числа обратившихся в Центр. Остальные дети приходят по направлению от специалистов детских поликлиник, детских садов, а так же других Центров.
Количество желающих попасть в наш Центр постоянно растет.
Я постаралась обобщить основные проблемы, с которыми к нам приходят на первичный прием:
- задержка речевого и познавательного развития;
- нарушение психомоторного развития;
- нарушения коммуникативного развития;
- проблемы поведения: агрессивность, капризы, истерики и пр.;
- нарушения взаимодействия с родителями (или другими членами семьи);
- помощь в подготовке к дошкольному учреждению;
Иногда родители не могут правильно оценить, насколько ход развития их ребенка соответствует норме, поэтому они просят специалистов нашего центра проверить уровень развития и дать рекомендации для дальнейшей работы.
Вот некоторые проблемы, с которыми мы сталкиваются во время первичного приема:
-отсутствие у родителей адекватного представления о серьезности проблем у ребенка, а зачастую нежелание их разрешать;
-нередко родители пытаются отстраниться от процесса воспитания и образования детей, ссылаясь на усталость, занятость или личные проблемы, пытаясь переложить ответственность на специалистов Центра.
В процессе проведения первичного приема у нас как у специалистов тоже возникают определенные трудности.
Во-первых, я, как учитель-дефектолог обучались оказывать услуги в рамках традиционной, узкоспециализированной модели, поэтому мы привыкли работать внутри своей профессиональной области и обеспечивать помощь только детям без включения родителей. В процессе работы нам приходится перестраиваться на другую форму, уже понимая, что родители, не имеющие специального образования, могут также эффективно помогать своим детям, могут быстрее и лучше подобрать приемы, стимулирующие их развитие.
Во-вторых, родители традиционно всегда играли несколько пассивную роль и прежде всего, были ориентированы на получение услуг, которые профессионалы могли им оказывать. Мы же ожидаем от них, что они будут играть активную роль в процессе совместной работы. Но они не готовы к этой роли, боятся быть инициативными, не уверенны в своих силах и умениях, для них трудно быть в работе в качестве активных членов междисциплинарной команды. Иногда они продолжают ожидать, что именно специалисты выполнят все необходимые действия с ребенком. А ведь так важно, чтобы родители с самого начала участвовали в принятие всех решений, касающихся работы с их ребенком. Партнерские отношения не означают, что специалисты и родители всегда полностью согласны друг с другом, но мы стремимся к разрешению противоречий и взаимопониманию.
Таким образом, первичный прием – это своего рода скрининг, или «привратник», как его определила в своей статье Е.В.Кожевникова, на основе результатов которого специалисты и семья решают, начинают ли они вместе строить и реализовывать программу раннего вмешательства.
Список литературы:
1. Авторы-состовители: Блохина Л.В., Калинина С.В., Морозова Н.И. и др. «Служба раннего вмешательства. Методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи» Москва 2007г.
2.Журнал «Современное дошкольное образование теория и практика», статья «Российская лекотека» В.Н.Ярыгин, А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина №1 2008г. стр.46.
3. Здановская С.А.«Опыт использования телефонного интервью на первом этапе взаимодействия семьи со службой ранней помощи» научно-методический журнал «Дефектология» №2 2008 г.
4. «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста» под редакцией Н.В.Серебряковой Санкт-Петербург, 2007г.
5.Приходько О.Г. Система комплексной дифференцированной педагогической работы с детьми раннего возраста по коррекции нарушений развития.
Материалы конференции 28-29 ноября 2007г. «Проблемы раннего выявления нарушений развития и оказания коррекционной помощи детям в условиях образовательного учреждения
6.Разенкова Ю.А. Проблемы и перспективы региональной политики в области ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья //
Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. Москва, 18-19 февраля 2003г.
Сост. Ю.А. Разенкова, Е.Б. Айвазян. – М.:Полиграф-сервиз, 2003. –с. 30-44.
7.Соколова Н.Д, Кувичинская А.Б., «Первые шаги на пути к речи» Москва 2009г.