25.10.2016 в ГППЦ ТО"Северное Измайлово" состоялся семинар-практикум для педагогов и родителей "Повышение родительской компетентности в вопросах развития и социализации дошкольников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Развитие познавательного интереса у детей с ОВЗ. Роль родителей". | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Повышение родительской компетентности в вопросах развития и социализации дошкольников»
Цель семинара: способствовать повышению грамотности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Регламент семинара-практикума:
- Психологические и возрастные особенности детей от 1.5 до 4 лет. Когда начинать «бить тревогу».
- Роль родителя и педагога в социализации младших дошкольников.
- Организация режима дня и развивающей среды в домашних условиях.
- Речевое развитие дошкольников: норма и патология. Как помочь своему ребенку заговорить.
- Развитие познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Кому, в каком возрасте и для чего необходимы коррекционно-развивающие занятия с нейропсихологом. Основные упражнения для использования дома.
Учитель-дефектолог Шпартько М.Ф. «Развитие познавательного интереса у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Участие родителей в коррекционно-развивающем процессе – обязательное условие достижения планируемого эффекта. Какие бы изменения ни происходили на коррекционных занятиях, они приобретают значение для развития личности ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного процесса не может привести к достижению планируемого в программе эффекта, если изменения в поведении, установках, эмоциональных состояниях не находят отклика у его родителей и у ближайшего социального окружения, если значимые для ребенка близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.
Родительская компетентность определяется:
- Информированностью - знаниями родителей о возрастных особенностях детского развития, о различных аспектах воспитания и развития детей с нарушениями, которые имеет их ребенок.
- Взаимностью при общении - способностью и ребенка и взрослого как
посылать, так и понимать сигналы партнера по общению.
- Качеством стимуляции развития ребенка – организация развивающего пространства, подбор игрушек, соответствующих возможностям и уровню развития ребенка, стимуляции его исследовательской активности и познавательного интереса, а также осознания родителями зоны ближайшего развития ребенка.
- Развитием автономности и самостоятельности ребенка -приспособление родителей к изменениям, вызванным развитием ребенка, появление у него новых навыков, умений, поведенческих реакций.
- Эмоциональным тоном отношений -устойчивость и качество эмоциональных реакций, наличие взаимного удовольствия от общения.
«Качество стимуляции развития ребенка»- это осознание родителями «зоны ближайшего развития» ребенка.Ситуация необходимости совместного решения родителем и ребенком познавательных задач –оптимальная модель, помогающая родителю освоить важные правила взаимодействия с малышом.
- Последовательность, адекватность инструкций;
- Участие в деятельности, а не руководство деятельностью ребенка.
- Промежуточный контроль, а не контроль результатов.
- Своевременная помощь (по принципу: «помогаю,а не делаю за него»)
- Отслеживание эмоционального состояния ребенка.
- Предоставление возможности ошибиться.
- Терпимость к неудачам при выполнении заданий, адекватное реагирование на них.
Рекомендуемая литература.
- Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями.
- Барбера Мэри Линч, Расмуссен Трейси. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход