16.12.2013 г. "День открытых дверей" в СП ППРиК "Родничок" образовательного комплекса "Школа № 1195".
16 декабря 2013 года СП «Родничок» распахнул свои двери для специалистов образовательного комплекса № 1195. Педагоги-психологи, учителя-логопеды познакомились с работой своих коллег в СП «Родничок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Стендовый доклад "Первичный прием". | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Первичный прием- как модель междисциплинарного взаимодействия специалистов ЦППРиК «Родничок». Актуальность оказания помощи детям раннего возраста».
Учитель-дефектолог Шпартько Марина Федоровна
Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями в настоящее время является чрезвычайно актуальной (Л.И.Аксенова, Е.Ф.Архипова, Е.Р. Баенская, И.А. Выродова, Н.Н. Малофеев, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, и др.).
«Период раннего детства имеет ряд психофизиологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных периодов и требующих создания для детей этого возраста специальных условий окружающей среды, всего уклада жизни, воспитания». (Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Э.П. Фрухт).
Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. В это время активно развиваются и совершенствуются все функции организма: моторика, психика, речь.
«Характерной особенностью раннего возраста является высокая пластичность всего организма (и в первую очередь пластичность высшей и психической деятельности)», легкая обучаемость. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка.
Ребенок обладает большими потенциальными, компенсаторными возможностями развития. Путем специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития ребенка и более раннего формирования той или иной функций.
Процесс проведения первичного приёма в Центре «Родничок».
Знакомство семьи с центром происходит двумя путями. Первый путь, когда родители сами приходят в центр на очную встречу. Их встречает социальный педагог, который предлагает родителям заполнить индивидуальную карту ребенка и регистрирует необходимые данные (ФИО, дату рождения, возраст, домашний адрес, причину обращения) в журнале «Первичный прием».
Второй путь, это когда родители звонят по телефону. Телефонное интервью с ними проводит педагог-психолог. Цель интервью заключается в том, чтобы установить первичный контакт, собрать предварительную информацию о ребенке и его семье, а также выяснить причину обращения.
Далее родителям сообщается дата и время приема. Продолжительность проведения первичного приема – приблизительно 45 минут. Если в течение этого времени не все задачи были решены, первичный прием может быть перенесен. Перерыв между встречами не превышает одной недели.
Первичный прием у нас проходит в светлом комфортном помещении с использованием игрушек, соответствующих возрасту ребенка, обязательно присутствует зона для организации сюжетной игры. Игровое пространство специалисты организуют до прихода семьи.
В начале каждого первичного приема собирается наша команда специалистов (врач, педагог-психолог, учитель-дефектолог), и координатор раздает нам информацию о ребенке, которую предварительно собрал. Эта информация позволяет выработать правильную тактику и методы консультативной работы с ребенком и семьей, решить, кто будет ведущим специалистом на данном первичном приеме. Такое регулярное командное обсуждение является для нас необходимым условием для формирования общего видения проблемы, а также определения стратегии работы у специалистов различного профиля. Эффективность такой работы заключается в выработке единого взгляда на ситуации семьи и ребенка, а также расширяет взаимодействие в процессе первичного приема.
Первичный прием включает в себя несколько этапов:
1.Знакомство. Каждая встреча начинается со знакомства с семьей и представления команды специалистов. Здесь происходит налаживание положительного эмоционального контакта между специалистами, проводящими консультацию, ребенком и его родителями, создание доверительной обстановки. Атмосфера доброжелательности, интереса, внимания, эмоционального тепла позволяет родителям свободно говорить о своих проблемах во время консультации, а это становится базой для дальнейшей продуктивной работы.
2.Выяснение запроса семьи. Специалисты спрашивают у родителей, что привело их в Центр, какие проблемы их волнуют, на какие вопросы они хотят найти ответ, какую помощь ждут от специалистов, кто направил семью в Центр. В процессе беседы специалисты стараются определить приоритеты в родительском запросе. Родители могут обозначить достаточно широкий круг жалоб и проблем. Однако важно выделить именно те, решение которых в данный момент для родителей наиболее значимы. Специалисты в процессе приема стараются в рамках своей компетенции проконсультировать родителей, но при необходимости предлагают провести дополнительное консультирование, с привлечением других специалистов.
3.Ознакомление родителей с планом первичного приема. Специалисты коротко знакомят родителей с предстоящей процедурой первичного приема.
4.Профессиональная оценка специалистов. Здесь происходит обследование ребенка и сбор необходимых данных. Во время первичного приема используются различные методы обследования: беседа, наблюдение за игровой деятельностью ребенка, тестирование с помощью определенного набора диагностического материала. Выбор тех или иных методов и последовательность их применения зависят от запроса родителей, возраста ребенка, его уровня развития и индивидуальных особенностей. Для диагностики детей раннего возраста мы используем методические разработки отечественных ученых Е.А. Стребелевой, Е.М. Мастюковой, Н.Н.Печоры, Э.Л. Фрухт и др. Уровень речевого развития проверяется на протяжении всей консультации. Главная цель диагностики – выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка.
Обследование уровня развития детей осуществляется по следующим сферам:
1. Познавательная деятельность (включает когнитивное и речевое развитие).
2. Мелкая моторика
3. Крупная моторика
4. Социально-эмоциональная сфера.
5. Самообслуживание (выясняется со слов родителей).
Процесс обследования начинает учитель-дефектолог.
Для установления контакта он привлекает внимание ребенка к тем или иным игровым материалам или просто разговаривает с ним. Таким образом, специалист помогает ребенку освоиться в незнакомой обстановке. Постепенно учитель-дефектолог предъявляет ребенку заранее подготовленный материал и игрушки, необходимые для определения функционального развития ребенка. Этот специалист владеет методами организации педагогической работы с детьми с различными видами нарушений, он старается определить уровень развития познавательных способностей ребенка. После завершения обследования создается достаточно отчетливое представление, как о реальных достижениях, так и о потенциальных возможностях ребенка. Подводя итог своим наблюдениям, специалист оценивает такие факторы, как способность ребенка действовать по подражанию, реакция на помощь взрослого и способность ею воспользоваться, уровень интереса к предлагаемым заданиям.
В это время врач беседует с родителями. На первичном приеме его основной задачей является оценка соматического состояния ребенка и степень его влияния на развитие ребенка.
Врач выясняет историю развития ребенка, сведения об акушерском анамнезе, выявляет факторы медицинского риска за весь период развития ребенка, как по
медицинской документации, так и у родителей. Уточняет информацию об этапах и особенностях двигательного развития ребенка от рождения до момента встречи (когда начал удерживать голову, переворачиваться, садиться и т.д.). Очень важным
аспектом работы врача-педиатра на первичном приеме является проведение скрининга зрения и слуха. Цель – выявить детей с нарушением базовых зрительных и слуховых функции. Поскольку с помощью зрения человек получает 80 процентов информации об окружающем мире, важно как можно раньше выявить проблемы зрения и правильно спланировать помощь, а значит, и сохранить способность ребенка видеть. Также врач проводит скрининг слуха с использованием гороховых проб. Это доступный и простой метод. Но важность его заключается в том, что нарушение слуха, выявленное в раннем возрасте, адекватные мероприятия по отношению к ребенку (подбор слуховых аппаратов, наблюдение сурдолога), способствуют становлению речи у этих детей так же, как у здоровых детей того же возраста. Поскольку методика проведения скрининга достаточно проста и информативна, родители сами в процессе проведения скрининга видят результаты: что у малыша получается хорошо, а что не получается. Поэтому охотно обсуждают результаты скрининга и прислушиваются к советам специалистов.
Врач-педиатр консультирует семью по вопросам, касающимся режима дня, сна, грудного вскармливания и т.д. Он предоставляет родителям информацию об особенностях ребенка: как те или иные медицинские проблемы могут влиять на развитие ребенка, и на что, исходя из этого, требуется обратить внимание. Рекомендует при необходимости консультацию тех или иных специалистов: окулиста, невролога, ортопеда и т.д.
Одновременно с учителем-дефектологом работает педагог-психолог. Его задача состоит в том, чтобы выявить факторы риска в психологическом развитии ребенка, например нарушения в раннем взаимодействии младенца и матери, проблемы при грудном вскармливании и отлучении от груди, раннее разлучение и госпитализация. Также он выясняет причину обращения, в чем родители видят проблемы ребенка. Одновременно с этим специалист наблюдает за взаимодействием между ребенком и членами семьи во время встречи, выясняет характер социально-эмоционального развития ребенка и особенности взаимоотношений в семье. Специалист пытается оценить степень понимания родителями чувств ребенка, а также то, как проблемы самих родителей (низкая самооценка, тревожность, депрессия, нарушенные отношения в семье) влияют на их отношения с детьми. Он помогает семье найти оптимальный путь для преодоления эмоциональных трудностей ребенка. Педагог-психолог старается помочь родителям «прочитать» те сигналы, которые подает ребенок, познакомить их с содержанием, обучает родителей правильно на них реагировать. Очень важно умение и желание матери «подстроится» под игру ребенка, уловить направление его интереса и грамотно поддержать его. Также психолог фиксирует интерес ребенка к игрушкам, выясняет уровень его исследовательской активности.
В процессе первичного приема происходит сбор дополнительных данных, неформальное наблюдение за поведением ребенка и родителей, предоставляется родителям обратная связь.
Родители не чувствуют себя сторонними наблюдателями, а являются участниками процесса. Специалисты объясняют родителям, что только при их участии на всех этапах работы с ребенком можно оказать ему эффективную помощь. Так, разграничивая ответственность, специалисты устанавливают с ними партнерские отношения, которые становятся платформой для обучения родителей навыкам помощи ребенку и эффективного взаимодействия с ним. Присутствие родных позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности и поддерживает в нем уверенность. А родители, присутствуя на консультации, знакомятся с возрастными нормами развития, с организацией игровой деятельности ребенка, с приемами, позволяющими привлечь и удерживать внимание ребенка. 5.Представление родителям информации согласно их запросу. Как правило, родители ждут от специалистов их профессионального мнения по тем или иным вопросам или проблемам, которые были заявлены. Поэтому к концу приема специалисты обсуждают результаты обследования, определяют уровень развития
ребенка и предоставляют родителям информацию согласно их запросу. По результатам определяется образовательный маршрут ребенка, план работы с семьей.
6.Родители и специалисты принимают решение о сотрудничестве. В конце первичного приема заключается договор о дальнейшем сотрудничестве семьи с Центром.
7.Планирование помощи. На этом этапе специалисты поясняют родителям дальнейшую программу сопровождения ребенка. Назначают дату следующей встречи.
8.Прощание. На этом этапе специалисты еще раз обобщают результаты встречи, подводят итоги, прощаются с родителями и ребенком, дают им понять, что им было приятно общаться с ними. Если планируются еще встречи, выражают надежду на то, что скоро увидятся вновь.
Первичный прием – это пример командной работы специалистов. В службах ранней помощи работают различные специалисты, которые в процессе оказания помощи семье и детям взаимодействуют между собой как междисциплинарная команда. Все члены команды руководствуются в своей работе едиными принципами. При этом у каждого есть свои обязанности в соответствии с его специальностью. Главное в команде иметь общие ценности, уважать личность ребенка и его родителей, и их право на выбор. Междисциплинарный подход экономит время семьи (не нужно приходить несколько раз к разным специалистам в разные кабинеты) и специалистов (им не нужно каждому самостоятельно собирать анамнез, историю развития ребенка). В процессе работы в команде представители одной специальности делятся с остальными членами команды своими знаниями.
Роль разных специалистов во время проведения междисциплинарного оценивания на первичном приеме.
Роль врача:
1.Выясняет историю развития ребенка.
2.Выявляет факторы медицинского риска за весь период развития ребенка, как по медицинской документации, так и у родителей.
3.Собирает информацию об этапах и особенностях двигательного развития ребенка от рождения до момента встречи.
4.Проводит скрининг слуха (гороховые пробы), проверяет базовые зрительные реакции.
5.При необходимости осматривает ребенка, проводит двигательные пробы в зависимости от возраста ребенка.
6.Участвует в командном обсуждении результатов обследования и предоставляет родителям информацию согласно их запросу.
7.Заполняет необходимую документацию.
Роль учителя - дефектолога:
1.Подготавливает соответственно по возрасту и развитию ребенка диагностический материал.
2.Проводит скрининговую оценку состояния сенсорных систем ребенка. Скрининговая оценка состояния сенсорных систем ребенка включает в себя определение уровня развития зрительного и слухового восприятия ребенка. Это дает представление об уровне его познавательного развития и специфике нарушений.
3.Определяет уровень развития ребенка, перспективы его ближайшего развития, используя разнообразные методики.
4.Участвует в командном обсуждении результатов обследования и предоставляет родителям информацию согласно их запросу.
5.Заполняет необходимую документацию.
Роль педагога-психолога:
1.Организует игровое пространство. Основной вид деятельности ребенка – это игра. Поэтому так важно правильно организовать игровое пространство, подобрать игрушки, с учетом возраста ребенка.
2.Выясняет у родителей вопросы, связанные с социально-эмоциональным развитием ребенка, особенности отношений в семье.
3.Наблюдает за взаимодействием между ребенком и членами семьи во время встречи.
4.Устанавливает контакт с ребенком, осуществляя игровое взаимодействие.
5.Участвует в командном обсуждении результатов обследования и предоставляет родителям информацию согласно их запросу.
6.Заполняет необходимую документацию.
Таким образом, к завершению первичного приема в файле ребенка находятся следующие обязательные документы: «Регистрационный лист», «Анкета для родителей», «Результаты первичного обследования ребенка», медицинские заключения о состоянии здоровья и развития, а также – дополнительные документы – справка об инвалидности, протоколы дополнительного обследования и т.п.
Бланк первичного приема специалисты заполняют после завершения работы с семьей. В графах бланка специалисты последовательно описывают, что ребенок делал на первичном приеме, его двигательную активность, эмоциональное состояние, как вступал в контакт со специалистом, как взаимодействовал с родителями, как играл, как говорил, насколько понимал обращенную к нему речь. Если какой-то навык не демонстрировал на приеме, а родители отмечают, что ребенок это делает, то в бланке делается запись: «Со слов мамы». Также помечаются какие-либо важные особенности, выявленные у ребенка на приеме. В бланке отмечается, понимает ли ребенок обращенную речь, выполняет ли инструкции, ориентируется в пространственном расположении предметов, понимает ли предложно-падежные конструкции. В графе «активная речь» записываются слова, (звукоподражания, фрагменты слов), которые употребляет ребенок, а также наличие фразы (простой, развернутой), количество слов в предложении. В графе «Рекомендовано» специалисты записывают все рекомендации, которые были даны семье. В целом бланк первичного приема позволяет зафиксировать важную информацию о семье, о развитие ребенка, результаты игр и наблюдений, рекомендации, которые были даны. Все данные в краткой форме заносятся в карту обследования. Такая карта позволяет составить объективную характеристику уровня развития ребенка и отразить динамику при повторных обследованиях. После завершения приема на этапе оформления документации мы обсуждаем эффективность проделанной работы, обменивается своими впечатлениями, делимся опытом.
Определяем, на что в следующий раз следует обратить более пристальное внимание.
На сегодняшний день наш первичный прием посетило 80 детей с разными нарушениями в развитии, либо риском нарушений. Самому младшему на момент
приема было 4 месяца, а самому старшему 6,5 лет. На данный момент, к нам чаще обращаются родители, которые получили информацию о нас от других родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии. Они составляют примерно половину из числа обратившихся в Центр. Остальные дети приходят по направлению от специалистов детских поликлиник, детских садов, а так же других Центров.
Количество желающих попасть в наш Центр постоянно растет.
Я постаралась обобщить основные проблемы, с которыми к нам приходят на первичный прием:
- задержка речевого и познавательного развития;
- нарушение психомоторного развития;
- нарушения коммуникативного развития;
- проблемы поведения: агрессивность, капризы, истерики и пр.;
- нарушения взаимодействия с родителями (или другими членами семьи);
- помощь в подготовке к дошкольному учреждению;
Иногда родители не могут правильно оценить, насколько ход развития их ребенка соответствует норме, поэтому они просят специалистов нашего центра проверить уровень развития и дать рекомендации для дальнейшей работы.
Вот некоторые проблемы, с которыми мы сталкиваются во время первичного приема:
-отсутствие у родителей адекватного представления о серьезности проблем у ребенка, а зачастую нежелание их разрешать;
-нередко родители пытаются отстраниться от процесса воспитания и образования детей, ссылаясь на усталость, занятость или личные проблемы, пытаясь переложить ответственность на специалистов Центра.
Мало
В процессе проведения первичного приема у нас как у специалистов тоже возникают определенные трудности.
Во-первых, я, как учитель-дефектолог обучались оказывать услуги в рамках традиционной, узкоспециализированной модели, поэтому мы привыкли работать внутри своей профессиональной области и обеспечивать помощь только детям без включения родителей. В процессе работы нам приходится перестраиваться на другую форму, уже понимая, что родители, не имеющие специального образования, могут также эффективно помогать своим детям, могут быстрее и лучше подобрать приемы, стимулирующие их развитие.
Во-вторых, родители традиционно всегда играли несколько пассивную роль и прежде всего, были ориентированы на получение услуг, которые профессионалы могли им оказывать. Мы же ожидаем от них, что они будут играть активную роль в процессе совместной работы. Но они не готовы к этой роли, боятся быть инициативными, не уверенны в своих силах и умениях, для них трудно быть в работе в качестве активных членов междисциплинарной команды. Иногда они продолжают ожидать, что именно специалисты выполнят все необходимые действия с ребенком. А ведь так важно, чтобы родители с самого начала участвовали в принятие всех решений, касающихся работы с их ребенком. Партнерские отношения не означают, что специалисты и родители всегда полностью согласны друг с другом, но мы стремимся к разрешению противоречий и взаимопониманию.
А сейчас, в качестве примера, я хотела бы описать фрагменты некоторых первичных приемов.
К нам на прием пришла мама с Сережей (9,5мес.) по направлению из поликлиники, с диагнозом «задержка психомоторного развития». Врач-педиатр начал осмотр ребенка. Он оценил соматическое здоровье и двигательное развитие ребенка, провел скрининги зрения и слуха.
В процессе консультации врач выяснял у мамы, когда ребенок стал держать голову, подниматься на ручках, лежа на животе, переворачиваться. Кроме того, врач уточнил, где проводит ребенок большую часть времени в кровати, в манеже
на полу. Далее специалист показал, в каких положениях и позах нужно носить ребенка ,чтобы укреплять мышцы спины и шеи, как можно обучать ребенка самостоятельно садиться, ползать и т.д.
Я, как дефектолог, выясняла, какие игрушки есть у ребенка, как развивается его исследовательская и манипулятивная деятельность, как происходит развитие лепетной речи.
Педагог–психолог наблюдала взаимодействие мамы и ребенка, как она понимает сигналы ребенка, как реагирует на них.По окончанию приема маме были даны следующие рекомендации: продолжить лечение у невролога, закончить курс массажа, посещать консультации врача-педиатра с целью развития движений. А также разнообразные игры, которые подходят ребенку данного возраста.
Наиболее частый запрос, с которым к нам обращаются родители, является задержка речевого развития. На первичный прием к нам обратились мама с Димой (3,5лет), с запросом оценить уровень речевого развития. Специалисты в процессе обследования, чтобы проверить слух ребенка, провели скрининг слуха с использованием гороховых проб. Перед проведением скрининга врач-педиатр проинформировал маму о том, что это за обследование, как оно будет проводиться, для чего оно необходимо. Когда врач собирал семейный анамнез у мамы, никаких наследственных заболеваний она не назвала.
Но, когда в процессе скрининга ребенок не среагировал на пробы с манкой, а на гречку и горох он дал реакцию только с правой стороны, мама вдруг вспомнила, что у нее самой снижен слух слева (с 5 лет у нее выявлена патология). Специалисты объяснили маме, что нарушение слуха может быть одной из причин задержки речевого развития, поэтому ребенку было рекомендовано сделать аудиограмму.
На один из приемов к нам пришли родители со своей дочкой Марией (1,2 мес.), их беспокоила двигательная расторможенность ребенка, перепады настроения, плохой сон. В процессе первичного приема выяснилось, что в основном у ребенка преобладают музыкальные игрушки, которые даже при случайном нажатии вызывают длительные и довольно громкие звуки. Также в комнате, в которой находится девочка, постоянно звучит классическая музыка. В квартире никогда не бывает тишины. Изучив более подробно семейный анамнез, специалисты пришли к выводу, что это одна из причин, которая неблагоприятно сказывается на поведении и психическом здоровье ребенке.
Далее специалисты проконсультировали родителей о том, какие игрушки должны быть в наличии у ребенка в этом возрасте, помимо музыкальных. А также порекомендовали дозировать музыку в течение всего дня, а особенно во второй половине.
Также у нас на приеме была мама с Машей (1,10 мес.), с направлением от невролога. У ребенка стоял диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивность. Мама жаловалась на «сверхподвижность» ребенка, отсутствие концентрации внимания, капризы, непослушание. Она говорила, что очень устает от ребенка, не знает чем ее занять. На консультации выяснилось, что те рекомендации и препараты, которые назначил невролог, мама не принимает. В процессе первичного приема, специалисты отметили, что в целом развитие ребенка протекает по возрасту, но у ребенка нет четкого режима дня, девочка мало бывает на свежем воздухе, в процессе взаимодействия с ребенком не учитываются ее возрастные особенности, а также отсутствуют единые требования к воспитанию ребенка в семье. По завершению первичного приема маме были даны рекомендации закончить
курс лечения у невролога, соблюдать режим дня, больше бывать на свежем воздухе. При взаимодействии с ребенком необходимо учитывать ее возрастные особенности, а также посещать консультации педагога-психолога и психолого-консультанта (маме).
Как показывает наш еще очень маленький опыт работы в центре «Родничок», что только при полном взаимопонимании и доверии между специалистами и родителями, в общем совместном процессе, удается решить существенные проблемы, тормозящие развитие ребенка.
Современные научные исследования выявили критическое значение первых двух-трех лет жизни для развития ребенка, роль семьи, отношений с матерью и социальным окружением, раннего опыта в формировании личности и развитии мозга. В связи с этим программа по ранней помощи является семейно-ориентированной, направленной на помощь всей семье, а не только ребенку с нарушением. Вне контакта с семьей, без опоры на «родительскую педагогику каждого дня» едва ли можно решить сложные проблемы ребенка, отклоняющегося в развитии. Необходимо тесное взаимодействие с родителями малыша, понимание ими целей, приемов, методов, позволяющих сгладить и, по возможности, преодолеть нарушения в развитии на этом ответственном этапе детства. Требуется упорная и кропотливая работа специалистов для того, чтобы увлечь родителей процессом совместного воспитания. Необходимо достигнуть понимания мамами и папами того, что положительные сдвиги в развитии их малыша в существенной мере зависят от них самих, от их повседневного, ежечасного внимания к занятиям малыша – будь то игра, купание, прогулка и пр. Повседневная жизнь предоставляет родителям много возможностей для развития ребенка. Консультируя родителей, раскрывая им в ходе взаимодействия с малышом разнообразные педагогические приемы, специалисты формируют оптимистическое отношение к их собственным педагогическим способностям и к потенциальным возможностям их ребенка.
Таким образом, первичный прием – это своего рода скрининг, или «привратник», как его определила в своей статье Е.В.Кожевникова, на основе результатов которого специалисты и семья решают, начинают ли они вместе строить и реализовывать программу раннего вмешательства.
Список литературы:
1. Авторы-состовители: Блохина Л.В., Калинина С.В., Морозова Н.И. и др. «Служба раннего вмешательства. Методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи» Москва 2007г.
2.Журнал «Современное дошкольное образование теория и практика», статья «Российская лекотека» В.Н.Ярыгин, А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина №1 2008г. стр.46.
3. Здановская С.А.«Опыт использования телефонного интервью на первом этапе взаимодействия семьи со службой ранней помощи» научно-методический журнал «Дефектология» №2 2008 г.
4. «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста» под редакцией Н.В.Серебряковой Санкт-Петербург, 2007г.
5.Приходько О.Г. Система комплексной дифференцированной педагогической работы с детьми раннего возраста по коррекции нарушений развития.
Материалы конференции 28-29 ноября 2007г. «Проблемы раннего выявления нарушений развития и оказания коррекционной помощи детям в условиях образовательного учреждения
6.Разенкова Ю.А. Проблемы и перспективы региональной политики в области ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья //
Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. Москва, 18-19 февраля 2003г.
Сост. Ю.А. Разенкова, Е.Б. Айвазян. – М.:Полиграф-сервиз, 2003. –с. 30-44.
7.Соколова Н.Д, Кувичинская А.Б., «Первые шаги на пути к речи» Москва 2009г.