Участие в исследовательской (инновационной) деятельности
1. Участие в работе всероссийской творческой группы «Интерактивные формы работы с родителями»
2. Участие в работе всероссийскойтворческой группы "Содержание и особенности работы с одаренными детьми в образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС"
3. Участие во Всероссийской конференции "Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методы работы с одаренными детьми на уроке.
Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов.
Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
В.А. Сухомлинский
Государственный образовательный стандарт перед каждым учителем ставит важную задачу: обеспечить развитие способностей каждого ребенка. Но первоначально необходимо установить уровень способностей и их разнообразие у учащихся, и затем правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду и самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, и для этого целесообразно опираться на следующие принципы педагогической деятельности:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Для категории одаренных детей основными методами являются методы творческого характера, проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.
Реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития, учащегося как субъекта творческой деятельности.
Рассмотрим методы работы с одаренными учащимися на уроке.
Проблемный метод.
Обучение в основе, которого лежит проблемный метод, носит название проблемного обучения. Проблемное обучение - это организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения.
Формы проблемного обучения:
- проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара;
- проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения;
- частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах;
- в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед.
Вопросы преподавателя во всех случаях должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поток.
Проблемное обучение - это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Поисковый метод.
Поисковый метод один из активных методов обучения, требующий от учащихся самостоятельного разрешения поставленной задачи. Поисковый метод обеспечивает вовлечение учащихся в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации.
Выделяются следующие типы поисковой учебной деятельности:
- исследовательская (теоретически-познавательная деятельность или учебное исследование);
- дискуссионная;
- и моделирующая.
Эвристический метод.
Название метода произошло от греческого «эвристика», что переводится как отыскиваю, нахожу, открываю.
«Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания» (Андрей Викторович Хуторской).
Эвристическое обучение для одаренного ученика является непрерывным открытием нового.
Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.
Творческая самореализация ученика, как сверхзадача эвристического обучения раскрывается через три основные направления:
- создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;
- освоение учащимися базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами;
- выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.
Исследовательский метод.
Исследовательский метод – это метод, заключающийся в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Основные составляющие метода - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Главная цель исследовательского метода формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Такая учебная деятельность способствует созданию общенаучного фундамента и выработке исследовательских навыков. Основная идея исследовательского метода заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи.
Чтобы заниматься с учащимися научно-исследовательской деятельностью, педагог должен:
- глубоко и разносторонне знать свой предмет, регулярно читать специальную, методическую, научную литературу;
- свободно ориентироваться в новостях науки, проявлять к ним постоянный интерес;
- отличаться рационализаторским подходом к работе, стремиться находить новые решения научных и педагогических задач;
- знакомить учащихся с новыми подходами к изучению того или иного вопроса;
- применять инновационные приемы и стимулировать у обучающихся поиск новых технологий, методов, которые позволят им достичь наивысшего результата.
Проектный метод.
Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Джона Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с одаренными учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
Метод проектов относится к технологиям ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
Метод творческих и нестандартных заданий.
Методы решения нестандартных задач используют в качестве средств развития творческого мышления у одаренных и талантливых детей.
Чем раньше учащийся будет знакомиться с подобными заданиями, пробовать их решать, тем быстрее его мышление приобретет гибкость.
Творческие и нестандартные задания выполняют целый ряд функций:
- развивают интеллектуальный потенциал личности, творческие, мыслительные способности;
- имеют непосредственную связь с практикой, решением реальных жизненных ситуаций, проблем;
- формируют особый стиль мышления, позволяющий находить решение при любых исходных данных;
- развивают логическое мышления, аналитические способности.
Метод развития критического мышления.
Под понятием критического мышления подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается с постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Критическое мышление обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.
Мозговой штурм.
Мозговой штурм – это один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности одаренного ребенка. Метод позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Метод широко используется для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.
Применение в современном учебном процессе мозгового штурма как интерактивной образовательной технологии, позволяющей сочетать личностно-деятельный подход с эффективными методическими приемами и разработками, Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
-творческое усвоение школьниками учебного материала;
-связь теоретических знаний с практикой;
- активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
- формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
- формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Педагогу необходимо помнить, что проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес у учащегося.
Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма, является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Кластер как метод.
Кластер переводится с английского как кисть, пучок, гроздь, а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала.
Кластер - это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры учебного материала используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно, но может применяться и в качестве средства для обобщения материала.
Основной этап работы – это чтение кластера, поиск причинно-следственных связей между ключевыми словами или блоками и проведение линий соединения. Одаренные дети при работе с кластерами выходят на творческий уровень. Одаренные дети более подробно рассматривают отдельные смысловые блоки, используют ключевые слова как новое понятие, требующее дополнительного разъяснения или подтверждения предположения, поиск полной необходимой информации. Таким образом, кластер охватывает большое количество информации учебного текста и дополнительной литературы, что особенно важно и интересно одаренным детям.
Кластер – опора для пересказа научных текстов.
Кластер - один из способов реализации учебного исследования.
Кластер – графическое оформление исследуемого материала.
Метод кейсов.
В основе кейс-технологии лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Данная технология предполагает анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Кейс-технологии основаны на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней. Кейсы предназначены для самостоятельного решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений.
Информационно-коммуникационные технологии.
ИКТ – это система методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе информационные технологии напрямую взаимосвязаны с компьютером и являются компьютерными технологиями.
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
Следует отметить, что основной задачей, которая стоит перед внедрением данной технологии, является адаптация учащегося к жизни в информационном обществе.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии становятся основным инструментом, который ученик будет использовать не только в будущей профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебную деятельность позволяет готовить одаренных детей, способных полноценно жить и работать в информационном мире нового века. В условиях существования множества источников информации учителю отводится координирующая, направляющая роль.
Стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе: формирование способности быть автором, творцом своей жизни, развитие умения ставить цель и искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Литература.
1. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007.
2. Безрукова В.С. Педагогика и психология. - М.: Мысль, 2009
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. - М: Велби, 2007.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академический проект, 2007.
5.Социально-педагогическая поддержка одаренных детей.
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические условия воспитания одаренного ребенка в семье
Содержание | |
Введение | 3 |
1.Детская одаренность: особенности личности одаренного ребенка | 3 |
2.Характеристика отношений одаренного ребенка в семье. | 5 |
2.1.Отношение родителей к одаренности ребенка. | 5 |
2.2.Анализ особенностей общения одаренного ребенка с родителями | 9 |
2.3.Особенности общения одаренного ребенка с другими членами семьи | 12 |
Заключение | 13 |
Список литературы | 15 |
Введение
Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности.
Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.
Все это обусловливает актуальность проблемы развития одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении, школе и, конечно же, семье. Потому что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, и тогда перед ними, возникает проблема поиска способов и методов развития способностей одарённого ребёнка, а также решение вопросов о взаимоотношении со своими детьми.
Цель работы: теоретический анализ особенностей взаимоотношений одарённых детей в семье.
Объект исследования: одаренные дети
Предмет исследования: взаимоотношения родителей и одаренных детей.
1. Детская одаренность: особенности личности одаренного ребенка
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Каждый одарённый ребёнок неповторим, но при всём индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одарённости существует довольно много черт, характерных для большинства одарённых детей. Причём наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда чертами довольно много таких, которые часто проявляются в поведении, в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в его познавательной деятельности.
Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одарённых детей от их сверстников. Знание этих качеств необходимо для адекватного построения педагогического процесса.
Любопытство – любознательность – познавательная потребность. Любопытство – жажда новизны, характерно для каждого здорового ребёнка. При воспитании одарённого ребёнка очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – любознательность, а последняя в устойчивое психическое образование – познавательную потребность.
Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблему там, где другие не видят ни каких сложностей, где всё представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.
Склонность к задачам дивергентного типа. Под задачами дивергентного типа в данном случае следует понимать самые разнообразные по предметной направленности проблемные, творческие задания. Главная особенность этих задач в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности.
Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных, обычно называют оригинальностью мышления, которая проявляется в мышлении и поведении ребёнка, в общении, во всех видах его деятельности.
Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далёким по содержанию, называют гибкостью мышления.
Лёгкость генерирования идей. Это качество иногда называют беглостью мышления и обычно рассматривают как способность к генерированию большого числа идей. Качество очень близкое к предыдущему, но характеризующее несколько иную грань одарённости. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, их развития, углубления и т.п. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой – необходимой предпосылкой творчества.
Лёгкость ассоциирования. Она, наиболее рельефно, выражена в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности увидеть, найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней информацию.
Способность к прогнозированию. Одарённым детям в значительно большей степени, чем их сверстникам, свойственны способности к прогнозированию, предвосхищению. Причём это проявляется не только в процессе решения учебных задач, но и в самых разных проявлениях реальной жизни.
Высокая концентрация внимания. Для одарённого ребёнка характерна повышенная концентрация внимания. Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу; во-вторых – в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает такая отличительная черта одарённого ребёнка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям
Отличная память. Способность ребёнка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одарённости.
Способность к оценке. Способность к оценке – производное критического мышления. Эта способность предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.
Интеллектуальная одаренность проявляется по–разному и встречает специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.
2.Характеристика отношений одаренного ребенка в семье.
2.1.Отношение родителей к одаренности ребенка.
Общепризнанно, что семья, в которой воспитывается ребенок, является одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие.
В раннем детстве ребенок окружен семьей, поэтому существующие в ней условия и установки, свойственные его родителям, имеют очень важное значение для его будущего и для развития интеллектуальных и творческих способностей. В решении этого вопроса пристальное внимание уделяется:
- структуре и эмоциональному климату в семье;
- стилю детско-родительских отношений;
- отношению родителей к детской одаренности;
а также влиянию всех этих факторов на развитие ребенка.
На развитие одаренности ребенка влияет и отношение родителей к детской одаренности. Этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка. Он смотрит на реакцию своих родителей как в зеркало и в зависимости от нее оценивает свое поведение, систему ценностей и стремлений. Поддержка взрослых, и прежде всего родителей, ведет к закреплению тех или иных форм поведения и отверждению других, неодобряемых ими. Одаренный ребенок особенно чутко воспринимает это, поэтому реакция родителей на его продвижение будет определять, развиваться ли его способностям или нет, станет ли он двигаться вперед или попытается «спрятать» свою неординарность, стать «как все».
А.И. Доровской выделил несколько типов отношений родителей к одаренности: отрицательное, игнорирующие и положительное.
Некоторые из родителей не желают признавать неординарность, талантливость своего ребенка или даже отрицательно относится к ней. Они заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше будет нормальным, как все». Причиной таких отношений может являться антиинтеллектуализм общества, недоверие к умникам, скептическое отношение к тем, кто выделяется из среднего уровня.
Другие родители игнорируют ранние проявления исключительности у детей и избегают вслух обсуждать их замечательные способности. Это отношение родителей может оказать нежелательное воздействие на одаренного ребенка.
В случае отрицательного или игнорирующего отношения к одаренности со стороны родителей маленький ребенок делает вывод, что важнее всего – не выделяться. Тогда он начинает скрывать свои способности. При определенных обстоятельствах это может негативно влиять не только на умственные способности, но и на складывающуюся личность. Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам это может вызывать периоды депрессии. Когда творческая энергия блокируется, мышление может оказываться парализованным. Уход в воображаемый мир стирает границы между реальностью и вымыслом. К сожалению, дети в таких ситуациях настолько захвачены внутренними переживаниями и выстраиванием охранительных механизмов, что их одаренность проявляется все меньше и меньше.
Существует ещё один вариант родительского отношения к одаренности, условно охарактеризованный как гиперсоциализация, выделенный С.С. Степанов. Родители таких детей видят в их одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей. Для таких родителей, прежде всего, важно то, каких результатов добивается ребенок, можно ли рассказать о них другим, престижна ли область, в которой проявляются детские способности. При этом их не очень интересуют другие стороны развития. Они водят детей в самые разнообразные кружки и студии, не заботься о том, способен ли ребенок выдержать такую нагрузку, нужны ли ему эти занятия. Очень часто именно родители, с малых лет поддерживающие ребенка в его начинаниях и формируют одаренность ребенка. И может быть такой аспект как гиперсоциализация, очень редко дает отрицательные результаты.
Чрезмерно загруженный ребенок быстро устает и не может добиваться высоких результатов. Повешенные требования родителей часто приводят к тому, что собственные достижения начинают оцениваться ребенком по взрослым меркам и не удовлетворяют его, причиняя ненужные боль и переживания, снижая его самооценку и веру в собственные силы. Если ожидания взрослых слишком велики, а ребенку трудно все время соответствовать им, он будет воспринимать себя неудачником в глазах родителей и, соответственно, своих собственных.
С.С.Степановым было замечено, что излишние родительские амбиции сопровождаются высоким уровнем агрессивности у детей. Вырастая, они могут испытывать чувство неудовлетворенности, неадекватности в восприятии себя. Одаренные подростки с эмоциональными нарушениями, вспоминая раннее детство, почти всегда рассказывают, что родители не воспринимали их как личность, а видели только способности и достижения.
П.В. Тюленев определил еще одни вариант отношения родителей к детской одаренности такой, когда они ценят и любят самого ребенка, а не его таланты. Это отношение способствует наиболее плодотворному развитию личности, ее реализации. Оно дает ребенку уверенность в себе, чувство защищенности, значимости для близких и т.д. Большинство родителей этой группы, определяя свою систему ценностей и формулируя пожелания к будущему ребенка, говорили о том, что, прежде всего они хотят видеть его счастливым: «Пусть вырастает хорошим человеком, это самое главное», «Хочу видеть ребенка счастливым и сильным. Будущее выберет себе сам», «На будущее нет особых пожеланий, пусть будет счастливым человеком».
Эта позиция свойственна родителям интеллектуально одаренных детей. Их способности воспринимаются родителями как благо, «дорога в будущее», «возможность быть успешным». Они не только считают, что «умники» - это хорошо, поэтому всячески поддерживают, поощряют опережающее развитие. Они много занимаются с детьми, читают им, разговаривают на интересующие темы, предоставляют развивающие игры. Несмотря на занятость, родители находят время для посещения с детьми музеев, выставок, театров, зоопарка, выезжают на природу. Многие посещают с детьми специальные занятия, связанные с эстетическим циклом и спортом. Но если ребенок переутомляется, родители отказываются от дополнительной нагрузки, оставляя только самое важное.
Желание воспитать в своем ребенке потребность в постоянном совершенствовании может обернуться серьезными проблемами:
- неуверенностью в себе,
- стремление решать только простые задачи и не браться за сложные,
- неумением переживать поражение,
- снижение самооценки.
Дети перестают верить в себя и ощущают свою неполноценность из-за того, что, по их мнению, не оправдывают родительских ожиданий или боятся их не оправдать, т.е. снижается самооценка ребенка.
П.В. Тюленев определил несколько причин, снижающих самооценку у одаренного ребенка.
Одна из них – скрытые, неосознаваемые высокие родительские ожидания. Весьма сильным мотивом поведения ребенка является желание сделать приятное родителям, заслужить максимум их одобрения. Ребенок замечает и запоминает все события, вызвавшие улыбку, поощрительный кивок головы, гордое замечание родителей и т.д. Процесс этот начинается с самого рождения и весьма силен. Законная радость родителей по поводу способностей ребенка, не уравновешенная благожелательным внимание к другим позитивным качествам и моделям поведения, приводит к нежелательным последствиям. Среди них могут быть такие, как стремление доводить все до совершенства (перфекционизм), чрезмерная соревновательность, информационная перегруженность. Эти качества имеют и положительную сторону, но могут привести и к негативным образованиям, формировать заниженную самооценку, ставить ребенка в стрессовую ситуацию.
Еще один путь, ведущий к снижению детской самооценки, - перегрузка ребенка информацией. Хорошо, если родители уделяют много внимания ребенку, рассказывает ему обо всем, что он спрашивает. Но многие взрослые дают слишком обширную информацию, не соответствующую запросам ребенка. Он зачастую даже не понимает, о чем идет речь, чем очень удивляет родителей.
2.2. Анализ особенностей общения одаренного ребенка с родителями
Существуют разнообразные основания для классификации отношений между родителями и детьми. Ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении и других формах прямого авторитарного вмешательства, не дают возможности для развития одаренной личности.
Р. Хесс и В. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный.
Для императивного стиля типичны однозначные команды, вроде: «Делай, как я сказал», «Сиди спокойно» и т.д. Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний. Их отношения основываются на авторитете взрослого, а не на сотрудничестве и уважении ребенка. Императивный стиль развивает в ребенке пассивную податливость наряду с зависимостью и конформизмом. Какое-то время он обеспечивает желаемое поведение, но вызывает пассивное сопротивление. Ребенок слушает команды, но выполняет их неохотно и медленно. Дети не вступают в открытый конфликт, но затягивают выполнение действия, стремятся найти любые отговорки.
Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются: «Надень фартук, потому что, если ты испачкаешься, не в чем будет идти в детский сад», «Убери игрушки, а я подмету пол». Родители беседуют с ребенком «на равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Ребенок видится им равноправным партнером. Инструктивный подход развивает независимость и творчество. Эти качества не гарантируют родителям спокойную жизнь, но являются единственно возможными для становления одаренной личности.
В противоположность императивному инструктивный стиль воспитывает инициативу и твердость. Именно такой стиль свойствен большинству родителей, чьи дети были признаны умственно одаренными. Он подталкивает детей к самостоятельному поиску и принятию решения, дает возможность выбора и творческого подхода.
В семьях у детей с преимущественным развитием интеллекта между детьми и родителями уже в раннем возрасте устанавливаются взаимоотношения, и родители обращают особое внимание на познавательную деятельность.
В то же время взаимоотношения родителей с детьми, преуспевающими в вербальных дисциплинах, и с детьми, делающими большие успехи в математике и науках, требующих пространственного мышления, различны.
У детей с высокими способностями к вербальным наукам, формируются крепкие эмоциональные связи с родителями, что подкрепляет зависимые формы поведения. В этих случаях уже с раннего детства родители уделяют много внимания умственному развитию детей, покупают им познавательные игрушки, позволяют участвовать в своих разговорах. Однако в школьном возрасте такие родители усиливают контроль и давление на ребенка, придавая большое значение успеваемости, порой жестоко отчитывая за плохие отметки.
Отношение родителей к детям с высокими творческими способностями обычно нет никакой авторитарности и чрезмерной опеки. Чаще всего родители таких детей поощряют их непосредственность и уверенность в себе. В семье ценится чувство ответственности. Все эти качества чрезвычайно важны для развития творческих способностей. Исследователи, Ю.Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская, В.Н.Дружинина отмечают, что в таких семьях часто наблюдается определенная эмоциональная дистанция и даже холодность, которая может доходить до глубокого разлада между родителями, хотя это и не приводит к враждебности по отношению к детям или пренебрежению ими.
Родители должны осознать, что, хотя их дети и отличаются выдающимися способностями, они все же ограничены рамками возрастных возможностей и излишняя информация может их запугать, показать их неспособность охватить ее.
Самые лучшие побуждения родителей могут играть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одаренного ребенка, поэтому психологам и воспитателям, работающим с такими детьми, нужно уделять особое внимание семье. Сравнение поведения детей дома и в детском коллективе, оценивая их достижения на занятиях, видя неординарность их мышления, взрослые смогут по-иному взглянуть на своего ребенка, понять его уникальность, особую чуткость к любым воздействиям, его потребность в поддержке и поощрение.
Система родительских оценок, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать одаренного ребенка во всей его многогранности. Ребенок не будет видеть себя как в комнате смеха, где какой-то его талант акцентируется вне всяких пропорций. Родители должны быть бдительными и честными перед собой, чтобы не допускать нездоровых искажений в семейной системе поддержки и развития одаренного ребенка. Они играют главную роль в том открытии, которое делает одаренный ребенок.
Такое отношение родителей может оказать нежелательное воздействие на одаренного ребенка. Особые таланты ребенка не исчезнут, если их просто не замечать. Ведь для ребенка эти его способности являются нормальными, они — неотъемлемая часть его самого. Тогда ребенку приходится самому разбираться во всех социальных последствиях и сложностях своих неординарных способностей.
Цену своей неординарности ребенок познает на собственном опыте, но в этом случае он будет лишен возможности рассмотреть и обдумать ее вместе с людьми, важнее которых для него нет никого в целом свете,— с мамой и папой.
Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями — это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру.
Родители, желающие сохранить в ребенке новаторство и творчество, должны быть гибкими в методах воспитания и готовыми к тому, что путь, выбранный самим ребенком, может оказаться лучшим.
Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
• Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности.
• Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.
• Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
• Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству.
• Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
• Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас и социоэкономических и образовательных уровней.
Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:
• Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане.
• Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу,— даже если сами могут сделать все быстрее и лучше.
• Они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.
Итак, родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счете, зависят от того, как эта личность разовьется.
2.3. Особенности общения одаренного ребенка с другими членами семьи
Подавляющее большинство детей воспитывается в полных семьях. В некоторых случаях вместе с детьми и родителями живут кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья, сестры. Ни у кого из этих детей не было младших родных братьев и сестер. Возможно, это объясняется тем, что родители рано распознают одаренность своих детей и считают своим долгом посвятить себя их воспитанию. В. Герцель отмечает в своих трудах стремление этих родителей отдать все свое время одаренному ребенку, всесторонне развивая его.
Исследования Р. Зайонца и его сотрудников, показали зависимость интеллектуальной одаренности и количества детей в семье. Они установили, что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности. Было обнаружено, что первенцы всегда оказываются более развитыми, чем их младшие братья и сестры.
Скорей всего это происходит из-за того, что младшие дети имеют возможностей общаться со взрослыми.
Рассматривая структуру и эмоциональный климат в семье, важно затронуть проблему взаимоотношений между братьями и сестрами одаренных детей, так как соперничество между детьми, живущими в одной семье, присутствует практически всегда. Трения между братьями и сестрами возникают по мере того, как каждый из членов семьи приходит к выводу о необходимости приспособить свои потребности к интересам и требованиям других. При резком различии характеров такое приспособление часто бывает трудным, и приходится прибегать к решению спорных вопросов по старшинству.
Иногда один из детей в семье более одарен интеллектуально или обладает большими художественными способностями, чем остальные. В этом случае родители должны быть особенно чуткими и тактичными в управлении процессом такого семейного открытия. Ревность не играет серьезной роли там, где все относятся к таланту одного ребенка как к достоянию всей семьи, а также гордятся успехами других ее членов, в чем бы они ни проявлялись.
Дети не должны стесняться в проявлении своих чувств к брату или сестре. Это сблизит их. Родители же должны взять на себя роль своего рода «буфера», поскольку наряду с положительными чувствами при этом неизбежно будут присутствовать и негативные проявления, а родители смогут создать поле эмоциональной безопасности для детей, испытывающих новые способы общения. Поэтому родителям нужно делать упор на взаимное уважение, сопереживание и понимание, что важно для социоэмоционального развития каждого ребенка.
Заключение
Одаренный ребенок в отличие от одаренного взрослого - это еще не сформировавшийся человек, его будущее пока не определенно, его способностям только еще предстоит раскрыться. В связи с этим необходимо поддерживать и помогать развиваться таким детям. Как правило, первооткрывателями одаренных детей являются родители. Именно они способствуют развитию одаренности детей. Ведь семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах. Это коллектив, играющий основную, долговременную и важнейшую роль в развитие одаренного ребенка.
Знание родителями особенностей развития одаренных детей, способствует гармонизации отношений в семье, развитию ребенка без ущерба для здоровья, созданию условий в семье для увлечений одаренного ребенка.
И как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Видя определенные задатки и потребности в какой-либо деятельности ребенка, семья должна стимулировать его активность в данном занятии.
Конечно же, ни малую роль между детьми и родителями играет доверие и уважение. Дети должны видеть, что их поддерживают, уважают стремления и увлечения, радуются успехам в каких-то детских начинаниях. Каким бы плохим не был воспитанник, к нему всегда нужно подходить с оптимистической гипотезой, закладывать в него только хорошее, помогать развиваться его лучшим задаткам. Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей.
Только внимательное и чуткое отношение со стороны взрослого ко всем проявлениям творчества будет способствовать дальнейшему развитию.
Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с родителями позволит преодолеть разрыв между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.
Задача родителей – помочь одаренному малышу реализовать себя не только в науке, но и в жизни вообще.
Список литературы
1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. - М.: Просвещение, 1998. – 87 с.
2. Баркан А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 110 с.
4. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995- №4 - С.73-76
5. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. - М.: Издательство «Знание», 1991. – 84 с.
6. Доровской А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. – М.: Педагогика, 1997. – 186 с.
7. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 312 с.
8. Дьяченко О.М. Одаренный ребенок. - М.: Педагогика, 1997. – 140 с.
9. Куровская С. Н.; Под ред. Тарантей В.П. Одаренный ребенок и семья. - Сост. - Мозырь: Белый Ветер, 2006. - 116с.
13. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - Москва – Воронеж, 1997. – 220 с.
14. Лейтес Н.С. Бывают выдающиеся дети. // Семья и школа. - 1990 - №3 - С. 33-35
16. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М.: Педагогика, 2000 – 123 с.
17. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. - М.: Педагогика, 1996. – 156 с.
19. Терасье Ж.К. Сверходаренные дети. - М.: Научно методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: МГППУ, 2006. - 96 с.
21. Чехонина О.В. Дети с опережающим психическим развитием: Одаренные дети в семье: советы психолога. //Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С.21-24.
22. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков. // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 243-264.
23. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. - М.: Педагогика 1996 г. – 190 с.
24. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. - М.: Учебная литература, 1996. -136 с.