Участие обучающихся в социально значимых проектах

Кондратенко Наталья Владимировна

Участие обучающихся в социально значимых проектах

1. "Мы - юные волонтеры"

2. "Покормите птиц зимой"

3. "Моя семья в летописи Победы"

3. Сбор макулатуры

4. Сбор батареек для сдачи в утилизацию

5. Помощь приюту животных "Лапка друга"

Скачать:


Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка»

 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

ПРОГРАММА

 «Мы - юные волонтеры»

для младших  школьников 3, 4 класса

на 2023-2024 учебный год

 

Согласовано

на заседании МО

специалистов

коррекционной работы

СОГБОУ «Вяземская начальная школа – детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

протокол №1

от 30.08.2023 г.  

Принято

на педагогическом совете

СОГБОУ «Вяземская начальная школа – детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

протокол №1 от 31.08.2023.  

Утверждаю

И.о. директора

СОГБОУ «Вяземская начальная школа – детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Н.В. Кондратенко

Приказ № 90/01-02

от 31.08.2023 г.  

Вязьма

2023 г.


Пояснительная записка

Данная программа предназначена для социального направления развития личности младшего школьника с ОВЗ. Программа реализуется в форме общественно полезной практики.

Одной из задач реализации требований ФГОС НОО ОВЗ, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно полезной жизни.

В России сейчас действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются благотворительностью и милосердием, пропагандой здорового образа жизни и др.

Волонтерство - это институт воспитания, справедливости, дружбы, милосердия, вдохновения, ответственности, терпимости, трудолюбия, добра и других ценностно-ориентированных качеств личности.

Волонтерская деятельность - объединение добровольцев, цель деятельности которых - решение социально значимых проблем.

Цель программы: воспитание социальной активности младших школьников с ОВЗ.

Задачи:

  1. Популяризация идей добровольчества в среде обучающихся с ОВЗ.
  2. Воспитание желания добровольно оказывать посильную помощь людям.
  3. Активизация участия обучающихся с ОВЗ в социально-значимых акциях и проектах.
  4. Воспитание у обучающихся с ОВЗ активной жизненной и гражданской позиции; патриотизма, нравственных качеств (справедливости, милосердия, добра).

5.        Гуманное отношение к людям, уважение к человеческой личности.
Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ 3—4 классов

«Мы - юные волонтеры» рассчитана на два года обучения: 3 класс (34 часа в год), 4 класс (34 часа в год). Всего: 68 часов. Режим работы: 1 час занятия в неделю.

Освоение курса внеурочной деятельности направлено на получение следующих результатов:

  • приобретение учащимися знаний об основах волонтерской деятельности;
  • воспитание устойчивого желания заниматься волонтерской деятельностью;

-        активное участие школьников с ОВЗ в социально-значимых акциях и
проектах;

-        воспитание у учащихся таких нравственных качеств, как
справедливость, бескорыстие, милосердие, доброта, сопереживание;

  • воспитание любви и уважения к Родине, к ее защитникам и мирным гражданам;
  • воспитание уважения человеческого достоинства и понимания ценности человеческой жизни;

-        воспитание у детей личностной ответственности за выполняемую
работу.

Содержание программы

Содержание программы включает четыре раздела: «Забота о ветеранах войны», «Внимание пожилым людям и всем нуждающимся в поддержке. Шефская работа в дошкольных группах СОГБОУ «Сказка», «Акции и мероприятия», «Забота о братьях наших меньших».

Первый год обучения. 3 класс (34 часа в год)

I.       Забота о ветеранах войны

Создание базы данных об участниках (ветеранах) боевых действий, проживающих на территории города Вязьма. Оказание посильной помощи ветеранам.

II.      Внимание пожилым людям и всем нуждающимся в поддержке

Создание базы данных об одиноких пожилых людях, опекаемых детях, семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Организация шефской работы в дошкольных группах СОГБОУ «Сказка». Оказание посильной помощи людям, нуждающимся в ней.

III.        Акции и мероприятия

Активное участие в тематических классных часах, в занятиях представителей социальных служб с волонтерами. Активное участие в патриотических, благотворительных, культурно - массовых, экологических акциях и мероприятиях.

IV.        Забота о братьях наших меньших

Помощь в содержании животных в приюте, в выборе будущих хозяев, в проведении фотосессий животных. Изготовление кормушек и скворечников для птиц.

Второй год обучения. 4 класс (34 часа в год) /.      

I. Забота о ветеранах войны

Составление базы данных об участниках (ветеранах) боевых действий, проживающих на территории города Вязьма. Социальное патронирование: оказание посильной помощи ветеранам боевых действий совместно с социальными и медицинскими службами.

II. Внимание пожилым людям и всем нуждающимся в поддержке Составление базы данных об одиноких пожилых людях, опекаемых детях, семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Регулярное посещение детских домов, пожилых людей, инвалидов совместно с социальными и медицинскими службами, профилактическая работа и оказание помощи.

Организация шефской работы в дошкольных группах СОГБОУ «Сказка».

III.        Акции и мероприятия

Организация, подготовка и активное участие в патриотических, благотворительных, культурно-массовых, экологических акциях и мероприятиях: благотворительных концертах, благотворительных ярмарках, сборе книг для домов ветеранов, сборе игрушек и книг для детских домов. Участие в поисковой работе, социальном краеведении

IV.        Забота о братьях наших меньших

Помощь в содержании животных в приюте, социализация животных, помощь в выборе будущих хозяев, помощь в проведении фотосессий животных. Изготовление кормушек и скворечников для птиц.

Формы организации и виды деятельности школьников

Общественно полезная практика «Мы – юные волонтеры» организуется с учетом интересов учащихся и возрастных особенностей младших школьников с ОВЗ. Занятия проводятся в активной форме на деятельностной основе. Обучающиеся в процессе общественно полезной деятельности познают азы волонтерского движения, участвуют в социально-значимых акциях и мероприятиях. Ученики начальных классов вовлекаются в деятельность по оказанию помощи ветеранам войн, пожилым людям, всем нуждающимся в поддержке; учатся заботиться о животных.

Тематическое планирование

ц/п

Название раздела программы

Кол-во часов

3 класс (34 часа)

1

Забота о ветеранах войны

10

2

Внимание пожилым людям и всем нуждающимся в поддержке.

7

3

Акции и мероприятия

11

4

| Забота о братьях наших меньших

   6

4 класс (34 часа)

1

Забота о ветеранах войны

8

2

Внимание пожилым людям и всем нуждающимся в поддержке

10

3

Акции и мероприятия

12

4

Забота о братьях наших меньших

4

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

3 класс (34 часа)

1.

Волонтерское движение. Понятие о волонтерском движении. Понятия «добро», «милосердие», «сострадание»

1

2.

Чем занимаются волонтеры?

«Я - младший помощник волонтера»

1

Забота о ветеранах войны

3-4.

День освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков (25 сентября)

2

5-6.

День народного единства.

Акция «Давай обнимемся» (4 ноября)

2

7.

День защитников Отечества (23 февраля)

1

8.

День освобождения Вязьмы от немецко-фашистских захватчиков (12 марта)

1

9-10.

День Победы (9 мая)

2

Внимание пожилым людям и всем, нуждающимся в поддержке

П.

Всемирный день пожилых людей (1 октября)

1

12.

Шефская работа в дошкольных группах СОГБОУ «Сказка»

1

Систематически

13.

Всемирный день Здоровья (7 апреля)

1

14.

День зашиты детей (I июня)

1

15.

Помощь детям из опекунских и приемных семей, из семей, имеющих детей-инвалидов

1

В течение года

16.

Оказание  помощи  детям  из   семей,   находящихся в трудной жизненной ситуации

1

В течение года

17.

Операция «Забота». Оказание посильной помощи пожилым людям (одиноким пенсионерам, ветеранам войны и труда, инвалидам)

1

Систематически

Акции и мероприятия

18-19.

День учителя (5 октября)

2

20-21.

День матери

(последнее воскресенье ноября)

2

22-23.

Встреча Нового года

2

24-25.

Международный женский день (8 марта)

2

26.

Веселые переменки для первоклассников

1

Ежедневно

27.

Акция «Георгиевская ленточка»

1

Апрель-май

28.

Акция «Подарок ветерану»

1

Апрель-май

Забота о братьях наших меньших

29.

Всемирный день защиты животных

(4 октября)

1

30-31.

Всемирный день защиты Земли (29 марта)

2

32-33.

Международный день птиц (1 апреля)

2

34.

День эколога России (5 июня)

1

4 класс (34 часа)

Забота о ветеранах войны

1.

День освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков (25 сентября)

1

2.

День народного единства.

Акция «Давай обнимемся» (4 ноября)

1

3.

День воинской славы (7 ноября)

1

4.

День Героев Отечества (9 декабря)

1

5.

День защитников Отечества (23 февраля)

1

6.

День освобождения Вязьмы от немецко-фашистских захватчиков (12 марта)

1

7.

День освобождения узников концлагерей (11 апреля)

1

8.

День Победы (9 мая)

1

Внимание пожилым людям и всем, нуждающимся в поддержке

9.

Всемирный день пожилых людей (1 октября)

1

10.

Всемирный день слепых (13 ноября)

1

11.

Международный день инвалида (3 декабря)

1

12.

Всемирный день помощи бедным (19 декабря)

1

13.

Международный день онкологического ребенка (15 февраля)

1

14.

Всемирный день Здоровья (7 апреля)

1

15.

День защиты детей (1 июня)

1

16.

Помощь детям из опекунских н приемных семей, из семей, имеющих детей-инвалидов

1

В течение года

17.

Оказание помощи детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

1

В течение года

18.

Операция «Забота». Оказание посильной помощи пожилым людям (одиноким пенсионерам, ветеранам войны и труда, инвалидам).

1

Систематически

Акции и мероприятия

19-20.

День учителя (5 октября)

2

21-22.

День матери

(последнее воскресенье ноября)

2

23-24.

Встреча Нового года

2

25-26.

Международный женский день (8 марта)

2

27.

День защиты детей (1 июня)

1

28. .

День отцов (третье воскресенье июня)

1

29.

Акция «Георгиевская ленточка»

1

Апрель-май

30.

Акция «Подарок ветерану»

1

Апрель-май

Забота о братьях наших меньших

31.

Всемирный день зашиты животных (4 октября)

1

32.

Всемирный день зашиты Земли (29 марта)

1

33.

Международный день птиц (1 апреля)

1

34.

День эколога России (5 июня)

1

  1. Ершова Н.Н. Модель привлечения волонтеров к социально - профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н.Н. Ершова // Беспризорник. - 2007. - № 2. - С. 20-23.
  2. Князева Е.А. Волонтерская работа - безвозмездная помощь нуждающимся / Е.Л. Князева // Социальная работа. - 2010. - № 1.

3.        Подготовка волонтеров: программы, рекомендации, модели опыта /
Сост. И И. Фришман, М.Р. Мирошкина. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2007.

4.        Слабжанин Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами /
Н.Ю. Слабжанин. - Новосибирск: МОФ СЦПОИ, 2002.



Предварительный просмотр:

Социальный проект

«Покормите птиц зимой»

Учитель: Кондратенко  Наталья Владимировна

(высшая категория)

2021 г.

 Введение

Проект рассчитан на 4 года (1 — 4 классы)

           Проблема:                         

   В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям зимой наиболее часто встречаются такие птицы как воробей, сорока, синица большая, большой пестрый дятел, малый пестрый дятел, снегирь и во второй половине зимы – свиристель.  Холод  этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью.  Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

       Цель: оказать посильную помощь птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи.

      Задачи:

  • Собрать сведения о зимующих птицах нашей местности. Выяснить, какие кормушки нужны для зимующих птиц, как их изготовить.
  • Сделать кормушки и развесить их на пришкольном участке, возле домов, где мы живём.
  • Подобрать корм для птиц, вести подкормку.
  • Подготовить материал и провести школьный праздник «Покормите птиц зимой!».

Актуальность

    Птицы - полезные создания, они уничтожают вредных насекомых в наших садах и огородах. Поэтому мы обязаны помочь нашим друзьям, когда им особенно трудно.

       Зима - суровое время года, а для птиц  самая тяжелая пора. Холод заставил спрятаться всех насекомых, лишь некоторые деревья сохранили плоды, да на крупных сорняках, торчащих из-под снега, можно найти семена. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты  тонким слоем льда.  Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса!  Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Когда морозы  чередуются  с оттепелями,  все покрывается ледяной коркой. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм,  к нему невозможно  добраться. Молодые  особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться  и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синицК весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!

     Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения. 

Дальше мы выяснили, есть ли какие правила в изготовлении кормушек?  

 Правила изготовления кормушек:

  • У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.                                                                               
  • Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
  •  Для развешивания кормушек необходимо выбрать места, укрытые от ветра и недоступные для кошек.
  • часто кормушки посещают вороны, сороки, галки и голуби, они оттесняют более мелких птиц от кормушек. Чтобы этого не происходило нужно отверстия в кормушке делать небольших  (3-4 см.) размеров, доступных только для мелких птиц.
  • Так же надо помнить, что ни в коем случае нельзя прибивать кормушки к дереву гвоздями,  иначе получится "одно лечишь, а другое калечишь"!

Правильный выбор кормушки зависит от вида птицы, которую мы хотим привлечь, а также от того, насколько близко мы будем от них находится, чтобы наблюдать их повадки. Ближе всего наблюдать за птицами можно в окно. Для этого используют «оконные» кормушки. Их  можно прикрепить к оконному стеклу. Такие кормушки рассчитаны на маленьких птиц (синичек, воробьев). Главное учитывать расстояние между кормушкой и стеклом, чтобы птицы не влетели в стекло. Привлекают внимание птиц ярко окрашенные декоративные кормушки.

Самая простая – картонная коробка из-под сока, пластиковый бачок    или бутылка с проделанным отверстием размером 4х4 см. Можно приспособить трёхлитровую стеклянную банку, предварительно закрыв горлышко пластиковой крышкой с вырезанным в ней отверстием (4х4 см). Так же просто изготовить дощечку с бортиками. Края отверстий не должны быть острыми, иначе поранятся лапки птиц. Самая распространенная кормушка для птиц – домик. Его можно сделать из старого посылочного ящика, сделав несколько отверстий в его стенках и съёмную крышку, чтобы удобнее насыпать корм.

Простейшую автоматическую кормушку можно сделать из бутылки.

   Два проволочных кольца удерживают бутылку в перевернутом виде, снизу к горлышку подвешен лоток с бортиками с небольшим зазором. Засыпанный в бутылку корм высыпается в лоток по мере его поедания. Бутылка должна быть светлой, темный цвет птиц отпугивает.

Однако даже синицы иногда боятся ее. По-видимому, их пугает искаженное, но подвижное отражение птицы в стекле, чтобы бутылка не блестела, ее можно покрыть снаружи лаком или масляной краской и, пока она не высохла, обсыпать мусором, опилками или чем угодно, что сделает бутылку менее заметной.

  Удобнее многих кормушек оказалась «самоподсыпающая» кормушка. Автоматические кормушки удобны тем, что зерно в них засыпают сразу на неделю или больше, корм здесь не портится от дождя и снега. У кормушки есть недостаток: если она висит на стене, а не на дереве, синицы не сразу находят корм. Этому, впрочем, легко помочь: когда выпадет снег, вокруг кормушки рассыпают' горсть мелкого мусора с некоторым количеством семян подсолнуха или конопли. Темное пятно на снегу сразу привлекает птиц, и они разыскивают семена и замечают корм на лотке. Автоматическую кормушку можно сделать из бутылки.

Для кусочков сала, мяса, колбасы, сырных корочек удобна кормушка-булавка (Приложение 1. фото 7). Ее длина около 10 см, она согнута из стальной проволоки, один конец которой заострен напильником. Подвешенная на нитке, такая кормушка недоступна для сорок и ворон, а ловкие синицы отлично к ней прицепляются.

Наша практическая деятельность

 Познакомившись на интернет – сайт с картинками кормушек для птиц,                   (с восторгом и удовольствием рассматривая их), незамедлительно решили смастерить сами, выбрав для начала самый лёгкий вариант - из коробок и пластиковых бутылок.


Кормушки мы приготовили. Теперь необходимо знать какой корм нужно положить в кормушку для птиц.

Как и чем подкормить птиц зимой?       

Меню для птиц                                              

Название птицы

Чем питается в природе зимой

Чем можно подкармливать

Сизый голубь

Семенами растений, зерновыми культурами.

Пшено, пшеничные отруби, овсяные хлопья.

Воробей городской

Семена сорных растений, хлебные крошки.

Овес и просо, а также крошки белого хлеба

Сорока

Мелкими животными, падалью и плодами.

Крупы, семена арбуза, крошки белого хлеба.

Синица большая

Семенами и другой растительной пищей, личинками и куколками спрятавшихся насекомых.

Семена, мясо, несоленое  сало. Очень  любят     семечки подсолнечника.

Дятел

Семена  сосны и ели, личинками и куколками спрятавшихся насекомых.

 Сухофрукты, свежие мягкие фрукты, несоленое сало.

Снегирь

Семенами  растений  и  ягодами.

Ягоды рябины, бузины, боярышника.

Свиристель

Плодами рябины, калины, плоды можжевельника.

Бусы из сушеных ягод шиповника и боярышника.

   Из таблицы видно, что для подкормки многих зимующих  птиц замечательно подойдут семена подсолнечника. Они очень калорийны и питательны, содержат большое количество растительных жиров, только должны быть обязательно  сырые. Кроме подсолнечных, пернатые с удовольствием поклюют семечки арбуза, дыни и тыквы. Так же птицы не откажутся от крошек белого хлеба, не побрезгают остатками вчерашней каши. Любимым лакомством для многих видов является несоленое сало, а так же сушеные ягоды рябины, бузины, боярышника, шиповника.

   При перебоях с кормами, чтобы прикормленные птицы не покинули кормушки, можно день – два  кормить  их остатками от стола: прежде всего салом, жиром всех видов, колбасой, костями, вываренными в супе (в них синицы всегда находят хоть немного костного жира), сыром или сырными корочками, которые лучше нарезать маленькими удлиненными кусочками, мясом (сырым и вареным, или жареным).                                                                                 Крошки белого хлеба больше пригодны для подкормки воробьев или голубей, однако и синицы едят их, если нет ничего лучшего.                                  Нельзя кормить птиц черным хлебом. Он вызывает заболевание, что означает для них верную гибель! Нельзя также развешивать соленое сало и мясо, от

От соли птицы слепнут, мокрые продукты на морозе превращаются в лед и  становятся недоступны для птиц, не станут клевать пернатые жареные семечки. 

Таким образом, мы пришли к выводу, что у каждого из нас дома найдется достаточное количество корма для пернатых

 Наблюдение за зимующими птицами. 

Наблюдая за поведением птиц в зимнее время можно отметить некоторые особенности.

Домовые воробьи проявляют к человеку бесстрашие, ночуют на чердаках, в вентиляционных трубах. Зимой воробьи питаются пищевыми отходами, брошенным зерном. Их можно встретить возле мусорных контейнеров, во дворах, возле мусоропроводов.

      Большие синицы появляются в наших садах в октябре месяце, когда в лесу корма становится меньше, исчезают насекомые. Встретить их можно повсюду. Они осматривают каждое дерево, каждый кустик в поисках 
спрятавшихся насекомых или их личинок. Птица очень подвижна. В зимний период питается в основном семенами растений. Мы наблюдали синиц в кроне ольхи, добывая корм, они висели вниз головой, обследовали каждую трещину в коре, спускались на землю, подходили близко к нашим ногам. 
Держатся синицы небольшими стайками 8-10 птиц, так как именно стайный образ жизни помогает быстрей найти корм, согреться морозной ночью.

Снегири у нас в селе появились в середине января. Встречаются они парами или стайками. Самцы от самок отличаются более красивым нарядом - красной грудкой; у самок грудки серого цвета. Снегири очень любят ягоды рябины, поедая только семена из ягод, остальное выбрасывают, поэтому в местах кормежки на снегу всегда остается масса нерасклеванных ягод. Насытившись, снегири отдыхают на высоких деревьях.

Обычными птицами и наиболее многочисленными воробьи. Держатся эти птицы стаями. И встретить их можно повсюду. Питаются они в основном семенами и зёрнами.

Если галки, вороны, сороки смогут прокормиться возле свалок, помоек и мусорных контейнеров, так как они всеядны, то мелким птицам в морозные дни приходится трудно, потому, что к середине зимы рябина заканчивается, семян клена становится меньше, семена сорных растений прикрыты снегом. Здесь должен прийти на помощь человек. Без нашей помощи птицы в морозные зимы гибнут, поэтому развешивать кормушки, изготовленные из простейших материалов - наша задача.

 В зимнее время птицы становятся доверчивее, теряют бдительность, ведь главная задача - найти корм. Мы высчитали критическую дистанцию, на которую птица может подпустить человека.

Воробей домовый - 1 м                        Снегирь - 6 м,

 Синица большая - 3,5 м                          Сорока - 12 м.

  Самая длинная дистанция у сороки, так как птица эта лесная, осторожная.   Если сорок подкармливать, то соберется большая стая. При виде человека не только пугается, но и начинает «трещать».

   Для привлечения внимания по данной проблеме, мы провели школьный праздник «Покормите птиц зимой!»                                                   

 В заключение праздника провели выставку стенгазет и рисунков «Птицы наши друзья!»                         

 Вывод:

       Зима для пернатых – самая тяжелая пора. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо  постоянно подкармливать их в течение зимы. На сооружение кормушки из подручных материалов уйдёт немного времени. Главное - в дальнейшем кормить птиц постоянно. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Во второй половине зимы, когда большая  часть  зимних  ягод  и  плодов съедена  или  пропала,  дополнительные подкормки  особенно  важны. 

            Заключение:

      Как мы уже отмечали, проделанная работа помогла нам ближе познакомиться с природой родного края, мы стали более дружные и приятно ощущать, что ты кому то оказываешь помощь. Поэтому  будем продолжать работу по привлечению птиц и вести агитацию по их охране.

     Для успешного привлечения птиц необходимо довольно подробно знать их жизнь, повадки, кормовую базу, места естественных гнездований, сроки выведения птенцов. Поэтому планируем изучать литературу для получения более точной информации по  данному вопросу.

   С целью пропаганды практических мероприятий по охране и привлечению птиц  весной проведем праздник  «День птиц», в рамках которого планируем изготовить и развесить искусственные гнездования.

     В летние каникулы и осенью будем заготавливать корм для зимней подкормки: семена арбуза, дыни, тыквы, репейника.

  Литература:

  1. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. – М.: Прогресс, 1993, с. 38;
  2. Запартович Б.Б. С любовью к природе – М.: Педагогика, 1999, с.76-79;
  3. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы и поговорки – М.: Просвещение, с. 46-49;
  4. Семенов И.В.Охрана природы школьниками в каникулярное время – М.: Просвещение,1998, с.21;
  5. Шарова И.Х., Мосалов А.А. Внеклассная работа по зоологии - М.: НЦ ЭНАС, 2004,с.38-44, 147-150;
  6. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? –М.: ГНОМ иД, 2000, с.4-6,18-2

Интернет – ресурсы:

www.n-svirsky.ru/index.php?PAGE_CODE=NWS&news_id=77

nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/01/15/pokormite-ptits-zimoy

Приложение 1.

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ40fjYmDSXeJ6I7x3YJic3tfoAs8zJTqPyrPZzE0SKmGHQ6pcC

Фото 1.

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQOCFURX0t2kmmK3H8_h_EjC8sc8BsnlZuK7ew7ACZHDmHtdIA-http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQzGT3wP8zPLVN54nEO3Yshvfub6Ib8tYjF8zNxWYee4i-l8LWOsw

           Фото 2а                                                                       Фото 2б

Приложение 1.

http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQTR4d9d-lHjvS5jZcn0UHNrDPXvQmcQh3umblZS9YFZjr7LiLD  http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQM1q-ahmjcEb7henZWIaQS4gKJb2FRaGO53Ua5pOw20tgxHgGtTQ

Фото 3http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcT5SHQLAA7e41WOsiG0cjCASnzqiRWkNeZpUEinyVVtX6kAj4_4mA

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQCWnQ_jQX8WeyJb5v48Hy2HZfeslw0clpiGOobaSCQejGHEf5E

 Фото 4                                                         Фото 5

http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTqITGAp2luwcm6x8t5PtWCcSYe2PMn2UVjLwbHjZ9ABCIjNl7-UQ                 http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRxDuht-feQHL6fp7GtdhcyN7EbEwVnPhJFRR9DV1CHxTq3pehW

Фото 6                                                   Фото 7            

Приложение 2

Наблюдение за птицами у кормушек

Таблица 1

Дата наблюдения

21 декабря 2016 г.

Время наблюдения (час.,мин)

12 часов

Состояние погоды

Малооблачно, тепло  +2 гр.

Вид корма в кормушке

Сало, семечки подсолнуха

Виды и количества птиц, прилетавших кормиться:

Синица

 2

Воробей

 18

Голубь

 4

Вороны

 3

Примечания: Птиц у кормушки не много, так как на улице тепло. Только чуть похолодало (мороз, и солнце),  воробьи большой стайкой собираются, и клюют зёрнышки пшеницы под деревом, только 2 из них сидят на кормушке. Стоит их потревожить, с шумом все мигом взлетают на дерево и громко чирикают. Будто чем-то не довольны. Ну, настоящий птичьий базар. Воробьи кормятся в любое время суток.

Синицы прилетают кормиться вечером, предпочитают сало. Покормившись синички, некоторое время ещё сидят на дереве и напевают  цыцы – пи, цыцы – пи, потом улетают.

 ФИО наблюдателей: Петров Иван

 

Приложение 2

Птица

Кормушка

Корм

Способ употребления

Воробьи

Устойчивая крепкая

любой

Клюют у кормушки

Синица

Маленькая не доступная голубям

Семечки подсолнуха, тыквы, дыни, геркулесовые хлопья, сало, мясо.

Берёт по зёрнышку, долбит на дереве, зажимая лапками.

Снегирь

Бусы из фруктов, семян, удалённые кормушки

Рябина, калина, просо, овсяная крупа, семена подсолнуха.

Ест очень аккуратно, не сорит.

Ворона

Площадка на земле

Остатки пищи

Ест жадно, никого не боится.

Примечание: Особенно интересно наблюдать за воробьями. У них на грудке имеется чёрненький галстучек, но не у всех. У тех, у кого имеется галстук и больше по размеру, значит он выше по рангу, у тех, у кого нет, тот совсем ещё молодой.

ФИО наблюдателей: Моняк София

Таблица 2



Предварительный просмотр:

                       

Социальный проект

«Моя семья в летописи Победы»

Учитель: Кондратенко  Наталья Владимировна

(высшая категория)

2022 г.

Актуальность.

Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей, – это не только хроника, летопись и дневники, это еѐ исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее.

Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу – одна из задач гражданско-патриотического воспитания.

День Победы – праздник, который начали отмечать после победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Это день окончания страшной, безмерно жестокой войны, которая длилась 1418 дней и ночей. День Победы как всенародный праздник был установлен Президиумом Верховного Совета СССР 8 мая 1945 года. Путь к победе был длинным испытанием. Она была завоевана мужеством, боевым мастерством и героизмом советских воинов на полях сражений, самоотверженной борьбой партизан и подпольщиков за линией фронта, каждодневным трудовым подвигом работников тыла, объединенными усилиями антигитлеровской коалиции и антифашистского движения.

В преддверии празднования Великой Победы появилась идея о создании проекта «Летопись Победы». В рамках проекта предполагается организация просветительской, исследовательской, творческой, поисковой деятельности среди учащихся с привлечением общественности. Проект разработан в соответствии с информацией, предоставленной Организационным комитетом по подготовке мероприятий в дни празднования Победы в ВОВ 1941-1945г.г.(предусматривается организация мероприятий во Всероссийском масштабе)

Цель проекта: воспитание гражданственности, патриотизма; привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений; увековечение подвига многонационального народа в Великой Отечественной войне; противодействие фальсификации событий Великой Отечественной войны; повышение интереса к истории Родины.

Задачи проекта:

– воспитание чувства гордости за свое Отечество, свой народ и свою семью;

– формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, ответственности за судьбу страны, готовности к служению Отечеству и его защите, выполнению гражданского долга; приобщение к историческим, культурным и нравственным ценностям, традициям своего народа;

– формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, мотивации поведения через увлекательные для обучающихся формы активности, социальноодобряемую и результативную деятельность на благо Родины;

– развитие национального самосознания и гражданской позиции в условиях учебно-воспитательного процесса, внеклассной и досуговой деятельности обучающихся;

– вовлечение школьников, их родителей в подготовку мероприятий, приуроченных к празднованию Великой Победы;

– консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения;

– укрепление общих интересов в семьях путем привлечения детей и взрослых к проведению совместных мероприятий патриотической направленности;

– формирование внимания, уважения, почтения к ветеранам, чувства толерантности;

– развитие творческих, интеллектуальных способностей, коммуникативной  культуры обучающихся, умения работать в коллективе;

– повышение мотивации к учению, познавательной активности, способности самореализации учащихся;

– дополнение, расширение знаний учащихся по истории; ознакомление участников проекта с основными событиями, героями Великой Отечественной войны, вкладом России в победу над фашизмом.

Действие проекта: проект обеспечивает адресный охват целевой аудитории (учащиеся 1-4 классов, родители, общественность). Достигается воспитательный, просветительский, идеологический эффект. При этом используются интерактивные методы обучения, при которых существенно выше степень усвоения материала, чем при традиционном подходе в обучении.

Материальное обеспечение: Интернет-источники (образовательные сайты, видеофильмы и др.).

Сроки реализации проекта: сентябрь 2022 г. – май 2023 г.

К результатам проекта относятся:

– воспитание гражданственности и патриотизма;

– воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;

– повышение интереса к истории страны;

– привлечение к различным формам гражданско-патриотического воспитания всей семьи (открытые занятия, встречи с ветеранами, исследовательская, творческая работа и пр.);

– помощь в проектной деятельности школьников, связанной с гражданско-патриотической тематикой;

– выявление одаренных ребят, способных к творческой, исследовательской деятельности;

Реализация поставленных целей и задач проекта осуществляется посредством проведения следующих мероприятий:

№ п/п

Мероприятие

1.

Участи в акция «Бессмертный полк»

2.

Участие в патриотической акции «Георгиевская ленточка»

3.

 Посещение детской библиотеки

4.

Участие в районных и городских конкурсах патриотического направления

5.

Проект «Моя семья в летописи Победы»

6.

Конкурс «Поэзия военных лет»

7.

Круглый стол «Я читаю книги о войне».

8.

Экскурсия к Вечному огню

9.

Экскурсия к памятнику генералу М. Г. Ефремову

10.

Мероприятие «Его имя носит наша школа»

11.

Экскурсия к мемориалу «Дулаг – 184»

12.

Экскурсия к памятнику погибшим железнодорожникам

13.

Мероприятие «Юные герои-антифашисты»

14.

Мероприятие «900 дней и ночей»

15.

Мероприятие «День освобождения Вязьмы»

16.

Мероприятие «День освобождения Смоленщины!»

17.

Мероприятие «День защитника Отечества»



Предварительный просмотр:

Социальный проект

«Традиции моей семьи»

Учитель: Кондратенко  Наталья Владимировна

(высшая категория)

2023 г.

Введение

Семья – источник вдохновения, 

Где рядом взрослые и дети, 

В семье от всех невзгод спасение, 

Здесь друг за друга все в ответе. 

Семья – это самое важное для человека. Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Если закрыть глаза и мысленно произнести слово «детство», то на память приходит что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать семейной традицией. Семейные традиции – это духовная атмосфера дома.

Семья в жизни человека занимает очень большое место. И если человек не имеет семьи, не знает своих дедов и прадедов, он обделен самым главным на земле - теплом и вниманием. Незнание своих корней ведет к незнанию истории своей страны, своего народа. Недаром на Руси с древних времен сохранилось очень много пословиц и поговорок о семье.

«Родительское сердце в детках»,

«Род в род идет»,

«Русский человек без родни не живет»,

«Родная сторона – мать, чужая – мачеха»,

«Родной куст и зайцу дорог»,

«С родной сторонки и собачка мила».

Испокон веков на Руси основой общества, его опорой является семья. Семьи, как правило, были большие, жили пусть тесно, но дружно: родителей почитали, младших в обиду не давали. Проходило время, менялся привычный уклад семьи, дети старались жить отдельно от родителей, менялись интересы людей, их отношения к жизни.

Состояние современной семьи резко отличается от семейных укладов прошлых веков: если материальное положение значительно улучшилось, то характер семейных отношений явно развивается не в лучшую сторону. Иные исследователи даже поговаривают об ослаблении способности семьи к выполнению воспитательных функций.

Однако данные исследований  показывают, что, прежде всего семья способна воспитать достаточного человека.  И это не только самые близкие – мама, папа. Определенное влияние на ребенка оказывают бабушка, дедушка. Их взаимоотношения со своими детьми, являются ли они примером для подражания? Именно знание истории семьи, знание своих предков, воспитание в ребенке уважения к настоящему и прошлому своих близких поможет в дальнейшем «получить» честных, искренних, любящих, порядочных членов общества.

Методический паспорт проекта.

Возраст учащихся:  9 – 10 лет.

Состав проектной группы : 14 человек.

Название  проекта: «Традиции моей семьи».

Тип проекта:  социально-значимый с элементами исследовательской деятельности.

Гипотеза:  В счастливой семье - счастливые дети.

Проблемные вопросы:  знают ли современные дети свои корни, своих бабушек и дедушек, историю и традиции своей семьи? Каковы

взаимоотношения в семьях воспитанников? Ответы на эти вопросы могут быть получены в ходе реализации проекта «Моя семья».

Цель проекта : 

Воспитание и развитие свободной талантливой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению. Сбор обучающимися информации о занятиях и увлечениях членов своей семьи. Систематизация собранных данных.

Задачи проекта :

Развивать у учащихся потребность узнать историю своей семьи;

Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье;

Формировать понимание ценности семьи;

Расширить  кругозор  и  обогатить  словарный  запас  детей  терминами   родственных  отношений,  развивать  связную  речь. 

Способствовать  укреплению  детско-родительских  отношений,  что  неизбежно  при  активной  совместной  деятельности. 

Конечные результаты: После завершения проекта ученик научится добывать информацию.

Предметы: окружающий мир, изобразительное искусство и художественный труд.

Сроки реализации проекта :

Сроки проведения: сентябрь 2023 – май 2024 г.

- организация фотовыставки «В кругу семьи»;

- сбор информации об увлечениях и занятиях членов своей семьи;

- составление родословного дерева;

- конкурс рисунков «Моя семья»;

- классный час «Моя семья».

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап

«Давайте познакомимся»

     2. Старт проекта

     3. Проектно- исследовательская  работа

  • Встреча с родителями, привлечение к совместной деятельности (обсуждение предстоящей работы, поиск необходимых фотографий из семейного архива, опрос детей, беседы с родителями);
  • поиск пословиц, поговорок, стихов и рассказов о семье;
  • Создание альбома «Моя семья», выполнение аппликации (генеалогического древа)
  1. Аналитический этап.  Рефлексия. Анализ деятельности. Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений
  2. Перспектива развития проекта.  Представление работы в образовательных сетях, для участия в дистанционном конкурсе.
  3. Заключительный этап. Представить продукт творческого проекта  на мероприятии, перед одноклассниками.

 «Защита проекта» 

Модель реализации проекта

№п/п

Действия

Сроки

Ответственные

1

2

Разработка установок для учащихся.

«Давайте познакомимся!»

Старт проекта.

В проекте принимают участие 30 учащихся класса.

Подготовительный этап

На  данном  этапе  было  подготовлено  и  проведено  анкетирование  детей,  которое  позволило  сделать  выводы,  касающиеся  уровня  знаний  детей  о  собственной  семье.

Ученики  второго  класса  затрудняются  назвать  имена,  отчества  родителей.  Многие  не  знают  имен  бабушек,  дедушек,  не  говоря  уже  об  отчествах.

Затрудняются  назвать  ФИО  родителей  —  33  %

Не  указали  имена  младших  братьев  —  22  %

Не  знают  имен  или  отчеств,  фамилий  —  55  %

По  итогам  анкетирования  проведено  родительское  собрание,  где  родителям  были  озвучены  цели  и  задачи  проекта.  Родители  с  энтузиазмом  включились  в  работу  над  проектом,  понимая,  как  важно  для  каждого  ребенка  обладание  информацией  о  своей  семье. 

Учитель

Учитель, ученики

3

Проектно- исследовательская  работа

 «Деятельность  детей,  педагога  и  родителей»

Выставки  детских  рисунков  на  тему  «Моя  семья»,  «Моя  любимая  мамочка»,  «Целуем  бабушкины  руки»,  «Папа  —  лучший  друг». 

Ребятам  было  предложено  придумать  тему  для  рисунка.  На  следующем  занятии  обсудили,  предложенные  детьми  темы,  составили  словесные  рисунки.  После  некоторой  корректировки  отобрали  наиболее  повторяющиеся  интересные  темы,  каждый  выбрал  ту,  которая  была  для  него  ближе  и  начали  рисовать. Оформили  стенд:  «Моя  семья». 

Сочинение  «Моя  семья…»  Сочинения  писали  дома  самостоятельно.  Получились  очень  интересные  и  содержательные  работы,  дающие  наглядное  представление  о  том,  как  видит  ребенок  структуру  и  иерархию  своей  семьи,  а  также  как  воспринимает  отношения  внутри  нее.

Учитель, ученики, родители

4

Творческая деятельность учащихся

Создание альбома «Моя семья», выполнение аппликации (генеалогического древа с  подписанными  Ф.И.О  предков.)

Ученики, родители

5

Консультационно-координирующая деятельность

Учитель

7

Аналитический этап.  Рефлексия.

Анализ деятельности. Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений.

Учитель, ученики

7

Представление результатов деятельности.

Каждый ученик представляет свой проект.

 

Ученики

8

Подведение итогов. Анализ проекта.

Что получилось? Соответствуют ли проекты выдвинутым требованиям?

Учитель, ученики

Результатом работы над проектом стали:

  • сообщения исследователей, представление альбомов «Моя семья».
  • Проведение  итогового  комплексного  занятия  «Семья.  Родословное  древо  моей  семьи».  На  итоговое  занятие  были  приглашены  родители.  Мы  с  ребятами  оформили  класс:  на  переднем  плане  разместили  приготовленные  генеалогические  древа,  которые  были  выполнены  на  плотных  листах  разного  размера.  На  одном  стенде  разместили  сочинения,  на  другом  —  рисунки,  касающиеся  семьи.  Слова  пословиц  были  прикреплены  на  стене  в  хаотичном  порядке.  Вырезанные,  ребятами  цветы,  украшали  интерьер  класса.

·     Дерево,  у  которого  крепкие  корни,  ветер  не  валит.

·     Дерево,  хоть  оно  в  несколько  стволов  растет,  корень  один  имеет.

·     Когда  на  голову  беда  свалится,  родственника  признаешь.

·     Незнание  своей  родословной  до  седьмого  колена  —  признак  сиротства.

·     Тот,  кто  свою  страну  не  знает  —  невежда,  тот,  кто  родословную  свою  не  знает  —  грешен.

Выводы

Работа в этом направлении способствовала активному сплочению классного коллектива, коллектива  родителей, сплочению семей.

Дети научились  вести поиск своих предков (их родственные связи, занятия, годы жизни, имена фамилии), работать со словарями, фотографиями. Оформлять специальные альбомы «Моя семья», освоили  способы изображения генеалогического древа.

Узнали,    и будут  продолжать  семейные традиции.

Родители получили советы об оказании помощи своим детям  в  составлении родословных. Они осознали значимость этой работы и ответственность перед детьми.  

В результате изучения родословного  дерева семьи у детей с родителями установилась  более тесная связь во взаимоотношениях.