Деятельность педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся
1. Программа работы с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 636.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Работа с одарёнными детьми» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального и основного общего образования и подпрограммы «Одаренные дети» программы развития МБОУ СОШ № 10 г. Вязьма Смоленской области..
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Программа работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребёнка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она даёт обучающемуся возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления
Цель программы:
выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент, может быть, ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.
Задачи:
- выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;
- проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.
- произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
- воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).
Принципы построения программы:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Сроки реализации программы: 4 года.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Повышение мотивации школьников к учению и уровня обученности за счёт учёта индивидуальных образовательных запросов обучающихся, а также их психологических и социальных характеристик.
- Формирование системы работы с одарёнными детьми.
- Создание базы для развития одарённости и таланта в современных условиях общеобразовательной школы.
- Совершенствование форм работы с одарёнными и способными детьми.
- Формирование банка данных «Одарённые дети», включающего в себя сведения о детях с различными типами одарённости.
- Использование систем диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости.
- Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
- Обобщение и систематизация материалов, презентация опыта работы.
Показатели эффективности реализации программы:
- Удовлетворённость детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, в которых у них есть способности.
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Выявление одарённых детей.
Формирование банка данных обучающихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности. Составление индивидуальных карт на одарённых детей.
Работа учителя с одарёнными детьми в урочную деятельность.
Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, презентаций, клипов, видеофильмов.
Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, проблемно-поисковых.
Применение нестандартных форм уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская, урок-лекция.
Проведение предметных недель с активным участием одарённых детей.
Проведение конкурсов, интеллектуальных игр по предметам и направлениям, позволяющим обучающимся проявить свои способности.
Участие в школьных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах, олимпиадах.
Подготовка и участие обучающихся в школьных, международных, всероссийских олимпиадах.
Организация и проведение школьных предметных олимпиад.
Подготовка и участие обучающихся в школьных, муниципальных, региональных конкурсах.
Привлечение к научно-исследовательской деятельности.
Школьный День науки и творчества, участие в школьных и районных научно-практических конференциях.
Развитие детей через внеурочную деятельность.
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ | Направление работы | Мероприятие | Сроки проведения |
1 | Методическая работа | Составление плана работы с детьми на учебный год. | Август |
Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми. | Сентябрь | ||
2 | Выявление способных и одарённых детей | Диагностика одарённости обучающихся. | Сентябрь |
Формирование банка данных обучающихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности. | В течение года | ||
Составление индивидуальных карт на одарённых детей. | В течение года | ||
3 | Анализ успехов и достижений ученика | Создание портфолио обучающихся. | В течение года. |
4 | Работа с родителями обучающихся | Тематические родительские собрания. Консультации для родителей. Рекомендации по выбору кружков. | 1 раз в год |
5 | Работа учителя с одарёнными детьми на уроке | Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, презентаций, клипов, видеофильмов. | В течение года. |
Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, проблемно-поисковых. | |||
Применение нестандартных форм уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская, урок-лекция. | |||
Проведение конкурсов, интеллектуальных игр по предметам и направлениям, позволяющим обучающимся проявить свои способности. | |||
Проведение предметных недель с активным участием одарённых детей. | |||
6 | Участие в школьных, муниципальных, региональных, международных олимпиадах и конкурсах. | Подготовка и участие обучающихся в школьных, международных, всероссийских олимпиадах. | В течение года |
Организация и проведение школьных предметных олимпиад. | |||
Подготовка и участие обучающихся в школьных, муниципальных, региональных конкурсах. | |||
7 | Привлечение к научно-исследовательской деятельности. | Школьный День науки, участие в школьных и районных научно-практических конференциях. | Февраль- март |
8 | Развитие детей через дополнительное образование. | Занятие внеурочной деятельностью: посещение кружков, секций. | В течение года |
Участие в конкурсах творческих работ разного уровня. | |||
9 | Создание банка нестандартных заданий | Создание методической копилки по работе с одарёнными детьми: - отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов; - создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной сложности по предметам); - формирование комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям); - отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов. | В течение года |