Продуктивное использование образовательных технологий учителем
1. Программа продуктивного использования новых образовательных программ.
2. Освоение новых возможностей интерактивной доски. Разработка методических материалов для интерактивной доски.
3. Использование разнообразных методов и приемов работы для повышения эффективности образовательного процесса.
4. Диагностика результатов развивающего обучения.
5. Урок русского языка с применением технологии развивающего обучения.
6. Справка о применении технологий учителем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Смоленской области
смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка»
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
_____________________________________________________________________________
215111 г. Вязьма Смоленской области, Телефон/факс 3-52-95
ул. Красноармейское шоссе, д. 15а Код 8 – 481 – 31
E-mail:skazka.48@mail.ru
Программа
«Совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий»
Учитель начальных классов
Кондратенко Н. В.
2021-2025 гг.
Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт предъявляет особенно серьёзные требования и к результатам освоения основной образовательной программы, и к условиям её реализации. Но возможно ли в условиях сельской малокомплектной школы полноценная реализация требований ФГОС? Безусловно, в таких условиях учителю легче работать над личностными результатами обучения, осуществлять индивидуальный подход с учетом темперамента учащихся, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений. Учителю начальных классов, преподающему несколько предметов, легче запланировать и реализовать работу над формированием метапредметных результатов. Соответственно, легче выстроить индивидуальную образовательную траекторию ученика. Но маленькая наполняемость классов не позволяет в полной мере формировать коммуникативные учебные действия на уроках. А ведь сотрудничество как совместная работа, как коллективное творчество, как умение работать в команде, сообща решать проблемы и приходить к общему мнению – одна из важных компетенций, которая должна быть сформирована у учащихся школы.
Поэтому для решения этих задач мы не можем слепо следовать технологиям, а должны учесть все их плюсы и минусы использования в наших условиях работы и попытаться внести в них изменения, с помощью которых мы будем работать более эффективно.
Цель программы: создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Задачи программы:
- Разработать наиболее эффективные способы и приемы организации образовательной деятельности с учетом особенностей обучающихся и условий их обучения;
- Создать максимально комфортные условия для общения, активности и саморазвития учащихся;
- Обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения учащихся;
- Выявить, учесть, развить творческие способности обучающихся и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать;
- Воспитать общественно-активную творческую личность и способствовать организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
Этапы реализации образовательных технологий:
Первый этап
Цель этапа: обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения учащихся.
Технологии:
• Обучение в сотрудничестве
• Игровые технологии
• Информационно-коммуникационные технологии
• Проблемное обучение
• Проектные методы обучения
• Тестовая технология
• Здоровьесберегающие технологии
Содержание: на данном этапе учитель проводит входной контроль, мотивирует обучающихся
Критерии оценки на первом этапе реализации технологий.
Выделяют два основных критерия:
– расчленение процесса на внутренние составляющие;
– алгоритмичность. (Он включает в себя такие наиболее значимые показатели, как: однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций и функциональная полнота)
Чем значительнее отклонение в действиях от параметров, предписанных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому результату. Причем деформация одной процедуры или операции отражается на всей технологической цепочке и заранее предопределяет непрогнозируемые последствия.
Показатель функциональной полноты позволяет оценить технологию обучения с позиции возможностей комплексной реализации всех функций процесса обучения. Критерий технологической последовательности дает возможность оценить выполнение следующих требований, обеспечивающих успешное течение технологического процесса:
• совокупность и последовательность процедур и операций, входящих в технологический процесс, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса и осуществляться на основе его анализа;
• обязательно точное перечисление всех действий и операций, необходимых для выполнения технологии, и определение условий, обеспечивающих порядок их осуществления;
• выполнение каждой операции или процедуры должно сопровождаться действиями, позволяющими осуществлять обратную связь.
Второй этап
Цель этапа: формирование знаний, умений и навыков у обучающихся, выявление и развитие способностей обучающегося.
Технологии:
• Обучение в сотрудничестве
• Игровые технологии
• Информационно-коммуникационные технологии
• Проблемное обучение
• Проектные методы обучения
• Тестовая технология
• Здоровьесберегающие технологии
Содержание: на данном этапе учитель реализует данные технологии средствами учебной и внеурочной деятельности
Критерии оценки реализации технологий на втором этапе.
Содержание обучения может быть оценено частным критерием эффективности содержания обучения, который характеризуется следующими показателями:
• целостность отражения в содержании обучения задач образования, воспитания и развития;
• структурное соответствие содержания обучения принятой психолого-педагогической концепции усвоения;
• отражение в содержании обучения современного уровня развития науки, техники и производства;
• информативность учебного материала;
• усвоенность учебного материала, определяемую соотношением объема учебного материала, усвоенного обучающимися в течение единицы времени, к материалу, сообщенному обучающемуся за то же время. Единица усвоения учебного материала является условной величиной, в качестве которой могут быть приняты: формулы, правила и др.
Для оценки эффективности методов, используемых в процессе обучения, применяется соответствующий частный критерий. Он может быть представлен такими качественными показателями, как:
• адекватность методов целям и содержанию учебного материала;
• обоснованность выбора методов обучения в перцептивном, гностическом, логическом, контрольно-оценочном, мотивационном и других аспектах. При оценке по данному показателю определяется степень учета преподавателем возрастных личностных особенностей обучающихся, уровня их теоретической и практической подготовленности, а также собственных возможностей;
• многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения;
• соответствие методов обучения реальной материально-технической базе и отведенному учебному времени.
Эффективность используемых в процессе обучения дидактических средств устанавливается по следующим качественным показателям:
• обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;
• функциональное соответствие дидактическим задачам, содержанию и из-бранным методам обучения;
• комплексность применения;
• универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения.
Третий этап
Цель этапа: результаты контроля учебной работы обучающихся, анализ работы
Технологии:
• Обучение в сотрудничестве
• Игровые технологии
• Информационно-коммуникационные технологии
• Проблемное обучение
• Проектные методы обучения
• Тестовая технология
• Здоровьесберегающие технологии
Содержание: итоговый контроль знаний (промежуточная и итоговая аттестация)
Критерии эффективности результатов итогового этапа.
Качественная оценка знаний обучающихся может осуществляться по таким показателям, как:
• глубина знаний, характеризующая числом осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися;
• действенность знаний, предусматривающая готовность и умение учащихся применять их в сходных и вариативных ситуациях;
• системность, которая определяется как совокупность знаний в сознании обучающихся, и структура которой соответствует структуре научного знания;
• осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умений их доказывать.
Оценка эффективности результата обучения производится по изменению показателя глубины знаний в зависимости от уровня усвоения:
I уровень (узнавание) – обучающийся только отличает данный объект или действие от их аналогов, показывая формальное знакомство с объектов или процессом изучения, с их внешними, поверхностными характеристиками;
II уровень (репродуцирование) – обучающийся может не только выбрать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, но и дать определение понятия, пересказать учебный материал;
III уровень (продуктивной деятельности) – обучающийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью;
IV уровень (трансформации) – обучающийся способен путем целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения творческих задач вырабатывать новые приемы и способы их решения.
Применяемые образовательные технологии
№ п/п | Используемые современные образовательные технологии | Цель использования технологии | Сущность технологии | Желаемый результат применения технологии | «Минусы» при использовании в условиях сельской малокомплектной школе | Способы, позволяющие учесть влияние условий, в которых работает учебное заведение |
1 | Обучение в сотрудничестве | Развитие коммуникативных навыков. | Оценивание деятельности обучающегося, индивидуальный подход, мастерство общения, свобода выбора и радость познания, обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний. | Происходит учение без принуждения; идея опережения в обучении; свобода выбора и т.д. Повышение мотивации. | Маленькая наполняемость классов ведет к ограниченному кругу общения | Создание разновозрастных групп, близких по возрасту учеников, проведение интегрированных уроков. Т.к. некоторый материал изучается в разных классах на уроках разных предметов, то можно объединить темы. |
2 | Игровые технологии | Решение следующих задач: дидактических; развивающих; воспитывающих; социализирующих. | Игровые приемы и ситуации выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. | Творческий характер совместной деятельности учителя и учеников. Теплый психологический климат на уроках. | Маленькая наполняемость классов (бывает один ученик), достаточно большой разброс в уровне развития одноклассников | Составление и проведение игр для младших классов |
3 | Информационно-коммуникационные технологии | Формирование видения современной системно-информационной картины мира; развитие общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. | Использование информационных технологий на всех этапах обучения | Активизация учебно-познавательных процессов, повышение мотивации и качества знаний | Слабая обеспеченность средствами ИКТ образовательного учреждения | Использование пакетов Google для совместной работы в сети Интернет (документы, таблицы, презентации) Выполнение заданий в сети и отправка решений учителю |
4 | Проблемное обучение | Приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. | Поисковые методы, постановка познавательных задач, решение проблемных ситуаций. | Творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных способностей. | Возможно только в тех классах, где есть хотя бы один средний ученик, не говоря уже о сильных учениках | Начинать работу с 1 класса, формируя соответствующие навыки. Совместная работа учителя начальных классов и учителя-предметника |
5 | Проектные методы обучения | Использования для обучения различных источников. Приобретение коммуникативных и исследовательских умений. Развитие системного мышления, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества; мотивации к обучению | Повышать культуру устной и письменной речи, умений самостоятельно подбирать информацию, практически использовать знания, полученные на уроке, создание ситуации успеха для каждого ученика, доброжелательной атмосферы. | Повышение уровня владения материалом предмета, внутренней мотивации обучающихся, уровня их самостоятельности. Повышение общего интеллектуального уровня развития, индивидуальных творческих способностей учащихся | Достаточно эффективен при работе над индивидуальным проектом, но теряется приобретение навыков работы в группе | Сочетание работы над внеурочными проектами в разновозрастных группах и индивидуальными проектами по предмету в классу. Возможно, подбор тем, которые проходят в разных классах. Например, 2 ,3,4 классы «Имя существительное» |
6 | Тестовая технология | Обеспечить необходимый уровень предметной подготовки. Подготовка к промежуточной аттестации | Метод проверки знаний, умений, навыков, качеств личности. | Экспресс-метод, позволяющий узнать качество знаний, сэкономить время на опрос, использовать компьютер при опросе, возможность само- и взаимопроверки | Лишает возможности творчески мыслить, обосновывать свой ответ, приводит к простому желанию его «угадать» | Использовать варианты заданий с внесением ответа, а не выбора из предложенных вариантов |
7 | Здоровьесберегающие технологии | Воспитать культуру здорового образа жизни | Рационально, не причиняя вреда, распределять время в процессе занятий | Личностное развитие. Создание комфортной обстановки | - | - |
В связи с этим эффективность применяемой педагогической технологии может быть оценена по следующим критериям:
• целостность отражения в содержании задач образования, воспитания и развития;
• отражение в содержании современного уровня развития науки и техники;
• соответствие содержания возрастным и психологическим особенностям учащихся;
• информативность учебного материала;
• многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения;
• обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;
• универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения;
• степень помощи преподавателя уча при организации их самостоятельной деятельности и т.п.
Перечисленные выше критерии не затрагивают всех аспектов оценивания эффективности применения педагогической технологии, вместе с тем они могут служить критерием оценки эффективности не только педагогической технологии, но и традиционного урока.
Критерии эффективности реализации педагогических технологий:
• технологическая культура педагога;
• наличие собственного опыта использования педагогом педагогических технологий;
• творческая «доработка» и преобразования технологии;
• создание ситуации успеха в процессе совместной деятельности учащихся и педагога при реализации технологии;
• органическая взаимосвязь компонентов технологии;
• возможности технологии в актуализации, саморазвитии учащихся и педагога;
• заметные изменения состояния учащихся (в их мотивации к деятельности, знаниях, умениях, эмоциях и т. д.) в процессе реализации определенной педагогической технологии.
Для проверки и эффективности реализации педагогических технологий, необходимо определить показатели и индикаторы описанных выше критериев.
Критерии и показатели эффективности реализации современных педагогических технологий
Критерий эффективности | Показатели эффективности | Индикаторы |
Технологическая культура педагога | владение педагогом технологическими методами, приемами, средствами обучения, их использования в образовательном процессе. | периодическое использование педагогом современных педагогических технологий в процессе урока, умение педагога находить их взаимосвязь с классическими педагогическими технологиями. |
Наличие собственного опыта | -обобщение и систематизация практик по использованию современных педагогических технологий (далее – СПТ) в образовательном процессе; умение анализировать и исправлять собственные ошибки (недочеты) в процессе использования СПТ | публикации; участие в семинарах, вебинарах, круглых столах по обмену опытом с коллегами |
Творческая доработка и преобразование СПТ | наличие или отсутствие использования педагогом в образовательном процессе качественных изменений определенной СПТ | наличие рецензированных методических разработок, преобразований определенной СПТ; наличие патентов на изобретения педагога |
Создание ситуации успеха у обучающихся в процессе использования СПТ | - реализация принципа обратной связи с обучающимися в процессе урока; - мотивирование обучающихся на успешное решение поставленных перед ними задач | - повышение уровня качественной успеваемости по предмету; - увеличение числа участников конкурсного движения среди обучающихся, их побед в конкурсах различных уровней |
Взаимосвязь компонентов технологии | - очевидная и периодично реализующаяся в образовательном процессе связь различных компонентов избранной педагогом технологии | - проведение занятий, в которых раскрываются и эффективно используются взаимосвязи компонентов СПТ
|
Технология как фактор саморазвития участников образовательного процесса | - постановка педагогом целей и задач, направленных на саморазвитие, развитие личности обучающихся, их познавательных способностей | - переход на новый уровень взаимодействия участников образовательного процесса – «сотрудничество» педагога и обучающихся; - тьюторство |
Позитивные изменения в состоянии обучающихся | - положительные изменения общего состояния обучающихся | - повышение уровня успеваемости; - повышение уровня мотивации к деятельности (увеличение количества участников и победителей олимпиад по дисциплине и т.д.) - повышение уровня психологического комфорта на уроке (анкетирование); - укрепление здоровья обучающихся (отзывы родителей) |
Следует отметить, что указанные критерии не охватывают всего разнообразия педагогических технологий, однако, позволяют оценить эффективность реализации применяемых современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности по физике.
Опыт работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Преподаватель должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
Информационные ресурсы
1. Юденич Л.М. «Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий»
2. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы пов. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
3. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: "Педагогический поиск", 2003. - 256 с.
4. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии, ИЦ МарТ Феникс ,333 стр.
5. Епишева О.Б. Что такое педагогическая технология // Школьные технологии, 2004. N 1. - 36 С.
6. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб.,1995
7. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2001. - 368 с.
8. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/06.php
9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/19.php
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Смоленской области
смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка»
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
_____________________________________________________________________________
215111 г. Вязьма Смоленской области, Телефон/факс 3-52-95
ул. Красноармейское шоссе, д. 15а Код 8 – 481 – 31
E-mail:skazka.48@mail.ru
Педагогический проект.
«Освоение технических и методических приемов работы
с интерактивной доской»
Выполнила
учитель
Кондратенко Н. В.
2023 год
Актуальность выбранной темы
Долгие годы основными рабочими инструментами учителя и ученика были доска, мел, учебник, тетрадь, ручка. Доска – это неотъемлемый атрибут любого учебного класса. Доска – это не просто кусок поверхности, на котором может писать ребёнок и учитель, а поле информационного обмена между учителем и учеником. «Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется чего-то большего…»
Современное образование — один из наиболее динамичных процессов, изменения которого определяются происходящими в современном обществе переменами (глобализация, информатизация, обновление технологий и др.). Происходит формирование новой информационно-образовательной среды. Стремительное развитие цифровых технологий приводит к разнообразию новых средств обучения. Однако их эффективное методическое применение часто становится проблемой для современного педагога.
Современный человек должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать «готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме». Работа в этом направлении приводит к необходимости формирования образовательной среды нового типа, обеспечивающей комфорт» (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования).
Само содержание образования прежде было жестко фиксированным, и система средств обучения отражала это строго заданное содержание. Однако сегодня становится необходимым поиск новых ориентиров. Реформа образования определила основные направления обновления отечественной школы: это гуманизация, личностная ориентация образования, его вариативность и открытость. Достижение этих целей требует существенной перестройки образовательного процесса, внедрения педагогических технологий, обеспечивающих формирование универсальных действий познавательной направленности, в число которых входят, в частности, такие умения, как применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Требования ФГОС к материально-техническому и информационному оснащению, возможности использования достижений новых технологий свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам (дистанционность, мобильность, интерактивность, возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений и пр.) определяют новый подход к оснащению образовательного процесса средствами обучения. Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны современные средства обучения.
Проблема
Я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента – интерактивной доски, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором. Первоначально, конечно, возникло много вопросов:
- Как это чудо техники поможет обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке?
- Чем отличается обучение с помощью интерактивной доски от привычных методов обучения?
- Как сочетать возможности интерактивной доски с реализацией дидактических принципов?
- Как организовать учебный процесс с учетом требований САНПина?
Срок реализации проекта среднесрочный
Участники проекта учащиеся 3 класса, родители, коллеги.
Цель проекта
Оптимизация образовательного процесса через использование возможностей интерактивной доски.
Задачи проекта
- формировать практические навыки применения интерактивной доски на разных этапах урока, уроках различных предметных дисциплин;
- использовать в образовательном процессе современные образовательные информационные технологии;
- добиваться достижения личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы общего образования с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- развивать качества личности учащихся, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.
Предмет исследования
Использование интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности, методы и приемы работы с ИД, которые способствуют развитию познавательных процессов обучающихся. При этом предусматривается возможность для личностного развития, самоконтроля и самореализации школьников для активного участия в образовательной деятельности.
Универсальные учебные действия
Коммуникативные
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения
Познавательные
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
• строить сообщения в устной и письменной форме;
Личностные
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные, учебнопознавательные и внешние
мотивы;
Регулятивные
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Ожидаемый результат
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
- Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
- Снижению дидактических затруднений у учащихся;
- Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
- Развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции.
Теоретический аспект
Интерактивная доска (ИД) — это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. Полностью функционирующие интерактивные доски представляют собой программно-аппаратный комплекс, включающий в себя: собственно интерактивную доску; компьютер; мультимедийный проектор; соответствующее программное обеспечение.
Мультимедийный проектор и ИД подключаются к компьютеру. Изображение на мониторе компьютера передается через проектор на ИД. Прикосновения к поверхности ИД передаются на компьютер с помощью кабеля или через инфракрасную связь и интерпретируются специальным программным обеспечением, которое установлено на компьютере. Запись на ИД ведется специальным электронным пером или пальцем. С помощью специального маркера можно работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст. Сенсорные устройства «улавливают» прикосновения, и транслируют в соответствующие электронные сигналы, отражающие движение пишущей руки. В некоторых типах доска снабжена лотком с тремя маркерами разного цвета и ластиком. Это облегчает использование цвета на ИД.
Область применения ИД весьма обширна. В сфере образования они дают возможность преподавателю работать с электронной картой, схемой, рисунком, картиной. Возможность сохранять нанесенные изображения в виде файла и обмениваться ими по каналам связи важна для сетевой организации учебного процесса, дистанционного обучения. Таким образом, применение ИД оптимизирует и повышает эффективность процесса обучения.
Использование в образовательном процессе интерактивных средств обучения дает возможность обеспечить самостоятельность обучающихся при изучении нового материала, работе с текстом, раскрывающим основное содержание предмета, оценить свой уровень подготовки по конкретной теме на данный момент времени. Использование средств мультимедиа проекции позволяет проиллюстрировать естественнонаучный процесс или явление, провести автоматизированный контроль знаний по определенной тематике или по курсу в целом, применить особые формы подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения.
Интерактивный комплекс дает возможность учителю сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным; варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять обратную связь с учениками.
План реализации проекта
Подготовительный. (январь) |
|
Практический. (февраль – май) |
|
Подготовительный этап
В чем состоят отличия в подготовке урока с использованием интерактивной доски? (4)
- Подбор цифровых ресурсов занимает большое время.
- Необходим очень высокий уровень ИКТ- компетентности.
- Необходима режиссура урока.
Какую дополнительную подготовку необходимо провести с учениками для проведения урока с интерактивной доской?
Знания: показать возможности инструментов ИД
Умения: научить пользоваться маркерами, указкой, виртуальной клавиатурой
Навыки: прививаются на основе постоянного (регулярного использования на уроках), возможно проведение специальных занятий учителем, который и использует ИД на своих уроках.
Важно! Отсутствие у ребенка навыка работы с ИД не должно отражаться на его успешности в продвижении в конкретном предмете.(4)
В чем заключаются сильные/слабые стороны использование интерактивной доски для учителя?
Сильные стороны:
Демонстрация личностного профессионально опыта
Привлечение учеников к сотрудничеству в разработке ресурсов
Слабые стороны:
- Большая затрата времени на подготовку к урокам
В чем заключаются сильные/слабые стороны использование интерактивной доски для ученика?
Сильные стороны:
- Инициативность, активность ученика
- Более качественная наглядность
- Возможность увидеть динамические процессы в укрупненном виде
Слабые стороны:
- Перегруженность визуального канала восприятия информации
- Уменьшается время "живого" общения на уроке
Что меняется в методике обучения при использовании интерактивной доски?
Объяснительно-иллюстративный метод
- Используется наглядный материал более высокого качества
- Наглядный материал интерактивно управляется
- Изучаемый материал имеет большую привлекательность
Исследовательско - поисковый метод
- Интеграционный характер урока ведет к укреплению межпредметных связей
- Большие возможности для творчества учащихся
- Возможность организовать проектную работу по созданию ресурсов
Метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся
- Разнообразие способов контроля
Какие формы работы на уроке с использованием интерактивной доски способствуют поддержке активности учащихся?
- Задачи исследовательского плана, например, посредством моделирования
- Игровые ситуации
- Творческие задания(4)
Использование интерактивной доски на уроке может оптимизировать процесс обучения и повысить его эффективность. За счет чего это происходит? (3)
Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, позволяющее поднять его на качественно новый уровень. Можно четко выделить три основных приема использования интерактивной доски на уроке:
- Управление компьютером, стоя у доски, на удалении от самого компьютера, не используя традиционные клавиатуру и мышь. Этот прием используется в основном на организационных моментах урока, при работе с файловой системой компьютера, для запуска приложения Windows, для просмотра содержимого CD или DVD-дисков, для начала сеанса в Интернет и т.д.;
- Совмещение использования электронных заготовок (слайдов, текстов, изображений и др.) с рукописным видом деятельности. Возможность делать надписи и пометки с помощью электронного карандаша (маркера) поверх электронной заготовки позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных блоках информации, добавлять новую информацию, вопросы и идеи к тексту, комментарии к диаграммам или изображениям на экране. Данный прием применяется в зависимости от типа и целей урока для актуализации знаний, для лучшего зрительного восприятия, для закрепления изученного материала и т.д. Сюда можно отнести такие виды деятельности, как вставка формул в текст, заполнение заготовленных таблиц, работа с понятиями, подписывание карт, рисунков и схем, др. Причем, все примечания, пометки и надписи можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать.
- Работа с программным обеспечением, поставляемым непосредственно с интерактивной доской. В отличие от предыдущего приема, здесь к электронным маркерам добавляются дополнительные «электронные инструменты» для создания новых объектов и работы с ними. Объекты можно копировать и вставлять, вырезать и удалять с экрана, выделять и перемещать по рабочему полю, а действия с объектами можно отменять или возвращать. Это позволяет активно использовать упражнения и задания такого типа как классификация или группировка объектов, соединение или заполнение пропусков, сортировка или упорядочивание. Ученики могут экспериментировать с заданием, передвигать объекты, отменять свои действия и пробовать снова.
Успех урока, конечно, зависит не только от новых технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Но интерактивная доска может стать хорошим помощником, и важно понимать, что эффективность работы с ней во многом зависит от того, как учитель применяет ее те или иные возможности.
Во время подбора материала к каждому из этапов урока возможно использование информационных технологий: анализ методических пособий (печатных, электронных), дифференциация заданий и др.; создание медиа презентаций, подбор заданий, их оформление для работы на ИД, создание карточек для индивидуальной работы и др.
Необходимо четко определить место и средства подачи подобранных материалов в уроке. Продумывать способы снижения нагрузки на учащихся, использования здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности, физминутки)
При постановке целей урока перед детьми использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышать мотивацию.
Просмотр сохраненных видеофайлов, анализ индивидуальных работ учащихся и др. помогают проведению рефлексии урока.
Использование интерактивной доски даёт возможность реализовать один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность. В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных. Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним. Запас изобразительного материала при подготовке к уроку безграничен. Не нужно беспокоиться о сохранности бумажных карт, плакатов, тратить время урока на их смену.
Но, безусловно, сама ИД не творит чудеса: к урокам нужно готовиться более тщательно, создавать компьютерные модели уроков или отдельных тем. А интерактивная доска позволит сделать эти модели рабочими в интерактивном режиме.
Практический этап.
Замечено, что активное использование контрольно-тренировочных материалов с интерактивной проверкой делает работу на уроке более динамичной, позволяет охватить большой по объёму материал, организовать различные формы самопроверки, взаимопроверки. «Живые» материалы делают учебный материал более доступным и понятным.
Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика. Для проведения уроков создаются учебные презентации в программе Microsoft Power Point по различным темам. С помощью мультимедийного проектора и интерактивной доски созданные слайды демонстрируются на соответствующих уроках.
Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока. По ходу урока поэтапно выводится необходимый материал на экран и рассматриваются основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги. В случае необходимости можно заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть ненужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе. Доска позволяет учителю экономить время на уроке, при изложении нового материала, проведении самостоятельных работ, проверки домашнего задания. Учащиеся охотно, с большим удовольствием работают с карандашом, чем с обычным мелом. Это повышает познавательный интерес школьников к изучаемому предмету.(5)
Соблюдаются все нормы САНПина, регулярно используются электронные физминутки в процессе работы и массаж для глаз.
Приемы работы с интерактивной доской на различных этапах уроков русского языка.
Активизировать внимание обучающихся можно уже на этапе объявления темы урока: выделенная особым образом, тема выглядит намного привлекательнее. Можно также нехитрым приемом спрятать название темы до нужного момента. Кроме того, прием «спрятать-показать информацию» помогает организовать повторение, составить план урока и т.п.
При объяснении теоретический материал параграфа можно представить в виде схем, таблиц с использованием приема затемнения ячеек. Открывать подобные таблицы или схемы можно постепенно, в любом порядке, учитывая уровень подготовки класса. При проверке можно писать поверх изображения.(2)
Самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формируют у обучающихся умение анализировать, обобщать, выделять главное. Любая визуальная информация, яркие картинки, выделение цветом активизируют зрительную память школьников.
Широкие возможности предоставляет интерактивная доска для организации в классе любого вида словарной работы. Набор инструментов разнообразен. Один из наиболее любимых учениками – «водоворот». Этот прием позволяет работать индивидуально, коллективно и в паре. Подобного рода инструменты удобно использовать при проведении распределительного, выборочного, лексического, терминологического диктантов. Можно также предложить обучающимся дополнительные задания: составить словосочетания, предложения, подобрать однокоренные слова – чистая страница на ИД есть всегда.
На этапе повторения и закрепления материала можно использовать самые разнообразные задания: дополнение, установление соответствия, моделирование т.д. По форме это задания тестового характера, но на ИД они приобретают наглядно-образный и предметно-действенный компоненты
Весьма эффективным является использование ИД при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, пунктуационного, лексического. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания. Прием «перетаскивания объектов» позволяет моделировать тексты, акцентировать внимание на последовательности и грамматических средствах связи между предложениями.
В первом классе учащиеся овладевают очень сложными для них графическими навыками, учатся ориентироваться на тетрадном листе. Учитель, отсканировав страницу тетради с печатной основой или страницу прописи, имеет возможность показать правильный приём или образец работы сразу всему классу.(6)
Для примера предлагается фрагмент урока математики, на котором проверка самостоятельной парной работы выполнялась на интерактивной доске. Это позволяет детям легко увидеть свои ошибки и исправить их.
Тема урока. Умножение. Таблица умножения числа 9.
Дидактическая игра «Весы».
Задание: найти пары выражений с одинаковым значением.
Рассмотрев изображение, дети смогли сами сформулировать учебную задачу, а затем в парной работе с карточками её решить. Интерактивная доска активно использовалась на этапе проверки (дети парами расставляли выражения на чашки весов, поясняя свой выбор).
Не секрет, что есть такие предметы, требующие дополнительных средств обучения. Одного рассказа учителя и учебника будет недостаточно. К таким школьным предметам относятся уроки окружающего мира и истории. Здесь на помощь приходят компьютер и интерактивная доска с их неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует учительский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновеннее растения и животных, отправиться в увлекательное путешествие в далекое прошлое.
Можно приобрести Детскую медиа энциклопедию Кирилла и Мефодия. На уроке необходимо переходить от одного материала к другому, а жонглирование дисками отнимает драгоценное время. Необходимо заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к темам урока. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране. Ребята активно помогают в поиске информации.
На уроках в начальной школе большое место отводится игре, так как игровая деятельность для детей 6-8 лет является ведущей. Интерактивная доска в начальной школе – увлекательная обучающая игра. Поэтому при работе с интерактивной доской в классе не остаётся равнодушных, создаются условия для активной мыслительной деятельности и развития познавательного интереса детей.
Интерактивная доска – это интересный и широкий источник информации, хорошо видимой каждому ученику в классе. Возможности ИД позволяют значительно увеличить объем изучаемого на уроке материала. На интерактивной доске информацию легко изменить, переместить. Материал можно открывать поэтапно, можно легко восстановить на следующих уроках.
Таким образом, приемы работы с интерактивной доской предоставляет учителю и обучающимся уникальное сочетание компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности.
Вывод
Грамотное использование возможностей интерактивной доски и применение её ресурсов на каждом этапе урока обеспечивают:
- создание информационно-образовательной среды, содействующей достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
- организацию эффективной самостоятельной работы обучающихся по поиску и усвоению знаний, умений и навыков, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе за счет формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, работе с одаренными детьми;
- организации научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
- эффективному использованию учебного времени, в том числе за счет уменьшения трудоемкости выполнения педагогическим работником действий по передаче знаний, умений и навыков путем автоматизации* части профессиональных задач.
Использование ИД делает занятия интересными и развивает мотивацию учащихся, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков, учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
В конечном счёте, использование интерактивной доски на уроках положительно влияет на совершенствование учебного процесса, качество образовательных достижений учащихся - это главное.
Список используемых источников.
1.http://mm-festival.letitbit.net/download/09ab0969b420e0ca0e21d6b2a1950eb27
2.http://www.tgl.net.ru/wiki/index.php/Использование_интерактивной_доски_на_уроках_в_начальной_школе
3.http://www.uchportal.ru/forum/31-365-1
4.http://pedsovet.org/forum/topic3833.html
5. http://pedagog2010.lokos.net/article/ispolzovanie-interaktivnoi-doski-na-urokakh-v-nachalnykh-klassakh
6. Е.А. Бондаренко, С. В. Корнилаев « Интерактивное оборудование и интернет – ресурсы в школе. Русский язык», Москва, «Просвещение», 2011
7. Е.А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова « Интерактивное оборудование и интернет – ресурсы в школе. Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2011
Предварительный просмотр:
Диагностики результатов развивающего обучения.
Диагностика - процесс установления степени достижения целей обучения.
Личностно-ориентированное обучение требует диагностики личностных качеств ученика, его индивидуальных достижений, выявления его трудностей в обучении и причин, их порождающих для того, чтобы вносить коррективы в образовательный процесс. В последнее время в образовательном процессе все чаще используется мониторинг, включающий диагностику, прогнозирование, коррекцию индивидуальной образовательной траектории учащегося.
Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Уровень обученности можно вычислить количественно: где О – оценка успеваемости Ф – фактический объем усвоенных знаний, умений П – полный объем знаний, умений, предложенный для усвоения. Диагностика включает: контроль, проверку, оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса.
В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т. е. та информация, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Канал обратной связи важен для учителя, так как позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся. Не менее важна обратная связь для учащихся, ибо благодаря ей они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию. Ученики могут и должны сами получать информацию о своих успехах или неуспехах, что именуется внутренней обратной связью.
На основе обратной связи учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций: проверку, контроль, учет, оценку результатов учебной деятельности, а также выставление отметок. Все эти действия входят в состав диагностики процесса и результатов обучения. Дадим им краткое пояснение.
Проверка - процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.
Контроль - операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.
Учет - фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.
Оценка - суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.
Выставление отметки - определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.
Изучение результативности в системе Л.В. Занкова осуществляется на двух уровнях:
1) уровень непосредственных наблюдений за участниками педагогического процесса без применения каких-либо специальных методик;
2) уровень более глубокого, детального изучения результативности с применением специальных методик, приемов, заданий.
Hаблюдения необходимы для того, чтобы иметь самое общее представление о поведении, самочувствии детей в школе. Они позволяют увидеть характер взаимоотношений в классе, почувствовать эмоционально-нравственную атмосферу, прежде чем обращаться к более детальному их изучению, - в этом смысл первого непосредственного уровня их изучения. Процессы учения и развития дадут хорошую динамику, если в классе будет комфортная, радостная атмосфера. Учитель наблюдает за детьми на уроке, перемене, собирает факты, которые говорят об их поведении во внешкольных ситуациях. В поле внимания учителя при непосредственных наблюдениях за школьниками могут оказаться такие их качества, как познавательные интересы, кругозор, ценностные ориентации. Это может происходить благодаря использованию учащимися дополнительных источников информации в частности, и представлений, знаний в целом, которые они находят по собственному желанию и делятся ими в школе. Поощрение учителем такой инициативной деятельности учащихся способствует развитию их универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных (например, стимулирование общения, обмен мнениями, умение высказать свою точку зрения, услышать и высказать свое отношение к позиции другого и т.п.), регулятивных (планирование своего действия, доведение до логического конца и т.п.) и личностных (т.к. эта деятельность выступает в качестве одного из источников переживания чувства успеха, причастности к происходящему на уроке). В то же время, как уже отмечалось, здесь создаются условия для видения учителем ученика - меры его активности, избирательности интересов.
В исследовании, проведенном под руководством Л.В. Занкова, особое значение придается изучению становления у учащихся таких мыслительных операций, как:
- рассмотрение ряда объектов под одним и тем же углом зрения (например, по таким признакам, как форма, цвет, величина, структура, функциональное назначение и др.);
- переключение с одного аспекта рассмотрения на другой, если того требует задача;
- совмещение аспектов рассмотрения, то есть одновременное видение, осмысление предметов с различных точек зрения.
Mетодика - oдно из условий выявления динамики относительной успешности обучения - знание стартовых возможностей ребенка.
Успешность обучения ребенка непосредственно зависит от уровня зрелости его предпосылок к учебной деятельности. К таким наиболее важным предпосылкам относятся:
- состояние здоровья ребенка;
- его готовность к социальной роли ученика;
- интеллектуальная готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, обобщением), способность к абстрагированию, способность к использованию знаний и умений в новых условиях, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;
- владение основными компонентами деятельности (восприятие цели, планирование деятельности, выбор средств для ее достижения, выполнение деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтроль и, в случае необходимости, коррекция сделанного); уровень ее произвольности;
- кругозор;
- владение устной связной речью;
- фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми представлениями (мало, много, столько же, больше, меньше на…), представление о счете, упорядочивании, геометрических фигурах.
Приведем пример фронтального диагностического задания, которое входит в систему изучения стартового уровня ребенка.
Задание «Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной).
Назначение задания:
- установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист;
- выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.
Работа состоит из двух частей:
1) срисовывание и продолжение трех узоров;
2) самоконтроль и, в случае необходимости, перерисовывание узора (узоров), в котором (которых) допущены ошибки.
Инструкция к 1-й части задания состоит из трех этапов:
а) «Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы нарисуете на своих листочках первый узор такой же, как на доске, и продолжите его до конца строки».
б) После выполнения детьми первого узора дается следующая инструкция: «Теперь срисуйте такой же, как на доске, второй узор и его тоже продолжите до конца строки».
в) Последний этап первой части: «А теперь срисуйте третий узор и тоже продолжите его до конца строки».
Инструкция ко 2-й части задания: «Теперь сверьте всю вашу работу с узорами, нарисованными на доске: выполняйте задание от нижнего рисунка к верхнему. Если увидите у себя ошибку, исправлять не надо. Нарисуйте новый узор пониже. (Учитель показывает на доске, где следует рисовать исправленный вариант.) Все ли поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонятно».
Оценка выполнения задания (оценивается лучший вариант):
4-й уровень - все три узора срисованы и продолжены правильно: соблюдена закономерность в расположении, величине линий, чередовании цветов;
3-й уровень - срисованы правильно 2-й и 3-й варианты;
2-й уровень - срисован правильно 3-й вариант;
1-й уровень - все узоры срисованы неправильно.
Оценка самоконтроля:
4-й уровень - а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении допущенные ошибки исправляет правильно и полно;
3-й уровень - при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;
2-й уровень - а) при повторном выполнении ни одна из допущенных ошибок не устраняется; б) при повторном выполнении вносится одна или несколько ошибок;
1-й уровень - при наличии ошибок к заданию не возвращается.
Оценка развития графических навыков:
4-3-й уровни - линии достаточно ровные, в целом выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом;
2-1-й уровни - линии неровные, границы линий соблюдаются плохо.
Данные, полученные на старте, сравниваются с результатами продвижения детей в обучении и развитии в течение всей начальной школы.
Mетодика - упрощенный вариант детской игры "Пятнашки". Форма предъявления бланковая. На листе бумаги учащимся предлагались две композиции: исходная (та, с которой нужно начинать) и целевая (та, которую нужно получить в результате решения задач). Из одной последовательности цифр необходимо было получить другую, причем за минимальное число ходов.
Mетодика - диагностика умения детей анализировать условия предъявленной задачи, в данном случае практического характера, планировать ход ее решения, выбирать адекватные действия, критически оценивать полученный результат.
Организация работы. Ученику дают белый лист бумаги с изображением контура лодочки с парусом и цветные геометрические фигуры (4 квадрата – 2х2 см, 4 прямоугольных равнобедренных треугольника с катетом в 2 см, все одного цвета).
Работа состоит из двух частей. 1-я часть - выполнение задания, 2-я часть – оценка учеником выполненного задания и - в случае необходимости - переделка работы (изготовление новой аппликации).
Инструкция к 1-й части работы: «Перед тобой контур какого-то предмета. Как ты думаешь, что это такое?» Ребенок: «Лодочка». «Надо эту лодочку раскрасить, но не карандашом, а с помощью этих (учитель показывает) геометрических фигур. Фигуры надо уместить внутри лодочки так, чтобы они не выходили за пределы изображения».
Инструкция ко 2-й части работы: «Посмотри внимательно на свою лодочку. Нравится она тебе? Красивая получилась? Все ли сделано правильно?» Если ученик сам не замечает допущенных ошибок (фигуры не прилегают друг к другу, выходят за пределы контура), учитель указывает на них. Спрашивает, хочет ли ребенок сделать новую лодочку, лучше. В случае отрицательного ответа педагог не настаивает на этом.
Оценка выполнения задания
При оценке учитываются:
а) способ выполнения ребенком задания (задание выполняется на основе первоначального обдумывания, планирования, размещения геометрических фигур или без планирования, методом проб и ошибок);
б) рациональность размещения фигур;
в) критичность в оценке выполненного задания;
г) желание, готовность исправить допущенные ошибки самостоятельно;
д) темп деятельности при выполнении задания.
4-й уровень – фигуры выложены правильно и быстро (ученик мгновенно проанализировал задание и начал его выполнение);
3-й уровень – контур заполнен правильно, но ученик работал путем проб и ошибок, поэтому затратил много времени; в процессе работы сам себя корректировал;
2-й уровень – только часть контура заполнена правильно, некоторые фигуры выходят за его очертания; при оценке работы ошибок не замечает, но когда учитель обращает на них внимание, готов их исправить;
1-й уровень – контур заполнен хаотично, большинство геометрических фигур выходят за его очертания, ошибки не замечаются, желания сделать лучше при указании на них нет.
В рамках системы Л.В. Занкова по отношению к каждому учебному предмету и каждому этапу обучения определены требования, раскрывающие уровень знаний и умений учащихся по данному предмету.
Предварительный просмотр:
Технология развивающего обучения в начальной школе (урок русского языка)
Цели урока:
- углубление знаний о мягком знаке;
- формирование умений правильного применения на письме мягкого знака;
- формирование грамотной научной речи, умений самостоятельной работы, самооценки.
Оборудование:
Учебник „Русский язык” Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Индивидуальные карты-схемы урока (работа на уроке ведется по данным картам-схемам, предлагающие альтернативное выполнение заданий, тем самым обеспечивающие учет индивидуальных особенностей и успех каждого обучающегося) - в приложении.
Задания, оформленные на компьютере.
В начале урока детям сообщается о форме работы по индивидуальным картам-схемам. В картах отражен план урока в виде схемы. По мере выполнения заданий дети могут вычеркивать в схемах выполненное.
1. Чистописание.
Учитель: Угадайте букву, которую мы будем прописывать.
Учитель показывает букву мягкий знак одному ученику. Он говорит о букве, не называя ее. Другие отгадывают.
Ученик: Эта буква не обозначает звука.
Дети: Это может быть мягкий знак или твердый знак.
Ученик: Она показывает мягкость согласных.
Дети: Тогда точно мягкий знак.
Учитель показывает на доске соединения букв, дети по образцу пишут в тетради.
2. Составление предложений.
Учитель: Прочитайте задание в ваших схемах.
Слова для выполнения задания размещены на доске:
Я, знак, в, мох, пишу, лесу, растет, мягкий, мягкий.
Дается время для обдумывания.
Учитель: Поднимите руку, кто готов записывать получившиеся предложения?
Дети, которые уже смогли составить предложения поднимают руки. Учитель разрешает им приступать к письменной работе.
Учитель: Для тех, кто затрудняется, я предлагаю помощь: слова для одного предложения обозначена одним цветом. (Важно научить выполнять работу самостоятельно детей разных уровней развития. Для этого и предлагаются задания с разной мерой помощи).
На доске открываются те же самые слова, но обозначенные двумя цветами для двух разных предложений:
Я, знак, в, мох, пишу, лесу, растет, мягкий, мягкий.
Учитель: Обратите внимание по заданию вы можете написать одно или оба предложения. (Обеспечивается успех для медлительных ребят).
Учитель оказывает по необходимости индивидуальную помощь по составлению предложений.
Организуется взаимопроверка. Проверяя друг у друга, ребята устно оценивают работы, указывают на ошибки.
3. Определние темы и целей урока.
Учитель: Догадались ли вы, о чем мы будем говорить на уроке?
Дети: Думаю, что о мягком знаке.
Дети: Точно о нем, мы и в минутке чистописания мягкий знак писали, и предложение о нем было.
Учитель сообщает тему урока и помещает на доске главные вопросы урока:
Какова роль мягкого знака в словах?
Где нужно писать мягкий знак в словах?
Учитель: Я знаю, что на эти вопросы вы уже можете ответить. Но для того, чтобы ответы были наиболее полными, я предлагаю провести наблюдение.
Физминутка.
4. Наблюдение.
Учитель: Понаблюдайте за изменением слов, если к ним приставить мягкий знак.
На доске: мел, кон.
Организуется диалог.
Дети: Слова изменятся: был мел, станет мель, а кон превратится в конь.
Дети: Изменится значение слова: мел – предмет для письма на доске, а мель – мелкое место в реке.
Дети: А можно я расскажу о другой паре слов? Конь – животное, а кон - я не знаю что такое.
Дети: Это место на игровом поле, на котором ставки делают. Например: на кону 5 тысяч рублей. Я в фильме видел.
Учитель: Верно. А еще кон – это отдельная партия в игре. Например: 1 кон, 2 кон и т.д.
Дети: Вместе с изменением написания слова меняется их смысл.
Учитель: А теперь литературные загадки.
Твист или вальс?
Что танцевала девочка Пепи Длинный чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами.
В названии танца букв больше, чем звуков.
Дети: Это вальс. В слове 5 букв, а звуков 4. Мягкий знак звука не обозначает.
Учитель:
Илья Муромец или Алеша Попович?
Кто из них „грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укращать?”
В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.
Дети: Это Алеша Попович. Я про него читал.
Дети: Да, и в имени Алеша гласных 3, а согласных 2. Значит гласных больше, чем согласных.
Дети: А в имени Илья тоже гласных больше, чем согласных. Гласных – 2, а согласная одна.
Дети: Ты не прав. Буква я здесь обозначает 2 звука [ йа]. Получается 2 гласных звука – [и], [а] и 2 согласных звука – [л”], [й].
Учитель: Да, Саша говорил о буквах обозначающих гласные звуки, а в задании говорилось о звуках. В каких словах в загадках пишется мягкий знак?
Дети: В слове вальс и в слове Илья.
Дети: В слове вальс мягкий знак – показатель мягкости, а в слове Илья мягкий знак разделительный.
Учитель: Вернемся к нашим главным вопросам. Как вы ответите на них? (Опрос нужно начинать с учеников более низкого уровня развития, чтобы дать им возможность высказаться).
Дети: Мягкий знак в словах смягчает согласные.
Учитель: Лучше сказать: показывает мягкость согласных.
Дети: Еще он разделяет согласные и гласные.
Учитель: Верно. Об этом мы будем говорить более подробно на следующих уроках.
Дети: А еще мы сегодня увидели, что мягкий знак может изменить смысл слова. И писать мягкий знак нужно в конце слова или в середине, где нужно показать мягкость согласного или разделить согласный от гласного.
5. Работа в парах.
Учитель: Предлагаю вам поработать в парах друг с другом.
Продолжается работа по картам-схемам. Задание: Договори и запиши слова в двустишьях и раздели слова на группы.
Я по чтению опять | Ты надел совсем не то, |
На столе у тети Анны | Коту Мурзику не лень |
После выполнения задания дети рассказывают о результатах. Заслушиваются 2-3 пары ребят.
Дети: Мы дописали слова: пять, пальто, тюльпаны, день и разделили слова на две группы: мягкий знак в конце слова – пять и день, мягкий знак в середине слова – тюльпаны и пальто.
Дети: Мы согласны с Таней и Катей. У нас получилось так же.
Дети: А мы дописали не тюльпаны, а пионы. И не могли разделить на группы. Получилось просто „лишнее” слово.
Физминутка.
6. Работа с учебником.
Продолжается работа по картам-схемам.
Учитель: Необходимо потренироваться в написании мягкого знака в словах. Найдите задание в учебнике, указанное в вашем плане.
Предлагается выборочное выполнение письменного задания: Учебник. С.55 №117. Спиши. Где нужно, вместо точек поставь ь.
Для детей, нуждающихся в помощи,организуется комментирование.
7. Дифференцированная самостоятельная работа (домашнее задание).
Продолжается работа по картам-схемам. (Задания разной меры трудности. Предоставляется самостоятельный выбор).
Учитель: Я предлагаю вам выбрать для домашней работы одно из заданий. Выбирайте то, что вам будет интересно и по силам.
1. Напишите названия животных. В конце слов пишется мягкий знак.
Кроссворд. В середине слов пишется мягкий знак.
1. Небольшое помещение для мытья.
2. Способ передвижения.
3. Яркое освещение неба на горизонте при восходе или закате.
4. Рисунок на кости, дереве.
5. Доля, участь, случай, стечение событий в жизни человека.
3. Составьте кроссворд со словами, в которых пишется мягкий знак.
8. Итог урока.
Продолжается работа по картам-схемам. Проводится самооценка своей деятельности на уроке.
Учитель: Подумайте и устно закончите одно из предложений:
Я знаю...
Я умею...
Я научился...
Дети: Я знаю, что мягкий знак пишется в конце или середине слова.
Дети: Я знаю, что мягкий знак может изменить смысл слова.
Дети: Я умею писать мягкий знак в словах, где нужно показать мягкость согласного.
Дети: Я научился составлять предложения из рассыпанных слов.
Дети: Я умею самостоятельно работать.
Учитель: Работать с вами на уроке было очень приятно. Молодцы!
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Смоленской области
смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка»
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
_____________________________________________________________________________
215111 г. Вязьма Смоленской области, Телефон/факс 3-52-95
ул. Красноармейское шоссе, д. 15а Код 8 – 481 – 31
E-mail:skazka.48@mail.ru
Аналитическая справка
о продуктивном использовании образовательных технологий и методик в работе учителя Кондратенко Н. В.
Выстраивая воспитательно - образовательный процесс в работе мною применяются элементы образовательных технологий, которые направлены на реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей, как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого дошкольника в соответствии с его индивидуальными особенностями. Они позволяют мне реализовать поставленные образовательные цели при помощи совокупности средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов воспитания и обучения. Образовательный процесс для моих воспитанников стремлюсь сделать творчески насыщенным, приносящим им не просто удовлетворение, а ощущение сопричастности ко всем событиям происходящим в нашем детском саду, пробуждать постоянный интерес к добыванию знаний.
Для раскрытия личностного потенциала школьников акцент переношу на активные формы учебно-воспитательного процесса – взаимодействие, сотрудничество детей и педагога.
Используемые мною педагогические технологии качественно меняют характер обучения, способы взаимодействия участников образовательного процесса, активизируют процессы их саморазвития и рефлексии.
Применение технологий для меня имеет определенную этапность: знакомство, практическое применение, внесение собственных элементов, формирование собственной индивидуальной технологии.
Применение педагогических технологий является эффективным способом в расширении кругозора обучающихся, в освоении ими способов деятельности.
Используемые современные образовательные технологии | Цель использования технологии | Результат Применения технологии |
1. Технология проектной деятельности | Активизация творческой, познавательной активности ребенка, самостоятельности в выборе действий при решении поставленной задачи, а также привлечение семей воспитанников к образовательному процессу | В 2121-2024 годах реализовывались проекты: «Окна Победы», «Моя семья в летописи Победы», «Моя семья», «Лапка друга», «Огород на подоконнике», «Сказки», «Посади сад», «Профессии наших родителей» и т.д. Результат: отмечается расширение кругозора детей, рост их познавательной активности, который базируется на основании личного участия каждого ребенка в проводимой работе или экспериментальной деятельности, а также в совместной деятельности с семьей воспитанников; укрепление взаимосвязи с родителями в вопросах образовательной деятельности при формировании выставки или подготовке детей |
2. Элементы технологии развивающего обучения | Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Активизация творческой, познавательной активности ребенка. | Технологию развивающего обучения применяю во всех видах деятельности (коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной и др.). В организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, развитию экологических представлений, развитию речи. Технологии развивающего обучения позволяют мне развивать самостоятельность детей, (в том числе умение самостоятельно приобретать новые знания), кроме того развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности ребенка |
3. Элементы информационно - коммуникационных технологий | Обеспечение творческого усвоения знаний детьми посредством специально организованного педагогом диалога, развитие мыслительных способностей. | Использование компьютера, фотоаппарата, колонки, телевизора, интерактивного стола: создание и демонстрация обучающих презентаций и интерактивных дидактических игр, обучающих видеороликов, мультфильмов, для поддержания интереса во время образовательной и свободной деятельности, физкультминуток. Результат: отмечается расширение кругозора, интеллектуальных возможностей детей, проявление интереса к обучению |
4. Технология портфолио | Оформление отчетов, материалов педагогической деятельности педагога и составление портфолио воспитанников по изобразительной деятельности | Результатом работы по данной технологии считаю создание своего портфолио, в котором отображены все необходимые материалы для прохождения переаттестаций; работа по оформлению «карты профессиональной деятельности (компетентности)» воспитателя; результаты работы с детьми, коллегами и специалистами ДОУ. Созданию портфолио работ по изобразительной деятельности детей, посещающих группу. |
5. Здоровьесберегающие технологии | Воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, безопасного поведения, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его. | Систематически совместно с медицинской сестрой и педиатром проводятся консультации с родителями на тему здоровья детей. Проводились занятия с детьми «Чтобы не попасть в беду», «Полезные продукты», «Предметы личной гигиены», «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать», «Врачи – наши помощники» и др. Сделана подборка консультаций для родителей «Советы родителям по здоровьесбережению детей. Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья». Оформлены картотеки подвижных игр, различных гимнастик, использование которых в различных видах деятельности дает возможность сохранять и укреплять физическое развитие, снижать «статическое напряжение» Применение в моей работе здоровьесберегающих технологий привело к достижению следующих результатов: - повышение уровня развития физических способностей детей; - стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка; - повышение уровня речевого развития; - снижение уровня заболеваемости. |
6. Игровая технология | Раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности | Дети получают радость от разнообразных игр, реализуют и углубляют свои знания и умения, учатся принимать на себя игровую роль. Оформила картотеки разных игр, пополнила зоны в группе атрибутами для сюжетно-ролевых игр, сделала дидактические игры по разным направлениям образовательной деятельности. Использую народные игры как средство педагогической коррекции поведения детей. Эти игры повышают интерес к совместным играм, сплачивают детский коллектив, учат договариваться. |
7. Технология развивающих игр | Развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста, создание условий для развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками. Развитие любознательности, воображения и творческой активности. | В работе с детьми использую развивающие игры «Логические блоки Дьенеша. Блоки способствовали развитию у детей логического и аналитического мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также — восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, дети группируют по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму и т.д. Использую игры В. Воскобовича. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны. Играя в них, дети стали раскрепощенными, уверенными в своих способностях. |
8. Технология проблемного обучения | Взаимодействие педагога и воспитанников на основе поиска различных способов решения образовательных задач посредством организации диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся | Создаю в учебной деятельности проблемные ситуации. У воспитанников происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Дети сравнивают, сопоставляют отдельные факты, а затем путем рассуждений приходят к выводам, свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят |
9.Элементы технологии дистанционного обучения | Представление ребенку возможности получить образование на дому с помощью современных телекоммуникационных и информационных технологий. | Воспитанники выполняли задания по компьютеру, при помощи родителей, которые смогли определить уровень развития своих детей, определить соответствует ли он возрастным нормам. Родители довольны выполнением работы и имеют положительные отзывы: слова благодарности за доступность заданий. Так же родители отметили трудности у детей в пересказе текстов и ориентировании в пространстве относительно себя. |
10. Метод мнемотехники | Формирование умений у детей дошкольного возраста управлять информацией, изображать услышанное, читать рисунки, описывать предметы и явления. | Для успешного развития у детей монологической речи, логического мышления, памяти, расширения кругозора использую в работе мнемотаблицы. Дети быстрее запоминают тексты, легче и эмоциональнее. Моя система показала, что у детей повысился интерес к художественной литературе, к рассказыванию, увеличился уровень развития связной речи. |
С первого года обучения на всех обучающихся класса заведены индивидуальные детские портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика, и стимулируют познавательную активность.
Использование в преподавании современных образовательных технологий и методик позволяет мне добиваться значительных результатов.
Позитивная динамика достижений обучающихся на примере качества знаний по отдельным предметам.