Справки, выписки

Кондратенко Наталья Владимировна

Справки, выписки

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение

к справке «Об итогах промежуточной аттестации»

Качество знаний обучающихся по итогам промежуточной аттестации по учебным предметам, курсам

         Таким образом наглядно виден рост качества знаний обучающихся по основным предметам учебной программы.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение

к выписке из справок по итогам мониторингов системы оценки личностных результатов

Изучение мотивации обучения у младших школьников (смыслообразование)

Рефлексивная самооценка учебной деятельности (самоопределение)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение

к выписке из справок по итогам мониторингов, проводимых

учителем Кондратенко Н. В

Система оценки универсальных учебных действий  

Мониторинг сформированности познавательных УУД

Мониторинг сформированности коммуникативных УУД

Мониторинг сформированности регулятивных УУД

Таким образом наглядно видно увеличение количества учеников высокого и среднего уровней сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Смоленской области

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка» 

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

_____________________________________________________________________________

215111 г. Вязьма  Смоленской области,                                                                         Телефон/факс  3-52-95

ул. Красноармейское шоссе, д. 15а                                                         Код  8 – 481 – 31

E-mail:skazka.48@mail.ru

СПРАВКА

по результатам мониторинга сформированности

универсальных учебных действий (далее – УУД)

 2023-2024 учебный год

I. Общие положения

Цели мониторинга уровня сформированности УУД:

1. Получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся Школы в условиях реализации федеральных государственных стандартов начального, основного, среднего общего образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО).

2. Отслеживание процесса развития метапредметных УУД у учащихся Школы для проектирования учебного процесса и принятия своевременных управленческих решений.

Задачи мониторинга:

1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД.

2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД.

3. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся Школы.

Основным объектом: оценки метапредметных результатов служит уровень сформированности ряда регулятивных, коммуникативных и

познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга, используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса.

Методы сбора информации:

- анкетирование;

- тестирование;

- наблюдение;

- беседа.

Сформированность УУД отслеживается по следующим методикам соответствующим возрасту обучающихся

Личностные УУД.

1. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации                     Н.Г. Лускановой.

2. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (Э.М. Александровская, Ст. Громбах, модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот).

Цель: выявление нравственных представлений учащихся.

Регулятивные УУД.

1. Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой.

2. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (Э.М. Александровская, Ст. Громбах, модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот).

Цель: определить уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия.

Познавательные УУД.

1. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (Э.М. Александровская, Ст. Громбах, модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот).

2. Определение уровня развития словесно-логического мышления (Любовь Переслени, Татьяна Фотекова).

Цель: определить уровень развития мышления.

Коммуникативные УУД

1. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (Э.М. Александровская, Ст. Громбах, модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот).

2. Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой.

Цель: определить уровень сформированности коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

II. Результаты мониторинга

Регулятивные УУД

Произвольность выступает, как умение ребёнка строить свою деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять контроль и коррекцию выполняемых действий, т.е. является составляющим звеном формирующейся учебной деятельности.

Результаты диагностики

уровня сформированности регулятивных УУД

Класс

(классный руководитель)

Высокий

уровень,

%

Средний уровень,

%

Низкий

уровень,

%

3 класс

2021-2022 учебный год

14

58

28

2022-2023 учебный год

21

72

7

2023-2024 учебный год

28

65

7

Направления деятельности: обратить внимание на то, какие средства для организации своего поведения и деятельности выбирает ученик; как он удерживает инструкцию; планирует, контролирует и выполняет действие по заданному образцу и правилу; начинает выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент. Для формирования действия контроля по образцу учителям необходимо научить обучающихся проводить поэлементный анализ объекта, сопоставлять его с заданным образцом, выявлять возможные расхождения, соотносить выявленные расхождения с недостатками учебных действий.

Познавательные УУД.

Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, выбор эффективных способов решения задач, рефлексию результатов деятельности. В период обучения в начальной школе совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие таких логических операций как сравнение и  обобщение.

Результаты диагностики

уровня сформированности познавательных УУД

Класс

(классный руководитель)

Высокий

уровень,

%

Средний уровень,

%

Низкий

уровень,

%

3 класс

2021-2022 учебный год

7

21

72

2022-2023 учебный год

21

42

37

2023-2024 учебный год

42

44

14

Направления деятельности: для формирования данных умений учителю необходимо учить устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи, анализировать задачи, больше давать заданий творческого и поискового характера. Включать задания на обобщение, учить учащихся находить общий существенный признак для группы понятий, выделять закономерности, определять родовые взаимосвязи между ними. В дальнейшем умение обобщать материал будет являться основой формирования понятийного мышления.

Коммуникативные УУД.

Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Результаты диагностики

уровня сформированности коммуникативных УУД

Класс

(классный руководитель)

Высокий

уровень,

%

Средний уровень,

%

Низкий

уровень,

%

3 класс

2021-2022 учебный год

7

21

72

2022-2023 учебный год

21

42

37

2023-2024 учебный год

51

42

7

Направления деятельности: обратить внимание на организацию отдельных учебных заданий совместного типа, специфика которых естественным образом предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения.

Личностные УУД.

Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Результаты диагностики

уровня сформированности личностных УУД

Класс

(классный руководитель)

Высокий

уровень,

%

Средний уровень,

%

Низкий

уровень,

%

3 класс

2021-2022 учебный год

7

7

86

2022-2023 учебный год

14

21

65

2023-2024 учебный год

35

35

30

Направления деятельности: обратить внимание на организацию работы по формированию личностных УУД в целях коррекции ситуации для недопущения проблем в дальнейшей школьной жизни детей, у которых отмечаются низкие показатели в указанной сфере.

III. Заключение

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

В результате мониторинга были решены следующие задачи:

1. Определен уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика.

2. Определены проблемные зоны в решении задач образования учащихся и определение возможных путей их ликвидации.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство учащихся имеют достаточно хороший уровень развития регулятивных и познавательных действий, коммуникативных и личностных УУД, что является дальнейшей основой для формирования УУД.

Рекомендации.

В целях повышения уровня сформированности учащихся Школы необходимо:

- продолжать работу по формированию и развитию у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий: привлекать к проектно-исследовательской деятельности, в групповых формах работы чаще предлагать роль эксперта и т. П.;

- формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий;

- разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.

Для дальнейшего развития коммуникативных УУД у обучающихся педагогам рекомендуется:

- формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат со стороны взрослых;

- проводить коррекционно – развивающую работу с обучающимися, которые имеют низкий уровень сформированности предпосылок УУД.

Для развития личностных УУД педагогам необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат.

Для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера.

Классный руководитель                                   Кондратенко Н. В.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Смоленской области

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка» 

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

_____________________________________________________________________________

215111 г. Вязьма  Смоленской области,                                                                         Телефон/факс  3-52-95

ул. Красноармейское шоссе, д. 15а                                                         Код  8 – 481 – 31

E-mail:skazka.48@mail.ru

Сводная аналитическая справка по результатам мониторинга  сформированности мотивации учебной деятельности

Период проведения: 2021-2024 учебный год

(1-3 классы, кл.руководитель Кондратенко Н. В.)

Для оценки уровня школьной мотивации была проведена диагностика по методике Н.Г. Лускановой «Оценка школьной мотивации»

Цель методики: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей.

Критерии:

  • ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
  • нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
  • ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.

Установлено  пять  основных  уровней  школьной  мотивации:

5 уровень – (25-30 баллов) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У детей в наличии познавательный мотив, желание наиболее успешно выполнять все школьные требования

4 уровень – (20-24 балла) - хорошая школьная мотивация. Дети успешно справляются с учебной деятельностью.

3 уровень – (15-19 баллов) - позитивное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере, учебный процесс их мало привлекает.

2 уровень – (10-14 баллов) - низкая школьная мотивация. Дети неохотно посещают школу, отдают предпочтение пропускам занятий, таких детей серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии нестойкой адаптации к школе

1 уровень – (менее 10 баллов) - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. У детей серьезные затруднения в учебе, они не справляются сучебной деятельностью, проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями.

Результаты диагностики

Класс

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

4-й уровень

5-й уровень

Всего обследовано

1

1

1

2

10

-

14

2

-

1

2

11

-

14

3

-

-

1

12

1

14

ИТОГО



Вывод: 

По состоянию на __________________ в ДЮСШ №2 числилось 654 человека. Согласно плану работы педагога психолога, в период октября – ноября 2020 года было проведено обследование обучающихся ДЮСШ с целью оценки уровня школьной мотивации. Всего обследовано 402 ребенка, что составило 62% от общей численности обучающихся спортивной школы.

Результаты обследования в целом по спортивной школе выглядят следующим образом:

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

4-й уровень

5-й уровень

Всего обследовано

249 (62%)

112 (28%)

37 (9%)

3 (0,7%)

1 (0,3%)

402

На основании вышеизложенных результатов можно сделать вывод, что подавляющее большинство обучающихся спортивной школы (90%) имеют высокий или достаточно высокий уровень школьной мотивации.

Из них у более чем половины (62%) обучающихся уже сформирован высокий уровень школьной мотивации. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям тренера, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания.

У 28 % обучающихся - хорошая школьная мотивация. Подобный показатель имеют обучающиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью  и тренировочным процессом. Также эти дети достаточно гибкие, инициативные  и проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

У 9 % обучающихся - позитивное отношение к школе, однако школа их привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с тренером. Им нравится ощущать себя обучающимися, частью команды, иметь спортивную форму, соответствующее обмундирование и т.д. Познавательные мотивы и мотивы достижений у таких детей сформированы в меньшей степени и достижение результатов в спорте их мало привлекает.

У 0,7 % (3 человека из всех респондентов) - низкая школьная мотивация. Такие обучающиеся неохотно посещают спортивную школу, предпочитают пропускать тренировки, а если и приходят на занятия, то чаще занимаются посторонними делами, соответственно имеют затруднения в достижении каких либо спортивных результатов. Находятся в состоянии нестойкой адаптации к школе.

У 0,3% опрошенных (1 человек) - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с образовательной деятельностью, поставленными задачами, имеют проблемы в общении с одногруппниками, во взаимоотношениях с тренером. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В некоторых случаях они могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

В целом средний тестовый результат во всех спортивных отделениях и у отдельных тренеров-преподавателей соответствует уровню «положительного отношения к школе». У некоторых обучающихся (10%), вероятно, не до конца сформировано отношение к себе как к юному спортсмену, воспитаннику спортивной школы, уровень их активности средний. Также у этих 10% возможно неустойчивая адаптация к школе или даже негативное отношение к ней.

Также хотелось бы отметить:

1. Чаще всего по собственному желанию прекращают заниматься спортом в первый год спортивной тренировки, что определяет особую важность закрепления у детей мотивации к спорту именно в этот период.

2. Основными мотивами занятиями спортом (помимо интереса к самому виду спорта) на начальном этапе являются общение с товарищами, положительное отношение к тренеру, вне тренировочные факторы (досуговая деятельность).

3. Чтобы общение с товарищами было для детей значимым на мотивирующем уровне, необходим "теплый", благоприятный психологический климат в коллективе.

4. Отношение к тренеру определяется его личностными качествами - добрый, понимающий, и определяется поведением тренера на тренировке (тактичное общение, двигательная активность, поступки)

5. В первые годы спортивной подготовки структура мотивации к занятиям спортом является универсальной для всех видов спорта Таким образом, предложенные практические рекомендации могут представлять интерес для тренеров детских учебно-тренировочных групп по разным визам спорта.

На основании вышеизложенного и для формирования и поддержания высокого уровня мотивации к занятиям физической культуры и спортом можно предложить следующие рекомендации:

  • Повышать эмоциональную насыщенность учебно-тренировочных занятий (например, включать большее количество подвижных игр и соревнований), актуализировать положительные эмоции у юных спортсменов" поскольку радость и удовольствие - одни из наиболее значительных факторов привлечения детей в спорт и продолжения занятий.
  • Активизировать досуговую деятельность учебно-тренировочной группы: организовывать тематические (или спонтанные) беседы, экскурсии. походы, коллективные праздники.
  • Заботиться о создании благоприятного микроклимата в коллективе путем создания атмосферы взаимного уважения и доверия, заботы об интересах товарищей, поощрение разумного риска, проявления терпимости к ошибкам и неудачам; условий, при которых дети испытывали бы гордость, причастность к порученной работе (выполняемым действиям), личную ответственность за ее результаты, для чего в тренировках необходимы присутствие вызова, элемента соревновательности, ощутить собственную значимость, публичная оценка достигнутого спортсменами успеха.
  • Заботиться о положительном отношении к тренеру воспитанников, для чего уделять внимание эффективному общению с юными спортсменами, развивать у себя коммуникативные способности, проявлять доброту и уважение к детям, справедливость и т.д. Это позволит разносторонне узнать своих подопечных, расширить воспитательное воздействие на них. Насыщенность и информативность общения влияет на характер взаимоотношений тренера и воспитанников и, в конечном счете, на силу и устойчивость мотивации детей к занятиям спортом.
  • Довести до тренеров-преподавателей данные детей с низкой школьной мотивацией или имеющих негативное отношение к школе, для организации соответствующей работы с ними.
  • С педагогическим составом ДЮСШ провести групповую консультацию на тему «Формирование спортивной мотивации у младших школьников» (приложение №1).

Педагог-психолог        ______________________________________________


Приложение №1

Материалы для проведения групповой консультации

с педагогическим составом МБУ ДО ДЮСШ № 2

Тема «Формирование спортивной мотивации у младших школьников»

Мотив к занятию спортом формируется из потребностей. Для юных школьников формирование спортивной мотивации определяется удовлетворением двигательных потребностей, потребностей в безопасности, в социальных связях, в самоактуалтзации. Управление спортивной мотивацией младших школьников через удовлетворение их актуальных потребностей позволяет повысить количество занимающихся и их спортивные результаты.

В формировании мотивации широкое распространение за рубежом получили теории мотивации А. Маслоу, Д. МакКлелланда, Ф. Герцберга и др. успешно применяемые в теории управления, делающие основной упор на определении перечня и структуры потребностей людей. Теория А. Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимании того, что лежит в основе стремления людей к деятельности. Согласно данной теории, всякое человеческое поведение в каждый момент времени определяется суммой одновременно актуальных мотивов, связанных со стремлением личности к удовлетворению своих потребностей. В последние годы данная теория все чаще находит свое применение и в психологии спорта. Анализ ее содержания и назначение ее с последующей модификацией позволил включить ее в методику формирования спортивной мотивации у юных спортсменов.

Наблюдая за людьми, исследователи определили, что потребности служат мотивом к действию. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цель в этом смысле - это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Например, если ребенок младшего школьного возраста ощущает потребность в защите от физических опасностей, это может побудить его попытаться достичь цели путем изучения и совершенствования техники приемов на занятиях единоборствами (бокс, борьба, дзюдо и т.д.). Достигнув определенного уровня тренированности (умений), он путем самооценки может обнаружить, что защита эта на самом деле не такая эффективная, как он предполагал. Это может заставить его тренироваться с меньшим усердием или искать другие средства и методы, а в некоторых случаях и другой вид спорта (что и происходит в большинстве случаев), где его потребность будет удовлетворена.

Таким образом, степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение спортсмена. В этой связи, роль преподавателя, тренера или учителя при управлении формированием спортивной мотивации у младших школьников, заключается в изучении и выявлении их актуальных потребностей с целью создания условий для возможности их удовлетворения спортсменом при занятиях в секции. Не секрет, что набор в спортивные секции в группы НП (начальной подготовки) и начало занятий спортом, а следовательно и массовый отсев, приходится на первую половину учебного года. Чему свидетельствуют исследования Антипин В.Б. Попов А.Л. о том, что одной из основных причин, по которой юные школьники покидают спорт, является недостаточное удовлетворение их актуальных потребностей.

Основное направление при формировании спортивной мотивации у младших школьников сводится к удовлетворению следующих потребностей:

1) физиологических;

2) в безопасности;

3) в социальных связях;

4) уважения;

5) в самоактуализации.

1. Физиологические потребности. В них включены потребности школьников в движении, отдыхе, активном отдыхе (как разновидности отдыха), рациональном питании, питьевой воде.

Потребность в движении. Всякому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в не насыщаемую познавательную потребность, и естественная потребность в движении. На естественную потребность в движении, и необходимо, прежде всего, опираться при формировании у младших школьников мотивов занятий спортом, актуализировать ее, сделать более четкой и осознанной ими. Необходимо обеспечить и переход от потребности к деятельности. Для этого важно продумать вопрос о содержании учебно-тренировочной деятельности, в которой реализуется данная потребность, ее общей атмосфере, о типе общения с учащимися.

2. Потребности в безопасности (включают потребности в защите от физических и психологических опасностей).

Для удовлетворения потребности в безопасности существуют следующие направления, в которых необходимо:

1) добиться, чтобы дети доверяли и постоянно оказывали помощь друг другу во время занятий спортом. Так как взаимное доверие позволяет как взрослым спортсменам со стажем, так и начинающим младшим школьникам быстрее овладеть определенными навыками и умениями в упражнениях. Доверие к партнеру позволяет более слабому ребенку спокойно без скованности и напряжения заниматься в группе;

2) создать условия способствующие отсутствию тревоги, беспокойства, неуверенности перед выполнением деятельности, перед возможными ошибками, неуспехом;

3) не допускать во время спортивных, подвижных игр или другого активного занятия (отдыха) оскорблений, унижений, грубого обмена ударами и т.п. по отношению к друг другу;

4) обеспечить психическую и техническую подготовленность юных школьников к соревнованиям;

5) обеспечить психологическую и духовную поддержку перед выступлением на соревнованиях.

3. Потребности в социальных связях (еще называемые потребностями в причастности, включают чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки).

Характерным для младшего школьного возраста является то, что юные спортсмены «идут на коллектив», для них очень важно пребывание в коллективе, где бы с ними считались. Учитывая известное в психологии положительное влияние коллектива и благоприятных межличностных взаимоотношений на укрепление мотивации к занятиям спортом у юных спортсменов, следует уделять значительное внимание этому аспекту.

Например, бокс является индивидуальным видом спорта и в нем нет совместных групповых действий (как, например, в спортивных играх), но эффект воспитательной работы и успешность выступления на ринге в большей степени зависят от того, как сплочен коллектив, какие взаимоотношения складываются между его членами.

Как показывают наблюдения, сплоченность коллектива во многом зависит от создавшейся системы отношений между членами группы, составляющими ее костяк, общих интересов, единой деятельности, связанной с преодолением трудностей в тренировках и соревнованиях. Тренер, преподаватель или воспитатель, ведущий работу с группой спортсменов начальной подготовки и поставивший цель сформировать сплоченный коллектив, должен в первую очередь выяснить, чем интересуются дети, что побуждает заниматься их спортом, каковы взаимоотношения спортсменов между собой, как относятся они к тренировке, соблюдению режима.

Очень важно, чтобы в коллективе были ребята, пользующиеся авторитетом. На таких спортсменов необходимо опираться в работе по сплочению группы.

Правильно воспитанный коллектив играет немаловажную роль в формировании у спортсменов положительных мотивов занятий спортом и участия в соревнованиях.

4. Потребности уважения (включают потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании, одобрении, авторитете).

При удовлетворении потребностей уважения рекомендуется принимать во внимание следующее:

1. Относиться к занимающимся как к равноправным союзникам в достижении спортивного интереса и мастерства.

2. Обеспечивать положительную обратную связь с достигнутыми спортивными результатами. Это создает позитивный эмоциональный фон, на котором более успешно развивается последующая деятельность.

3. Делегировать занимающимся дополнительные права и полномочия в принятии важных и ответственных решений, а также привлекать их к выработке этих решений.

4. Стимулировать спортивный рост ребенка (средствами массовой информации, поездкой на соревнования, награждение спортивной формой, присвоением спортивных разрядов, присвоением звания лучшего спортсмена месяца, года и т.п.) в соответствии с достигнутыми результатами.

5. Потребности самоактуализации (включают потребности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, целей, и росте как личности).

Для удовлетворения потребности в самоактуализации предлагаются следующие направления:

1. Творчески проводить занятия, ставя каждый раз разные задачи, избегая стандарта и однообразия.

2. Обеспечивать занимающихся знаниями, которые позволили бы им полностью использовать свой потенциал в данной деятельности.

3. Давать школьникам упражнения и задания, требующие от них полной самоотдачи (преимущественно упражнения направленные на развитие отдельных физических качеств: силу, гибкость, быстроту, ловкость, выносливость).

4. Ставить перед занимающимися реально достижимые цели и обучать самостоятельной их постановке: правильно соразмеряя цели со своими возможностями.

5. Планировать соревновательные цели и задачи в соответствии с подготовленностью ребенка.

Важно отметить, что самоактуализация может стать мотивом поведения, лишь, когда удовлетворяются все остальные потребности.

Поскольку с развитием спортсмена как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самоактуализации никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности, представляется бесконечным.

Специфические особенности спорта, заключающиеся в существенном отличии тренировочной деятельности от соревновательной, накладывают определенный отпечаток на возникновение, формирование и сохранение спортивной мотивации у занимающихся.

Результаты опроса специалистов Купецкова В.Н., Евсеев Ю.И. свидетельствуют о том, что значительную часть учащихся детских спортивных школ, больше всего привлекает овладение приемами единоборств и развитие физических качеств, а не упорная работа, связанная с подготовкой и участием в соревнованиях и сами соревнования. В этой связи, предполагается, что на этапе начальной спортивной специализации, особенно в группах начальной подготовки первого года обучения, мотивация спортивной деятельности младших школьников должна быть направлена преимущественно на тренировочный процесс, а участие в соревнованиях должно носить сугубо добровольный характер, с учетом достигнутого ребенком необходимого уровня тренированности (психической и технической подготовленности). Важным аспектом при управлении процессом формирования спортивной мотивации, является учет индивидуально-психологических особенностей занимающихся, их интересов, склонностей, способностей, увлечений. В этом и заключается индивидуальный подход при работе с юными спортсменами.

Таким образом, данный подход в решении проблемы управления формированием спортивной мотивации младших школьников, через удовлетворение их актуальных потребностей, позволяет укреплять у них уверенность, коллективизм, чувство собственного достоинства. А так же, положительное отношение к учебно-тренировочным занятиям и тренеру. Готовность к дальнейшему совершенствованию в спорте и сохранение значительной части контингента занимающихся в спортивных школах на этапе начальной спортивной специализации.


Литература:

  1. Антипин, В.Б. Формирование мотивации занятия боксом у юношей путем удовлетворения актуальных потребностей: дис.канд.пед.наук / В.Б.Антипин - Омск, 2006 – С. 79
  2. Евсеев, Ю.И. Валеологическая и профессионально-ориентированная направленность физического воспитания. - N21. 2005 - С. 139
  3. Купецкова В. Н. Формирование навыков безопасного в нач. шк. // Воспитание школьников : теорет. и науч.-метод. журн. - 2007. - № 6. - C. 33-41.
  4. Попов, А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие для специализированных вузов / А.Л. Попов. - М., 2000 - С. 152
  5. Сластенин, В.А. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – С. 426