Мероприятия
В беседах-развлечениях идёт речь о взаимопроникновении средств музыкальной выразительности. Высокие звуки обладают тихой громкостью, играются в более быстром темпе, чем низкие громкие звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Средства музыкальной выразительности - развлечения | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл развлечений «О взаимопроникновении средств музыкальной выразительности» для детей дошкольного возраста
Развлечение 1-е. Звуки шумовые и музыкальные
Музыка состоит из звуков. Звук имеющий точную высоту считается музыкальным. Поэтому высота – это одно из основных свойств музыкального звука. Шумовые звуки не имеют точной высоты. Давайте их послушаем. (Слушание шумовых звуков). (Проводится игра с картинками «Музыкальные и шумовые звуки»). Хоть музыка состоит в основном из музыкальных звуков, но в ней часто используются и шумовые звуки: хлопки, притопы, щелчки, игра на незвуковысотных музыкальных инструментах, не имеющих точной высоты. Незвуковысотные музыкальные инструменты называют шумовыми, поскольку они издают шумовые звуки. Почему же эти инструменты называют музыкальными, ведь они не издают музыкальных звуков? Ответ прост. Эти инструменты используются в музыке, значит они музыкальные. Давайте возьмём шумовые инструменты и поиграем на них. (Игра на ДМИ). А какие же инструменты издают музыкальные звуки? Металлофон, синтезатор. Из разных по высоте звуков складываются мелодии. Наверняка у вас есть знакомые и любимые мелодии. Давайте поиграем в игру «Угадай мелодию». (Дети угадывают знакомые мелодии). Какие бывают звуки? Шумовые и музыкальные. Из каких звуков складывается мелодия? Из музыкальных, т. е. звуков разных по высоте. Чем отличается музыкальный звук от шумового? Музыкальный звук имеет точную высоту. Музыкальный звук обладает не только точной высотой, но и другими свойствами, о которых мы поговорим в следующий раз.
Развлечение 2-е. Музыкальный звук и его свойства
Главное свойство музыкального звука – это высота. У музыкального звука есть и другие свойства – длительность, громкость и тембр. А ещё в музыке есть средства музыкальной выразительности, которые возникли из свойств музыкального звука. Только свойств у музыкального звука всего четыре, а средств музыкальной выразительности гораздо больше. Эти средства музыкальной выразительности называют музыкальным языком, потомучто с помощью их музыка с нами ведёт разговор, рассказывает нам о многом. Эти средства выразительности спрятались в лепестках цветика-семицветика. И сегодня у нас на занятии есть такой цветик-семицветик, только лепестки у него почему-то отдельно от сердцевины. Мелодия – это сердцевина цветка, а лепестки – это средства музыкальной выразительности.
Лепесток 1-й. (Дети слушают звуки разные по настроению. Дети определяют настроение, т. е. лад, весёлый или грустный).
Лепесток 2-й. (Дети определяют громкость звуков, т. е. динамику).
Лепесток 3-й. (Дети определяют длительность звуков, т.е. ритм).
Лепесток 4-й. (Дети определяют темп).
Лепесток 5-й. (Дети определяют тембр).
Лепесток 6-й. (Дети определяют штрих – стаккато и легато).
Лепесток 7-й. (Дети определяют высоту, т. е. регистр).
Из разных средств музыкальной выразительности складывается музыка. И сегодня наш музыкальный цветик-семицветик поможет нам сочинить музыку. А как называется человек, который сочиняет музыку? Композитор. Сейчас мы будем с помощью каждого лепестка сочинять музыку. О чём будет наша музыка? (Дети определяют образ будущего музыкального произведения). (Каждый выбор средства музыкальной выразительности дети связывают с выбранным образом).
- Какая будет музыка, весёлая или грустная?
- Тихая или громкая?
- Дети составляют ритм из разных по размеру картинок. Большая – долгий звук, маленькая – короткий звук.
- Быстрая или медленная?
- Какой инструмент будет исполнять? (Тембры выбираются на синтезаторе).
- Стаккато или легато?
- Высоко или низко?
Педагог исполняет мелодию по ответам детей.
Развлечение 3-е. Цветик-семицветик и ноты
Сегодня у нас на занятии снова цветик-семицветик. Сколько лепестков у цветика-семицветика? 7. А сколько цветов в радуге? 7. А сколько дней недели? 7. (Проводится пальчиковая гимнастика «7 дней недели»). А сколько в музыке нот? 7. (Дети рассматривают металлофон с цветными пластинами). Каждая пластина металлофона обозначена цветом радуги.
Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живёт!
Какой цвет в радуге первый? Красный. А какая первая нота? До. Поэтому До обозначают красным цветом. Давайте споём песню про ноты. (Исполняют песню «До – воробушка гнездо». Кто-то из детей подыгрывает ноты на металлофоне).
А где же живут ноты и как их записывать? (Можно прочитать стихотворение про нотный стан). Ноты записывают на нотном стане, который состоит из 5-ти линеек. Линейки считаются снизу, как этажи дома, а ноты записываются кружочками. Ноты пишутся на линейках и между линеечками. Сейчас мы начертим два нотных стана, один для высоких нот, а другой для низких. Каждый нотный стан, как дом открывается ключом. Там, где живут высокие ноты, дом открывается ключом, похожим на скрипку. Скрипка – это музыкальный инструмент, на котором играются высокие звуки. (Дети рассматривают картинку с изображением скрипки). Поэтому ключ дома высоких нот называется скрипичным ключом. А как же выглядит ключ низких нот? У низких нот всё наоборот, вместо высоких звуков низкие басы. И ключ у низких басовых нот рисуется наоборот. (Педагог рисует краской скрипичный ключ и делает его отпечаток на другой бумаге и ещё один отпечаток, получается басовый ключ). В стране низких звуков так всё запутано, что пришлось сделать два отпечатка скрипичного ключа. Но чтобы мы не забыли, что сделали два отпечатка, чтобы попасть в королевство басового ключа, нарисуем возле него две точки. Если скрипичный ключ огибает вторую линеечку снизу, то басовый ключ наоборот, огибает вторую линеечку сверху, ведь в стране низких звуков всё наоборот. А какой инструмент, похожий на скрипку, играет низкие звуки? Только этот инструмент гораздо больше скрипки. Это контрабас. (Дети рассматривают картинку с контрабасом). Между двумя домами высоких и низких нот находится нота До. Нота До разделяет высокие и низкие звуки. Может ещё и поэтому мы поём ноты, начиная с ноты До. А сейчас мы с вами поиграем. Когда я буду играть низкие звуки вы встанете у картинки с басовым ключом, а когда высокие, встанете у картинки со скрипичным ключом. (Проводится игра).
О высоких и низких звуках мы продолжим наш разговор в следующий раз.
Развлечение 4-е. Высота звуков. Самая высокая и главная в музыке мелодия
Высокий звук похож на голос птички. Низкий звук похож на голос медведя. Сейчас я вам буду играть мелодию высоко и низко. Когда мелодия будет звучать высоко, вы будете махать руками вверху. А когда мелодия будет звучать низко, вы будете качать руками внизу. (Дети определяют высоту звучания мелодии).
Музыка состоит из 3-х частей, которые соответствуют расстоянию от низа до верха. В каждой части свой хозяин. Мишка показывает нам сильную долю в музыке. Топнет ножкой, зазвучит мишкин бас, значит сильная доля в музыке. Сильную долю считаем на раз. Голос лисы выше, чем у мишки. Только настроение у лисички всё время разное, то весёлое, то грустное. Лисичка играет трезвучия, то весёлые , то грустные. Выше всех звучит голос зайчика. Если лисичка играет весёлое трезвучие, то и песенка у зайки весёлая. А если лисичка сыграет грустное трезвучие, то и у зайчика голос становится грустный, его песенка звучит печально. А что важней в музыке, мишкин бас, лисичкино трезвучие или мелодия зайки? (Ответы детей). А попробуйте угадать музыку по басу. (Пытаются угадать). Трудно, не угадывается. А теперь попробуйте угадать по трезвучиям. (Пытаются угадать). Тоже не получается. А теперь попробуем угадать по мелодии. (Звучит мелодия знакомой песни. Дети угадывают). Раз вы мелодии угадали песню, значит мелодия самая главная в музыке.
Развлечение 5-е. Сильная доля и низкие звуки
Каким звуком лучше подчеркнуть сильную долю, чтобы её было лучше слышно? Высоким или низким? Какой звук будет звучать громче? Низкий. А приятно слушать музыку, где много низких звуков? Нет. Поэтому низкий звук звучит только на сильную долю, на счёт раз. (Перед детьми лежат инструменты: тарелки, бубен, маракасы, ложки). Какой из этих инструментов лучше подойдёт для исполнения сильной доли? Наверное это будут инструменты с громким звучанием – тарелки, бубен. Давайте попробуем на них сыграть сильную долю. (Дети исполняют сильную долю на тарелках и бубне, а слабую на ложках и маракасах).
Поскольку сильная доля звучит громче, её звучание подчёркивается более громкими звуками – низкими и звучанием более ярко звучащих инструментов. А как записывается низкий звук? Все ноты, и низкие, и высокие записываются на нотном стане, который состоит из 5-ти линеек. (Дети рассматривают нотный стан). Линейки считаются снизу, как этажи дома. О том, какие ноты живут на нотном стане, нам говорят ключи. Их называют ключами, потомучто они открывают нотный стан и пишутся в самом начале. Если ноты открывает скрипичный ключ, он похож на скрипку, то ноты высокие как у скрипки. А если изображён ключ басовый, то ноты низкие, они говорят басом. А звук сильной доли записывается в каком ключе, скрипичном или басовом? В басовом. А почему? Чтобы сильную долю было лучше слышно. Зачем нам это нужно? Чтобы в пении и танце слышать сильную долю, и петь вместе, и выполнять движения одновременно. Нотный стан делится чёрточками, которые называются тактами. Сильная доля пишется первой после такта, ведь она первая по счёту. А если нет инструментов, как можно подчеркнуть сильную долю? Хлопком или притопом,
т. е. громким звуком.
Развлечение 6-е. Ритм и мелодия
Бывает музыка без ритма? Нет. Ритм – это основа музыки. Особенно важен ритм в танцевальной музыке. Сегодня мы послушаем испанский танец болеро, где очень своеобразный ритм. (Слушают фрагмент «Болеро» М. Равеля). Своим ритмом отличается от других танцев польский танец мазурка. Давайте послушаем «Мазурку» из «Детского альбома» П. И. Чайковского. (Слушают). (Прохлопывают ритм мазурки и болеро. Ритм делает музыку более выразительной, придаёт ей неповторимый образ. Ощущение ритма в музыке дарит нам приятные минуты. Но есть такая музыка, где ритм начинает преобладать над мелодией. В этой музыке много громких звуков, которые извлекаются ударными инструментами. Вместо музыки мы слышим шум, гул и такая музыка вредна для человека. Ритм в такой музыке играется очень громко и заглушает мелодию. А мелодия – это душа музыки. Такая музыка и людей делает бездушными, жестокими. Ведь именно мелодия делает музыку прекрасной. Сейчас я вам исполню ритм известной песни «Антошка». (Дети слушают ритм песни). Один ритм без мелодии звучит неинтересно. А сейчас мы споём мелодию этой песни и подыграем себе на музыкальных инструментах. Только играть надо так, чтобы ритмический аккомпанемент из шумовых инструментов не заглушал мелодию. (Исполняют песню с шумовыми инструментами). Что важней в музыке, ритм или мелодия? Не бывает музыки без ритма. Ритм придаёт музыке большую выразительность. И даже русский композитор Н. А. Римский-Корсаков считал ритм главным выразительным средством. Но всё-таки мелодия - это душа музыки. В каком музыкальном жанре ритм играет большую выразительную роль? В танце. Какие танцы мы сегодня слушали? Мазурку, болеро.
Развлечение 7-е. Темпоритм и высота звуков
Какие бывают звуки? Высокие и низкие, громкие и тихие, долгие и короткие. А какие звуки быстрее, короткие или длинные? Короткие быстрее. Давайте произнесём короткие звуки на слог ти и прохлопаем их по коленям. На что похоже их звучание, на шаг или бег? На бег. А теперь произнесём длинные звуки на слог та и прохлопаем по коленям. На что похоже их звучание? На шаг. А теперь на короткие звуки побежим на месте, а на длинные пойдём шагом. Действительно под короткие звуки хочется бежать, а под длинные ходить. Значит короткие звуки быстрее, а долгие медленнее. Скорость движения называется темпом. Давайте скажем вместе слово темп. Какой темп в этой музыке? (Звучит быстрая музыка). А какой темп в этой музыке? (Звучит медленная музыка). В какой музыке больше коротких звуков, в быстрой или медленной? А где больше долгих звуков? А какие звуки звучат быстрее, высокие или низкие? Высокие подвижнее, как-будто птички летают. У птичики голсок высокий маленький и сама она маленькая. А раз она меньше легче, значит она быстрее, подвижнее. А мишка большой, неуклюжий и голос у него большой, низкий. Низкие звуки тяжелее, поэтому они медленнее. А высокие легче, поэтому они подвижнее. А если вдруг низкие звуки зазвучат быстро, то музыка становится смешной, как-будто кто-то неуклюжий начинает быстро танцевать и это выглядит смешно. Давайте послушаем музыку «Бегемотик танцует». Хоть низкие звуки звучат в этой музыке быстро, когда бегемотик пытается танцевать, но всё равно бегемотику хочется отдохнуть и мы слышим медленные звуки. (Слушают отдельные фразы).
Развлечение 8-е. Высота и громкость звуков
Какие бывают звуки? Высокие и низкие, громкие и тихие, короткие и длинные. А какие звуки громче, высокие или низкие? Низкие. Высокие звучат тише, нежнее, и низкие грубее, громче, страшнее. А почему мы боимся громких звуков? Потомучто они обладают большой ударной силой. От громкого взрыва могут даже разбиться стёкла. Солдаты, которые пришли с войны, многие потеряли слух, потомучто рядом с ними взрывались снаряды. И барабанная перепонка в ухе лопалась. Поэтому нельзя слушать громкую музыку, слушать музыку в наушниках. Поскольку низкие звуки обладают большой громкостью, то они в музыке используются реже. Если громкие звуки вредят нашему здоровью, то тишиной можно вылечиться от болезней. Сейчас мы поиграем в игру «Платочек». Когда я брошу платочек, вы будете громко смеяться, когда платок коснётся пола, вы замолчите. (Проводится игра). Вы сейчас ощутили на себе влияние тишины. Такая тишина бывает в церкви, храме. Люди приходят в церковь, чтобы помолиться в тишине. Именно в тишине бог услышит мольбу человека и поможет ему. Сейчас мы послушаем пьесу П. И. Чайковского из «Детского альбома» «В церкви». Эта музыка передаёт спокойную обстановку в церкви, красоту икон, которые мы рассматриваем в тишине. Музыка этой пьесы напоминает звучание церковного хора. (Слушание пьесы).
Развлечение 9-е. Тембр и высота звуков
У каждого инструмента свой голос, свой тембр. У каждого из нас тоже свой тембр голоса. Давайте попробуем угадать, чей голос звучит. (Проводится игра «Узнай по голосу»). Тембр каждого инструмента связан с высотой голоса. Тембр флейты нежный, высокий. А тембр контрабаса сердитый и низкий. Давайте послушаем пьесу «Флейта и контрабас». (Слушают). А голос мамы похож на звучание флейты или контрабаса? На звучание флейты. А голос папы? На звуки контрабаса. Сейчас мы послушаем музыкальное произведение «Папа и мама разговаривают». У мамы голос нежный, ласковый, высокий, а у папы решительный, суровый, низкий. (Слушают). А сейчас мы с вами послушаем звучание инструментов из сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк». (Дети слушают краткое содержание сказки). Петю озвучивают скрипки, у них высокий голос. (Музыка). Дедушку озвучивает фагот (музыка), птичку – флейта (музыка), утку – гобой (музыка), кошку – кларнет (музыка), а волка – валторна. Низкие звуки валторны звучат угрожающе (музыка). Охотников озвучивают ударные, имитирующие громкие выстрелы из ружей (музыка). Тембр инструментов и человеческих голосов связан с высотой звучания. Нежный, ласковый тембр обладает более высоким звучанием, а сердитый, грубый обладает низким звучанием.
Развлечение 10-е. Лад и высота звука
В музыке звуки ладят по-разному. Иногда им весело, а ингда немножко грустно. Так в музыке появилось два лада – один весёлый, а другой грустный. Сейчас прозвучит музыка в весёлом ладу. Подберите ей соответствующий цвет. (Дети должны поднять карточку с красным цветом). А сейчас подберите цвет к грустной музыке. (Дети должны выбрать карточку с синим цветом). А теперь выберите из этих цветов тот, который соответствует высоким звукам. А теперь цвет, который соответсвует низким звукам. Для высоких звуков вы выбрали яркий красный цвет, а для низких синий, тёмный. Действительно низкие звуки звучат затемнённо, хмуро, сердито. А высокие празднично, поэтому им соответствует красный цвет. Высокие звуки легче, подвижнее, поэтому на них легче сыграть весёлую мелодию. Нельзя сказать, что всегда высокие звуки используются для весёлой музыки, а низкие для грустной. Бывает по-разному. Но если мы споём мелодию с движением вверх, она будет звучать бодрее, веселее. А если споём с движением вниз, то она будет звучать уныло, грустно. Давайте подберём мелодию для весёлого стихотворения «Мишка с куклой громко хлопают». (Дети сочиняют мелодии с движением вверх). А теперь для грустного «Зайку бросила хозяйка». (Дети сочиняют мелодии с движением вниз). Движение мелодии вверх или вниз может создавать настроение.