Литературное творчество

Сидорова Татьяна Александровна

          Книга "Нотные истории" содержит рассказ о каждой ноте. Давно уже люди заметили взаимосвязь 7 цветов радуги с семью нотами, поэтому страницы повествующие о каждой ноте раскрашены соответствующими цветами радуги. До - красный, Ре - оранжевый, Ми - зелёный, Фа и Соль - зелёно-голубой, Ля - синий, Си - фиолетовый. 

          Книга-проект "Цифры в музыке" может испотльзоваться педагогами для составления интегрированных музыкальных занятий, основа которых - это взаимосвязь цифр с музыкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нотные истории



Предварительный просмотр:

Вступление

          У каждой ноты есть своя история. Каждая нота выполняет в музыке свою функцию. Ноты нужны не только, чтобы из них сочинять мелодии. У каждой ноты есть своя тайна. Об этом вы и узнаете в этой книжке. Давайте для начала вспомним названия нот. До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Зачем в музыке вообще нужны ноты? Сейчас попробуем разобраться. Музыка состоит из звуков. Звуков в музыке очень много. Они имеют разную высоту. Есть высокие, средние и низкие звуки. И чтобы было удобно находить каждый звук, им придумали имена. Эти имена – ноты, их 7. Первая нота «до». С неё мы и начнём нашу историю. А чтобы вам легче было находить каждую ноту на клавиатуре, смотрите эту картинку.


Материал этой книги может быть дополнением в процессе изучения нот. D:\User\Desktop\oktava_2.jpg

 



Предварительный просмотр:

История ноты «до»

          Нота «до» самая первая. А почему нота «до» стала первой, вы сейчас узнаете. Вы уже знаете, зачем придумали ноты. Чтобы каждый звук можно было назвать по имени. У каждого из вас тоже есть имя. А бывает так, что имена повторяются. Нужно позвать Наташу, а подходят две Наташи. Как же тогда быть. Ведь нам нужна одна Наташа. Для того чтобы не было путаницы, понадобилась ещё и фамилия. Если мы назовём человека по имени и фамилии, то тогда путаницы не будет. Также и у музыкальных звуков есть не только имя, но и фамилия. Что же это за фамилии и как они называются в музыке. Имя – это нота, а фамилия? Когда у музыкальных звуков в музыке были только имена, то у музыкантов происходила неразбериха. Когда они просили спеть или сыграть высокую ноту «до», «ре» или др., то игралось несколько высоких нот «до», «ре» или др. Тоже самое происходило с низкими нотами. Тогда ноте «до» пришла гениальная мысль – поделить все ноты на равные отрезки. Эти отрезки стали называть октавами. Октава значит «восьмая». Почему же «восьмая», а не «седьмая», ведь нот то в музыке 7, а не 8. Дело в том, что октава – это расстояние от одной ноты до той же самой. Есть октавы от «до» до «до», от «ре» до «ре» и т. д. Но, поскольку, ноте «до» пришла мысль с делением нот на октавы, то каждая октава стала начинаться с ноты «до». Если первой будет нота «до», то после седьмой ноты «си» идёт снова нота «до». А раз она идёт после седьмой ноты, то она по счёту будет уже восьмой. Итак, нота «до» поделила все ноты на октавы, и каждая октава теперь начинается с ноты «до». Октавы сразу решили придумать себе название. Октава со средними звуками стала называться первой, потомучто её звуки поют все дети Земли. А ещё октава со средними звуками всего одна, а октав с высокими и низкими звуками несколько. Высокие октавы, которые идут после первой октавы, стали называться по порядку – второй, третьей и четвёртой. А как же стали называться октавы с низкими звуками. Октава с большими, низкими звуками стала называться большой, ведь её звуки такие большие, низкие. Октава, у которой звуки были выше, меньше, чем в большой октаве, стала называться малой. Хоть звуки малой октавы считаются низкими, но они меньше, выше, чем в большой октаве. Октава с низкими звуками, которая находилась перед большой октавой, стала называться контроктавой. «Контр» означает «против». Эта октава как будто ворчит, возражает против чего-то. Может быть, она хочет быть первой октавой. Ведь именно контроктава – первая полная октава по счёту на клавиатуре фортепиано. Хоть перед ней есть ещё субконтроктава, но она неполная. «Суб» означает «под». Субконтроктава означает, что она находится под контроктавой, её звуки самые низкие. Звуки субконтроктавы тоже звучат ворчливо. Видимо, эта октава тоже не согласна с тем, что она не стала первой. Как же найти каждую октаву на клавиатуре фортепиано? Для тогочтобы найти нужную ноту, надо ориентироваться по чёрным клавишам. Где-то мы видим три чёрных клавиши, а где-то две. Нота «до» находится перед двумя чёрными клавишами. Найдите первую октаву, со средними звуками. Первая октава находится посередине клавиатуры, её звуки удобны для пения детям. Попробуйте спеть звуки первой октавы от ноты «до» до следующей ноты «до». Если вы научились находить октавы на клавиатуре, то можете поиграть в такую игру. Один человек называет звук по имени и фамилии, т. е. ноту и октаву, а другой находит и играет этот звук. Например, нота «до» второй октавы или нота «ля» малой октавы и т. д. Если вы посчитаете полные октавы на клавиатуре фортепиано, то их тоже будет 7, как 7 нот.


D:\User\Desktop\0_c4105_6b95a3d1_XL.jpg

Теперь вы знаете, почему ноты начинаются с ноты «до». Переходим к следующей ноте. Она называется «ре».



Предварительный просмотр:

        История ноты «ре»

          Вы узнали, что нота «до» находится перед двумя чёрными клавишами. А после неё идёт нота «ре». Нота «ре» находится между двумя чёрными клавишами. Но самое интересное, что нота «ре» является точкой симметрии на клавиатуре. Сыграйте ноту «ре» одновременно двумя пальцами разных рук, а потом играйте подряд, вместе с чёрными клавишами, правой рукой вправо, а левой рукой влево по одной клавише. Вы заметите, что клавиши по цвету, в правой и левой руке, будут совпадать. Это и есть симметрия. Нота «ре» является серединой симметрии на клавиатуре фортепиано, как отражение в зеркале, делит клавиатуру на две части.

D:\User\Desktop\piano-keyboard-clipart.jpg

          Симметрию часто можно наблюдать в природе, архитектуре и др.. Найдите картинки, где присутствует симметрия.D:\User\Desktop\48d62235efb790f5a2cf229b17e2f7ad.jpg

   D:\User\Desktop\Villa-Utrechtse-Heuvelrug-2.jpg     D:\User\Desktop\ar129487921396081.jpg                   

                       D:\User\Desktop\2086054_original.jpg

           D:\User\Desktop\on-the-flight-07.jpg                      D:\User\Desktop\Catedrala-Notre-Dame-1024x768.jpg

          На две части делит нота «ре» клавиатуру фортепиано. Цифра два играет большую роль в судьбе ноты «ре». Нота «ре» вторая нота по счёту. Даже есть слова с нотой «ре», которые означают повторение. Слово «репетиция» означает повторение. Слово «реставрация» означает, что картине дают вторую жизнь, т. е. восстанавливают её, реставрируют. Похоже на слово «реставрация» слово «реконструкция». Есть ещё немало слов с приставкой «ре», которые означают повторное действие.



Предварительный просмотр:

 История ноты «ми»

          После ноты «ре» идёт нота «ми. Если нота «до» находится перед двумя чёрными клавишами, то нота «ми» после двух чёрных клавиш. Если мы сыграем от ноты «ми» три звука через один, на белых клавишах, то получится трезвучие. Это трезвучие будет грустным. Грустная музыка называется минор, а весёлая мажор. Грустное трезвучие от ноты «ми» будет называться минорным. Если мы захотим трезвучие от ноты «ми» превратить в мажорное, то надо средний звук трезвучия сдвинуть на чёрную клавишу вправо. Тогда расстояние между первым и средним звуками трезвучия станет больше. Значит в минорном трезвучии расстояние между первым и средним звуками меньше, а в мажорном больше.

           
Слово минор означает «наименьший», а мажор «наибольший». Какие есть слова похожие на слово «минор»? Минус, минимальный. Эти слова тоже означают уменьшение. Запомнили, минор значит «наименьший». А теперь про мажор. Есть такое понятие как мажоритарная система. Что означает это слово? Это когда кандидата избирают большинством голосов. Запомнили, мажор значит «наибольший». От ноты «ми» играется минорное трезвучие. Такое трезвучие называется ми минор. Если мы играем от ноты «ми» мажорное трезвучие, то оно будет называться ми мажор. Название трезвучия говорит, от какой ноты играется трезвучие и какое оно, мажорное или минорное. От каких нот, по белым клавишам, тоже играются минорные трезвучия? От нот «ля» и «ре». Они будут называться трезвучия ля минор и ре минор. Значит от трёх нот: «ля», «ре» и «ми» играются минорные трезвучия. Среди этих трёх минорных трезвучий есть главное – это трезвучие от ноты «ля». Почему так получилось? Дело в том, что если от ноты «ля» играть подряд белые клавиши вправо, то получится грустная музыка. А если играть от ноты «до», то получится весёлая музыка. Ноты в музыке ещё называют тонами, например, тон «до», или «ре». Слово тон есть и в живописи, оно означает цвет. Красный тон, тёмные тона, светлые и т. д. Из разных цветовых тонов получается цветовая гамма. Наверно поэтому, когда мы играем подряд тоны-ноты, они тоже называются гаммой. Есть минорная гамма, а есть мажорная. Гаммы по белым клавишам играются только от нот «до» и «ля». От «ля» играется минорная, грустная, а от «до» мажорная, весёлая. В минорной гамме от «ля», главное трезвучие тоже строится от «ля». Это трезвучие получило название тоника, от слова тон. Ведь нота-тон «ля» первый тон в гамме. Трезвучие от ноты «ми» получило название доминанта. «Доминус» означает господин, повелитель. Трезвучие от ноты «ми» или доминанта повелевает, что надо возвращаться в тонику. Трезвучие от ноты «ре» находится перед «ми», под ней, поэтому оно называется субдоминанта. «Суб» означает «под». Трезвучия в музыке звучат обычно в такой последовательности – тоника, субдоминанта, доминанта, тоника. Тоника – это дом, субдоминанта зовёт нас погулять, а доминанта повелевает идти домой в тонику. А чтобы доминанта звучала еще более повелительно, то она обычно бывает мажорной. Мажорное трезвучие звучит более твёрдо, решительно, минорное же звучит мягче. Значит доминанта от «ми» звучит в мажоре. Но чтобы мы не забывали, что настоящая доминанта в музыке минорная, нота «ми» даёт нам подсказку – «ми», «ми», «ми-нор».



Предварительный просмотр:

История нот «фа» и «соль»

          Давайте споём подряд все ноты в первой октаве. Можете подыграть себе на пианино. До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Какие две ноты делят гамму от ноты «до» на две части? Фа и соль. Гамма делится на два тетрахорда. В каждом тетрахорде по 4 ноты. 1-й – до, ре, ми, фа. 2-й – соль, ля, си, до. Гамма как будто делится на высокие и низкие звуки. От ноты «фа» вниз идут звуки более низкие, а от ноты «соль» вверх идут звуки более высокие. Так нота «фа» стала отвечать за низкие звуки, а нота «соль» за высокие звуки. Даже в музыке есть два ключа, которые говорят нам, какие написаны ноты, высокие или низкие. Оба ключа пишутся в начале нотного стана. 5 линеечек, где пишутся ноты, называются нотный стан. Линеечки считаются снизу вверх, как этажи дома. Первый ключ огибает вторую линеечку и говорит, что на этой линеечке будет находиться нота «соль» первой октавы.

Описание: D:\User\Desktop\Ключ Соль.jpg

Этот ключ называют скрипичный ключ или ключ соль. Почему ключ «соль» понятно, потомучто он показывает нахождение ноты «соль». А почему скрипичный? Потомучто этот ключ говорит, что если он стоит в начале нотного стана, то звуки будут высокие, как у скрипки. Ключ, отвечающий за низкие ноты называется басовый. Бас – это низкий мужской голос. Даже есть такой музыкальный инструмент – контрабас, который играет низкие звуки. Вспомните про контроктаву, какие в ней звуки? Басовый ключ ещё называют ключ «фа», потомучто он огибает четвёртую линеечку, на которой находится нота «фа» малой октавы.

Помните, какая нота является точкой симметрии на клавиатуре? Нота «ре». А если посмотреть на нотный стан, то мы тоже увидим симметрию. Посмотрите, два нотных стана объединены одной скобкой. Эта скобка называется акколада. Если скрипичный ключ огибает вторую линеечку снизу, то басовый наоборот вторую сверху. Скрипичный и басовый ключи огибают линеечки симметрично. Ноты вверх и вниз тоже расположены симметрично и точкой симметрии является нота «до» первой октавы. Она находится на добавочной линеечке снизу верхнего нотного стана. Она же находится на добавочной линеечке сверху нижнего нотного стана. Когда нотам не хватает линеечек, то их добавляют снизу или сверху, поэтому они называются добавочные. Ноты пишутся на линеечках и между линеечками. А если это добавочные линеечки, то ноты пишутся ещё над линеечками и под ними. Посмотрите на две последние ноты «до» на верхнем и нижнем нотных станах. Обе они пишутся на второй добавочной линеечке. Только верхняя «до» пишется на добавочной линеечке сверху, а нижняя на добавочной линеечке снизу.

Значит, басовый ключ показывает нахождение ноты «фа» малой октавы, а скрипичный нахождение ноты «соль» первой октавы. А если сложить из этих нот слово, то получится слово фасоль. Вы видели как выглядит фасоль? Она даже похожа на нотку. Чтобы запомнить второе название скрипичного и басового ключей, вспомните про фасоль. А сейчас переходим к следующей истории.



Предварительный просмотр:

История ноты «ля»

          Вы уже знаете, что от ноты «до» по белым клавишам играется весёлая или мажорная гамма, а от ноты «ля» грустная, минорная. Если сложить ноты «до» и «ля» в одно слово, то получится слово «доля». Что такое доля? Доля – это часть чего-нибудь. Например, долька яблока или апельсиновая долька. А ещё говорят – тяжёлая, горькая доля, долюшка женская. Кому-то выпадает в жизни счастливая доля, а кому-то тяжёлая. Музыка тоже делится на доли. Есть сильная доля, а есть слабая доля. Сильная звучит громче, а слабая тише. Если руки дирижёра движутся вниз, как будто падают и ударяются о невидимую поверхность, то это он показывает сильную долю, её ещё называют ударной долей. А когда руки плавно поднимаются вверх, без всяких ударов, то это доля слабая. В зависимости от того сколько долей показывает дирижёр, определяется музыкальный размер. Вам знакомо слово размер по одежде. Есть одежда больших размеров, а есть маленьких. Т. е. размер – это величина. В музыке размер зависит от количества долей. Если мы видим две доли, сильную и слабую, то такой размер называется двухдольным. Ещё размер бывает трёхдольным. В трёхдольном размере одна доля сильная и две слабых. В первой сильной доле руки также движутся вниз и как бы ударяются. Во второй слабой доле руки движутся в стороны, а в третьей слабой уже вверх. Получается треугольник. Руки сначала движутся вниз, в стороны и вверх.

        Описание: D:\User\Desktop\Тактирование.jpg

          А в слове «доля» какой слог ударный? Слог «до». Недаром музыка от ноты «до» весёлая. Человек, у которого весёлое настроение – сильнее духом, увереннее в себе. А ещё музыка от ноты «до» звучит весело, потомучто ноте «до» радостно, что она поётся первой. До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Чтобы музыка от ноты «ля» не была такой грустной, то доминантовое трезвучие от ноты «ми» играется в мажоре. Но всё равно нота «ля» грустит, что не она в музыке первая. Чтобы ноте «ля» ещё поднять настроение, от неё стали настраивать все музыкальные инструменты. Даже есть специальный инструмент, который издаёт ноту «ля» первой октавы. Этот инструмент называется камертон. Наверное, поэтому все напевают песенки на ля-ля-ля. Вот как выглядит камертон.

Описание: D:\User\Desktop\Камертон.jpg



Предварительный просмотр:

История ноты «си»

          Нота «си» седьмая, последняя. Цифра 7 считается счастливой. Даже во многих сказках цифра 7 какая-то особенная. В сказке «Семеро козлят» именно седьмой козлёнок, самый маленький спрятался от волка и его волк не съел. В сказке «Цветик-семицветик» именно седьмой лепесток был потрачен не просто так, а на доброе дело. В сказке «Семь Симеонов» именно седьмой Симеон не был принят на работу к царю и, далее в сказке, именно он женится на невесте царя. Может быть и седьмая нота «си» тоже какая-то особенная. Так и есть. От каждой ноты, кроме ноты «си», на белых клавишах,  играется весёлое или грустное трезвучие. «Трезвучие» означает «три звука». От ноты «си» трезвучие не грустное и не весёлое. Трезвучие от ноты «си» звучит очень напряжённо. Можно подумать, что это трезвучие говорит нам о чём-то. Нота «си» - это граница между весёлой музыкой от ноты «до» и грустной от ноты «ля». Нота «си» находится между нотами «до» и «ля». Трезвучие от «си» как будто предупреждает, что здесь граница между весёлой и грустной музыкой. Когда ноты встали в очередь, чтобы попасть в весёлую и грустную музыку, то нота «си» оказалась последней и ей не досталось места ни в весёлой, ни в грустной музыке. В каждой музыке по три трезвучия. Три весёлых трезвучия играются от нот «до», «фа» и «соль». Три грустных от нот «ля», «ре» и «ми». Нота «си» обиделась на остальные ноты и решила их заколдовать. До сих пор грустные и весёлые трезвучия, по разные стороны от ноты «си», играются наоборот. Если первое трезвучие справа от «си» весёлое, то первое слева будет наоборот грустное. Точно так же со вторыми трезвучиями справа и слева. Если второе трезвучие справа грустное, то второе слева наоборот весёлое и т. д. А если внимательно вглядеться в трезвучие от ноты «си», то вы заметите, что трезвучие от «си» симметричное. Средним звуком трезвучия от «си» является нота «ре». А от ноты «ре», вправо и влево, все клавиши симметричны. Так что трезвучие от ноты «си» не такое как все трезвучия, а ещё и симметричное. Да, цифра 7 действительно какая-то волшебная. Все вы, наверное, слышали про 7 чудес света. Только из всех чудес света уцелело только одно – это пирамида Хеопса. Она была первым чудом света по времени возникновения. Это было ещё до нашей эры. А время до нашей эры отсчитывалось наоборот. Не от одного и далее, а обратно. Например, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Если так отсчитывать и 7 чудес света, то седьмым чудом света будет пирамида, которая единственная уцелела из всех семи чудес.

D:\User\Desktop\337.jpg

          Действительно, цифра 7 какая-то особенная, счастливая. Цифра 7 есть в слове семья. Иметь семью – это большое счастье. В 7 лет дети идут в школу. 7 сияющих звёзд в ковше Большой медведицы. А ещё говорят: «На седьмом небе от счастья». Недаром в музыке 7 нот. Ведь когда мы слушаем музыку, мы становимся более счастливыми. Действительно цифра 7 приносит нам счастье. На этом истории про ноты заканчиваются. Надеюсь, вы узнали много нового и интересного.


Предварительный просмотр: