Консультации для воспитателей и родителей
Консультация "Духовная музыка" ставит цель - повышение музыкальной культуры воспитателей. В этом разделе также представлена консультации для родителей "Осторожно, громкие звуки!". В консультации "Развитие чувства ритма" рассказывается о двух направлениях работы: 1) развитии ощущения длинных и коротких звуков и 2)развитии ощущений сильной и слабой долей. Также прослеживается связь ритма с певческой деятельностью, музыкально-ритмическими движениями, игрой на музыкальных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Духовная музыка" | 2.65 МБ |
Консультация о вреде громкой музыки | 1.81 МБ |
Консультация по развитию чувства ритма | 34 КБ |
Презентация Поль Мориа | 1.66 МБ |
Презентация Поль Мориа текст | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Громкость звука или сила звучания в музыке называется динамикой. Даже колонки у магнитофона, которые отвечают за громкость звука, называются динамики. Один учёный, по имени Альфред Нобель, изобрёл вещество, обладающее огромной взрывной силой. Из-за этого это вещество стали называть динамит. С греческого языка слово « динамис » означает «сила». В музыке динамика – это сила звучания или громкость.
Проблема с очень громкими звуками в музыке появилась в 20 веке, вместе с появлением электрических музыкальных инструментов. Именно эти инструменты начали эру громкой музыки. Благодаря изобретению электричества, эти инструменты стали достигать огромной силы звучания. Именно поэтому, музыканты, играющие на электрических музыкальных инструментах, стали собирать огромную публику на стадионах и в больших концертных залах. С созданием электрических музыкальных инструментов музыка расширила свои выразительные возможности. Появились синтезаторы, которые стали имитировать тембры различных музыкальных инструментов. Были созданы также тембры неведомых до сих пор человеку звучаний. Это конечно стало одним из открытий 20 века. Но у этого изобретения стали появляться не очень хорошие последствия. Музыканты, играющие на электрических музыкальных инструментах, поняли, что можно играть очень громко и стали увлекаться звучанием именно громких звуков. Появились даже такие музыкальные направления, в которых приветствуется именно громкое звучание. В результате, люди стали замечать, что от воздействия громких звуков человек может терять не только остроту и чувствительность слуха, но и контроль над своим поведением. После таких концертов, очень часто, слушатели этой громкой музыки совершали неблаговидные поступки – громили машины, разбивали витрины магазинов, в общем, вели себя очень агрессивно.
Учёные заметили, что машины, где шофёры включали громкую музыку, чаще совершали аварии. У вас может возникнуть вопрос. А что, до изобретения электричества в музыке не было громких звуков? Конечно, были. Но их было гораздо меньше. Даже мощное звучание всего симфонического оркестра меньше по сравнению со звучанием ударной установки, преобладающей в звучании некоторых современных музыкальных композиций. Да, слишком громкая музыка вредна для человека! Обилие громких звуков может лишить человека слуха. Каждый звук образует ударную волну. Чем громче звук, тем сильнее ударная волна.
У нас в ухе есть барабанная перепонка – это такая плёночка , которая воспринимает звук от ударной волны и проводит этот импульс в головной мозг, после чего мы слышим звуки. Все вы знаете музыкальный инструмент барабан. На барабане сверху натянута специальная плёнка, по которой ударяют барабанными палочками. Что будет если очень сильно бить по барабану? Плёнка может порваться. Тоже может быть и с барабанной перепонкой, которая находится в нашем ухе. Чем громче звук, тем сильнее вибрирует барабанная перепонка. От частого слушания громких звуков барабанная перепонка будет сильнее сотрясаться и, в конце концов, растянется, и не будет воспринимать более тонкие звучания. Человек начнёт хуже слышать. А если барабанная перепонка порвётся от сильной ударной волны, человек станет глухим. От сильного взрыва даже могут разбиться окна в домах. Представили, что может произойти с нашей барабанной перепонкой? Поэтому нельзя слушать музыку очень громко. По этой же причине нельзя слушать слишком долго музыку в наушниках, т. к. звуковые вибрации прямо воздействуют на барабанную перепонку.
А сейчас ответьте на вопрос. Какие звуки громче, высокие или низкие? Низкие громче. Поэтому нельзя слушать много низких звуков. Именно громкая музыка с большим количеством низких звуков очень вредна для человека. А теперь опять об электричестве. Электричество принесло людям много пользы. С его изобретением появились телевизоры, компьютеры, лампочки и др. Огонь тоже приносит пользу человеку. С его помощью можно разжечь костёр, приготовить пищу. Но если с ним неаккуратно обращаться, то может быть беда. Поэтому нужно помнить, что электрические музыкальные инструменты, магнитофоны могут быть нашими друзьями или наоборот, нанести огромный вред и нам самим, и окружающим нас людям.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Развитие чувства ритма ведётся по двум направлениям: 1) различение длинных и коротких звуков; 2) развитие ощущения сильной и слабой долей.
Что такое ритм – это чередование коротких и длинных звуков. Развитие чувства ритма имеет большое значение во всех видах музыкальной деятельности. В пении очень важно ритмично спеть мелодию, от этого зависит ритмический и дикционный ансамбль, т. е. умение петь слаженно.
Сейчас я вам расскажу о первом направлении в развитии чувства ритма, о формировании умения различать длинные и короткие звуки. Для этого разработана картотека по развитию чувства ритма, которая состоит из больших и маленьких рисунков. Большая картинка обозначает долгий звук, а маленькая – короткий. Осенью мы используем осенние листочки, грибочки, капельки; зимой – ёлочки, снежинки; весной – зелёные листочки, солнышки, капельки, цветочки. Длинный звук мы называем та, а короткий – ти. Давайте прохлопаем ритм в ладоши. (Прохлопывают). Длительность звуков мы сравниваем с другими свойствами музыкального звука – с высотой и громкостью. Какие звуки играются быстрее, высокие или низкие? Высокие. А какие звуки тише, высокие или низкие? Высокие. Значит высокие звуки тихие и быстрые. А низкие – громкие и медленные. А какие звуки короче, быстрые или медленные? Быстрые короче, а медленные длиннее. Исходя из этой взаимосвязи свойств музыкального звука длинный звук является громким или тихим? Громким. А короткий – тихим. Как же мы прохлопаем длинный звук, хлопком или ударом пальчика? Конечно хлопком, потомучто хлопок звучит громче. (Прохлопывают ритм).
Ещё можно прохлопывать длинный звук шлепком по коленям, а короткие в ладоши.
Для развития чувства ритма можно прохлопывать имя ребёнка или игрушки. Ударный слог прохлопывается как длинный звук, безударный как короткий. Опять удар, громкость звука связывается с его длительностью.
Второе направление по развитию чувства ритма – это развитие ощущения сильной и слабой долей. Для этого я провожу с детьми беседу о сильной слабой долях.
Я рассказываю детям, что музыка делится на две части. Одна часть тихая, а другая громкая. Если мы разделим яблоко на две части, как мы их по другому назовём? Доли. Так и в музыке эти части называются долями. Одна тихая, а другая громкая. А какая доля сильнее звучит, громкая или тихая? Громкая сильнее. Поэтому громкую долю стали называть сильной, а тихую слабой, раз она звучит слабее. Однажды сильная и слабая доля стали спорить, кто же из них главнее. Сильная доля сказала, что она главнее, потомучто её громче слышно, поэтому она будет главной, первой долей в музыке. Слабая доля покорно согласилась. Так в музыке на раз звучит всегда первая доля, а на два слабая. Чтобы музыкантам было понятно, где играется сильная доля, дирижёр показывает слабую и сильную доли. Как вы думаете, какую долю показывает дирижёр, когда руки падают сверху вниз и как-бы сильно ударяются? Конечно сильную, её поэтому ещё и называют ударной долей. От удара получается громкий сильный звук, а сильная доля у нас громкая. Слабую долю дирижёр показывает бесшумным движением руки вниз. Так мы с детьми дирижируем на два музыку для пения, танцев. Особенно важно ощущение сильной доли в музыкально-ритмических движениях. В пении ощущение сильной доли помогает созданию дикционного ансамбля, слаженному пению.
На следующих занятиях я рассказываю продолжение истории про сильную и слабую долю. Слабая доля все-таки обиделась на сильную долю, что она не стала первой. Тогда сильная доля предложила слабой доле, чтобы она в музыке звучала иногда не один, а два раза. Слабая доля согласилась. Так появилась трёхдольная музыка, где на раз звучит сильная доля, а на два и три звучат слабые доли. И такой трёхдольной музыке посвящён целый танец вальс. В вальсе всегда три доли. Давайте посмотрим как дирижёр показывает три доли в музыке. (Дирижирует вместе с родителями на два и на три). Для лучшего ощущения долей в музыке мы с детьми подбираем музыкальные инструменты для сильной и слабой долей. Перед вами тарелки и треугольники. Какие из этих инструментов подойдут лучше для сильной доли? Инструменты с громким звуком – тарелки. А для слабо – инструменты с тихим, нежным звучанием – музыкальные треугольники. (Раздаёт родителям музыкальные инструменты, все играют под музыку вальса). Ощущение сильной и слабой долей мы связываем также с движениями. Как вы думаете, на сильную долю будет использоваться большое или маленькой движение? Конечно большое, потомучто сильная доля обладает громким, большим звуком. А на слабую долю маленькое движение, потомучто у слабой доли тихий, маленький звук. Давайте посмотрим шаг вальса. На первую долю большой шаг в сторону, а на слабые два маленьких шага на месте. (Показывает). Мы с вами убедились, что музыка связана с движением.
Работа над развитием чувства ритма помогает улучшить качество пения, музыкально-ритмических движений, способствует формированию музыкального восприятия, т. е. помогает лучше понимать музыку во время её слушания, восприятия.
Дома, для развития чувства ритма вы можете сделать свои картинки для выкладывания и прохлопывания длинных и коротких звуков. Послушайте с детьми вальсы. Особенно много вальсов у И. Штрауса, его за это прозвали даже королём вальсов. Очень красивые вальсы у Ф. Шопена. При пении и слушании музыки вы можете попытаться определить сильную и слабую доли. Если не получится, подходите ко мне.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и воспитателей
посвящённая юбилею Поля Мориа
1-й слайд. Сегодня наша встреча посвящена творчеству французского музыканта – дирижёра, композитора, аранжировщика – Поля Мориа. Он родился во Франции, в городе Марселе, в семье музыканта 4 марта 1925 года. В 2015 году Полю Мориа исполнилось 90 лет со дня его рождения. И в этом же году, 25 марта, исполнилось 50 лет со дня создания оркестра Поля Мориа. Поэтому поклонники музыки Поля Мориа отмечают сразу два юбилея. Уже в 4 года Поль Мориа стал играть на пианино.
2-й слайд. Повзрослев, он поступил в Парижскую консерваторию и хотел стать пианистом. Но однажды друзья позвали его на концерт джазовой музыки. Ему так понравился джаз, что он решил создать свой собственный оркестр и стать дирижёром.
3-й слайд. Потом он познакомился с Шарлем Азнавуром, французским шансонье армянского происхождения и работал с ним 6 лет. Благодаря Шарлю Азнавуру Поль Мориа приобрёл популярность. Шарль Азнавур познакомил его с другими артистами.
4-й слайд. Поль Мориа работал со многими французскими певцами, в том числе и со знаменитой Мирей Матье.
5-й слайд. Большую популярность принесла Полю Мориа в 68 году исполненная его оркестром мелодия «Любовь синего цвета».
6-й слайд. Поль Мориа много гастролировал. Пол года были гастроли, а остальные пол года он записывал в грамзаписи новые мелодии. Он делал аранжировки популярных песен, классических произведений И. С. Баха, И. Ф. Стравинского, Ф. Шопена.
Сейчас мы послушаем аранжировку «Токкаты и фуги» И. С. Баха.
7-й, 8-й, 9-й слайды. Мелодии Поля Мориа стали звучать в телепередачах. Знаменитая мелодия «Жаворонок» зазвучала в передаче «В мире животных». Всем вам наверное известны передачи «Кинопанорама», «Форт Баярд». Там тоже звучали мелодии Поля Мориа.
10-й, 11-й, 12-й, 13-й слайды. Его мелодии звучали во многих известных фильмах. Назовём некоторые из них – «Шербургские зонтики», «Игрушка», «Профессионал», «Цыган» и др.
14-й слайд. Поль Мориа приезжал в Россию. Нашей стране он посвятил диск «Вечная Россия», куда вошли 12 русских песен. Известна его аранжировка русской песни «Катюша». В 70-е годы Поль Мориа был очень популярен в Советском Союзе. Советские фигуристы Людмила Пахомова и Александр Горшков стали первыми олимпийскими чемпионами под музыку Поля Мориа. Даже советские космонавты слушали его музыку на околоземной орбите.
15-й слайд. В очередной приезд в Россию Поль Мориа ознакомился с русской современной музыкой. В результате появилась аранжировка известной песни Сергея Никитина «Под музыку Вивальди». В чём секрет успеха музыки Поля Мориа? Он интересовался известными песнями всего мира и делал их обработки.
16-й слайд. Так появилась обработка известной песни группы «Битлз» − «Эстудей».
17-й слайд. В 98 году Поль Мориа попрощался с публикой во время своего последнего японского турне. Он поселился в своём доме в городе Перпиньяне. Его не стало 3 марта 2006 года, но музыка, которой он отдал всю жизнь, до сих пор продолжает звучать.