Конкурс "Воспитатель года" - 2017
На этой странице представлена аналитическая записка, в которой раскрываются основы авторской методики по ознакомлению с музыкальной грамотой, а также эссе "Детский сад будущего".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аналитическая записка | 691.63 КБ |
Эссе "Детский сад будущего" | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 1
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Методика приобщения детей к музыкальной культуре
Автор: Сидорова
Татьяна Александровна
Екатеринбург 2017
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Методика приобщения детей к музыкальной культуре…………….…...6
Заключение………………………………………………………...……...12
Приложение……………………………………………………………….13
Введение
Музыка – это одно из важных средств воспитания. Она воспитывает любовь к прекрасному, «Прекрасное пробуждает доброе», – сказал когда-то Д. Б. Кабалевский. Задача педагога посеять в душах детей семена доброты и когда-нибудь, они дадут свои плоды. Наша страна за всю свою историю накопила огромный багаж литературных и музыкальных ценностей. Но человек до сих пор остаётся наедине с боевиками, триллерами, погружаясь с каждым днём всё больше в агрессию, усваивая агрессивные модели поведения. Не каждый родитель закончил музыкальную школу, поэтому не может приобщить ребёнка к музыкальным ценностям. К сожалению, не каждый ребёнок одарён музыкально и поэтому не всех детей принимают в музыкальную школу.
Поэтому проблема приобщения всех детей к музыкальной культуре ложится на детский сад и школу. Если не решать эту проблему сейчас, начиная с детского сада, то будет всё больше увеличиваться разрыв между массовой и профессиональной музыкальной культурой. Что представляет собой массовая музыкальная культура? Массовая музыкальная культура – это культура понятная всем. Ей противопоставляется академическая или профессиональная музыкальная культура. Об академической музыкальной культуре принято говорить как о музыке серьёзной, побуждающей к размышлению, которую могут понять только профессионалы. Массовая музыкальная культура – это что-то лёгкое, развлекательное, не требующее глубоких размышлений, профессиональных знаний. Академическая музыка – это музыка остающаяся на века, а массовая – это музыка быстродоступная, быстрозабываемая, ориентируется на слушателя неискушенного в музыкальном искусстве. Несмотря на критику, в массовой музыкальной культуре не всё так плохо. Для того чтобы быть культурным человеком, иметь более широкий кругозор нужно разбираться и в профессиональной музыкальной культуре. Главное в осмыслении этих двух понятий заключается в их ценностном аспекте, в духовности.
По ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие «предполагает развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства». Можно находить ценное и талантливое, и в профессиональной, и в массовой музыкальной культуре. И в той и в другой есть свои шедевры. Поэтому определилась важная задача музыкального воспитания – подбор музыкального репертуара, включающего как профессиональную так и массовую музыкальную культуру, основываясь на их ценности, духовности.
При решении этой задачи были подобраны высокохудожественные образцы музыкального искусства – это и классические произведения, народная музыка, и некоторые популярные песни, детская музыка.
Решение проблемы приобщения к высокохудожественным образцам музыкального искусства, их более глубоком понимании, я вижу в передаче детям профессиональных знаний о музыке через ознакомление с музыкальной грамотой. Для этого были разработаны музыкальные занятия по ознакомлению с музыкальной грамотой (одно из занятий
Приложение № 3). Во время разработки этих занятий была создана методика «Радужные нотки». Суть этой методики состоит в сравнении семи нот с семью цветами радуги. Эту аналогию уже заметили давно. Даже выпускают детские музыкальные инструменты, где каждая нота обозначена цветами радуги. По этой технологии изготовлены радужный металлофон, радужные колокольчики. Эти инструменты я использую в своей работе. Также есть много пособий, где используются цвета радуги. Мной была собрана целая коллекция этих пособий для создания развивающей предметно-пространственной среды к методике «Радужные нотки». (Приложение № 2). К каждому пособию были разработаны задания. При реализации этой методики у детей развились познавательные интересы, логическое мышление, повысился интерес к музыкальному искусству через его более глубокое осмысление. Таким образом, была реализована цель приобщения детей к музыкальной культуре. Дети ознакомились с большим количеством музыкальных произведений, научились их анализировать, составлять собственный рассказ о музыке, слышать средства музыкальной выразительности, расширили свой музыкальный кругозор.
Опираясь на требования к содержанию образования закона «Об образовании», 14 статьи, мной был пересмотрен подход к образовательной деятельности для «обеспечения самоопределения личности, создания условий для её самореализации». Для саморазвития личности ребёнка была организована деятельность, включающая в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу.
Методика приобщения детей к музыкальной культуре
Прежде чем разработать методику «Радужные нотки» я изучила очень много интересных современных пособий, программ по обучению детей музыкальной грамоте. Перечислю некоторые из них: 1) Светличная Л. В. «Сказка о музыке», «Новая сказка о музыке»; 2) Иванова А. «Волшебная страна»; 3) Манакова И. П., Салмина Н. Г. «Дети. Мир звуков. Музыка»; 4) Пилипенко Л. «Ритм для самых маленьких», «В гости к музыке пойдём»; 5) Романец Д. «Нотная грамота»; 6) Геталова О. «Секреты Дилидона»; 7) Иванова О. «Музыкальный букварь для малышей»; 8) Поплянова Е. «Королева Гамма»; 9) Римко О. «Музыкальное путешествие Василия и его друзей»; 10) Ветлугина Н. «Музыкальный букварь»; 11) Тухманов Д., Энтин Ю. Нотный сборник «Весёлые нотки».
Разработки этих авторов очень помогли мне в работе с детьми. Некоторые из этих пособий требуют большого количества времени и постоянного посещения детей, например работы Л. В. Светличной. Их очень удобно применять в домашнем обучении, но в детском саду на это просто не хватает времени. Есть разработки, которые можно применять на одном занятии, например, нотный сборник Д. Тухманова «Весёлые нотки». Детям очень нравятся эти песни и они просят их повторно прослушать.
После изучения пособий и их применения, я пришла к такому выводу, что нужна такая технология, которая могла бы применяться на каждом этапе обучения. Необходима методика, интересная для детей с разным уровнем развития музыкальных способностей и даже детям посещающим музыкальную школу.
Опираясь на работы разных авторов, была создана собственная методика на основе развивающей предметно-пространственной среды (Приложение № 2).
С помощью паровозика и вагончиков, соответствующих 7 цветам радуги, дети изучали дни недели, соотнося их с семью нотами.
Изучать ноты также помогал металлофон с цветными клавишами, на котором можно сочинять мелодии. Если сыграть 7 нот в любом порядке и закончить на красной пластине, то мелодия получится весёлой. Если закончить на синей, то мелодия будет грустная.
Потом мы придумывали название мелодии. А ещё дети узнали, что мелодии сочиняет композитор и чтобы не забыть их – записывает нотами.
Но дети ноты записать не могут. Зафиксировать свою мелодию помогает шнуровка «Бусы». Дети нанизывали на шнуровку шары определённого цвета и исполняли мелодию на металлофоне.
Также на занятии использовались радужные матрёшки, которые раскрыли секрет, где пишется каждая нота на нотном стане. От матрёшки в красном платочке дети узнали, где пишется нота «до», в оранжевом – нота «ре» и т. д.
Для закрепления написания нот можно использовать такую игру. На полу раскладываются колечки радужной пирамидки. Под музыку дети ходят вокруг колечек. С окончанием музыки берут любое колечко. В зависимости от цвета колечка, дети рисуют определённую ноту на нотном стане, карандашом цвета своего колечка. Если ребёнок поднял красное колечко, он рисует ноту «до», пропевает её и одевает на пирамидку. Следующую ноту рисует ребёнок с оранжевым колечком и т. д.
На занятиях с детьми, более младшего возраста, можно использовать радужный зонтик. Педагог рассказывает детям про капельки дождя. Если капелька попадает на красную полоску, то звучит нота «до» и т. д. Так дети в игровой форме ознакамливаются с названием нот.
Для закрепления названия нот можно использовать игру с цветиком-семицветиком. Если бабочка садится на красный лепесток, все поют ноту «до» и т. д.
Для лучшего запоминания порядка нот на нотном стане можно использовать игрушку «Радужный горошек». Детям раздаются цветные горошинки, они должны их прикрепить на специальный нотный стан, на липучке, в определённом порядке.
Также для запоминания нот можно использовать пазлы «Радужная гусеница». Каждому ребёнку даётся пазл особого цвета, они должны правильно их собрать. Потом педагог детям говорит, что гусеница очень любит петь и она хочет вместе с ребятами спеть ноты. Один ребёнок показывает цвет на гусенице, а ребята поют соответствующую ноту.
Пособие «Радужное лукошко» помогает объяснению довольно сложной музыкальной темы. Яйца всех цветов радуги, кроме фиолетового, в двух размерах, большом и маленьком. Последняя нота в музыке – «си». Последний цвет в радуге – фиолетовый. От всех нот, кроме ноты «си», играется весёлое и грустное трезвучия. Не так трудно рассказать детям о трезвучии. Слово трезвучие означает три звука. Чтобы его сыграть, нужно нажать три клавиши через одну, на белых клавишах. От каждой ноты на белых клавишах, кроме ноты «си», играется либо весёлое, либо грустное трезвучие. А от ноты «си» на белых клавишах играется трезвучие не весёлое и не грустное. Трезвучие ноты «си» звучит очень напряжённо. Если от ноты на белых клавишах играется весёлое трезвучие, то его можно превратить в грустное. Только надо средний звук перенести на чёрную клавишу ближе к первому, т. е. уменьшить расстояние между первым и средним звуком.
Чтобы превратить грустное трезвучие в весёлое – нужно наоборот, средний звук с белой клавиши поднять на чёрную клавишу, ближе к крайнему звуку. Таким образом, расстояние между первым и средним звуком становится больше. Так дети понимают, что в весёлом трезвучии расстояние между первым и средним звуком больше, а в грустном меньше. Именно поэтому весёлое и грустное трезвучия получили особые названия. Грустное - стали называть минорным, т. е наименьшим. Весёлое трезвучие стали называть мажорным - значит наибольшим. Следовательно, мажорному трезвучию будет соответствовать большое яйцо, а минорному маленькое. Фиолетовое яйцо всего одно, оно соответствует ноте «си», от которой играется особое трезвучие, не такое как от других нот.
В конце применения методики «Радужные нотки» дети освоили игру на радужных колокольчиках. Играя на колокольчиках, дети ознакомились с темой «Интервалы». Интервал – это созвучие из двух звуков. Интервалы бывают мелодические, когда звуки играются поочерёдно и гармонические, когда два звука играются вместе. Дети играли интервалы этими двумя способами, вслушиваясь в их звучание. Различали на слух диссонансы и консонансы. Диссонанс – это напряжённое сочетание звуков, а консонанс слаженное. Дети узнали название интервалов – прима, секунда, терция и т. д. Выучили песню про интервалы. После этого на занятиях дети слушали музыкальные произведения, пели песни, где использовались эти интервалы. Слышание интервалов играет очень важное значение для эмоционального восприятия музыки. Именно интервалы образуют музыкальную интонацию. О. П. Радынова пишет в своей программе «Музыкальные шедевры»:
«Смысл музыкального произведения постигается слушателем в процессе интонирования, т. е. прослеживания за эмоциональной окраской каждой музыкальной интонации». Каждая интонация несёт в себе содержание, смысл, эмоциональную окраску. В музыке, как и в речи, есть свои интонации. Например, героическая интонация или интонация плача. Именно из интонации складывается мелодия – главное выразительное средство музыки. По мелодии мы можем узнать музыкальное произведение. Говоря о мелодии как о главном средстве музыкальной выразительности, выясняется значение других средств музыкальной выразительности для создания музыкального образа. Это ритм, динамика, темп, тембр. О. П. Радынова в программе «Музыкальные шедевры» пишет: «Важна не просто констатация выразительных средств, а выявление их роли в создании музыкального образа. Детям необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, но только состоящую не из слов, а из звуков.
Чтобы понять, о чём рассказывает музыка, нужно внимательно вслушиваться в её звучание, всё время меняющееся». Так с ознакомления с нотами, через методику «Радужные нотки», дети подошли к осмыслению интонационной природы музыки. Восприятие музыкальных произведений стало более осознанным.
Как дополнение к методике «Радужные нотки» была сочинена книга «Нотные истории». В последней истории, про ноту си, также говорится о том, что седьмая цифра особенная. Проводится логическая связь между семью нотами и сказками, пословицами, где встречается цифра 7. Это сказки «Семеро козлят», «Цветик-семицветик», «Семь Симеонов»; пословицы «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и др.
Как уже говорилось, от всех нот играются весёлые и грустные трезвучия, а от седьмой ноты трезвучие не весёлое и не грустное. Именно седьмой лепесток в сказке «Цветик-семицветик» девочка потратила на доброе дело, а не просто так.
Чтобы дети не уставали и сохранялся интерес к занятиям, проводились физкультминутки. Это помогало снять мышечное напряжение, задействовать другие центры головного мозга. Также на занятиях использовались пальчиковые игры, дыхательная гимнастика. Дети получали не только новые знания, но и укрепляли своё здоровье.
На музыкальных занятиях использовались наглядный, словесный и практический методы. Дети видели наглядно-развивающее пособие, слушали беседу, рассказ и самостоятельно выполняли задания на практике. Методы наглядности, слушания, практического исполнительства сочетались с проблемным методом. Использование проблемного метода помогло детям не только научиться самостоятельно размышлять, но и сохранить интерес к занятиям.
Были проведены консультации с воспитателями и родителями. Даны рекомендации посетить театры, например, балет «Белоснежка и семь гномов» и др.
В процессе использования методики «Радужные нотки» наблюдался рост музыкальных способностей. (Приложение № 1). У детей повысился интерес к музыкальным занятиям, дети стали глубже чувствовать и понимать музыку, более внимательно слушать музыкальные произведения, относиться с пониманием и уважением к профессии музыканта.
Таким образом, мы увидели, результаты работы по приобщению детей к музыкальной культуре, в процессе применения системы «Радужные нотки».
Следовательно, можно сделать вывод, что использование методики «Радужные нотки» как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить уровень музыкальной культуры воспитанников, а так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
Заключение
В процессе реализации методики «Радужные нотки» отмечены следующие результаты. Дети освоили игру на звуковысотных музыкальных инструментах (радужный металлофон, радужные колокольчики) и заняли первое место в конкурсе «Золотая нота» в декабре 2015 года. Для лучшего ознакомления с нотами была написана книга «Нотные истории», где о каждой ноте рассказана своя история. Эта книга заняла 2 место в конкурсе на информационном образовательном портале «Школьник.ру».
Игра на музыкальных инструментах способствовала развитию координации между слухом и голосом. Поэтому в певческой деятельности также появились успехи. Ознакомление с музыкальной грамотой сделало пение более осмысленным. Дети узнали о музыкальном размере, о профессии дирижёра, сами пели и дирижировали. У всех получалось дирижировать
по-разному, выявились более талантливые дети.
Помимо разработки методики «Радужные нотки» был сочинён сборник песен про героев сказок для всех возрастных групп, с получением диплома лауреата первой степени в конкурсе «Мелодинка» в апреле 2015 года. Также разработана консультация для воспитателей «Духовная музыка», занявшая 2 место в международном конкурсе «В копилку воспитателя». Многие работы были опубликованы в интернете ( галерея «Шантарам» - работа «Радуга цветов», «Всероссийское профессиональное сообщество педагогов» – занятие «Дружные звуки», МААМ.RU – занятие «Доля «до» и «ля», педагогический портал МЕТОДКАБИНЕТ.РФ). Создан свой сайт на «NSportal.ru».
Приложение № 1
Мониторинг роста музыкальных способностей детей в начале и в конце реализации работы «Радужные нотки»
Приложение № 2
Развивающая предметно-пространственная среда к методике
«Радужные нотки»
Приложение № 3
Музыкальное занятие «Доля «до» и «ля»
Ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили про доли. Какими бывают музыкальные доли? (Дети отвечают). Бывают сильные и слабые доли или громкие и тихие. А из каких двух нот состоит слово доля? (Дети отвечают. Можно перечислить все ноты, чтобы дети вспомнили названия нот). Слово доля состоит из нот «до» и «ля». А какая музыка играется от ноты «до», весёлая или грустная? (Дети отвечают). Весёлая. Давайте проверим. (Играет на цветном металлофоне мажорную гамму от ноты «до», от красной пластины). Музыка от «до» такая же яркая, праздничная, как красный цвет. А какая музыка играется от ноты «ля»? (Дети отвечают). Грустная. Давайте сыграем от ноты «ля» грустную музыку. (Играет минорную гамму от «ля», от синей пластины). Музыка от «ля» такая же хмурая, тёмная, как синий цвет. У некоторых людей весёлое настроение, а у некоторых грустное. А какой человек сильнее духом, весёлый, улыбающийся или грустный? (Дети отвечают). Сильнее весёлый, а грустный человек более ранимый, уязвимый, обидчивый. А какая нота сильнее духом «до» или «ля»? (Дети отвечают). Нота «до» сильнее, потомучто от неё играется весёлая музыка. А в слове доля ударение приходится на какую ноту? (Дети отвечают). На ноту «до». Даже в слове доля нота «до» звучит сильнее, громче. А на какую долю мы скажем ноту «до», на сильную или слабую? (Дети отвечают). На сильную. Давайте подирижируем. (Дирижируют и произносят на сильную долю слог «до», а на слабую слог «ля»). А теперь давайте эти ноты ещё и пропоём. (Один ребёнок играет ноты «до2» и «ля1» на металлофоне, педагог дирижирует и поёт вместе с детьми «до-ля»). (Можно раздать детям музыкальные инструменты и играть на сильную долю, на слог «до»).
От ноты «до» играется весёлая музыка, а от «ля» грустная. И чтобы ноту «ля» развеселить, музыканты придумали от ноты «ля» настраивать все инструменты. Даже появился такой прибор под названием камертон, который издаёт ноту «ля» первой октавы. Давайте скажем хором слово камертон. (Говорят). Сейчас я вам всем дам послушать звучание камертона. (Подносит к уху каждого ребёнка звучащий камертон). Нота «ля» загордилась, что от неё настраиваются все инструменты и даже прибор камертон изобрели, настроенный на ноту «ля». И тогда нота «ля» от радости запела «Ля-ля-ля-ля-ля». Наверно поэтому все поют до сих пор «ля-ля-ля». А вообще это справедливо, что одному всегда грустно, а другому весело? (Дети отвечают). Надо, чтобы и грустному иногда было весело, а весёлому даже полезно иногда погрустить. И всё равно от «ля» играется по белым (цветным на металлофоне) клавишам всегда грустная музыка, а от «до» весёлая». Даже есть такое выражение – горькая, тяжёлая доля и счастливая, лёгкая доля. Но чтобы восторжествовала справедливость, на помощь пришли волшебные тёмные (чёрные на пианино) клавиши (пластины на металлофоне). С помощью этих клавиш от «ля» можно сыграть весёлую музыку, превратить её из грустной в весёлую, а «до» наоборот в грустную. Давайте проверим. (Играет мажорную гамму от «ля» и минорную от «до»). Теперь, с помощью волшебных тёмных клавиш «до» и «ля» иногда грустят вместе, а иногда радуются.
А чтобы нам сейчас стало веселее, мы сыграем на инструментах. (Играют под музыку «Ах вы, сени», а потом под «Барыню»). А у вас всегда весёлое настроение? (Дети отвечают). Если вам бывает иногда грустно, то можно послушать музыку или почитать книгу, чтобы стало веселее. Желаю вам, почаще улыбаться. (Дети придумывают прощание в движениях, уходят из зала).
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 1
ЭССЕ
«ДЕТСКИЙ САД БУДУЩЕГО»
Автор: Сидорова
Татьяна Александровна
Екатеринбург 2017
Детский сад будущего – это вовлечённость всех детей и взрослых в образовательный процесс, осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку, приобщение к музыке людей далеких от музыкального искусства. Чтобы будущее стало реальностью, нужно с самого раннего детства прививать любовь к музыке и тогда каждому, даже далекому от музыкального искусства человеку, будет комфортно ощущать себя в многообразном мире музыки.
Как привить детям любовь к музыке? Можно сказать, что надо самому её любить. Чтобы полюбить музыку, надо ещё узнать, почему мы её любим? Говорят, мы не любим то, чего не знаем. Мы узнаём о музыке – слушая её. Где мы слышим музыку? Можно включить магнитофон, интернет, телевизор, а можно сходить на концерт.
В нашем городе есть место, где проходят музыкальные концерты. Это место называется филармония. Что означает это слово? Филармония означает «люблю гармонию». Что такое гармония, почему мы её любим? Слово гармония означает «красота, порядок, покой, мир». Противоположно по значению слову гармония, слово хаос. Хаос – это беспорядок, шум, разрушение. Значит, мы любим красоту, порядок, мир. А какое отношение имеют эти слова к музыке? Гармония в музыке – это сочетание звуков. Именно из этого сочетания звуков складывается музыка. Сочетания звуков или созвучия могут звучать слаженно или напряжённо. Если звучание слаженное – оно называется консонанс, а если напряжённое, то диссонанс. Сыграйте две любые соседние белые клавиши и вы услышите диссонанс. Сыграете две белые клавиши через одну и вы услышите консонанс. Какое звучание более гармоничное? Конечно консонанс. Консонанс – это основа гармонии. Но это не значит, что музыка состоит из одних консонансов. Музыкальная гармония включает в себя и диссонансы. Зачем музыке нужны диссонансы? Дело в том, что музыка рассказывает нам о жизни. А в нашей жизни не всегда всё спокойно, гармонично и безмятежно. Иногда, чтобы чего-то достичь, нужно преодолеть какие-то препятствия, а может и пожертвовать собственной жизнью. Недаром во время войны музыка поднимала боевой дух солдат, выражала волю всего народа. Вспомним хотя бы песню, созданную в начале Великой Отечественной войны «Вставай, страна огромная». Под звуки этой песни солдаты уходили на войну, с песней шли в бой. А исполнение 7 симфонии Д. Шостаковича в осаждённом Ленинграде? Люди, умирающие от голода пришли послушать эту симфонию. Есть немало таких примеров, когда музыка помогала ощутить в себе героическую силу.
В настоящем и будущем, педагогика должна чаще обращаться к музыке, чтобы воспитывать в детях чувство героизма, патриотизма, любви к своей родине, семье, городу и окружающим людям. Именно музыка поможет воспитать созидателей, а не разрушителей общечеловеческих ценностей. Это должна быть такая музыка, слушая которую, ребёнок бы проникался уважением к людям, к тому, что его окружает. Именно с этого и начинается любовь к родине. Опираясь в воспитании на музыкальное искусство, мы создаём условия для такого воспитания. Потому что невозможно ожидать результатов, не создав условий для развития нужных обществу качеств будущего Человека. Чтобы чего-то требовать, нужно сначала создать условия, иначе требования будут невыполнимы. Современная жизнь и общество постоянно требуют определённого результата, но нужные условия создаются не всегда. Человеку не всегда под силу создать эти условия самому, тем более ребёнку. Поэтому педагоги должны помочь в этом нелёгком деле – с помощью музыки облагородить душу ребёнка.
Каким же образом музыка оказывает такое влияние на душу человека? Как мы чувствуем музыкальное содержание? У музыки есть свой язык. Язык музыки – это средства музыкальной выразительности. С помощью них, музыка может о многом нам рассказать.
Чтобы лучше понимать музыку, глубже её чувствовать, нужно дать детям представление о средствах музыкальной выразительности. Как вызвать интерес к усвоению этих знаний? Просто нужно связать их с жизнью ребёнка, с тем, что его окружает, что ему близко, опираться на индивидуальные и возрастные особенности. Нужно для начала назвать эти средства музыкальной выразительности. Названия могут показаться вначале чем-то сложным, непонятным, но их значение гораздо проще, чем кажется на первый взгляд.
Регистр – это высота звука, тембр – это окраска звучания.
У каждого человека свой тембр голоса, у каждого музыкального инструмента тоже свой голос, свой тембр. Темп – это скорость звучания, динамика – сила звучания или громкость. Лад – это настроение музыки. Бывает лад мажорный – весёлый, и грустный – минорный. Ритм – это длительность звуков. Есть звуки долгие и короткие. Ритм очень тесно связан с темпом, ведь из долгих звуков получается медленная музыка, а из коротких быстрая. Поэтому эти два слова часто объединяют в одно – темпоритм.
Знание средств музыкальной выразительности помогает глубже почувствовать музыкальный образ. Именно для создания образа композитор использует определённые средства музыкальной выразительности. Донести до слушателя образ музыкального произведения – вот главная задача. Если даже человек ничего не знает о средствах музыкальной выразительности, он всё равно почувствует, о чём рассказывает музыка. Зачем же тогда изучать средства музыкальной выразительности, если и так всё понятно? Говорят, мы не любим то, чего не знаем. Поэтому надо учить слушать музыку, говорить о том, какие чувства вызывает музыка, с помощью каких средств выразительности это достигается. Тогда музыка не будет чем-то чужим, отталкивающим и незнакомым.
Начинать ознакомление с музыкой нужно уже в дошкольном возрасте. Это ознакомление должно быть адекватным возрастным и индивидуальным особенностям детей. Дети этого возраста познают мир в форме игры. Существует много музыкально-дидактических игр, в которых дети знакомятся со средствами музыкальной выразительности. Содержание этих игр тесно связано с жизнью ребёнка. В дополнение к этим играм я разработала методику «Радужные нотки», провела параллели между музыкой и яркими красками радуги. Это сделало, изучение музыки более увлекательным, интересным.
Необходимо также проводить просветительскую работу с родителями. Родители – это самые близкие люди для ребёнка, они лучше других знают особенности своего ребёнка. Чтобы в будущем детский сад стал ближе и понятнее нашим детям и родителям, работу по ознакомлению с музыкальным искусством надо начинать уже сегодня.
Своё сочинение я хочу закончить словами из песни Евгения Крылатова «Прекрасное далёко…» «…а сегодня что для завтра сделал я?» Что мы сделаем сегодня для воспитания будущего поколения, какой будет наша страна через 20 лет? На этот вопрос отвечает прекрасная русская пословица «Что посеешь то и пожнёшь». Сегодняшнее… – это прекрасная возможность для будущего…