Проекты

Сидорова Татьяна Александровна

          В процессе интеграции цвета и музыки, в разных видах музыкальной деятельности, дети овладевают игрой на музыкальных инструментах. В итоге такого подхода к музыкальным занятиям у детей углубилось музыкальное восприятие. Основой данного проекта стало использование пособий, обозначающих 7 цветов радуги. 7 цветов радуги и их сравнение с 7 нотами позволили сделать процесс ознакомления с нотами более увлекательным. 

          Новый проект "Народные промыслы и музыка" ознакомит детей с народными прмыслами России и расширит музыкальный кругозор детей дошкольного возраста. Дети ознакомятся с различными музыкальными инструментами, такими как балалайка, гармошка; с шумовыми музыкальными инструментами - ложками, рубелем, колотушкой, хлопушкой, пастушьим барабаном. Также узнают о таких танцах как "Барыня", "Хоровод", "Вальс", о жанрах опере и балете, творчестве Булата Окуджавы, вятском празднике "Свистопляска", истории колокольного звона. Музыкальные занятия к этому проекту будут расположены на этом же сайте в разделе занятия.

          Проект по музыкальному воспитанию "Ассоциации" позволяет находить взаимосвязи между жизненными явлениями и музыкальными понятиями. Это способствует пониманию сложных музыкальных тем и лучшему их запоминанию.

          Проект-книга "Цифры и музыка" находится в разделе "Литературное творчество".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                               D:\User\Documents\Камера\IMG_20160627_135104.jpg                                                                                                                                               D:\User\Documents\Камера\IMG_20160626_164056.jpg

      D:\User\Documents\Камера\IMG_20160627_144518.jpg                                                                                                                                                                              D:\User\Documents\Камера\IMG_20160627_144217.jpghttp://static.wixstatic.com/media/f55e91_afdc9a7a88c54c25b00fe89e542c2905.jpg_srz_1300_975_85_22_0.50_1.20_0.00_jpg_srz

             D:\User\Documents\Камера\IMG_20160705_175818.jpg                                                                                                                                                          D:\User\Documents\Камера\IMG_20160628_133426.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект по музыкальному воспитанию «Ассоциации» Сидоровой Т. А.

Цель: сформировать интерес к музыкальному искусству и способствовать развитию общей и музыкальной культуры.

Задачи:

  1. Провести взаимосвязи между новыми терминами и доступными понятиями;
  2. Подобрать репертуар – песни, музыку для слушания, книги, мультфильмы, упражнения, игры и др. по теме занятий;
  3. Составить занятия и связать их с текущими праздниками и программой;
  4. Связать темы музыкальных занятий с темами групповых занятий;
  5. Подготовить наглядные пособия – игрушки, иллюстрации, фотографии и др.

          Проект получил название «Ассоциации». Ассоциация (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь), в психологии и философии — закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти

          Нахождение ассоциативных взаимосвязей способствует не только пониманию более сложных понятий на основе простых, но и лучшему их запоминанию. Музыкальные темы ассоциируются со сходными жизненными явлениями. Принцип связи с жизнью способствует формированию интереса к музыке. Музыка всеми нитями связывается с жизнью и является отражением жизни, её зеркалом. Такая интеграция между музыкальными и жизненными явлениями помогает развитию гармоничной, всесторонне развитой личности. Современный культурный человек должен иметь представление о разных областях знаний и понимать, что мир не так уж сложен, и знание одной вещи помогает понять другую. Нужно уже с детства приучать детей понимать происхождение слов. Находить общее между похожими словами. Это поможет в изучении не только родного языка, но и иностранных языков. Нахождение взаимосвязей между разными жизненными явлениями поможет людям лучше понимать друг друга, ведь каждый человек – это специалист в какой-то области, и взаимопонимание между этими областями является основой культуры общества.

          Обращение к этой теме стало не случайным. Очень часто музыкальных руководителей ставят на группу работать воспитателем, и поэтому вместо музыкальных занятий приходится обращаться к разным областям знания. Где-то песенку спели, потом на тему песенки сделали поделку, подготовили коллективную работу к празднику. Когда разные области знаний решают одну проблему, то гораздо прочнее полученные знания и выше интерес к познанию. Получается, что занятия становятся тематическими и интегрированными.

          В таблице приведено примерное содержание занятий. Это содержание и является проектом для разработки подробных конспектов занятий. Некоторые из этих подробных занятий уже разработаны и представлены в приложении. Содержание примерных занятий в таблице может показаться сложным. Сложными являются термины музыкальной грамоты. Но если названия этих терминов связывать с доступными опыту детей словами, то несложно будет их понять. В подробных занятиях планируется использовать игровые приёмы, физминутки, все виды музыкальной деятельности. Тогда детям будет интересно усваивать даже сложный на первый взгляд материал.

          Если отказываться от музыкальной грамоты, в связи с её сложностью, тогда мир музыки будет виден как бы со стороны. Приглашая детей в мир музыкального искусства, мы должны показать дорогу, по которой можно туда пройти. Музыкальная грамота и есть эта дорога. На первый взгляд кажется, что музыкальная грамота – это сухая теория. На самом деле это практика. Без музыкальной грамоты не может осуществиться элементарное музыкальное действие. Чтобы исполнять музыку, надо уметь понимать ноты и др. Пусть в садике нет в этом необходимости. Но надо подумать и о будущем. Может, кому то когда-нибудь пригодятся эти знания. И главное даже, не исполнение музыки. Не все станут великими исполнителями. Кто-то может быть просто слушателем. Только воспринимает музыку глубже тот, у кого больше музыкальный опыт. Этот опыт, который с каждым годом становится богаче, поможет сохранить любовь к музыке на всю жизнь. В этом заключается одна из задач музыкального воспитания – формирование музыкальной культуры. А вместе с этой задачей решается и вторая задача – развитие музыкальных способностей.

Тема

Репертуар

Содержание

1

Транспорт

Песня «Весёлые путешественники»

Песня «До чего дошёл прогресс»

Игра «Роботы и звёздочки»

Дети узнают, что транспорт – это средство передвижения. Называют разные виды транспорта. Поют песню «Весёлые путешественники». Собирают радужный паровозик. В музыке тоже есть транспорт (движение мелодии вверх и вниз). Дети пробуют спеть песню транспонированную вверх и вниз. В музыке транспорт нужен, чтобы песню было удобно петь. Кому-то удобнее петь выше, а кому-то ниже, смотря какой голос. Транс означает движение. На занятие можно принести робота-трансформера. Название этой игрушки означает подвижная форма, потому что робот меняет свою форму, из робота превращается в машину. Дети играют в игру «Роботы и звёздочки».

2

Палочка-выручалочка

«Верхом на палочке»

Песня «Чики чики чикалочки»

Песня «Маленькой ёлочке»

Песня «Улыбка» Мультфильм «Палочка-выручалочка»

Песня «Плюшевый мишка»

Педагог приносит на занятие посох Деда Мороза и говорит, что его забыл на празднике Дед Мороз. Этот посох сделан из палки и этот волшебный посох рассказал ему на ушко одну историю. Дети узнают, что раньше дирижёры отбивали сильный звук палкой, которая называлась баттута. Это нужно было для того, чтобы все пели вместе. Но звук палки заглушал музыку, поэтому позже от баттуты отказались, а удар стали показывать беззвучно рукой. Так музыка разделилась на части. Если апельсин разделить на части, то эти части будут называться доли. Так же и в музыке. Часть с сильным звуком стали называть сильной долей или ударной. Часть со слабым звуком слабой долей, безударной. Дети поют песню «Маленькой ёлочке» и отбивают сильную долю посохом. Дети смотрят мультик про палочку-выручалочку, где обыкновенная палка помогла героям мультфильма выйти из сложной ситуации. На следующих занятиях дети узнают, что перед сильной долей в музыке тоже ставится палочка – тактовая черта. После тактовой черты всегда идёт сильная доля. Баттута ушла в прошлое, а тактовая черта осталась. Можно дополнительно рассказать, что современные дирижёры уже стараются отказаться и от показа удара рукой вниз, чтобы не делать музыку грубой. А стараются на сильную долю придумывать более мягкие движения, образные. Дети дирижируют песню «Улыбка» образными движениями. Но всё-таки иногда показ сильной доли очень важен, например, в музыке, где нужно организовывать большие массы людей. Например, на параде дирижёр очень ярко показывает сильную долю, чтобы солдаты могли маршировать в такт музыке. Петь или шагать, играть в такт музыке, значит всем вместе, одновременно вступать на сильную долю. Дети поют песню «Плюшевый мишка», в которой есть слова «музыке в такт подпевать». Можно всем вместе промаршировать под музыку. Также можно выполнить упражнения с гимнастическими палками. Дети простукивают ритм деревянными палочками (упражнения из пособия по ритму Каплуновой).

3

«Эта долька для ежа»

Песня «Апельсин»

Мультфильм «Апельсин»

Дети узнают, что части, по-другому, называют доли. Играют в настольную игру «Целое и части». Педагог показывает картинку с изображением мозга человека, где доли (части) мозга обозначены разными цветами. Потом можно показать картинку лёгких человека, которое тоже состоит из долей (частей). Музыка тоже состоит из частей-долей. Сильная, ударная доля показывается движением руки вниз, руки как-будто обо что-то ударяются. Слабая доля показывается лёгким движением руки вверх. Дети слушают «Сказку про сильную и слабую доли». См. приложение № 1. Дети смотрят мультфильм «Мы делили апельсин», в котором апельсин тоже делится на части (дольки). Можно поиграть в подвижную игру. В центре круга становится волк, дети водят вокруг него хоровод, который похож на апельсин. На словах «А для волка кожура» хоровод-апельсин распадается и волк всех ловит. Дети могут в группе сделать своими руками арбузные дольки. См. приложение № 2

4

Моя группа

Звучание разных музыкальных инструментов

Игра «Чей кружок быстрее соберётся»

Дети отвечают на вопрос: «Как называется их группа?», «Как называются другие группы в детском саду?». Потом педагог рассказывает детям, что музыкальные инструменты тоже делятся на группы. Есть группа ударных, струнных, духовых и др. Можно поиграть в игру «Угадай музыкальный инструмент». Дети слушают музыкальные отрывки и изображают игру на соответствующем музыкальном инструменте. В конце занятия можно поиграть в игру «Какой кружок быстрее соберётся?». В этой игре дети делятся на группы. Каждая группа должна собраться возле своей игрушки или кегли особого цвета.

5

Моё имя

Сборник песен про ноты «Весёлые нотки» Д. Тухманова

Дети прохлопывают в ладоши своё имя по очереди. Потом педагог спрашивает: «Из чего состоит музыка?» Дети обычно отвечают, что музыка состоит из нот. Педагог уточняет, что музыка состоит из звуков. Эти звуки не простые, а музыкальные. А у музыкальных звуков есть высота. Звуки бывают высокие, средние и низкие. Чтобы было удобнее находить музыкальные звуки, им придумали имена. Имя звука по-другому называется нота. Этих нот-имён в музыке 7. Ноты стали сравнивать с цветами радуги, потому что в радуге 7 цветов. Дети пропевают ноты с помощью радужных колокольчиков. Можно дать раскраски с нотами и дети сами их раскрасят цветами радуги. Также можно послушать песни про ноты из сборника Д. Тухманова «Весёлые нотки». Дети слушают, а педагог подыгрывает ноты на радужных колокольчиках. После слушания можно выучить вступительную и заключительную песню про ноты из этого цикла.

6

Моя фамилия

Сборник песен про ноты «Весёлые нотки» Д. Тухманова

Дети узнают, что у музыкальных звуков есть не только имя, но и фамилия. Педагог рассказывает «Сказку про октавы». См. приложение № 3. Потом проводится игра «Назови имя звука и фамилию». Дети должны назвать ноту-имя и октаву-фамилию, а педагог играет названную ноту. Можно также поиграть в игру «Найди ноту». Дети находят одну и ту же ноту в разных октавах. Можно дать домашнее задание – найти своего известного однофамильца.

7

Моя семья

Песня «Два весёлых гуся»

Игра «Какой колокольчик звенит»

Пьеса «Папа и мама разговаривают»

 Педагог показывает детям «Соломенную семейку». См. приложение № 4. Говорит, что раньше про семью говорили: «Мал, мала, меньше». В семье всегда кто-то старше, больше, а кто-то младше, меньше. Слово семья расшифровывается, как семь я, семь таких же, как и я. В музыке нот тоже 7, также как семь цветов радуги. Чем выше нота, тем меньше материал, из которого эта нота извлекается. Так устроены все звуковысотные музыкальные инструменты – это инструменты, у которых звуки разные по высоте. Чем длиннее и толще струна на пианино, тем ниже звук. Чем меньше пластинка у металлофона, тем звук выше. Можно сравнить радужные пластинки металлофона с колечками радужной пирамидки. Чем выше колечко, тем оно меньше. Как веточки у ёлочки. Чем выше веточка, тем она тоньше и меньше. Также устроены и музыкальные инструменты. Чем больше воды в стакане, тем будет ниже звук. Можно налить в стаканы воды и сыграть какую-нибудь несложную песню, например, «Два весёлых гуся». Можно поиграть в игру «Какой колокольчик звенит?». Дети слушают звучание трёх колокольчиков, большого, среднего и маленького, и угадывают, какой из них звенит. Можно послушать пьесу «Папа и мама разговаривают». У папы голос ниже, потому что у него голосовые связки в горлышке длиннее и толще, чем у мамы. Можно показать картинку с голосовыми связками мужчины и женщины. См. приложение 5.

8

«Всем на свете нужен дом»

«Старый замок» М. П. Мусоргского

Песня про улитку

«Карнавал животных» К. Сен-Санса (про черепах)

Дети смотрят и называют разные виды домов, части дома. Слушают «Старый замок» М. П. Мусоргского. Далее педагог говорит, что у нот тоже есть дом и называется он нотный стан. Слово стан означает место, остановка. Из этого слова состоят названия стран – Казахстан, Узбекистан, Татарстан и др. Это страны, место, где остановились и живут люди.  Нотный стан состоит из пяти линеечек, которые считаются снизу вверх, как этажи дома. Ноты пишутся на линеечках и между линеечками. Потом дети сравнивают свою руку с нотным станом и показывают ноты по руке. Нотный стан, наша рука – нотный домик, всегда рядом с нами. Поэтому можно в любом месте повторять написание нот, петь их по руке. У улитки и черепахи тоже дом всегда с собой. Дети разучивают песню про улитку. Слушают музыку про черепах из «Карнавала животных» К. Сен-Санса.

9

«Шире круг, шире круг, музыка зовёт»

Попевка «Тик-так» из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной

Песня «Шире круг»

Песня «Круглая песня»

Педагог проводит занятие «Квинтовый круг». См. приложение № 6.

10

Всемирное тяготение

Песня «Два весёлых гуся»

Дети выполняют разные упражнения на равновесие. Сначала ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперёд, глаза закрыты. Потом  то же самое, только правая нога впереди, а носок левой касается пятки правой ноги. И последнее упражнение на одной ноге. Дети соревнуются, кто дольше простоит. Потом дети отвечают, какое упражнение, самое устойчивое и какое, самое неустойчивое. Можно выполнить упражнение с прыжками. Можно выполнить приставной шаг, поскоки и др. Педагог отмечает, что всегда при любом упражнении тело притягивается к земле, потому что на Земле действует закон всемирного тяготения или сила тяжести. В космосе космонавты находятся в состоянии невесомости, поэтому их мышцы ослабевают. Когда космонавты возвращаются на Землю, то им тяжело ходить. В музыке тоже существует тяготение. Одни звуки неустойчивые, другие устойчивые. Неустойчивые звуки тяготеют к устойчивым. Какие же звуки в музыке являются устойчивыми? Если мы сыграем весёлую или грустную музыку от любой ноты, то эта нота будут первой. Ноту по-другому ещё называют тон. Первый тон музыки даёт название этой музыке, которая от слова тон будет называться тональность. Тональность говорит нам о настроении музыки и от какого тона-ноты эта тональность играется. Тональность До мажор – это весёлая тональность от ноты До. Мажор значит весёлый. Тональность Ре минор – это грустная тональность от ноты Ре. Минор значит грустный. Если от первой ступени тональности отстроить трезвучие, три звука через одну клавишу, то это трезвучие будет состоять из 1-й, 3-й и 5-й ступеней. Это трезвучие от первого тона, ступени тональности будет называться тоника или тоническое трезвучие. Звуки этого трезвучия звучат устойчиво, они будут устойчивыми звуками. Все остальные ступени этой тональности будут звучать неуверенно, неустойчиво. Среди устойчивых звуков тонического трезвучия самой устойчивой считается 1-я ступень, которую тоже называют тоникой. Все песни заканчиваются на тонике, на первой ступени. Можно сказать, что неустойчивые звуки разрешаются в тонику. Дети исполняют на радужных колокольчиках песню «Два весёлых гуся». Песня звучит в тональности До мажор. Мелодия песни заканчивается на тонике, первой ступени тональности.

11

Интервалы

Песня «Интернационал»

 «Шествие гномов» Э. Грига

Песня про гнома

Всем знакомо слово интернет. Интернет – это международная сеть, общение между людьми. Дети слушают песню «Интернационал». Интер означает между. В музыке есть похожее слово интервал. Интервал – это расстояние между двумя звуками. Дети поют попевки интервалов из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной. Когда два человека поют вместе, то это называется дуэт. К детям приходят 7 радужных гномов и встают на ступеньки лесенки. Сначала дети повторяют название нот с гномами. А потом гномы поют по двое, дуэтом, разные интервалы. Дети повторяют. Потом слушают «Шествие гномов» Э. Грига. Разучивают песню про гнома. Когда два звука в интервале звучат по очереди, как в мелодии, то такие интервалы называют мелодическими. А когда звуки в интервале звучат вместе и слышно, как эти звуки друг с другом сочетаются, то слышно напряжённое или слаженное звучание, то такие интервалы называют гармоническими. Гармония это и есть сочетание звуков. В интервале секунда звуки звучат напряжённо. Секунда – это расстояние между двумя соседними клавишами. В терции звуки звучат слаженно. Терция – это расстояние через одну клавишу. Поскольку терция звучит согласованно, то её легче петь. Поют терцию на два голоса. Интервалы звучащие слаженно называют консонансы,  а напряжённые интервалы называют диссонансы. Дети угадывают, какой интервал звучит консонанс или диссонанс. Если звучит диссонанс, то дети грозят пальчиком. Если звучит консонанс, то руки складывают вместе, как будто руки дружат. Интервалы волшебные, они могут превращаться друг в друга. Педагог показывает, с помощью радужных колокольчиков, как секунда превращается в септиму, терция в сексту, кварта в квинту, прима в октаву и наоборот. Дети проигрывают и пропевают интервалы с помощью радужных колокольчиков.

12

Знаки

Песня про светофор

«Клоуны» Д. Б. Кабалевского

Игра «Выше ноги от земли»

Педагог рассказывает детям про дорожные знаки. Дети разучивают песню про светофор. Светофор – это один из дорожных знаков.

          В музыке тоже есть знаки. Если перед нотой стоит знак диез, то нота повышается на одну клавишу, как правило, чёрную. Если стоит знак бемоль, то нота опускается на соседнюю клавишу, тоже чаще чёрную. А если стоит знак бекар, то он отменяет действие диеза и бемоля и нота возвращается на своё прежнее место. Обычно повышаются и понижаются ноты с белых клавиш на соседние чёрные. А чёрные клавиши как будто спорят между собой. Две соседних чёрных клавиши говорят, что в музыке 2 знака, диез и бемоль. А три соседних чёрных клавиши говорят, что в музыке 3 знака. Кроме диеза и бемоля есть ещё и бекар. Если бы не было бекара, то ноты не могли бы возвращаться на своё прежнее место. Педагог спрашивает детей : «А вы как считаете, сколько знаков в музыке, 2 или 3?». Конечно 3. Но два из них изменяют высоту ноты, а один возвращает ноту на место. А 2 + 1 = 3. Потом дети слушают пьесу «Клоуны», где третий звук, то повышается, играется с диезом, то возвращается на своё прежнее место, играется с бекаром. Дети проигрывают этот мотив на металлофоне. В конце можно поиграть в игру «Выше ноги от земли».

13

Повторение – мать учения

Песня «Ехал Ваня на коне»

Песня «Плюшевый мишка»

Танец «Смешные повторялки»

Занятие про повторение. См. приложение № 7

14

Ударение

Стих про ударения Э. Успенского

Педагог рассказывает, что в каждом слове есть ударение. Педагог говорит, что очень важно правильно ставить ударения в словах. Приводит пример правильного и неправильного ударения в слове. Читает стих Э. Успенского про ударения. См. приложение № 8. Потом спрашивает детей: «Сколько ударений в каждом слове?». В слове всегда одно ударение. Слово делится на части, которые называются слоги. Слоги бывают ударные и безударные, так же как в музыке есть сильная и слабая доли. Перед этим проводится занятие про сильную и слабую доли. Прохлопывает слова, дети повторяют. Ударный слог прохлопывают в ладоши, безударный пальчиком. Дети выполняют упражнения по ритму из пособия Каплуновой. Педагог показывает картинки, дети прохлопывают названия картинок. Обычно ударение в слове совпадает с ударением музыкальным. Но бывает, что на музыкальное ударение приходится безударный звук, а на слабую долю приходится ударение в слове. Какое же ударение важнее, музыкальное или словесное? Надо петь так, как говорим, т. е. словесное важнее. Дети прохлопывают ударения в словах песни, под которую танцуют. Потом обращается внимание, что на ударения в словах, совпадающих с музыкальными, делаются все основные движения танца. Дети выполняют движения и проговаривают слова. Потом выполняют движения с музыкой. Работа над этой темой помогает детям ритмично выполнять музыкально-ритмические движения, особенно в музыке со словами.

15

«Время, вперёд!»

«Время, вперёд» Г. Свиридова

«Три медведя « из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной

Дети выполняют упражнение «Бег и ходьба». Потом отвечают на вопрос: «Какое движение быстрее, бег или ходьба?», «Как это отражается в музыке?». Педагог рассказывает, что музыка – это временное искусство. Музыка движется во времени. Каждый музыкальный звук-нота обладает длительностью. Есть короткие звуки и длинные. Чем больше у длительности нарисовано, тем она короче и наоборот. См. приложение № 9. Если в музыке много коротких длительностей, то и звучать эта музыка будет быстрее. Скорость движения в музыке называется темпом. Дети слушают «Время, вперёд» Г. Свиридова и отвечают на вопрос: «Как композитору удалось в музыке передать движение времени?». Потом дети поют песню в медленном и быстром темпе и смотрят, как дирижирует педагог в разных темпах. Можно провести музыкально-дидактическую игру «Кто шагает» или «Три медведя». Дети с помощью темпа угадывают, кто идёт.

16

«Нити параллелей и зелёных рек»

Песня «Совершите чудо»

Педагог приносит на занятие глобус и показывает горизонтальные линии – параллели. Говорит что параллельные линии – это линии, нарисованные рядом и не пересекающиеся, как будто они находятся вместе, парами. В музыке есть параллельные тональности. Перед этим надо провести занятие про тональность. Параллельные тональности – это тональности с одинаковыми знаками, диезами или бемолями. Если сыграть эти тональности вместе, то они будут двигаться, как параллельные линии. См. приложение № 10. Дети поют песню про параллели, где каждая строчка повторяется, так же как и параллели. В конце дети выполняют эстафетную игру, где встают в параллельные колонны или шеренги.

17

«Ежедневно меняется мода»

Песня «Улыбка»

Песня «Чунга-Чанга»

«Весело-грустно» Л. Бетховена

Дети разучивают танец (показ мод овощей и фруктов) на осеннем утреннике. Можно устроить показ мод на 8 марта. Дети узнают, что слово мода означает изменение. Даже есть такая песня «Ежедневно меняется мода». В музыке есть похожее слово модуляция – это изменение тональности в одном и том же произведении. Дети поют песни «Улыбка» и «Чунга-Чанга». Педагог обращает внимание, что в припеве изменяется тональность. В этих песнях происходит модуляция в одноимённую тональность из До мажора в До минор в песне «Улыбка» и из До минора в До мажор в песне «Чунга-Чанга». Одна тональность мажорная, а другая минорная. А имя тональности одинаковое – До, поэтому тональности называются одноимённые, т. е. с одним и тем же именем, от одной и той же ноты. Можно послушать пьесу Л. Бетховена «Весело-грустно», где в средней части меняется тональность с До мажора на До минор. Можно поиграть в игру, где в музыке меняется тональность с мажорной на минорную.

18

Сравниваем противоположности

Игра «Огонь и лёд»

«Аранхуэсский концерт» Х. Родриго

Упражнение «Шаг и бег»

Пьеса «Флейта и контрабас»

Педагог показывает детям карточки, где изображены противоположности: холодный – горячий, тонкий – толстый, быстрый – медленный, длинный – короткий, узкий – широкий, высокий – низкий, тяжёлый – лёгкий, большой – маленький, твёрдый – мягкий, над – под, кислый – сладкий, внутри – снаружи, пушистый – колючий, за – перед, вверху – внизу, из – в. Потом расссказывает, какие в музыке бывают противоположности. Холодный – горячий. Можно сравнить минорную музыку и мажорную. Весёлая мажорная музыка играется на металлофоне от красной пластины – это горячий цвет. Минорная музыка играется от синей пластины – это холодный цвет. Можно поиграть в игру « Огонь и лёд». Под весёлую музыку дети изображают, как горит огонь, а под грустную застывают в ледяную фигуру. Тонкий – толстый. Можно рассказать, что тонкая струна на гитаре издаёт высокий звук, а толстая низкий. Можно послушать звучание гитары, «Аранхуэсский концерт». Быстрый – медленный. Здесь можно послушать произведения в быстром и медленном темпе. Дети выполняют упражнение «Шаг и бег». Длинный – короткий. Дети узнают, что звуки бывают длинные и короткие. С помощью больших и маленьких картинок дети прохлопывают ритм. Ритм – это чередование длинных и коротких звуков. Большая картинка – это длинный звук, маленькая – короткий. Узкий – широкий. Дети поют сначала с сомкнутыми зубами, узко, потом широко открывают рот. Педагог спрашивает, какое звучание лучше. Дети понимают, что петь надо с широко открытым ртом, как будто выпускают птичку из клетки. Высокий – низкий. Педагог рассказывает, что высокие звуки пишутся, когда стоит скрипичный ключ, а низкие, когда басовый. Чем выше нарисована нота, тем она выше. Тяжёлый – лёгкий. Дети слушают пьесу «Флейта и контрабас» и определяют, какие звуки звучат легче и тяжелее, низкие или высокие. Большой – маленький. Дети узнают, что чем больше материал или инструмент. из которого извлекается звук, тем он ниже и наоборот. Педагог показывает это на примере радужной пирамидки и радужного металлофона. Чем меньше пластина металлофона, тем выше звук. Твёрдый – мягкий. Педагог показывает, какие есть певческие атаки звука. Самая хорошая атака звука – мягкая. Над – под. Можно рассказать о резонаторах в пении. Когда мы поём высокие звуки, то звук попадает в головной резонатор, выше гортани, над. Когда мы поём низкие звуки, то звук попадает в грудной резонатор, под гортанью. Дети узнают, что звук образуется в гортани, где находятся голосовые связки. Кислый – сладкий. Можно сделать упражнение на тренировку мимики лица. Показать выражение лица, когда сладко и кисло. Потом дети определяют, какая музыка, мажорная или минорная, лучше изобразит кислое и сладкое. Внутри – снаружи. Можно рассказать, что звук при пении образуется внутри нас, а чтобы нас было лучше слышно снаружи, надо шире открывать рот. Пушистый – колючий. Дети узнают, что звуки можно сыграть отрывисто, как колючие иголки ежа, или плавно, как будто мы гладим рукой пушистого котёнка. Характер извлечения звука называется штрихом. За – перед. Можно исполнить танец, в котором кто-то стоит перед кем-то, а кто-то за кем-то. Вверху – внизу. Дети выполняют физминутку. Когда звучат высокие звуки, тянутся вверх. Когда звучат низкие звуки – приседают. Из – в. Дети узнают, что каждый такт начинается с сильной доли. Музыка может начинаться с начала такта, с сильной доли. Или из-за такта, со слабой доли. Дети определяют, с какой доли начинаются песни, со слабой или с сильной.

19

Вальс Земли

Вальс И. Штрауса

Дети уже знают, что вальс трёхдольный. Перед этой темой проводится занятие про сильную и слабые доли. Дети учат движение вальса. На сильную долю большой шаг в сторону, а на слабые доли два маленьких шага на месте. Потом дети узнают, что танец вальс в переводе с нем. означает кружение. Этот танец танцуют, кружась по кругу парами. Педагог показывает движения вальса по кругу. Движение вальса по кругу называется тур вальса. Тур означает кружение. Для сравнения можно привести слова турник, турникет, связанные с движением по кругу. Проводится аналогия с вращением Земли. Педагог показывает, как кружится Земля вокруг солнца и вокруг своей оси. Можно показать детям глобус. Дети слушают вальс И. Штрауса. Педагог говорит: «Поскольку танец вальс танцуют парами, то мы сейчас с вами будем искать пару, а поможет нам в этом игра». Дети играют в игру «Кружится алый платочек».

20

«Дружба крепкая»

Пьеса «Злюка» Д. Б. Кабалевского

Песни и танцы о дружбе

«Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сефа

Пьеса «Флейта и контрабас»

Песня «Вперёд, Россия!» О. Газманова

Басня «Квартет» И. Крылова

Песня «С нами друг» Г. Струве

Игра «Давайте все делать, как я»

Педагог рассказывает, что в музыке много слов связанных с дружбой. Слово филармония означает «люблю гармонию». Гармония – это мир, порядок, покой. Слово аккорд означает согласие. В музыке есть два лада – мажор (весёлый) и минор (грустный). Слово лад тоже означает жить мирно, дружно. Наверное, в музыке очень важно, чтобы музыканты друг друга слушали, ладили между собой, а звуки звучали гармонично, в особом порядке. Педагог проводит занятие «Дружные звуки» и «Вместе мы едины». См. приложение №11 и №12.

Можно в дополнение по этой теме провести занятие про ансамбль. В музыке слово ансамбль означает петь вместе, одновременно, слушая друг друга. Можно сравнить музыкальный ансамбль с дворцово-парковым ансамблем Петергофа.

21

«Журчат ручьи…»

Песня про весну

Музыка И. С Баха

Игра «Ручеёк»

Педагог рассказывает детям про И. С. Баха. Фамилия Бах переводится как ручей. А Л. Бетховен сказал про И. С. Баха, что «не ручей, а море ему имя». Педагог спрашивает детей «Почему Бетховен назвал И. С. Баха не ручьём, а морем?». Дети отвечают, что его так назвали за большой талант. Дети слушают музыку И. С. Баха. Потом дети поют песню про весенние ручейки. В конце занятия играют в игру «Ручеёк»

22

«Всех лучше соль и в этом соль»

 «Вариации на струне соль» Н. Паганини

Песня «Два весёлых гуся»

Педагог рассказывает про целебные свойства соли, как и где добывают соль. Показывает и рассказывает, как из соли можно сделать бусы. Потом обращает внимание детей на ноту Соль. Рассказывает про скрипичный ключ, который по-другому называют ключ Соль, потому что он огибает вторую линеечку нотного стана снизу и показывает, где находится нота Соль. Если нотный стан открывает скрипичный ключ, то ноты будут высокие, как у скрипки. Потом можно рассказать, что есть ещё басовый ключ, который отвечает за низкие ноты. Дальше дети слушают про Н. Паганини, который был мастером игры на скрипке и мог сыграть даже на одной струне. Дети слушают «Вариации на струне соль» Н. Паганини. Поют песню по нотам в скрипичном ключе, с нотой Соль, «Два весёлых гуся», с колокольчиками на ноте Соль и До. В конце играют в игру с колокольчиком звучащем на ноте Соль. Пока звенит колокольчик все бегают. Как только колокольчик перестаёт звучать, все замирают в какой-нибудь фигуре. Ведущий выбирает участника с лучшей фигурой и отдаёт ему колокольчик, игра продолжается.

23

Эмоции и чувства

«Весело-грустно» Л. Бетховена

Дети смотрят по карточкам эмоции человека и сами их изображают на лице. Потом педагог говорит, что музыка – это тоже язык эмоций и чувств. Дети слушают «Весело-грустно» Л. Бетховена и говорят, что они почувствовали, когда звучала музыка. В построении занятий по этой теме поможет сборник О. П. Радыновой «Настроения, чувства в музыке».

24

Псевдоним

Музыка В. А. Моцарта и И. С. Баха

Песня «Антошка»

Попевка «Андрей-воробей»

Игра «Я знаю 5 имён»

Это занятие проводится после занятия про имя звука – ноту. Дети прохлопывают свои имена в ладоши по очереди. Педагог говорит, что у белых клавиш есть имена-ноты, а как же называть чёрные клавиши, которые находятся между двумя белыми? У одной и той же чёрной клавиши может быть два имени. Это зависит оттого, какая белая клавиша находится рядом. Если ноту До повысить на чёрную клавишу вправо, то чёрная клавиша будет называться До диез, т. е. До высокая. А если на эту же чёрную клавишу понизить соседнюю ноту Ре, то будет Ре бемоль или Ре низкая. У людей тоже бывает иногда два имени. Если писатель пишет книгу и подписывает её вымышленным именем, то это имя будет называться псевдоним. А у некоторых зарубежных композиторов было тоже несколько имён. В некоторых странах детям при рождении дают несколько имён. Например, известны всему миру композиторы Иоганн Себастьян Бах и Вольфганг Амадей Моцарт. Дети слушают музыку этих композиторов. А теперь отгадайте, как звали героя мультфильма, которого звали копать картошку? Конечно, Антошка. Дети разучивают песню «Антошка». Потом играют в игру «Я знаю 5 имён».

25

«Море, море…»

 «Окиан-море синее» Н. А. Р.-Корсакова

Песня с повторами «Алые паруса»

Игра «Морская фигура, замри»

Педагог рассказывает про художника-мариниста И. Айвазовского, показывает его картины с изображением морской стихии. Дети отвечают на вопрос: «Легко ли нарисовать море?». Море не стоит на месте, как например, ваза с цветами. Поэтому художник должен рисовать всё по памяти. Дальше дети узнают про композитора Н. А. Р.-Корсакова. Этот композитор очень любил море. В молодости он путешествовал по морям. И поэтому любил изображать море в своей музыке. Дети слушают музыку этого композитора. Дети отвечают на вопрос: «Как удалось композитору изобразить движение морских волн?». С помощью изменения высоты звуков, их скорости и др. Дети узнают про писателя Грина, который написал книгу «Алые паруса». Ознакамливаются с содержанием этой книги. Поют песню «Алые паруса». В конце занятия играют в игру «Морская фигура, замри». После занятия дети могут нарисовать море.

26

Музыкальное Зазеркалье

Мультфильм «Алиса в Зазеркалье»

Песня «Улыбка»

Игра «Зеркало»

Дети смотрят перед занятием мультфильм «Алиса в Зазеркалье». Педагог говорит, что в музыке тоже есть Зазеркалье. Если сыграть трезвучие от ноты Си на белых клавишах, то остальные трезвучия, с обеих сторон от трезвучия от ноты Си, будут играться одинаково, но наоборот, как в зеркале. Например, трезвучия от До и Ля. Эти тональности будут без знаков, одинаковые, только от До будет мажор, а от Ля минор. Дальше идут трезвучия от Ре и Соль. В этих тональностях по одному знаку, только от Ре это бемоль и тональность минорная. А от Соль всё наоборот, будет диез и тональность мажорная. Всё играется по белым клавишам, как отражение в зеркале. Осью симметрии будет нота Ре. Потом кто-то из детей играет клавиши от ноты Ре в разные стороны. Чёрные и белые клавиши совпадают, играются симметрично. Педагог показывает картинки с симметричными зданиями. Потом дети смотрят картинки «Зеркальный Екатеринбург». Педагог говорит, что вода также может отражать, как зеркало. Дети вспоминают мультфильм «Крошка Енот», где маленький енот увидел своё отражение в реке и испугался. А когда он улыбнулся своему отражению, то отражение улыбнулось ему. Так он подружился со своим отражением. Дети поют песню «Улыбка». Потом играют в игру «Зеркало». Ведущий показывает движения, а дети повторяют зеркально. Потом дети дорисовывают симметричные картинки. См. приложение № 13.

27

«Дважды два четыре»

Песня «Маленькой ёлочке»

Гимн России

Песня «Дважды два четыре»

Педагог показывает, как дирижировать на 2 и на 4. Дети поют песню «Маленькой ёлочке» на 2 и на 4. Когда дирижируешь на 2, то в музыке будет больше акцентов, сильных долей. На 4 акцентов будет меньше и музыка будет более плавной. Но показ сильной доли нужен в песнях, где нужно ощущение сильной доли. Это особенно нужно, когда поёт много людей. Люди должны вместе вступать на сильную долю, петь одновременно. Дети слушают гимн России, потом исполняют его в оркестре. Можно выучить танец под песню В. Шаинского «Дважды два четыре»

28

«Всё мы делим пополам»

Пьеса «Флейта и контрабас»

Песня «Всё мы делим пополам»

Педагог приносит игрушечный торт на занятие, который делится на восемь кусочков. Дальше предлагает кому-то из детей разделить торт пополам. Получается две половинки. Потом половинки делятся снова пополам. Получается, что в торте уже четыре части. Эти части называются четверти, потому что их четыре. Каждая четверть снова делится пополам. Получается, что в торте восемь частей. Эти части называются восьмые или восьмушки. Также делятся и музыкальные длительности. Педагог показывает картинки с нарисованными длительностями. Чем короче длительность, тем больше у ней нарисовано. Педагог предлагает нарисовать портрет целой длительности. Потом, целую длительность превращают в половинку и т.д. Дети рисуют каждую длительность, постепенно пририсовывая какой-то элемент. Потом педагог говорит, что чем выше звучит инструмент, тем более короткие длительности он играет. Дети слушают пьесу «Флейта и контрабас». Отвечают, какой инструмент играл быстрее. Дальше поют песню «Всё мы делим пополам». Потом педагог говорит, что сейчас все разделятся на две команды, поровну, т. е. пополам. Проводится эстафетная игра.

29

Золотой ключик

Песня про золотой ключик

«Флейта и контрабас»

Игра «Найди ключик»

Педагог проводит занятие «Золотой ключик». См. приложение № 14.

30

День знаний

Песенка про гнома

Мелодия из передачи «Прогноз погоды»

Игра «Дождик»

На занятии педагог показывает картинку с гномом и говорит, что гномы очень много знают, например, где закопаны клады или где хранятся драгоценные камни. Слово гном переводится как знание. Дети поют песню про гнома. Слово прогноз погоды похоже на слово гном и означает знаю заранее. Прогноз погоды всегда сообщают заранее. Дети слушают мелодию из передачи «Прогноз погоды» и исполняют её на радужных колокольчиках. Потом играют в игру «Дождик». См. приложение № 15

31

Форт Боярд

«Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского

Игра «Громко – тихо»

Педагог рассказывает, что есть небольшие крепости, которые называются форты. В одной из таких крепостей, которая называется форт Боярд, снимают передачу. В этой передаче участники игры выполняют разные задания. В нашей стране России тоже есть такие крепости. Например, форты Санкт-Петербурга. Их строили, чтобы обороняться от врага. Форт означает сильный, крепкий. В музыке есть похожее слово, только оно звучит как форте. Форте – это когда музыка звучит сильно, громко. А как называется тихое звучание? Пиано. Даже есть такой инструмент, который называется фортепиано. Педагог рассказывает про разновидности фортепиано – пианино и рояль, показывает картинки с их изображением. Этот инструмент назвали фортепиано, потому что на нём можно было впервые сыграть громко – форте и тихо – пиано. Дети слушают «Марш деревянных солдатиков» и определяют, где музыка звучала громче, а где тише. Педагог показывает детям деревянных солдатиков, которые отбивают разный ритм, а дети повторяют. Потом дети играют в игру «Громко – тихо». Педагог прячет игрушку. Один ребёнок должен найти игрушку по громкости пения остальных детей. Если ребёнок подходит ближе к игрушке, то дети поют громче, а если дальше, то тише. На следующем занятии можно рассказать о вреде громких звуков.

32

Барабан

Песня «Вовин барабан»

Педагог отбивает в барабан ритм, дети повторяют. Потом ритм простукивают сами дети. Дети узнают, что есть ещё пастуший барабан, на котором раньше играли пастухи. Дети играют на пастушьем барабане. Дальше педагог говорит, что у нас в ухе есть барабанная перепонка. Звуковая волна попадает на барабанную перепонку и звук поступает в головной мозг. Если звук очень громкий, то звуковая волна очень сильная. Она может повредить барабанную перепонку и человек может оглохнуть. Если сильно бить по барабану, то он порвётся. Сильная ударная волна может разбить даже стёкла. Поэтому нельзя долго слушать музыку в наушниках. Если барабанная перепонка и не порвётся, то она может растянуться и утратит способность улавливать более тонкие звучания. Дети поют песню «Вовин барабан».

33

«Буквы разные писать»

Песня «Чему учат в школе»

Игра «День и ночь»

«Ария царицы Ночи» из оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта

Дети поют песню «Чему учат в школе». Педагог спрашивает, чему учат в школе. Учат читать и писать. А для этого нужно знать буквы. Педагог спрашивает, какие буквы знают дети. Дети отвечают, как называются буквы, по картинкам. Буква – это знак обозначающий звук. Но звуки бывают и музыкальными, т. е. имеющие высоту. Дети выполняют физминутку. Если звучат высокие звуки, то вытягивают руки вверх, если низкие, то наклоняются вниз. Музыкальные звуки тоже обозначают знаками, которые называются ноты. У каждой ноты своё название. Повторяют название нот, поют песню про ноты Д. Тухманова. Потом педагог говорит, что у нот есть ещё и буквенное обозначение. Ноты обозначают буквами алфавита, только не русского, а иностранного. Буквы такие же, как на шахматной доске. Показывает шахматную доску. Каждая буква обозначает определённый квадрат. Читает буквы: «a, b, c, d, e, f, g, h». Получилось 8 букв. Почему букв 8, ведь нот то 7?. Дело в том, что нота Си обозначается двумя буквами. Си бемоль – это b? А Си простая h. Раньше ноты начинались от ноты Ля, поэтому она обозначается первой буквой алфавита. Си простой вообще не было. Была Си бемоль и обозначалась она второй буквой алфавита, так как шла после ноты Ля. Позднее всех появилась простая нота Си, поэтому её обозначают последней из букв. Буквенных обозначений нот 8, потому что нота Си обозначается 2 раза. А что ещё напоминает шахматная доска? Чёрные и белые клавиши пианино. Белые клавиши напоминают день, а чёрные ночь. Проводится подвижная игра «День и Ночь». В середине площадки отмечаются две параллельные линии, вдоль которых выстраиваются спиной друг к другу две команды – «День» и «Ночь». Перед каждой из команд в 10 – 15 метрах находится «дом». Ведущий произносит название команды, и она бежит в свой дом. Задача второй команды – успеть осалить максимальное число соперников. Осаленные переходят в другую команду. В группе дети читают сказку «Волшебная флейта» и слушают «Арию царицы Ночи».

34

Восход солнца

«Утро» Э. Грига

«Заход солнца» Э. Грига

Песня «Маленькой ёлочке»

Дети выполняют физминутку «Солнышко». Дети узнают, что когда солнце поднимается вверх – это называется восход. Когда опускается вниз – это заход солнца. Слушают «Утро» и «Заход солнца» Э. Грига. Мелодия в музыке тоже поднимается вверх (восходящая мелодия) и опускается вниз (нисходящая мелодия). Дети угадывают, куда пошёл ёжик по лесенке, вверх, вниз или остался на месте. Потом угадывают, куда движется мелодия в конце каждой фразы в песне «Маленькой ёлочке». Дети исполняют эту песню в оркестре и поют.

35

Ракушка

Музыка эпохи рококо

Педагог рассказывает, что в музыке есть разные музыкальные направления, стили. Один из таких стилей называется рококо, что означает морская раковина, ракушка. Этот стиль действительно напоминает ракушку с её завитками. В музыке этого стиля очень много украшений, которые похожи на завитки ракушки. Можно показать детям разные ракушки, послушать их шум возле уха. Дети слушают произведения композиторов эпохи рококо – «Курица», «Ветряные мельницы», «Кукушка». Выполняют физминутку про морские раковины.

36

День Святого Валентина

«Я помню чудное мгновенье» М. И. Глинки

Отрывки из балетов-сказок П. И. Чайковского

Опера «Муха Цокотуха» М. Красева

Книга «Что мы любим?» М. Улановой

Можно рассказать, что художники, поэты, композиторы посвящали женщинам свои произведения. У композитора М. И. Глинки есть романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи А. С. Пушкина. Дети слушают этот романс. Потом исполняют в оркестре серенаду Ф. Шуберта. Можно исполнить эту серенаду на 8 марта. Дети, в более младших группах, слушают музыкальную сказку «Любовь к трём апельсинам» с музыкой С. С. Прокофьева. Можно также послушать музыку из балетов П. И. Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик»; оперу М. Красева «Муха Цокотуха». После прослушивания дети отвечают на вопросы. Например, почему муха полюбила комара? За храбрость, доброту. Дети изготовляют валентинки для своих мам, пап и др. Педагог говорит, что любить можно не только маму, папу, но и свою родину. А кто-то любит музыку, рисовать, играть. Читает книжку «Что мы любим». Дети узнают, что даже концертный зал, где проходят музыкальные концерты, называется филармония, что означает люблю гармонию, т. е люблю музыку.

Приложение № 1

«Сказка про сильную и слабую доли»

          Однажды сильная и слабая доли поспорили, кто из них главнее, кто должен стать первой долей. Сильная доля сказала, что её лучше слышно, поэтому она должна быть всегда первой. Слабая доля согласилась, она всегда со всеми соглашалась и всем уступала. Но слабой доле было всё-таки обидно и грустно, что она не стала первой. Тогда сильная доля предложила слабой доле звучать в музыке не один, а целых два раза. Так появился трёхдольный танец вальс. В этом танце на счёт раз звучит сильная доля, а слабая доля звучит целых два раза, на счёт два и три. Поэтому, когда танцуют вальс, считают: «Раз, два, три; раз, два, три». Теперь сильная и слабая доли живут дружно и никто ни на кого не обижается. К танцу вальс даже придумали движения. На сильную долю большой шаг, а на слабые два маленьких шага.

Приложение № 2

D:\User\Downloads\Cl8t2f_9WJs.jpg

Приложение № 3

«Сказка про октавы»

          Если бы у музыкальных звуков были только имена, ноты, то было бы очень неудобно музыкантам. Дирижёр бы говорил музыкантам: «Сыграйте ноту Ре» или «Ре, но повыше», или «Ещё выше». Это было бы очень неудобно. То же самое, если бы у людей были только имена и не было фамилий. Учитель бы говорил ученикам: «Выйди, Серёжа к доске». Вместо одного Серёжи вышло бы два или три мальчика с этим именем. Тогда бы учитель сказал: «Выйдет Серёжа в зелёной кофте». Это тоже было бы очень неудобно. Поэтому и придумали фамилии. У музыкальных звуков есть тоже фамилии – это октавы. Однажды нота До решила все ноты поделить на октавы, чтобы не было путаницы. Теперь каждая октава начинается с ноты До. Слово октава означает восьмая. Почему восьмая, ведь нот то 7? Раз каждая октава начинается с ноты До, то расстояние от До до До равно восьми. Седьмая нота Си, а после ноты Си идёт снова нота До. Хоть нота До и первая, но она же после седьмой ноты Си может быть и восьмой.

          Когда ноты разделились на октавы, то ноты каждой из октав стали спорить: «Какая из октав должна быть первой?». Ноты октавы со средними звуками сказали, что звуки их октавы поют все дети Земли. Если все дети Земли запоют эти звуки, то будут звучать громче октавы даже с низкими звуками. Все октавы согласились. Так октава со средними звуками стала первой. Октавы после первой октавы справа стали называться – вторая, третья и четвёртая. Октава с большими, низкими звуками стала называться большая. Октава рядом с большой октавой, у которой звуки были выше, меньше, чем у большой, стала называться малая. Октава со звуками ниже, чем в большой октаве, стала называться контроктавой. Контр значит против. Эти звуки звучат очень низко, ворчливо, как будто возражают против чего-то. Наверное, они сердятся, потому что не стали называться первой октавой. Ведь их октава почти первая слева на пианино, не считая субконтроктавы. Звуки находящиеся под контроктавой называются субконтроктавой. Суб означает под. Звуки субконтроктавы самые низкие на пианино.

Приложение № 4

«Соломенная семейка»

D:\User\Downloads\Фото Соломенная семейка.jpg

Приложение №5

«Голосовые связки»

D:\User\Documents\Картинка Голосовые связки.jpg

Приложение № 6

Занятие «Квинтовый круг»

(Дети заходят в зал и выполняют упражнение «Воздушный шар»)

Педагог (показывает мяч). Ребята, а что общего между воздушным шариком и мячом? Они круглые. А какие музыкальные инструменты имеют форму круга? Барабан, бубен, тарелки. Музыкальные инструменты, которые вы сейчас назвали, все относятся к группе ударных музыкальных инструментов. Я сейчас вам простучу ритм на этих инструментах, а вы прохлопаете его в ладоши.

(Сначала простукивает  ритмические рисунки педагог, потом дети)

Педагог. Круг – это одна из фигур. Какие фигуры вы ещё знаете? Квадрат, треугольник, овал, трапеция. Фигура круга нам часто встречается в жизни. Сейчас я вам прочитаю об этом стихотворение.

(Читает «Круглый стих»)

Круглое солнце, круглая луна,

Круглая наша планета Земля.

Любим играть в игры мы круглый год

И возле ёлки водить хоровод.

Круглым мячом мы играем в футбол,

Дома на кухне стоит круглый стол.

Круглая кружка, круглый цветок,

Круглый из ниток со спицей клубок.

Круглые наших церквей купола,

Круглых блинов мама мне напекла.

Цветочки на круглой клумбе растут,

Зелёный на круглом кольце изумруд.

Круглые нотки, листочки кружатся,

Вальсируя плавно, на землю ложатся.

Ждём мы зимы и снежинок круженье,

Дарит нам радость и вдохновенье.

Снежным узором плетут кружева,

Я в этом вальсе кружусь, чуть жива.

Кружится всё в нашей дивной природе

И голова уже кружится вроде.        

Мчатся на круглых колёсах машины,

Круглые возят для нас апельсины.

Если не думать крутым своим лбом,

То можно круглым прослыть дураком!

А если будешь усердно учиться,

Делать уроки и не лениться,

Много пятёрок начнёшь получать,

Круглым отличником можешь ты стать.

Вот и к концу подошёл наш стишок,

А ты приготовил сегодня урок?

Завтра ведь в школу рано вставать,

Будешь ты там у доски отвечать.

Педагог. Где же встречается нам круг? Мы говорим: «Круглый год». Почему же год круглый?

(Показывает пособие «Часы» с месяцами года)

Педагог. В году 12 месяцев, также 12 цифр на часах. После 12 месяца декабря снова наступает 1-й месяц январь. Месяцы и времена года движутся друг за другом по кругу. Время на часах тоже движется по кругу. А сейчас давайте немного отдохнём.

(Дети выполняют физкультминутки)

Части суток.

Утром солнышко встает (руки вверх и в стороны).

Деток завтракать зовет (махи ладонями к себе).

Днем ребята занимаются (имитация письма на ладошке)

И обедать собираются. (ладонью гладят живот)

Вечером играют, ужин ожидают (хлопки и ходьба на месте).

Ну, а ночью детвора спит до самого утра (сложенные ладошки

положить под щечки).

                     Времена года.

В году четыре времени (показать 4 пальца правой руки)

И все они дружны (ладони обхватывают друг друга).

И эти четыре времени (обхватывают 4 пальца левой руки).

Ребята знать должны! (указательный палец приставить ко лбу).

Зимой год начинается, все снегом покрывается (присесть, развести руки

в стороны).

Весною продолжается,  листочки появляются. (изобразить руками листья).

Летом солнце греет, (руки вытянуть вверх)

А листья зеленеют (слегка покачивать ладонями).

Осенью листва желтеет, ветерок сорвет ее (руки опустить вниз, качать из стороны и сторону)

И по полям развеет.

А после осени опять зима год будет продолжать.(ходьба на месте).

Педагог. Итак, есть времена года и есть время суток, и они идут друг за другом, как будто движутся по кругу. Время мы определяем по часам. А какую песенку поют часы? Тик-так. Давайте мы с вами споём эту песенку.

(Поют нисходящую квинту со словами «Тик-так»)

Педагог. Мы с вами спели два звука, а какие это звуки, давайте их посчитаем. (Считают). Расстояние между первым и пятым звуками называется квинта. Квинта, значит «пятая». Раз вы уже знаете, что такое квинта, то я вам расскажу про квинтовый круг. Когда мы играем весёлую музыку от ноты «до», то она играется по белым клавишам. А если играть весёлую музыку от других нот, то она будет играться уже с чёрными клавишами. Например, в музыке от ноты «ре» две чёрные клавиши, а от ноты «ми» четыре. Зачем же нам нужен квинтовый круг? В весёлой музыке от ноты «до» нет чёрных клавиш. Но если от «до» отсчитать пятую ноту, квинту, то в весёлой музыке от этой ноты появится одна чёрная клавиша, это будет нота «соль». Если от «соль» снова отсчитать пятую ноту, то в музыке от следующей ноты появится ещё одна чёрная клавиша. Это нота «ре», в ней уже будет две чёрных клавиши. Каждый раз мы отсчитываем пятую ноту, т. е. квинту. А причём тут круг? Дело в том, что всё время, двигаясь по квинтам, мы придём снова к ноте до и всё начнётся сначала, как будто мы двигаемся по кругу, как время на часах или месяцы в году.

(Выполняют физкультминутку)

    Физкультминутка «А часы идут, идут».

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

          Педагог. Значит, ноты двигаются по квинтам и возвращаются снова к той ноте, с которой начали, к ноте «до». Только это будет не простая нота «до», а уже «до диез». Диез – это когда белая клавиша повышается вправо на чёрную клавишу. Когда мы двигаемся от ноты «до» по квинтам вверх, то музыка от нот будет с диезами. А если двигаться от «до» по квинтам вниз, то музыка от нот будет с бемолями. Бемоль – это когда мы понижаем белую клавишу на чёрную вниз, влево. Если играть квинты от ноты «до», то музыка от нот будет такая же весёлая, как от ноты «до». А если играть квинты от ноты «ля», то музыка от нот будет такая же грустная, как от ноты «ля». Если от «ля» играть квинты вверх, то музыка будет с диезами, а если вниз от «ля», то с бемолями, также как и от ноты «до». Теперь вы знаете, что такое квинтовый круг. Это значит двигаться по квинтам, снова возвращаясь в исходную ноту, как будто, двигаясь по кругу. Какое вы сейчас хотите совершить движение, от ноты «до» или от «ля», вверх или вниз?

(Показывает на металлофоне как появляются чёрные клавиши)

Педагог. Теперь вы знаете, что такое квинтовый круг. А какой танец танцуют по кругу? Вальс и хоровод. А если все ваши друзья и подруги встанут с вами в один круг, то получится очень большой хоровод. Об этом поётся в песне «Шире круг».

(Исполняют песню «Шире круг»)

Педагог. А сейчас я вас приглашаю встать в хоровод, чтобы исполнить танец дружбы.

(Под «Круглую песню» танцуют. У кого на голове шляпа, тот показывает движения)

(Под музыку выходят из зала)

Приложение № 7

«Занятие про повторение»

 (Дети заходят в зал, разучивают танцевальное движение)

Педагог. Чтобы разучить танцевальное движение, нам нужно было много раз его повторить. А когда мы готовимся к празднику, что мы проводим? Репетиции. Слово «репетиция» произошло от слова «репете», что означает повторять, повторение. Ой, я слышу кто-то скребётся, кто бы это мог быть?

(Показывает игрушку мышку, которая повторяет слова. Потом мышка плачет, жалуется, что её дразнят: «Повторюша дядя Хрюша да по имени индюшка, все тарелки облизала, а спасибо не сказала»).

Педагог. Так дразнят тех ребят, которые не думают что повторяют, например, плохие слова. А игрушка мышка создана на радость людям. И сейчас мы мышке расскажем, что повторение очень важная вещь. Сейчас мы проверим, как вы чувствуете ритм. Я буду хлопать, а вы повторяйте.

(Педагог прохлопывает ритм, дети повторяют)

Педагог. Вы очень внимательно меня слушали и поэтому хорошо повторяли ритм. Что нас теперь можно называть «повторюши, дяди Хрюши»? Нет, просто у нас хорошее чувство ритма и мы внимательно слушали. Нас надо похвалить, а не дразнить. Даже есть такая поговорка – «Повторение мать ученья». Например, чтобы выучить стих, его нужно много раз повторить. И сейчас мы послушаем песню Ехал Ваня на коне.

(Слушание песни «Ехал Ваня»)

Педагог. Удалось ли героям этой песни правильно повторить слова. Почему у них не получилось? Наверное, мало повторяли. А в музыке без повторения тоже никак не обойтись. Припев это часть песни, которая повторяется. А в 3х частной форме 1 и 3 часть повторяются. Даже есть в музыке такой знак, который означает повторение. Это реприза. Строчка, где ноты написаны между двумя репризами, повторяется. Это нужно для того, чтобы не писать строчку второй раз.

(Дети смотрят знак, ноты с репризой и определяют, какая строчка повторяется) 

Педагог. Есть такие песни, в которых надо повторять слова. Сейчас мы с вами споём такую песню.

(Поют песню с повтором Плюшевый мишка)

Педагог. А сейчас мы станцуем танец, в котором тоже нужно повторять движения.

(Исполняют танец «Смешные повторялки»)

  1. Мы смешные повторялки

Сочиним сейчас.

Для разминки и  смекалки

Будут в самый раз.

Головою вы кивайте,

И плечами пожимайте.

Приготовились? Смелей! Эй, эй, эй!

Припев. Эй, эй, эй - хлопаем дружней! (Хлопаем над головой)

Ай, ай, ай – весело шагай!  (Шагаем на месте)

Ой, ой, ой – кружим головой.  (Делаем круг головой)

Ух, ух, ух – нарисуем круг.  (Рисуем круг бёдрами)

Эх, эх, эх – поворот для всех!  (Поворот с разведением рук в стороны)

Кис, кис, кис  - просто  наклонись. (Наклоны из стороны в сторону)

Цок, цок, цок – с пятки на носок. (Поочерёдно прыжки с пятки на носок)

Чиз, чиз, чиз – друг другу улыбнись.

  1. Мы смешные повторялки

Повторим сейчас.

Закрепление  разминки

Будет в самый раз.

Головою вы кивайте,

И плечами пожимайте.

Приготовились? Смелей! Эй, эй, эй!

Припев. Эй, эй, эй - хлопаем дружней! (Хлопаем над головой)

Ай, ай, ай – весело шагай!  (Шагаем на месте)

Ой, ой, ой – кружим головой.  (Делаем круг головой)

Ух, ух, ух – нарисуем круг.  (Рисуем круг бёдрами)

Эх, эх, эх – поворот для всех!  (Поворот с разведением рук в стороны)

Кис, кис, кис  - просто  наклонись. (Наклоны из стороны в сторону)

Цок, цок, цок – с пятки на носок. (Поочерёдно прыжки с пятки на носок)

Чиз, чиз, чиз – просто поклонись!

Педагог. А теперь давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали на занятии.  

(Дети отвечают)           

Приложение № 8

Стих «Ударения» Э. Успенского

Кто с правилами дружен,

Тот твёрдо убеждён:

ФарфОр нам очень нужен,

А фАрфор не нужён.

Не говори

АлфАвит,

А только

АлфавИт.

Кто говорит

АлфАвит,

Неверно

Говорит.

Не говори катАлог,

А только каталОг.

— А твОрог?

— Можно твОрог,

А можно и творОг.

И если в магазин вдруг

ПортфЕли завезли,

То не ходи в магАзин

Не купишь портфелИ.

Когда мы на машине

Летим во весь опор,

То нас везёт не шОфер,

А нас везёт шофЁр.

ШофЁр, он любит дело,

Профессию свою.

А с шОфером мы смело

Влетим в авариЮ.

И пусть не будет тайной

Для взрослых и ребят,

Что в парке не статУи,

А стАтуи стоят.

А если вы в театр

Явились, например,

То не ходите в пАртер —

Пожалуйте в партЕр.

Я очень хочу верить,

Что мой эксперимент

Неграмотность уменьшит

Хотя бы на процент.

Не зря же я, ребята,

Учебники листал

Почти что целый квАртал,

А правильно квартАл.

Приложение № 9

D:\User\Documents\img0.jpg

Приложение № 10

«Параллели»

D:\User\Downloads\16378409588751465317928000424074.jpg

Приложение № 11

Занятие «Дружные звуки»

Педагог. Ребята, а вы любите дружить? Сейчас я вам расскажу стишок о дружбе, а наши пальчики будут нам помогать.

(Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»)

Педагог. А сейчас я вам сыграю пьесу «Злюка». Так стали называть одну девочку, потомучто она всё время злилась, ругалась, со всеми ссорилась. Давайте послушаем эту музыку.

(Звучит пьеса Д. Б. Кабалевского «Злюка»)

Педагог. Как звучала музыка, что вы почувствовали? Музыка звучала очень напряжённо, сердито. Вам наверное стало даже немного страшно. Как будто это не девочка, а Баба Яга. Как вы думаете, композитор написал эту музыку для чего? Чтобы мы тоже стали злиться, ругаться, ссориться или чтобы мы подумали, что так нельзя себя вести? А какие звуки использовал композитор, чтобы передать сердитое настроение этой девочки, спокойные или напряжённые? Напряжённые. Оказывается, звуки могут звучать по-разному. Сейчас я буду играть спокойные звуки и напряжённые, а вы должны угадать, какие звуки я сыграла. Если звуки спокойные, то вы соедините руки, как-будто ваши руки подружились. А если звуки будут напряжённые, то вы погрозите кулачком.

(Дети выполняют задание)

Педагог. Оказывается, звуки тоже иногда дружат, а иногда ссорятся. А как вы думаете, какие звуки более приятные для слуха, напряжённые или спокойные? Спокойные. Их звучание более слаженное, красивое, гармоничное. И мы наслаждаемся этой гармонией. В нашем городе есть здание, где проходят музыкальные концерты, оно называется филармония. (Фото). Филармония означает, люблю гармонию. Конечно, мы любим красивое звучание. Гармония – это слово означает красота, спокойствие, порядок. Даже если мы слышим в музыке напряжённые звучания – они тоже называются гармонией. Хоть они и напряжённые, но они играются не как попало, а в особом порядке. А как вы думаете, какие звуки в музыке важнее? Музыке необходимы разные звуки, так как музыка рассказывает нам о жизни. А наша жизнь – это не только покой и безмятежность. Но всё-таки слаженные звуки в музыке основные, главные. И в нашей жизни тоже очень важно быть дружными и не ссориться. А теперь…

Все ребята дружно встали             Выпрямится.

И на месте зашагали.            Ходьба на месте.

На носочках потянулись,     Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.    Прогнуться назад, руки                    положить за голову.

Как пружинки мы присели      Присесть.

И тихонько разом сели.                 Выпрямится и сесть.

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.

Педагог. А вы знаете, есть даже поговорки о дружбе, интересно какие?
Один за всех, и все за одного.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь.
Дружба – самое, дорогое сокровище.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Друга ищи, а нашел – береги.
Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

(Дети исполняют песни и танцы о дружбе)

Педагог. А сегодня в группе вам воспитатель почитает «Сказку о кругленьких и длинненьких человечках».

И на следующем занятии вы мне расскажете, почему поссорились кругленькие и длинненькие человечки?

Приложение № 12

Занятие «Вместе мы едины»

(Дети заходят под музыку О. Газманова «Вперёд, Россия!», маршируют по кругу, выполняют движения руками)

Педагог. Сегодня наше занятие посвящается празднику «День народного единства». Этот праздник напоминает нам о войне с польскими захватчиками и о том, как весь наш русский народ поднялся на борьбу с врагом. Как вы понимаете слово «единство», что это слово для вас означает?

(Дети отвечают)

Педагог. Говорят: «Вместе мы – сила!» или «Вместе мы едины». Единство – это когда одно общее, достаточно трудное дело делают все вместе, сообща. Какое слово может заменить слово «сообща, вместе»? Как можно по-другому сказать? Дружно. Когда какое-то дело делается дружно, то оно делается быстрее, и тогда меньше устаёшь. Сейчас, я разбросаю красные и синие звёзды, а вы их дружно соберёте. Только нужно взять всего лишь две звезды, одну синюю и одну красную. После этого вы тихонько пройдёте и сядете на стульчики.

(Дети берут звёзды и садятся на стульчики)

Педагог. Вы взяли две звезды, красную и синюю. Вы собрали эти звёзды быстро, потомучто делали это все вместе, дружно. Хочу вам напомнить, что на нашем металлофоне от красной пластины играется весёлая музыка, а от синей грустная. Когда я буду играть грустную музыку, то вы поднимите синюю звезду, а когда весёлую, то красную.

(Звучит музыка, дети с помощью звёзд определяют настроение музыки)

Педагог. В судьбе нашей Родины не всегда были только радостные моменты, но были и тяжёлые времена. И только, объединив свои силы, наш народ побеждал врага, оплакивал погибших в борьбе и радовался победе. Я хочу вам показать наш Российский флаг, на нём тоже есть синий и красный цвета. Как-будто те, кому грустно и весело всегда идут рука об руку. Сильный помогает слабому. Тот, кому весело, помогает грустному в трудную минуту. Но что же на самом деле означают цвета на нашем флаге, может кто-то знает и расскажет нам?

(Рассказ о флаге)

Педагог. На нашем флаге три цвета, поэтому он называется триколор, т. е. трёхцветный. Колор – это цвет. А скажите пожалуйста, получилась бы у художника картина из одного цвета или музыка из одного звука? Нет. Чем больше звуков и больше цветов, тем красивее музыка и ярче картина. Вот, например, в нашей стране России живут много разных народов и у каждого народа своя культура, свои песни, сказки, костюмы, даже своя кухня. Не смотря на то, что мы все такие разные, мы живём дружно в одной стране. И если нашей стране будут грозить опасность, то мы все вместе встанем на её защиту.

           Вот, например, флейта и контрабас такие разные по форме и по звучанию, а какой у них получился замечательный дуэт. Дуэт – это когда вместе играют или поют два исполнителя. Давайте послушаем.

(Слушают «Флейта и контрабас». Обсуждение прослушанного)

Педагог. Когда несколько музыкантов играют или поют вместе – это называется ансамбль. Ансамбль означает «вместе». Например, ансамбль из 4-х исполнителей называется квартет. Кварта – это также расстояние между 1-м и 4-м звуками. А русский писатель И. А. Крылов написал басню «Квартет». Сейчас я вам её прочитаю.

(Читает басню И. А. Крылова «Квартет»)

Педагог. Почему у музыкантов не получилось совместное исполнение? Вроде бы подготовились, расселись, взяли инструменты, ноты?

(Дети отвечают)

Педагог. Они не умели играть на инструментах, не умели играть по нотам. Поэтому музыки у них не получилось. Даже если музыканты умеют петь и играть, то они всё равно должны уметь слушать друг друга. Когда вы поёте песню, то вы должны не только слушать друг друга, чтобы петь вместе слаженно, но и аккомпанемент. Когда музыканты слаженно поют и играют, то говорят: «У них хороший ансамбль». Слово «ансамбль» означает не только количество музыкантов, но и умение исполнять музыку слаженно, слушая друг друга. А когда много музыкантов поёт и играет – это уже хор или оркестр. Давайте мы с вами сейчас хором споём песню В. Я. Шаинского «Вместе весело шагать».

(Показывает портрет композитора, поют песню. Можно также спеть песню Г. Струве «С нами друг!»)

Педагог. Сегодня мы с вами узнали, что любое дело легче делать вместе, дружно, что вместе мы сила. Быть едиными, значит быть не только смелыми, но и дружными. Даже есть такая поговорка «Один в поле не воин». Когда командир командует солдатами, то они все вместе должны исполнять команду. И сейчас мы проверим как вы умеете делать вместе разные задания или команды.

(Игра «Давайте все делать, как я!»)

Педагог. Если мы будем едины, будем дружными, то победим любые трудности. Ура!

(Под музыку «Вперёд, Россия!» дети выходят из зала)

Приложение № 13

«Дорисуй картинку»

D:\User\Documents\dorisuj-po-kletkam3-1.jpghttps://www.child-psy.ru/img/Image1-4.gif

Приложение № 14

Занятие «Золотой ключик»

          Педагог (показывает золотой ключик). Из какой         сказки этот предмет? Из сказки про Буратино. А какую дверцу открыл Буратино этим ключиком. Дверь в новый кукольный театр, где нет злого Карабаса Барабаса, где царит добро и справедливость. Давайте и мы с вами сейчас откроем эту чудесную дверцу. (Проводится пальчиковая гимнастика).

Начинаем колдовать,

Двери в сказку открывать.          (Сжимают и разжимают кулачки)

Хоть замочек очень крепкий,

Металлический и цепкий.           (Руки в замочек)

Мы его сперва покрутим,            (Вращение руками)

А потом три раза дунем.           (Дуют на руки)

Покачаем: раз, два, три,             (Качают руками)

Дверь, замочек, отвори!             (Открывают замок)      

         Наша волшебная дверца открылась. А чтобы попасть в мир музыкальных звуков, нам тоже нужны ключи. Эти ключи называются музыкальными. У музыкальных звуков есть имена. Этих имён 7, как цветов в радуге. Эти имена называются ноты. Давайте их назовём (называют, игра на металлофоне). Ноты живут в доме, который называется нотный стан. Он состоит из 5 линеечек. Эти линеечки считаются снизу вверх, как этажи дома.  Давайте посчитаем (считают). Чтобы попасть в дом, где живут ноты, нам тоже нужны ключи. Эти ключи открывают дом для нот, нотный стан, поэтому они рисуются в начале нотного стана. Ноты могут быть высокими и низкими. Чтобы узнать, какие ноты нарисованы на нотном стане, нам и нужны музыкальные ключи. Вот этот ключ похож на скрипку. Он называется скрипичный. Если мы видим его в начале нотного стана, значит, ноты будут высокие как у скрипки. Этот ключ ещё называют ключ соль, потому что он огибает вторую линеечку снизу и говорит нам, что на этой линеечке находится нотка соль. Давайте её споём (поют). А этот ключ называется басовый, потому что у него нотки низкие, как мужской голос бас. Этот ключ огибает вторую линеечку, только не снизу, а наоборот, сверху и говорит нам, что на этой линеечке находится низкая нотка фа. Поэтому этот ключ называется ключ фа. Эту нотку мы петь не будем, потому что она слишком низкая для нашего голоса.  А есть ещё музыкальный инструмент с низкими звуками, он называется контрабас. А у Карабаса Барабаса какой голос, низкий или высокий? Низкий. Потому наверное в его имени два раза встречается слово бас. Когда мы рисуем скрипичный ключ, наша рука поднимается вверх, как-будто бы напоминает, что звуки у скрипичного ключа высокие. А когда мы рисуем басовый ключ, то наша рука опускается вниз, как-будто напоминает нам, что у басового ключа нотки низкие. Теперь мы с вами знаем, что означают скрипичный и басовый ключ. Они стоят в начале нотного стана и открывают нам дверь в мир музыки. Наши глазки устали смотреть на ноты. Чтобы глазки отдохнули, мы сделаем гимнастику для глаз. (Гимнастика для глаз, двигаются только глаза)

Буратино спит,

Буратино проснулся,

Посмотрел налево,

Посмотрел направо,

Вниз, вверх,

Быстро, быстро поморгал

И на место ровно встал.

          Сейчас мы с вами послушаем пьесу «Флейта и контрабас». Но сначала, скажите мне, в каком ключе мы будем писать музыку для флейты, а в каком для контрабаса?

Когда дослушаете музыку до конца, ответите мне, чей голос звучал быстрее, флейты или контрабаса и почему? (слушают).  Высокие звуки лёгкие, поэтому они звучат быстрее. А низкие звуки тяжёлые, неуклюжие, поэтому они звучат медленнее.

          А сейчас немного подвигаемся. Когда я скажу «Буратино», вы будете скакать вприпрыжку и показывать нос. Когда скажу «Мальвина» вы будет идти на носочках и делать через три шага реверанс. А когда скажу «Пьеро», вы будете поднимать и опускать руки, и говорить «ох». (Проводится физкультминутка)

А сейчас мы с вами послушаем и выучим песню про золотой ключик. (Разучивают).

(Проводится игра «Найди ключик». Выбирается ребёнок Буратино, он ищет ключик. Ему одевают колпак. Если дети поют громче, значит ключик близко. Если поют тихо, значит ключик далеко).

          Ребята, а Карабас Барабас был добрый или злой? Чтобы он стал добрый и престал мучить кукол, мы с ним поиграем. (Проводится игра «Карабас Барабас». Выбирается ребёнок Карабас Барабас. Он стоит в обруче, дети к нему подбегают. Он должен осалить кого-нибудь, не выходя из обруча. Эта игра соответсвует моменту в сказке, когда Карабас Барабас бегал за Буратино вокруг сосны, а его борода прилипла к дереву.)

          На этом наше занятие заканчивается. А ваши воспитатели почитают вам в группе сказку про Буратино с рисунками художника Леонида Владимирского.

Приложение № 15

Игра «Дождик»

При помощи считалки выбирают «Дождика». Он надевает накидку и берет в руки венчики. Дети сидят на корточках по кругу – это «тучка». «Дождик» ходит внутри круга рядом с детьми, встряхивая в их сторону венчиками, и поет свою песенку:

– Кап-кап, кап-кап, буду долго капать так.

Если только захочу, всех ребят я намочу.

«Дождик» проходит в центр круга. Дети встают, берутся за руки и поют:

– Дождик нас пугаешь зря, Дети двигаются по кругу хороводным шагом.

Не боимся мы тебя.

Капай, сколько хочешь, Сужают круг, подходя к «Дождику».

Нас ты не намочишь! Расходятся, расширяя круг.

Под любую весёлую музыку дети бегают врассыпную, «Дождик» пытается их «намочить», дотрагиваясь венчиками. По окончании музыки все останавливаются, и дети, до которых дотронулся «Дождик», поднимают вверх руку. Вместе считают количество «промокших под дождём».

Хороводная игра «Дождик» для детей старшего дошкольного возраста D:\User\Documents\Ноты Игра Дождик.jpg