Транслирование опыта работы (мои публикации)
Делюсь опытом работы с детьми в разных направлениях.
Статьи размещаю в педагогических журналах ;"Методическая панорама", "Дошкольное образование", изданиях газеты "Когалымский вестник", интернет-сайтах "Инфоурок", "Моя Югра".
Ниже даны ссылки на издания с моими статьями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на тему «Развитие математических представлений в подготовительной группе . Из опыта работы» Ляпустиной Н.Ю.
Подготовка к поступлению в школу- один из самых серьезных в жизни ребенка. К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
Работа по развитию математических представлений в нашей группе осуществляется: на занятиях, в индивидуальной работе с детьми, игры математического содержания проводятся в кругу, так же дети используют развивающие , дидактические настольно- печатные игры.
Занятия проводятся два раза в неделю. Структура занятий зависит от его содержания: посвящается ли оно изучению нового, повторению и закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми. Примерная структура занятий такова:
- Повторение ранее изученного, с целью введения в новую тему (игры в кругу). 2-4 мин.
- Новый материал и его закрепление (работа с раздаточным материалом). 15-18 мин.
- Повторение ранее усвоенного материала (работа с раздаточным материалом, подготовка руки к письму, ориентировка на листе бумаги, самостоятельная работа детей). 4-7 мин.
Первое занятие по новой теме целиком посвящено работе над новым материалом. На втором и третьем занятиях по данной теме ей отводят примерно 50% времени. Все остальное время- повторение пройденного материала.
Теперь к тому, как осуществляется развитие элементарных математических представлений по всем разделам математики.
Количество и счет. Задачи.
Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить называть числа в прямом и обратном порядке. Познакомить с числами второго десятка.
Познакомить с цифрами 0-10. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда( 7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Учить называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Познакомить с составом чисел (в пределах 10).
Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек.
Учить на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сложение и на вычитание. При решении задач учить пользоваться знаками действий: «плюс», «минус», «равно».
Величина.
Учить измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной метки и измерительных приборов (линейка, сантиметр и др.)
Сравнивать целое и часть, понимать, что целое больше части, а часть меньше целого, что целое состоит из частей.
Геометрические фигуры.
Дать представление о многоугольниках ( на примере треугольника, четырехугольника).
Учить составлять из 2-4 треугольников один многоугольник, из маленьких четырехугольников- один большой.
Ориентировка в пространстве.
Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под). Для этого проводятся графические диктанты: в правом верхнем углу поставь точку, в нижнем левом углу нарисуй круг или отсчитай пять клеток влево, затем две клетки вниз, соедини по цифрам и др.
Ориентировка во времени.
Закреплять представления детей о последовательности дней недели. Учить называть месяцы года.
Математические игры, игры в кругу обычно проходят в начале занятия или в специальное отведенное время. Ведущим может быть воспитатель или ребенок. Игры на знание прямого и обратного счета до 10, на знание времен года, месяцев, дней недели, предыдущего и последующего числа, знание соседей числа, на ориентировку в пространстве .Например, «Цепочка примеров», «Назови число, месяц», «Считай- не ошибись», «Живая неделя», «Задумай число», «Кто больше назовет предметов» и др.
Для индивидуальной работы мы используем специальный материал в папках, дидактические, развивающие, настольно-печатные игры. В эти все игры дети играют самостоятельно.
Наглядные пособия и материалы.
В группе имеются специальные наборы на каждого ребенка (геометрические фигуры, цифры, счетные палочки), раздаточный материал, демонстрационный материал для счета и составления задач, геометрические фигуры, материал для сравнения величин, материал для изучения состава чисел, наборы геометрических фигур, пособия для изучения порядковых числительных, измерительные приборы(линейки, сантиметр, мерные стаканчики), развивающие игры (шашки, домино, шахматы, шары-лабиринты, крестики-нолики, морской бой),огромное количество развивающих, настольно- печатных игр, материал для индивидуальной работы с детьми, измерительные приборы, головоломки.
Предварительный просмотр:
Как мы познаём мир.
Дети старшего дошкольного возраста – это почемучки. У них пытливый ум, они любознательны. Они растут, обычный маленький мир расширяется, они больше хотят о нем узнать. О том, как происходит познание мира в нашей группе, о системе нашей работы я хочу рассказать.
Дети наблюдательны по своей натуре. Конечно же, начало познания мира – это наблюдения за окружающим миром, за природой, погодой, живым и неживым миром. (слайд – прогулки)
В группе есть уголок природы, где дети заботятся о комнатных растениях, работают с календарем природы. (слайд- календарь природы)
Как способ познания мира – создание коллекций. (слайд-коллекции)
Информацию о мире нужно черпать из книг. Всевозможные энциклопедии, книги в группе.
Пространственно-развивающая среда разделена на зоны. Одна из зон – это трасформируемая мини-лаборатория. В зависимости от изучаемой темы, интересов детей выставляются специальные лоточки с материалом для опытов. На каждом лоточке сигнальным цветом выделена тема опыта. Например, голубым- опыт с водой, желтым – с песком и т.д. Есть места для хранения посуды и материалов для опытов. Дети работают за столами.
Все материалы, опыты соответствуют возрасту детей, их возможностям, содержанию программы, безопасны, находятся на уровне глаз детей, доступны, дети могут по желанию брать их и работать, играть.
Так же нужно сказать, что среда группы полифункциональна, то есть, дети используют предметы для опытов, которые находятся в других зонах (пластмассовую посуду, гуашь, природный материал, кубики), когда готовят себе рабочее место для опыта.
Помимо познавательных занятий, где происходит знакомство с той или иной темой, дети добывают знания сами во время ирг-экспериментов. Они группируются в микрогруппы, парами по интересам, готовят рабочее место, выбирают опыты, меняются лоточками. После этого на листах бумаги зарисовывают то, как и с чем они работали. Потом мы собираемся все вместе и рассказываем друг другу, что мы наблюдали, делаем выводы. Здесь много плюсов. А именно: социализация детей (взаимодействие друг с другом), коммуникация (проговаривание результатов), информационная осведомленность (получение знаний).
Как особое средство обучения, закрепления изучаемого материала, форма совместной деятельности взрослого и ребенка мы практикуем создание лэпбуков. Лэпбук (lapbook) переводится с английского как «наколенная книга»: «ЛЭП»-«колени», «бук»- «книга». Лэпбук- это самодельная книга или папка. В ней собран материал по какой-то определенной теме. Это книга с кармашками, дверками, книжками-раскладушками, окошечками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Такие папки существовали в недавнем прошлом у нас в России. Но как отдельный жанр лэпбуки выделили американцы.
При этом это не просто поделка. Это заключительный этап исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно было выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить материал. Это еще и форма совместной деятельности взрослого и ребенка. В данном случае родителей и их детей. Создание лэпбука поможет ребенку закрепить и систематизировать материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Лэпбук интерактивен, то есть происходит взаимодействие ребенка с книгой, с информацией. Работая над созданием книги, ребенок учится искать, сортировать информацию, анализировать, организовывать по своему желанию, креативно оформляет ее, использует всевозможные цвета и формы. Это умение пригодится ему в дальнейшем в школе при написании рефератов, в работе над проектами. Ребенок учится самостоятельности. Лэпбук уникален, так как при создании его выражается восприятие ребенком изучаемой темы. Такая книга хороша, когда её создает группа детей. Здесь распределяются обязанности. Дети учатся договариваться, работать сообща, вырабатывается ответственность за свое дело.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Практикум для воспитателей по обучению детей восстановлению дыхания в средней группе.
Комплекс дыхательных упражнений.
Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга. Воспитатель рассказывает:
«Жила-была в одной деревне девочка Алёнка. Однажды она проснулась рано-рано и услышала, как всех остальных будил Петушок- Золотой гребешок.»
1 упражнение «Ку-ка-ре-ку!». Ноги на ширине плеч, набираем воздух носом, выдыхаем порциями и говорим «Ку-ка-ре-ку-у-у-у». 3 раза.
«Из окна доносились разные звуки. Вот пастушок заиграл в свою дудочку, собирая коровушек».
2 упражнение «Пастушок». Ноги на ширине плеч, руки перед грудью, руками сделать «дудочку», набрать носом воздух, выдыхая- «подудеть» в неё «Ду-ду-ду-у-у-у!» 3 раза.
«Девочка оделась и побежала в лес. Ой, а там комары!»
3 упражнение «Ловим комара». Ноги вместе, набрали воздух носом, подпрыгиваем вверх, хлопаем в ладоши и выдыхаем «з-з-з-з-з». 3 раза.
«Гуляла Алёнка, гуляла и поняла, что заблудилась. Начала она звать на помощь»
4 упражнение «Ау!». Ноги на ширине плеч, руки рупором, вдыхаем носом, выдыхаем в «рупор»- «ау!» 3 раза.
«Вдруг Алёнка услышала, как кто-то рубит дрова. Доносились звуки из деревни.»
5 упражнение «Рубим дрова». Ноги на ширине плеч, руки вверх «замочком», набираем воздух носом, выдыхаем «Бах!», руки вниз. 3 раза.
«Но как найти дорогу? Прилетела стая гусей-лебедей. Они девочку повели за собой»
6 упражнение «Гуси-лебеди». Повернуться, идти друг за другом, набрать воздух носом, выдыхать «Гу-у-у!», изображая махи крыльями. 3 раза.
«Гуси вывели Алёнку к дому. Она их поблагодарила и побежала домой».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Отчёт о работе по здоровьесбережению.
Внедрение новых здоровьесберегающих технологий.
Начиная работать над внедрением здоровьесберегающих технологий для укрепления здоровья детей в нашей группе, нами была изучена литература по данной теме.
Были выбраны такие технологии, которые бы не навредили здоровью детей, подходили бы по возрасту, были оптимальны и эффективны.
Вся работа по здоровьесбережению строится на принципах:
- Учет возрастных особенностей
- «не навреди»
- Регулярности
- Комплексности
- Систематичности
- Учет индивидуальных особенностей детей
Чтобы работал принцип систематичности (начинания закреплялись родителями дома) и учёт особенностей детей, нужно было для начала привлечь родителей.
Была изучена валеологическая грамотность родителей в вопросах здоровьесбережения. Проведено анкетирование родителей по вопросам знания здоровьесберегающих технологий.
Далее шло включение родителей в совместную работу по оздоровлению (анкетирование, родительские собрания, фото и видеоматериалы, обучение родителей приемам оздоровительной гимнастики, папки-передвижки и т.д.)
Благодаря родителям была усовершенствована предметно-пространственная среда, уголок здоровья, пополнилось традиционное и нетрадиционное оборудование (дорожки здоровья, скакалки, флажки, ленты).
Что касается принципов комплексности, регулярности, то оздоровительные мероприятия проходят в полном объеме, прослеживается во всех видах детской деятельности каждый день, сочетаются с традиционными режимными моментами.
Режимные моменты | Оздоровительные мероприятия |
Утро | Пальчиковая гимнастика Хороводные игры Артикуляционная гимнастика Беседы по укреплению здоровья |
НОД | Гимнастика для глаз Артикуляционная гимнастика Игры малой подвижности Подвижные игры Физические и динамические паузы Дыхательная гимнастика |
Прогулка | Проветривания Подвижные игры |
Перед сном | Элементы релаксирующих упражнений |
После пробуждения | Дыхательные упражнения Корригирующие упражнения Самомассаж Гимнастика для глаз Закаливание |
Вечер | Игры малой подвижности Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики Артикуляционная гимнастика |
При выборе методов закаливания мы учли принципы постепенности и учёта возрастных особенностей детей.
Вторая младшая группа – рижский метод закаливания (солевые дорожки, дорожки здоровья).
Средняя группа – элементы древнекитайской энергетической гимнастики «до-инь» («направлять энергию»). Гимнастика в кровати. Упражнения выполняются плавно, расслабленно. Части тела просыпаются постепенно, начиная с живота – центр энергии, далее к конечностям идет энергия (от центра) + дорожки здоровья.
Вторая половина года – растирание махровой рукавицей.
Старшая группа
1 половина года – растирание рукавицей.
2 половина года – контрастные проветривания, хождение босиком, дыхательная гимнастика.
Результативность
Результативность зависит от строгого соблюдения принципов «настроя детей», положительных эмоций во время выполнения оздоровительных мероприятий.
Все эти составляющие имеют место быть:
- Воспитанники с интересом, хорошим настроением выполняют те или иные упражнения
- Совершенствуются физические навыки детей, уход за своим телом, умение определять свое состояние и ощущения, формируется осознанное отношение к здоровью и организму, повышается валеологическая грамотность родителей
- Укрепляется здоровье детей
- Снижается заболеваемость, повышается посещаемость.
Отчёт по теме
«Эффективность использования
здоровьесберегающих технологий
в детском саду».
Выполнила:
Ляпустина Н. Ю.
Воспитатель
старшей группы №11
Предварительный просмотр:
Статья в газету «Когалымский вестник»
«Расскажем сказку с помощью шарманки».
Ляпустина Наталья Юрьевна,
воспитатель средней группы
МАДОУ «Сказка»
Тел.: 8-9028529462
Ни для кого не секрет, что в современном обществе с развитой индустрией, новыми информационными технологиями, дети редко видят своих родителей за чтением книг, отмечается существенное снижение уровня читательской культуры. Родители с детьми редко посещают библиотеки, читательские залы, музеи, где хранятся старые, а порой как раз удивительные вещи. Интересные книги в лучшем случае заменены мультфильмами. Причем, не те советские мультфильмы, которые учат быть добрыми, трудолюбивыми, честными, скромными, а современные мультфильмы, где не всегда герои и говорят, а то и ставят в замешательство детей, где добро, а где зло, так меняются человеческие ценности, меняются нравственные установки. Но что-то должно оставаться неизменным. Особенно духовность и нравственность.
Художественно-речевая деятельность одна из ведущих в познавательном, духовно- нравственном, социокультурном, коммуникативном развитии, где не только читают и обсуждают с детьми произведения писателей, но и творения народа: песни, загадки, пословицы, заклички, сказки. Народная педагогика, народный фольклор расширяют кругозор, объясняют ребенку жизнь природы и общества, вводят в мир человеческих чувств и взаимоотношений, формируют устойчивый интерес к словесному искусству, раскрывают перед ним все неисчерпаемое богатство русского языка. Особое значение у народной сказки!
Великий Пушкин писал: «Вечером слушаю сказки- и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».
Сказка- это народная мудрость, передаваемая из поколения в поколение, накопленная опытом, разделяющая добро и зло. Почему дети так любят сказки? Специально подобранное народной мудростью сочетание слов, эпитетов, повторений, тихий и таинственный голос, плюс визуализация (для детей она очень важна) создают поистине потрясающий эффект, когда дети буквально с открытым ртом слушают, вникают, погружаются в атмосферу волшебства, сказочных приключений. В такие моменты старинные предметы особо привлекают внимание детей. Им интересно их увидеть, дотронуться до них. Из глубины веков вдруг они слышат о прялке, ступе, сохе, лучине… Детей трудно сейчас чем-то удивить, но старинные предметы у них вызывают неподдельный интерес. Вот тут то и пришла идея познакомить с давно забытым предметом –шарманкой! Не просто познакомить, а смастерить дидактическое пособие и использовать его на занятиях с детьми. Наша шарманка- пособие, позволяющее совмещать показ и рассказывание сказки. Пособие представляет собой небольшой картонный ящик с ручкой и экраном. Внутри на валике, собраны в рулон иллюстрации к сказке в определенной последовательности. Крутится ручка, появляется первое изображение, начинается рассказывание сказки по картинке. Вначале пособие было презентовано детям. Ребята внимательно слушали, где и когда ее изобрели, что в России были свои шарманки, назывались они «катаринками», как она устроена, для чего вообще была она изобретена. Особый восторг вызвал у детей процесс работы шарманки. Как так?! Крутим ручку и появляются картинки?! Это пособие мы обыгрываем по-разному. Вначале воспитатель рассказывает сказку, а дети смотрят на изображения и слушают. Потом дети с интересом включаются в процесс рассказывания сказки и делают это с огромным удовольствием, потому что ребенку предоставляется возможность не только рассказать сказку, но и показать другим детям картинки. Используя шарманку, мы с детьми играем в игры: «Угадай, что за сказка?», «Назови героя», «Что было до, что после?». Преображаемся в настоящих шарманщиков, например, надев шляпу, рассказываем сказку по очереди, крутим ручку шарманки. К нам приходят родители, слушают и рассказывают сказки вместе с нами. Дети погружаются в особый мир ранее невиданных удивительных вещей, образов, в другую эпоху, в другое время, где все необычно и интересно, загадочно, сказочно. Все новое- это хорошо забытое старое, которое вызывает удивление и восторг. А главное, с помощью дидактического пособия «шарманка» мы стараемся вызвать у детей интерес к чтению, к рассказыванию сказок, тем самым приобщаем детей к миру художественной литературы, формируем нравственные понятия и ценности.
Предварительный просмотр:
Исх.№ 0813
от 09.11.2018 г.
СПРАВКА
Настоящая справка выдана Ляпустиной Наталье Юрьевне, воспитателю МАДОУ "Сказка", г.Когалым для предоставления в аттестационную комиссию и подтверждает, что за межаттестационный период он(а) принимал(а) активное участие в качестве эксперта и члена жюри в Региональном конкурсе "Моя Югра" (http://moyaugra.ru/) в категории «Дошкольное образование».
(Выписка из приказа № 0813 от 01.11.2018 г.)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мои публикации.
https://kogvesti.ru/inova_block_issueset/475/card/?page=2&year=2020
статья «Расскажем сказку с помощью шарманки» выпуск №77 от 02.10.2020г
https://kogvesti.ru/desyatiletie-detstva/media/2023/7/14/tsveta-nashi-pomoschniki/
статья «Цвета- наши помощники» выпуск от 14.07.2023г
http://mmc-kogalym.ucoz.net/izdatdeit/2019/metodicheskaja_panorama_21.pdf
статья «Квест-игра как средство обучения и воспитания дошкольников. Конспект организованной образовательной деятельности (квестигра) по социально-коммуникативному развитию на тему «Все профессии важны, все профессии нужны!» №1(21) 2019г.с.17
статья «Использование карт Проппа в работе со старшими дошкольниками» в городском методическом журнале «Методическая панорама» выпуск №1 за 2022г на с.75
статья «Наш необычный сторителлинг» в городском методическом журнале «Методическая панорама» выпуск №2(27) 2021г с.24
https://vestnikdo.ru/archive2022
статья «Наш необычный сторителлинг «Камешки историй» №2(201),2022г часть 8. С.100
https://kogvesti.ru/articles/media/2022/6/10/ekolyata-shagayut-po-strane/
статья «Эколята шагают по стране!» выпуск №44 от 10.06.2022. с.14