Дополнительные образовательные программы
Работа по дополнительным образовательным программам с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Когалым
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Сказка»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Дошкольная каллиграфия»
Направленность: Социально-педагогическая
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Ляпустина Н.Ю.
воспитатель
Когалым 2024
Содержание программы
- Пояснительная записка……………………………...3
- Учебный план………………………………………..5
- Календарный учебный график………………………8
4. Содержание программы………………………………16
5. Условия реализации Программы……………………..17
6. Формы контроля и оценочные материалы…………..17
7. Информационные источники………………………..18
- Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа «Дошкольная каллиграфия» (далее- программа) разработана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) предполагает использование и реализацию общедоступных, универсальных форм организации материала и минимальную сложность предполагаемого освоения содержания программы.
Направленность программы кружка- социально-гуманитарная.
Уровень освоения – стартовый.
Вид деятельности- игровая, творческая.
Программа направлена на развитие у детей крупной моторики, мелкой моторики рук, речи, памяти, привычки красивого, аккуратного письма, творческих возможностей.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Программа «Дошкольная каллиграфия» разработана на основании следующего нормативно - правового обеспечения:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ);
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Сказка», локальными и распорядительными актами.
Актуальность программы заключается в том, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к новым знаниям, тревожного состояния ребенка. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний.
Педагогическая целесообразность. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребенка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и крупной и мелкой моторики.
Цель программы:
Цель программы: совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, развивать моторику рук, способствовать освоению способов построения графических изображений геометрических фигур.
Задачи программы:
Обучающие:
- подготовка ребенка к письму;
- учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур;
-заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;
-положительное отношение к письму.
способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.
Развивающие:
-развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок;
- развивать индивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы;
-развивать зрительно - моторную координацию;
-развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;
- развивать чувство ритма посредством ритмических рисунков;
-развивать пространственную ориентировку.
Воспитательные:
-интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;
-организованность, усидчивость и аккуратность в работе;
-заинтересованность в освоении навыков письма,
-положительное отношение к письму.
Характеристика особенностей развития детей группы.
Группу посещают дети разных национальностей: русские, башкиры, украинцы, киргизы, говорят дети на русском языке.
Дети в группе доброжелательны, подвижны, общительны. Эмоционально откликаются на различные виды деятельности и творчества.
Количество детей, посещающих кружок от 10 до 14 человек.
Адресат программы- дети старшего подготовительного возраста (6-7лет)
Объём программы составляет 54 часа.
Срок реализации (освоения) -1 учебный год (7 месяцев). Программа состоит из 1 модуля.
Режим занятий - 2 раза в неделю. Продолжительность занятий - 30 минут (дети старшей подготовительной к школе группы, 6-7 лет).
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательной деятельности – групповая, коллективная творческая деятельность (выставки работ, подготовка в выставке, коллективные работы, праздники, конкурсы, игры), индивидуализация обучения (индивидуальная работа, раздача симпатий, самостоятельная работа, творческое задание). Занятия кружка проходят с применением дистанционных образовательных технологий - в период временных ограничений, связанных с климатической или эпидемиологической ситуацией. На занятиях присутствует от 10 до 14 детей.
Содержание и материал программы соответствует стартовому уровню сложности.
Формы проведения занятий: практические занятия предполагают повторение ране изученных тем или разделов программы, изучение и закрепление новых знаний; занятия – игры, праздники используются для подведения итогов реализации программы по каждому разделу программ.
Типы занятий: комбинированный, практический, диагностический, контрольный.
Используемые методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой, репродуктивный, творческий.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, похвала, мотивация.
Способы и направления поддержки детской инициативы. Очень важно сотрудничество «взрослый – ребенок». Необходимо сформировать установку «Я могу», «Я сумею». Создать ситуацию успеха: «Ты, очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
Таким образом, необходимо предоставлять детям самостоятельность; отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность; приучать детей свободно пользоваться пособиями; содержать в открытом доступе различные атрибуты; поддерживать различные творческие начинания.
Адрес реализации программы: 628484, город Когалым, ул. Дружбы народов, 20.
Планируемые результаты освоения программы.
Воспитанник будет знать:
-правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
-гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
-правила работы с тетрадью.
Воспитанник будет уметь:
-правильно сидеть за столом во время письма;
-правильно располагать рабочую тетрадь;
-правильно держать карандаш и ручку;
-проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
-проводить линии в разных направлениях;
-обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги; -ориентироваться на листе бумаги в клетку;
-выполнять штриховку в различных направлениях.
- Учебный план.
№п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации\контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Ориентировка на листе бумаги. | 4 | 1.2 | 2.6 | самоконтроль |
октябрь | 1.Знакомимся с правилами при письме. | 30мин | 10мин | 20мин | самоконтроль |
2.Правила при письме | 30мин | 10мин | 20мин | самоконтроль | |
3.Ориентировка на листе бумаги | 30 мин | 10мин | 20 мин | самоконтроль | |
4.Регулируем нажим на карандаш | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
5.Пространственная ориентация | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
6.Рисуем линии | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
7.Учимся зарисовывать | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
8.Рисуем фрукты | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Выставка работ | |
2. | Веселые задания. | 4 | 1.2 | 2.6 | |
ноябрь | 1.Веселый клоун | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
2.Загадочный пони | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
3.Царевна-лебедь | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
4.Сюрприз в корзине | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
5.Угадай, кто я | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
6.Идем в гости | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
7.Встреча у пруда | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
8.Веселые задания | 30 мин | 10 мин | 20 мин | выставка | |
3. | Выполняем медленно и красиво. | 4 | 1.2 | 2.6 | |
декабрь | 1.На всех парусах | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
2.Золотая рыбка | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
3.К звездам | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
4.Дружба крепкая | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
5.Мир насекомых | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
6.Загадочные планеты | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
7.Знакомство с клеткой | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
8.Знакомая клеточка | 30 мин | 10 мин | 20 мин | Занятие-развлечение | |
4. | Геометрические фигуры | 3 | 1 | 2 | самоконтроль |
январь | 1.Рисуем уголки | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
2.Рисуем квадрат | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
3.Рисуем прямоугольник | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
4.Рисуем круг | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
5.Рисуем геометрические фигуры | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
6.Рисуем предметы из фигур | 30 мин | 10 мин | 20 мин | выставка | |
5. | Учимся писать цифры и элементы букв. Штриховка. | 12 | 4 | 8 | |
февраль | 1.Рисуем треугольник | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
2.Рисуем снеговиков и елочки. | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
3.Рисуем узоры. | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
4.Цифра 1 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
5.Написание элементов письменных букв | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
6.Цифра 2 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
7.Написание элементов письменных букв | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
8.Цифра 3 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
март | 9.Цифра 4 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
10. Написание элементов письменных букв | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
11.Цифра 5 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
12.Написание элементов письменных букв | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
13.Цифра 6 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
14.Написание элементов письменных букв | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
15.Цифра 7 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
16.Написание элементов письменных букв | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
апрель | 17. Цифра 8 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
18.Написание элементов письменных букв | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
19.Цифра 9 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
20.Написание элементов письменных букв | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
21.Цифра 10 | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
22. Написание элементов письменных букв | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
23. Написание элементов письменных букв | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль | |
24. Штриховка разными способами. | 30 мин | 10 мин | 20 мин | самоконтроль |
- Календарный учебный график.
Месяц | Время проведе ния | Коли чество мин. | Форма занятия | Тема занятия Цель | Место проведения |
октябрь | 16.00 | 30 30 30 | групповая | 1.Знакомимся с правилами при письме Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки. 2.Правила при письме. Ориентировка на листе бумаги
3. Ориентируемся на листе. Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш. Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. | Групповая комната |
16.00 | 30 30 30 | 4. Регулируем нажим на карандаш. («Забор повалился», «Зубцы») Продолжать учить правильно держать карандаш, придавать телу правильное положение, развивать зрительную память. Учить вести прямые линии сверху – вниз, слева – направо по разлиновке, регулируя нажим на карандаш; развивать глазомер; воспитывать старание и ответственность 5. Продолжаем формировать пространственную ориентацию на листке бумаги (справа, слева, в центре, в верху, внизу) Учить проводить линии сверху вниз регулируя нажим на карандаш. 6. Рисуем линии. Листочки», «Жуки», «Стрекоза Учить детей рисовать прямые линии и закругленные; развивать глазомер, точность; продолжать учить заштриховывать; воспитывать прилежание, старание | Групповая комната | ||
16.00 | 30 30 | 7. Учимся зарисовывать «Вишни»; «Сливы»; «Груша» Учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, овалы); учить раскрашивать, не выходя за линии. 8. Рисуем фрукты Продолжать закреплять умения рисовать предметы круглой, овальной форм, прямые линии и закругленные; развивать глазомер, точность; продолжать учить заштриховывать | Групповая комната | ||
ноябрь | 16.00 | 30 30 30 | групповая | 1.Веселый клоун Продолжать развивать зрительно-пространственного восприятия; Формировать оптимального тонуса руки; уметь контролировать темп при письме 2. Загадочный пони Продолжать развивать зрительно-пространственного восприятия; Формировать оптимального тонуса руки; уметь контролировать темп при письме 3. Царевна-лебедь Продолжать развивать зрительно-пространственного восприятия; Формировать оптимального тонуса руки; уметь контролировать темп при письме | Групповая комната |
16.00 | 30 30 30 | 4. Сюрприз в корзине Продолжать развивать зрительно-пространственного восприятия; Формировать оптимального тонуса руки; уметь контролировать темп при письме 5. Угадай, кто я Продолжать развивать зрительно-пространственного восприятия; Формировать оптимального тонуса руки; уметь контролировать темп при письме 6. Идем в гости Продолжать развивать зрительно-пространственного восприятия; Формировать оптимального тонуса руки; уметь контролировать темп при письме | Групповая комната | ||
16.00 | 30 30 | 7. Встреча у пруда Продолжать развивать зрительно-пространственного восприятия; Формировать оптимального тонуса руки; уметь контролировать темп при письме; произвольное внимание и усидчивость 8.Веселые задания. Продолжать развивать зрительно-пространственного восприятия; Формировать оптимального тонуса руки; уметь контролировать темп при письме; произвольное внимание и усидчивость | Групповая комната | ||
декабрь | 16.00 | 30 30 30 | групповая | 1. На всех парусах Продолжать развивать зрительно-пространственного восприятия; Формировать оптимального тонуса руки; уметь контролировать темп при письме; произвольное внимание и усидчивость 2.Золотая рыбка Продолжать развивать зрительно-пространственного восприятия; Формировать оптимального тонуса руки; уметь контролировать темп при письме; произвольное внимание и усидчивость 3. К звездам Продолжать развивать зрительно-пространственного восприятия | Групповая комната |
16.00 | 30 30 30 | 4. Дружба крепкая Продолжать развивать зрительно-пространственного восприятия; Формировать оптимального тонуса руки; уметь контролировать темп при письме; произвольное внимание и усидчивость 5. Мир насекомых Продолжать развивать зрительно-пространственного восприятия; Формировать оптимального тонуса руки; уметь контролировать темп при письме; произвольное внимание и усидчивость 6. Загадочные планеты Продолжать развивать зрительно-пространственного восприятия; Формировать оптимального тонуса руки; уметь контролировать темп при письме; произвольное внимание и усидчивость | Групповая комната | ||
16.00 | 30 30 | 7. Знакомимся с клеткой Познакомить детей с тетрадным листом; учить ориентироваться по клеточкам, правильно располагать точки по клеточкам; развивать точность в их расположении; воспитывать аккуратность и прилежание 8. Продолжаем знакомиться с клеткой Продолжить знакомить детей с тетрадью в клетку; учить ориентироваться в клетке. Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать формировать зрительно-моторную координацию. | Групповая комната | ||
январь | 16.00 | 30 30 30 | групповая | 1. Рисуем уголки Учить рисовать уголки по точкам и по образцу; Закрепить навык проведения горизонтальных и вертикальных линий; Развивать зрительное восприятие и зрительную память. 2. Рисуем квадрат Учить рисовать квадрат в две клетки и ориентироваться в нем; Формировать пространственно-временные представления; Развивать конструктивные навыки и тактильные ощущения. 3.Рисуем прямоугольник Учить рисовать прямоугольники; Развивать зрительное восприятие и зрительную память, творческое воображение. | Групповая комната |
16.00 | 30 30 30 | 4. Рисуем круг Учить рисовать круги по точкам самостоятельно. Закрепить навык проведения наклонных линий. 5. Рисуем геометрические фигуры Закрепить умение рисовать фигуры по образцу. Учить внимательно, рассматривать и сравнивать изображения 6. Рисование предметов из фигур Закрепить умение рисовать круги; развивать зрительное внимание и память, творческое воображение; воспитывать усидчивость и аккуратность в работе | Групповая комната | ||
февраль | 16.00 | 30 30 30 | групповая | 1. Рисуем треугольник Учить рисовать треугольники по точкам и самостоятельно; Развивать конструктивные навыки; Закрепить умение штриховать в заданном направлении. 2. Рисуем снеговиков и ёлочки Закрепить навык рисования треугольников и кругов 3. Рисуем узоры Закрепить умение рисовать квадрат, круг и объединять фигуры в узор; Рисовать предметы из прямых и наклонных линий. | Групповая комната |
16.00 | 30 30 30 | 4.Учимся писать цифры (цифра 1) Учить писать цифру 1. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. 5. Написание элементов письменных букв Написание линии с закруглением внизу. Знакомство с буквой «и» Развивать слуховое восприятие, следить за правильным хватом карандаша. 6. Учимся писать цифры (Цифра 2) Учить писать цифру 2. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. | Групповая комната | ||
16.00 | 30 30 | 7. Написание элементов письменных букв Написание линии с закруглением внизу. Знакомство с буквами «ш» Письмо линии с закруглением внизу по воздуху. Обведение линии с закруглением внизу, дописывание элемента, написание самостоятельно. Знакомство с буквой «ш» 8. Учимся писать цифры (Цифра 3) Учить писать цифру 3. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать слуховое восприятие, следить за правильным хватом карандаша. | Групповая комната | ||
март | 16.00 | 30 30 30 | групповая | 1.Учимся писать цифры (Цифра 4) Учить писать цифру 4. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела. 2. Написание элементов письменных букв Написание плавной строчной линии для буквы «л». Знакомство с буквой «л» 3. Учимся писать цифры (Цифра 5) Учить писать 5. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела | Групповая комната |
16.00 | 30 30 30 | 4.Написание элементов письменных букв Написание плавной строчной линии для буквы «м». знакомство с буквой «м» Обведение элемента плавной строчной линии, дописывание элемента, самостоятельное письмо. Соединение двух элементов, плавной строчной линии и линии с закруглением 5. Учимся писать цифры (Цифра 6) Учить писать 6. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела 6. Написание элементов письменных букв Знакомство со строчной буквой «о» Написание маленьких овалов по воздуху. Знакомство с буквой «о». Работа в прописи. Обвести, дописать и написать самостоятельно. | Групповая комната | ||
16.00 | 30 30 | 7. Учимся писать цифры (Цифра 7) Учить писать 7. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела. 8. Написание элементов письменных букв Соединение элемента овал с линией с закруглением. Знакомство с буквой «а» | Групповая комната | ||
апрель | 16.00 | 30 30 30 | групповая | 1.Учимся писать цифры (Цифра 8) Учить писать 8. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша. Совершенствовать графо моторные навыки
| Групповая комната |
16.00 | 30 30 30 | 4. Учимся писать цифры (Цифра 10) Учить писать 10. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша. 5. Написание элементов письменных букв Соединение полуовалов с элементом наклонная линия с закруглением. Знакомство с буквой «ж». Письмо строчной буквы «ж» 6. Написание элементов письменных букв Написание больших овалов по воздуху. Работа в прописи. Обвести, дописать и написать самостоятельно. Знакомство с заглавной буквой «о». Письмо заглавной буквы «О» | Групповая комната | ||
16.00 | 30 30 | 7. Написание элементов письменных букв Письмо большого полуовала по воздуху. Работа в прописи. Обвести элемент, дописать и написать самостоятельно. Письмо заглавной буквы «Х» и «Ж» в прописи 8. Штрихуем разными способами Продолжать формировать умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными, волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними. | Групповая комната |
- Содержание программы
Раздел 1. Ориентировка на листе бумаги. Октябрь.
Теория 1.2час.
Материалы и оборудование: Карандаши неотточенные с гранями, карандаш простой отточенный, цветные карандаши, демонстрационный материал, раздаточный листы, игры на развитие крупной и мелкой моторики, кинетический песок.
Практика.2.6час. развитие умения правильно держать карандаш, ориентировка в пространстве и на листе бумаги, прорисовка элементов, фигур.
Раздел 2. Веселые задания. Ноябрь.
Теория 1.2час. Материалы и оборудование: И.И. Праведникова «Нейропрописи. Развитие мелкой моторики и навыков письма у дошкольников», раздаточные листы, простые и цветные карандаши, игры на развитие крупной и мелкой моторики, кинетический песок.
Практика.2.6час. Развитие зрительно-пространственного восприятия;
Формировать оптимального тонуса руки; умение контролировать темп при письме, выполнение заданий на раздаточных листах.
Раздел 3. Выполняем задания медленно и красиво. Декабрь
Теория 1.2час. Материалы и оборудование: И.И. Праведникова «Нейропрописи. Развитие мелкой моторики и навыков письма у дошкольников»
Простые и цветные карандаши
Практика.2.6час. Выполнение заданий на раздаточных листах. Игры на развитие моторики.
Раздел 4. Геометрические фигуры. Январь.
Теория 1час. Материалы и оборудование: Счетные палочки, цветные карандаши, простые карандаши, демонстрационный лист в клетку, тетрадь в клетку
Практика.2час. Игры, выполнение заданий. Игры на развитие моторики.
Раздел 5. Учимся писать цифры и элементы письменных букв. Февраль, март, апрель.
Теория 4час. Материалы и оборудование: Цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал, тетрадь в клетку.
Практика 8час. Игры. Выполнение задний. Игры на развитие моторики.
- Условия реализации программы
Психолого-педагогические условия:
- уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагога с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и
взаимодействия в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей
- защита от всех форм физического и психического насилия.
Здоровьесберегающие условия: соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил: проведение индивидуальных занятий по 30 минут 2 раза в неделю (для подготовительной группы детского сада); соблюдение норм освещения, температурного режима, влажности воздуха, смена видов деятельности на занятии, чередование лёгких и сложных заданий, дозированное введение нового материала, проведение физкультминуток и релаксации.
Материально-технические условия реализации программы.
Помещение соответствует требованиям ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде.
Материально-технические условия реализации программы:
Нейропрописи, раздаточные листы с материалом, ручки, простые карандаши, цветные карандаши, тетради в клетку и косую линию, картотека игр на развитие крупной и мелкой моторики, кинетический песок.
Оборудование:
- Столы-12шт., стулья для детей-22 шт., стулья (для педагогов) -2 шт., мольберт- 2шт., 3 стенда для выставки, шкафы для хранения средств обучения.
- Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды диагностики и контроля:
- Текущая диагностика (в течение всего года – по окончании темы, раздела).
- Итоговая диагностика (апрель).
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
В течение всего учебного года | Текущая диагностика Определение степени усвоения учащимися учебного материала (ориентировка на листе бумаги) | Практические задания, |
Май | Итоговая диагностика Определение степени усвоения основных элементов письма (формирование элементарных графических умений) | Теоретические и практические задания |
На основе проведённой итоговой диагностики, составляется мониторинг результатов освоения уровней дополнительной общеразвивающей программы по группам и по детскому объединению в целом.
Оценочные материалы: практические задания.
Методические материалы.
Для успешной реализации программы применяются разнообразные принципы и методы обучения:
1. Словесные: открытого диалога, объяснение с показом, беседа, рассказ.
2. Наглядные: показ с помощью наглядных материалов: картин, фото, плакатов.
З. Практические: выполнение работ на заданную тему, по инструкции (графические упражнения).
- Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
- Высокий уровень:
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Высокий уровень:
Общий результат 17 и более баллов свидетельствует о сформированности и
довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической
деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет
мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой
произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на
внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности).
Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня
развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для
успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной
деятельности.
Средний уровень:
Общий результат от 12 до 16 баллов свидетельствует о достаточной
сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков
графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности
регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой
моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными
для дальнейшего обучения.
Низкий уровень:
Общий результат 11 и менее баллов свидетельствует о недостаточной
сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической
деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и
контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной
производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться
недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной
деятельности в начальной школе.
6. Список литературы
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Точки, линии, фигуры. М., 2001г.
- Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-7 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: Аркти, 2001г.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Гаврилина С.Е. Развиваем моторику. Ярославль: Академия развития, 2007г. Косина Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: «Олма-Пресс», 2001.
5.Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму.// Дошкольное воспитание №2 2008.
6.Новинская О. Веселые пальчиковые игры. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. СПб.: Сова, 2006г
7.Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д.. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: «Владос», 2001г.
- Гаврина С.Е Щербинина С.В. Готовим руку к письму, Развиваем мышление, Учимся решать задачи «РОСМЭК» 2006г.
- Праведникова И.И. Нейропрописи. Развитие мелкой моторики и навыков письма у дошкольников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2021г.
- Воробьева Т.А., Гузенко Т.В. Серия «Уроки логопеда». 50 уроков для подготовки руки к письму. Санкт-Петербург: Литера, 2021г.
- Серия «Школа развития» Прописи для девочек от 5-ти лет. Ростов-на-Дону: Феникс, 2021г.
- Серия «Школа развития» Прописи для мальчиков от 5-ти лет. Ростов-на-Дону: Феникс, 2021г.