Моя педагогическая философия

Коврижникова Зухра Аликовна

Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему:

«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

учителя русского языка и литературы

 МБОУ СОШ № 124

Коврижниковой Зухры Аликовны

Уфа-2015 г.

 «Трудности возрастают по мере приближения к цели.

Но пусть каждый совершает свой путь

подобно звездам – спокойно, не торопясь,

но беспрерывно стремясь к намеченной цели».

(И. Гете)

       В мире множество профессий, все они необходимые и интересные.   Каждый человек должен избрать для себя ту профессию, которая соответствует его наклонностям и способностям, найти свое призвание. У каждого человека свой Путь - путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. Самое трудное в жизни сделать выбор. Иногда мне кажется, что, может, не я выбрала профессию, а она долго, настойчиво и терпеливо выбирала меня.

      Я не отношусь к числу людей, которые с детства мечтали стать учителем. Наоборот, будучи сама ученицей в школе (в силу отсутствия человеческого опыта) позволяла себе неуважительно относиться к работе учителя. Теперь же у меня совершенно противоположный взгляд на профессию, которая «сеет разумное, доброе и  вечное».

     Закончив филологический факультет по специальности «учитель русского языка», устроилась в школу и постепенно начала понимать, что учитель - это не только человек, имеющий специальное педагогическое образование, но и тот, без кого немыслимо прогрессивное развитие человеческого рода.

     Стать мастером своего дела нелегко. Знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом.  Неспроста народная мудрость гласит: «Век живи, век учись».

     Судьба учителя сложна и интересна.  Что значит для меня, быть учителем? Это возможность учить детей, каждый день общаться с ними, открывая для себя новое, мудрое, отдавая взамен знания и сердце. Ведь отдавать и дарить намного легче и приятнее, чем просто брать. Для меня «учитель» - это образ жизни. Мне нравится рассуждать о мире, смотреть в глаза детей, думать о своих учениках.

Какое счастье - быть полезным людям,

Учить его Величество народ!

Нести ему дар мудрости и знанья

И доброты своей сердечный свет.

Нет на земле ответственней призванья,

Почётнее и радостнее нет.                              (И. Крупин)

     Почему я стала учителем?  Почему не попыталась поменять профессию на другую?.. Сейчас точно знаю: «Почему?»

    Вхожу в класс и вижу глаза своих учеников. В одних - настороженность, в других - интерес, в-третьих - надежда, в чьих-то - равнодушие…  Какие они разные! У каждого из них особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, но знаю одно нельзя подавить его как личность в настоящем.

   Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Ум, мудрость учителя приносит ему доброе имя, спокойную совесть и счастье общения.

    Я считаю, воспитывать надо личным примером. В этом и заключается суть моей педагогической философии.  Если рядом с учеником будет педагог, который перестал развиваться, учиться, искать что-то новое, то он становится неинтересен учащимся.  Трудно поддерживать у учеников интерес к учёбе, к школе в настоящее время.

   Фразу о том, что ребёнок «факел, который нужно зажечь», знают все. А как зажечь? Педагог сам должен гореть. К сожалению, не всем удается зажечь, но если удается – учитель счастлив. Я счастлива, мне повезло, у меня есть такие  ученики, которым я передала факел любви к знаниям, и я горжусь ими!

   Важнее всего, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Будет ли ребенок «звездочкой» или растворится в толпе, и будет «серой мышкой»? А значит, главное предназначение человека, учителя заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать путь познания, а помочь найти свою тропу; не тянуть за руку на гору, а помочь преодолеть ее. Я верю, что каждый человек может измениться, измениться в лучшую сторону.

     В настоящее время учителем-мастером становится не тот, кто забивает головы учеников знаниями, не тот, кто ежеурочно требует отчёта о выученном и пугает  плохой оценкой. Думаю, что учителем-мастером может быть назван лишь тот педагог, который умеет создать условия, подготовить благодатную почву для становления порядочного человека, обладающего гражданской ответственностью, способностью творчески применять свои знания в различных сферах жизни.

        Путь к мастерству, на мой взгляд, открыт для каждого учителя. Надо только «принять» своих учеников со всеми их бедами и недостатками, а значит, полюбить и вспыльчивого, и остроумного, и общительного, и трудолюбивого, и ранимого, и впечатлительного. А это сделать очень трудно.

        Какая бы ни складывалась ситуация, учитель должен всегда проявлять уважение к личности ученика. Именно педагогический такт, умение определять состояние ребёнка, способность управлять своими чувствами и вытеснять из сознания отрицательные мысли и отличают учителя-мастера от непрофессионала, который не сможет повести детей за собой. А мастер, создав атмосферу комфорта и эмоционального благополучия, сумеет увлечь учеников своим предметом, привьёт вкус к интеллектуальному труду, превратит процесс учения в сотворчество и сотрудничество.

        Нет никакого сомнения в том, что русский язык и литература – предметы, ценность которых чрезвычайно велика. На уроках учителя-словесника формируется творческое мышление, осмысливаются общечеловеческие ценности.

        Думаю, что современный урок русского языка не может сводиться к изучению и отработке орфографических и пунктуационных правил, а урок литературы – к формальной беседе о прочитанном. Оскудение речи учеников, падение их интереса к чтению художественной литературы, отсутствие представления школьников о богатстве и многообразии языка заставляют задуматься учителя-словесника о будущем «не читающего поколения».

      Меня всегда волновал вопрос о том, как увлечь ребят уроками русского языка и литературы, как воспитать читателя, способного получать наслаждение от подлинных произведений искусства, как сделать чтение хорошей литературы потребностью ученика. Поиски ответа на этот вопрос привели меня к уроку, который сегодня носит название урока-исследования. Что такое урок-исследование? Это интересная форма общения учителя и ученика, которая опирается  на три понятия: «надо», «трудно», «интересно»,  приобщение детей к интеллектуальному труду, возможность вступить в диалог с литературным героем, писателем и его эпохой, возможность почувствовать вкус, цвет и запах живого слова.

        Процесс исследования для ребят – процесс творческий. Ученик, увлечённый поиском истины, не замечает, что интересным для него этот путь делает учитель.

        Мне нравятся такие уроки, и искренне радуюсь «открытиям» своих учеников, их наблюдениям, умению отстаивать личную точку зрения, предлагать решения проблемных задач. Исследовательская деятельность повышает активность детей, развивает интерес к предмету, создаёт положительный эмоциональный настрой, расширяет кругозор, дает новые сведения из разных областей науки, техники, искусства, развивает культуру речи, приобщает к культуре народа.

        Станут ли они достойными гражданами своей страны? Сумеют ли они отличить истинную красоту от фальши?.. Помогать ученику, постигать и проживать жизнь, подниматься вместе с ним на новые ступени развития, болеть за его судьбу – это, наверное, и есть моя педагогическая философия.

   Размышляя, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.   Многое, о чём мечталось и думалось, удалось осуществить. Но почему-то в душе нет успокоения: вечный поиск, вечная работа… Мне кажется и должен жить человек, если он хочет чего-то добиться. А завтра снова напряжённый день. И так всегда… И снова будут силы продолжать путешествия не только по земле, но и в мир науки, мир человеческих взаимоотношений, мир детства. Это и есть мой путь, по которому иду, стараясь оставить след в сердцах своих воспитанников, научить их жить и быть достойными гражданами своей Родины, и в этом мне помогут мои предметы: русский язык и литература.  Это моя жизнь!   Несомненно, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью, – это  педагогический труд. Я не работаю учителем, я живу этой профессией, это и есть моя педагогическая философия.