Наставническая деятельность
Одним из самых актуальных вопросов в сфере образования, является вопрос о педагогических кадрах. Не секрет, что выпускники вузов неохотно идут работать в школу. Особенно ярко эта проблема проявляется в сельских школах. Отсутствие жилья, отдаленность от районного и областного центра – это лишь некоторые причины по которым молодые специалисты не хотят работать в сельских школах. Именно поэтому по-прежнему существует проблема того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов и особенно удержать их в профессии.
Сегодня единственный выход – это воспитывать профессиональные кадры, начиная со школьной скамьи.
С 2008 года мои обучающиеся поступают в высшие учебные заведения на бюджетные места, выбирая направления история или обществознание.
Данные представлены в таблице.
Таблица 1.1
Год поступления | Учебное заведение, факультет | Количество поступивших | Количество в % от общего количества выпускников |
2008 | Томский государственный университет, исторический факультет | 1чел. (Таушканова Софья) | 8,33% |
2009 | Томский государственный университет, исторический факультет | 1чел. (Васютина) Анастасия | 16,6% |
Томский государственный педагогический университет, факультет экономики и управления | 1 чел. (Ленёв Александр) | ||
2012 | Томский государственный университет, юридический факультет | 1 чел. (Жихрова Екатерина) | 10% |
Томский политехнический университет, факультет экономики и управления | 1 чел Жихрова Олеся | ||
2013 | Томский государственный педагогический университет, исторический факультет | 2 чел. Казакулов Радик и Курков Максим | 22,2% |
2014 | Томский государственный университет, исторический факультет | 1 чел. (Селезнёв Александр) | 10% |
Моя ситема работы с молодыми специалистами включает в себя три направления:
|
|
|
Работа состоит в следующем.
Этап | Деятельность учеников, молодого учителя | Деятельность наставника |
Первый этап |
| Вовлекает учеников 9-11 классов в педагогическую деятельность |
Второй этап |
| Оказывает методическую помощь. |
Третий этап (пять лет) |
|
|
Систему своей работы могу представить на примере сопровождения Ленёва Александра Николаевича, моего ученика, а сегодня молодого учителя истории и обществознания МБОУ «Клюквинская СОШИ».
В 2007 году после окончания ТГПУ я пришла работать в МБОУ «Клюквинская СОШИ» Верхнекетского района учителем истории и обществознания и одновременно стала классным руководителем 10 класса. В 2010 году мои ученики закончили школу. Двое моих учеников осознано выбрали профессию – учитель, поступив в Томский государственный педагогический университет на факультет «Юриспруденция» и Томский государственный университет на «Исторический» факультет.
В 2013г. мой ученик Ленёв А.Н. начал свою педагогическую деятельность учителем истории и права как практикант в МБОУ «Клюквинская СОШИ». В 2014г., получив диплом о высшем образовании, вернулся работать в Клюквинскую школу. И это неслучайность.
Администрация школы назначила меня наставником молодого специалиста (Приказ №66 от 15.09.2014г.). Была разработана Индивидуальная программа работы с молодым специалистом.
Для определения направлений наставнической деятельности, разработки плана работы по сопровождению молодого педагога и его коррекции ежегодно проводился мониторинг профессиональных затруднений молодых учителей. Основным инструментом мониторинговых исследований было выбрано анкетирование. Анкетирование проводилось три раза в год.
Материал для мониторинга профессиональных затруднений молодых учителей
(анкеты представлены в «Индивидуальной программе работы с молодым специалистом»)
Таблица 1.2.
№ | Название | Описание |
1 | Анкета для молодых специалистов №1 (вводная). | Анкетирование проводится в начале учебного года. Цель: выявление проблемных вопросов в профессиональной деятельности молодого учителя. Результаты анкетирования помогают наставнику спланировать работу с молодым педагогом на год. |
2 | Анкета для молодых специалистов №1 (промежуточная). | Анкетирование проводится в течение года (декабрь-январь). Цель: корректировка плана работы наставника с молодым педагогом. Определение тем для семинаров-практикумов. Результаты анкетирования помогают наставнику скорректировать работу и определить основные направления наставнической деятельности. |
3 | Анкета для молодых специалистов №1 (итоговая). | Анкетирование проводится в мае-июне. Цель: определение эмоционального состояния молодого педагога и его отношения к деятельности ОО по сопровождению молодых педагогов. Результаты анкетирования помогают наставнику понять эмоциональный настрой молодого учителя; провести коррекционную работу своей деятельности по сопровождению молодого учителя. |
По результатам анкетирования, ежегодно планировалась работа с молодым специалистом, вносились коррективы.
Так в 2015 году промежуточное анкетирование, показало, что молодому специалисту интересны следующие темы семинаров-практикумов: «Как создать персональный сайт учителя» и «Участие в конкурсах профессионального мастерства как инструмент профессионального роста учителя». Данные были учтены при корректировке плана работы на 2-3 год работы.
Основным направление наставнической деятельности стала работа по организации учебно-воспитательного процесса. Мы совместно разрабатывали рабочие программы по предметам, планы первых уроков. Совместно проводили недили истории и обществознания. В 2017г. мы впервые попробовали провели совместные уроки, когда урок у одного класса одновременно ведут два учителя. Особенность такого урока в том, что 70% урока должен вести молодой учитель и только 30% его педагог-наставник. Уроки мы записывали на виде для последующего анализа. Первый урок обществознания в 5 классе по теме: Наша Родина-Россия» для меня как наставника оказалось дать трудне, так как анализ урока показал, что процент мы не выдержали по причине большой активности наставника. Второй урок обществознания в 5 классе по теме: «Государственные символы России» мы подготовили и провели с учётом анализа первого урока. Видеозапись второго урока была представлена на первом межмуниципальном конкурсе среди молодых педагогов и их наставников «Педагогический союз» и получила высокую положительную оценку жюри. (Уроки и самоанализ представлены в папке с дополнительным материалом).
«Педагогический экстрим-2016» |
Но, считаю, одной из важнейших задач является адаптация молодого учителя в уже сложившемся педагогическом коллективе. Важно, что бы молодой специалист почувствовал себя его неотъемлемой частью. Эту задачу мы решали через участие молодого специалиста и опытных педагогов, как в общешкольных, так и районных спортивных и культурных мероприятиях. В 2016 году мы приняли участие в районных соревнования среди педагогов «Педагогический экстрим». Я сама являюсь членом школьного хорового коллектива педагогов «Эксклюзив». С 2016г. Александр Николаевич, также входит в состав нашего хорового коллектива.
Важно, чтобы молодые педагоги могли почувствовать себя успешными. Именно поэтому был сделан акцент на участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.
Победители I межмуниципального конкурса среди молодых педагогов и их наставников «Педагогический союз -2016» |
Хоровой коллектив «Эксклюзив» |
В 2017г. в Верхнекетском районе проходил первый межмуниципальный конкурс среди молодых педагогов и их наставников «Педагогический союз». Конкурс проходил в два этапа: заочный и очный. В первом заочном этапе конкурсанты представили жюри видеозапись открытого урока молодого (начинающего) педагога и наставника, а также совместный инновационный педагогический проект образовательного события для обучающихся и педагогов «Моя инициатива». Во втором этапе конкурсантам необходимо было пройти три конкурсных испытания:
- «Круглый стол».
- «Разговор по душам».
- «Мастер-класс».
По итогам конкурсных испытаний наша команда заняла первое место.А в мае 2017г. Александр Николаевич успешно прошёл аттестацию на первую квалификационную категорию (Распоряжение ДОО Томской области № 399-р от 31.05.2017г.).
Каждый опытный педагог, когда-то был молодым учителем, который боялся проводить свой первый урок, не знал как правильно вести школьный журнал и составлять рабочие программы по предмету. Именно поэтому важно, чтобы в самом начале профессионального пути рядом оказался человек, который смог бы оказать необходимую методическую и психологическую помощь. Но ещё важнее помочь выпускникам школы сделать особенный выбор своей будущей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_klassnogo_rukovoditelya_do_nastavnika.pptx | 1.2 МБ |
programma_s_molodym_spetsialistom_nastavnika_chumachenko_t.i.docx | 64.65 КБ |
materialy_dlya_monitoringa_i_diagnostiki.zip | 62.99 КБ |
master_klass.zip | 1.65 МБ |
seminar-praktikum_1.zip | 1.12 МБ |
seminar-praktikum_2.zip | 132.68 КБ |
seminar-praktikum_3.zip | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов, и у меня многие учились». А.С.Макаренко
Этап Деятельность учеников, молодого учителя Деятельность наставника Первый этап Посещают уроки учителей. Под контролем учителя разрабатывают планы уроков и ведут уроки в младших классах. Делают анализ. Совместно с учителем разрабатывают сценарии общешкольных внеклассных мероприятий, классных часов и проводят их в роли учителя. Вовлекает учеников 9-11 классов в педагогическую деятельность. Второй этап Обучаются в педагогическом университете. Проходят практику. Оказывает методическую помощь. Третий этап (пять лет) Работает учителем в школе. Принимает участие в семинарах и конференциях. Участвует в профессиональных конкурсах. Проходит аттестацию на квалификационную категорию. Оказывает методическую помощь при разработке рабочих программ, планов уроков и т.д. Помогает решать проблемные вопросы. Сопровождает молодого учителя во время участия в профессиональных конкурсах. Помогает подготовиться и пройти аттестацию на квалификационную категорию.
Региональная программа «Три горизонта»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Клюквинская средняя общеобразовательная школа - интернат»
Верхнекетского района Томской области
Утверждена
Директор __________ Т.И. Воронянская
от 26.09.2014г. приказ №78
Индивидуальная программа работы с молодым специалистом
Ленёвым Александром Николаевичем (учитель истории и обществознания)
на 2014-2018 гг.
Автор: Чумаченко Татьяна Ивановна,
учитель истории и обществознания
2014г.
Содержание
I | Паспорт программы | 3 |
II | Пояснительная записка | 4-6 |
III | План работы на 2014-2018 годы | 6-11 |
IV | Ожидаемые результаты | 11 |
V | Приложения | 12-22 |
Приложение 1. Анкета для молодых специалистов №1 (вводная). | 12-13 | |
Приложение 2. Анкета для молодых специалистов №1 (промежуточная). | 14-16 | |
Приложение 3. Анкета для молодых специалистов №1 (итоговая). | 17-18 | |
Приложение 4. Лист наблюдения оценки деятельности молодого учителя во время урока. | 19-21 | |
Приложение 5. Карта-схема наблюдения «Место учителя в классе во время урока» | 22 |
- Паспорт программы
Название программы | «Индивидуальная программа работы с молодым специалистом Ленёвым Александром Николаевичем ,учителем истории и обществознания |
Сроки реализации | 2014-2018 год |
Цель и задачи | Цель программы – обеспечение быстрого и эффективного включения молодого специалиста в образовательный процесс, его активного участия в деятельности и развитии образовательной организации. Задачи:
|
Этапы и сроки | I - Адаптационный (сентябрь 2014-январь 2015) II - Становление профессионализма молодого педагога (2015 – 2017) III – Оценочный (2018 год) |
- Пояснительная записка
Современная система образования нуждается в высокообразованных и высококвалифицированных специалистах, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых технологий. Образовательная среда школы способствует становлению и развитию современного учителя как профессионала и творческой личности, обладающей высоким уровнем компетентности.
Сегодня вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем по-прежнему существует проблема того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов и особенно удержать их в профессии. Основные трудности, возникающие у молодых учителей в начальный период их профессиональной деятельности, связаны главным образом со слабой методической подготовкой. Имея огромный запас теоретических знаний, полученных в университете, молодой учитель зачастую не знает, как их применять на практике: он не владеет многообразием приёмов и форм обучения. Любой человек, начинающий свой путь в профессии, испытывает затруднения вследствие отсутствия опыта.
Для работы с молодым учителем в 2014 году была разработана «Индивидуальная программа работы с молодым специалистом».
Цель программы – обеспечение быстрого и эффективного включения молодого специалиста в образовательный процесс, его активного участия в деятельности и развитии образовательной организации.
Задачи:
- Адаптация молодого специалиста к требованиям учреждения и должности.
- Развитие молодого специалиста в профессиональной деятельности.
- Оценка потенциала молодого специалиста с целью формирования кадрового.
Срок реализации программы с 2014 по 2018 год.
Программа состоит из следующих этапов:
Этап | Сроки | Направление деятельности |
I - адаптационный | Сентябрь 2014-январь 2015гг. | Цель первого этапа: определить ряд обязанностей, полномочий молодого учителя. Оказание помощи в оформлении необходимой документации.
|
II - основной | Февраль 2015-декабрь 2017гг. | Основная цель второго этапа: реализовать программу адаптации молодого учителя, проводить работу по коррекции умений и навыков.
|
III - оценочный | 2018 год | Основная цель третьего этапа – проверить уровень профессиональной компетентности.
|
Формы работы:
- Индивидуальная;
- Коллективная;
- Групповая.
Средства и методы работы.
- Анкетирование, диагностика, посещение наставником уроков молодого учителя, организация их самоанализа.
- Стимулирование всех форм самостоятельности, активности в учебно-воспитательном процессе.
- Формирование навыков самоорганизации, позитивное принятие выбранной профессии.
Методы:
- репродуктивные, наблюдение, анкетирование, беседа;
- информационные (практические семинары в «Школа молодого учителя» и районном «Клубе молодого учителя»)
- педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, мотивация участия в инновационной деятельности;
- комплексные (педагогические мастерские, мастер-классы, проблемно-деловые, рефлексивно-деловые игры).
- План работы на 2014-2018 годы
№ | Название деятельности | Рассматриваемые вопросы | Сроки | Мониторинг профессиональных затруднений |
1 год (2014-2015) «Я - учитель» | ||||
1 | Знакомство с молодым учителем. | 1.Организационные мероприятия:
2.Диагностика умений и навыков молодого учителя. 3.Заполнение информационной карточки. 4.Общая характеристика основных проблем начинающего педагога. | Сентябрь-октябрь | Анкета №1 (вводная) |
2 | Практические занятия «Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации» | 1.Изучение документов:
2.Знакомство с УМК, предметными программами. 3.Коррекция календарных и поурочных планов молодого учителя. | Сентябрь-октябрь | |
3 | Семинар-практикум 1 по теме: «Требования к организации современного урока. Нестандартные формы урока» | 1.Методические требования к уроку. 2.Практикум «Типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания». 3. Соответствие методов обучения формам организации уроков. | Ноябрь | |
4 | Семинар-практикум 2 по теме: «Современный формы анализа урока. Самоанализ» | 1.Анализ урока: виды, формы, технологии. 2. Учимся делать самоанализ урока. | Декабрь | |
5 | Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля. | 1.Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика. 2.Нормы оценивания учебной деятельности. 3.Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала. 4.Организация мониторинговых исследований. 5. Система оценивания детей с ОВЗ. | Январь-февраль | |
6 | Самообразование учителя – лучшее обучение. | 1.Выбор темы самообразования. 2.Планирование работы над темой самообразования. 3. Составление индивидуальной программы профессионального развития. | В течение года | |
7 | Посещение взаимных уроков | 1.Разработка технологических карт уроков. 2.Подбор дидактического материала. 3. Анализ урока. 4.Корректировка работы. | В течение года | 1.Карта-схема наблюдения «Место учителя в классе во время урока». 2. Лист наблюдения оценки деятельности молодого учителя во время урока |
8 | Отчёт по итогам года | 1.Открытый урок молодого учителя. 2.Совместное общешкольное внеклассное мероприятие молодого учителя и наставника. | Апрель-май | Анкета №3 (итоговая) |
9 | Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. | В течение года | Анкета №2 (промежуточная) | |
2-3 год (2016-2017) «Творческий поиск молодого учителя» | ||||
1 | Работа с документами. Корректировка планов и программ. | 1.Коррекция календарных и поурочных планов молодого учителя на новый учебный год. 2.Корректировка плана по самообразованию молодого учителя. 3. Корректировка индивидуальной программы профессионального развития. | Ежегодно август-сентябрь | Анкета №1 (вводная) |
2 | Семинар-практикум 3 «Портфолио педагога. Как подготовиться к аттестации» | 1.Изучение методических рекомендаций к составлению портфолио учителя. 2.Работа над портфолио. | Март 2016 | |
3 | Семинар-практикум 4 «Особенности работы с детьми ОВЗ» | 1.Изучение документации. 2.Разработка адаптационных программ. 3.Особенноси работы с детьми ОВЗ. | Октябрь 2016г. | |
4 | Семинар-практикум 5 «Персональный сайт учителя» | 1.Изучение требований к персональному сайту учителя. 2.Изучение Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (с изменениями).3.Разработка структуры персонального сайта.4.Работа над сайтом.5.Участие в региональном конкурсе «Электронное портфолио молодого учителя». | Январь-март 2017г. | |
5 | Семинар-практикум 6 «Участие в конкурсах профессионального мастерства как инструмент профессионального роста учителя» | 1.Подготовка и участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства. | Февраль 2017г. | |
6 | Посещение взаимных уроков | 1.Разработка технологических карт уроков. 2.Подбор дидактического материала. 3. Анализ урока. 4.Корректировка работы. | В течение года | 1.Карта-схема наблюдения «Место учителя в классе во время урока». 2. Лист наблюдения оценки деятельности молодого учителя во время урока |
7 | Представление опыта работы | 1.Подготовка выступлений на семинарах и РМО учителей истории и обществознания. 2.Открытые уроки. | В течение года | |
8 | Отчёт по итогам года Участие в методической неделе «Учитель -учителю» | 1.Открытый урок молодого учителя. 2.Совместное общешкольное внеклассное мероприятие молодого учителя и наставника. | Апрель-май | Анкета №3 (итоговая) |
9 | Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. | В течение года | Анкета №2 (промежуточная) | |
4 год (2018) «Профессиональное становление» | ||||
1 | Работа с документами. Корректировка планов и программ. | 1.Коррекция календарных и поурочных планов молодого учителя на новый учебный год. 2.Корректировка плана по самообразованию молодого учителя. 3. Корректировка индивидуальной программы профессионального развития. | Ежегодно август-сентябрь | Анкета №1 (вводная) |
2 | Посещение взаимных уроков | 1.Разработка технологических карт уроков. 2.Подбор дидактического материала. 3. Анализ урока. 4.Корректировка работы. | В течение года | 1.Карта-схема наблюдения «Место учителя в классе во время урока». 2. Лист наблюдения оценки деятельности молодого учителя во время урока |
3 | Представление опыта работы | 1.Подготовка выступлений на семинарах и РМО учителей истории и обществознания. 2.Открытые уроки. | В течение года | |
4 | Подготовка к аттестации | 1.Изучение документации. 2.Работа над портфолио. | В течение года | |
5 | Прохождение аттестации на первую квалификационную категорию | 1.Подготовка открытых уроков. 2.Подготовка открытого внеклассного мероприятия. | В течение года По графику | |
6 | Отчёт по итогам года Участие в методической неделе «Учитель -учителю» | 1.Открытый урок молодого учителя. 2.Совместное общешкольное внеклассное мероприятие молодого учителя и наставника. | Апрель-май | Анкета №3 (итоговая) |
- Ожидаемые результаты.
Первый этап.
- Знает практические требования и содержание образовательных программ;
- Умеет отбирать учебный материал, составлять календарно-тематическое планирование, грамотно вести документацию, классные журналы.
- Умеет определять тему самообразования.
- Грамотно планировать и проводить учебные занятия и мероприятия внеурочной деятельности.
Второй этап.
- Планировать и проводить открытые уроки и внеклассные общешкольные мероприятия.
- Участвовать в семинарах, конференциях, круглых столах.
- Умеет грамотно оформлять портфолио учителя.
- Имеет персональный сайт учителя или страницу на официальном сайте школы.
- Участвует в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.
Третий этап.
- Готов к прохождению аттестации на квалификационную категорию.
- Готов делиться опытом работы с коллегами.
Приложение 1.
Анкета для молодых специалистов №1
(вводная)
Дата __________ ФИО молодого учителя ______________________________________________
№ вопроса | Вопрос | Варианты ответов (ответ) |
1 | Испытываете ли Вы трудности в профессиональной деятельности? | А) Да, я испытываю трудности в своей профессиональной деятельности Б) Нет, трудностей практически не возникает В) Затрудняюсь ответить. |
2 | Назовите, какие трудности у Вас возникают |
|
3 | Какие чувства Вы испытываете на рабочем месте? | |
4 | Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности? | А) Да, изменилось в лучшую сторону Б) Да, изменилось в худшую сторону В) Нет, осталось прежним Г) Затрудняюсь ответить Д) Другое _________________________________ |
5 | Если изменилось ваше отношение к выбранной профессии, то, что больше всего повлияло на это? | |
6 | Удовлетворены ли Вы своей работой? | А) Да Б) Частично В) Нет Г) Затрудняюсь ответить. |
7 | Укажите причины, которые в наибольшей степени вызывают неудовлетворенность работой | |
8 | Комфортно ли Вам работать в данном педагогическом коллективе? | А) Да Б) Частично В) Нет Г) Затрудняюсь ответить. |
9 | Какие мероприятия, на Ваш взгляд, необходимо провести школе для поддержки и сопровождения молодых специалистов? |
Приложение 2.
Анкета для молодых специалистов №2
(промежуточная)
Дата __________ ФИО молодого учителя ______________________________________________
Приложение 3.
Анкета для молодых специалистов №3
(итоговая)
Дата __________ ФИО молодого учителя ______________________________________________
№ вопроса | Вопрос | Варианты ответов (ответ) |
1 | Трудно ли Вам работать учителем? | А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить |
2 | Какова Ваша общая удовлетворенность профессией? | А) полностью удовлетворен; Б) скорее удовлетворен, чем нет; В) затрудняюсь ответить; Г) скорее не удовлетворен, чем удовлетворен; Д) полностью не удовлетворен; |
3 | Комфортно ли Вам работать в данном педагогическом коллективе? | А) Да Б) Частично В) Нет Г) Затрудняюсь ответить. |
4 | Кто или что помогло адаптироваться в новой социальной роли? (выберите варианты ответов) | А) наставник Б) коллеги Б) руководитель образовательного учреждения В) заместители руководителя образовательного учреждения Г) руководитель методического объединения Д) мероприятия, проводимые в образовательном учреждении Е) участие в работе «Школе молодого учителя» Ж) участие в заседаниях районного «Клуба молодого учителя» З) участие в региональной программе «Три горизонта» И) друзья, подруги, знакомые |
5 | Что вызывало наибольшие проблемы в работе? | А) большая педагогическая нагрузка; Б) недостаток свободного времени; В) отсутствие опыта работы; Г) низкая техническая оснащенность аудиторий; Д) мало внимания со стороны руководства, наставника; Е) особых проблем не было Ж)Другое _________________________________ __________________________________________________________________ |
6 | Ваши предложения по улучшению работы |
Приложение 4.
Лист наблюдения оценки деятельности молодого учителя во время урока
ФИО учителя | |
Дата урока | |
Предмет | |
Тема урока | |
Форма урока | |
Тип урока | |
Класс | |
Количество учеников | |
№ посещаемого урока | |
Цель посещения | |
Оборудование | |
УМК |
Структура наблюдения
№ | Анализ | Оценка деятельности преподавателя (баллы) | Замечания и предложения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | Готовность материально – технического оснащения урока: наличие наглядных пособий, раздаточного материала, фрагментов кино- и диафильмов, действующих моделей, приборов, справочно – информационной литературы, схем, таблиц. | ||||||
2 | Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой. | ||||||
3 | Поведение преподавателя: уверенность, твёрдость, умение поддерживать дисциплину. | ||||||
4 | Речь преподавателя: понятная, выразительная, литературно – грамотная, оптимального темпа, достаточно громкая | ||||||
5 | Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость. | ||||||
6 | Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. | ||||||
7 | Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы. | ||||||
8 | Деятельность учащихся на уроке выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, обобщения. | ||||||
9 | Использование ИКТ (интерактивная доска, проектор, мобильный класс) | ||||||
10 | Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок. | ||||||
11 | Объем и характер домашнего задания, его дифферинцированность | ||||||
12 | Качество презентации и дидактического материала | ||||||
13 | Рефлексия |
Заключение по уроку ____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общие рекомендации по уроку ____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ______________ Наставник ________________ /________________________/
Педагог ________________/________________________/
Оценка осуществляется по 5-бальной шкале | ||||
5 – качество проявляется почти всегда и на высоком уровне | 4-качество проявляется часто, но имеются недочёты | 3-качество проявляется на уровне 50% | 2-качество проявляется редко | 1-качество отсутствует |
Приложение 5.
Карта-схема наблюдения
«Место учителя в классе во время урока»
ФИО учителя _________________________ Дата урока __________________
Предмет __________________________ Тема урока _____________________
__________________________________________________________________
Класс ________ Количество учеников__________________________________
Предварительный просмотр:
Анкета для молодых специалистов №1
(вводная)
Дата __________ ФИО молодого учителя ______________________________________________
№ вопроса | Вопрос | Варианты ответов (ответ) |
1 | Испытываете ли Вы трудности в профессиональной деятельности? | А) Да, я испытываю трудности в своей профессиональной деятельности Б) Нет, трудностей практически не возникает В) Затрудняюсь ответить. |
2 | Назовите, какие трудности у Вас возникают |
|
3 | Какие чувства Вы испытываете на рабочем месте? | |
4 | Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности? | А) Да, изменилось в лучшую сторону Б) Да, изменилось в худшую сторону В) Нет, осталось прежним Г) Затрудняюсь ответить Д) Другое _________________________________ |
5 | Если изменилось ваше отношение к выбранной профессии, то, что больше всего повлияло на это? | |
6 | Удовлетворены ли Вы своей работой? | А) Да Б) Частично В) Нет Г) Затрудняюсь ответить. |
7 | Укажите причины, которые в наибольшей степени вызывают неудовлетворенность работой | |
8 | Комфортно ли Вам работать в данном педагогическом коллективе? | А) Да Б) Частично В) Нет Г) Затрудняюсь ответить. |
9 | Какие мероприятия, на Ваш взгляд, необходимо провести школе для поддержки и сопровождения молодых специалистов? |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Слайд №1.
Доклад на тему: «Требования к организации современного урока.
Нестандартные формы урока».
Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства.
Слайд№2
Урок – это логически закономерный, целостный, ограниченный определёнными рамками времени отрезок учебно – воспитательного процесса. По отношению к процессу обучения урок необходимо рассматривать как самостоятельную целостную систему, как целенаправленную деятельность во времени и пространстве.
Урок является неотъемлемой частью учебного процесса, которая является основной формой организации обучения.
Каждый новый урок-это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
Что значит современный? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.
Слайд №3
Каждый урок начинается с его подготовки. «Кто не знает, куда направляется, очень удивиться, что попал не туда», сказал М. Твен.
Рассмотрим технологическую цепочку подготовки урока учителем:
- Проектирование урока (продумывание структурных элементов урока).
- Целеполагание урока (Цель учителя и цель ученика.Цель не должна навязываться ученику, она должна стать его собственной деятельностью).
- Триединые задачи (воспитательные, развивающие, метапредметные).
- Отбор учебного материала.
- Методы и приёмы обучения.
- Формы организации деятельности обучающихся (необходимо применять системно -деятельностный подход и интерактивные методы обучения).
- Подготовка домашнего задания.
- Оценка и самооценка деятельности.
- Рефлексия.
- Самоанализ урока.
Слайд №4
При подготовке к уроку не обходимо учитывать:
- Уровень класса.
- Отношение обучающихся к предмету.
- Сформированность ЗУН.
- Отношение обучающихся к разным видам деятельности.
- Дисциплину в классе.
Слайд№5.
Этапы урока
Этапы урока |
Организационный момент |
Проверка изученного материала. |
Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового (мотивация) Мотивация – «Заинтересовать – значит заставить задуматься» |
Изучение нового материала. |
Подведение итогов урока.
|
Домашнее задание. |
Слайд№6
Для того чтобы понять в чём отличие традиционного урока от современного проведём сравнительный анализ требований к уроку.
Слайд№7-8
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Цель и задачи | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Слайд№9
Основа современного урока – системно-деятельностный подход и применение интерактивных методов обучения.
Слайд№10
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая карта урока
Этап урока | Время (мин) | Деятельность | |||
Учителя | Учеников | ||||
Познавательна | Коммуникативная | Регулятивная | |||
Организационный момент | |||||
Проверка изученного материала | |||||
Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового (мотивация). Первичная рефлексия. | |||||
Изучение нового материала | |||||
Подведение итогов урока. -Обобщение изученного материала. -Рефлексия. | |||||
Домашнее задание. |
Слайд№11
Тема нетрадиционного обучения не является новой. Она волновала таких педагогов, как: Я.А. Коменского, Ш.А. Амонашвилли, К.Д Ушинского и многих других. Все они не только изучали нетрадиционное обучение, но и активно внедряли его в своей педагогической практике. Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.
Наиболее распространённые типы нестандартных уроков:
- Урок-игра;
- Урок-викторина;
- Урок – КВН;
- Урок – суд;
- Урок – сказка.
Слайд№12
«Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком»
Сергей Иосифович Гессен, русский философ, педагог, правовед.
Предварительный просмотр:
Схема анализа урока
- Целенаправленность урока
- Какие практические задачи решались на уроке?
- Как осуществлялось знакомство учащихся с задачами урока?
- Каким образом обеспечивалось поступательное развитие деятельности учащихся на уроке, её кульминация?
- Как прошло завершение урока?
- Каков итог урока с точки зрения выполнения (решения) задач и как их решение способствовало расширению образовательного, развивающего и воспитательного потенциала урока?
- Содержательность урока
- Достаточно ли содержателен был материал текстов и упражнений; соответствовал ли он возрастным интересам учащихся, какова его образовательная и воспитательная ценность?
- Соответствовали ли приёмы, используемые на уроке, задачам урока и психологическим особенностям учащихся?
- В какой мере соблюдалось соотношение между тренировочными и творческими упражнениями?
- Активность учащихся на уроке
- В каком соотношении была активность учителя и учащихся?
- Как стимулировалась мыслительная активность, имела ли место поисковая деятельность учащихся и как она была организована?
- Каким образом стимулировалась речевая активность учащихся на уроке?
- Какие использовались организационные формы на уроке, где, в каких "точках" урока применялись коллективные формы организации деятельности школьников, для решения каких задач?
- Все ли возможности были использованы для стимулирования активности учащихся.
- Мотивационная обеспеченность урока
- Каким образом учитель обеспечивал учащимся возможность ощущать успешность учения, как гарантировалась мотивация успешности учения? Создавались ли на уроке условия для интеллектуальной напряжённости, и одновременно обеспечивал ли учитель учащихся средствами её снятия?
- Как использовалась оценка деятельности учащихся на уроке, включая взаимо- и самооценку?
- Достаточно ли было личностно ориентировано содержание материала на уроке, в чём это проявлялось?
- В какой мере используемые приёмы затрагивали интеллектуальную и эмоциональную сферы учеников?
- Каким образом окончание урока показало учащимся достигнутое на уроке и мотивировало их дальнейшую работу по предмету.
- Многообразие используемых стимулов на уроке
- Какие вербальные и невербальные стимулы использовались на уроке?
- В какой мере используемые стимулы помогали решению задач урока?
- Все ли возможности стимулов были должным образом реализованы?
- Результативность урока
Чему научились? Какие навыки формировались, развивались и совершенствовались? Какие умения развивались?
- Общие сведения об уроке
- цели посещения;
- тема урока, его место в системе уроков в данном разделе программы;
- цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая);
Сообщение учащимся целей и задач урока.
- Тип и структура урока
- урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков;
- урок закрепления знаний, умений и навыков;
- урок повторения материала и развития умений и навыков;
- урок обобщения изученного и совершенствования навыков;
- урок развития связной речи;
- урок проверки знаний, умений и навыков;
- урок - зачёт;
- урок - семинар;
- контрольный урок;
- урок анализа работ;
- комбинированный урок.
Целесообразность выбора типа урока с точки зрения темы и дидактических целей. Логическая взаимосвязь и последовательность структурных частей урока.
- Анализ содержания урока
- соответствие содержания теоретического материала программе;
- доступность, художественность, идейность материала, используемого на уроке;
- чёткое выделение основного содержания опорных знаний и умений как объекта прочного усвоения на уроке;
- материал для повторения и его связь с объяснением нового.
- Анализ методов и организация обучения
- формы опроса и учёта знаний, умений и навыков;
- организация объяснения нового материала: его мотивация, первичное ознакомление, работа с учебником, со справочной литературой;
- формы закрепления нового материала:
- виды упражнений, используемых для работы по формированию опорных, специальных, общеучебных умений и навыков, мотивация всех видов деятельности учащихся на уроке;
- виды работы по развитию речи: обогащение словарного запаса, развитие устной речи, работа по повышению уровня речевой культуры;
- использование наглядности, ТСО в качестве источника новых знаний, средства повышения познавательной активности учащихся, эмоциональность восприятия, развитие их интереса;
- взаимосвязь репродуктивной и творческой деятельности учащихся; пути повышения их творческой активности, формирование у школьников навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- способы индивидуализации и дифференциации заданий для учащихся;
- организация проверки знаний, умений и навыков учащихся, полученных на уроке;
- приём подготовки учащихся к выполнению домашних заданий;
- подведение итогов урока, обоснованность поставленных на уроке оценок;
- распределение и рациональное использование времени на уроке.
- Общий итог урока
- реализация целей, задач урока, программных требований;
- эффективность путей достижения поставленных на уроке целей;
- обеспечение на уроке единства усвоения знаний с выработкой умений;
- качество знаний, умений и навыков учащихся (прочность, систематичность, действенность);
- воспитательная направленность урока.
- Предложения и рекомендации
- рекомендации по закреплению и развитию задач, особенно успешно решаемых учителем на уроке;
- предложения по преодолению выявленных недостатков,
- рекомендации по изучению соответствующей литературы, посещение уроков у других учителей.
Предварительный просмотр:
Приложение 18
к распоряжению Департамента общего образования Томской области
от 14.08.2015 г. № 551-р
Рекомендации по структуре и оформлению педагогического портфолио
Структура педагогического портфолио (далее – портфолио) разработана в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276.
Наличие портфолио является обязательным при аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям. Портфолио позволяет учитывать результаты профессиональной деятельности, достигнутые педагогическими работниками в межаттестационный (доаттестационный) период.
Функции портфолио
Портфолио педагогического работника – это
- действительный механизм фиксирования профессиональных компетенций педагогического работника,
- коллекция работ и результатов деятельности педагогического работника, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях,
- объективная информация о профессиональных достижениях педагогического работника, о реальном качестве работы педагога,
- фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности педагога.
Портфолио является многофункциональным инструментом, как оценивания, так и самооценки собственных достижений.
Задачи портфолио - основание для оценки деятельности педагогического работника. Портфолио – предмет для экспертизы при оценке педагогического работника.
Подготовка портфолио
Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам педагогический работник и руководитель образовательной организации этому работнику.
При подготовке портфолио практикующий педагогический работник составляет индивидуальный план профессионального развития или программу профессионального развития, в которых определяет:
- цели и задачи своего профессионального роста,
- умения, которые ему необходимо приобрести,
- тренинги и курсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2-3 года.
Цели и задачи профессионального развития педагогического работника должны соотноситься с:
- исполнением трудовых функций, указанных в трудовом договоре (эффективном контракте),
- с результатами освоения обучающимися образовательных программ,
- стратегическим планом образовательной организации.
Индивидуальный план профессионального развития или программа профессионального развития составляется на основе самоанализа профессиональной деятельности, который позволяет педагогическому работнику определить проблемы в профессиональной деятельности и увидеть дальнейшие «точки роста».
Требования к оформлению портфолио:
- портфолио педагогического работника оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, специалистам аттестационной комиссии можно предлагать документы в электронном виде;
- каждый отдельный материал, включённый в портфолио, должен датироваться и быть подписан руководителем образовательной организации;
- состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам педагогический работник и руководитель образовательной организации.
Структура педагогического портфолио
Раздел 1. Общие сведения
Данный раздел включает в себя следующую информацию:
- Ф.И.О. (полностью).
- Год и дата рождения.
- Место работы (полное наименование образовательной организации).
- Занимаемая должность и дата назначения на эту должность, № распорядительного акта (подтверждается копией трудовой книжки и/или копией приказа о заключении трудового договора).
- Дата назначения на должность в данной ОО, № распорядительного акта (подтверждается копией трудовой книжки и/или копией приказа о заключении трудового договора).
- Образование: полное наименование учебного заведения и год его окончания (подтверждается копией документа об образовании). Полученная специальность, квалификация по диплому
- Дата предыдущей аттестации по должности, № распорядительного акта_________
Вывод о результатах аттестации (подтверждается копией распорядительного акта, копией выписки из распорядительного акта, копией аттестационного листа, записью в трудовой книжке).
- Непрерывное профессиональное развитие:
- наличие программы профессионального развития - есть/нет;
- сведения о повышении квалификации за последние 5 лет: тема программы повышения квалификации, название № документа, подтверждающего повышение квалификации, дата выдачи документа, продолжительность курсов, полное наименование ОО дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) (подтверждается копиями документов о повышении квалификации).
- Стаж педагогической работы (подтверждается копией трудовой книжки).
- Общий трудовой стаж.
- Наличие наград и поощрений, спортивных званий, судейской категории за межаттестационный (доаттестационный) период.
- Наличие опыта работы (подтверждается копиями распорядительных актов, сертификатами):
- в составе экспертного совета ОО;
- в качестве наставника;
- в жюри предметных олимпиад, педагогических и детских конкурсов муниципального, регионального и т.д. уровней;
- в составе городского (районного) ПМПК; в качестве эксперта-консультанта в суде, КДН, органах опеки и попечительства;
- в составе территориальных предметных комиссий ГИА-9 (ОГЭ) Томской области, территориальных конфликтных комиссий ГИА-9 (ОГЭ) Томской области;
- в составе предметных комиссий ГЭК ЕГЭ Томской области, государственной конфликтной комиссии ЕГЭ Томской области;
- в составе рабочей группы по рецензированию материалов для мониторинговых исследований на региональном, федеральном уровне;
- в качестве специалиста (эксперта) аттестационной комиссии Департамента общего образования Томской области;
- в составе рабочей группы по разработке материалов для мониторинговых исследований на региональном, федеральном уровне;
- другие документы по усмотрению владельца.
Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности»
2.1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией.
В этом подразделе систематизируются аналитические материалы по обеспечению реализации в полном объеме преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой и освоения обучающимися данной программы. Обобщённые результаты освоения программы представляются в табличных формах, и анализируется динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся.
Формы по результатам освоения обучающимися образовательных программ отличаются в соответствии от занимаемой должности (см. ниже).
- учитель, педагог дополнительного образования:
Динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся
в межаттестационный (доаттестационный) период
Учебный год | Класс (группа) | Положительная динамика результатов | Стабильно положительные результаты | Отрицательная динамика результатов | |||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | ||
- тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель:
Результаты освоения обучающимися программ физкультурно-спортивной направленности в межаттестационный (доаттестационный) период
Вид мониторинга | Этап и год обучения | Кол-во тестируемых, чел. | Результаты внутреннего мониторинга | ||
Отрицательная динамика индивидуальных показателей | Стабильно положительные результаты | Положительная динамика результатов | |||
уч.год | |||||
- педагог-библиотекарь представляет результативность освоения обучающимися образовательной программы (по основам информационной культуры);
- воспитатель школы-интерната представляет результативность освоения обучающимися воспитательных программ;
- методист, инструктор-методист представляют продуктивность своей деятельности в образовательной организации в соответствии с функциональными обязанностями и профилем деятельности;
- педагог-психолог представляет результаты профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников);
- социальный педагог представляет динамику: 1. по профилактике и реабилитации поведения обучающихся; 2. в коррекции развития и адаптации обучающихся.
- учитель-логопед динамику результативности коррекционно-развивающей работы представляет по протоколам ПМПК;
- тьютор показывает динамику процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.
Структуру и содержание таблиц определяет образовательная организация. Каждая таблица заверяется руководителем образовательной организации.
2.2. Результаты предоставляются по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 (см. таблицу ниже). Таблицы сопровождаются анализом.
- учитель, чьи ученики сдают государственную итоговую аттестацию
Основные показатели результатов ЕГЭ, ОГЭ
в межаттестационный (доаттестационный) период
Год | Класс | Количество участников ЕГЭ, ОГЭ | Средний тестовый балл | |
класс | ТО | |||
- педагог дополнительного образования представляет материалы, отражающие показатели сохранности контингента обучающихся по следующей форме:
Название программы | Учебный год | Кол-во обучающихся на начало года | Кол-во обучающихся на конец года | % сохранности контингента | % стабильности состава обучающихся |
- педагог-библиотекарь анализирует сохранность читательского контингента среди обучающихся в соответствии с ниже представленной формой:
Учебный год | Кол-во обучающихся на начало года | Кол-во обучающихся на конец года | % сохранности контингента |
- педагог-организатор, старший вожатый анализирует результаты эффективности реализации организационно-массовых мероприятий.
Количественные показатели организационно-массовых мероприятий в межаттестационный (доаттестационный) период
Учебный год | Количество мероприятий | Общее кол-во обучающихся, участвующих в мероприятиях | Количество обуч-ся, участвующих в одном мероприятии (средний показатель) | Возрастной диапазон участников | Доля обучающихся с особыми образователь-ными потребностя- ми | |||
Общее количество | Уровня ОО | Муниципального уровня | Регионального, всероссийского уровня | |||||
- педагог-библиотекарь представляет количество обучающихся, участвующих в мероприятиях в межаттестационный (доаттестационный) период
Учебный год | Общее кол-во обучающихся, участвующих в мероприятиях | Количество обучающихся, участвующих в одном мероприятии (средний показатель) | Возрастной диапазон участников | Доля обучающихся с особыми образовательными потребностями |
- В этом подразделе педагогический работник представляет:
- аналитические материалы по изучению особенностей обучающихся, которые позволяют ему учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, планировать специальные условия для обеспечения индивидуальных траекторий развития способностей обучающихся;
- результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д., (копии грамот, дипломов, сертификатов, свидетельств, подтверждающих результаты участия в мероприятиях).
Результаты участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях
в межаттестационный (доаттестационный) период*
(для учителя, тьютора)
Форма мероприятия (с указанием названия мероприятия, организатора) | Учебный год | Уровень мероприятия | Классы | Кол-во участников | Результат (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов с указанием Ф.И. обучающего (воспитанника)) |
Очные | |||||
Заочные | |||||
Результаты участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях в межаттестационный (доаттестационный) период*
(для воспитателя ДОУ, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования ДОУ, педагога дополнительного образования, воспитателя школы-интерната)
Форма мероприятия (с указанием названия мероприятия, организатора) | Учебный год | Уровень мероприятия | Кол-во участников, возраст | Результат (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов с указанием Ф.И. обучающего (воспитанника)) |
Очные | ||||
Заочные | ||||
Результаты участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях в межаттестационный (доаттестационный) период*
(для педагога-организатора, педагога-библиотекаря, старшего вожатого, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя коррекционной школы)
Форма мероприятия (с указанием названия мероприятия, организатора) | Учебный год | Уровень мероприятия | Кол-во участников, возраст | Результат (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов с указанием Ф.И. обучающего (воспитанника)) |
* педагогические работники, проходящие аттестацию на первую категорию, заполняют данные таблицы по желанию
Результаты мониторингов по выявлению способностей в физкультурно-спортивном направлении
(таблица внутришкольного мониторинга)
(для тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя)
Наименование спортивных соревнований | Уровень соревнований (муниципальный, региональный, межрегиональный всероссийский, международный) | Дата и место проведения | Общее кол-во участников (команд для игровых видов спорта) | Результат (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов с указанием Ф.И. обучающегося) |
Раздел 3. «Система педагогической деятельности»:
В данном разделе педагогический работник систематизирует материалы по выполнению функций, зафиксированных в его трудовом договоре (эффективном контракте). Фиксирует свои профессиональные компетенции и анализирует их с точки зрения применения педагогически обоснованных и обеспечивающих высокое качество образования. Обосновывает целесообразность применения форм, методов, приемов, технологии и подходов обучения и воспитания для обеспечения развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирования гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
3.1. Деятельность, направленная на повышение качества образования:
В данном подразделе систематизируются работы, которые демонстрируют продукты преподавательской деятельности и образовательной деятельности обучающихся.
Для специалистов аттестационной комиссии педагогический работник готовит не менее двух конспектов практической деятельности по форме представленной ниже.
Технологическая карта урока (занятия, мероприятия)
Класс (группа) _____________
УМК (программа) _________________________________________________________
Тема урока (занятия, мероприятия) ___________________________________________
Тип урока (только для уроков) _______________________________________________
Цель _____________________________________________________________________
Задачи ___________________________________________________________________
Технологии и методы работы ________________________________________________
Этапы урока (занятия, мероприятия) | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Результаты* |
* - результатом является развитие обучающихся (в т. ч. формирование и (или) развитие УУД)
3.2. Деятельность, направленная на проектирование и реализацию воспитательных программ
В данном подразделе фиксирует и анализирует свою деятельность по обозначенному направлению (в т. ч. работа с родителями (законными представителями) обучающихся).
3.3. Деятельность, направленная на систематическое повышение своего профессионального уровня.
В подраздел входят план индивидуального профессионального развития (повышения квалификации) или программа профессионального развития, построенные педагогом, этапы их выполнения и формы реализации в педагогической деятельности.
Раздел 4. « Научно-методическая деятельность».
Раздел должен быть представлен в полном объёме педагогическими работниками, претендующими на получение высшей квалификационной категории. Работники, претендующие на получение первой квалификационной категории, транслируют опыт практических результатов своей профессиональной деятельности в образовательной организации.
При системной положительной динамике результатов освоения обучающимися образовательной программы, педагог анализирует условия, которые позволяют обучающимся в полном объёме и успешно осваивать программу, описывает данный опыт и представляет педагогической общественности. В портфолио ведется фиксирование транслирования опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, результативность участия в профессиональных конкурсах, перечень программно-методических продуктов (формы см. ниже) и представляются документы, которые подтверждают те или иные достижения педагога; отзывы, которые презентуют результаты внешнего и самооценивания.
Также в данном разделе фиксируются продукты инновационной и (или) экспериментальной деятельности:
- продукты научно – методической деятельности, которые демонстрируют работы по совершенствованию образовательной деятельности, процесса, условий, результатов. Продукты представляются в форме реализованных или в стадии реализации инновационных проектов и (или) программ организации.
- продукты, направленные на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов. Работы педагогического работника по реализации экспериментов, порядок и условия, проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.
Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности в межаттестационный (доаттестационный) период
(для всех педагогических работников)
Форма представленного опыта работы (доклад, публикация, творческий отчет, мастер-класс и т.д.) | Документ, подтверждающий уровень (муниципальный, региональный, Всероссийский) участия с указанием названия мероприятия, организатора. Для инновационной, экспериментальной деятельности указывать полные реквизиты распорядительного акта об открытии площадки (№ ______ от _____________). | Тема представленного опыта работы, инновации*, эксперимента* | Дата представления |
Результативность участия в профессиональных конкурсах в межаттестационный (доаттестационный) период
(для всех педагогических работников)
Уровень, название профессионального конкурса | Название конкурсной работы | Учебный год | Результат |
Разработка программно-методических продуктов в межаттестационный (доаттестационный) период
(для всех педагогических работников)
Название продукта | Уровень реализации | Год издания или публикации |
Рекомендации по оформлению педагогического портфолио
в дистанционной форме
Согласно Регламенту работы аттестационной комиссии Департамента общего образования Томской области по аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность для установления квалификационной категории (первой, высшей), утвержденного распоряжением Департамента общего образования Томской области от 31.07.2015 № 531-р. педагогический работник может выбрать дистанционную форму аттестации (об этом указать в заявлении).
В этом случае педагогическое портфолио заполняется в дистанционной форме с приложением записи двух уроков (занятий, мероприятий) на странице Центра аттестации ТОИПКО. В разделе «Аттестуемому» выбрать ссылку http://edu.tomsk.ru/at/auth/, в соответствии с инструкцией пройдите регистрацию.
В личном кабинете необходимо заполнить все страницы портфолио. Электронное портфолио выполнено в соответствии с нормативными документами по аттестации педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений Томской области и итоговым заключением.
Критерии оценки разделов, составляющих Портфолио педагогического работника:
- позитивная динамика образовательных достижений обучающихся за последние три – пять лет;
- использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе образовательной деятельности;
- использование методик индивидуализации образовательного процесса;
- позитивные результаты системы педагогической работы работника;
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка;
- обобщение и распространение собственного педагогического опыта на уровне образовательной организации и (или) муниципальном, и (или) региональном, и (или) всероссийском уровне;
- участие в инновационной и (или) экспериментальной деятельности (для педагогов, претендующих на высшую квалификационную категорию);
- участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах (для педагогов, претендующих на высшую квалификационную категорию).
Для оценки материалов портфолио и деятельности педагогического работника специалисты аттестационной комиссии Департамента общего образования Томской области пользуются следующими понятиями:
Глоссарий
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями ст.20 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации").
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Компетенция – это наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке педагога (ученика). (А.В. Хуторской).
Компетентность – уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере. А.В. Хуторский подчеркивает, что предполагает минимальный опыт применения компетенции. Компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного человека.
Метод обучения – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Мониторинг – систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки путей решения профессиональных задач.
Мотивация – совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность.
Непрерывное профессиональное развитие необходимо рассматривать как всесторонне направленную обучающую деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью повышения уровня знаний, навыков и профессиональной компетенции, способствующую развитию личности, открывающую доступ к культурным ценностям и активной гражданской позиции.
Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Педагогическая диагностика - это система деятельности педагогов, которая заключается в изучении состояния и результатов процесса обучения.
Педагогический опыт – целостная характеристика практики решения педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности, способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.
Познавательная активность – качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты.
Портфолио – отобранная систематизированная информация, отражающая профессиональный рост и развитие педагога, а также свидетельство эффективности его труда.
Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
Программа профессионального развития педагога - самостоятельное конструирование образовательного маршрута с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей, дефицитов и возможностью выбирать наиболее приемлемые для себя сроки (могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от желаемого результата: аттестация или реализации подпрограмм) и формы его реализации.
Примерная структура программы профессионального развития педагога может содержать следующие части: тему; цель и задачи; ожидаемые результаты; направление, источники и принципы самообразования; план самообразования; полученный результат; список литературы и др. источников.
Проектирование - создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому. Результат - проект (модель), форма конкретного управления, программа.
Рабочая программа учебных предметов -по определению А.Б.Воронцова, совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ, с учётом целей и задач основной образовательной программы школы и отражает пути реализации содержания учебного предмета.
Самоанализ – анализ собственной деятельности как процесс осмысления профессионального педагогического опыта, выявления профессиональных затруднений и определения путей их устранения.
Социализация – это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает.
Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия, проведения которых определяются Правительством Российской Федерации (ст.20 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации"