Методическая разработка урока истории по теме: "Великая и забытая. Россия в Первой Мировой войне"

Чумаченко Татьяна Ивановна

Методическая разработка урока истории для обучающихся 11 класса по теме: «Великая и забытая. Россия в Первой мировой войне: конец империи».

 Курс: История России.

Раздел: Россия в годы революций и гражданской войны.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров История России (ХХ- начало ХХI века) 11 класс М.”Русское слово“ 2012 год.

2. О.С. Сороко-Цюпа, В.П. Смирнов Всеобщая история Мира в ХХ веке. Учебник 11 класс. М. “Дрофа” 2012 год.

Класс: 11

Время реализации занятия: 90 минут

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: постановка проблемы

Формы обучения:

  • фронтальная работа
  • индивидуальная работа
  • групповая работа

Необходимое оборудование и материалы для занятия: Компьютер для учителя,  проектор, экран, интерактивная доска Elite Panabord,  авторский медиапродукт презентация PowerPoint (19 слайдов), учебник, раздаточный материал для обучающихся (приложение №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8,9,10), ноутбуки для групп с выходом в Интернет.

Цель урока: Рассмотреть события произошедшие в мире и России в период Первой Мировой войны. Сформировать представление о причинах и последствиях Первой Мировой войны.

 

Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления темы через проблемное обучение.

 

Задачи урока:

Образовательные:

  • Рассмотреть причины вступления России в Первую мировую войну;
  • Рассмотреть, каким было отношение общества России к Первой Мировой войне;
  • Определить историческое значение участия России в Первой мировой войне для мирового сообщества.

Развивающие:

  • Продолжить приобщение к процессу  изучения истории своего государства;
  • Развивать эмоций у  учащихся путем погружения в ходе урока в атмосферу

       событий истории России в период Первой мировой войны.

Воспитательные:

  • Содействовать в ходе урока формированию чувства патриотизма;
  • Продолжить формирование личностной позиции – воспитание самостоятельности   

       в суждениях, чувство сопереживания;

  • Формировать  негативное отношение к силовому решению конфликтов;
  • Учить умению работать в группе, нести ответственность за коллективное дело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Карта урока

 

 

Название этапа

Время (мин)

Деятельность

Развитие личностных качеств и психологических процессов

Учитель

Ученики

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент

2 минут

 

 

Внимание

Умение слушать и слышать

Проверка изученного материала

15 минут

Объясняет правила выполнения задания

Выполняют задания.

Внимание

Память

Точность, выразительность речи

Умение слушать и слышать, Умение демонстрировать знания.

Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового (мотивация). Первичная рефлексия.

15

минут

Читает стихотворение З.Гиппиус «Всё она»

Задаёт вопрос классу для формулирования темы урока.

Работает с обучающимися на этапе первичной рефлексии.

Формулируют тему  и задачи урока.

На этапе первичной рефлексии работают с доской, демонстрируя знания по теме «Первая мировая война».

Внимание, память.

Точность, выразительность речи

Любознательность

Культура эмоций. Умение презентовать знания

Изучение нового материала

Выполнение задания №1

 

7 минут

Объясняет задание.

Задаёт вопросы классу.

Работают с таблицей (приложение №4), текстом учебника.

Строят схему. Отвечают на вопрос учителя.

Внимание, память.

Точность, выразительность речи. Умение работать с разными видами источников информации.

Активность

Аргументированность

Глубина рассуждений

Множество причинно-следственных факторов

Умение слушать и слышать

Постановка и решение познавательной задачи № 1

Почему из-за конфликта, возникшего между Сербией и Австро-Венгрией, Германия объявила войну России?

(работа в группах).

13 минута

Формулирует проблемный вопрос №1. Объясняет задание группам. Демонстрирует видео.  Корректирует ответы групп.

Работают в группах с текстом учебника, дополнительным материалом, ищут информацию в Интернете.

Презентуют результат работы классу. Отвечают на проблемный вопрос. Заполняют рабочие карты.

Внимание

Память

Точность, выразительность речи,

Умение работать в группе.

Умение работать с разными видами источников информации.

Активность

Аргументированность

Глубина рассуждений

Множество причинно-следственных факторов

Умение слушать и слышать

Постановка и решение познавательной задачи № 2

Почему российское общество изменило своё отношение к участию в Первой мировой войне от патриотического до ненавистного?

 (работав группах)

 

20 минут

Формулирует проблемный вопрос №2. Объясняет задание группам. Корректирует ответы групп.

Работают в группах с текстом учебника, дополнительным материалом, ищут информацию в Интернете. Строят схему.

Презентуют результат работы классу.

Проводят сравнительный  анализ отношения русского общества к Первой мировой войне в 1914, 1915, 1916 годах. Отвечают на проблемный вопрос. Заполняют рабочие карты.

Внимание

Память

Точность, выразительность речи,

 

Активность

Аргументированность

Восприимчивость к новому

Глубина рассуждений

Коммуникативная культура

Самостоятельность

 

Подведение итогов урока.

-Обобщение изученного материала.

-Рефлексия.

 

13 минут

Задаёт задание ученикам на закрепление изученного материала. Проводит рефлексию.

Подводит итоги урока.

Выполняют задание, демонстрируют результат работы.

На этапе рефлексии работают с доской, корректируют свои ответы, которые они давали на этапе первичной рефлексии.

Внимание

Память

Активное слушание

Способность выделять причинно-следственные связи.

Рефлексивность.

Домашнее задание.

2 минуты

Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание. Делают выбор индивидуального домашнего задания.

Внимание

Активность

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Сценарий урока истории России

по теме: Великая и забытая. Россия в Первой мировой войне: конец империи.

Ход урока:

1. Организационный этап.

  Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания. Ученики рассаживаются в три группы.

  1. Проверка изученного материала

Обучающиеся получают карточки с заданиями (Приложение №3). Учитель объявляет время, отведённое для выполнения задания. После окончания времени учитель проверяет выполнение заданий, используя интерактивную доску Panabord, Слайд 1-2.

Ответ к карточке с заданиями

Задание 1.

2

1

5

3

6

4

Задание 2.

1

2

3

4

Г

А

Б

В

IV

III

II

I

  1. Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового. (Мотивация)

«Война может иметь хорошие последствия у дикарей, способствуя отбору наиболее сильных и стойких, но на цивилизованные народы влияние ее обыкновенно самое пагубное: она ведет к взаимоистреблению самых лучших и самых храбрых»
Фулье

Слайд 1-2. Демонстрация слайда, на котором представлен коллаж на тему Первой мировой войны. Учитель читает стихотворение З.Гиппиус «Всё она».

Учитель: Какому событию мировой истории сегодня посвящён наш урок.

Ответ: Первой мировой войне.

Слайд 3. Объявляется тема урока: «Великая и забытая. Россия в Первой мировой войне: конец империи». Раздаёт рабочие карточки (Приложение №2) и карточки с заданиями (Приложение №1) (можно разложить раздаточный материал перед началом урока на столах). 

Первичная рефлексия. Слайд № 4, работа с доской, составляем кластер на тему: «Первая мировая война». Учитель и ученики составляют кластер (работа с доской или при наличии интерактивной доски со  Слайдом № 4). В центре доски записывается:

Ученики говорят всё, что они помнят из курса 9 класса о событиях Первой мировой войны, учитель фиксирует всё сказанное на доске, даже если ученики допускаю ошибки. Слайд перелистывается (если меловая доска она закрывается).

4.Изучение нового материала

План изучения темы:
1. Дипломатические отношения накануне Первой мировой войны.

2. Причины первой мировой войны. Повод к войне. Цели участников военного конфликта..
3) Отношение российского общества к войне.

Учитель: 

 100 лет назад в мировой истории произошло событие, перевернувшее все мироустройство, захватившее в водоворот боевых действий чуть ли не половину мира, приведшее к развалу могущественных империй и, как следствие, к волне революций – Великая война.

Начало двадцатого века характеризуется обострением отношений между странами Европы, а также усилением борьбы между ними за сферы влияния. К тому времени сложилось два противостоящих за власть в Европе блока держав.

Слайд 5-7.

Задание №1.

  1. Рассмотрите таблицу: «Дат разрыва дипломатических отношений и вступления государств в Первую мировую войну». (Приложение №4). Ответьте на вопросы.
  2. Работая с текстом учебника с.70-72 и с данными таблицы постройте схему «Военно-политические блоки» в рабочей карточке (Приложение №2).

Ученики строят схему. После выполнения задания, задание проверяется, заполнением схемы на доске.

Учитель: Какое событие считается  поводом к началу Первой мировой войны?

Ответ: Поводом к войне послужило событие, произошедшее на Балканах. 28 июня в Сараево был убит наследник австрийского престола Эрцгерцог Франц Фердинанд. Австро-Венгрия выдвинула ультиматум Сербии, который та отказалась принять. Австро-Венгрия объявила войну Сербии.

(Слайд №8)

Постановка и решение проблемного вопроса №1: 

Почему из-за конфликта, возникшего между Сербией и Австро-Венгрией, Германия объявила войну России?

Работа в группах: Каждая группа выполняет своё задание (10 минут).

Слайд №9

Группа №1: Определить причины Первой мировой войны. (Учебник с.71-72. Дополнительный материал (Приложение №6). Интернет).

Слайд №10

Группа №2: Определить цели и планы участников войны. (Учебник с.71-72 Дополнительный материал (Приложение №5). Интернет).

Слайд №11-12

Группа №3: Определить степень готовности России к Первой Мировой войне. (Учебник с.72-73. Дополнительный материал (Приложение №7). Интернет.)

Группы представляют свою работу. При ответе группе, ученики заполняют рабочие карты (Задание №2-3)

Обсуждение ответов на проблемный вопрос №1. Просмотр видео. (Слайд №13)

Россия выступила защитницей интересов дружественного христианского государства и начала мобилизацию. Германия объявила войну России 1 августа 1914г. Так началась Первая Мировая война. Война, в которой принимали участие 34 государства, впервые в боях применились  танки и боевые самолёты, массово применялось химическое оружие. Первая Мировая война носила империалистических (захватнических) характер. Каждая страна-участница преследовала свои интересы. Война носила оправданный характер только для двух государств.

Слайд №14.Учитель:  Ещё до начала войны Германия разработала план начала войны, который был разработан графом фон Шлифеном. Объясняя цель плана Шлифена, работая с картой. Акцент делается, на том, что цели Германии были известны Франции. Франция обратилась за помощью к России, которая, ещё не закончив процесс мобилизации начала военные действия на Восточном фронте.

Постановка и решение проблемного вопроса №2: 

Почему российское общество изменило своё отношение к участию в Первой мировой войне от патриотического до ненавистного?

Учитель: Россия и мир были втянуты в мировой конфликт. Боевые действия велись и на Западном и Восточном фронтах.

Задание №3

Ученики в группах рассматривают ход военных событий. Каждая группа рассматривает один год, готовит сообщение классу.

Презентация работы групп. В ходе сообщений ученики заполняют таблицу «Ход военных событий Первой Мировой войны 1914-1916гг». В процессе ответа учеников учитель поясняет важные даты и понятия.

Работа в группах: Каждая группа выполняет своё задание (10 минут). Работая с  текстами учебников по истории: §12,   учебник О.С. Сороко-Цюпа, В.П. Смирнов Всеобщая история Мира в ХХ веке и  §8-9, стр. 73-75  учебник История России (ХХ- начало ХХI века). Работа с картой «Первая мировая война» (Приложения №8,9,10). Интернет.

Группа №1: Рассмотрите ход событий Первой Мировой войны 1914г. Определите итоги кампании 1914г. Подготовьте сообщение для класса. Определить причины Первой мировой войны. 

Слайд 15. Ученики высказывают варианты, каким было отношение общества к войне в 1914г. Учитель фиксирует ответы на доске.

Группа №2: Рассмотрите ход событий Первой Мировой войны 1915г. Определите итоги кампании 1915г. Подготовьте сообщение для класса.

Учитель дополняет,  что  входе неудач на фронте Николай II  если ученики упустили факт.

Группа №3: Рассмотрите ход событий Первой Мировой войны 1916г. Определите итоги кампании 1916г. Подготовьте сообщение для класса.

Группы представляют результат проделанной работы. При ответе группе, ученики заполняют рабочие карты (Задание №4)

Учитель: Дополняет ответы учеников, вносит корректировки в ответ.

Учитель: Россия, вступая в мировой конфликт, выполняла обязательства по договору сотрудничества стран Антанты, но каким же отношение политических партий России и русского народа к войне?

Задание №4

Работая с текстом учебника «История России» (с. 75-79), ученики выполняют задание №5 в рабочей карточке. Схематично отвечают на вопрос. Схема воспроизводится на доске Слайд 16. 

         

Учитель задаёт вопрос классу: 

Изменилось ли отношение российского общества к войне?

Почему?

Слайд №17

Задание №6 (в рабочей карточке)

 Заполните таблицу: «Отношение русского общества к войне».

1914 год

1915 год

1916 год

Учитель задаёт проблемный вопрос №2

 Почему российское общество изменило своё отношение к участию в Первой мировой войне от патриотического до ненавистного?

Ученики предлагают ответы.

5.Подведение итогов урока. Обобщение. Рефлексия.

  Закрепление изученного материала (используя интерактивную доску используя интерактивную доску Panabord, Слайд 3)        

На доске задание: Расположить события Первой Мировой войны по годам. Ученики выходят к доске и выполняют задание. Учитель демонстрирует правильный ответ, который можно закрыть фигурой или эффектом интерактивной доски – шторка.

Рефлексия.

Учитель возвращается к Слайду № 4 или к меловой доске (Кластер). Ученики исправляют допущенные ошибки, дополняют схему новыми знаниями, полученными на уроке. Учитель маркером или мелом другого цвета фиксирует ответы учеников.

Слайд №18

Учитель: В 2014 году исполнятся сто лет со дня начала Первой мировой войны. В 1914 году Россия была вынуждена вступить в Первую мировую войну, в жестокое противостояние на нескольких театрах боевых действий. В войну ознаменованную применением химического оружия, первым масштабным применением танков и авиации, войну с огромным количеством человеческих жертв. Исход этой войны стал трагичным для России - революция, братоубийственная гражданская война, раскол страны, утрата веры и тысячелетней культуры, раскол всего общества на два непримиримых лагеря. История этой катастрофической для России войны, в угоду идеологии воцарившейся в стране после Октябрьской революции, рассматривалась как исторический факт и то, как война империалистическая, а не война «За веру, Царя и Отечество». В результате Первой мировой войны карта Европы оказалась полностью перекроена. Возникли новые государства: Австрия, Венгрия, Югославия, Польша, Чехословакия, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия. Противоречия между новыми государствами, сохранившийся промышленный потенциал Германии и ее ущемленное положение делали новую мировую войну неизбежной. В 1918 году орудия смолкли, но политическая конфронтация и порожденная вражда между народами не исчезла, что привело к еще более разрушительной Второй мировой войне.

 Во время визита в Совет Федерации 27 июня 2012 года президент России высказал свой взгляд на события и итоги Первой мировой войны: "Люди, которые отдали жизни за интересы России, не должны быть забыты". 2014 году в нашей стране, как и во всём мире пройдут мероприятия, посвящённые столетию со дня начала «Великой войны», которая в России была «Забытой» войной.

 Наша задача - возрождение и сохранение памяти о Великой войне, о ее героях, о патриотизме всего русского народа, о его моральных и духовных ценностях, и его истории.

7.Домашнее задание.

Слайд 19

Обязательное:

  1. Прочитать параграф № 9 учебника. 
  2. Подготовить ответ на вопрос: «Почему Первая мировая война была названа, войной изменившей всё?

Индивидуальное (выбор).

1.Составить развёрнутый план "Первая Мировая война".

2. Эссе на тему "Роль Восточного фронта в военных действиях 1914-1916гг."

Список использованной литературы:

  1. 1. Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров История России (ХХ- начало ХХI века) 11 класс М.”Русское слово“ 2012 год.
  2. 2. О.С. Сороко-Цюпа, В.П. Смирнов Всеобщая история Мира в ХХ веке. Учебник 11 класс. М. “Дрофа” 2012 год.
  3. История России в вопросах и ответах. Сост. С.А. Кислицын. Ростов н/Д. 2001, с. 322-327.
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. http://www.firstwar.info/
  6. http://первая-мировая.рф/



Предварительный просмотр:

Группа № 1

Вид задания

Задание № 1

1.Рассмотрите таблицу: «Дат разрыва дипломатических отношений и вступления государств в Первую мировую войну». (Приложение №4). Ответьте на вопросы.

2.Работая с текстом учебника с.70-72 и с данными таблицы постройте схему «Военно-политические блоки» в рабочей карточке (Приложение №2).

Задание № 2

Прочитайте§8-9, стр. 71-72  учебника «История России(ХХ- начало ХХI века)  и дополнительный материал (Приложение №6).

 Определить причины Первой мировой войны.

Задание № 3

Работая с  текстами учебников по истории: §12,   учебник О.С. Сороко-Цюпа, В.П. Смирнов Всеобщая история Мира в ХХ веке и  §8-9, стр. 73-75  учебник История России (ХХ- начало ХХI века). Работа с картой «Первая мировая война» (Приложение №8)

  • Рассмотрите ход событий Первой Мировой войны 1914г.
  • Определите итоги кампании 1914г.
  • Подготовьте сообщение для класса.

Задание № 4

Работая с текстом учебника «История России» (с. 75-79), ученики выполняют задание №5 в рабочей карточке. Схематично отвечают на вопрос.

        

Группа № 2

Вид задания

Задание № 1

1.Рассмотрите таблицу: «Дат разрыва дипломатических отношений и вступления государств в Первую мировую войну». (Приложение №4). Ответьте на вопросы.

2.Работая с текстом учебника с.70-72 и с данными таблицы постройте схему «Военно-политические блоки» в рабочей карточке (Приложение №2).

Задание № 2

Прочитайте§8-9, стр. 71-72  учебника «История России(ХХ- начало ХХI века)  и дополнительный материал (Приложение №5).

 Определить цели и планы участников войны. 

Задание № 3

Работая с  текстами учебников по истории: §12,   учебник О.С. Сороко-Цюпа, В.П. Смирнов Всеобщая история Мира в ХХ веке и  §8-9, стр. 73-75  учебник История России (ХХ- начало ХХI века). Работа с картой «Первая мировая война» (Приложение №9)

  • Рассмотрите ход событий Первой Мировой войны 1915г.
  • Определите итоги кампании 1915г.
  • Подготовьте сообщение для класса.

Задание № 4

Работая с текстом учебника «История России» (с. 75-79), ученики выполняют задание №5 в рабочей карточке. Схематично отвечают на вопрос.

Группа № 3

Вид задания

Задание № 1

1.Рассмотрите таблицу: «Дат разрыва дипломатических отношений и вступления государств в Первую мировую войну». (Приложение №4). Ответьте на вопросы.

2.Работая с текстом учебника с.70-72 и с данными таблицы постройте схему «Военно-политические блоки» в рабочей карточке (Приложение №2).

Задание № 2

Прочитайте§8-9, стр. 72-73  учебника «История России(ХХ- начало ХХI века)  и дополнительный материал (Приложение №7).

 Определить степень готовности России к Первой Мировой войне.

Задание № 3

Работая с  текстами учебников по истории: §12,   учебник О.С. Сороко-Цюпа, В.П. Смирнов Всеобщая история Мира в ХХ веке и  §8-9, стр. 73-75  учебник История России (ХХ- начало ХХI века). Работа с картой «Первая мировая война» (Приложение №10)

  • Рассмотрите ход событий Первой Мировой войны 1916г.
  • Определите итоги кампании 1916г.
  • Подготовьте сообщение для класса.

Задание № 4

Работая с текстом учебника «История России» (с. 75-79), ученики выполняют задание №5 в рабочей карточке. Схематично отвечают на вопрос.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АНТАНТА БРУСИЛОВСКИЙ ПРОРЫВ 38 ГОСУДАРСТИВ S(CH 2 CH 2 Cl) 2

Слайд 2

ВСЕ ОНА Медный грохот, дымный порох, Рыжелипкие струи, Тел ползущих влажный шорох... Где чужие? где свои? Нет напрасных ожиданий, Недостигнутых побед, Но и сбывшихся мечтаний, Одолении - тоже нет. Все едины, всё едино, Мы ль, они ли... смерть - одна. И работает машина, И жует, жует война... Зинаида Гиппиус

Слайд 3

Великая и забытая. Россия в Первой мировой войне: конец империи.

Слайд 4

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Слайд 5

Военно-политические блоки

Слайд 6

« Дат разрыва дипломатических отношений и вступления государств в Первую мировую войну » . Государства Государства Сербия Россия Франция Бельгия Великобритания Италия США Япония Австро-Венгрия 28.07.1914г 6.08.1914г. 11.08.1914г 22.08.1914г 12.08.1914г. 23.05.1915г. 7.12.1917г. 25.08.1914г. Германия 6.08.1914г. 1.08.1914г. 2.08.1914г. 4.08.1914г. 4.08.1914г. 27.08.1916г. 6.04.1917г. 23.08.1914г. Турция 2.11.1914г. 1.11.1914г. 5.11.1914г. 12.11.1914г. 5.11.1914г. 21.08.1915г. 20.04.1917г. Нет данных Болгария 14.10.1915г. 19.10.1915г. 16.10.1915г. Нет данных 15.10.1915г. 19.10.1915г. 10.04.1917г. Нет данных

Слайд 7

Военно-политические блоки Антанта Тройственный союз (Четвертной) Россия Великобритания Франция, Сербия, Бельгия Позже: США, Япония, Италия Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария

Слайд 8

Франц Фердинанд и София Гаврила Принцип Гаврила Принцип Гаврила Принцип Июньский кризис 28 июня 1914 г. – убийство в Сараево австрийского наследника престола эрцгерцога Франц Фердинанда.

Слайд 9

Причины войны Становление «нового империализма», о бщая тенденция всех стран к экспансии, справедливой война была только для Бельгии и Сербии); Борьба мировых держав за доминирующий тип развития; Многовековое соперничество отдельных стран: Франция и Германия за Эльзас и Лотарингию; Австро-Венгрия и Россия за Балканы; Германия и Великобритания за колонии и гегемонию на морях.

Слайд 10

«Обед у нас будет в Париже, а ужин в Санкт-Петербурге.» Вильгельм II (Фридрих Вильгельм Виктор Альберт Прусский, германский император и король Пруссии

Слайд 11

«Вооружённые силы участников Первой мировой войны» Вооружённые силы Тройственного союза Страна Численность армии после мобилизации (тыс. чел.) Лёгких орудий (к началу войны) Тяжёлых орудий полевой артиллерии (к началу войны) Самолётов (к началу войны) Германия 3822 4840 1688 232 Австро-Венгрия 2300 3104 168 65 Итого 6122 7944 1856 297 Вооружённые силы Антанты Страна Численность армии после мобилизации (тыс. чел.) Лёгких орудий Тяжёлых орудий полевой артиллерии Самолётов Россия 5338 6848 240 263 Великобритания 1000 1226 126 90 Франция 3781 3360 84 156 Итого 10 119 11 434 450 509

Слайд 12

Солдаты русской армии, 1914г.

Слайд 13

План Шлиффена Граф фон Шлиффен

Слайд 14

Отношение общества к войне в 1914 году

Слайд 15

Отношение к войне политических партий Либеральные партии Социал-демократы Монархические

Слайд 16

Отношение русского общества к войне» 1914 год 1915 год 1916 год «

Слайд 17

Владимир Владимирович Путин Из выступления В.В.Путина: О Первой мировой войне: "Люди, которые отдали жизни за интересы России, не должны быть забыты".

Слайд 18

Домашнее задание Обязательное: Прочитать параграф № 9 учебника. Подготовить ответ на вопрос: «Почему Первая мировая война была названа, войной изменившей всё? Индивидуальное (выбор). 1.Составить развёрнутый план "Первая Мировая война". 2. Эссе на тему "Роль Восточного фронта в военных действиях 1914-1916гг."



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку

Методическая разработка урока истории для обучающихся 11 класса по теме: «Великая и забытая. Россия в Первой мировой войне: конец империи».

 Курс: История России.

Раздел: Россия в годы революций и гражданской войны.

Учебно-методическое обеспечение: 

1. Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров История России (ХХ- начало ХХI века) 11 класс М.”Русское слово“ 2012 год.

2. О.С. Сороко-Цюпа, В.П. Смирнов Всеобщая история Мира в ХХ веке. Учебник 11 класс. М. “Дрофа” 2012 год.

Класс: 11

Время реализации занятия: 90 минут

Тип урока: изучение нового материала 

Форма урока: постановка проблемы

Формы обучения:

  • фронтальная работа
  • индивидуальная работа
  • групповая работа

Необходимое оборудование и материалы для занятия: Компьютер для учителя,  проектор, экран, интерактивная доска Elite Panabord,  авторский медиапродукт презентация PowerPoint (19 слайдов), учебник, раздаточный материал для обучающихся (приложение №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8,9,10), ноутбуки для групп с выходом в Интернет.

Цель урока: Рассмотреть события произошедшие в мире и России в период Первой Мировой войны. Сформировать представление о причинах и последствиях Первой Мировой войны.

Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления темы через проблемное обучение.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Рассмотреть причины вступления России в Первую мировую войну;
  • Рассмотреть, каким было отношение общества России к Первой Мировой войне;
  • Определить историческое значение участия России в Первой мировой войне для мирового сообщества.

Развивающие:

  • Продолжить приобщение к процессу  изучения истории своего государства;
  • Развивать эмоций у  учащихся путем погружения в ходе урока в атмосферу

       событий истории России в период Первой мировой войны.

Воспитательные:

  • Содействовать в ходе урока формированию чувства патриотизма;
  • Продолжить формирование личностной позиции – воспитание самостоятельности    

       в суждениях, чувство сопереживания;

  • Формировать  негативное отношение к силовому решению конфликтов;
  • Учить умению работать в группе, нести ответственность за коллективное дело.

Карта урока

Название этапа

Время (мин)

Деятельность

Развитие личностных качеств и психологических процессов

Учитель

Ученики

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент

2 минут

Внимание

Умение слушать и слышать

Проверка изученного материала

15 минут

Объясняет правила выполнения задания

Выполняют задания.

Внимание

Память

Точность, выразительность речи

Умение слушать и слышать, Умение демонстрировать знания.

Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового (мотивация). Первичная рефлексия.

15

минут

Читает стихотворение З.Гиппиус «Всё она»

Задаёт вопрос классу для формулирования темы урока.

Работает с обучающимися на этапе первичной рефлексии.

Формулируют тему  и задачи урока.

На этапе первичной рефлексии работают с доской, демонстрируя знания по теме «Первая мировая война».

Внимание, память.

Точность, выразительность речи

Любознательность

Культура эмоций. Умение презентовать знания

Изучение нового материала

Выполнение задания №1

7 минут

Объясняет задание.

Задаёт вопросы классу.

Работают с таблицей (приложение №4), текстом учебника.

Строят схему. Отвечают на вопрос учителя.

Внимание, память.

Точность, выразительность речи. Умение работать с разными видами источников информации.

Активность

Аргументированность

Глубина рассуждений

Множество причинно-следственных факторов

Умение слушать и слышать

Постановка и решение познавательной задачи № 1

Почему из-за конфликта, возникшего между Сербией и Австро-Венгрией, Германия объявила войну России?

(работа в группах).

13 минута

Формулирует проблемный вопрос №1. Объясняет задание группам. Демонстрирует видео.  Корректирует ответы групп.

Работают в группах с текстом учебника, дополнительным материалом, ищут информацию в Интернете.

Презентуют результат работы классу. Отвечают на проблемный вопрос. Заполняют рабочие карты.

Внимание

Память

Точность, выразительность речи,

Умение работать в группе.

Умение работать с разными видами источников информации.

Активность

Аргументированность

Глубина рассуждений

Множество причинно-следственных факторов

Умение слушать и слышать

Постановка и решение познавательной задачи № 2

Почему российское общество изменило своё отношение к участию в Первой мировой войне от патриотического до ненавистного?

 (работав группах)

20 минут

Формулирует проблемный вопрос №2. Объясняет задание группам. Корректирует ответы групп.

Работают в группах с текстом учебника, дополнительным материалом, ищут информацию в Интернете. Строят схему.

Презентуют результат работы классу.

Проводят сравнительный  анализ отношения русского общества к Первой мировой войне в 1914, 1915, 1916 годах. Отвечают на проблемный вопрос. Заполняют рабочие карты.

Внимание

Память

Точность, выразительность речи,

Активность

Аргументированность

Восприимчивость к новому

Глубина рассуждений

Коммуникативная культура

Самостоятельность

Подведение итогов урока.

-Обобщение изученного материала.

-Рефлексия.

13 минут

Задаёт задание ученикам на закрепление изученного материала. Проводит рефлексию.

Подводит итоги урока.

Выполняют задание, демонстрируют результат работы.

На этапе рефлексии работают с доской, корректируют свои ответы, которые они давали на этапе первичной рефлексии.

Внимание

Память

Активное слушание

Способность выделять причинно-следственные связи.

Рефлексивность.

Домашнее задание.

2 минуты

Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание. Делают выбор индивидуального домашнего задания.

Внимание

Активность