ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Методические разработки по курсу "Финансовая грамотность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по курсу "Финансовая грамотность" для 7 класса | 42.32 КБ |
Урок 1. Вводный. | 1004.27 КБ |
Урок 2-3 Деньги | 2.26 МБ |
Урок 3-4 Доходы | 314.06 КБ |
Урок 6-7 расходы семьи | 1.4 МБ |
Урок 10-11 Особые жизненные ситуации | 1.41 МБ |
Урок 14-15 Налоги | 1.02 МБ |
Урок 16-17 Социальные пособия | 1.99 МБ |
Урок 19. Обобщающий. Чемпионат по финансовой грамотности | 1.61 МБ |
Урок 20-21 Банковские услуги | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Клюквинская средняя общеобразовательная школа- интернат»
Верхнекетского района Томской области
РАССМОТРЕНА на заседании педагогического/методического совета Руководитель МО ___________ Омельчук Е.И. Протокол № 1 от 31.08.2018г. | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УМР МБОУ «Клюквинская СОШИ» ___________Сафарова О.А. Протокол № 1 от 31.08.2018г. | УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ «Клюквинская СОШИ» _____________ Т.И.Чумаченко Приказ № 144 от 31.08.2018г. |
Рабочая программа элективного курса «Финансовая грамотность» для учащихся 7 класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель: Чумаченко Татьяна Ивановна
Квалификационная категория: высшая
Клюквинка,
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 7 класса программа составлена на основе следующих нормативно-правовых актов:
- Федеральный закон « Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• Деньги, их история, виды, функции;
• Семейный бюджет;
• Экономические отношения семьи и государства;
• Семья и финансовый бизнес;
• Собственный бизнес.
Структура курса.
№ п/п | Разделы | Количество часов | Формы контроля |
1 | Введение в изучение курса | 1 | |
2 | Раздел 1. Доходы и расходы семьи. | 9 | Проверочная работа 1. |
3 | Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 3 | |
4 | Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют | 6 | Проверочная работа 2. |
5 | Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | 7 | Проверочная работа 3. |
6 | Повторение изученного материала | 7 | Контрольная работа |
7 | Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность» | 1 | |
Итого: | 34 |
Место учебного предмета в учебном плане
««Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа по 1 часу в неделю.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Рабочая программа опирается на следующий учебно-методический комплект:
Учебник:
Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 – 7 классы. М., «ВИТА-ПРЕСС», 2015.
Методическое пособие для учителя:
Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя 5–7 классы общеобразовательных организаций. М., «ВИТА-ПРЕСС», 2015.
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 c.
Программа:
Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c.
Система оценивания в соответствии с Уставом школы: пятибалльная
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллекткарты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Название тем, разделов уроков | кол-во часов | Тип урока | Основные понятия | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание | Дата календарь | Дата факт |
1 | Введение в изучение курса | 1 | Урок «открытия нового знания» | Финансовая грамотность | Задача (карточка) | 05.09.18 | ||
Раздел 1. Доходы и расходы семьи. | 9 | |||||||
2-3 | Деньги | 2 | Урок «открытия нового знания» | Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги. | Уметь:
| 12.09.18 19.09.18 | ||
4-5 | Доходы семьи | 2 | Урок «открытия нового знания» | Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты. | Уметь:
| 26.09.18 03.10.18 | ||
6-7 | Расходы семьи | 2 | Урок «открытия нового знания» | Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги. | Уметь:
| 10.10.18 17.10.18 | ||
8-9 | Семейный бюджет | 2 | Урок «открытия нового знания | Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам. | Уметь:
| 24.10.18 07.11.18 | ||
10 | Повторение тем раздела 1. | 1 | Урок развивающего контроля | Основные понятия | 14.11.18 | |||
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 3 | |||||||
11-12 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 2 | Урок «открытия нового знания | Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис. | Уметь:
| 21.11.18 28.11.18 | ||
13 | Обобщающий урок по разделам 1-2 | 1 | Урок развивающего контроля Игра. | Основные понятия | Уметь выполнять тестовые задания. Работать с текстом. Решать задачи. Работать в команде. | 05.12.18 | ||
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют | 6 | |||||||
14-15 | Налоги | 2 | Урок «открытия нового знания | Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. | Уметь:
| 12.12.18 19.12.18 | ||
16-17 | Социальные пособия | 2 | Урок «открытия нового знания | Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.
| Уметь:
| 26.12.18 16.01.19 | ||
18 | Проект «Государство — это мы!» | 1 | Урок-практикум | НДФЛ | Уметь:
| 23.01.19 | ||
19 | Обобщающий урок по разделу 3. | 1 | Урок развивающего контроля Игра. | Основные понятия | Уметь выполнять тестовые задания. Работать с текстом. Решать задачи. Работать в команде. | 30.01.19 | ||
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | 7 | |||||||
20-21 | Банковские услуги | 2 | Урок «открытия нового знания | Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог. | Уметь:
| 06.02.19 13.02.19 | ||
22-23 | Собственный бизнес | 2 | Урок «открытия нового знания | Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит. | Уметь:
| 20.02.19 27.02.19 | ||
24-25 | Валюта в современном мире | 2 | Урок «открытия нового знания | Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад. | Уметь:
| 06.03.19 13.03.19 | ||
26 | Обобщающий урок по разделу 4. | 1 | Урок развивающего контроля Игра. | Основные понятия | Уметь выполнять тестовые задания. Работать с текстом. Решать задачи. | 20.03.19 | ||
Закрепление изученного материала | 8 | |||||||
27-28 | Повторение. | 2 | Уметь: | 03.04.19 10.04.19 | ||||
29 | Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность». | 1 | Урок развивающего контроля | Основные понятия | Уметь выполнять тестовые задания. Работать с текстом. Решать задачи. | 17.04.19 | ||
30-31 | Работа над индивидуальными проектами | 2 | Урок-практикум | Уметь составлять план и тему исследования. Работать с источниками. Находить необходимую литературу | 24.04.19 08.05.19 | |||
32 | Защита проектов | 1 | Урок-практикум | 15.05.19 | ||||
33-34 | Резерв | 2 | 22.05.19 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зачем нужно быть финансово грамотным?
Финансовая грамотность - достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.
ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕНЬГИ?
ЗАДАЧА: Посчитайте, чему равны доход и расход семьи , если Зарплата папы и мамы- 25 000 рублей Истратили на продукты- 11 000 рублей Заплатили за квартиру, свет, телефон- 3000 рублей Пенсия бабушки- 8 000 рублей Заплатили за ремонт холодильника- 700 рублей Купили подарок сыну- 2000 рублей
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Бартер – ________________________________________________________________________________
Деньги - ________________________________________________________________________________
Задание 1. Прочитайте текст.
В 1825 году, после смерти Александра I, была выпущена пробная монета, на которой был изображён старший сын Константин. Однако после его отказа от трона, в пользу своего брата, весь тираж монет пришлось отправлять на переплавку.
Единственная советская золотая монета - это золотой советский червонец, который начали чеканить в 1923 году. Это была единственная в советской истории твердая валюта.
Самой тяжелой русской золотой монетой признан империал, отчеканенный по приказу Екатерины II. Он равнялся 10 рублям и весил 11,61 грамма
Самая крупная русская монета, которая была выпущена по приказу Екатерины 1 в 1725 году. Это был огромный квадратный медный рубль. Размеры его составляли: 18х18 сантиметров и толщина в 5 миллиметров. Весила монета 1 килограмм 636 граммов
Самая маленькая по весу и достоинству русская монета. Называлась таковая: полу деньга. Равнялась она 1/4 копейки, и вес её составлял 0,17 грамм.
Самая большая сумма, заплаченная за одну монету тысяч долларов. Именно за такую стоимость, была приобретена в Цюрихе серебряная декадрахма, из древних Афин.
Самой крупная по стоимости монетой была отчеканенна в 1654 году. Это была индийская золотая монета, массой 2 килограмма 177 граммов и 136 миллиметров в диаметре. Отпечаток такой монеты до сих пор хранится в Британском музее, в Лондоне.
Самая странная по названию венецианская монета 16 века, именуемая, как газетта. И, кстати, сначала была именно она, а газеты появились позднее.
На 9 месте, кожаные деньги, что считалось самым необычным для таковых материалом! Печатались они на тюленьей коже и находился в обращении до 1826 года. На сегодняшний день, одна такая кожаная монетка, из тех выпусков, стоит примерно столько же, сколько такое же по весу количество золота. Не плохо, правда?
Знаете ли Вы, что шведские медные монеты, которые выпускались в XVIII веке, считаются самыми тяжелыми металлическими монетами! Вес одной такой монетки: 19 килограммов 710 граммов, а по углам её проставлены оттиски королевской печати.
Задание 2. Решите задачи.
Задача 1.
Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят, одного котёнка на 50 рыбок, а одного щенка — на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?
Ответ: _________________________________________________________________________________
Задача 2.
Один топор можно обменять на два лука, а один лук — на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить
топор?
Ответ: _________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Доход – ________________________________________________________________________________
Задание 1. Ответьте на вопросы
1. Какие виды доходов вы знаете из истории и какие существуют сегодня?
2. Как связаны понятия «собственность» и «доходы»?
3. Существуют ли доходы, не зависящие от собственности?
4. Чем различаются правила работы для людей в возрасте 14 и 18 лет?
5. Как можно распорядиться вещью, которой вы не пользуетесь?
6. Кто такой работодатель? Какие у него права и обязанности?
7. От чего зависит зарплата?
Задание 2. Соотнесите виды доходов с экономическими ролями. Ответы впишите в таблицу.
1. Собственник квартиры | A. Дивиденд |
2. Предприниматель | B. Процент |
3. Вкладчик | C. Арендная плата |
4. Акционер | D. Заработная плата |
5. Наёмный работник | E. Прибыль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание 3. Соотнесите виды работ и виды заработной платы. Ответы впишите в таблицу.
1.За количество сделанных деталей | A. чиновник получает оклад |
2. За особые успехи в работе | B. рабочий получает сдельную зарплату |
3. За количество проданных товаров | C. писатель получает гонорар |
4. За написанную книгу | D. работник получает премию |
5. За управление | E. продавец получает комиссионные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Расходы – ______________________________________________________________________________
Задание 1. Напишите виды расходов
Общие расходы семьи
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расходы папы
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расходы мамы
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мои расходы
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Прочитайте текст и постройте схему «Виды расходов»..
Семейные расходы.
По важности
- Необходимые (обязательные). Это продукты питания, жилье (аренда, коммунальные услуги), транспорт, одежда (необходимая и быстроизнашивающаяся), товары для дома и для здоровья (необходимые), выплаты по кредитам, счетам и страховки, сбережения в резервный фонд семьи.
- Желательные. Сюда можно отнести: развлечения, кружки, телефон, Интернет, косметика, траты на хобби, шейпинг, салоны красоты, книги и т.п. вещи, без которых в режиме жесткой экономии можно обойтись, но при достаточных финансах они уже являются «нормой».
- Имиджевые товары и роскошь. Сюда можно отнести товары и развлечения, стоимость которых пропорциональна Вашему доходу, положению в обществе и амбициям (телефон, гаджеты, модная одежда и аксессуары, дорогие развлечения, рестораны, люксовая косметика, товары для дома, антиквариат, путешествия, автомобиль и т.д.).
При планировании бюджета крайне желательно различать эти группы домашних расходов, так как первые являются необходимыми в любом случае, расходы по ним неизбежны и должны всегда покрываться доходами, тогда как на второй и третьей группе можно экономить или варьировать расходы в зависимости от финансовой ситуации (например, на имиджевых товарах: более дешевая или дорогая одежда, развлечения и т.д.).
По периодичности
- Ежемесячные расходы: продукты, бензин, телефон, коммунальные услуги, детский сад, кружки, тренажерный зал, плата за пользование кредитной картой, карманные деньги и т.п.
- Ежегодные расходы: страховка, налоги, отпуск.
- Переменные расходы: одежда, ремонт, бытовая техника, лекарства и другие расходы, которые не постоянны, совершаются или по необходимости (например, лекарства), или по плану при наличии свободных средств (например, купим новый телевизор через три месяца).
- Сезонные расходы: заготовки на зиму, сезонная одежда, учебники в школу, детский лагерь и т.д.
По величине
- Мелкие расходы: продукты, проезд, газеты, завтраки в школе, хозяйственные расходы и пр.
- Средние расходы: одежда, развлечения, мелкая бытовая техника и т.п.
- Крупные расходы: мебель, отпуск, ремонт, крупная бытовая техника.
Задание 3. Распределите следующие виды расходов по категориям. Ответы впишите в таблицу.
- На бензин для автомобиля
- На хлеб
- На покупку нового мобильного телефона
- На дискотеку
- На новый чайник
- На оплату кредита
- На питание в школьной столовой
- На коммунальные услуги
- На лекарства
- На покупку новых спортивных кроссовок
Обязательные расходы | Произвольные расходы |
Домашнее задание. Заполните таблицу.
Расходы моей семьи в 2018 году | ||
Постоянные | Сезонные | Непредвиденные |
Предварительный просмотр:
Виды обязательного страхования, действующие в настоящее время в России
Вся система страхования делится на две группы: обязательное страхование и добровольное.
При этом обязательное страхование установлено законом.
Оно четко регламентировано, для него нормативно-правовыми актами определены правила, объекты и тарифы страхования.
На основании 927 статьи Гражданского кодекса обязательное страхование осуществляется путем заключения договора между страховой компанией и страхуемым лицом.
Обязательное страхование затрагивает риски больших масс населения или всего общества.
Правила страхования указаны в большом количестве федеральных законов и постановлений. Многие из них, например, страхование при перевозке пассажиров, были приняты в последние годы.
Но как бы ни было с виду идеально страховое законодательство, практика указывает на огромные пробелы в системе.
Виды обязательного страхования:
ОМС – обязательное медицинское страхование
Обязательное медицинское страхование — это самый распространённый вид обязательного страхования. Полис ОМС имеют почти все жители страны, он предоставляет широкие гарантии в сфере оказания медицинских услуг.
Цель обязательного медицинского страхования – обеспечить незамедлительное оказание врачебной помощи за счет накопительных средств фонда. Деньги в медицинский фонд переводят работодатели в виде отчисления в размере 3,6% от единого социального налога.
Для получения полиса медицинской страховки необходимо обратиться в Территориальный фонд ОМС, адрес которого можно узнать в ближайшей поликлинике. При переезде из одного субъекта федерации в другой необходимо сдать старый полис, а затем получить новый.
Однако на оказание медицинской помощи вы имеете право в любом уголке России, поэтому, уезжая в командировку или на отдых, обязательно берите с собой полис.
Страхование при перевозке пассажиров наземным, водным или воздушным путем
Данный вид страхования осуществляют страховые компании, у которых с перевозчиком заключен договор.
Основной целью такого вида страхования является защита интересов пассажиров в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу.
Страхование не распространяется на такой тип транспорта, как такси.
Принятие закона о страховании при перевозке пассажиров в январе 2013 года было связано с нарушениями перевозчиками интересов граждан, отсутствием гарантий получения выплат.
Чтобы получить выплату при возникновении чрезвычайного происшествия, будет нужно обратиться к страховщику с билетом и страховым чеком. Поэтому не выбрасывайте билет и страховку до прибытия в пункт назначения. Страховка действует только на время поездки.
Обязательное социальное страхование граждан
Социальное страхование граждан — один из самых полезных и нужных видов обязательного страхования. Всю жизнь работающее население отчисляет средства в социальный фонд. Оттуда нуждающиеся люди получают выплаты.
Детские пособия, пособия по инвалидности или многодетным семьям, пособие по безработице, пенсии – всё это выплачивает социальный фонд. Он оказывает помощь людям, которые попали в сложные ситуации, хотя этой помощи бывает трудно добиться.
Социальное страхование действует на протяжении всей жизни человека. Во многих государственных учреждениях требуется предъявление СНИЛС – документа, в котором указан специальный личный номер гражданина.
По этому номеру можно узнать о размерах страховых взносов и о трудовом стаже, которые впоследствии повлияют на размер начисленной вам пенсии.
Для оформления СНИЛСа следует обратиться в Пенсионный фонд с паспортом или же при трудоустройстве на работу написать заявление прямо у работодателя.
Возможно вас также заинтересует информация о том, где можно получить СНИЛС ребенку.
Или узнайте из ЭТОЙ статьи, где и как восстановить СНИЛС при утере.
Страхование военнослужащих и государственных служащих
Страхование военнослужащих, а также государственных служащих способствует охране жизни и здоровья этих людей. Для таких категорий граждан предоставляются особые льготы и выплаты. Связано это с постоянной угрозой жизни и здоровью.
Военнослужащие, проходящие срочную службу или службу по контракту, служащие государственных структур получают выплаты в случае, если их здоровью нанесен вред, получают пенсии на погребение и содержание семьи.
Страхованием занимается компания, уполномоченная оказывать услуги по обязательному государственному страхованию. Организация эта коммерческая, что неоднократно вызывало споры и дискуссии.
ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности
Еще одним обязательным видом страхования является — обязательное страхование автогражданской ответственности. О таком типе страхования знают все автовладельцы. Оно гарантирует возмещение вреда здоровью, жизни или имуществу в случае ДТП.
Выплаты по ОСАГО небольшие – до 160 тысяч рублей. Для получения дополнительных средств стоит застраховаться в ДСАГО.
Каждый водитель, управляющий транспортным средством, должен быть вписан в страховой полис; или же должно быть указано, что за рулем может находиться любой человек. ОСАГО необходимо всегда возить с собой и в случае нарушения правил предъявлять сотруднику МВД.
Страхование гражданской ответственности собственника опасного объекта
К обязательным видам страхования в РФ относится страхование гражданской ответственности собственника опасного объекта. Этот тип страхования направлен на оказание помощь лицам, пострадавшим в результате аварии на опасном объекте.
Закон о таком виде страхования принят в 2010 году, но работать начал только лишь в 2012. Все владельцы опасных объектов должны оформить страховку и осуществить дополнительные выплаты в страховой фонд.
- шахты;
- металлургические заводы;
- рудники;
- заводы по производству взрывчатых веществ;
- нефтедобывающие платформы;
- склады ГСМ;
- химические цехи;
- АЭС;
- мукомольные фабрики;
- другие предприятия с возможностью возникновения угрозы для жизни.
Люди нечасто задумываются о том, что же такое опасный объект, тем не менее они находятся рядом с нами и несут угрозу жизни и здоровью. Даже эскалатор в торговых центрах и метро может нанести вред здоровью, а бывали и случаи со смертельным исходом!
Утечка аммиака, взрыв на атомной станции, обвал в шахте, возгорание на заправочной станции – всё это аварии на опасных объектах.
При возникновении аварии на опасном объекте все пострадавшие люди получают страховые выплаты в увеличенном размере.
Предварительный просмотр:
Подоходный налог
В таблицах представлена информация о подоходных налогах различных государств. Изучите её и ответьте на вопросы.
Ставки подоходного налога в разных странах мира
Страна | % | Страна | % |
Австралия | 17–47 | Молдова | 7 и 18 |
Австрия | 21–50 | Мексика | 0–28 |
Аргентина | 9–35 | Нидерланды | 0–52 |
Беларусь | 9–15 | Новая Зеландия | 0–39 |
Бельгия | 25–50 | Норвегия | 28–51,3 |
Болгария | 10 | Пакистан | 0–25 |
Бразилия | 15–27,5 | Польша | 18–32 |
Великобритания | 0–50 | Португалия | 0–42 |
Венгрия | 18 и 36 | Россия | 13 и 35 |
Вьетнам | 0–40 | Румыния | 16 |
Германия | 14–45 (0, если годовой доход ниже 7834 евро (2009 г.)) | Сербия | 10–20 |
Греция | 0–40 | Сингапур | 3,5–20 |
Дания | 38–59 | Словакия | 19 |
Египет | 10–20 | Словения | 16–41 |
Замбия | 0–35 | США | 0–35 |
Индия | 10–30 | Чехия | 15 |
- Почему в некоторых странах существует несколько налоговых ставок?
- В какой стране самая высокая ставка, а в какой самая низкая?
- Для кого государство вводит нулевые налоговые ставки?
- Какие доходы в России облагаются налогом по ставке 35%?
Предварительный просмотр:
Дополнительный материал к теме «Социальные пособия»
Пособия являются одной из форм социального обеспечения в России. Это регулярные или единовременные выплаты из средств ФСС России или государственного бюджета.
Благодаря нашей важной теме можно узнать, кто и на какие пособия имеет право, а также в каком размере и при каких условиях они выплачиваются.
Виды пособий
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
- ежемесячное пособие на ребенка, установленное в субъекте РФ;
- материнский капитал;
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Пособия назначаются и выплачиваются по месту работы, учебы, службы, в органах социальной защиты в зависимости от рода деятельности и занятости получателей.
КАКИЕ ПОСОБИЯ В 2019 ГОДУ НАЗЫВАЮТСЯ “ДЕТСКИМИ”
К «детским» пособиям принято относить выплаты, касающиеся рождения детей. Перечень федеральных «детских» пособий приведен в Федеральном законе от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Рассмотрим, как с 1 января 2019 года изменятся (увеличатся) размеры наиболее часто выплачиваемых «детских» пособий, а именно:
- пособия за постановку на учет в ранние сроки беременности;
- единовременного пособия при рождении ребенка;
- ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет;
- пособия по беременности и родам.
Эти пособия выплачивает работодатель.
Также в 2019 году действует Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Он предусматривает две ежемесячные «путинские» выплаты на детей – на первого и на второго ребенка.
Виды пособий и круг лиц, имеющие право на оформление:
- по нетрудоспособности – для лиц, временно потерявших работоспособность;
- по безработице – для лиц, состоящих на учете, на бирже труда;
- детские – предусмотрено для матерей (пособие по беременности и родам, декрет, рождение ребенка, пособие по уходу за ребенком);
- на похороны – для малообеспеченных граждан;
- предназначенные военным – для граждан, уволенных с военной службы и семьям военных, состоящих на срочной службе;
- выплаты, назначенные по медицинским показаниям из-за обнаружения поствакцинального осложнения – при условии медицинских показаний о возникновении заболевания;
- выплаты, по медицинским показаниям при обнаружении трудовых увечий и профессиональных заболеваний – для всех граждан РФ.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат» Верхнекетского района Томской области
Вводный и итоговый контроль знаний
участников Чемпионата по финансовой грамотности
Вводный контроль проводится с целью определения имеющегося уровня знаний по финансовой грамотности у участников перед началом Чемпионата, итоговый контроль проводится с целью определения приобретенного за время Чемпионата уровня знаний у участников после окончания Чемпионата.
Вводный и итоговый контроль проводится в форме тестирования. Тестирование проводится по теме 1 «Личные (семейные) финансы. Финансовое планирование и бюджет», которая заявлена как основная тема в Чемпионате. Тесты включают в себя 8 вопросов-заданий. Во время проведения аттестации, тестируемый отмечает любым способом один из предложенных в тесте вариантов ответов. Проверка выполнения тестовых заданий может осуществляться как педагогом-игротехником, так и участниками игры в виде взаимоконтроля.
За правильно выполненное задание обучающийся получает 1 балл, за неправильное выполнение – 0 баллов. В итоге все баллы суммируются и переводятся в следующую шкалу оценивания:
- «отлично» – участник Чемпионата набрал 8 баллов (восемь правильных ответов по теме);
- «очень хорошо» – участник Чемпионата набрал 7 баллов (семь правильных ответов по теме);
- «хорошо» – участник Чемпионата набрал 6 баллов (шесть правильных ответа по теме);
- «удовлетворительно» – участник Чемпионата набрал 4-5 баллов (три правильных ответа по теме);
- «неудовлетворительно» – участник Чемпионата набрал -3 балла (три правильных ответа по теме);
- «плохо» – участник Чемпионата набрал 2 балла (2 правильных ответа по теме);
- «очень плохо» – участник Чемпионата набрал менее 0 баллов (ни одного правильного ответа по теме).
К вводному и заключительному контролю допускаются все участники Чемпионата. Время проведения вводного и заключительного контроля – по 10 минут.
Таблица сравнения уровня знаний
до и после окончания Чемпионата по финансовой грамотности
Оценка (кол-во баллов) | До начала Чемпионата (кол-во человек) | После окончания Чемпионата (кол-во человек) | % к числу принявших участие в контроле знаний |
«Отлично» (8 баллов) | |||
«Очень хорошо» (7 баллов) | |||
«Хорошо» (6 баллов) | |||
«Удовлетворительно» (5-4 баллов) | |||
«Неудовлетворительно» (3 балла) | |||
«Плохо» (2 балла) | |||
«Очень плохо» (0 баллов) | |||
Итого |
Фамилия _____________________ Имя ____________________ Дата _________
Тест для проведения вводного и заключительного контроля
Тема . Личные (семейные) финансы. Финансовое планирование и бюджет
1. Семейный бюджет – это:
а) та сумма денег, которую семья может потратить на покупку продуктов питания
б) баланс расходов и доходов семьи за определенный период
в) остаток средств семьи после уплаты налогов
г) сумма зарплаты родителей и пенсии бабушки/дедушки
2. При каком уровне дохода на одного члена семьи в месяц нужно начинать планирование семейного бюджета?
а) от 7 000 до 15 000 рублей в месяц
б) от 15 000 до 30 000 рублей в месяц
в) от 30 000 до 100 000 рублей в месяц
г) более 100 000 рублей в месяц
д) планирование не нужно
е) независимо от уровня дохода
3. Главное правило планирования семейного бюджета:
а) приоритетные расходы должны составлять не менее 60% семейного бюджета
б) необходимо откладывать не более 10% средств для финансовой подушки безопасности
в) доходы всегда должны превышать расходы
г) при недостатке средств нужно экономить на карманных расходах
4. Расходы семьи Ивановых 30 000 руб. в месяц, какого размера должна быть финансовая подушка безопасности семьи?
а) 30 000 руб.
б) 90 000 руб.
в) чем больше, тем лучше
г) никакая подушка не нужна
5. В Российской Федерации НДФЛ это:
а) налог на доход физических лиц, составляющий 13% от совокупного дохода
б) налог на доход физических лиц, составляющий 18% от реального дохода
г) налог на доход физических лиц, составляющий 20% от совокупной прибыли
д) налог на доход физических лиц, составляющий 13% от реального дохода
6. Установите соответствия:
1) трудовой доход | а) процент с банковского депозита |
2) имущественный доход | б) пенсия |
3) трансферты | в) зарплата |
г) выигрыш в лотерею | |
д) наследство | |
е) предпринимательский доход | |
ж) деньги от сдачи квартиры в аренду |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
7. Соотнесите виды доходов с экономическими ролями.
1. Собственник квартиры | A. Дивиденд |
2. Предприниматель | Б. Процент |
3. Вкладчик | В. Арендная плата |
4. Акционер | Г. Заработная плата |
5. Наёмный работник | Д. Прибыль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8. Распределите следующие виды расходов по категориям. Ответы впишите в таблицу.
- На бензин для автомобиля
- На хлеб
- На покупку нового мобильного телефона
- На дискотеку
- На новый чайник
- На оплату кредита
- На питание в школьной столовой
- На коммунальные услуги
- На лекарства
- На покупку новых спортивных кроссовок
Обязательные расходы | Произвольные расходы |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Банковские услуги
Банки – учреждение, аккумулирующие денежные средства и накопления, предоставляющие кредит, осуществляющие денежные расчёты, учёт векселей, эмиссию денег и ценных бумаг, операцию с золотом, иностранной валютой.
Банки – это финансово-кредитные учреждения, оказывающие различные финансовые услуги юридическим и физическим лицам
Функции банков Выпускают деньги Принимают сбережения граждан для выгодных вложений в коммерческую деятельность Помогают в организации платежей за товары Покупают и продают ценные бумаги
Банковская система КОМЕРЧЕСКИЕ БАНКИ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
Центральный банк Коммерческие банки Центробанк РФ: выпускает в обращение российские деньги, контролирует отечественные коммерческие банки, даёт им кредиты , хранит их финансовые резервы. (Подчиняется правительству).
Вкладчик решил положить деньги в два банка. В банк « Южный » он положил 400 тыс. р., и через год его вклад составил 420 тыс. р. В банк «Северный» он положил 700 тыс. р., и через год его вклад составил 728 тыс. р. В какой банк следовало бы положить все деньги? В банке «Южный» ставка по вкладам 5%, а в «Северном» — 4%.
Можно купить телефон, который стоит 10 тыс. р., в кредит в магазине . Первый взнос 1 тыс. р., далее ежемесячный взнос в течение 12 месяцев — 1 тыс. р. Можно взять кредит в банке, заплатить сразу 10 тыс. р ., а через год вернуть, выплатив 25% годовых по кредиту. Какой вариант более рациональный? Рациональнее взять кредит в банке.
Фондовые биржи – это организации занятые обращением ценных бумаг крупных компаний. Интересы владельцев во время фондовых торгов представляют: брокеры, маклеры (посредники). Дилер – работник биржи, принимающий заявки на куплю-продажу ценных бумаг.
Параграф №. Выучить новые понятия Домашнее задание