Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовная сфера | 457.17 КБ |
Политика | 177.46 КБ |
Право | 1.06 МБ |
Социальная сфера | 729.99 КБ |
Экономика | 862.55 КБ |
Индивидуальная карта ученика | 36.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
КУЛЬТУРА (лат. «возделывание», «развитие», «образование», «воспитание») – система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируются взаимодействия людей.
Культурный комплекс – это совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных (совокупность всех культурных комплексов одного народа и человечества составляет культурное наследие).
Пример: спортивная игра – футбол или этикет.
Культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое(в масштабе всего человечества культурное наследие выражают культурные универсалии)
Культурные универсалии – это нормы, ценности, правила, традиции и свойства, присущие всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.
Пример: спорт, календарь, танцы и др.
Функции культуры:
- Человекотворческая или гуманистическая (главная функция);
- Информационная;
- Познавательная;
- Нормативная;
- Ценностная.
Формы культуры:
- Элитарная – высокая культура, создаваемая профессиональными творцами (изящное искусство, классическая музыка, литература).
- Народная культура (любительская или коллективная) – создаётся анонимными творцами, не имеющих профессиональной подготовки (легенды, мифы, сказки, танцы, песни и т.д.).
- Массовая (общественная)- культура, появившаяся в середине ХХ века с распространение средств массовой информации.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.
- Молодёжная;
- Пожилых людей;
- Национальных меньшинств;
- Профессиональная;
- Криминальная и т.д.
Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычае, которыми руководствуется большинство членов общества.
Контркультура – это такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей, но противостоит ей.
Искусство
Искусство – это особая форма общественного сознания и практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей, то есть прекрасного.
Искусство в широком смысле – художественное творчество в целом: (архитектура, скульптура живопись и тд.)
Искусство в узком смысле – только изобразительное искусство (живопись и скульптура)
Искусство – вершина художественной культуры.
Художественная культура – совокупность всех видов художественной деятельности, включая продукт и процесс деятельности.
Функции искусства:
- Эстетическая
- Познавательная
- Воспитательная
- Коммуникативная
- Очищающая (истинные произведения искусства заставляют нас переживать сильные эмоции, чувства, которые благотворно воздействуют на нашу душу).
Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
Виды ценностей:
- Материальные;
- Общественно-политические;
- Духовные;
- Положительные;
- Отрицательные.
Семь фундаментальных ценностей важных для всех людей и сфер общества
- Истина
- Красота
- Добро
- Польза
- Господство
- Справедливость
- Свобода
РЕЛИГИЯ
Религия – это сложная система, состоящая из религиозного мировоззрения, религиозного культа, религиозной организации и религиозных ценностей.
- Архаичные политеистические религии (многобожие)– тотемизм, фетишизм, анимизм.
- Мировые монотеистические религии (однобожие)– буддизм, христианство, ислам, иудаизм.
Функции религии:
- Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
- Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
- Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
- Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
- Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
- Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
- Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
- Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.
Мировые монотеистические религии:
- Иудаизм, иуде́йство — религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейскогонарода, одна из древнейших монотеистических религий человечества (возникла в I веке до н.э.).
- Буддизм- религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
- Христианство возникло в I веке н. э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже в первые десятилетия своего существования христианство получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.
Направления христианства:
- Католицизм;
- Православие;
- Протестантизм (лютеранство, кальвинизм и англиканство).
- Ислам — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха. В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами.
Образование.
Образование – это процесс формирования сознания человека, его представлений о своём месте в жизни, его взглядов, убеждений, умственных привычек и моделей поведения.
Образование - это совокупность знаний, полученных специальным образом.
Система образования Российской Федерации:
- Общеобразовательная школа.
- Средние профессиональное образование.
- Высшие учебные заведения.
Формы получения образования:
- в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
- в форме семейного образования;
- Самообразования;
- экстерната
Уровни (ступени) общего образования.
- Начальное общее (1-4 класс)
- Основное общее (5-9 класс)
- Среднее общее. (10-11 класс)
НАУКА
Наука – это сфера человеческой деятельности, основная роль которой заключается в создании и систематизации объективных знаний об окружающем мире, включающем природу и общество.
Черты науки:
- Особая система знаний о природе, обществе, человеке;
- Особый вид деятельности человека (исследование, имеющее целью полученние новых данных);
- Система учреждений и организаций;
- Самая сложная область интеллектуальной деятельности человека.
Система науки:
- Естественные (химия, физика, биология);
- Общественные;
- Гуманитарные (философия, история, литературоведение, искусствоведение);
- Технические;
- Социальные науки (социология, психология, экономика, политология, этнография).
Методы:
- Опрос;
- Наблюдение;
- Эксперимент;
- Метод измерения.
Сознание – это непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, во многом предвосхищающих практическую деятельность человека.
Познание – это отражение и восприятие действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание – это процесс поиска истины.
Уровни познания:
- Эмпирический (обнаружение новых фактов и тенденций, первоначальные обобщения)
- Теоретический (формирование общей закономерности, создание концепций и теорий)
Ступени познания:
- Рациональное
- Чувственное
Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия – основа и главная форма достоверного познания.
Рационализм – философское направление, признающее разум основой и главной формой познания, противостоит сенсуализму.
Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека.
Истина – отражение в сознании человека предметов и явлений такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта.
- Абсолютная
- Относительная
Научное познание.
Цель:
- Добывать людям новые знания;
- Исследовать ещё не изученные области знания;
- Разгадывать тайны мироздания;
- Предсказывать изменения в мире;
- Научиться применять научные познания на практике.
Цивилизация ( лат. Civilis «гражданский», «государственный») это социальная и культурная общность людей, которая опирается на единую систему основных духовных ценностей.
Цивилизация – это заключительная стадия эволюции любой культуры, для которой характерно развитие техники, деградация искусства и литературы, превращение народов в безликие массы. (О. Шпенлер)
Мировоззрение – это важный элемент духовной культуры людей, система их взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение к окружающей его действительности и самому себе.
Типы мировоззрения:
- Политическое, религиозно-нравственное, патриотическое;
- Научное и ненаучное;
- Материалистическое или идеалистическое;
- Религиозное и атеистическое;
- Революционное и реакционное.
Счастье — психологическое состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни, и осуществление своего назначения.
Удовольствие — положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение одной или нескольких потребностей.
Гедонизм (от греч. hedone — наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований.
Предварительный просмотр:
Монархия – это форма правления, при которой во главе стоит одно лицо (монарх); власть его передаётся по наследству.
Признаки конституционной (парламентской) монархии.
- Наряду с монархом имеются высшие органы государственной власти – парламент, правительство.
- Парламент избирается народом.
- Имеет место разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную).
- Монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны и носят церемониальный характер.
Республика - форма государственного устройства, при которой верховная власть в государстве принадлежит выбранным на определённый срок органам власти.
Признаки президентской республики.
- И официальным, и фактическим главой государства является президент.
- Президент имеет широкие полномочия и играет ключевую роль в осуществлении власти в стране.
- Президент избирается народом или коллегией выборщиков и, следовательно, независим от парламента.
- Президент назначает и смещает членов правительства.
- Президент возглавляет правительство.
- Правительство ответственно перед президентом.
- Президент является верховным главнокомандующим.
- Президент имеет право вето на законы, принятые парламентом.
- Президент имеет право самостоятельно издавать нормативные и ненормативные акты.
- Президент имеет право распускать парламент (в некоторых государствах).
Признаки парламентской республики.
- Парламент является важнейшим из органов государственной власти.
- Правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте на выборах.
- Правительство ответственно перед парламентом.
- Фактическим руководителем государства является глава правительства –премьер-министр (как правило, лидер партии, победившей на выборах).
- В парламентских республиках предусмотрена должность президента, однако президент – номинальное лицо, выполняющее, как правило, церемониальные функции.
Признаки смешанной республики.
- В стране одновременно имеются «сильный» парламент и «сильный» президент.
- Президент избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не является главой государства.
- Наряду с президентом предусмотрена должность премьер-министра, также наделённого широкими полномочиями.
- И президент, и парламент участвуют в формировании правительства.
- Правительство ответственно и перед парламентом, и перед президентом.
Форма государства – это совокупность систем организации государственной власти, которая включает в свою структуру определённые элементы: форму правления, форму территориального устройства и политический режим.
Форма государственного устройства – способ территориальной организации государства, влияющий на распределение полномочий между центральной, региональной и местными властями.
Унитарное государство – имеет единую территорию и единую (централизованную) систему государственной власти.
Признаки унитарного государства.
- Единство и однородность территории;
- Наличие одной общегосударственной конституции;
- Глава государства распространяет свою власть на всю территорию страны;
- Единое гражданство;
- Единая правовая и законодательная система;
- Единая судебная система.
Федерация – сложное (союзное) государство, состоящее из частей, обладающих признаками государства.
Признаки федеративного государства.
- Территорию федерации составляют территории её субъектов;
- Территории федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти, символику.
- В стране имеется единая союзная конституция, в которой, в частности, разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром.
- Разрешено двойное гражданство;
- Двухканальная налоговая система: федеральные и налоги субъектов федерации.
Политический режим- это система методов осуществления государственной власти, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.
Тоталитарный режим (признаки):
Тоталитаризм — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.
- Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.
- Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.
- Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.
- Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации.
- Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.
- Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения.
- Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»).
- Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.
- Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.
- Централизованное планирование экономики.
- Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами и распространением оружия среди населения.
- Приверженность экспансионизму.
- Административный контроль над отправлением правосудия.
- Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью.
Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.
- Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов
- Народ является единственно легитимным источником власти
- Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интерес
- Разделение государственной власти.
Гражданское общество – это такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются и защищаются его права и свободы, государство способствует динамичному развитию экономики и политической свободе, находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, идеалах демократии и справедливости.
Признаки гражданского общества:
- Свобода.
- Открытость.
- Плюрализм:
- Наличие различных классов, слоёв, социальных групп имеющих собственные интересы;
- Наличие политических сил, выражающих данные интересы;
- Отсутствие обязательной государственной идеологии и т.д.
- Правовой характер (общество обладает там, где имеет место правовое государство, т.е. государство, основанное на праве, соблюдение конституции, законов, подзаконных актов).
- Самоуправляемость и саморазвитие.
Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в одном случае – когда устанавливается правовое государство.
Правовое государство - это государство, где власть ограничена законом, правом, в котором выражается власть народа.
Признаки правового государства:
- Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем.
- Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.
- Законность во всех сферах жизни (основанность действий государства, его органов, партий, организаций, юридических лиц, граждан на конституции, законах, подзаконных актах).
- Верховность и прямое действие конституции.
- Разделение властей.
- Высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан.
ПАРТИЯ
Политическая партия- это организованная группа людей, разделяющих общую политическую программу и стремящихся законным путём прийти к власти, поставив своего президента и сформировав своё правительство.
Функции политических партий:
- Политическая – овладение государственной властью.
- Представительская – выражение интересов определённых групп и слоёв населения.
- Электоральная – организация и участие в избирательной кампаниях.
- Социализации – воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан.
- Рекруиторская – отбор и выдвижение политически грамотных лидеров для парламента и правительства.
Черты партии:
- Наличие программы (совокупность положений, описывающих будущее устройство общества);
- Устав;
- Руководящие органы (избираются на партийных собраниях);
- Основная цель - борьба за власть;
- Местные организации.
- Список членов партии.
Партийная система- это совокупность всех существующих и действующих партий.
- Однопартийная
- Двухпартийная
- Многопартийная
Государство – организация политической власти общества, охватывающая определённую территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.
Признаки государства:
- Наличие публичной власти (аппарат управления и аппарат подавления);
- Суверенитет;
- Территория и административно –территориальное деление;
- Правовая система;
- Гражданство (население);
- Монополия на сбор налогов.
Функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Внутренние функции – это направления деятельности государства по решению задач внутри государства.
- Законотворческая;
- Экономическая;
- Социальная (организация жизни общества);
- Обеспечение порядка;
- Культурно-воспитательная, пропагандистская.
- Защита существующего общественного строя от внутренних беспорядков.
Внешние функции – это основные направления деятельности государства по решению внешнеполитических задач.
- Обеспечение внешней безопасности и целостности государства, его независимости;
- Сотрудничество с другими государствами;
- Участие в решении глобальных проблем.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Социальная структура — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.
Страта социальная — элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим социальным признаком (имущественным, профессиональным или иным).
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак (пол, возраст), основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.
Каждый человек, как правило, обладает не одним, а нескольким Социологи различают:
- прирожденный статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.
- приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).
- предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.
Социальная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус».
Социальная стратификация (социальное расслоение) - одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии.
Средний класс - группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей. К среднему классу, как правило, относят людей, которые имеют высокий уровень образования и квалификации, и занимают в обществе промежуточное положение: между богатой небольшой частью и значительной - низкооплачиваемой частями населения.
Социальная мобильность.
Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность
Горизонтальная мобильность — переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое).
- Индивидуальная мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно.
- Географическая мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).
Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.
- Восходящая мобильность — социальный подъем, движение вверх (Например: повышение в должности).
- Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).
Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).
Национальные отношения.
Этнос (от греч. – племя, народ) – собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию.
Три типа этносов (этнических общностей):
- Племя;
- Народность;
- Нация.
Этнообразующие факторы:
- Кровное родство (единство происхождения от одного предка);
- Устойчива межпоколенная преемственность;
- Единство территорий;
- Единство языка;
- Общность исторической судьбы;
- Общая культура и традиции;
- Общее самосознание.
Племя – исторически первая ступенька формирования этноса. Племя значительное число родов и кланов. Они обладают собственным языком, или диалектом, территорией, формальной организацией, общими церемониями.
Народность – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Она представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность.
Нация – автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам.
Характерные особенности нации.
- Устойчива государственность;
- Общность экономической жизни;
- Развитая социальная среда.
Межнациональные отношения -взаимодействие нескольких социально-этнических общностей, способствующее развитию отношений между людьми разных национальностей.
Межнациональные отношения включают две разновидности.
- Отношения между разными национальностями внутри одного государства.
- Отношения между разными нациями-государствами.
Этноцентризм – уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать нормы другой культуры как неправильные, низкие, неэстетические.
Конфликт.
Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Разряды конфликтов.
- Внутриличностный (происходит внутри одного человека);
- Межличностный (между двумя людьми);
- Социальный (между двумя группами).
Виды конфликтов.
- Политические конфликты (из-за власти, территории и престижа);
- Экономические конфликты( из-за денег и ресурсов);
- Культурные и религиозные (по поводу разделения дефицитных духовных благ);
- Профессиональные ( между профессиями и отраслями);
- Этнические (между народами и территориями).
Способы протекания конфликта.
- Конфронтация ( пассивное противостояние , без открытого столкновения);
- Соперничество (борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества. Цель соперничества – приобретение лучших профессиональных позиций);
- Конкуренция (цель – получение выгоды и прибыли).
Способы решения конфликтов.
- Компромисс – решение через взаимные уступки;
- Переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;
- Посредничество – использование третьей стороны в решении проблемы;
- Арбитраж – для решения проблемы стороны обращаются к специальным полномочным органам власти;
- Применение силы – одностороннее использование силы.
Предварительный просмотр:
Экономика – это наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления. Основателем науки экономики считают великого греческого философа Аристотеля.
Экономическая наука изучает.
- Экономические потребности;
- Экономические блага(средства удовлетворения потребностей);
- Ресурсы (факторы производства), используемые для производства экономических благ;
- Экономический выбор(предпочтение наилучшего из ресурсов для производства);
- Производственные возможности (использование всех имеющихся ресурсов и передовых технологий).
Факторы производства – это ресурсы, необходимые для ведения процесса производства.
Ресурсы – это денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов.
Виды ресурсов.
- Труд (физический и интеллектуальный)
- Земля (природные ресурсы)
- Капитал (средства производства)
- Предпринимательская деятельность (управленческие навыки).
Экономическая система.
Экономическая система – это исторически возникшая или установленная совокупность правил, принципов, норм, которые определяют форму и содержание основных экономических отношений в производстве, распределении и потреблении.
Типы экономических систем.
- Традиционная.
- Командная.
- Рыночная.
- Смешанная.
Функции государства в экономики.
- Регулирование денежного хозяйства страны;
- Защита механизма конкуренции, антимонопольное регулирование;
- Помощь социально незащищённым слоям населения;
- Формирование законодательной основы экономики;
- Охрана интересов потребителей;
- Регулирование использования природных ресурсов;
- Контроль за сферой внешней торговли и обменом валюты.
Способы воздействия государства на экономику.
- Создание законов;
- Налогообложение;
- Таможенные пошлины;
- Установка предельного уровня цен;
- Государственные закупки товаров и услуг.
Спрос и предложение.
Спрос – это желание, намерение покупателей приобрести данный товар, подкреплённое денежной возможностью.
Предложение – желание или намерение продавца предложить свой товар к продаже.
Величина спроса – это количество товаров и услуг, которые покупатель желает и способен приобрести по данной цене.
Величина предложения – это количество товаров и услуг, которые продавцы готовы предложить на рынок в данный период времени и в данном месте.
Равновесная цена – это цена, при которой весь поставленный на рынок товар покупается.
Что ограничивает спрос потребителя?
- Размер индивидуального дохода;
- Потребности, необходимые сегодня;
- Мода, т.е. общественная оценка того, что стоит сегодня покупать, а что – нет;
- Цена на товары- заменители.
Маркетинг – это система управления производственно – сбытовой деятельностью предприятия, основанная на комплексном анализе рынка.
Функции маркетинга.
- Комплексное изучение рынка;
- Выявление неудовлетворенного спроса и потенциальных потребностей;
- Планирование товарного ассортимента;
- Разработка мероприятий по удовлетворению потребностей.
Рынок – место встречи продавцов и покупателей, где сталкиваются их интересы.
Цена – количество денег, уплачиваемое за единицу товара или услуги.
Конкуренция – своеобразное соперничество, соревнование между людьми, их организациями в достижении сходных целей, результатов.
Налоги.
Налог – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами.
Виды налогов.
- Прямые (взимаемые с дохода и имущества).
- Косвенные (установленные на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара).
- Федеральные, региональные (налоги субъектов федерации).
- Налоги с юридических и физических лиц
- Прогрессивные и регрессивные.
Государственный бюджет – роспись доходов и расходов государства на определённый период (на год).
Виды.
- Сбалансированный бюджет
- Положительное сальдо (профицит)
- Отрицательное сальдо (дефицит)
Предпринимательство.
Предпринимательство (бизнес) – самостоятельная, инициативная деятельность человека, направленная на производство товаров или услуг с целью получения прибыли.
Предприниматель – человек, придумавший новое дело, удовлетворяющее какую-то потребность и приносящее прибыль.
Прибыль – обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, одна из основных экономических категорий; представляет собой излишек выручки от продажи товара над затратами на их производство и реализацию.
Производство - процесс создания различных видов экономических продуктов; процесс создания материальных благ, услуг.
Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в установленном законом порядке.
Отрасль – группа предприятий, производящих одинаковые продукты, использующих сходную технологию или одинаковое сырьё. Например, автомобильная отрасль включает всю совокупность заводов по изготовлению автомобилей, автобусов, грузовиков и т.д.
Финансирование бизнеса.
- Самофинансирование (собственные деньги, вложенные в дело);
- Кредиты (ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая банками и другими финансово-кредитными органами на условиях полного возврата);
- Инвестиции - денежные средства, вкладываемы с целю получения дохода,(частные и иностранные, государственные);
Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости . Включают в себя: материальные затраты , расходы на оплату труда , проценты за кредиты.
Виды:
- Постоянные (не зависят от объёма).
- Переменные ( зависят от объёма).
- Внешние издержки — плата за ресурсы физическим и юридическим лицам, которые не входят в число работников или владельцев данной фирмы. Например, зарплата работников по найму (не входящих в число работников фирмы), выплаты за сырьё (кроме собственной добычи).
- Внутренние издержки — издержки, используемые только в отношении собственного ресурса (ресурсов) без затрат на труд или услуги лиц, не состоящих в числе данной фирмы или другого юридического лица. Например, затраты на улучшение качества какой-либо конкретной продукции.
Макроэкономика— наука , изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений.
Микроэкономика — наука , изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной , распределительной, потребительской и обменной деятельности.
Валовой внутренний продукт общепринятое сокращение — ВВП — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства .
Валовой национальный продукт— в отличие от ВВП , отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть размер ВНП.
Деньги.
Отличительные черты денег.
- Портативны (легко умещаются в кармане);
- Однородны;
- Стабильны (стоимость денег одинакова всегда);
Узнаваемы.
Функции денег.
- Средства обращения;
- Мера стоимости;
- Средства накопления;
- Средства платежа;
- Мировые деньги – деньги, обслуживающие мировые расчёты.
Деньги как валюта.
- Национальная (выпускается данным государством);
- Иностранная (денежные знаки других государств);
- Конвертируемая (может обмениваться на другую валюту);
- Неконвертируемая (не может обмениваться на другую валюту, её вывоз из страны запрещен).
Ценные бумаги – это имеющие юридическую силу денежных или товарные документы, дающие их владельцам имущественные права и право на получение определённой денежной суммы.
Банки – это финансово-кредитные учреждения, оказывающие различные финансовые услуги юридическим и физическим лицам:
- Выпускают деньги;
- Принимают сбережения граждан для выгодных вложений в коммерческую деятельность;
- Помогают в организации платежей за товары;
- Покупают и продают ценные бумаги.
Банковская система.
- центральные банки, осуществляющие государственное регулирование банковской сферы и денежную эмиссию.
- коммерческие банки, осуществляющие предпринимательскую банковскую деятельность;
- универсальные банки, осуществляют все основные виды банковских операций;
- инвестиционные банки, специализируются на инвестициях, чаще всего в ценные бумаги;
- сберегательные банки, специализируются на привлечении средств населения;
- Иногда выделяют:
- «Ритейловый банк» («Розничный банк») — ориентирован на работу с частными лицами.
- «Кэптивный банк» («Карманный банк») — дочерний банк крупной промышленной или банковской структуры, основным назначением которого является обслуживание операций материнской компании.
Экономическая интеграция – это тесная взаимосвязь, взаимозависимость, системное соединение в единое целое экономических возможностей различных государств.
Предварительный просмотр:
Индивидуальная карта подготовки к ЕГЭ по обществознанию
ФИО, ученика ______________________________________
Теория
№ | Тема | Теория | Понятия | Контрольный опрос | Замечания |
1 |
| ||||
2 |
| ||||
3 |
| ||||
4 |
| ||||
5 |
| ||||
6 |
| ||||
7 |
| ||||
8 |
|
Проверочные работы
№ | Проверочные работы | Результат | Замечания |
1 |
| ||
2 |
| ||
3 |
| ||
4 |
|
Тестовая часть (1 раз)
Вариант | Задания | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
Тестовая часть (2 раз)
Вариант | Задания | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |