Статьи
На этой странице помещены статьи, опубликованные в печатных изданиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование ИКТ-технологий в учебном процессе | 51 КБ |
Компьютерная диагностика знаний учащихся | 30.5 КБ |
Педагогическое проектирование | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе
Павелко И.В.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 г. Ставропля
Использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета.
Эти технологии открыли возможность для создания самими преподавателями иллюстрированных учебных продуктов, которые облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, ведь восприятие информации – важный этап обучения, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути.
Информационно-коммуникационные технологии открывают также принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащихся. При использовании ИКТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы.
Компьютерные технологии используются для организации проектной деятельности учащихся, что зачастую способствует тому, что разработанные пректы в дальнейшем используются учителем в его прфессиональной деятельности.
ИКТ-технологии позволяют проектировать электронные учебные материалы.
Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
- Усвоить базовые знания по предмету.
- Систематизировать усвоенные знания.
- Сформировать навыки самоконтроля.
- Сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности.
- Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над новым материалом.
Большинство обучающих программ, которые были созданы мною в содружестве с учениками и учителями-предметниками состоят из трех уровней: обучающего, развивающего и контролирующего.
Работа с этими электронными уроками может проводиться под руководством учителя, когда он является ведущим, задает определенный темп изучения нового материала.
Ученик может работать с этими материалами самостоятельно, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию в зависимости от успешности обучения и личностных психологических качеств (восприятия, памяти, мышления и пр.). Учитель в этом случае является консультантом.
Необходимо предусмотреть проверку и коррекцию знаний учащегося без затраты дополнительного времени учителя.
Так, например, тема «Основы математической логики и логические основы ЭВМ» представлена следующим образом: уроки с использованием презентаций по разделам формы мышления, алгебра высказываний, таблицы истинности сложных логических выражений, логические законы, логические схемы ЭВМ, функциональные схемы и структурные формулы логических устройств. Эти материалы включены в обучающий сайт «Основы логики и логические основы ЭВМ», созданный с использованием программного средства «Конструктор школьных сайтов». http://sch2.stavedu.ru/matem_inf/uroki_pavelko/p2aa1.html
В обучающие презентации можно включать видеофрагменты. Так в презентацию по теме «Информационное моделирование» включены имитационные музыкальные модели.
При изучении раздела "Алгоритмизация и программирование", в частности темы «Массивы», наряду с изложением теоретического материала при составлении алгоритмов и программ для решения конкретных задач можно по гиперссылке выходить в конкретную среду программирования с целью демонстрации работы программы.
Разработаны и используются презентации для проверки и актуализации знаний перед объяснением нового материала. Работать с этими материалами можно как в групповом, так и в индивидуальном режиме.
Спроектированные подобным образом педагогические программные средства позволяют активизировать работу учащихся, организовать интерактивное обучение, в ходе которого происходит пополнение новыми знаниями в результате взаимодействия учителя и ученика, учеников между собой, ученика и компьютера. Цель такого обучения – создание комфортных условий, при которых обучаемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает более продуктивным сам процесс учения.
ИКТ-технологии позволяют проводить компьютерную диагностику знаний учащихся.
Подобный контроль знаний по различным темам дает возможность каждому ученику оценить свои успехи по объективным критериям. Учителю же такой контроль дает достаточно полную картину успехов каждого ученика в овладении знаниями и умениями в соответствии с обязательными требованиями программы.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования учащихся, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, совместный разбор результатов теста.
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически, исключая субъективизм преподавателя.
Безусловно, подобный контроль не позволяет в полной мере выявить качество знаний испытуемых, но незнание материала выявляет сразу.
Входные, промежуточные и выходные срезы по математике, информатике, физике и другим предметам проводились у нас в школе, как правило, с помощью созданных в содружестве с грамотными и перспективными учащимися обучающих программ по различным темам курсам.
В этих программах использовались тесты открытого и закрытого типов.
Сейчас используются готовые программные оболочки, некоторые из которых, достаточно надежные, качественные и эффективные.
Одна из таких оболочек – MyTest (сайт Клякс@.net), состоящая из программы тестирования учащихся, редактора тестов и журнала результатов предназначена для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте или измененной преподавателем шкале.
Редактор тестов весьма удобен, имеет дружественный интерфейс. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTest и использовать их на уроках.
При наличии компьютерной сети можно организовать централизованный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала MyTest. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время.
Программа MyTest работает с семью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении.
Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому, в настройках теста, предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время). (В настоящее время не использую)
И, наконец, при правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. При включении обучающего режима учащийся получает информацию об своих ошибках.
Тестирование можно проводить также с использованием Конструктора школьных сайтов, создав соответствующие страницы.
ЦОРы, включенные в 1С образование 4. Школа также имеют инструмент для создания и проведения оперативного и весьма разнообразного контроля знаний.
Таким образом, пользуясь не только готовыми, но и самостоятельно разработанными КИМ (в основном именно ими), учитель имеет достаточно полную картину успехов каждого ученика, может оказать индивидуальную помощь учащемуся по обнаруженным пробелам в знаниях и корректировать собственную деятельность при обнаружении неудовлетворительных результатов по теме у значительной части учащихся.
Предварительный просмотр:
КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Павелко И.В.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 г. Ставрополя
При систематическом проведении контроля знаний учащихся по различным темам с помощью компьютера у каждого школьника появляется возможность оценить свои успехи по объективным критериям. Учителю же такой контроль дает достаточно полную картину успехов каждого ученика в овладении знаниями и умениями в соответствии с обязательными требованиями программы.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования учащихся, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, совместный разбор результатов теста.
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически, исключая субъективизм преподавателя.
Безусловно, подобный контроль не позволяет в полной мере выявить качество знаний испытуемых, но незнание материала выявляет сразу.
Входные, промежуточные и выходные срезы по математике, информатике, физике и другим предметам проводились у нас в школе, как правило, с помощью созданных в содружестве с грамотными и перспективными учащимися обучающих программ по различным темам курсам.
Ученик, работающий с этими программами, видел на экране результат своей работы: количество верных ответов на данный момент времени во всех заданиях и количество верных ответов в текущем задании.
В этих программах использовались тесты открытого и закрытого типов.
Сведения о каждом учащемся, его оценки и результирующий код записывались в выходные файлы, которые формировались в каждой работе.
В настоящее время использовать эти программы нет возможности в связи с заменой компьютерной техники и ее другими параметрами.
Поэтому сейчас используются готовые программные оболочки, некоторые из которых, достаточно надежные, качественные и эффективные.
Одна из таких оболочек – MyTest (сайт Клякс@.net), состоящая из программы тестирования учащихся, редактора тестов и журнала результатов предназначена для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте или измененной преподавателем шкале.
Редактор тестов весьма удобен, имеет дружественный интерфейс. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTest и использовать их на уроках.
При наличии компьютерной сети можно организовать централизованный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала MyTest. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время.
Программа MyTest работает с семью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении.
Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому, в настройках теста, предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время). (В настоящее время не использую)
И, наконец, при правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. При включении обучающего режима учащийся получает информацию об своих ошибках.
Тестирование можно проводить также с использованием Конструктора школьных сайтов, создав соответствующие страницы.
ЦОРы, включенные в 1С образование 4. Школа также имеют инструмент для создания и проведения оперативного и весьма разнообразного контроля знаний.
Таким образом, пользуясь не только готовыми, но и самостоятельно разработанными КИМ (в основном именно ими), учитель имеет достаточно полную картину успехов каждого ученика, может оказать индивидуальную помощь учащемуся по обнаруженным пробелам в знаниях и корректировать собственную деятельность при обнаружении неудовлетворительных результатов по теме у значительной части учащихся.
Предварительный просмотр:
Педагогическое проектирование электронных учебных материалов
Павелко И.В.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 г. Ставропля
Перед учителем всегда стоит проблема оптимальной организации урока, чтобы он имел максимальную эффективность. Именно проблема эффективности урока рассматривается в качестве основной при конструировании занятий по определенным темам курса информатики с использованием электронных учебных материалов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
- Усвоить базовые знания по предмету.
- Систематизировать усвоенные знания.
- Сформировать навыки самоконтроля.
- Сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности.
- Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над новым материалом.
Большинство обучающих программ, которые были созданы мною в содружестве с учениками и учителями-предметниками состоят из трех уровней: обучающего, развивающего и контролирующего.
Работа с этими электронными уроками может проводиться под руководством учителя, когда он является ведущим, задает определенный темп изучения нового материала.
Ученик может работать с этими материалами самостоятельно, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию в зависимости от успешности обучения и личностных психологических качеств (восприятия, памяти, мышления и пр.). Учитель в этом случае является консультантом.
Необходимо предусмотреть проверку и коррекцию знаний учащегося без затраты дополнительного времени учителя.
Так, например, тема «Основы математической логики и логические основы ЭВМ» представлена следующим образом: уроки с использованием презентаций по разделам формы мышления, алгебра высказываний, таблицы истинности сложных логических выражений, логические законы, логические схемы ЭВМ, функциональные схемы и структурные формулы логических устройств. Эти материалы включены в обучающий сайт «Основы логики и логические основы ЭВМ», созданный с использованием программного средства «Конструктор школьных сайтов». http://sch2.stavedu.ru/matem_inf/uroki_pavelko/p2aa1.html
В обучающие презентации можно включать видеофрагменты. Так в презентацию по теме «Информационное моделирование» включены имитационные музыкальные модели.
При изучении раздела "Алгоритмизация и программирование", в частности темы «Массивы», наряду с изложением теоретического материала при составлении алгоритмов и программ для решения конкретных задач можно по гиперссылке выходить в конкретную среду программирования с целью демонстрации работы программы.
Разработаны и используются презентации для проверки и актуализации знаний перед объяснением нового материала. Работать с этими материалами можно как в групповом, так и в индивидуальном режиме.
Спроектированные подобным образом педагогические программные средства позволяют активизировать работу учащихся, организовать интерактивное обучение, в ходе которого происходит пополнение новыми знаниями в результате взаимодействия учителя и ученика, учеников между собой, ученика и компьютера. Цель такого обучения – создание комфортных условий, при которых обучаемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает более продуктивным сам процесс учения.