Авторские учебные программы

Павелко Ирина Витальевна

На этой странице расположены программы:

-углубленного изучения информатики 8-9 классы;

-углубленного изучения информатики 10-11 классы;

-спецкурса "Прграммарование для начинающих" 7 класс.

Все программы имеют рецензии специалистов

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа углубленного курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы)

Пояснительная записка.

Настоящая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, программы базового курса И.Г. Семакина и др., Стандарте основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение к приказу Минобразования России от 15.03.04 №1089) и «Обязательного минимального содержания обучения информатике» (уровень Б), утвержденного Минобразованием РФ (приказ № 56 от 30.06.99 г.). Она представляет собой вариант построения углубленного курса  информатики и ИКТ, изучаемого в среднем звене школы (8 – 9  классы).

Приоритетными объектами изучения являются информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия, как:  информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение учащимися навыков использования средств информационно-коммуникационных технологий.

Увеличено количество часов на темы:

  • Информация и информационные процессы;
  • Управление, алгоритмизация и программирование;
  • Формализация и моделирование;
  • Хранение и обработка информации в базах данных.
  • Табличные вычисления на компьютере.
  • Передача информации в компьютерных сетях

Добавлены:

  • Основы математической логики, так как логические операции используются при изучении ряда тем.
  • Вторая ветвь линии моделирования: моделирование знаний. Это направление связано с разделом информатики, называемым искусственным интеллектом. Здесь дается представление о проблемах, решаемых в области искусственного интеллекта, вводится понятие модели знаний, дается представление о логической модели знаний.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Предлагаемая программа рассчитана (в соответствии с Федеральным учебным планом) на изучение информатики в течение двух лет (8-9 классы) по три часа  в неделю в 8 классе и 4 часа в неделю в 9 классе,  всего 245 час.. При проведении  занятий класс делится на две подгруппы.

В связи с тем, что ряд тем (информация и информационные процессы, представление информации, компьютер как универсальное устройство обработки информации, обработка текстовой информации) изучались в 7 классе, в данной программе предусмотрено их повторение, добавление неизученных разделов и выполнение практикумов.

Содержание обучения.

Тематическое планирование.

8 класс.

Общее число часов – 105 ч.

Информация и информационные процессы – 10 часов.

  • Информация как знания человека. Информационные объекты различных видов. Информационные процессы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Измерение информации.  Различные подходы к измерению информации (содержательный и алфавитный).
  • Вероятность и информация. Решение задач

Представление информации – 8 часов.

  • Язык как способ представления информации. Дискретная форма представления информации. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации.
  • Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 5 часа.

  • Архитектура ЭВМ. Основные устройства. Программный принцип работы компьютера. Состав программного обеспечения. Функции операционной системы. Пользовательский интерфейс Windows. Знакомство с ОС Windows: работа с окнами, запуск и завершение работы программ.
  • Виды компьютерной памяти и их сравнение. Свойство ОП. Данные и программы. Файлы и файловые структуры. Понятие файлового менеджера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером.
  • Вирусы и антивирусные программы.
  • Архивация и разархивация файлов.

Обработка текстовой информации – 6 часов.

  • Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности и принципы работы с ними. Создание и простейшее редактирование документа. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания.
  • Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Форматирование текста. Использование списков.
  • Использование таблиц. Вставка графического изображения. Использование объектов WordArt.
  • Включение в текстовый документ диаграмм и формул.
  • Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
  • Распознавание текста.
  • Компьютерные словари и системы перевода.
  • Сохранение документа в различных текстовых форматах, печать документа.

Практикум: работа I.

Обработка графической информации – 4 часа

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов. Размер графического файла.

Практикум: работа II.

Мультимедийные технологии – 8 часов.

  • Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
  • Звуки и видеоизображения.
  • Технические приемы записи звуковой и видеоинформации.
  • Использование простых анимационных графических объектов.

Практикум: работа III, IV.

Элементы математической логики.  - 11 часов.

  • Элементы математической логики. Логические высказывания, логические величины, логические операции. Логические схемы.
  •  Решение логических задач методом рассуждений и табличным методом..

Управление,  алгоритмизация и программирование – 44 ч.

  • Управление и кибернетика.
  • Управление с обратной связью.
  • Технология решения задач с использованием компьютера.
  • Формализация задачи.
  • Определение и свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов: блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
  • Исполнители алгоритмов. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов.
  • Графический учебный исполнитель.
  • Типы алгоритмов. Алгоритмические структуры.
  • Разбиение задач на подзадачи, вспомогательные алгоритмы.  
  • Языки программирования, их классификация.
  • Основные понятия Pascal ABC/
  • Правила представления данных.
  • Правила записи основных операторов.
  • Программирование алгоритмов различной типологии.
  • Организация данных.
  • Структурированные данные: массивы, записи, файлы.

Практикум: работа V.

Информационные технологии и общество. Повторение курса – 9 часа.

  • Предыстория информационных технологий.
  • История ЭВМ и ИКТ.
  • Информационные ресурсы современного общества
  • Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы информационной сферы.
  • Повторение темы «Информация и информационные процессы»
  • Повторение темы «Основы математической логики»
  • Практикум по решению задач «Алгоритмирование и программирование»

9 класс.

Общее число часов – 140  ч.

Повторение курса 8 класса  -  12

Алгоритмизация и программирование (продолжение) – 18 ч.

  • Алгоритмы обработки массивов.
  • Процедуры и функции.
  • Нестандартные типы данных
  • Записи и файлы.

Компьютерные сети и их типы.  Знакомство с языком разметки гипертекста HTML – 20 часов.

  • Компьютерные сети и их типы. Основные типы услуг, предоставляемых клиентам глобальных компьютерных сетей (электронная почта, телеконференции, файловые архивы).
  • Всемирная паутина. Поисковые серверы. Формирование простых запросов для поисковых серверов.
  • Основные компоненты компьютерных сетей. Работа в локальной сети.
  • Основные понятия языка HTML. Структура документа HTML. Форматирование текста. Управление цветом. Гиперссылки.
  • Работа со списками.
  • Работа с графикой. Шрифты. Основные правила разработки Web-страниц.
  • Разработка таблиц в HTML.
  • Формы.

Практикум: работа IX.

Информационное моделирование - 14 часов.

  • Понятие модели. Модели натурные и информационные.
  • Виды информационных моделей.
  • Структурные модели.

Практикум: работа VI.

Хранение и обработка информации в базах данных – 20 часов.

  • Понятие основные типы БД, информационной системы.
  • Основные понятия БД.
  • Системы управления БД и принципы работы с ними.
  • Просмотр и редактирование БД.
  • Проектирование и создание однотабличной БД.
  • Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.
  • Логические операции.
  • Поиск, удаление и сортировка записей.

Практикум: работа VII.

Базы знаний. Язык логического программирования на Прологе - 14 часов.

  • Понятие искусственного интеллекта. Базы знаний и экспертные системы.
  • Язык логического программирования Пролог. Основные понятия Пролога: факт, правило, цель. Синтаксис Турбо Пролога. Создание простейших баз знаний и формирование к ним целей.
  • Конъюнкция и дизъюнкция в Прологе.

Табличные расчеты и ЭТ - 28 часов.

  • Знакомство с ЭТ. Просмотр и редактирование ЭТ.  Ввод информации в ЭТ: тексты, числа, формулы.
  • Понятие диапазона. Относительная и абсолютная адресация. Статистические функции.
  • Логические операции и условная функция.
  • Графическая обработка табличных данных. Построение графика функции, построение диаграммы.
  • Организация рабочей книги. Ввод общей информации о документе. Управление листами.
  • База данных как электронная таблица.

Практикум: работа VIII.

Повторение курса – 14 ч.

Практикум.

  1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
  2. Создание графического объекта.
  3. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
  4. Запись и обработка видеофильма.
  5. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу.
  6. Работа с моделями.
  7. Работа с учебной БД.
  8. Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов.
  9. Создание и обработка комплексного информационного объекта  в виде Web-страницы (Web-сайта) с использованием шаблонов.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • Виды информационных процессов; примеры источников, приемников, носителей информации.
  • Единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного представления информации.
  • Основные свойства алгоритма, типы и способы алгоритмов; понятие вспомогательного алгоритма.
  • Программный принцип работы компьютера.
  • Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

Уметь:

  • Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы.
  • Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности.
  • Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации.
  • Создавать информационные объекты в том числе:
  • Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения.
  • Создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронный, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления к другому.
  • Создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.
  • Создавать записи в базах данных.
  • Создавать Web-страницы.
  • Искать  информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам.
  • Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
  • Проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов.
  • Создание информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы.
  • Организация индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
  • Передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Учебно-методический комплекс.

  1. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. М. БИНОМ. Лаборатория знаний 2012.г.
  2. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. М. БИНОМ. Лаборатория знаний 2012.г.
  3. Семакин И.Г., Залогова Л.А. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  4. Семакин И.Г., Залогова Л.А. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  5. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: Лаборатория знаний, 2006.
  6. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  7. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе:  Методическое пособие. – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  8. Электронные уроки по темам курса.



Предварительный просмотр:

Программа углубленного курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы)

Пояснительная записка.

Настоящая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, программы базового курса И.Г. Семакина и др., Стандарте основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение к приказу Минобразования России от 15.03.04 №1089) и «Обязательного минимального содержания обучения информатике» (уровень Б), утвержденного Минобразованием РФ (приказ № 56 от 30.06.99 г.). Она представляет собой вариант построения углубленного курса  информатики и ИКТ, изучаемого в среднем звене школы (8 – 9  классы).

Приоритетными объектами изучения являются информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия, как:  информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение учащимися навыков использования средств информационно-коммуникационных технологий.

Увеличено количество часов на темы:

  • Информация и информационные процессы;
  • Управление, алгоритмизация и программирование;
  • Формализация и моделирование;
  • Хранение и обработка информации в базах данных.
  • Табличные вычисления на компьютере.
  • Передача информации в компьютерных сетях

Добавлены:

  • Основы математической логики, так как логические операции используются при изучении ряда тем.
  • Вторая ветвь линии моделирования: моделирование знаний. Это направление связано с разделом информатики, называемым искусственным интеллектом. Здесь дается представление о проблемах, решаемых в области искусственного интеллекта, вводится понятие модели знаний, дается представление о логической модели знаний.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Предлагаемая программа рассчитана (в соответствии с Федеральным учебным планом) на изучение информатики в течение двух лет (8-9 классы) по три часа  в неделю в 8 классе и 4 часа в неделю в 9 классе,  всего 245 час.. При проведении  занятий класс делится на две подгруппы.

В связи с тем, что ряд тем (информация и информационные процессы, представление информации, компьютер как универсальное устройство обработки информации, обработка текстовой информации) изучались в 7 классе, в данной программе предусмотрено их повторение, добавление неизученных разделов и выполнение практикумов.

Содержание обучения.

Тематическое планирование.

8 класс.

Общее число часов – 105 ч.

Информация и информационные процессы – 10 часов.

  • Информация как знания человека. Информационные объекты различных видов. Информационные процессы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Измерение информации.  Различные подходы к измерению информации (содержательный и алфавитный).
  • Вероятность и информация. Решение задач

Представление информации – 8 часов.

  • Язык как способ представления информации. Дискретная форма представления информации. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации.
  • Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 5 часа.

  • Архитектура ЭВМ. Основные устройства. Программный принцип работы компьютера. Состав программного обеспечения. Функции операционной системы. Пользовательский интерфейс Windows. Знакомство с ОС Windows: работа с окнами, запуск и завершение работы программ.
  • Виды компьютерной памяти и их сравнение. Свойство ОП. Данные и программы. Файлы и файловые структуры. Понятие файлового менеджера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером.
  • Вирусы и антивирусные программы.
  • Архивация и разархивация файлов.

Обработка текстовой информации – 6 часов.

  • Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности и принципы работы с ними. Создание и простейшее редактирование документа. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания.
  • Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Форматирование текста. Использование списков.
  • Использование таблиц. Вставка графического изображения. Использование объектов WordArt.
  • Включение в текстовый документ диаграмм и формул.
  • Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
  • Распознавание текста.
  • Компьютерные словари и системы перевода.
  • Сохранение документа в различных текстовых форматах, печать документа.

Практикум: работа I.

Обработка графической информации – 4 часа

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов. Размер графического файла.

Практикум: работа II.

Мультимедийные технологии – 8 часов.

  • Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
  • Звуки и видеоизображения.
  • Технические приемы записи звуковой и видеоинформации.
  • Использование простых анимационных графических объектов.

Практикум: работа III, IV.

Элементы математической логики.  - 11 часов.

  • Элементы математической логики. Логические высказывания, логические величины, логические операции. Логические схемы.
  •  Решение логических задач методом рассуждений и табличным методом..

Управление,  алгоритмизация и программирование – 44 ч.

  • Управление и кибернетика.
  • Управление с обратной связью.
  • Технология решения задач с использованием компьютера.
  • Формализация задачи.
  • Определение и свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов: блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
  • Исполнители алгоритмов. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов.
  • Графический учебный исполнитель.
  • Типы алгоритмов. Алгоритмические структуры.
  • Разбиение задач на подзадачи, вспомогательные алгоритмы.  
  • Языки программирования, их классификация.
  • Основные понятия Pascal ABC/
  • Правила представления данных.
  • Правила записи основных операторов.
  • Программирование алгоритмов различной типологии.
  • Организация данных.
  • Структурированные данные: массивы, записи, файлы.

Практикум: работа V.

Информационные технологии и общество. Повторение курса – 9 часа.

  • Предыстория информационных технологий.
  • История ЭВМ и ИКТ.
  • Информационные ресурсы современного общества
  • Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы информационной сферы.
  • Повторение темы «Информация и информационные процессы»
  • Повторение темы «Основы математической логики»
  • Практикум по решению задач «Алгоритмирование и программирование»

9 класс.

Общее число часов – 140  ч.

Повторение курса 8 класса  -  12

Алгоритмизация и программирование (продолжение) – 18 ч.

  • Алгоритмы обработки массивов.
  • Процедуры и функции.
  • Нестандартные типы данных
  • Записи и файлы.

Компьютерные сети и их типы.  Знакомство с языком разметки гипертекста HTML – 20 часов.

  • Компьютерные сети и их типы. Основные типы услуг, предоставляемых клиентам глобальных компьютерных сетей (электронная почта, телеконференции, файловые архивы).
  • Всемирная паутина. Поисковые серверы. Формирование простых запросов для поисковых серверов.
  • Основные компоненты компьютерных сетей. Работа в локальной сети.
  • Основные понятия языка HTML. Структура документа HTML. Форматирование текста. Управление цветом. Гиперссылки.
  • Работа со списками.
  • Работа с графикой. Шрифты. Основные правила разработки Web-страниц.
  • Разработка таблиц в HTML.
  • Формы.

Практикум: работа IX.

Информационное моделирование - 14 часов.

  • Понятие модели. Модели натурные и информационные.
  • Виды информационных моделей.
  • Структурные модели.

Практикум: работа VI.

Хранение и обработка информации в базах данных – 20 часов.

  • Понятие основные типы БД, информационной системы.
  • Основные понятия БД.
  • Системы управления БД и принципы работы с ними.
  • Просмотр и редактирование БД.
  • Проектирование и создание однотабличной БД.
  • Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.
  • Логические операции.
  • Поиск, удаление и сортировка записей.

Практикум: работа VII.

Базы знаний. Язык логического программирования на Прологе - 14 часов.

  • Понятие искусственного интеллекта. Базы знаний и экспертные системы.
  • Язык логического программирования Пролог. Основные понятия Пролога: факт, правило, цель. Синтаксис Турбо Пролога. Создание простейших баз знаний и формирование к ним целей.
  • Конъюнкция и дизъюнкция в Прологе.

Табличные расчеты и ЭТ - 28 часов.

  • Знакомство с ЭТ. Просмотр и редактирование ЭТ.  Ввод информации в ЭТ: тексты, числа, формулы.
  • Понятие диапазона. Относительная и абсолютная адресация. Статистические функции.
  • Логические операции и условная функция.
  • Графическая обработка табличных данных. Построение графика функции, построение диаграммы.
  • Организация рабочей книги. Ввод общей информации о документе. Управление листами.
  • База данных как электронная таблица.

Практикум: работа VIII.

Повторение курса – 14 ч.

Практикум.

  1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
  2. Создание графического объекта.
  3. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
  4. Запись и обработка видеофильма.
  5. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу.
  6. Работа с моделями.
  7. Работа с учебной БД.
  8. Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов.
  9. Создание и обработка комплексного информационного объекта  в виде Web-страницы (Web-сайта) с использованием шаблонов.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • Виды информационных процессов; примеры источников, приемников, носителей информации.
  • Единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного представления информации.
  • Основные свойства алгоритма, типы и способы алгоритмов; понятие вспомогательного алгоритма.
  • Программный принцип работы компьютера.
  • Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

Уметь:

  • Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы.
  • Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности.
  • Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации.
  • Создавать информационные объекты в том числе:
  • Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения.
  • Создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронный, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления к другому.
  • Создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.
  • Создавать записи в базах данных.
  • Создавать Web-страницы.
  • Искать  информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам.
  • Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
  • Проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов.
  • Создание информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы.
  • Организация индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
  • Передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Учебно-методический комплекс.

  1. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. М. БИНОМ. Лаборатория знаний 2012.г.
  2. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. М. БИНОМ. Лаборатория знаний 2012.г.
  3. Семакин И.Г., Залогова Л.А. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  4. Семакин И.Г., Залогова Л.А. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  5. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: Лаборатория знаний, 2006.
  6. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  7. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе:  Методическое пособие. – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  8. Электронные уроки по темам курса.



Предварительный просмотр:

Программа спецкурса «Программирование для начинающих»

8 класс

Пояснительная записка.

Настоящая программа составлена с целью привития интереса к программированию на более ранней стадии обучения, чем это предусмотрено в базовом курсе.

Актуальность разработки данного спецкурса обусловлена так же и тем, что при  ГИА в форме ЕГЭ большая часть заданий (в частности уровень С) – это задания на умение программировать.  

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, позволяет получить необходимые знания по основам  программирования на языке   Паскаль АВС, рассчитана на 35 часов.

Курс включает в себя рассмотрение и знакомство с типовыми алгоритмами и структурами: ввод-вывод, использование циклов, работа с массивами, решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности.

Изучение данного курса имеет важное значение для развития мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений; открывает новые возможности для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д.

Цель курса:  приобретение учащимися базового набора знаний, умений и навыков по программированию. Особое внимание уделяется развитию алгоритмического стиля мышления учащихся. Под способностью алгоритмически мыслить понимается  умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата.

        Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда мир. В то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, полезные и в более широком контексте.

Задачи курса:

  •  знакомство с типовыми алгоритмами: ввод-вывод данных, использование циклов, работа с массивами;
  • знакомство со структурированными типами данных;
  • профессиональное самоопределение учащихся;
  • развитие алгоритмического мышления;
  • решение задач повышенной сложности и олимпиадных задач.

        Формируемые компетенции:

  1.  Информационная компетенция: умение самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.
  2.  Проблемная компетенция: умение самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации; формулировать цель; делить цель на ряд последовательных задач; находить альтернативные пути и средства решения задач, доводить решение проблемы до конца.

        Методы обучения:

Основная методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Конкретная среда языка программирования Паскаль АВС рассматривается с позиции приобретения учащимися навыков программирования.

Преобладающий тип занятий – практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера среде языка программирования Паскаль АВС.

Форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности, на развитие алгоритмического, операционного мышления учащихся.

        Планируемый результат:

Учащиеся должны знать:

- алгоритмические конструкции, исполнители;

- основы программирования на одном из языков программирования;

- общую структуру языка программирования, его синтаксис;

- правила определения типа переменной и ее описания;

 - правила записи операторов языка, порядок выполнения операций, стандартные и пользовательские функции, записи и выполнения арифметических и логических функций;

Учащиеся должны уметь:

- правильно записывать символы и ключевые слова языка программирования;

- записывать числовые и логические константы, задавать и описывать переменные;

- описывать тип и размерность массивов;

- составлять математическую модель, алгоритм и программу для решения простых задач;

- понимать листинг, корректировать программу;

- выводить результаты на дисплей или записывать в файл;

- решать олимпиадные задачи начального уровня.

Содержание спецкурса.

                                Содержание

Количество часов

1.

Разработка типовых алгоритмов с помощью языка программирования:

- Использование структурированных операторов в программах

- Разработка программ с разветвляющейся структурой

- Разработка программ циклической структуры

- Общие сведения о подпрограммах

- Разработка процедур и функций в программах

10 ч

2.

Разработка программных продуктов, содержащих структурированные типы данных:

- Разработка программ с использованием массивов

- Строки

- Работа с файлами данных

- Текстовые файлы как источник исходных данных

- Работа с записями

 

17 ч

3.

Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности.

7 ч

                                                             

Тематическое планирование.

 №

                                       Тема

Кол-во часов

Теор.

Практ.

I

Разработка типовых алгоритмов с помощью языка программирования:

10 ч

5 ч

5 ч

1.

Основные понятия. Структура программы. Типы данных. Операторы ввода, выводи, присваивания. Программирование алгоритмов линейной структуры.

2 ч

1 ч

1 ч

2.

Ветвления в алгоритмах и программах:

- Организация ветвлений с помощью условных операторов и операторов выбора

1 ч

1 ч

-

3.

Разработка программ с разветвляющейся структурой:

- Программирование с использованием условных операторов

- Программирование с использованием операторов выбора

3 ч

1 ч

2 ч

4.

Организация программ циклической структуры.

1 ч

1 ч

5.

Разработка программ циклической структуры:

- Программирование циклов с известным числом повторений

- Программирование циклов с предусловием

- Программирование циклов с постусловием

3 ч

1 ч

2 ч

II

Разработка программных продуктов, содержащих структурированные типы данных:

17 ч

5 ч

12 ч

6.

Разработка программы с использованием массивов:

- Одномерные массивы. Организация доступа к элементам массива

- Программирование задач с использованием одномерных массивов

- Двумерные массивы. Программирование задач с использованием двумерных массивов.

3 ч

1 ч

2 ч

7.

Строки:

-описание строкового типа

- строковые процедуры  и функции

- обработка строк

4 ч

8.

Работа с файлами данных:

- Описание файлового типа

- Типизированные, текстовые и не типизированные файлы

- Процедуры и функции для работы с файлами

3 ч

1 ч

2 ч

9.

Текстовые файлы как источник исходных данных:

- инициализация текстового файла

- Запись информации в текстовый файл

Чтение информации из текстового файла

3 ч

1 ч

2 ч

10.

Работа с записями:

- Объявление записей

- Обращение к элементам записи

4 ч

1 ч

3 ч

III

Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности.

8 ч

8 ч

ИТОГО:

35 ч

  1.   /    26

I. Разработка типовых алгоритмов с помощью языка программирования (10 ч)

         Структура программы. Операторы присваивания, ввода, вывода. Условный оператор. Оператор выбора. Организация ветвлений с помощью условного оператора и оператора выбора. Циклы. Организация программ циклической структуры: циклы с предусловием, с постусловием, с параметром.

Учащиеся должны знать:

- правила записи на языке программирования операторов присваивания, ввода, вывода,  условного оператора, оператора выбора, цикла с предусловием, цикла с постусловием, цикла со счётчиком, процедуры, функции;

- основные приёмы отладки и тестирования программ.

Учащиеся должны уметь:

- составлять и записывать программы, используя известные алгоритмические конструкции;

- распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;

- проводить отладку и тестирование программ.

II. Разработка программных продуктов, содержащих структурированные типы данных (17 ч).

        Массив. Одномерный и многомерный массив. Программирование задач с использованием одномерных массивов. Программирование задач с использованием многомерных массивов. Строки. Строковые процедуры и функции. Обработка строк. Файлы. Типы файлов. Процедуры и функции для работы с файлами. Записи. Работа с записями.

Учащиеся должны знать:

- понятие массива, описание многомерных и одномерных массивов;

-основные строковые процедуры и функции;

- понятие файла, типы файлов;

- процедуры и функции для работы с файлами;

- записи, алгоритмы работы с записями;

Учащиеся должны уметь:

- описывать тип и размерность массивов;

- составлять математическую модель, алгоритм и программу для решения простых задач;

- понимать листинг, корректировать программу;

- выводить результаты на дисплей или записывать в файл;

- программировать задачи с использованием массивов, файлов, строк, записей.

III. Решение олимпиадных задач и задач повыше

Интернет-олимпиады по программированию Центра «Лидер»

Учащиеся должны знать:

- правила регистрации на сайте,  правила участия в интернет-проекте «Олимпиады по  программированию Центра «Лидер».

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться автоматической интернет-системой для сдачи решений олимпиадных задач;

- решать олимпиадные задачи начального уровня.

Литература для учителя и учащихся:

  1. Т.Ю. Грацианова «Программирование в примерах и задачах». БИНОМ 2013 г.
  2. Т.С. Богомолова «Алгоритмизация и программирование». КУДИЦ-ПРЕСС 2007
  3. И.А. Бабушкина, С.М. Окулов «Практикум по Турбо Паскалю», Москва АБФ 1998.
  4. Н.Б. Культин Turbo Pascal в задачах и примерах. – Спб. «БХВ – Петербург», 2003..
  5. С.М. Кашаев «Паскаль для школьников», Спб. «БХВ – Петербург», 2010.
  6. А.В. Мендель. «Информатика. Подготовка учащихся к олимпиадам», издательсьво «Учитель», 2008.
  7. Н.Н. Некляева «Олимпиадный марафон», издательство «Учитель», 2008..